Конституции императоров

Конституции императоров

Введение
Римское правозанимает в истории человечества исключительное место: оно пережило создавшийего народ и дважды покорило себе мир.
Зародилосьоно в далекой глубине времени – тогда, когда Рим представлял еще едва заметноепятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других подобныхже общин средней Италии. Как и весь примитивный склад жизни этой общины,римское право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему,проникнутую патриархальным и узконациональным характером. И если бы оноосталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно затеряно в архивахистории.
Но судьбавела Рим к иному будущему. Борясь за свое существование, маленькая civitas Romaпостепенно растет, поглощая в себя другие соседние civitates, и крепнет в своейвнутренней организации. Чем далее, тем все более и более расширяется еетерритория, распространяется на всю Италию, захватывает близлежащие острова,перебрасывается на все побережье Средиземного моря, – и на сцене историипоявляется огромное государство, объединяющее под своей властью почти весьтогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира.
Вместе с темРим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй рушится, примитивноенатуральное хозяйство заменяется сложными экономическими отношениями,унаследованные от древности социальные перегородки стесняют. Новая жизньтребует наивысшего напряжения всех сил, всех способностей каждого отдельногоиндивида. В соответствии с этим римское право меняет свой характер,перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода личности, свобода договоров изавещаний делаются его краеугольными камнями.
Отношениявоенные и политические приводят Рим и к сношениям экономическим. Между тем, ещезадолго до появления Рима на сцене всемирной истории на побережье Средиземногоморя шел оживленный международный торговый обмен: Египет, Финикия, Греция,Карфаген давно уже находились друг с другом в постоянных торговых отношениях.Рим неизбежно втягивался в этот международный оборот, и по мере того, как онделался центром политической жизни мира, он становился также центром мировоготоргового оборота. На его территории непрерывно завязывались деловые отношения,в которых принимали участие торговцы разных национальностей; римские магистратыдолжны были разбирать споры, возникающие из этих отношений, должны были вырабатыватьнормы для разрешения этих споров. Старое римское национальное право для этойцели не годилось; необходимо было новое право, которое было бы свободно отвсяких местных и национальных особенностей, которое могло бы одинаковоудовлетворить римлянина и грека, египтянина и галла. Нужно было не какое-либонациональное право, а право всемирное, универсальное. И римское правопроникается этим началом универсальности; оно впитывает в себя те обычаимеждународного оборота, которые до него веками вырабатывались в международныхсношениях; оно придает им юридическую ясность и прочность.
Так возникалото римское право, которое стало затем общим правом всего античного мира. Посуществу творцом этого права был, таким образом, весь мир; Рим же явился лишьтем лаборантом, который переработал рассеянные обычаи международного оборота ислил их в единое, поразительное по своей стройности, целое. Универсализм ииндивидуальность – основные начала этого целого.

1. Понятиеконституции
 
Конституция влюбом государстве — это правовой акт высшей юридической силы, своеобразныйпризнак государственности, юридический фундамент государственной и общественнойжизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшемуровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти,правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления игосударственного устройства.
Конституция — обязательный признак правового государства, основанного на господстве права,отрицании произвола власти и бесправия подвластных.
Регулирующаяроль конституции касается всего общественного организма. Она охватывает нетолько государственную организацию, но и негосударственные сферы — социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сферегражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношениягосударства с институтами собственности, общественными и религиознымиучреждениями. Нормы конституции, как и право в целом оказывает формирующеевоздействие на различные стороны общественной жизни – государственно-политическую,экономическую, социальную и духовную.
Конституциюможно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамкахи на основе которого функционирует механизм государственной власти,обеспечиваются права и свободы граждан.
Термин «конституция»происходит от латинского «constitutio» (установление, построение) и восходит квременам Римской империи. Конституциями назывались указы римскихимператоров. В средние века конституциями закреплялись привилегии и вольностифеодалов. С течением времени понятие конституции эволюционировало.
