Современнаягуманитарная академия
Задание на курсовуюработу
по дисциплине Конституционное(государственное) право России
«Конституционная реформав Российской Федерации: ретроперспектива и перспективы»
Содержание
Введение
1.Исторические аспекты реформирования российской Конституции: этапы и проблемы
1.1 Причины принятияКонституции России 1993 г
1.2 Горизонты изменения иэтапы реформирования
2. Конституционныереформы России 1988-1992 гг. и их итоги
2.1 Предпосылкивозникновения конституционных реформ в России
2.2 Основные позицииконституционной реформы 1991 г.
2.3 Конституционныереформы 1992 г. и противоречивость измененийЗаключениеГлоссарийСписок использованных источниковПриложение А. Этапы развития Конституций в РоссииПриложение Б. Структура Конституции РФ
Введение
Термин «конституция» преимущественно используется вюридическом значении. Конституция в юридическом смысле рассматривается какосновной закон государства, который учреждает политическую форму существования общества,систему государственных органов и местного самоуправления, порядок ихформирования и принципы функционирования, определяет фундаментальные права и свободычеловека и гражданина.
Конституция отличается от обычных законов, которыепринимаются парламентом. Конституция устанавливает основы организации обществаи государства, закрепляет фундаментальные права человека и гражданина;регулируя основополагающие общественные отношения, конституция призванагарантировать стабильность общества, по возможности учитывать социальныеинтересы различных групп, устанавливать такое устройство государства иобщества, которое признается большинством населения в качестве справедливого.
Любой юридический текст со временем устаревает,можно утверждать, что в каких-то разделах устарела и Конституция РФ 1993 года.Она, например, не содержит норм, позволяющих формировать в России правительствопарламентского большинства. Например, как бы ни было сформированоправительство, оно должно будет уйти в отставку после выборов Президента РФ.
Но в существующей в России ситуации было бы,наверное, более правильно отрабатывать сначала политическую практику решениятех или иных проблем, а только потом оформлять их в виде законов. И лишь послеэтого вносить поправки в Конституцию РФ. Только от изменения текста КонституцииРФ политическая практика не изменится. Если текст поменять неудачно — черезнесколько лет аналогичные проблемы его неполной адекватности политическойпрактике возникнут снова.
В современной ситуации переход к парламентскойреспублике в нашей стране, скорее приведет к периоду перестройки власти изатягивания с решением важнейших проблем общества и государства. Ослаблениевоздействия Президента РФ на политический процесс на первом этапе снизитэффективность государственного управления. Политические силы в настоящейситуации являются лоббистами корпоративных интересов или интересов узкихсоциальных групп элит, поэтому переход к парламентской республике скорееусложнит процесс согласования интересов в политике, чем упростит его.
Возможно, что в более отдаленной перспективе переходк парламентской республике будет иметь для страны позитивные последствия, ноприоритетом являются, по-видимому, необходимость решения важнейших проблемстраны, а не устройство взаимоотношений политических сил и элитных групп.Вполне возможно, что в нынешней ситуации переход к парламентской республикевообще сведется к решению технических проблем властвующих групп элиты.
Переход к парламентской форме правления вряд ливстретит какое-то сопротивление политических сил, потому что он — в интересахтех, кто сейчас имеет влияние во власти. А политические силы, имеющие другиеинтересы, во власти практически невлиятельны.
Каким образом должны быть распределены полномочиямежду Президентом, Парламентом и Правительством в случае перехода России кмодели парламентской республики — этот вопрос имеет смысл обсуждать тогда,когда появятся конкретные предложения по изменению Конституции РФ илиполитической практики. Поскольку такие изменения вряд ли будут решать какие-тостратегические проблемы, конкретные вопросы распределения полномочий будутопределяться складывающейся в тот момент политической ситуацией, и будутподчинены этой ситуации. Следовательно, предварительные общие предложения наэтот счет не будут иметь никакого политического значения.
Теоретико-методологическую основу данной проблемысоставляют труды известных отечественных и зарубежных авторов, таких как: С.А. Авакьян,М.В. Баглай, Т.Д. Зражевская, Е.А. Лукьянова, В.О. Лучин, М.А. Митюков, В.В. Невинский,Ю.А. Тихомиров, Г. Еллинек, Д. Эсмен.
После распада Советского Союза проблему соответствияконституций и уставов в субъектах Федерации с федеральной Конституциейосветили: В.В. Гошуляк, А.А. Жученко, Н.А. Михалева, С.А. Авакьян и др.
Цель курсовойработы — проанализировать этапы, исторические аспекты и перспективыконституционной реформы в России.
Данная цельреализуется в работе на основе решения следующих задач:
· раскрытьпредпосылки конституционных реформ;
· описатьэтапы и проблемы конституционной реформы в России;
· исследоватьреформы 1991-1992 гг.
Объектомисследования являются Конституции России разных периодов.
Предметисследования – причины принятия и реформирования российской Конституции 1993 г.
Правовойосновой являются: Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные законы,монографии и научные статьи, посвященные данной проблеме.
1. Историческиеаспекты реформирования российской Конституции: этапы и проблемы
1.1 Причиныпринятия Конституции России 1993 г.
Современное российское законодательство являетсярезультатом длительного и сложного развития. Его принципиальные основы былизаложены на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия, но качественное обновлениебыло обусловлено принятием Конституции РФ 1993 г. Декабрьские события 1993 г.повлекли за собой глубокие изменения системы российского законодательства,проявившиеся в формировании новых видов источников законодательства.принципиальном обновлении содержания его норм, становление и развитиезаконодательства субъектов Федерации, появлении новых и преобразованиисуществующих отраслей законодательства [12, с.5].
До 1993 г. в стране действовала Конституция,принятая в 1978 г. Верховным Советом в соответствии с господствовавшими тогдаконцепциями. Главный недостаток Конституции, который постоянно порождал кризисыи конфликты между законодательной и исполнительной властью, состоял вотсутствии ясно изложенного принципа разделения властей. Попыткитрансформировать этот принцип в сбалансированный парламентаризм оказалисьбезуспешными.
Закрепленная Конституцией необычная длядемократического государства двухзвенная структура высших органовзаконодательной власти (Съезд и Верховный Совет) при полном отсутствиикакой-либо ответственности депутатов перед кем бы то ни было нарушала принциппрямого избрания парламента, обусловила расщепление единой по своей природезаконодательной функции. Такой парламент, к тому же раздираемый острейшимиполитическими противоречиями, постепенно становился тормозом политических иэкономических реформ [14, с.101].
Согласно Конституции Президент был наделен немалымиправами, но в решающих вопросах он оказывался под контролем двухзвенногопарламента.
Такое понимание принципа разделения властей было нетолько политически неоправданным, поскольку страна встала на путь осуществлениярадикальных политических и экономических реформ, но и юридическинесостоятельным. Президент обладал не меньшей легитимностью, чем обе частипарламента, поскольку был демократически избран прямым голосованием из числанескольких кандидатов. В таких случаях, как это признано мировой конституционнойтеорией и практикой, глава государства, опирающийся на мандат народа, не подлежитконтролю со стороны парламента.
Юридическое несовершенство механизма государственнойвласти сказывалось тем пагубнее, чем в стране усилилась острая поляризацияполитических сил.
