Конкурсный порядок подбора кадров на муниципальную службу

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТИХООКЕАНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г.ЮЖНО-САХАЛИНСКЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Кафедра:Государственное и муниципальное управление
Дисциплина«Система государственного и муниципального управления»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: КОНКУРСНЫЙ ПОРЯДОК ПОДБОРА КАДРОВ НАМУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ
( на примере МОГО «город Южно-Сахалинск»)
Выполненастудентом 3 курса 531 ГМУ группы
Заочногофакультета образовательной программы специальности 080504 «Государственное имуниципальное управление»
Научныйруководитель:
Южно-Сахалинск2007

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОРЯДОК ПОДБОРА КАДРОВ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 5 1.1. Общие основы муниципальной службы 5 1.2. Конкурс на замещение должности главы местной администрации 8 1.3. Конкурс на замещения муниципальной должности 10 2.КОНКУРСНЫЙ ПОРЯДОК ПОДБОРА КАДРОВ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ (на примере МО ГО «город ЮЖНО-САХАЛИНСК ) 17 2.1. Нормативное обоснование муниципальной службы на муниципальном уровне 17 2.2. Порядок проведения конкурса на вакантную должность 19 2.3. Конкурс на замещение вакантной должности 21 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНКУРСНОГО ОТБОРА КАДРОВ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

ВВЕДЕНИЕ
 
Правовое регулирование муниципальной службыосуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основахмуниципальной службы в Российской Федерации», другими федеральными законами.
Федеральныйзакон от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные иэкономические принципы организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации, определяет государственные гарантии его осуществления [2].
На основании Федерального закона «Об основахмуниципальной службы» от 01.01.1998 года № 8-ФЗ Сахалинской областной Думойпринят Закон «О муниципальной службе в Сахалинской области» от 6.07.1998 года №78.
В соответствии с Федеральным законом от 08.01.98года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», ЗаконаСахалинской области от 06.07.98 года № 78 «О муниципальной службе в Сахалинскойобласти» и на основании ст. 32 Устава города Южно-Сахалинска городское Собраниеутвердило Положение «О муниципальной службе в муниципальном образовании «городЮжно-Сахалинск».
Муниципальная должность — должность, предусмотреннаяуставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РоссийскойФедерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значенияи ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность ворганах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставоммуниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнениюи обеспечению полномочий данного органа  местного самоуправления и ответственностьюза исполнение этих  обязанностей [3, Ст. 1].
Подбор муниципальныхслужащих заключается в установлении пригодности работников (оценке) и отборенаиболее подготовленных для выполнения обязанностей по определенной должностимуниципальной службы.
При подборе кадровмуниципальной службы может быть предусмотрен конкурс на замещениесоответствующих должностей. При этом наряду с оценкой уровня и профиляобразования претендента, квалификации, стажа, направлений предыдущейдеятельности и других формальных показателей, важной становиться оценка еголичностных качеств и совместимости с окружением. Главная задача – оценитьотносительно устойчивые признаки личности будущего муниципального служащего,его потенциал.
Почти во всех  странах  условием приема  на  муниципальную службу служит наличие у претендента определенныхпрофессиональных данных, а также соответствующего документа об образовании. Вряде стран, чтобы занять определенные должности муниципальной службы, наличиепрофессиональной подготовки не требуется. Но прежде чем приступить к работенеобходимо пройти интенсивный курс обучения и сдать профессиональный экзамен [7,С. 397].

ПОРЯДОК ПОДБОРА КАДРОВНА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
 
    Общие основы муниципальной службы
 
 
Муниципальная должность – это должность,предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с закономсубъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решениевопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий;
Муниципальная должность в органах местногосамоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования,с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочийданного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этихобязанностей.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации», структуру органов местного самоуправления составляютпредставительный орган муниципального образования, глава муниципальногообразования, местная администрация (исполнительно-распорядительный органмуниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иныеорганы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципальногообразования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местногозначения [2].
Исходя из указанного определения, муниципальнаядолжность содержит в себе перечень всех функций, которые муниципальныйслужащий, занимающий указанную должность, должен выполнять. Это могут бытьфункции по решению вопросов местного значения или функции по исполнению иобеспечению полномочий органа местного самоуправления. Если же муниципальныйслужащий не выполняет или ненадлежащим образов выполняет функции по своейдолжности, то он может быть привлечен к ответственности.
Правовоерегулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальнымдолжностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего,условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральнымзаконом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектовРоссийской Федерации и уставами муниципальных образований [2, Ст. 42].
Муниципальные должности в органах местногосамоуправления учреждаются муниципальным образованием самостоятельно с учетомисторических и иных местных традиций и обычаев в соответствии с реестроммуниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъектаРоссийской Федерации. При учреждении муниципальных должностей устанавливаютсяих наименование, место в структуре муниципальных органов (организаций), основыправового статуса [3, Ст. 1].
При проведении конкурсакандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с КонституциейРоссийской .
В соответствии со ст. 3. Федерального Закона от8.01.1998 года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службенезависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественногои должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,принадлежности к общественным объединениям.
В соответствии со ст. 13 Закона Сахалинской областиот 6 июля 1998 года № 78 «О муниципальной службе в Сахалинской области» требованияпредъявляются к уровню профессионального образования муниципального служащего,с учетом группы и специализации муниципальных должностей муниципальной службы, кстажу и опыту работы на соответствующих должностях в органах государственнойвласти и органах местного самоуправления, а также к уровню знаний КонституцииРоссийской Федерации, федеральных законов, Устава и законов Сахалинской областии иных нормативных правовых актов муниципального образования.
В соответствии со ст. 16Закона Сахалинской области от 6 июля 1998 года № 78 «О муниципальной службе вСахалинской области» право поступления на муниципальную службу имеют гражданеРоссийской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком,профессиональная подготовка которых отвечает квалификационным требованиямсоответствующей должности муниципальной службы.
При поступлении намуниципальную службу не допускается установление каких бы то ни было прямых иликосвенных ограничений в зависимости от пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям [3. Ст.7].
Гражданин не может бытьпринят на муниципальную службу в случаях:
1) признания егонедееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в силу;
2) лишения его правазанимать должности муниципальной службы в течение определенного срока решениемсуда, вступившим в законную силу;
При поступлении намуниципальную службу гражданин представляет:
1) личное заявление;
2) документ,удостоверяющий личность;
3) трудовую книжку;
4) документы,подтверждающие профессиональное образование;
5) страховоесвидетельство государственного пенсионного страхования;
6) документы воинскогоучета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.
Поступление намуниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о труде с учетом особенностей Федерального закона «Обосновах муниципальной службы в Российской Федерации» [4, Ст. 16].
Конкурс назамещение должности главы местной администрации
Местнаяадминистрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования)наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросовместного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственныхполномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами изаконами субъектов Российской Федерации.
Местнойадминистрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Главойместной администрации является глава муниципального образования либо лицо,назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемомупо результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий,определяемый уставом муниципального образования.
Порядокпроведения конкурса на замещение должности главы местной администрацииустанавливается представительным органом муниципального образования. Порядокпроведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса,сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднеечем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общеечисло членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливаетсяпредставительным органом муниципального образования. Члены конкурсной комиссиипоселения назначаются представительным органом поселения. При формированииконкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) две трети еечленов назначаются представительным органом муниципального района (городскогоокруга), а одна треть — законодательным (представительным) органомгосударственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшегодолжностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшегоисполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Лицоназначается на должность главы местной администрации представительным органоммуниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурснойкомиссией по результатам конкурса.
Контрактс главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Местнаяадминистрация обладает правами юридического лица.
Структураместной администрации утверждается представительным органом муниципальногообразования по представлению главы местной администрации. В структуру местнойадминистрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальныеорганы местной администрации.
Главаместной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также инойоплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другойтворческой деятельности.
Полномочияглавы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаютсядосрочно в случае:
1)смерти;
2)отставки по собственному желанию;
3)расторжения контракта;
4)отрешения от должности;
5)признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6)признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
7)вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
8)выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9)прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданстваиностранного государства — участника международного договора РоссийскойФедерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право бытьизбранным в органы местного самоуправления;
10)призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативнуюгражданскую службу.