В нынешнемпонимании, как единый правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий праваи свободы граждан, определяющий социально-политическое и государственноеустройство, конституции появились в качестве противовеса монархии, абсолютизмув результате победы буржуазно-демократических революций на американском иевропейских континентах. Прототипами европейских конституций сталиконституционные хартии периода провозглашения независимости английских колонийв Америке. Французская революция восприняла американскую конституционную идею,а из Франции она распространилась на другие европейские государства.
Конституцияявляется уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет,независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовойосновой становления и развития гражданского общества, закрепляет основныеправа, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственногоустройства, систему институтов государственной власти и местногосамоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя,создаёт баланс институтов государственной власти. Всё сказанное характерно идля Конституции России. Поэтому можно говорить, что Конституция России – этонормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основыконституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина;федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органовгосударственной власти и органов местного самоуправления.
2. Конституцииимператоров
Принцепс(лат. princeps – первый) как законодатель приходит на смену народу. Римлянеобосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народпосредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю своювласть. Принцепс пожизненно воплощает в себе волю народа.
Различалосьнесколько видов императорских конституций:
–      эдикты– нормы общего действия. Они выставлялись на побеленных деревянных досках урезиденции принцепса;
–      декреты– судебные решения, обычно в ответ на апелляцию на решения судов низшихинстанций;
–      рескрипты– ответы на запросы должностных и частных лиц;
–      мандаты– общеобязательные указания чиновникам, которые вышли из употребления.
Конституцииримских императоров у римских юристов общее название различных видовимператорских предписаний, получивших значение источников права в периодпринципата и империи. Главным из этих видов является императорский эдикт,издававшийся в силу общего императору с другими магистратами jus edicendi,действовавший как и все другие эдикты, лишь во время жизни императора иотличавшийся от них только тем, что имел целью не столько устанавливатьправовые нормы, сколько обеспечивать приведение их в исполнение. Последнейчертой эдикт стоит близко к другому виду – мандату или инструкции чиновникам иуправителям провинций относительно порядка и способа разрешения разного родавопросов и юридических казусов.
Мандаты,подобно эдиктам, имели силу лишь во время жизни издавшего их императора идолжны были быть возобновлены его преемником, если была нужда в сохранении ихпредписаний. Другие два вида конституции составляют проявления судебнойдеятельности императора и дают аутентическое толкование действующего права. Изних декреты, подобно преторским актам того же имени, являются непосредственнымисудебными решениями императора в качестве первой инстанции или по апелляции кнему на решение низшего суда, а рескрипты или ответы императора на вопросы,обращенные к нему магистратами или тяжущимися сторонами по поводу встречавшихсязатруднений в разрешении спора, очень сходны с обязательными для судьи ответамиюристов, имевших так назыв. jus respondendi. Право частных лиц на обращение кимператору с такого рода вопросами, совершавшееся путем подачи просьб (libelli,praeces, supplicationes), устанавливается со времени Адриана. Чиновники имелиего и раньше; их просьбы носили название relationes, consultationes,suggestiones. Ответы императора выражались либо в особом письме (epistola – форма,употреблявшаяся по преимуществу в ответ на просьбы чиновников), либо прямо насамой просьбе, в subscriptio (обычно на просьбах частных лиц). Ни один из всехэтих видов императорских конституций не является выражением законодательнойвласти императора, которой у него на первых порах и не было, по характеруустановления и первоначальной формы империи.
Правомернойформой законодательства оставался, за почти полным прекращением роли народныхсобраний, сенатусконсульт, который мог быть издан и по предложению (oratio)императора. Однако, со времени Адриана юриспруденция признает за всеми видами конституциибезусловную силу закона (legis vicem), а силу сенатусконсульта видит уже не внем самом, а в вызывающей его oratio императора. Императорская власть получает,таким образом, законодательные функции, и все ограничения последних теряют своезначение; юриспруденция относит постановления императоров не к jus honorarium,a к jus civile. Упадок юриспруденции с III столетия и сосредоточениезаконодательства в руках императора ведет к непомерному росту двух из названныхвидов конституции – эдиктов и рескриптов.
