Оглавление
Введение. 2
1. Сущность свободы совести ивероисповедания. 4
1.1 Составляющие понятия: «свобода» и «совесть». 4
1.2 Понятие «свободы совести» и «свободы вероисповедания». 5
2. Свобода совести и вероисповедания вразличных источниках. 8
2.1 Свобода совести и вероисповедания поКонституции РФ… 8
2.2 Свобода совести и вероисповедания в юридической литературе. 10
2.3 Свобода совести и вероисповедания согласно международным актам. 15
3. Свобода совести и вероисповедания всовременной России. 20
3.1 Общие положения. 20
3.2 Отношения государства и религиозных объединений. 23
3.3 Формы религиозных объединений. 27
Заключение. 29
Список использованнойлитературы… 31
Введение
Актуальностьтемы исследования. Проблемы свободы совести и вероисповедания в Россиитеснейшим образом взаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственнымипроцессами, происходящими в обществе. Это вполне объяснимо: новойгосударственности должно соответствовать новое право, обеспечивающееюридический механизм действия государственных и общественных институтов наоснове норм национального права и международно-правовых норм и стандартов приприоритете последних, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина, их соблюдениеи защиту, независимо от социальной, расовой, национальной, языковой илирелигиозной принадлежности.
Идеалрелигиозной свободы завоевал чрезвычайно широкое признание во всем мире, и внастоящее время он признается не только всеми крупными международнымидекларациями и соглашениями по правам человека, но и подавляющим большинствомконституций стран мира. Но так было не всегда.
Напротяжении большей части человеческой истории предполагалось, что истинностьрелигий требует государственного воплощения религиозных верований, аполитическая стабильность подразумевает единство веры и культуры. Более того,предполагалось, что общество не может быть стабильным без утверждения единойверы, которая служит связующим звеном и создает главное и единственное побуждениек верности и послушанию правящим кругам. Эта точка зрения подтверждаласьрелигиозными войнами, которые на протяжении многих веков опустошали европейскиестраны.
Религиознуюсвободу в конкретном обществе можно оценить по степени взаимозависимости государственныхи религиозных учреждений. При этом следует учитывать тот факт, что разделениецеркви и государства автоматически не приводит к свободе совести ивероисповедания. В какой-то момент жесткое разделение может перейти во вражду крелигии, а механическое требование разделения любой ценой может подтолкнутьгосударственную систему как к спокойному равнодушию, так и к сознательнымрепрессиям. Лишь культура или историческое прошлое обусловливают конкретныйподход, обеспечивающий максимально возможную степень свободы совести ивероисповедания в каждой конкретной стране.
Актуальностьтемы исследования обусловлена фактором недостаточной научной разработанноститемы и, что нашло отражение в действующем законодательстве. Вследствие научнойнеразработанности данной проблематики и неразвитости вышеупомянутыхконституционных принципов как правовой категории право каждого на свободусовести и вероисповедания упоминается повсеместно лишь в качестве декларации,фактически находясь вне правового поля. Таким образом, законодательство,которое должно быть направлено на реализацию свободы мировоззренческого выбора,подменяется набором правовых норм, направленных на регулирование деятельностирелигиозных объединений.
Принципыосуществления свободы совести в качестве правовой категории также осознаныкрайне слабо. Необходимость формирования правового механизма реализации правана свободу совести и вероисповедания для каждого человека в современномдемократическом правовом государстве требует ревизии и реформы основополагающихпринципов и понятийного аппарата в данной сфере.
Все болееприобретая характер аксиомы, свобода совести и вероисповедания утвердиласьповсюду как жизненно важное средство снижения напряжения там, где она вызванастолкновением цивилизаций, сформировавшихся в лоне разных религий. Защита этогоправа ведет к усилению стабильности и упрочению мира и отражает процессвзаимопроникновения религий и культур в условиях глобализации.
1.Сущность свободы совести и вероисповедания
1.1 Составляющие понятия:«свобода» и «совесть»
Свобода совести и вероисповедания понятие многогранное, сложное.На протяжении веков философы, историки и юристы вкладывали различный смысл вего теоретическое понимание. При этом составляющие это понятие категории«свобода», «совесть» и «вероисповедание» рассматривались как тесновзаимосвязанные и взаимообусловленные[1].
