/>Содержание
Введение
1. Конкурентоспособность какэкономическая категория
1.1 Сущность конкурентоспособности, её показатели
1.2 Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях:фирмы, отрасли, региона, страны
2. Конкурентоспособность РеспубликиКазахстан
2.1Показатель (индекс), определяющий уровень жизни населения
2.2 Индекс конкурентоспособности(производительности) региона
2.3 Показатель (индекс), отражающий уровеньинфраструктурного развития региона
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность: Данная курсовая работа посвящена изучению сложнойтеме — конкурентоспособность на уровне: фирмы, отрасли, региона, страны намировых рынках. Эта тема очень актуальна, потому что в настоящее время вмировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией,неравномерностью развития, усилением борьбы между тенденциями формирования однополярногои многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между странами,регионами и фирмами. В этих условиях, когда рынок получает признание в качествеобщецивилизационной ценности, сила и мощь любого государства во все большейстепени определяются конкурентоспособностью его производителей.
Учёными были рассмотрены всеаспекты этой темы, как для каждого субъекта, так и для всех субъектов всовокупности. Менее изученными остались те особенности, которые нерассматривались при изучении всех субъектов в совокупности. В силу этого, вработе поднимаются вопросы, касающиеся каждого субъекта на мировом рынке и ихзависимость между собой.
Цель работы: является определение конкурентоспособностиКазахстанской экономики в мировом сообществе.
Задачи: для достижения поставленной цели в работе следуетвыполнить следующие задачи:
на основе теоретическогоположения обобщить сущность конкурентоспособности и её показатели;
указать особенности моделейконкурентоспособности на уровне: фирмы, отрасли, региона и страны;
на основе статистическихданных выявить возможности и угрозы российских субъектов на мировых рынках;
предложить пути повышенияконкурентоспособности мало конкурентных субъектов.
Методологическая базаисследования: Основой исследованияпослужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемаманализа конкурентоспособности. Большой вклад в разработку теоретических основконкурентоспособности внесли работы Майкла Портера «Конкуренция», ЮрияМишина «экономические основы организации конкурентоспособного производства»,Алла Дементьева «Конкурентоспособность международных компаний».
Структура работы: Моя работа включает в себя: введение, первую главу,состоящую из двух параграфов, вторую главу, состоящую из трех параграфов,заключение и список авторов.
/>/>1. Конкурентоспособность какэкономическая категория
/> 1.1 Сущность конкурентоспособности, её показатели
Конкурентоспособность — многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях.
Это конкурентоспособностьтоваров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует теснаявзаимосвязь: ведь страновая и отраслевая конкурентоспособность вконечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускатьконкурентоспособные товары.
Для понимания природыконкурентоспособности удобнее всего рынок, понимать как единую экономическуюсистему, включающую в себя ряд функционально однородных объектов и окружающуюэти объекты среду, роль которой сводится к формированию требований указанныхобъектов. Как требования среды, так и результаты функционирования объектовмогут быть представлены в виде некоторых показателей, имеющих различный экономическийсмысл. Целью каждого объекта, является достижение максимально возможногорезультата функционирования, предъявляемым потребителем.
Конкурентоспособность, какэкономическая категория, характеризует ситуацию, включающую проектные,производственные, распределительные и потребительские аспекты результатовэкономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементамэкономической системы, проявляющейся в борьбе, результатом которой должно статьперераспределение рынка, в свою пользу.
