Конкурентные рынки, конкуренция и конкурентоспособность

Конкурентные рынки, конкуренция и
конкурентоспособность

С.Г.Светуньков, И.А.Курамшин

Только
выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить
в условиях рынка. Предприятия, вкладывающие силы в неконкурентоспособный товар
обречены на гибель. О конкуренции и конкурентоспособности товаров, как это было
показано в предыдущих параграфах, написано и опубликовано достаточно много
научных работ, в каждой из которых даются те или иные определения. , очевидно, заключается в том, что один
человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо>.
А.Маршалл, написавший эти строки, под , как представляется,
понимал субъект рынка.

В
литературе, посвященной данной проблеме, в принципе присутствует три подхода к
определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на
рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход
рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет
уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической
экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по
которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на
современной теории морфологии рынка.

Первый
подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за
достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция хотя и в
различной интерпретации, но все же определяется как соперничество экономических
субъектов. Вот наиболее типичные определения:

состязательность
хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия
эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие
условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех
товаров, которые требуются потребителю;

состязательность
на рынке в условиях отсутствия монополии;

состязательные,
сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами
хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них
обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат,
оттеснить соперника. Конкуренция – есть особый вид по замыслу честной
экономической борьбы, в которых при наличии в принципе равных шансов у каждой
из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная
сторона;

соперничество
между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и
продажи товаров;

соперничество
между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции;

соперничество
на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение
максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей;

Для
литературы советского периода характерно отрицательное отношение к конкуренции
в целом. Конкуренция определяется как .

В
более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на
диаметрально противоположное. Например, .

В
рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как
неотъемлемый элемент рыночного механизма. А.Смит трактовал конкуренцию как
поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают
на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция – это
та самая рынка, которая координирует деятельность его
участников.

Конкуренция
выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения,
уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и
покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид
кривых спроса и предложения. .

Конкуренция
– механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм
межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

В
современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство
рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В
зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные
типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение
экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не
соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от
поведения отдельных участников рынка. В этой связи важно различие терминов
и . В современном понимании термин
относится к действительному поведению, тогда как термин
относится к определяющей строение рынка модели,
используемой для предсказания поведения на определенном рынке. Поведение
экономических агентов может иметь характер соперничества лишь при олигопольном
строении рынка, когда их взаимозависимость положительна и достаточно высока. С
другой стороны, поведение монополиста или полиполиста (участника рынка
совершенной конкуренции) не может характеризоваться как соперничество,
поскольку на рынках такого строения взаимозависимость экономических субъектов
ничтожно мала.

Соперничество
проявляется в предложении новых продуктов, улучшении качества уже выпускаемых,
рекламировании своих продуктов, специальных мерах по продвижению их на рынок и
т.п. Ярко выраженное соперничество может наблюдаться в поведении субъектов,
которые в то же время не могут быть названы совершенными конкурентами. Но и
наоборот, совершенная конкуренция наблюдается на тех рынках, где явное
соперничество отсутствует. Таким образом, различие конкуренции и соперничества
возникло лишь с развитием теории строения рынка. Экономисты-классики не
различали этих понятий, говоря просто о конкуренции. Но, говоря о свободной
конкуренции, они, прежде всего, имели ввиду соперничество. Рынок – продажи
однородного товара и его ближайших субститутов. Степень взаимозаменяемости
товара детерминируется перекрестной ценовой эластичностью спроса: если
эластичность меньше единицы, то можно говорить о завершении рынка.

В
основу классификации рынков могут быть положены различные критерии. Наиболее
распространенный критерий – число участников рынка (табл.1). Следует отметить,
что конкурентность рынка определяется не только количеством фирм на нем. Иногда
важна не столько конкуренция внутри рынка, сколько конкуренция за рынок. Даже
одна фирма на рынке может действовать как в соревновательных условиях, если
барьеры входа невелики и есть потенциальная угроза возникновения конкурентов.

Таблица
1. Типы строения рынков по Штакельбергу:

Покупатели

Продавцы

 

Много

Несколько

Один

Много

Двухсторонняя

полиполия

Олигополия

Монополия

Несколько

Олигопсония

Двусторонняя олигополия

Монополия, ограниченная олигопсонией

Один

Монопсония

Монопсония, ограниченная олигополией

Двухсторонняя монополия

Э.
Чемберлин предложил использовать для классификации рынков два критерия –
взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными предприятиями и
взаимозависимость этих предприятий.