Ключевым термином, раскрывающим содержание рассматриваемогоправового института, является категория «совести». С точки зренияфилософии совесть выступает в качестве внутреннего нравственного критерияоценки собственных действий, регулирующего высказываемые мысли и действия, ограничивающегосвободу моральными рамками поведения.[2]
Современные исследователи определяют совесть как способностьличности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулироватьдля себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения ипроизводить самооценку совершаемых поступков, подчеркивая индивидуальныеличностные начала отдельного человека.
Рассматривая понятие «свобода», можно выделить различныеподходы к ее теоретическому осмыслению. Так, Р. Декарт понимал подсвободой простую, изначальную произвольность, автономность воли, котораясильнее страсти и независима от нее.
Свобода может рассматриваться в материальном смысле и идеальном.Материальная выражается в свободе действий и ограничена физическимивозможностями человека и воздействием на него законов природы. Идеальная большепредопределена свободой воли человека и ограничена его нравственной позицией.Таким образом, под свободой понимается возможность поступать согласно своейволе, своим целям, а не по внешнему принуждению или ограничению.
1.2 Понятие «свободысовести» и «свободы вероисповедания»
Понятие «свобода совести» обладают самостоятельным смыслом,содержание данной категории имеет собственное мировоззренческое и юридическоезначение.
Теоретико-правовая модель свободы совести включает пониманиесвободы совести в объективном и субъективном смыслах. Свободу совести в объективномсмысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющихзаконодательство о свободе совести определенного исторического периода вконкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретныевозможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределахзаконодательства о свободе совести.
Многоаспектный характер свободы совести предопределяет тот факт,что она является объектом изучения различных общественных наук.
Всоциологическом плане свобода совести – духовная ценность, важное социальноеблаго, созданное обществом в результате исторического развития. Вполитологическом плане осуществление свободы совести – один из аспектовдемократии. В философском смысле свобода совести рассматривалась какфилософско-этическая категория, как возможность для каждого человека совершатьпоступки в соответствии со своими представлениями о справедливом инесправедливом, о добре и зле, как право людей мыслить о мире так, как онихотят, в том числе и с религиозных позиций, а также действовать в соответствиисо своими представлениями о мире.
Прихарактеристике отношения человека к религии в статье 28 Конституции РФ кромепонятия «свобода совести» употребляется термин «свобода вероисповедания».А в нормах международного права, в частности, в статье 18 Всеобщей декларацииправ человека, статье 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основныхсвобод и других актах – «свобода религии».
Свободавероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Свободавероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозныхобъединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но ииндивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать клюбой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любыерелигиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а такжене исповедовать никакой религии. Как справедливо указывают М.В. Баг-лай и В.А. Туманов:«В субъективном смысле, то есть как право человека, понятия свободывероисповедания и свободы религии равнозначны, но последнее означает такжеправо на существование всех религий и возможность каждой из нихбеспрепятственно проповедовать свое вероучение. Однако очень часто всеуказанные термины употребляются как идентичные»[3]
В целях унификации терминологии и приведения отечественногозаконодательства в соответствии с требованиями международного права, было бывозможным использовать в Конституции РФ и отечественном законодательстве термин«свобода религии».