Эдиктстановится общей формой императорских законов и обнимает все другие – обращениек народу (эдикт в старом смысле), к чиновникам (мандаты) и к сенату (orationes),отчего и получает название edictum или lex generalis. Рескрипт, оставаясьформой аутентического толкования законов, поглощает собой декрет. Постепенноувеличиваясь в числе (со времени Диоклетиана мы имеем, напр., до 1000рескриптов), оба эти вида возбуждают вопрос о взаимном отношении содержащихся вних узаконений. Раньше все виды конституции имели одинаковую силу закона,обязательного для всех, и только тем из них присваивалось ограниченное действиепредписания, касавшегося лишь данного дела, в которых об этом было специальноупомянуто (так назыв. constitutio personalis). Коллизии отдельных решений собщими законами заставили сделать попытку иначе определить это отношение.Константин объявил недействительными все рескрипты, которые были несогласны собщим правом; Аркадий ограничил силу рескриптов только делами, по поводукоторых они были изданы. Валентиниан III и Юстиниан снова, однако, расширяютзначение рескриптов. Первый признает общую силу за теми из них, в которыхсказано, что они имеют общеобязательное значение, а второй – и за теми, вкоторых вообще содержится толкование действующего права.
Окончательноеразграничение между этими видами конституции так и не состоялось. Юристы,поэтому, стали делить К. не по форме их издания, а по содержанию. Общие конституции(С. generales) обнимали нормы, общеобязательные для всех, личные конституции(С. personales) – обязательные лишь для данного рода лиц и дел. Различениеобщих и личных К. было, однако, делом чрезвычайно трудным. В IV в.появляется новый вид конституции, внесших еще новое осложнение в их состав: такназыв. leges и sanctiones pragmaticae или просто pragmatica, занимавшиесередину между рескриптами и эдиктами. Они выдавались и по просьбе частных лиц,но большей частью по просьбе и на имя корпораций, городских общин и т.п.
По содержаниюони, между прочим, имели целью разрешение противоречий в законах и рескриптах.Отсутствие правильного отношения между различными видами конституции, вместе сувеличением их количества, делало отправление правосудия все труднее и труднееи все настойчивее вызывало мысль о необходимости кодификации.
Кодекс Грегориана
Историки изУниверситетского колледжа Лондона собрали воедино 17 фрагментов пергамента,вероятно, содержащего Кодекс Грегориана. Это самый древний из известныхсборников законов, собранный римским юристом во время правления императораДиоклетиана (284−305 года н.э.).
Кодексвключал в себя законы, изданные со времен правления императора Адриана в 117−138годах н.э.
Впоследствиичасти Кодекса Грегориана включались в новые своды законов, вплоть до кодексаЮстиниана – развитого свода римского гражданского права, составленного в 529−534годах при византийском императоре Юстиниане.
Ученые уже втечение десяти лет исследуют социальные, юридические и политические особенностизаконодательства Римской империи. Кодекс Грегориана – самый старый сводзаконов, и его содержание до наших дней дошло лишь частично. Ни одной егосуществующей копии не известно.
УченыеКоркоран и Салуэй изучали пергаменты, фрагменты текста на которых ранее не былиникак идентифицированы. Скорее всего, они были написаны в Константинополе,столице Восточной Римской империи. Однако смысл текстов оставался непонятым.
Сейчас ученыесделали вывод, что им удалось обнаружить одну из оригинальных копий КодексаГрегориана.
«Надписи нафрагментах выведены ясным каллиграфическим латинским шрифтом и датируются,вероятно, 400−м годом н.э. Используется множество сокращений, характерныхдля текстов законов. Присутствие на страницах текста с обеих сторон указывает,что они скорее принадлежат древней книге, чем свиткам или отдельным запискам», –рассказывает Салуэй.
По словамисследователей, фрагменты содержат ответы императоров на вопросы правовогохарактера, внесенные общественностью.
«Ответыскомпонованы в хронологическом порядке и сгруппированы в тематические главы. Втексте выделены заголовки, внесены правки, между строками внесены замечаниячитателей. Замечания показывают, что эта копия текста активно использовалась», –сообщил Салуэй.