11.Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашениюсторон или в судебном порядке на основании заявления:
1)представительного органа муниципального образования или главы муниципальногообразования — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейсярешения вопросов местного значения;
2)высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшегоисполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществленияотдельных государственных полномочий, переданных органам местногосамоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
3) главыместной администрации — в связи с нарушениями условий контракта органамиместного самоуправления и (или) органами государственной власти субъектаРоссийской Федерации [2, Ст. 37].
Конкурс назамещение муниципальной должности
 
В случаях,предусмотренных уставом и иными нормативными правовыми актами органов местногосамоуправления, замещение вакантных муниципальных должностей муниципальнойслужбы производится на конкурсной основе [8, С. 122].
При проведении конкурсакандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации и федеральным законодательством.
Целью конкурса являетсяотбор наиболее подготовленного лица, имеющего необходимое образование,профессиональные знания и способности по своим личным и деловым качествам кмуниципальной службе на муниципальной должности. Кроме того, конкурс назамещение вакантной должности муниципальной службы обеспечивает право гражданна равный доступ к муниципальной службе в соответствии с их способностями ипрофессиональной подготовкой, отбор и формирование высокопрофессиональногокадрового состава органов местного самоуправления [8, С. 122-123].
Конкурс на замещениевакантной муниципальной должности муниципальной службы в органе местногосамоуправления объявляется при наличии вакантной муниципальной должности иотсутствии резерва муниципальных служащих для ее замещения. Вакантноймуниципальной должностью в органах местного самоуправления признаетсянезамещенная муниципальным служащим муниципальная должность, предусмотренная вштатном расписании муниципального образования [Там же, с. 123].
Конкурс проводится средиподавших заявление граждан РФ, впервые и вновь поступающих на муниципальнуюслужбу. Муниципальные служащие (уже состоящие на службе) также могут пособственной инициативе (наряду с другими лицами) участвовать в конкурсенезависимо от занимаемой в момент проведения конкурса должности [Там же, с.123].
Условия проведенияконкурса на замещение вакантной муниципальной должности определяетсянормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральнымизаконами и законами субъектов РФ [Там же, с. 123].
Кандидатам должна бытьобеспечена возможность ознакомления с условиями проведения конкурса,квалификационными требованиями по соответствующей должности, условиямиконтракта [Там же, с. 123].
Информация о дате и местепроведения конкурса на замещения вакантной должности муниципальной службыподлежит обязательному опубликованию. Кадровая служба соответствующего органаместного самоуправления объявляет о приеме документов для участия в конкурсе вместной периодической печати или в иных средствах массовой информации [Там же, с.123].
Орган местногосамоуправления в своем нормативном правовом акте (который, как правило,принимается в форме положения о порядке проведения конкурса на замещениедолжности) может устанавливать обязательное содержание и порядок опубликованияинформационного сообщения о проведении конкурса. Срок доведения информационногосообщения до населения муниципального образования устанавливается от 10 дней до1 месяца. Как правило, сообщение публикуется в печатном периодическом средствемассовой информации, являющимся официальным изданием органа местногосамоуправления [Там же, с. 124].
Информационное сообщениео проведении конкурса должно содержать:
1) требования,предъявляемые к кандидату на замещение должности муниципальной службы;
2) перечень документов,подаваемых кандидатами для участия в конкурсе;
3) дату и время (час,минуты) начала и окончания приема заявлений и прилагаемых к ним документов;
4) адрес места приемазаявлений и документов;
5) дату, время и местопроведения и подведения итогов конкурса;
6) время начала работыконкурсной комиссии, номера ее телефонов и местонахождения конкурсной комиссии;
7) порядок определенияпобедителя;
8) способ уведомленияучастников конкурса и его победителя об итогах конкурса;
9) основные условияконтракта.
Расходы по участию вконкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения,проживание, пользование услугами средств связи всех видов), как правило,возлагается на граждан за счет их собственных средств [Там же, с. 124].