Необходимость принятия новой Конституции былаосознана всеми политическим силами еще в ходе принятия Декларации о государственномсуверенитете от 12.06.1990 г. В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный ВерховнымСоветом, был опубликован. Он существенно исправил многие недостатки старойКонституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека игражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировалипрежние подходы. Снова принцип разделения властей трактовался в сторонууменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же форма правления.
Проект ставил Президента под контроль ВерховногоСовета, обязывая его представлять ежегодные доклады об осуществлении внутреннейи внешней политики, выполнении федеральных программ.
С принятием 12.12.1993 г. новой Конституции иформированием Федерального Собрания закончился период президентского правления.Начался сложный и трудный процесс создания нового конституционного права,претворения в жизнь конституционного механизма власти.
Конституция в известной мере упорядочилаполитические отношения и ослабила остроту противоречий между реформаторскимкурсом Президента и оппозицией.
Таким образом, к началу XXI в. в стране утвердилсяконституционный порядок смены власти. Ни разу не были пропущены сроки выборов главыгосударства и Государственной Думы, в субъектах Федерации развернулидеятельность главы администраций и законодательные собрания. На основеКонституции РФ сложилась новая судебная власть, партийная система, местноесамоуправление.
В отличие от других стран, в России не были принятызаконы о люстрации. Все это способствовало укреплению стабильности в обществе,созданию условий для проведения глубоких экономических реформ [14, с.114].
Хотя Государственная Дума в 1999 г. отвергла попыткивнести частичные изменения в Конституцию РФ 1993 г. [1], в российском обществесозрело убеждение в необходимости ее реформы. Этот вопрос опять возникает вновой Думе, начавшей работу в 2000 г.
Известно, что Конституция 1993 г. была принята вспешке, в своеобразных условиях, которые сложились после вооруженногопротивостояния Парламента и Президента. В Конституционном совещании преобладалилица, включенные в его состав по должности или назначенные президентом, ееокончательный текст после совещания подвергся некоторой правке. Да и в 28субъектах Федерации (из 89) она либо не получила большинства голосов нареферендуме, либо не выносилась на голосование.
Правда, хотя последнее очень важно, неодобрение федеральнойконституции на территории субъекта не означает, что она не действует на этойтерритории, если принята общегосударственным референдумом или установленнымбольшинством субъектов.
Недостатки принятия и содержания Конституции РФ 1993г. не умаляют ее выдающихся достоинств. Она закрепила переход от тоталитаризмак демократии, сыграла огромную роль в развитии нового российского общества, встановлении новой государственности и формировании личности. Ее демократическийпотенциал далеко не исчерпан. «Изменение Конституции, — пишет В. Путин, — представляется неотложной и первоочередной задачей», хотя его оценка, что «мыимеем по-настоящему хорошую Конституцию», на мой взгляд, несколькопреувеличена» [29, с.2].
Конституцию 1993 г. придется обновлять, а затем изаменять. Однако к реформе Конституции следует подходить очень осторожно,руководствуясь принципом: не навредить. В условиях современного российскогообщества при сложившейся расстановке политических сил это предполагает большуюподготовительную работу и выделение определенных этапов реформирования.
Это необходимо не только в связи ссоциально-политическими факторами, но и по юридическим причинам.
В Конституции России содержатся три«неприкосновенные» главы (I, II, IX). Любые их изменения по строгому смыслуКонституции невозможны без созыва Конституционного собрания. Эти положениянеобычны.
В зарубежных конституциях содержатся предметныезапреты (например, во Франции нельзя изменять республиканскую форму правления,в Бразилии — демократические принципы избирательной системы), но не бываетзапрещений «по объему», касающихся третьей части глав Конституции. А посколькуизменять Конституцию надо, и поскольку перспективы принятия закона оКонституционном собрании туманны, встает вопрос: что можно сделать до этого?
1.2 Горизонты изменений и этапы реформирования
В последнее время проводится много симпозиумов икруглых столов, в том числе в государственных учреждениях высокого уровня и сучастием очень известных политических деятелей, где затрагиваются вопросыреформы Конституции. Однако выступления, в том числе в печати, в основномсводятся к переделу власти, к изменениям взаимоотношений Президента, Парламентаи Правительства. При всей важности они имеют все-таки частный характер в общеймодели новой Конституции.
Между тем, приступая к решению отдельных вопросов,важно определить общую концепцию, «каркас», основные параметры общества,государства, положения коллективов, личности, которые будут присущи России втретьем тысячелетии.
Любые содержательные (не редакционные) измененияКонституции эффективны, если они осуществляются в рамках заранее продуманной иобоснованной концепции, если известны границы, которыми следуетруководствоваться даже при частичных поправках.
Изучая новые конституции стран мира (Испании 1978г., Бразилии 1988 г., Казахстана 1995 г., Польши 1997 г., Албании 1998 г.,Финляндии и Швейцарии 1999 г.), можно отметить элементы нового, которые,видимо, будут присущи третьему тысячелетию, хотя некоторые другие еще неясны, атретьи — спорны. Тем не менее, выявляя тенденции мирового конституционногоразвития, исследуя современные способы конституционного регулирования некоторыхважнейших общественных отношений, можно заключить, что Конституция России 1993г. по ряду вопросов не соответствует международным стандартам.
Вряд ли можно сразу внести все необходимые измененияи тем более принять новую Конституцию. Однако, во-первых, уже сейчас естьправовые основания для изменения большинства глав Конституции РФ, а во-вторых,определяя перспективу, можно выделить несколько этапов изменений, идя к целишаг за шагом. В результате, когда потребуется новый текст Конституции РФ илибудет необходимо внести изменения в I, II, IX главы, сделать это будет гораздолегче. Представляется, что можно было бы выделить три этапа реформы или триэтапа подготовки отработанных блоков норм, согласованных с большинствомполитических сил и готовых к внесению в текст, когда это позволят условия.
На первом этапе целесообразно заняться структуройорганов государства, усовершенствовать взаимоотношения Президента, Парламента,Правительства, решить вопрос об основах правового положения глав субъектовФедерации в связи с порядком замещения ими своей должности (решение этоговопроса облегчит внесение последующих изменений), о контроле в отношенииместного самоуправления. Видимо, можно обсудить вопрос о реформе структурыФедерации.
Подготовка таких изменений началась в 2000 г.созданием федеральных округов и установлением ответственности губернаторов имэров.
На втором этапе можно будет приступить к реформеполитической системы, начать реорганизацию Федерации и договориться о структуреКонституционного собрания. Многое зависит от действующей Государственной Думы,от ее состава, от нынешнего Президента и от того, кто займет этот пост в 2008г., от многих других факторов, прежде всего от состояния экономики страны и отрасклада политических сил.
Начиная конституционную реформу, нужно хотя бы вобщих чертах договориться о принципах общества и государства, изучить опытконституционного регулирования в мире, конституционную мысль современности,прежде всего, по вопросам социально-экономического и политического характера. В1993 г. это было сделано только частично.
Нужно учесть также, что в современномконституционном праве многие важнейшие положения, относящиеся к устройствуобщества, а иногда и к основам правового статуса личности, формулируются не науровне директив, как это обычно было в тоталитарном праве, а на уровне принципов,являющихся руководством к действию государственных органов, коллективов ииндивидов [16, с.11].