Анализ многих известныхопределений конкурентоспособности, позволяет выделить ряд моментов, безусловно,важных для вывода комплексного понятия и определения его места среди другихэкономических категорий:
конкурентоспособностькакой-либо единицы системы — это мера ее привлекательности для потребителя;
привлекательностьопределяется степенью удовлетворения требований потребителя;
состав предъявляемыхтребований и их преимущество зависит как от вида производимой единицы, так итипа ее потребителя;
конкурентоспособность, какэкономическая категория рассматривается относительно конкретного рынка иконкретного аналога;
конкурентоспособности присущдинамический характер — ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретномумоменту времени, с учетом изменений в рыночной конъюнктуре;
проблемаконкурентоспособности относится лишь к недефицитному рынку, который находится внеравновесном состоянии;
конкурентоспособность зависитот стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар;
имеет смысл говорить оконкурентоспособности лишь того товара, который уже обладает какой-то долейрынка, причем показатель конкурентоспособности существенно зависит от той доли,которую он занимает в настоящее время.
Подводя итоги из вышеуказанного, М. Портер предложил следующее определение: «Конкурентоспособность- это свойство объекта, имеющего определенную долю рынка, которое характеризуетстепень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных идругих характеристик. Уровень требования потребителей, определяет долю рынка,принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка впользу других объектов».
Следствиями приведенногоопределения являются следующие утверждения:
полностью конкурентоспособнойможет быть признана только та продукция, которая обладает различными, неуступающими своим конкурентам, показателями в условиях конкретного рынка;
основой для оценкиконкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследованиерынка, что позволит правильно оценить место исследуемого объекта на данномрынке в соответствии с аналогичными оценками субъектов рынка;
при приобретении товара,потребитель останавливает свой выбор на том образце, который в наибольшейстепени удовлетворяет его потребность;
для покупателя товара,исключительно важное значение имеет величина затрат, необходимых дляудовлетворения соответствующих потребностей;
доля объекта, на рынкезависит от ее доли в предыдущий период и потенциала конкурентоспособноститовара в данный момент: высокий потенциал способен нарушить существующее нарынке равновесие или изменить характер протекания переходных процессовперераспределения в свою пользу, низкий потенциал не способен оказать влияниена рыночные процессы;
конкурентоспособностьпродукции может быть установлена лишь в результате ее продажи, т.е. в сфереобращения.
Следовательно,конкурентоспособность — это важная рыночная категория, отражающая одно изважнейших свойств рынка — его конкурентность. При неизменных качественныххарактеристиках рыночной единицы, конкурентоспособность может изменяться вдостаточно широких пределах, реагируя на различные факторы, определяемыеконкурентной средой.
Таким образом, проблемаконкурентоспособности является комплексной. Универсального определенияконкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того, применительнок какому объекту (предмету) или субъекту оно относится. Для того чтобыправильно понять, в чем заключается сущность конкурентоспособности, когдавозможно и оправданно свойство конкурентоспособности подменять свойствомкачества или эффективности, а когда оно представляет самостоятельную категорию,следует сделать подход к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ееуровнях: уровне предприятия, отрасли, отдельного региона — субъекта федерации ина уровне национальной экономики в целом. Что я и сделаю в следующем пунктесвоей работы.1.2 Особенности моделей конкурентоспособности науровнях: />фирмы,отрасли, региона, страны
Понятие «конкурентоспособность»применительно к конкретным хозяйствующим субъектам непостоянно и меняется взависимости от её уровня: фирмы, отрасли, региона. Для этого исследуем каждыйсубъект отдельно.
Изучая факторыконкурентоспособности фирмы, необходимо отметить, что категории «конкурентоспособностьтовара» и «конкурентоспособность предприятия (производителя)» тесновзаимосвязаны, и раскрыть одно понятие, не упомянув о другом просто не возможно.Конкурентоспособность продукции оказывает существенное влияние на величинуспроса, объем продаж и уровень доходов предприятия. Ведь естественно, что фирмане может быть конкурентоспособной, если ее товар не имеет сбыта. Поэтомуцелесообразно, прежде чем раскрыть понятие «конкурентоспособностьпредприятия», необходимо выяснить, в чем заключается сущность его и какимсвойством он обладает. Для этого следует дать как можно полное представление опродукции (товаре), выпускаемой конкурирующим предприятием.