Гражданин, изъявившийжелание участвовать в конкурсе, представляет в кадровую службу соответствующегооргана местного самоуправления:
1) личное заявление (внекоторых случаях также требуются листок по учету кадров, фотография);
2) документ,удостоверяющий личность (по прибытии на конкурс);
3) документы,подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы,квалификацию (выписку из трудовой книжки, заверенную нотариально или кадровымислужбами по месту прежней работы, копии документов об образовании, о повышенииквалификации, о присвоении ученого звания);
4) справку изгосударственной налоговой инспекции о представлении сведений о своемимущественном положении;
5) медицинское заключениео состоянии здоровья с записью об отсутствии заболеваний, препятствующихисполнять обязанности по соответствующей муниципальной должности. Медицинскоезаключение о состоянии здоровья выдается гражданину медицинским учреждением поместу его обслуживания;
6) автобиографию;
7) рекомендации с прежнихмест работы (если имеются рекомендации).
Документы для участия вконкурсе предъявляются в кадровую службу соответствующего органа местногосамоуправления в течение установленного срока со дня объявления о проведенииконкурса в печати. Заявления об участии в конкурсе на замещение муниципальнойдолжности регистрируются по мере их поступления и направляются в конкурснуюкомиссию [Там же, с. 124-125].
Несвоевременное илинеполное представление документов без уважительных причин является основаниемдля отказа гражданину в приеме документов для участи в конкурсе. Не будутприняты к рассмотрению заявления и документы, поступившие по истечению сроков,установленных для их подачи.
Представленныегражданином сведения подлежат проверке в соответствии с федеральнымзаконодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.
С согласия гражданина(муниципального служащего) проводится процедура оформления допуска к сведениям,составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнениедолжностных обязанностей по муниципальной должности связано с использованиемтаких сведений.
В законодательствеотдельных субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актах органовместного самоуправления особое внимание обращения на то, что при наличииобстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу,он не допускается к участию в конкурсе.
Конкурс проводится конкурснойкомиссией в порядке, установленном нормативными правовыми актами органовместного самоуправления, в соответствии с законодательством субъекта РоссийскойФедерации и федеральным законодательством [Тамже, с. 125].
Количественный и персональный составконкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаютсяруководителем органа местного само­управления, принимающимрешение о назначении на должность или ос­вобождении от должностисоответствующих муниципальных служащих, по согласованию с кадровой службойоргана местного самоуправления [6, С. 155].
Конкурсная комиссия состоит из председателя,заместителя предсе­дателя, секретаря, членов комиссии (не менее трех).Руководитель органа местного самоуправления привлекает к работеэтой комиссии независи­мых экспертов. Их оценка качеств кандидатаявляется одним из элементов, характеризующих кандидата [Тамже, с. 155].
Конкурс проводится ввиде:
1) конкурса документов.Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании документов обобразовании, о прохождении муниципальной, государственной службы и о другойтрудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатовтестирования, других документов, представляемых по решению соответствующихкадровых служб;
2) конкурса-испытания.Конкурс-испытание проводится конкурсной комиссией и может включать в себяконкурс документов, прохождение испытания на замещение соответствующеймуниципальной должности. При проведении конкурса-испытания кандидатам могутдаваться поручения, связанные с исполнением должностных обязанностей посоответствующей вакантной муниципальной должности. Данный вид конкурса завершаетсяквалифицированным экзаменом, который проводится конкурсной комиссией. Принятоекомиссией по результатам конкурса-испытания решение является основанием нетолько для присвоения соответствующего квалификационного разряда.
При проведении конкурсамогут использоваться не противоречащие федеральным законам и другим нормативнымактам Российской Федерации и субъекта Российской Федерации методы оценкипрофессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальноесобеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написаниерефератов по вопросам, связанным с выполнением должности, на замещение которойпретендует кандидат [8, С. 127].
При оценке указанныхкачеств кандидата конкурсная комиссия должна исходить из соответствующихквалификационных требований, предъявляемых по муниципальной должности, итребований должностной инструкции.
Заседание конкурснойкомиссии считается правомочным, если на нем присутствует установленныйзаконодательством субъекта Российской Федерации кворум. Как правило, решениекомиссии по результатам проведения конкурса принимается в отсутствии кандидататайным или открытым голосованием простым большинством голосов от числа еечленов, присутствующих на заседании. Результаты голосования комиссияоформляются решением, которое подписывается всеми членами конкурсной комиссии,принявшими участие в ее заседании.