С принятием новой Конституции начинается широкоеобновление всех институтов конституционного права России. Демократическоеконституционное право вводит сложные отношения между различными политическимигруппами в русло порядка, обеспечивающего как твердость власти, так и свободыдля оппозиции.
Теоретическая мысль способная объяснить и осмыслитьсовременный российский конституционализм, ближе всего к современному западномулиберализму. Именно это учение, корни которого входят в философию древнихгреков, выдвинуло идеи парламентаризма, разделения властей, правового государства,которые легли в основу новой российской действительности [14, с.72].
Вместе с тем, она также испытывает влияние социальноголиберализма и социал-демократии.
Это не значит, что конституционный строй России«списан» с западных моделей, но он учитывает все, что накопила за столетиядемократическая мысль.
Государственный строй России — президентско-парламентская республика – безусловно, соответствует особенностямполитической культуры страны. В отсутствие демократической традиции, при слабомгражданском обществе и неструктурированных общественных интересах сильнаявласть всенародно избранного президента – и оптимальный способ легитимации вглазах общества, и инструмент осуществления глубоких преобразований,сталкивающихся с оппозицией в элитах и сегментах общества.
2.Конституционные реформы России 1988-1992 гг. и их итоги
2.1Предпосылки возникновения конституционных реформ в России
В истории Российского государства насчитывается пятьконституций. Все они были приняты в ХХ веке: Конституция РСФСР 1918 г.,Конституция РСФСР 1925 г., Конституция РСФСР 1937 г., Конституция РСФСР 1978 г.и действующая Конституция РФ 1993 г.
Конституция Советского Союза 1977 г., конституциисоюзных и автономных республик сыграли свою роль — во многом положительную иконструктивную — в социально-экономическом и политическом движении страны.Однако не следует предаваться иллюзиям: даже отражая благие намерения, нашиконституции отнюдь не становились главным определяющим фактором развитияобщества и государства. К тому же объективные неувязки в создании концепцийпереплетались с субъективными моментами в методах руководства.
В итоге страна вместо всеобщего благоденствия — наоснове новых конституций — пришла к кризису. В частности, вряд ли была удачнойконцепция развитого социалистического общества. Характеристика социализма как«зрелого» не нашла понимания, поскольку не отражала ни новых качественныххарактеристик строя, ни принципиальных отличий от предшествующих этапов, ведьформы собственности, методы хозяйствования и политического руководстваоставались прежними.
Государственная плановая экономика, помогаяразвивать тяжелую промышленность и крепить военную мощь страны, не обеспечивалаудовлетворения житейских запросов населения ни по объему, ни по качествутоваров. А поскольку поездки в другие страны стали уже довольно массовыми,граждане Советского Союза могли видеть успехи рыночной экономики, особенно ееориентацию на спрос населения.
Приобретал остроту вопрос о развитии демократии,обеспечении политических прав граждан, в том числе в плане критических оценоксуществующей в стране системы. Попытки властей искоренять инакомыслиепосредством высылки из страны диссидентов, их уголовного или административногонаказания за так называемую антисоветскую деятельность, а то и помещения впсихиатрические лечебницы не нашли понимания у населения, за рубежом вызвалирезкое осуждение.
Казалось бы, действительно имевшее место единство вразвитии национально-государственного строительства стало явственнее обнаруживатьсвою оборотную сторону — централизацию решения любых, иногда даже мелкихвопросов на союзном уровне, ограничение свободы и самостоятельности союзныхреспублик, автономных и административно-территориальных единиц.
К сожалению, на то же время приходятся крупныепросчеты и непопулярные действия Советского Союза внешнеполитического свойства.Но в 1980 г. вводятся советские войска в Афганистан, что обернулось для страныи строя крупной трагедией.
Немаловажным фактором, без учета которого труднопонять ряд последующих событий, явился и кризис самой Коммунистической партии.К тому же внутри Коммунистической партии сформировалась партийная элита,которая оторвалась от рядовых членов, малоэффективно руководила делами, но затоне забывала о собственном материальном благополучии.
Именно на фоне всего сказанного к руководствупартией и страной пришли относительно молодые и энергичные руководители воглаве с М.С. Горбачевым. Они хотели изменить страну, отказаться откомандно-административной системы, как была ими охарактеризована предшествующаяорганизация руководства государством и обществом, повернуть страну кдемократии, провести крупные политические, социальные и экономические реформы.Начался тот этап развития страны, который получил во всем мире название «перестройка»,причем в русском звучании слова, без перевода на другие языки.
Характерно, что реформаторы не отказались отсоциалистической идеи, и на первых шагах перестройки речь шла о строительстве вСССР настоящего, демократического социализма, так сказать, «социализма счеловеческим лицом». Смелость оценок приходила по мере развертыванияперестройки: начиная с совершенствования социализма, многие затем пришли к егоотрицанию и предпочтению других социально-политических формаций.
Все эти оценки, конечно, не сложились в одночасье.Поэтому как изменения в обществе, так и конституционные реформы отражают тугамму воззрений, которая имела место на момент принятия соответствующихрешений.
Переходя непосредственно к конституционным реформам,подчеркнем, что порой исследователи склоняются к тому, чтобы говорить только опроисходившем в России. Методологически это абсолютно неверно. Нельзя писать опериоде 1989-1991 гг., т.е. условиях существования Советского Союза, такимобразом, как будто РСФСР была сама по себе, не упоминая о реформах КонституцииСоветского Союза. Это невольно дает превратное представление о конституционныхреформах в России, ведь в то время они были либо под влиянием союзных шагов,либо в пику им. Поэтому, останавливаясь в большей мере на российскойКонституции, затронем и Конституцию Советского Союза.
Конституционная реформа РСФСР 1989 г. имела глубокиесоциальные, политические, экономические и духовные предпосылки,символизировавшие начало смены общественного строя. Влияние материальныхусловий на конституцию неудивительно, поскольку последняя выступает лишьформой, «в которую законодатель облекает произошедшие изменения в обликегосударства и права или которые он желает учредить, основываясь на содержанииуже состоявшихся общественных отношений» [13, с.62].
Основные нововведения конституционной реформысводились к учреждению Съезда народных депутатов РСФСР – высшего органагосударственной власти; преобразованию однопалатного Верховного Совета РСФСР вдвухпалатный; созданию Комитета конституционного надзора РСФСР; реформированиюизбирательной системы путем обеспечения реальной состязательности иальтернативности выборов.
Во многом эта реформа была отголоском аналогичнойсоюзной реформы, которая выразилась в принятии в 1988 г. Закона «Об измененияхи дополнениях Конституции СССР» и Закона «О выборах народных депутатов СССР».
Первая конституционная реформа в РСФСР состоялась 27октября 1989 г. За период реформирования содержания Конституции РСФСР былопринято 10 законов РСФСР об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР.
2.2 Основные позиции конституционной реформы 1991 г.
Конституционное законодательство 1989-1993 г.проходило в условиях активного стремления различных политических сил к принятиюновой Конституции России. Основная цель такого стремления была очевидной:отражение в новой конституции принципиально изменившихся политических,экономических и духовных реалий, которые пока получали оформление в видепоправок к Конституции 1978 г.