Конкурентоспособность товара- это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров,который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичнымитоварами на рынке. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойноеместо в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечатьтакому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Следовательно,можно утверждать, что применительно к товару конкурентоспособность являетсяразвитием категории качества. При оценке качества товара, прежде всего,определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам эторегламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособностьтовара к нулю.
Учитывая приведенные выше доводы,мы понимаем, что конкурентоспособность товара не является решающим факторомконкурентоспособности предприятия (фирмы), так как конкурентоспособностьпредприятия — характеристика многофакторная, а конкурентоспособность продукции — это лишь один из факторов.
Теперь рассмотримконкурентоспособность на уровне фирмы (предприятия) более подробно.
Для исследования сущностиконкурентоспособности предприятия или фирмы необходимо начать с изученияконкурентной стратегии этого предприятия. Одновременно мы будем рассматривать иконкурентоспособность отрасли, так как она является основной единицейконкуренции, а это значит что конкурентоспособность на уровне фирмы и на уровнеотрасли тоже взаимосвязаны.
Ещё в начале своейдеятельности, фирма должна выбрать свою стратегию, в основе которой будетлежать идея, основанная на конкурентном преимуществе и его достижении. Разрабатываяеё, фирмы стремятся найти и воплотить способ, выгодно и долговременноконкурировать в своей отрасли. Для успешных действий в длительной перспективефирма должна не только реагировать на изменение структуры отрасли, но и выбратьпозицию в отрасли. В любой отрасли экономики — не важно, действует она толькона внутреннем или внешнем рынке, суть конкуренции выражается пятью силами,наиболее верно предложенные, по моему мнению, американскимученым-исследователем Майклом Портером, это:
угрозой появления новыхконкурентов;
угрозой появления товаров илиуслуг — заменителей;
способностью поставщиковкомплектующих изделий торговаться;
способностью покупателейторговаться;
соперничеством уже имеющихсяконкурентов между собой.
Значение каждой из пяти силменяется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечном счете, ихприбыльность, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, нарасходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений,необходимых для того, чтобы конкурировать. Через свою стратегию, фирмы могуттакже изменять все пять сил в ту или иную сторону (например, введение новыхтехнологий).
Так же значение каждой из пятисил конкуренции определяется структурой отрасли, то есть её основнымиэкономическими и техническими характеристиками.
Конкурентоспособностьпредприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиямрыночной конкуренции. Будучи тесно взаимосвязанными, категорииконкурентоспособности товара и фирмы имеют существенные различия. Во-первых, посвоей структуре конкурентоспособность фирмы значительно сложнееконкурентоспособности продукции, так как объектом ее приложения является всяпроизводственно-экономическая деятельность предприятия. Во-вторых,конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временноминтервале, соответствующем жизненному циклу товара, а исследованиямконкурентоспособности предприятия соответствует период времени, равный периодуфункционирования фирмы. В-третьих, конкурентоспособность продукции рассматриваетсяприменительно к каждому ее виду, в то время как конкурентоспособность фирмыохватывает всю номенклатуру выпускаемой продукции. В-четвертых, анализ уровняконкурентоспособности фирмы осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособноститовара — потребителем.
Быть конкурентным — значитобеспечивать сравнимые с мировым уровнем потребительские, качественные иценовые характеристики товара или услуги независимо от того, для какого рынкаони предназначены: внутреннего или внешнего.
Принципиально важнымпредставляется положение о том, что конкурентные преимущества могут иметь ирегионы. Каждый регион выступает как форма определенной пространственнойорганизации производства, основанной на отраслевом и территориальном разделениитруда в рамках всего народного хозяйства страны. В то же время он представляетсобой относительно самостоятельное экономическое целое. Целостность оказываетсятем более высокой, чем разнообразнее структура хозяйственного комплекса регионаи чем более слабыми и менее развитыми являются его коммуникационные связи свнешней средой.