Решение являетсяоснованием для назначения лица, выдержавшего конкурс, на соответствующуюдолжность муниципальной службы с последующей сдачей квалификационного экзаменадля присвоения квалификационного разряда, соответствующего муниципальнойдолжности, либо отказа в таком назначении лицу, не выдержавшему конкурс назамещение вакантной муниципальной должности.
Разногласия, возникшие всвязи с проведением конкурса, могут быть рассмотрены в административном илисудебном порядке.
Каждому участникуконкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы сообщается орезультатах конкурса в письменной форме, в срок, установленный актамимуниципального образования. Как правило, этот срок может составлять от 2-хнедель со дня завершения конкурса до 1 месяца. Законодательством субъектаРоссийской Федерации может быть предусмотрено обязательное официальноеопубликование (обнародование) информации о результатах конкурса [Там же, с.127].
Если в результате проведенияконкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие требованиям, предъявляемым помуниципальной должности, на замещение которой он был объявлен, кадровая службасоответствующего органа местного самоуправления может принять решение опроведении повторного конкурса. Необходимо отметить, что в некоторых случаяхзамещение отдельных должностей на конкурсной основе не проводится [Там же, с.128].

КОНКУРСНЫЙ ПОРЯДОКПОДБОРА КАДРОВ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ (на примере МО ГО «города ЮЖНО-САХАЛИНСК»)
2.1. Нормативноеобоснование муниципальной службы на муниципальном уровне
Постановлением  мэрагорода Южно-Сахалинска от 11 декабря 2002 года № 1922 утверждено Положение опроведении конкурса на замещение вакантной муниципальной должностимуниципальной службы в администрации  (ее  структурных подразделениях) города Южно-Сахалинска[9].
Положение утверждено вцелях обеспечения равного доступа граждан к муниципальной службе вадминистрации города Южно-Сахалинска, повышения профессионального уровнямуниципальных служащих. Данное постановление утверждает Положение о проведенииконкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации(ее структурных подразделениях) города Южно-Сахалинска, которое в соответствиис Федеральным Законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» регулируеторганизацию и проведение конкурса на замещение вакантных муниципальныхдолжностей муниципальной службы в администрации (ее структурных подразделениях)города Южно-Сахалинска. Так же утверждает состав постоянно действующейконкурсной комиссии.
В соответствии со ст. 1Положения о проведении конкурса конкурс на замещение вакантных муниципальныхдолжностей муниципальной службы в администрации (ее структурных подразделениях)города Южно-Сахалинска обеспечивает право граждан на равный доступ кмуниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональнойподготовкой.
 Вакантной муниципальнойдолжностью муниципальной службы в администрации (ее структурных подразделениях)города Южно-Сахалинска признается не замещенная муниципальным служащиммуниципальная должность, предусмотренная в штатном расписании администрациигорода.
Конкурс проводится вцелях определения уровня профессиональной подготовки, деловых, личностныхкачеств кандидатов; формирования высокопрофессионального кадрового составамуниципальной службы; совершенствования деятельности органов местногосамоуправления по подбору и расстановке кадров.
Конкурс проводится вформе конкурса документов на замещение муниципальной должности иликонкурса-испытания на замещение муниципальной должности.
В соответствии со ст. 2Положения право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации немоложе 18 лет, владеющие государственным языком, профессиональная подготовкакоторых отвечает квалификационным требованиям соответствующей должностимуниципальной службы.
Муниципальный служащийвправе участвовать в конкурсе по собственной инициативе, независимо от того,какую должность он замещает в момент его проведения.
В соответствии со ст. 3Положения для проведения конкурса в администрации города Южно-Сахалинска мэромформируется постоянно действующая конкурсная комиссия.
Организационноеобеспечение деятельности конкурсной комиссии осуществляется кадровой службойаппарата администрации города.
Конкурсная комиссиясостоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.В состав комиссии включаются специалисты кадровой службы и муниципальныеслужащие, замещающие главные и ведущие муниципальные должности. Составконкурсной комиссии утверждается мэром города. Заседание комиссии созываетсяпредседателем комиссии, и считается правомочным, если на нем присутствует неменее двух третей от общего числа членов комиссии.
