СевастопольскийНациональный Технический Университет
Конкурентоспособность экономики Севастопольского региона
Князева Е.И., студентка
Кабинет Министров Украиныодним из основных направлений политики в экономической и социальной сфере в2006 году выделил повышение конкурентоспособности национальной экономики.Выполнение данной задачи выполнялось по таким приоритетным направлениям:
1. Усилениеинновационной активности предприятий реального сектора экономики и повышение егоконкурентоспособности;
2. Развитиеинструментов эффективной рыночной экономики;
3. Развитие малого исреднего бизнеса как основного фактора повышения уровня занятости населения иисточника формирования среднего класса;
4. Внедрениегосударственного инвестирования в «точки возрастания»;
5. Развитиерегиональной инфраструктуры через государственную поддержку.
Среди всех видовконкурентоспособностью регионов пренебрегают. Так как страна состоит изрегионов, то следует уделить внимание и их конкурентоспособности, а не толькостране в целом, чтобы более подробно рассмотреть данное явление в стране. Мырешили рассмотреть конкурентоспособность экономики Севастопольского региона.
Объединенными усилиямивласти, бизнеса и науки в Севастополе создается кластерная модель управлениятуристско-рекреационной деятельностью.
Теоретической базойпрактических действий по созданию кластера в экономике г. Севастополя являютсятеория конкурентоспособности Майкла Портера 2 и анализ возникновения,формирования и развития новых производственных систем в конкретно-историческихусловиях функционирования глобальной и региональных экономик, проведенныйукраинским экономистом Станиславом Соколенко.
27-й регион — городСевастополь — обладает уникальными природно-климатическими и географическимиусловиями, а также культурным, археологическим, историческим наследием для созданиятуристического продукта.
В регионе функционируетболее 10 тыс. промышленных, сельскохозяйственных предприятий различнойотраслевой направленности и форм собственности. Здесь базируется весь морскойтранспортно-рефрижераторный флот Украины, который составляет 4%рефрижераторного флота мира. Сосредоточенная в административных границах городабогатая технологическая база виноделия и накопленный опыт, делают городпоставщиком лучших виноградных и шампанских вин в Украине. ЧерезСевастопольский морской торговый и рыбный порты круглосуточно осуществляетсяперевозка различных грузов, общий объем которых достигает 2 млн. тонн ежегодно.Транспортный комплекс города имеет железнодорожную, автомобильную, морскую иавиационную составляющие. Основные автомобильные трассы Севастополь — Симферополь (пропускная способность 18 тыс. автотранспортных единиц в сутки) иСевастополь — Ялта (аналогичная пропускная способность) обеспечиваютавтодорожную связь города со всеми регионами Крыма. В границах Севастополяхорошо развит причальный флот, протяженность которого составляет более 30 км. Город имеет 287 причалов, часть которых — глубоководные.
В Севастополе 18различных научно-исследовательских, проектных и конструкторских институтов,бюро, исследовательских станций, самостоятельных научных отделов и филиалов,представлено 31 высшее учебное заведение 3-4 уровней аккредитации, 7 учебныхзаведений 1-2 уровней аккредитации (техникумы, училища, колледжи), 6профессионально-технических учебных заведений. В Севастополе 4 театра, 45кинотеатров, домов культуры, клубов, 4 музея и 2 067 памятников истории икультуры (на душу населения больше, чем в Санкт-Петербурге). Среди всемирноизвестных памятников следует назвать такие, как «Херсонес Таврический»,«Панорама героической обороны Севастополя 1854-1855 гг.»,«Британский Крымский воинский мемориал».
Правовая база превращенияСевастополя в центр мирового туризма: Указ Президента Украины от 13 марта 2000 г. № 460 «О дальнейших мерах по улучшению социально-экономической ситуации в АвтономнойРеспублике Крым и городе Севастополе», Программа развития туризма вУкраине, Программа устойчивого развития Севастополя на 2001-2005 годы,Региональная программа развития туризма в городе Севастополе до 2010 года.
14 сентября 2004 г. Распоряжением Председателя Севастопольской государственной администрации за № 1370р быласоздана рабочая группа по обеспечению кластерных исследований в г. Севастополе.В октябре 2004 г. в рамках сотрудничества Севастопольской торгово-промышленнойпалаты и администрации города с Международной Фундацией Содействия Рынку, атакже при участии автора данного материала, было проведеносоциально-экономическое исследование региона и анкетирование предприятий городана предмет создания новых производственных систем. Опрашивались фирмы,занимающиеся торговлей, туризмом, общественным питанием, строительством,транспортными и пассажирскими перевозками; предприятия аграрно-промышленногокомплекса, пищевой промышленности, судоремонтного производства; банки. Висследовании использовалось два вида анкет: «Опросный лист дляруководителей крупных предприятий» и «Анкета для оценки состояния и перспективразвития бизнеса».
Анализ анкет показал, чтоболее 61,3% исследуемых предприятий имеют опыт работы в смежных отрасляхбизнеса, 58,1% выступали субподрядчиками других предприятий или государственныхорганизаций города. 33% респондентов оказывают значительное влияние на развитиесоответствующей отрасли в регионе. Из числа проанкетированных предприятийтолько 19,4% не пытались получить заказ от частного бизнеса, остальные с 1994 г. все больше отдают предпочтение партнерам, работающим в частном секторе экономики. 35,5%респондентов участвовали в тендерах на поставку продукции государственныморганизациям.
Практически всепредприятия ориентируются на потребителей. У 93,5% компаний наблюдается видимыйрост экономических показателей, но только 2/3 имеют возможность увеличитьдобавленную стоимость. 41,9% участников анкетирования взаимодействуют сисследовательскими и инновационными учреждениями и центрами (УкрНИИМФ,ЧерноморНИИпроект и др.), а также получают информацию и консультационнуюподдержку относительно развития бизнеса от государственных, консалтинговыхобъединений и Севастопольской торгово-промышленной палаты. Для 38,7%респондентов усложнен поиск информации о новых технологиях. 71% опрошенныхпредприятий выпускают конкурентоспособную продукцию, которая имеет преимуществапо цене и качеству, 50% — имеют собственный брэнд. В тоже время практически всепредприятия работают на частично или полностью изношенном оборудовании и несертифицированы по ІSO серии 9000 (качество) и 14000 (охрана окружающей среды),что делает их уязвимыми и неконкурентными на рынке.
Более 90% опрошенныхпредприятий имеют возможности и желание проводить тренинги и повышатьквалификацию своих сотрудников, а также готовы их обучать по ускореннойпрограмме за счет государственных и собственных средств. Большая часть компанийиспользует передовые методы в кадровой политике для обеспечения качества работыи карьерного роста, стремится наладить эффективную командную работу,направленную на построение не иерархичной и более мобильной структурыуправления. 96,8% руководителей проанкетированных предприятий поощряют участиеперсонала в совершенствовании производственных процессов.