Практика мировой экономикисвидетельствует о том, что субъекты предпринимательства функционируют вусловиях ограниченных ресурсов. Регион не является и не может являтьсяисключением.
Глобализация мировойэкономики видоизменяет течение процессов конкуренции, делая все болеедоступными факторы производства, информационные и финансовые связи. Поэтомуэпицентром зарождения конкурентоспособности предприятия, которое представляетстрану на мировых рынках, становится местоположение и образуемая имрегиональная среда, которую невозможно переместить в другое место. Она самапостоянно меняется в зависимости от состояния и исчерпаемости ресурсов (факторовпроизводства), а также от количества участников, ведущих производство,структуры населения, действующего законодательства.
Конкурентоспособность региона- это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другимифакторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннеми внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватнохарактеризующие такое состояние и его динамику.
Развитиеконкурентоспособности региона, осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням):конкуренция на основе факторов производства — конкуренция на основе инвестиций- конкуренция на основе нововведений — конкуренция на основе богатства. Первыетри стадии обеспечивают экономический рост, последняя стадия обусловливаетзастой и спад.
Прежде чем приступить крассмотрению конкурентоспособности на примере Казахстана, я попробую ответитьна вопрос, что же такое конкурентоспособная страна?
До настоящего времени нетвнятной теории, объясняющей суть национальной конкурентоспособности. Болеетого, не существует даже общепринятого определения терминаконкурентоспособности применительно к стране. Если понятие конкурентоспособнойкомпании достаточно ясное, этого не скажешь о понятии конкурентоспособнойстраны, так как ни одна страна в мире не в состоянии быть конкурентоспособнойво всех или хотя бы в большинстве отраслей. Рассмотрев множество концепциймеждународной конкуренции, следует выделить одну единственную и разумнуюконцепцию на национальном уровне — это производительность. Основная цель любогогосударства состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизнисвоих граждан. Способность реализовать эту цель зависит от производительности,которую, в свою очередь, обеспечивают задействованные трудовые ресурсы икапитал страны. Производительность — это объем продукции, производимый единицейзатраченного труда или капитала. Она зависит от качества и свойств продукции (определяющихцену, которую можно на нее установить), а также от эффективности производства. Производительностьявляется главным показателем, определяющим долгосрочный уровень жизни в стране,от которого зависит доход на душу населения. Уровень жизни в конкретной странезависит от способности национальных компаний достичь высокого уровня производительностии продолжать это повышение. Неуклонный рост производительности требует постоянногоразвития экономики.
То, как условия в странеуказывают фирмам путь или вынуждают их распознавать изменения структуры иреагировать на них, крайне важно для понимания «моделей успеха» вмеждународной конкуренции. Наличие в стране базы для компании мирового уровняоказывает сильное положительное воздействие на смежные отрасли, темсамым, давая дополнительные преимущества национальной экономике. Дляприобретения и поддержания конкурентоспособности на мировом уровне национальныекомпании должны постоянно совершенствовать производство в уже существующихотраслях посредством повышения качества продукции, придания ей желательных потребительскихсвойств, совершенствования технологии изготовления продукции и повышенияэффективности производства. Они должны развивать необходимые качества дляконкуренции во все более усложняющихся промышленных сегментов,производительность в которых, бывает обычно высокой. И, наконец, они должныразвить способность к конкуренции в принципиально новых сложных отраслях.
2. КонкурентоспособностьРеспублики Казахстан
Развитие регионов Казахстанасегодня является одной из приоритетных задач, поскольку динамично развивающиесяи конкурентоспособные регионы представляют собой источник роста всей страны,опору проведения национальной политики снижения региональных диспропорций исодействия более сбалансированному развитию.2.1 Показатель (индекс),определяющий уровень жизни населения
Показательным при определенииуровня жизни населения того или иного региона республики наряду сагрегированным индексом может являться индекс человеческого развития (ИЧР) региона.Индекс человеческого развития измеряет достижения стран по трем аспектам: долгаяи здоровая жизнь, знания, достойный уровень жизни. Долгая и здоровая жизньизмеряется ожидаемой продолжительностью жизни при рождении; знания измеряются спомощью комбинации уровня грамотности взрослого населения и охвата населения ввозрасте от 6 до 24 лет всеми тремя уровнями образования (начальным, средним ивысшим); уровень жизни измеряется с помощью ВВП на душу населения (по ПаритетуПокупательной Способности в долларах США).