 Мэр города можетпривлекать к работе конкурсной комиссии независимых экспертов. Оценкаэкспертами профессиональных качеств кандидатов учитывается при вынесениирешения о результатах конкурса на замещение вакантной муниципальной должностимуниципальной службы.
 В случае выбытия одногоили нескольких членов комиссии мэр города назначает члена (членов) конкурснойкомиссии.
 
2.2. Порядокпроведения конкурса на вакантную должность
 
В соответствии со ст. 4Положения Решение о проведении конкурса принимается мэром города. Конкурспроводится в два этапа.
На первом этапеадминистрация города публикует объявление о приеме документов для участия вконкурсе в газете «Южно-Сахалинск» не позднее, чем за один месяц до началапроведения конкурса.
На втором этапе конкурсапроводится оценка профессиональной компетентности, знаний, опыта, умений инавыков кандидатов, необходимых для решения функциональных задач посоответствующей муниципальной должности.
Для участия в конкурсе назамещение вакантной должности в конкурсную комиссию предоставляются документы,указанные в объявлении.
К участию в конкурсе недопускаются:
1) лица, признанныенедееспособными ил ограничено дееспособными решением суда, вступившим в силу;
2) лица, лишенные правазанимать должности муниципальной службы в течение определенного срока решениемсуда, вступившим в законную силу;
3) лица, состоящие вблизком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, а также братьяи сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если егомуниципальная служба связана с непосредственной подчиненностью илиподконтрольностью одного из них другому;
4) лица, отказавшиеся отпредоставления в установленном порядке сведений о порученных им доходах иимущественном положении.
В случае установления входе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина намуниципальную службу, он в недельный срок информируется в письменной форме опричинах отказа в участии в конкурсе.
В соответствии со ст. 5Положения конкурс проводится в форме конкурса документов иликонкурса-испытания. При проведении конкурса документов конкурсная комиссияоценивает кандидатов на основании представленных ими документов.Конкурс-испытание заключается в отборе участников конкурса на основерезультатов собеседования. Конкурс-испытание завершается квалификационнымэкзаменом.
При проведении конкурсамогут использоваться не противоречащие федеральным законам и другим нормативнымправовым актам Российской Федерации и Сахалинской области различные методыоценки профессиональных и личностных качеств кандидатов. При оценке указанныхкачеств кандидата конкурсная комиссия исходит из соответствующихквалификационных требований, предъявляемых по муниципальной должности, итребований должностной инструкции.
Решение комиссии порезультатам проведения конкурса принимается открытым голосованием простымбольшинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании. Приравенстве голосов членов конкурсной комиссии решающим является мнение еепредседателя.
Решение конкурснойкомиссии принимается в отсутствии кандидата и является основанием дляназначения его на соответствующую муниципальную должность либо отказа в такомназначении.
Результаты голосованияконкурсной комиссии оформляются решением, и оно сообщается каждому участникуконкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Решение порезультатам конкурса оформляется распоряжением мэра.
Если в результатепроведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие предъявляемым пообъявленной на замещение муниципальной должности требованиям, то мэр городаможет принять решение о проведении повторного конкурса.
2.3. Конкурс назамещение вакантной должности
 
В соответствии сПоложением о проведении конкурса на замещение вакантной муниципальной должностимуниципальной службы в администрации (ее структурных подразделениях) городаЮжно-Сахалинска (постановление мэра от 11.12.2002 года № 1922) администрациягорода Южно-Сахалинска объявляет конкурс на замещение муниципальной должностимуниципальной службы.
За месяц до началаконкурса публикуется в газете информационное сообщение о проведении конкурса. Вобъявлении указывается наименование вакантной муниципальной должности,направление профессиональной подготовки, квалификационные требования,предъявляемые к претенденту на замещение данной муниципальной должности, атакже дополнительные требования с учетом специфики работы. Кроме того, здесь жепубликуются документы, которые необходимо предоставить для участия в конкурсе,сроки их приема, адрес, по которому участник конкурса может обратиться, иконтактный телефон.
 Документы на конкурспринимаются в течение месяца со дня опубликования объявления.
Для участия в конкурсе кандидатамнеобходимо представить следующие документы:
1. Личное заявление.
2. Листок по учету кадров с фотографией.
3. Документ, удостоверяющий личность (оригинал и копия).