Отсюда вытекали иные цели принятия КонституцииРоссии, проявившиеся впоследствии: необходимость отразить после распадаСоветского Союза факт существования подлинно суверенной России; желаниеповысить авторитет Основного закона; стремление Президента РФ легализоватьукрепление своей власти.
Очередная конституционная реформа в РоссийскойФедерации приходится на май 1991 г., она касается президентства и еще рядавопросов государственного строительства. Прежде всего, это принятый ВерховнымСоветом республики Закон от 24.12.1990 г. «О собственности в РСФСР» [3]. Онрегулирует по-новому многие вопросы. Согласно ст. 2, имущество может находитьсяв частной, государственной, муниципальной собственности, а также всобственности общественных объединений (организации). В Законе имеется целыйраздел (II) «Право частной собственности».
25.12.1990 г. Верховным Советом РСФСР принимаетсяЗакон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [4]. Актсориентирован на поддержку и создание основ инициативной деятельности граждан иих объединений, направленной на получение прибыли.
В Законе определяется статус различных видовпредприятий и организационных форм предпринимательства, включая семейныепредприятия, товарищества, акционерные общества и др.
На тот же период приходится комплекс актов,направленных на изменение социально-экономических отношений в деревне, включаяразвитие там частного хозяйства и поддержку сельских тружеников: Законы от 22.11.1990г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [5], от 23.12.1990 г. «О земельнойреформе» [6].
17.03.1991 г. состоялись референдумы СоветскогоСоюза и РСФСР. На первом подавляющее большинство голосов отдано за сохранение СоветскогоСоюза. С учетом итогов референдума 24.04.1991 г. Верховный Совет РСФСРпринимает Закон о Президенте РСФСР [7]. А 24.05.1991 г. III Съезд народныхдепутатов РСФСР принимает Законы «Об изменениях и дополнениях Конституции(Основного Закона) РСФСР» и «Об изменениях и дополнениях Конституции (ОсновногоЗакона) РСФСР в связи с реформой местного самоуправления».
Основные позиции данной конституционной реформысостоят в следующем:
· Конституциядополняется главой 13-1 «Президент РСФСР», полномочия Президента, согласноконституционным новеллам, многообразны;
· Президентруководит Советом Министров — Правительством РСФСР, назначает его Председателяс согласия Верховного Совета, а членов Правительства назначает и освобождает отдолжности по представлению Председателя Правительства, принимает отставкуПравительства с согласия Верховного Совета;
· крометого, Президент РСФСР обладал традиционными для этого поста полномочиями — награждение орденами и медалями, вопросы гражданства, помилования и т.д.
В общем, Президент получил достаточно широкие права.Вместе с тем Съезд и Верховный Совет имели определенные возможности влияния нанего. Был учрежден на конституционном уровне пост вице-президента РСФСР,призванного осуществлять по поручению Президента отдельные его полномочия изамещать Президента в случае его отсутствия (ст.121-7).
Конституция определила Совет Министров — Правительство РСФСР — как орган исполнительной власти, подотчетный ПрезидентуРСФСР.
Ряд важных решений принимается в областинационально-государственного устройства. Поэтому производятся«терминологические изменения в тексте Конституции РСФСР»: слова «автономнаяреспублика» заменяются на слова «республика в составе РСФСР».
Постепенно в СССР в интересах повышения ролинаселения и местных выборных органов в управлении территориями и местной жизньюпопулярность приобретает идея местного самоуправления.
При российской конституционной реформе 24.05.1991 г.принимается принципиально иное решение. Ст. 137 Конституции, посвящавшаясяместным органам государственной власти, получает новую редакцию, согласнокоторой органами государственной власти в краях, областях, автономных областях,автономных округах являются «соответствующие Советы народных депутатов».
Еще одно важное решение коснулось исполнительныхорганов на местах. До этого они именовались исполнительными комитетами иявлялись органами соответствующих местных Советов.
Гл.18 Конституции — об исполкомах — получаетназвание «Местная администрация». Теперь местная администрация не являетсяорганом Совета, хотя и подотчетна ему (ст.146), и акты главы администрацииСовет может отменять (ст.149). Как формировать администрацию — долженопределить закон (ст.147). Глава администрации сам назначает руководителейструктурных подразделений, а закон должен назвать тех из них, которыхутверждает Совет (ст.148). В принципе очевидно ослабление позиций местныхпредставительных органов по данной реформе.
Конституция подчеркивает единство судебных органов РоссийскойФедерации. Глава 21 «Суд и арбитраж» получает название «Судебная системаРСФСР». Первым в числе органов, составляющих судебную систему, названКонституционный Суд РСФСР. Он определен в ст. 165 Конституции как высшийсудебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть вформе конституционного судопроизводства.
Кроме Верховного Суда РСФСР в этой же статье даетсяхарактеристика Высшего Арбитражного Суда РСФСР, который является высшимэкономическим судебным органом РСФСР и осуществляет надзор за судебнойдеятельностью арбитражных судов РСФСР [1].
Конституция предусматривает, что должен бытьспециальный закон, определяющий статус столицы РСФСР, структуру и компетенциюорганов власти и управления г.Москвы.
М.С.Горбачев и другие руководители Советского Союзапытаются не только сохранить, но и укрепить страну, несмотря на откровенносепаратистские шаги ряда республик. Идет интенсивная работа над Союзным договором.Но с каждым последующим его вариантом Союз выглядит все слабее и слабее, искорее как конфедеративное, т.е. международно-правовое, нежели федеративное,т.е. государственно-правовое, объединение.
В августе 1991 г. руководство России выступаетпротив действий Государственного комитета по чрезвычайному положению в стране.Попытка последнего кончается крахом. Президент Советского Союза возвращается кисполнению функций. Однако по существу союзное руководство парализовано.Президент РСФСР и Верховный Совет РСФСР предпринимают ряд шагов по укреплениювласти в Российской Федерации. При этом Президент, если считает необходимым,берет на себя управление отраслями, на данный момент находившимися в союзномведении. Назвать это конституционным процессом было бы, конечно, большимпреувеличением. Но и не стоило бы отрицать роль таких шагов в формированииновых решений конституционного значения в России.
Были приведены лишь отдельные примеры. Однако вцелом ситуация очевидна — все больше и больше вопросов переходит в ведениеРСФСР. А внутри системы российских органов происходит существенное усилениероли Президента РСФСР, причем как на общегосударственном уровне, так и вуправлении территориями.
Нельзя не вспомнить и ряд решений того периода,важных для развития политических отношений и статуса личности. Несмотря наконституционную отмену руководящей роли Коммунистической партии, она остаетсявлиятельной силой в стране. Немаловажное значение имеет то, что партияпо-прежнему имеет первичные организации в государственных органах, напредприятиях и в учреждениях; они продолжают быть ощутимым фактором влияния наих работу, тем более что руководители в большинстве еще остаются членами Компартии.Поэтому Президент РСФСР издает Указ от 20.07.1991 г. «О прекращении деятельностиорганизационных структур политических партий и массовых общественных движений вгосударственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» [11]. Акт посуществу привел к организационному развалу Компартии Советского Союза,абсолютно не приспособленной к тому, чтобы действовать через территориальныепервичные структуры.