Первый
критерий может быть представлен коэффициентом ценовой перекрестной эластичности
спроса на товары, предлагаемые предприятиями. Второй – коэффициентом объемной
или количественной перекрестной эластичности. Первый характеризует влияние
изменения цены j-го предприятия на выпуск i-го, второй – влияние выпуска j-го
предприятия на цену i-го. Чем выше коэффициент ценовой перекрестной
эластичности спроса, тем выше однородность выпускаемых предприятиями товаров
(их взаимозаменяемость). Чем выше количественная перекрестная эластичность, тем
более жесткая взаимозависимость предприятий.

Дж.
Блейн добавил третий критерий – условие входа на рынок (Е), которое
определяется относительным превышением действительной цены товара PL его
конкурентной цены, равной средним общим затратам длительного периода Pc:

Е
= ( PL – Pc) Pc. (3.1)

Чем
выше Е, тем привлекательнее рынок, тем вероятнее вход на рынок. В случае
монополии, как правило Е>0, но вход на рынок блокирован.

Синтезированное
представление о классификации по этим критериям приведено в таблице 2. Как
легко убедиться, практическое применение этой классификации затруднительно, так
как для ее реализации необходимо осуществить расчеты коэффициентов перекрестной
ценовой и количественной эластичности, определение средних издержек долгосрочного
периода. Поэтому на практике предпочитают использовать понятия совершенной и
несовершенной конкуренции.

Совершенная
конкуренция определятся разными авторами по-разному:

жесткая
конфликтная состязательность хозяйствующих субъектов, когда ни один из них не в
состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного
товара на данном рынке.

Таблица
2. Классификация товарных рынков по Чемберлину и Блейну.

Состязание
экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не в
состоянии оказать решающее влияние на общие условия реализации однородного
товара на данном рынке.

вид
отраслевого рынка, на котором много фирм продает стандартный товар и ни одна из
фирм не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта.
Цена для каждой фирмы считается заданной рынком. Вход и выход из отрасли
свободны.

состязательность
большого числа мелких покупателей и продавцов, каждый из которых обладает
достаточно полной рыночной информацией, а потому ни один из них не может
контролировать рыночный спрос, поставку товара на рынок или цену на него.
Продукт стандартный. Барьеров входа-выхода нет.

характеристика
рынка, где много фирм продают стандартный товар, и ни одна из них не имеет
достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены.

В
целом, как следует из определений, модель совершенной конкуренции
характеризуется пятью признаками:

Наличие
большого числа экономических агентов, продавцов и покупателей;

Однородность
продаваемой продукции;

Ни
один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену;

Свободный
вход на рынок и выход с него;

Максимальная
информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.

Первые
три признака характеризуют чистую конкуренцию.

К
понятию чистой конкуренции близко понятие работающей конкуренции, которое может
быть определено следующими признаками:

Крупнейшая
фирма производит незначительный объем продаж (покупок) всего рынка;

Высокая
степень мобильности ресурсов между рынками;

Отсутствие
или незначительная величина необратимых издержек (постоянных издержек
организации производства);

Наличие
потенциальных конкурентов.

Несовершенная
конкуренция определяется следующим образом:

рынок,
на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;

характеристика
рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем
над ценой, конкурируют между собой за продажи;

рынки,
на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность
воздействовать на рыночную цену.

Так
как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все
реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.

В
теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени
убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Монополистическую
конкуренцию авторы определяют следующим образом:

продавцы
конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход
новых продавцов;

тип
отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих
дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль
над продажной ценой товара. На рынке монополистической конкуренции действует
относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую
долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее
конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм
составляют в среднем от 1 до 10 % общего объема продаж на данном рынке. Вход на
данный рынок не затруднен такими барьерами как при монополии или олигополии, но
и не настолько легок, как при совершенной конкуренции.

В
целом монополистическая конкуренция характеризуется следующими признаками:

Наличие
большого числа покупателей и продавцов;

Производство
и продажа дифференцированного продукта;

Отсутствие
барьеров входа и выхода;

Наличие
незагруженных мощностей.

Концепцию
монополистической конкуренции разработал Э.Чемберлин. Он обратил внимание, что
дифференциация товара приводит к тому, что вместо единого рынка складывается
сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, существует широкое
разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной
группы. Дифференциация не исключает и монополии на продукт. Власть монополии,
однако, не распространяется на более широкий класс товаров, разновидностью которого
является монополизированный продукт. До Э.Чемберлина термин
употреблялся в отношении олигопольного
строения рынка, например у А.Пигу: .

Олигополию
определяют следующим образом:

тип
отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных
фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих
друг с другом. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при
этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар может быть
и дифференцированным и стандартным. Фирмы-олигополисты имеют влияние на
рыночную цену. В отрасли существуют высокие барьеры вхождения.