4. Документы, подтверждающие необходимое профессиональноеобразование, стаж работы и квалификацию (оригинал и копия или копии, заверенныекадровой службой по месту работы).
5. Справка из органов государственной налоговой инспекцииоб отсутствии задолженности по уплате налогов.
После подачи документовконкурсная комиссия в составе председателя, заместителя председателя, секретаряи членов комиссии, заранее утвержденных мэром города Южно-Сахалинска, проводитконкурс документов. Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса наосновании документов об образовании, о прохождении муниципальной,государственной службы, других документов. После конкурса документов комиссияпроводит собеседования с кандидатами с целью выяснения у них какой-либо информации.
При оценке качествкандидатов конкурсная комиссия исходит из основных требований, предъявляемых кмуниципальному служащему: знание Конституции Российской Федерации, федеральныхзаконов, Конституции (Устава) и законов субъекта Российской Федерации, иныхфедеральных нормативных правовых актов и нормативных актов субъекта РоссийскойФедерации, устава и иных нормативных правовых актов органа местногосамоуправления применительно к исполнению соответствующей муниципальнойдолжности; уровень профессиональной подготовки по соответствующей муниципальнойдолжности; организаторские и управленческие способности, влияющие наэффективность служебной деятельности муниципального служащего. Оценкапрофессиональных качеств кандидатов осуществляется исходя из должностныхобязанностей, полномочий и квалификационных требований по конкретноймуниципальной должности.
При этом можетпредусматриваться возможность затребования от кандидата на замещениеопределенной муниципальной должности письменного изложения своих предложений поорганизации работы на замещение по конкурсу муниципальной должности [9, С. 44].
После исследования и оценки,представленных участниками конкурса документов, а также проведениясобеседования с претендентами комиссия рекомендует мэру города Южно-Сахалинска кандидата,прошедшего конкурсный отбор на назначение на вакантную должность муниципальнойслужбы.
Результаты проведенияконкурса оформляются протоколом комиссии. В протоколе указываютсяприсутствовавшие и отсутствовавшие члены конкурсной комиссии, ведущийзаседания, должность, объявленная на конкурсное замещение муниципальнойдолжности муниципальной службы, претенденты, допущенные к участию в конкурсе,число голосов членов конкурсной комиссии, а также рекомендации мэру городаЮжно-Сахалинска, объявившему конкурс о назначении на вакантную муниципальнуюдолжность, наиболее подходящего кандидата. Результаты конкурса оформляютсяраспоряжением мэра.
Решение являетсяоснованием для назначения лица, выдержавшего конкурс, на соответствующуюдолжность муниципальной службы с последующей сдачей квалификационного экзаменадля присвоения квалификационного разряда, соответствующего муниципальнойдолжности, либо отказа в таком назначении лицу, не выдержавшему конкурс назамещение вакантной муниципальной должности.
После проведения конкурсакаждому участнику конкурса на замещение вакантной должности муниципальнойслужбы отправляются письма с указанием кандидата, прошедшего конкурс.
Если в результатепроведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие требованиям, предъявляемымпо муниципальной должности, на замещение которой был объявлен конкурс, конкурснаякомиссия либо мэр города принимает решение о проведении повторного конкурса. Разногласия,возникшие в связи с проведением конкурса, могут быть рассмотрены в административномили судебном порядке.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПОПРОВЕДЕНИЮ КОНКУРСНОГО ОТБОРА КАДРОВ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ
Эффективностьмуниципального управления зависит от кадрового обеспечения, которое требуетсоответствующей системы работы с кадрами.
Система работы с кадрамигосударственного и муниципального управления представляет собой планируемый иконтролируемый процесс, направленный на повышение квалификационного уровнягосударственных и муниципальных служащих.
Работа с кадрами состоитиз кадровой политики, подбора, оценки, расстановки, обучения (подготовки ипереподготовки) кадров.
Основой кадровой политикидолжен стать принцип преемственности кадрового потенциала. Такой позволяетсохранить стабильность, повысить уровень организационной деятельности органовсистемы муниципального управления.