Что касается личности, отметим два важных документа.22.11.1991 г. Верховным Советом РСФСР принимается «Декларация прав и свободчеловека и гражданина». Она отражает новое видение конституционного статусаличности, не совпадающее с официально продолжавшими действовать нормами КонституцииРСФСР. Другой акт — Закон о гражданстве, практически регулирующий все вопросытак, как это должно быть в независимом государстве [8].
Очередные изменения в Конституцию РСФСР вносятся 1.11.1991г. V Съездом народных депутатов РСФСР. Они незначительны и лишь частичнонапоминают о происходящих в России процессах.
Несколько важных идей в области судопроизводстваотражаются в Конституции: институт присяжных заседателей; возможностьколлегиального рассмотрения дел тремя судьями по первой инстанции; допустимостьрассмотрения дела одним судьей. Ст. 166 гласила: рассмотрение гражданских иуголовных дел в суде первой инстанции осуществляется с участием присяжныхзаседателей, народных заседателей, либо коллегией из трех профессиональныхсудей или единолично судьей.
Наконец, именно при этой реформе на смену красномуцвету Государственного флага РСФСР пришел нынешний трехцветный — бело-лазорево-алый (ст. 181), а в ст. 182 было записано, что Государственныйгимн РСФСР утверждается Верховным Советом РСФСР.
Для политического, да и конституционно-правовогоразвития, пожалуй, большее значение имело принятое в тот же день V Съездомпостановление «О правовом обеспечении экономической реформы» [10].
Президент попросил у Съезда особых полномочий напериод проведения экономической реформы с целью стабилизации и улучшенияположения в стране. И он получил эти возможности. Постановление давало правоПрезиденту РСФСР регулировать своими указами практически все вопросыхозяйственной деятельности (валютно-финансовой, налогообложения, собственностии т.д.).
На практике Президент стал широко пользоватьсяправовым регулированием экономических отношений и далеко не всегда представлялпроекты указов Верховному Совету, что довольно быстро стало одним из поводов кобострению отношений между ними. Усиливая свои позиции, Президент Указом от 6.11.1991г. формирует Правительство РСФСР «под непосредственным руководством ПрезидентаРСФСР».
2.3 Конституционные реформы 1992 г. ипротиворечивость изменений
В декабре 1991 г. соглашением Президентов РСФСР,Украины и Председателя Верховного Совета Белоруссии, ратифицированным ВерховнымиСоветами всех трех республик, Советский Союз ликвидируется. СоздаетсяСодружество Независимых Государств (СНГ).
С этого времени РСФСР уже официально самостоятельноесуверенное государство, субъект международного права, да еще и правопреемник СоветскогоСоюза. Под юрисдикцию России полностью переходят многие сферы экономики,оборона и безопасность, внешние дела и др.
Конечно, сразу встают вопросы о том, как развиватьсяновому государству и в международном аспекте, и в рамках Союза НезависимыхГосударств, и внутри. Принимаются документы, предпринимаются шаги, имеющиеконституционное значение, прежде чем проводится очередная конституционнаяреформа. Законом от 25.12.1991 г. Верховный Совет объявляет новое наименованиеРСФСР: Российская Федерация – Россия.
Очень остро стоит вопрос о внутреннем устройствестраны. Не ясно, что есть Россия как федеративное государство, кто ее субъекты,каковы их права и соотношение друг с другом. В итоге в стране, где всегдаотдавалось предпочтение национальному признаку в строительстве Федерации,рождается идея строить ее на сочетании национального и территориального начал.
31.03.1992 г. подписываются три Федеративныхдоговора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральнымиорганами государственной власти РФ и органами власти соответственно республик всоставе РФ, автономной области и автономных округов, краев, областей, городовМосквы и Санкт-Петербурга. Причем по настоянию республик в касающемся их Федеративномдоговоре они названы суверенными республиками.
Интенсивно идет разработка новой Конституции РФ. Одновременнов апреле 1992 г. в действующую Конституцию РФ вносятся крупные изменения,связанные с фактом распада Советского Союза и существования Российской Федерациикак самостоятельного государства, с новым типом Федерации в России.
Конституция отражает новое наименование государства,ряд новшеств в характеристике конституционного строя и власти. В ч. 1 ст. 1добавлено, что Российская Федерация есть суверенное «федеративное» государство.В ст.1 включена ч.2: «Незыблемыми основами конституционного строя Россииявляются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделениевластей».
Ст.3 закрепила, во-первых, принцип разделениявластей, причем в двух аспектах — между органами законодательной,исполнительной и судебной властей и между уровнями — РФ, ее субъекты, местноесамоуправление; во-вторых, принцип подотчетности государственных органов идолжностных лиц народу [1].
Раздел II «Государство и личность» сохранил лишьсвое название, содержание же его было полностью заменено. Глава 5 с названием«Права и свободы человека и гражданина» имеет в своей основе упоминавшуюсяранее «Декларацию» от 22.11.1991 г. Глава 6 стала называться «Обязанностиграждан Российской Федерации».
В Конституции отражается субъектный состав РоссийскойФедерации на момент внесения изменений, в том числе и новые названия рядасубъектов. При этом провозглашается, что изменение конституционно-правовогостатуса субъектов, а также их разделение и объединение могут быть осуществленытолько на основе волеизъявления большинства избирателей в них с утверждениемСъездом народных депутатов России.
В связи с подписанием Федеративного договора в Конституциибыла более полно сформулирована статья о предметах ведения органовгосударственной власти России и включены в нее специальные статьи о вопросахсовместного ведения Российской Федерации и соответственно республики,автономной области и автономного округа, края, области, городов Москвы иСанкт-Петербурга.
Существенно расширялись имевшиеся главы о республике,об автономной области и автономном округе. И с учетом того, что субъектами Федерацииобъявлены территориальные образования, в Конституцию включена отдельная глава оних (9-1 «Край, область в составе Российской Федерации»; в декабре 1992 г.появилось добавление «Город федерального значения»). Соответственно кимевшемуся в Конституции разделу VI о высших органах государственной власти иуправления республики в составе Российской Федерации добавился раздел 7-1 оборганах государственной власти и управления других субъектов, состоявший издвух глав, — о Советах народных депутатов края, области, автономной области,автономного округа и об администрации этих субъектов.
При этой реформе права субъектов были существеннорасширены. В частности, предусматривалось, что они являются самостоятельнымиучастниками международных и внешнеэкономических связей. Территорию субъектанельзя было изменить без его согласия, причем для этих целей надо было выявлятьволю населения путем проведения местного референдума.
Одновременно в Конституцию включен ряд норм,усиливающих вертикальные связи в рамках Федерации. В частности, объявляя края,области, автономную область, автономные округа субъектами Федерации,Конституция одновременно давала право Верховному Совету РФ, на основаниизаключения Конституционного Суда РФ, досрочно прекратить полномочия их Советовв случае неоднократного нарушения ими законодательства РФ (ст. 86-1) [1]. То жемог сделать каждый вышестоящий Совет в отношении нижестоящего.
Ряд конституционных новелл коснулся органовзаконодательной и исполнительной власти, а также органов местногосамоуправления. Причем регулирование достаточно противоречиво и отражает борьбувзглядов на тот момент относительно позиций различных органов.