Однако, по мнению АО «Центрмаркетингово-аналитических исследований», агрегированный индекс,включающий в себя различные показатели уровня жизни населения региона, являетсяболее показательным в сравнении с ИЧР.
/>
Таблица.1. ОбъемВРП на душу населения, тыс. тенге
/>
На основании среднегозначения за 2001-2004 гг. (значения 2005 года в данном субиндексе неучитывались в связи с тем, что по остальным показателям статистические данныеза 2005 год отсутствуют) по формуле (1), упомянутой ранее, рассчитываетсясубиндекс ВРП на душу населения.
По такой же схемерассчитываются и остальные показатели, а далее и сам индекс качества жизнинаселения региона как среднеарифметическое всех субиндексов, на основаниикоторого в свою очередь можно составить рейтинг регионов по уровню жизнинаселения.
/>
Диаграмма 1. Рейтинг регионовпо уровню жизни населения.
Ниже в таблице показаны такжепоказатели промежуточных субиндексов.
Таблица 2. Показателииндекса уровня жизни населения по регионам
/>
/>
Из данной таблицы, а такжерейтинга мы видим, что по показателям, отражающим уровень жизни населениялидирующее положение занимают г. Алматы и г. Астана, наихудшее же положение поданному показателю в Жамбылской области.2.2 Индекс конкурентоспособности (производительности)региона
При проведении анализаконкурентоспособности регионов Казахстана значения данного индекса являютсяопределяющими.
В индексеконкурентоспособности региона считаем необходимым, учесть следующие показатели:
/>
Рис.3. Составляющиеиндекса конкурентоспособности
Данные показатели в своюочередь рассчитываются на основе статистических данных и включают всебя:
Показатель (субиндекс),производительности труда (labor productivity)
Показатель среднегодовойпроизводительности труда в промышленности (млн. тенге на 1 занятого)
Показатель среднегодовойпроизводительности труда в сельском хозяйстве
Показатель среднегодовойпроизводительности труда в строительстве
Показатель среднегодовойпроизводительности труда в отрасли — транспорт и связь
Объем экспорта на одногозанятого
Показатель (субиндекс) инвестиционнойактивности региона
Инвестиции региона встроительство (млн. тенге)
Объем инвестиций в основнойкапитал (млн. тенге)
Коэффициент обновленияосновных фондов (в %)
Показатель (субиндекс) распределенияпредприятий с/х и промышленности в регионе (business density)
Доля валовой добавленнойстоимости (ВДС) сельского хозяйства региона в ВДС республики (в %)
Доля ВДС промышленностирегиона в общей ВДС (в %)
Количество промышленныхпредприятий в регионе (единиц на 10 000 чел)
Количествосельхозформирований всех форм хозяйствования (включая крестьянские хозяйства) (ед.на 10 000 чел)
Показатель (субиндекс) наличиячеловеческого капитала (human resources)
Доля экономически активногонаселения в регионе
Выпуск специалистов с высшимобразованием в регионе
Доля высококвалифицированныхспециалистов в общей численности занятых
Качество образования врегионе
Показатели среднегодовойпроизводительности труда в различных отраслях рассчитывались как соотношениеваловой добавленной стоимости отрасли к численности занятых в данной отрасли.
/>
Диаграмма 2. среднегодоваяпроизводительность труда в реал. Отраслях по регионам Р.К.