Можно
сказать, что олигополия характеризуется следующим набором признаков:

Небольшое
число продавцов (покупателей) товара;

Продавцы
(покупатели) являются крупными экономическими агентами;

Существуют
значительные барьеры входа и выхода;

Прибыль
экономических агентов в долгосрочном периоде отлична от нуля;

Продаваемый
товар может быть как дифференцированным, так и однородным.

В
зависимости от того, дифференцирован товар или нет, выделяют олигополию с
дифференцированным и стандартным товаром. Можно выделить такую разновидность
олигополии, как олигополия с доминирующей фирмой. Для нее характерны следующие
признаки:

Наличие
доминирующей фирмы – агента, который продает или покупает значительную долю
совокупного объема рынка и способен на стратегическое поведение;

Наличие
большого числа фирм-аутсайдеров, небольших по размеру фирм, выпускающих тот же
или близкий товар, но не способных оказать влияние на рыночную цену;

Рыночная
цена устанавливается под сильным влиянием доминирующей фирмы, аутсайдеры
принимают ее как данную рынком;

Наличие
барьеров входа и выхода.

Существуют
следующие определения монополии:

тип
отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не
имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и
объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии
существуют запретительно высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное
положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных
прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники
сырья, недобросовестной конкуренции;

исключительное
право производства, промысла, торговли и других видов деятельности,
принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству;

капиталистическое
объединение, захватившее практически исключительное право на производство и
реализацию определенной категории товаров. Цель объединения – извлечение
монопольно высоких прибылей. Преимущество монополий перед мелкими
производителями – возможность обеспечить высокий уровень концентрации
производства и капитала, диктовать цены, удерживать их на высоком уровне и
т.д..

Можно
сказать, что монополия определяется следующими признаками:

наличие
одного производителя (покупателя);

отсутствие
близких заменителей товара;

наличие
высоких барьеров входа (как правило, искусственного характера).

Выделяют
такую разновидность монополии, как естественная монополия. Для нее характерны:

положительный
эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими
причинами;

наличие
одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли;

возможно
существование и других фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном
периоде;

нерегулируемое
прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек;

убыточное
предельное ценообразование.

В
принципе, любая монополия ограничена, так как монополист конкурирует с
производителями других экономических благ, поэтому можно выделить ситуацию
чистой монополии – производство одним производителем всех благ в обществе
(теоретическая конструкция). По характеру ценовой политики можно выделить
простую и дискриминационную монополию: простая монополия – монополист назначает
только одну цену; дискриминационная монополия – монополист назначает несколько
цен. Возможна ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель –
такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствует только один
продавец и только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней
(билатеральной) монополией. В литературе советского периода часто встречается
понимание монополии как формы концентрации капитала безотносительно к строению
рынка. С этой точки зрения выделяют следующие виды монополий:

Картель
– соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

Синдикат
– объединение с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест
– монополия, в которой объединяется и собственность и производство, и сбыт
продукции входящих в нее фирм.

Концерн
– монополия с единым финансовым центром входящих в нее фирм разных отраслей, но
с общей технологией.

Конгломерат
– объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не
имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности
головной фирмы.

Кроме
количественных критериев могут быть предложены и другие критерии анализа
конкуренции. Например, можно исходить из:

из
характера поведения продавца:

если
считает ситуацию на рынке зависящей только от собственного поведения и реакции
на него покупателей – монополия;

если
не может предсказать реакцию конкурентов и берет рыночную цену как данную –
совершенная полиполия;

если
не может предсказать реакцию конкурентов и выбирает цену, так как его продукция
дифференцирована, но не затрагивает существенно своих конкурентов – монополистическая
конкуренция;

если
должен учитывать реакцию своих конкурентов – олигополия.

из
степени дифференциации товара:

однородная,
гомогенная конкуренция (без дифференциации товара);

разнородная,
гетерогенная конкуренция (с дифференциацией товара).

из
степени свободного проникновения в отрасль:

открытая
конкуренция – без барьеров вхождения в отрасль;

закрытая
конкуренция – с барьерами вхождения в отрасль.

из
различия применяемых действий:

конкуренция,
осуществляемая изменением цен;

конкуренция,
осуществляемая изменением товара.

В
литературе можно встретить различные отдельные виды конкуренции:

добросовестная
– недобросовестная;

ценовая
– неценовая;

внутриотраслевая
– межотраслевая;

эффективная;

действенная.