Однако одновременно усиливаются и позиции ПрезидентаРФ. Теперь появляется формулировка — издает свои акты «по вопросам, отнесеннымк его ведению». Это позволяло Президенту расширительно толковать своивозможности, в том числе не дожидаться закона, на основе и во исполнениекоторого мог появиться его указ, распоряжение, а то и восполнять своим актомотсутствие закона.
Продолжается «отсечение» от государственной властиместного самоуправления. В Конституции еще остается общая норма о том, что представительныеорганы России и субъектов Федерации составляют систему представительных органовгосударственной власти в Российской Федерации (ст.85). Теперь — в развитиепредшествующей реформы (от 24 мая 1991 г.) — из системы представительныхорганов как органов государственной власти указанные Советы исключаются.
Противоречивость регулирования проявилась в том, чтов новой редакции ст.138, специально посвященной местному самоуправлению,названные местные Советы определяются как «представительные органы власти»,однако из статьи исключено указание на Советы как на «главное звено системыместного самоуправления». Таким образом, здесь скорее можно увидеть тенденцию кослаблению, нежели к усилению местных представительных органов.
Крупные изменения при реформе 21.04.1992 г.коснулись Конституционного Суда РФ. Они направлены на возвышение его роли вгосударстве. В ч.1 ст.165 уточняется характеристика этого органа. Ранееговорилось, что он является высшим судебным органом конституционного контроля вРоссии, осуществляющим судебную власть в форме конституционногосудопроизводства. Теперь читаем: Конституционный Суд РФ — высший орган судебнойвласти по защите конституционного строя.
Нельзя не обратить внимания еще на одно новшествопри реформе 21.04.1992 г. — оно касается действия Конституции РФ. Согласно ст.185в новой редакции, изменение и «дополнение» Конституции производит Съезднародных депутатов РФ «законом» (до этого – «решением» Съезда), принятым большинствомне менее двух третей от общего числа «избранных» народных депутатов России.Было также предусмотрено «временное приостановление действия отдельных статей Конституции»- в таком же порядке.
Как известно, 1992 г. был первым годом экономическихреформ в стране, особенно выразившихся в либерализации цен. Отпущенные «насвободу», они взметнулись вверх, быстро обозначив довольно нищенское состояниебольшей части населения, у которой была низкой заработная плата и к тому жепропали все сбережения в Сбербанке.
Между Съездом народных депутатов и ВерховнымСоветом, с одной стороны, и Президентом и руководимым им Правительством, сдругой, начались серьезные разногласия, и от месяца к месяцу противостояниемежду ними обострялось. Собравшийся в декабре 1992 г. VII Съезд народныхдепутатов отказал Президенту в продлении его особых полномочий на периодэкономической реформы, данных год назад V Съездом, т.е., прежде всего, праварегулировать общественные отношения в отклонение от имеющихся законов.
Возможность принятия новой Конституции РФ вновь становитсяиллюзорной. И VII Съезд принимает Закон от 9.12.1992 г. «Об изменениях и дополненияхКонституции (Основного Закона) Российской Федерации – России». Хотя ониотражают многие экономические и политические события, одним из важнейшихмоментов данной конституционной реформы стало усиление позиций Съезда народныхдепутатов и Верховного Совета РФ по отношению к Президенту и Правительству.
Для усиления своего влияния на исполнительную властьдепутаты включили в ст. 121-5 п.6-1, согласно которому Президент представляетВерховному Совету РФ предложения об организации, реорганизации и упраздненииминистерств, государственных комитетов и ведомств РФ.
При учреждении поста Президента в Конституции 24 мая1991 г. было записано, что Правительство — это орган исполнительной власти,подотчетный Президенту. Теперь же в ст. 122 сказано: подотчетный Съездународных депутатов, Верховному Совету и Президенту РФ.
На момент проведения VII Съезда многие депутаты — ифедеральные, и региональные — переходили на работу в исполнительный аппарат. Нопри этом они сохраняли свои депутатские мандаты, поскольку занимаемые имидолжности не предполагали депутатской несовместимости.
Ранее Верховный Совет имел право отменять указыПрезидента на основании заключения Конституционного Суда РФ (ст.109 п.19).Теперь данное положение было расширено – «указы и распоряжения». Но было такжедобавлено, что Верховный Совет вправе приостанавливать действие указов ираспоряжений Президента до разрешения дел об их конституционности в случаесоответствующего обращения Верховного Совета в Конституционный Суд РФ.
И еще одно существенное положение: при включении вКонституцию 24 мая 1991 г. главы о Президенте в ст.121-6 было записано, чтополномочия Президента не могут быть использованы для изменения национально-государственногоустройства РФ, роспуска либо приостановления деятельности любых законноизбранных органов государственной власти.
VII Съезд добавил сюда несколько слов – «в противномслучае они прекращаются немедленно». Эта формулировка, конечно, юридически неявляется четкой. Но она оказалась пророческой и как будто бы предугадываласобытия, которые произойдут в следующем 1993 году. Одновременно в Конституциибыли усилены позиции Верховного Совета РФ как постоянно действующегофедерального органа. Последней новеллой в реформировании норм Конституции стал Законот 10.12.1992 г. «О внесении изменений в статью 71 Конституции (ОсновногоЗакона) Российской Федерации – России».
Принятым Верховным Советом РФ Законом от 4.07.1992г. была образована Ингушская Республика в составе РФ. Законом от 10 декабряСъезд преобразовал Чечено-Ингушскую Республику в Ингушскую и ЧеченскуюРеспублики и отразил их наименования в Конституции РФ.
12.12.1993 г. Конституция РФ была принята наВсенародном референдуме.
Для рассматриваемого периода характерны постепеннаялегализация новых политических, социально-экономических отношений и ценностей,с одной стороны, и десоветизация содержания конституционного законодательства,с другой. Во-первых, демократизация содержания конституционногозаконодательства, являющаяся следствием демократизации политических процессов встране. Она выразилась в следующем: в формировании республиканской формыправления путем учреждения поста Президента РСФСР; во внедрении принципаразделения властей; в становлении и развитии идеологического плюрализма имногопартийности. Это отражение в законодательстве элементов рыночной экономики,сопровождающее политику экономической либерализации. Законодательное регулированиерыночных отношений нашло выражение в: закреплении многообразия и равноправияформ собственности; установление и конкретизации принципа недопущениямонополизма; создании основ инициативной деятельности и граждан и юрлиц, направленнойна извлечение прибыли; приватизации [12, с.82].
Заключение
Принятие вдекабре 1993 г. Конституции РФ повлекло за собой качественное изменение системыроссийского законодательства. Оно проявилось в формировании новых видовисточников законодательства, принципиальном обновлении содержания его норм,становлении и развитии законодательства субъектов Федерации, появлении новых ипреобразовании существующих отраслей законодательства.
Одной изсложившихся отраслей российского законодательства является конституционноезаконодательство. Происходящие в России на протяжении последних лет изменения,а также переход к устойчивому развитию актуализировали вопрос о формированиивнутренне непротиворечивой национальной системы права, основу которойсоставляет конституционное законодательство.
Таковыосновные шаги конституционных реформ в России в годы, предшествовавшие принятиюновой ее Конституции. Попытаемся сделать основные выводы о характереконституционных реформ в РФ в названное время.
Как можнобыло видеть из изложенного выше, по существу посредством внесения изменений идополнений в Конституцию 1978 г. в России был оформлен совершенно новыйобщественный строй. Благодаря обновленной конституционной основе он стал уже иновым конституционным строем страны. Это выражается в следующих главныхмоментах.