По данному показателю, каквидно из графика, лидирует Атырауская область, наихудшей же по показателю впромышленности является Жамбылская область. С помощью данного показателя можноопределить «специализацию» региона, то есть выявить преимуществарегиона, что в свою очередь позволит определить приоритетные направленияразвития региона.
Ниже в таблице приведеныданные по всем субиндексам, а также рассчитан агрегированный индексконкурентоспособности (агрегированный индекс, как и ранее, был рассчитан каксреднеарифметическое от всех субиндексов, однако он также может быть рассчитанс помощью придания весов субиндексам в зависимости от их важности).
Таблица.3.Составляющие индексаконкурентоспособности (производительности) региона
/>
/>
По показателямконкурентоспособности лидируют Атырауская область, г. Алматы и г. Астана. Наихудшееже положения по данному показателю сложилось в Жамбылской и Мангистаускойобластях.
2.3 Показатель (индекс), отражающий уровеньинфраструктурного развития региона
Расчет данного показателянеобходим для характеристики инфраструктурных преимуществ региона, посколькукомплексное развитие инфраструктур — потенциал для повышенияконкурентоспособности регионов. При расчете показателя инфраструктурногоразвития региона учитывались такие показатели как плотность автомобильных дорогс твердым покрытием, плотность железных дорог, наличие основных фондов напредприятиях региона и другие показатели, которые характеризуют обеспеченностьрегиона этими факторами.
Таблица.5.Составляющиеиндекса инфраструктурного развития
/>
Показатель наличия основныхсредств рассчитывался исходя из трех отдельных показателей: наличие основныхсредств по первоначальной стоимости, степени износа основных средств ипоказателя ввода в действие основных средств. Показатели плотностиавтомобильных и железных дорог рассчитывались из расчета в километрах на 1000 кв.км.площади.
/>
Диаграмма 3. рейтинг регионовпо показателю инфраструктурного развития.
Из рейтинга регионов попоказателю инфраструктурного развития видно, что разрыв между регионами ненастолько большой как по показателям уровня жизни, производительности иинновационного развития. Однако следует отметить, что показатели наличияинфраструктурных объектов довольно низкие, в случае разделения их по группам (Глава2), в группу с высоким уровнем инфраструктурного развития войдет лишь г. Астана,10 же регионов по этому показателю попадут в третью группу с низкимуровнем развития.
Далее для расчета общегоиндекса конкурентоспособности регионов, на основе значений которого и будетсоставлен рейтинг регионов Казахстана, необходимы показатели всех индексов,рассчитанных ранее.
Таблица 6.Составляющиесводного индекса конкурентоспособности
/>
/>
Как видно из Таблицы 6 г. Алматымаксимальный показатель обобщенного индекса конкурентоспособности, однако дажеон относительно низкий 0,63. Наихудшим образом с конкурентоспособностью обстоятдела в Жамбылской, Кызылординской и Алматинской областях.
Если анализировать данныетаблицы, можно отметить также заметное преимущество Атырауской области по такимпоказателям как индекс инновационного развития, развития инфраструктуры, атакже индекс производительности, однако по показателям, отражающим уровеньжизни населения, Атырауская область занимает одно из последних мест в рейтингерегионов, что свидетельствует о необходимости проведения активной социальной политики.
В отношении индексаинновационного развития следует отметить, что во всех регионах, исключая г. Алматы,показатель очень низкий, что свидетельствует о том, что развитию инновационногои научно-технического потенциала в большинстве регионов уделяется не достаточновнимания.