Ученыеотмечают, что содержание совместимо с тем, что ранее было известно о КодексеГрегориана. Однако на пергаментах содержатся и новые данные, о которых ранееничего известно не было.
«Этифрагменты – прямое свидетельство первоначальной версии Грегорианского кодекса»,– уверен Коркоран.
Он и егоколлеги уверены, что им удалось найти копию самой первой версии древнеримскогосвода законов.
КодексГермогениана
Гермогениан(Hermogenianus) – римский юрист IV в. по Р. X. Сведений о его жизни несохранилось никаких; известно только, что он автор «Juris epitome»,самостоятельной переработки извлечений из предшествующих ему юристов,изложенных в коротких положениях без указания литературы. Сочинение родственнос «Sententiae» Павла (см.) и изложено в порядке преторского эдикта и позднейшихДигест Юстиниана, в которые и вошло из него некоторое количество отрывков. Повсей вероятности, Г. был и автором так называемого «Гермогенианова кодекса»,составляющего дополнение к кодексу Грегориана и содержащего импер. конституции291–295 гг. и рескрипты имп. Валентиниана от 364 и 365 гг. Сохранившиесядо нас отрывки из «Epitomее» Г. изданы Lenel’ем в «Palingenesia juris civ.», аотрывки кодекса изданы в посланий раз Наеnеl’ем в 1837 г.
КодексГермогениана (лат. Codex Hermogenianus) – кодификация императорских конституцийДиоклетиана и его преемников, предпринятая ок. 325 г. римским юристом по имени Гермогениан (или Гермоген).
Сведений оего жизни не сохранилось никаких; известно только, что он автор «Jurisepitome», самостоятельной переработки извлечений из предшествующих ему юристов,изложенных в коротких положениях без указания литературы. Сочинение родственнос «Sententiae» Павла и изложено в порядке преторского эдикта и позднейшихДигест Юстиниана, в которые и вошло из него некоторое количество отрывков.
КодексФеодосия
КодексФеодосия (Codex Theodosianus), первый официальный сборник распоряжений римскихимператоров с нач. 4 в., составлен в 435 комиссией из 16 юристов, назначеннойвосточно-римским императором Феодосией II (опубл. 15 февр. 438). Изданиюкодекса Феодосии предшествовали частные кодификации, не имевшие официальногозначения: Кодекс Грегориана (содержал распоряжения – конституции императоров с196 по 295) и Кодекс Гермогениана (содержал более поздние конституции). Обакодекса известны только в отрывках.
КодексФеодосия состоял из 16 книг, разделённых на главы – титулы, включал всеконституции, действовавшие в 313–437. По мысли Феодосия, кодекс должен былсоставить единое целое с кодексами Грегориана и Гермогениана, к-рые были такимобразом официально санкционированы. Кодекс Феодосия был принят соправителемФеодосия – западно-римским императором Валентинианом III и приобрёл обязательнуюсилу и в Западной Римской империи.
В кодексеФеодосия получили отражение те изменения, которые произошли в государстве исоциальной жизни Римской империи, т.е. главным образом её феодализация.
Кодекс Юстиниана
Ко́дексЮстиниа́на – часть законодательной компиляции Юстиниана; содержит в себеимператорские конституции, вошедшие в кодекс Грегориана, Гермогениана иФеодосия и сохранившие силу до Юстиниана, дополненные позднейшими новеллами ивидоизмененные согласно потребностям времени. Рост новелл, противоречие их состарыми предписаниями, огромное количество конституций, потерявших всякуюпрактическую цену, но включенных в старые кодексы, побудили Юстиниана к изданиюнового кодекса, рядом с другими законодательными трудами. Комиссии, назначеннойв феврале 528 г., было предписано выработать новый кодекс, имея в виду лишьсовременные практические нужды. Поэтому ей предоставлено было право не толькоделать сокращения (вычеркивать введения, обращения, заключительные слова и т.д.)в конституциях, но и выбрасывать все отжившее или отмененное позднейшимиузаконениями; не только исправлять текст, но и выяснять его, изменять идополнять, соединять многие конституции в одну и т.д.