Из Конституциипоследовательно были исключены характеристики общества, государства каксоветского и социалистического, т.е. ярко выраженная идеологическая «начинка»была заменена определениями, которые, конечно, тоже несли идеологическуюнагрузку, но не имели окраски, свидетельствующей о приверженности одномуобщественно-политическому учению, и более ориентировались на распространенные вмире идеологически нейтральные и «вечные» положения о власти народа.
Поднятый наконституционный уровень принцип однопартийности уступил место такжевозведенному в конституционное положение принципу многопартийности иполитического плюрализма.
Наконец,система власти, построенная на верховенстве одной группы органов — Советов — иподотчетности им всех остальных органов государства, была заменена принципомразделения властей, при котором все три ветви власти — законодательная,исполнительная и судебная — юридически равноправны и обладают средствамивзаимного влияния друг на друга.
Кардинальноизменились экономические и социальные параметры системы, закрепленные вконституционных новеллах. Прежде всего, это разрушение примата государственнойсобственности, выдвижение на первый план собственности индивида, предоставлениеему права владеть средствами производства, наконец, закрепление в Конституциичастной собственности. Это на конституционном уровне отказ от принципа плановойэкономики, поворот к рынку и провозглашение свободы экономической деятельностии добросовестной конкуренции.
Была измененасистема общественно-социальных приоритетов. Если по прежним конституционнымположениям труд на благо общества был критерием положения человека в обществе иедва ли не святой обязанностью, теперь в Конституции провозглашалось, чтогражданин сам и по своему усмотрению распоряжается своими способностями ктруду.
В связи сэтим был взят курс на отказ от так называемой патерналистской роли государства,т.е. от возложения на государство завышенного объема социальных задач, чуть лине развращающих простого человека, превращающих его в потребителя, о которомобязано заботиться государство, — вместо того, чтобы самому широко использоватьсебе на благо возможности эффективного труда, создаваемые новой системой.
С учетомсказанного на конституционном уровне закрепляются новые основы статусаличности. Они строятся исходя из международно-признанной и распространеннойкатегории «прав и свобод человека и гражданина».
При этом напервый план выдвигаются нормы, обеспечивающие индивидуальную свободу человека. Ещеодна часть конституционных новелл фиксирует прекращение существования СоветскогоСоюза, превращение России в самостоятельное государство — суверенный субъектмеждународного права.
Конституционнооформляется новое федеративное устройство России, при котором ее субъектамипровозглашаются как республики в составе Российской Федерации (т.е.государства), так и национально-государственные (национально-территориальные)образования — автономные области, автономные округа, а также территориальныеобразования — края, области, города федерального значения.
Учреждаетсяпринципиально новая по кругу, принципам формирования и организациифункционирования система федеральных государственных органов, что в основныхчертах повторяется и на региональном уровне. Сначала предпринимаются шаги посозданию основ российского парламентаризма в виде постоянно функционирующегоВерховного Совета РФ, отказу от императивного мандата депутата в пользусвободного мандата. Одновременно вводятся свободные выборы, принципсостязательности, выдвижения нескольких кандидатов на депутатское место ивыборную должность.
Далее вРоссии учреждается институт Президента как главы исполнительной власти ивысшего должностного лица государства. Вместе с тем на смену принципуверховенства Советов приходит принцип разделения властей. Правительствостановится органом, подотчетным Президенту, который им руководит. Парламентскийконтроль в отношении Президента и Правительства сохраняется, но в строгоочерченных пределах. Еще при существовании Советского Союза министерства иведомства РСФСР полностью переходят под российскую юрисдикцию, ликвидируется ихподчинение союзным органам.
Несколькоранее учреждается, но чуть позже реально создается система конституционногоконтроля. На федеральном уровне она представлена Конституционным Судом РФ Винтересах развития активности населения и его управления делами местныхтерриторий, в рамках которых оно проживает, вводится институт местногосамоуправления, который получает и конституционную основу.
Наконституционном уровне делаются важные шаги по реформе судебной системы,обеспечению защиты личности. В частности, отменяется подотчетность судовСоветам; сначала продлеваются до десяти лет, затем делаются бессрочнымиполномочия судей; вводится суд присяжных; в круге прав личности обозначаетсяотдельная группа — права по защите других прав, осуществляемые, прежде всего, всфере судопроизводства и деятельности административных органов государства.
Глоссарий
№ Новое понятие Содержание 1 Институт права — это обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих либо определенный вид общественных отношений, либо одно общественное отношение 2 Конституционное право как отрасль права — это система правовых норм, устанавливающих и гарантирующих основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, закрепляющие государственное устройство страны, ее территориальную организацию, основы организации гражданского общества, государственной власти, местного самоуправления 3 Конституция РФ — главный источник конституционного права, основной закон государства 4 Конституционная реформа — проявление присущей общественной жизни общей тенденции к прогрессу 5 Отрасль права — совокупность юридических норм и институтов, регулирующих определенную область общественных отношений, обладающих качественным своеобразием 6 Норма права — общеобязательное повеление, выраженное в форме государственно-властного предписания и регулирующее наиболее важные общественные отношения, в идеале на началах справедливости и свободы 7 Подотрасль права — родственные институты одной и той же отрасли права 8 Право — система юридических норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения на основе справедливости и закона 9 Правоотношения — охраняемые государством общественные отношения, возникающие вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей для их участников 10 Референдум — всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения 11 Структура конституции — принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения 12 Юридические факты — конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношения
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1 КонституцияРоссийской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) [текст] (поправки от30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. // Справочно-правовая система«Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед.обновл. 14.08.2009.
2 Федеральныйзакон РФ от 04.03.1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силупоправок к Конституции РФ» [текст] // Собрание законодательства РФ. 1998. № 10.Ст. 1146 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания«Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.08.2009.
3 ЗаконРСФСР от 24.12.1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» [текст] (ред. от 01.07.1994)(утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного СоветаРСФСР. 1990. № 30. Ст. 416 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» /Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.08.2009.
4 ЗаконРФ от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»[текст] // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.27.12.1990. № 30. Ст. 418 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» /Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.08.2009.
5 ЗаконРСФСР от 22.11.1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [текст](ред. от 21.03.2002) (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатовРСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324 // Справочно-правовая система«Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед.обновл. 14.08.2009.
6 ЗаконРСФСР от 23.11.1990 г. № 374-1 «О земельной реформе» [текст] (ред. от28.04.1993) (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР иВерховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 327 // Справочно-правовая система«Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед.обновл. 14.08.2009.
7 ЗаконРСФСР «О президенте РСФСР» от 24.04.1991 г. № 1098-1 [текст] (утратил силу) //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 25.04.1991.№ 17. Ст. 512 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания«Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.08.2009.
8 ЗаконРСФСР от 28.11.1991 г. № 1948-1 «О гражданстве» [текст] (ред. от 31.05.2002) //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 06.02.1992. № 6.Ст. 243 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания«Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.08.2009.
9 ПостановлениеV Съезда Верховного Совета РСФСР «О правовом обеспечении экономической реформы»от 01.11.1991 г. № 1831-1 [текст] // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСРи Верховного Совета РСФСФ. 31.10.1991. № 44. Ст. 1456 // Справочно-правоваясистема «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс].Послед. обновл. 14.08.2009.