Однако следует отметить, чтотакая ситуация складывается не только на региональном уровне, в Казахстане посравнению с индустриально развитыми странами развитие науки имеетпринципиальные особенности. В развитых странах отмечается ежегодное увеличениефинансирования фундаментальных и прикладных исследований, ускоренное освоениенововведений за счет стимулирования интеграции науки с частным сектором,всемерное содействие созданию и развитию корпоративного сектора науки,ориентация научно-технического потенциала на решение насущных экономических и социальныхзадач. В частности, в 2000 году расходы государства на научные исследованиясоставили: в США — 246,2 млрд. долларов (2,9% от ВВП); Японии — 94,2 млрд. долларов(3,0% от ВВП); Германии — 45,8 млрд. долларов (2,35% от ВВП); Франции — 28,0млрд. долларов (2,25% от ВВП); Швеции — 7,6 млрд. долларов (4,0% от ВВП). Следуетотметить, что Евросоюз рекомендует всем своим членам довести уровень вложений внауку до 2,5% от ВВП. В Казахстане за последние пять лет объемы финансированиянауки составляют порядка 0,2% ВВП, что является недостаточным (Стратегияиндустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.
Портрет областей:
Результаты группировкипредставлены в Таблице 7. Интерпретируя полученные результаты, следует отметить:
• большая часть изучаемыхрегионов обладают низким уровнем
конкурентоспособности;
• ни один из регионов неполучил высокую оценку уровня производительности;
• по уровню инновационногоразвития лидирующее положение занимает г. Алматы, средний показатель уВосточно-Казахстанской, Атырауской и Магистауской областей, в оставшихся областях данныйпоказатель ниже 0,2 при возможном максимальном значении в 1,0.
• относительно высокимипоказателями в рейтинге обладают г. Алматы, г. Астана и Атыраускаяобласть, однако следует отметить, что по показателям, отражающимуровень жизни населения в регионе область занимает одно из последних мест;
• к ним тяготеютКарагандинская, Павлодарская и Восточно-Казахстанская области,оставаясь в группе регионов с относительно средним уровнем конкурентоспособности.
Таблица 7.Матрицарегионов по показателям конкурентоспособности
/>
/>
/>
Диаграмма 4. общие показателиразвития регионов. (17)
Заключение
Конкурентоспособность нанациональном уровне зависит от уровня конкурентоспособности регионов и городов. Региональныеорганы власти прилагают усилия для укрепления и совершенствования макроэкономическойстабильности, формируя рамочные условия для деятельности компаний и проводяадминистративную реформу, направленную на увеличение эффективности деятельностиорганов власти.
Задачей региональных иместных органов власти является разработка и реализация стратегий,стимулирующих внедрение инноваций, направленных на создание условий дляповышения уровня жизни, повышение производительности труда и превращениерегионов в высокоэффективную организацию. При этом стратегия развития регионовможет существенно различаться в зависимости от уникального набора факторов,присущего различным регионам.
КонкурентоспособностьРеспублики Казахстан зависит от конкурентоспособности каждого региона. Каждыйрегион вносит свой вклад в конкурентоспособность на национальном уровне.
Региональная конкуренцияявляется важнейшим фактором, стимулирующим повышение эффективности национальнойэкономики и поэтому требуется совершенствование методических подходов к ееоценке. Проведенный анализ позволяет выявить конкурентные преимущества регионови что также немаловажно слабые стороны, одной из которых для большинстварегионов является их инновационная и научно-техническая деятельность. Посколькув современном мире инновационному развитию придается большое значение, успехстраны пропорционален уровню технологичности экономики. Развитие высокотехнологичныхпроизводств требуют создания комплекса специализированных и развитых факторов спривязкой на конкретную отрасль. Эти факторы не так распространены, какосновные факторы, потому что для их развития требуются значительные и зачастуюпродолжительные капиталовложения, человеческие усилия. Средства, необходимыедля создания действительно развитых факторов (например, образовательные программы),сами требуют высококвалифицированных кадров и/или высокой технологии. Созданиетакого рода факторов требует значительных капитальных вложений и времени.
Необходимо уделить большоевнимание решению проблемы по созданию условий по разработке и внедрениюэффективных технологий. Базой разработки и внедрения новейших технологий иполигоном для их испытания должны стать отрасли, производящиеконкурентоспособные товары и услуги.