Работапродолжалась около 14 месяцев. 7 апреля 529 г. Кодекс был обнародован и с16-го вступил в действие. Последовавшее затем издание Дигест и Институций,принесшее с собой ряд изменений в праве, сделало, однако, необходимойпереработку этого кодекса, она была совершена Феофилом, Трибонианом и тремяадвокатами высшего суда, и в 534 г. был издан, вместо кодекса 529 г., кодекс 534 г., названный «C odex repetitae praeleclionis» (кодекс 2-го изд.). Этот кодекстолько и дошел до нас, в том виде, в каком он существует в изданиях Corpus’ajuris civilis, т.е. не совсем полным. Веронеский палимпсест начала VIIстолетия, содержавший в себе полный кодекс, дошел до нас с пробелами. Остальныедревнейшие рукописи кодекса представляют собой извлечения, передающие всокращении только первые 9 книг кодекса.

Заключение
 
В результатевышесказанного можно сделать следующие выводы.
1.Конституции императоров.
Принцепс(лат. princeps – первый) как законодатель приходит на смену народу. Римлянеобосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народпосредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю своювласть. Принцепс пожизненно воплощает в себе волю народа.
Различалосьнесколько видов императорских конституций:
–      эдикты– нормы общего действия. Они выставлялись на побеленных деревянных досках урезиденции принцепса;
–      декреты– судебные решения, обычно в ответ на апелляцию на решения судов низшихинстанций;
–      рескрипты– ответы на запросы должностных и частных лиц;
–      мандаты– общеобязательные указания чиновникам, которые вышли из употребления.
С императораКонстантина ведущую роль начинают играть эдикты, которые рассматриваются какнормы общего действия (leges generales). В этот период именно конституции(leges) становятся основой для принятия судебных решений, а к мнениям юристов(ius) прибегают лишь при отсутствии закона.
2. Эдиктымагистратов.
Полномочияиздавать правообразующие эдикты имели только некоторые магистраты, наделенныевысшей властью (imperium): преторы, правители провинций, курульные эдилы впределах своей компетенции (рыночная торговля). Вступая в должность, магистратделал программное заявление о своей будущей деятельности, какие правила будутлежать в ее основе, в каких случаях будут даваться иски и т.д. Этот эдиктназывался постоянным в отличие от непредвиденных, издаваемых по конкретнымделам. Постоянный эдикт был обязателен для издавшего его магистрата в течениегода, на который избирался магистрат. Это позволило Цицерону назвать постоянныеэдикты «законом на год» (lex annua).
С течениемвремени магистраты удачные нормы своих предшественников переносили в своиэдикты, в связи с чем различались эдикты новые и перенесенные. Так создаваласьсистема магистратского (преторского, так как наибольшее значение в этой сфереимели преторские эдикты) права.
Правотворческаядеятельность магистратов развивалась постепенно. Сначала претор лишьсодействовал применению цивильного права, помогал его осуществлению,применению, подкрепляя своими исками; затем он стал дополнять цивильное право,заполняя его пробелы; наконец, претор начал изменять и исправлять цивильноеправо, приспосабливая его к новым отношениям. При этом он не имел формальногоправа отменять цивильное право, но признавал новые отношения, оставляяцивильное право голым (nudum ius), не имеющим исковой защиты.

Списокиспользуемой литературы
1. Дождев Д.В. Римскоечастное право. Учебник для вузов. М., 2004. С. 784.
2. Зерцало. Журналюридической библиографии. М., 1997. С. 128.
3. Иванов А.А. Римскоеправо. М., 2007. С. 416.
4. Киселева Н.А. Римскоеправо. М., 2007. С. 240.
5. Кудряшов И.В. Римскоеправо. М., 2006. С. 128.
6. Новицкий И.Б. Римскоеправо. М., 2007. С. 246.
7. Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Римскоечастное право. Учебник. М., 2006. С. 448.