Недобросовестная
конкуренция определяется следующим образом:

действия
хозяйствующих субъектов по дискредитации конкурентов. Они включают в себя:

-распространение
ложных или неточных сведений о конкуренте;

-введение
в заблуждение потребителей относительно характера, способа, места изготовления
товара и его качества;

-незаконное
использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования или
маркировки;

-реклама
товара, не отвечающего требованиям качества;

-искажение
в рекламной информации сведений об истинных свойствах товара;

-некорректное
сравнение товаров;

-самовольное
использование или разглашение конфиденциальной научно-технической,
производственной или иной информации,

методы
конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил
конкуренции. К ним относятся:


демпинг, установление дискриминационных цен или контроля за деятельностью
конкурента с целью прекращения этой деятельности; экономический шпионаж;


тайный сговор на торгах и создание тайных картелей;


подделка продукции конкурентов;


ложная информация и реклама;


махинации с деловой отчетностью;


нарушение качества, стандартов и условий поставки продукции;


коррупция и др.,

формы
ведения конкурентной борьбы, противоречащие антимонопольному законодательству и
торговым обычаям (необъективная реклама товаров, вводящая покупателей в
заблуждение относительно потребительских свойств товаров, использование чужого
товарного знака, распространение ложных сведений о товарах, производимых
конкурентами),

использование
нерыночных форм конкурентной борьбы: рекламы недоброкачественных товаров,
распространения ложных сведений о конкурентах, незаконное использование
товарного знака и т.п.,

распространение
ложных, неточных, искаженных сведений, способных причинить убытки другому
хозяйствующему субъекту, либо нанести ущерб его деловой репутации; введение
потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места
изготовления, потребительских свойств, качества товара; самовольное
использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а
также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого
товаропроизводителя или продавца; получение, использование, разглашение
научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе
коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Ценовая
конкуренция:

стремление
добиться успеха в конкуренции за счет снижения цен, должна базироваться на
снижении себестоимости продукции; искусственное снижение цен с целью вытеснения
и разорения конкурента и завоевания монопольного положения на рынке, то есть
демпинг, не допускается,

предложение
цены на свои товары, более низкой, чем цена на аналогичную продукцию других
товаропроизводителей. Для достижения этой цели предприятие должно снизить
издержки производства, либо сознательно пойти на потерю прибыли, чтобы
удерживать за собой большую долю рынка. Понижение цены – обычно вынужденное,
экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие, так как, в
конечном счете, оно приводит к снижению прибыли,

конкуренция,
которая предполагает продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурента.
Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения
прибыли.

Неценовая
конкуренция:

конкуренция,
которая основана на продаже товаров более высокого качества и надежности,
достигаемых благодаря техническому превосходству,

использование
любых законных средств, кроме снижения цен, с целью привлечения новых
потребителей. К методам неценовой конкуренции относятся реклама, маркетинг и
инновации (обновление) продукта,

конкуренция,
при которой товаропроизводитель улучшает потребительские свойства товара,
оставляя цену неизменной. Здесь эпицентром борьбы между товаропроизводителями
становятся такие неценовые параметры продукции, как ее новизна, качество,
надежность, перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн,
удобство обслуживания и др.,

конкуренция,
которая осуществляется посредством совершенствования качества продукции и
условий ее продажи (сбыта). Неценовая конкуренция осуществляется по разным
направлениям: совершенствование технической стороны товара и улучшение
приспосабливаемости товара к нуждам потребителей.

По
поводу понятия эффективной конкуренции существуют различные мнения. Й.Шумпетер
считает, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной
экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую
ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению
сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта,
Шумпетер и называл эффективной конкуренцией. Таким образом, с точки зрения
экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с
новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения
потребностей, новые типы организации.

Концепция
действенной конкуренции возникла в результате понимания того, что абстрактная
модель совершенной конкуренции является недосягаемым идеалом, не создающим
практических основ для выработки политики конкуренции. Эта концепция
представляет собой набор соответствующих критериев, которые, как предполагается,
отражают конкурентность рынка и поэтому может служить основой для
формулирования реальной политики конкуренции. Критерии обычно выводятся из
общей аналитической схемы: . Критерии:


имеются достаточно низкие входные барьеры, так что потенциальные конкуренты
могут легко выйти на рынок при наличии возможностей получения сверхнормативной
прибыли;


имеется достаточно большое число фирм, что обеспечивает их независимость друг
от друга;


отсутствует сговор между фирмами и ограничивающие конкуренцию соглашения;


хорошо информированные потребители осуществляют рациональный выбор между
альтернативными производителями и т.д.