В заключении необходимоотметить, что конкуренция не является препятствием для эффективноговзаимодействия между регионами, а напротив способствует повышениюконкурентоспособности регионов Казахстана, равно как и национальной экономики вцелом.
Список использованной литературы
1. В.Д. Андрианов «Конкурентоспособность России в мировой экономике» // Мировая экономика и международные отношения // №3 2000 г.
2. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики.- Вопросы экономики, 2005, №4 — С.75-81.
3. Агентство РК по статистике ” Регионы Казахстана 2006″.
4. Агентство РК по статистике «Регионы Казахстана 2007».
5. Агентство РК по статистике «Статистический ежегодник 2007».
6. Белькова Г.Д. Торговая конкуренция США и Японии / Г. Белькова // ВестникИркутского ун-та: Спец. выпуск. — Материалы ежегодной научно-теоретическойконференции молодых ученых. — Иркутск, 2007 — С.115-116
7. Бурнашев К. Инновации и проблема качества. — Вопросы экономики, 2001, №7- С.33-47.
8. Гурков И.Б., Аврамова Е.М., Тубалов В.С. Стратегическая архитектураконкурентоспособной фирмы. — ЭКО, 2004,, №2 — С.40-52.
9. Дементьева А. Конкурентоспособность международных компаний / А. Дементьева// Маркетинг. — 2003, №3 — С.64-67.
10. Ермаков В.А. «Казахстан в современном мире» 1998 г. — с 87.
11. Калюжнова Н.Я. Человеческий капитал и конкуренция / ИГУ, ред. Н.Я. Калюжнова.- Иркутск: изд-во ИГУ. 2003 — С.170
12. Калюжнова Н.Я. Повышение конкурентоспособности регионов путемпривлечения иностранных инвестиций: уроки китайского опыта / Н.Я. Калюжнова // Регионна перекрестке Востока и Запада: глобализация и конкурентоспособность; Коллектив,монография — М., 2003 — С.128-138.
13. Глобализация и конкурентоспособность: стратегии успеха: сб. статей / Авт.- сост. С. Литовченко, А. Дынин, П. Панов, А. Соколов. — М.:
14. Маркетинговое консультирование в Казахстане: организация качество, эффективность.12 апреля 2002 г.
15. Ю.В. Мишин «Экономические основы организации конкурентоспособногопроизводства» 2000 г.
16. «Мысль» 2006. сентябрь № 9 -с.55-60.
17. «Казахстанская правда» 2006 г, 23 июня -с.17; 2006 г.,10 марта — с.17; 2006
18. Конкурентные преимущества глобальных компаний как результат прямыхинвестиций [Текст] / Михальски Т.; Т. Михальски, К. Росие // Проблемы теории ипрактики упражнений. — 2006, №2 — С.58-63.
19. Портер М. Конкуренция. — перевод с англ. — М. Изд. «Вильяме», 2005,608 С.
20. Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм вэкспортно-ориентированном развитии. — Вопросы экономики, 2004, №8 — С.46-65.
21. Решетов В.В. Методические подходы к анализу конкурентных преимуществпредприятия в рыночной среде. — Экономический анализ, 2005, №15 — С.27-39.
22. Самедова Е. Минэкономразвития признало низкую внутреннююконкурентоспособность главной проблемой экономики. — Финансы и экономика, 2005,№3 — С.4-10.
23. Теоретические и практические проблемы маркетинга на современном этапе: материалымеждународной научно -практической конференции,21 — 22 мая. 2004 г. — Алматы.
24. Химиков Э.М. Инновации, как современный инструмент конкурентной борьбы; библиография// Вопросы экономических наук. — 2005, №1 — С. 76
25. Шпакова … Система управления инновациями, как главное условиеформирования конкурентных преимуществ предприятия: библиография // Шпакова // Вопросыэкономических наук. — 2005, №5 — С. 30-34.