Подбор и расстановкаосуществляется на основе четко сформулированных квалификационных требований кгосударственным и муниципальным служащим. Организационные формы проверкисоответствия кандидатуры должности должны обеспечить объективность исвоевременность оценки. Периодическая комплексная оценка уровня квалификации,опыта способствует повышению эффективности работы служащих или руководителя [10,С. 180-181].
Успешное решениеэкономических, социальных и политических задач, стоящих перед органами местногосамоуправления во многом зависит от эффективности деятельности муниципальныхорганов, посредством которых и осуществляется функции государства.Муниципальные служащие должны быть компетентными, эффективными, оперативными,должны иметь профессиональную подготовку, обладать достаточным опытом работы.Конкурсный порядок подбора кадров на муниципальную службу в муниципальномобразовании является наиболее эффективным способом для оценки профессиональныхи личных качеств, необходимых для занятия вакантных муниципальных должностеймуниципальной службы.
Иногда условием отказа впроведение конкурса является наличие резерва муниципальных служащих, которыевыдвигают свои кандидатуры на замещение вакантной должности. В данном случае отменаконкурса является не правомерной, поскольку это нарушает Конституцию РоссийскойФедерации, принцип равного доступа граждан к муниципальной службе. Служащие,находящиеся в резерве, на ровне с другими кандидатами должны в конкурсепоказать свой уровень квалификации, опыт работы, профессиональные и личныекачества.
В процессе отбора кадровна муниципальную службу конкурсная комиссия будет проводить подбор кандидатовруководствуясь Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации», и другими федеральными законами. Нужно еще учитывать,что конкурс позволяет отобрать кандидатов, обладающих определенными знаниями,но порой не обязательно наиболее пригодных к исполнению обязанностей в данноммуниципальном образовании. Поэтому конкурсный способ назначения на публичнуюдолжность для муниципальных служащих является вспомогательным способомназначения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В случаях,предусмотренных уставом и иными нормативными правовыми актами органов местногосамоуправления, замещение вакантных муниципальных должностей муниципальнойслужбы производится на конкурсной основе. Однако на практике прием кадров намуниципальные должности чаще всего осуществляется в основном по формальнымкритериям (квалификация, стаж работы в органах местного самоуправления и т.п.),без должностного учета личностных и деловых качеств кандидата. Конкурсы назамещение вакантных должностей проводятся редко [7, С. 398].
Основной целью конкурсаявляется отбор наиболее подготовленного лица, имеющего необходимое образование,профессиональные знания и способности по своим личным и деловым качествам кмуниципальной службе на муниципальной должности. Кроме того, конкурс назамещение вакантной должности муниципальной службы обеспечивает право граждан наравный доступ к муниципальной службе в соответствии с их способностями ипрофессиональной подготовкой, отбор и формирование высокопрофессиональногокадрового состава органов местного самоуправления [8, С. 123].
В результате исследованияи оценки, представленных участниками конкурса документов, а также проведениясобеседования с претендентами комиссия выделяет кандидата, наиболее подходящегона муниципальную службу в муниципальном образовании.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.  Конституция Российской Федерации от12 декабря 1993 года. www.constitution.ru/.
2.  Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-ФЗ от6.10.2003 г.
3.  Об основах муниципальной службы вРоссийской Федерации: Федеральный закон № 8-ФЗ от 8.01.1998 г.
4.  О муниципальной службе в Сахалинскойобласти: Закон № 78 от 06.07.1998 г.
5.  Постановление мэра городаЮжно-Сахалинска от 11 декабря 2002 года № 1922 «Об утверждении Положения опроведении конкурса на замещение вакантной муниципальной должностимуниципальной службы в администрации (ее структурных подразделениях) городаЮжно-Сахалинска».
6.  Бондаренко М.В. Правовоерегулирование труда муниципальных служащих.- Обнинск: Институт муниципальногоуправления, 2001. – 160 с.
7.  Зотов В.Б. Система муниципальногоуправления: Учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 2005. – 493 с.
8.  Немчинов А.А. Муниципальная служба:Справочное пособие / А.А. Немчинов, А.М. Володин. – М: Издательство «Дело иСервис», 2002. – 384 с.
9.  Порядок и условия прохождениямуниципальной службы: учебно-методическое пособие. – М.:Редакционно-издательский центр «Муниципальная власть». – 1999. – 170 с.
 Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальноеуправление: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 279 с.