Конкурентные
силы:

Каждая
фирма следует собственной конкурентной стратегии для завоевания лучшей позиции
и выгод от конкурентного преимущества.

Конкурентные
силы, возникающие вследствие угрозы со стороны товаров заменителей.

Конкурентные
силы, возникающие вследствие экономических возможностей и торговых способностей
поставщиков.

Конкурентные
силы, возникающие вследствие экономических возможностей и торговых способностей
покупателей.

Конкурентные
силы, возникающие вследствие угрозы появления новых конкурентов.

Состояние
каждой силы и их совместное воздействие определяют возможности конкретной
производственной системы в конкурентной борьбе и ее потенциал.

Конкурентоспособность
товара:

соответствие
по всем параметрам требованиям рынка, покупателей, потребителей,

сравнительная
характеристика потребительских и стоимостных параметров данного товара по
отношению к товару-конкуренту. Определяемая в качестве показателя
конкурентоспособность товара выражается отношением полезного эффекта к цене
потребления (цена товара и цена его эксплуатации),

совокупность
качественных и стоимостных характеристик товара, которые отражают отличия его
от товара-аналога и обеспечивают этому товару преимущества на конкретном рынке
в заданный промежуток времени,

способность
товаров и услуг отвечать требованиям рынка.

По
многим видам продукции особенно важны технико-экономические параметры:
надежность и долговечность машин и оборудования, точность приборов,
материалоемкость и энергоемкость продукции и др. К некоторым видам продукции
предъявляют ряд обязательных требований (сертификат безопасности, сертификат
экологичности). Важны при этом эстетичность изделий, их внешний вид, удобство
пользования, соответствие художественным требованиям, в ряде случаев
национальным традициям и др. Товар должен быть конкурентоспособен и по цене,
она должна быть не выше, чем у других предприятий. Высшей конкурентоспособностью
обладают новинки – товары, выпускаемые впервые в мире или стране,
удовлетворяющие существующую потребность или вызывающие возникновение и
развитие новой потребности.

Главными
составляющими конкурентоспособности являются: технический уровень товара,
уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения, соответствие
требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам, организация
сервиса, гарантийного обеспечения, обучение персонала приобретающей стороны,
сроки поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантий, цена, условия
платежей, своевременность появления данного товара на конкретном рынке,
политико-экономическая ситуация в данном регионе. Оценка конкурентоспособности
производится на основе сопоставления данного товара с аналогичной продукцией
других фирм, которая получила признание и обладает в данный момент наивысшей
конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность
означает высокое качество товаров при поддержании высокой заработной платы и
жизненных стандартов. Важнейшим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность,
является повышение темпов производительности труда.

Понятие
конкурентоспособности тесно связано с понятием . Различаются
эти понятия в следующих аспектах. Если под качеством понимается просто совокупность
свойств, то конкурентоспособность характеризуется их соответствием конкретной
общественной потребности. В этом случае при оценке уровня конкурентоспособности
возможно сопоставление и неоднородных товаров, но удовлетворяющих одну и ту же
потребность. Параметры качества, как правило, определяются исходя из интересов
производителя, а параметры конкурентоспособности – прежде всего из интересов
потребителя. Уровень качества и технический уровень продукции задаются
техническим уровнем современного производства, а для оценки
конкурентоспособности необходимо сопоставить его с уровнем развития
потребностей. При этом превышение уровня конкурентоспособности над уровнем
развития потребностей по отдельным параметрам может быть не оценено
потребителем и не даст никакого экономического эффекта. На уровень
конкурентоспособности товара значительное влияние оказывают такие факторы
рынка, как степень удовлетворения спроса на товар, емкость отдельных сегментов
рынка, наличие конкурентов, социально-демографические характеристики товаров,
развитие снабженческо-сбытовой сети и послепродажного (сервисного)
обслуживания. Для каждого товара необходимо оценить его уровень
конкурентоспособности с тем, чтобы в дальнейшем провести анализ и выработать
успешную товарную политику. Исследования поведения покупателей показывают, что
для них в процессе отбора выигрывает тот товар, у которого отношение полезного
эффекта (Р) к затратам на его приобретение и потребление (С) максимально по
сравнению с другими аналогичными товарами. Оценка возможна только в сравнении,
поэтому оценка конкурентоспособности включает в себя следующие этапы:

а)
анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара – образца в качестве
базы;

б)
определение сравнительных параметров обоих образцов;

в)
расчет интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.

Так
как оценка конкурентоспособности является ключевой в задаче выбора правильной
конкурентной стратегии, следует остановиться более подробно на соответствующих
методиках.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.marketing.spb.ru/