10 Постановление VIII Cъезданародных депутатов РФ «О мерах по осуществлению конституционной реформы в РоссийскойФедерации» от 12.03.1993 г. № 4626-1 [текст] // Ведомости Съезда народныхдепутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСФ. 16.03.1993. № 44. Ст. 1458 // Справочно-правоваясистема «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс].Послед. обновл. 14.08.2009.
11 Указ Президента РСФСР от20.07.1991 г. № 14 «О прекращении деятельности организационных структурполитических партий и массовых общественных движений в государственных органах,учреждения и организациях РСФСР» [текст] // Ведомости Съезда народных депутатовРСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 31. Ст. 1035 // Справочно-правоваясистема «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс].Послед. обновл. 14.08.2009.
Научная литература
12 Аничкин Е.С. Российское конституционноезаконодательство: парадигмы современного развития [текст]: учеб. пособие. – М.:АТиСО. 2008. – 216 с.
13 Аничкин Е.С. «Преобразование»Конституции Российской Федерации (к вопросу о дискуссии вокруг одной правовойкатегории) [текст] // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 22.
14 Баглай М.В. Конституционное правоРоссийской Федерации [текст]: учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007. – 784 с.
15 Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю.Конституционное право России в таблицах и схемах. – М.: ЭКСМО, 2008. – 208 с.
16 Зенкин С.А. Как изменитьКонституцию: о конституционном пересмотре и конституционных поправках [текст] //Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1996. № 8 (15).
17 Зенкин С. Как поправитьКонституцию [текст] // Российская Федерация. 1996. № 21.
18 Зенкин С. Дума и Президент: спор отом, как вносить поправки в Конституцию [текст] // Российская Федерация. 1997.№ 8.
19 Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России [текст]. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. –608 с.
20 Конституционное правоРоссии [текст]: учебник / Под ред. Г.Н. Комковой. – М.: Юристъ, 2006. – 399 с.
21 Конституционное право [текст]: учебник / Подред. Б.Н.Габричидзе, А.Н.Ким-Кимэн, А.Г.Чернявский. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект,2004. – 472 с.
22 Конституционное право России [текст]: учебник /Под общ. ред. С.Г.Сергеева. – М.: Дашков и К, 2008. – 576 с.
23 Конституционное право России [текст]: учебник /А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект,2008. – 504 с.
24 Конституционное право России [текст]: учебник /Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. – М.: НОРМА, 2008. – 544 с.
25 Митюков М.А.Модернизация Конституции: необходимость или очередные иллюзии? [текст] // Российскийконституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). — М.: Ин-т государства и права РАН, 1999. – 280 с.
26 Медушевский А.Российская модель конституционных преобразований в сравнительной перспективе[текст] // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2003. № 2(43).
27 Миронов О.О.Конституция не может быть неизменной [текст] // Государство и право. 1998. № 4.
28 Политические отношения иполитический процесс в современной России [текст] / Авт.-сост. Н.А.Баранов. — СПб:Питер, 2006. – 384 с.
29 Путин В. Россия на рубежетысячелетия [текст] // Российская газета. 1999. 31 ноября.
30 Румянцев О. Конституционная реформав Российской Федерации [текст] // Народный депутат. 1993. № 9, 10, 11.
31 Русских П. Парадоксы ОсновногоЗакона. Пройден ли путь от «канистуции» до Конституции? [текст] // Независимаягазета. 1995. 26 января
32 Смоленский М.Б. Конституционное(государственное) право России [текст]: учебник. – М.: МарТ, 2008. – 224 с.
33 Чиркин В.Е. Конституционное правоРоссии [текст]:учебник. – М.:Юристъ, 2008. – 448 с.
Приложение А
ЭТАПЫРАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИЙ В РОССИИПериод Конституция Характеристика Период «военного коммунизма» Конституция РСФСР 1918 г. Это был основной закон государства переходного периода от капитализм к социализму. К специфическим чертам Конституции 1918 г. относится то, что ее нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования и включают установления, ориентированные на все мировое сообщество Период индустриализации и коллективизации
Конституция СССР
1924 г. В 1924 г. РСФСР объединяется с другими республиками в СССР, принимается первая Конституция СССР Конституция РСФСР 1925 г. В связи с появлением субъектов РСФСР в Конституции 1925 г. определяется их статус, прописываются федеративные и субъективные полномочия Период перехода к командно-административной системе
Конституция СССР
1936 г. Основу третьей Конституции СССР 1936 г. составляют принципы социализма: безраздельное господство социалистической собственности, ликвидация эксплуатации и эксплуататорских классов, труд как обязанность и долг каждого работоспособного гражданина, право на труд, отдых и другие социально-экономические, политические права и своды советских граждан Конституция РСФСР 1937 г. В связи с принятием Конституции СССР соответствующие изменения были внесены в Конституцию РСФСР, а именно: была включена норма о сохранении за ней права выхода из СССР Период «застоя»
Конституция СССР
1977 г. В отличие от прежних она была нестабильной, часто изменялась. В этот период в Конституцию СССР было впервые введено понятие «народ», которому принадлежит вся власть. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование Конституция РСФСР 1978 г. Последующее развитие конституционной системы СССР осуществлялось в связи с принятием в 1978 г. новой Конституции СССР. С учетом поправок 1989-1992 гг. Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей Период перехода к рыночной экономике Конституция РФ 1993 г. Российская Конституция действует по настоящее время. Ее отличает крайне сложная процедура внесения изменения, что является дополнительной гарантией установленных ею прав и свобод. Она отличается от всех конституций в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства.
ПриложениеБ
СТРУКТУРАКОНСТИТУЦИИ РФПонятие Структура конституции – это принятый в конституции порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения Преамбула Это важная часть Конституции, в которой указываются цели ее принятия, задачи, принципы, заложенные в нее. Преамбула не обладает юридической силой, однако имеет большое политическое и идеологическое значение Раздел первый Глава 1. Основы конституционного строя Ст.1-16 народовластие, суверенитет, признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, права национальных меньшинств Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Ст.17-64 признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина Глава 3. Федеративное устройство Ст.65-79 предметы ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, территория, денежная единица, система органов государственной власти Глава 4. Президент РФ Ст.80-93 порядок вступления в должность, полномочия, порядок прекращения исполнения полномочий и отрешения от должности Глава 5. Федеральное Собрание Ст.94-109 порядок избрания депутатов Государственной Думы, назначения членов Совета Федерации, предметы ведения государственной Думы и Совета Федерации Глава 6. Правительство РФ Ст.110-117 порядок назначения председателя правительства РФ, формирования его состава, функции Глава 7. Судебная власть Ст.118-129 конституционное. Гражданское, административное и уголовное судопроизводство, порядок назначения и полномочия судей, принципы судебного разбирательства дел, финансирование судов Глава 8. Местное самоуправление Ст.130-133 порядок формирования и функционирования органов местного самоуправления Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Ст.134-137 предложения о поправках и пересмотре Конституции Раздел второй Заключительные и переходные положения носит временный характер и направлен на регулирование переходного периода в российском законодательстве, связанного с принятием новой Конституции РФ