По мнению С.А. Авакьяна, свобода совести имеет два аспекта.Один – это свобода морально-этических воззрений человека. Другой аспект свободысовести – это внутренняя возможность личности выбрать себе подобный идеал ипоклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность веритьв существование идеала.[4]
Можно констатировать, что свобода совести соотносится со свободойвероисповедания как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свободавероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободевероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозныхобрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть – нигосударство, ни духовенство той или иной религии – не вправе вмешиваться врелигиозную жизнь человека.[5]
2. Свобода совести и вероисповедания в различных источниках
2.1 Свобода совести ивероисповедания по Конституции РФ
Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года КонституцияРоссийской Федерации в статье 28 предусматривает, что «каждому гарантируетсясвобода совести, свобода вероисповедания…. Исходя из названной формулировки,получается, что на конституционном уровне теперь свобода совести хотя формальнои связывается со свободой вероисповедания, однако не отождествляется с ней, какэто было ранее. Следовательно, согласно Конституции, это самостоятельныепонятия, каждое из которых должно иметь специфическое юридическое наполнение.Однако дальнейшее содержание названной статьи Конституции опровергает это. Исвобода совести, и свобода вероисповедания рассматриваются как единое понятие,включающее в себя: «право исповедовать индивидуально или совместно с другимилюбую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь ираспространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии иними». То есть, согласно конституционно-правовому содержанию и смыслу статьи 28свобода совести и вероисповедания составляют единое понятие и единый правовойинститут. Исходя из этого было бы логичным в статье 28 вместо формулы «свободасовести, свобода вероисповедания» использовать формулу «свобода совести ивероисповедания», либо с учетом ранее сказанного «свобода совести и религии».
Такой вывод подтверждается и специалистами Институтазаконодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Вподготовленных ими Комментариях к Конституции РФ, категория «свободавероисповедания» и «свобода совести» рассматриваются в неразрывном единстве какодно понятие и единый правовой институт.[6]
М.В. Баглай и в.А. Туманов также рассматривают свободусовести и вероисповедания как единое понятие. По их мнению, «свобода совести ивероисповедания – право человека как быть атеистом, то есть не верить в Бога,так и верить в Бога в соответствии с учением той или иной религии».
Неопределенность действующей терминологической конституционнойконструкции может негативно сказаться на законотворческой деятельности иправоприменительной практике. Об этом предупреждает А.И. Кудрявцев,справедливо указывая, что нельзя признать удачным установившееся в современномправе присутствие в одном контексте терминологически разных, но взаимосвязанныхпонятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания». При этом разработчикизаконов и исследователи иногда противопоставляют эти понятия, а иногдаиспользуют как синонимы.
«Свобода вероисповедания» лишь одна из составляющих понятия«свободы совести». Кроме того, сведение конституционных прав граждан в сферегосударственно-церковных отношений исключительно к свободе вероисповеданиянеизменно приводит к игнорированию или нарушению права граждан насвободомыслие.[7]
Чтобы внести ясность и определенность в этот вопрос, Г.П. Лупаревпредлагает вместо термина «свобода совести и вероисповедания» использовать взаконодательстве более нейтральное, по его мнению, понятие «свободамировоззрения». «Главным достоинством предлагаемого института, – по мнениюавтора, – будет переход от дуалистического к плюралистическому пониманиюмировоззренческой свободы».
При характеристике рассматриваемого правового правового институтанеобходимо также обратить внимание на следующее обстоятельство. Статья 28Конституции РФ начинается со слов «каждому гарантируется свобода совести,свобода вероисповедания…». Эта формула повторяется в Федеральном законе «Освободе совести и о религиозных объединениях. Представляется, что, несмотря наравнозначность в понятийно-правовом смысле терминов «право» и «свобода», болееобоснованным и приемлемым с точки зрения юридической техники и логики было быприменение термина «право на свободу совести и вероисповедания». Термин «свободасовести и вероисповедания» прежде всего предполагает, что человек свободен всубъективном смысле – в мыслях, мировоззрении. В объективном же смысле – вповедении и во внешнем проявлении, человек, находясь в обществе сгосударственным устройством, не может быть абсолютно свободным.[8]
2.2 Свобода совести ивероисповедания в юридической литературе
В юридической науке свобода совести и вероисповеданиярассматривается как совокупность норм права, регулирующих общественныеотношения, которые возникают в процессе осуществления этой свободы. Втеоретико-правовом аспекте концепция свободы совести и вероисповеданияопирается на разработанное юридической наукой учение о субъективных правах исвободах личности. Свобода совести и вероисповедания рассматривается в качествесубъективной свободы, закрепленной Конституцией и принадлежащей каждомучеловеку. Она обладает всеми юридическими свойствами, характерными для основныхсвобод личности.
Свобода совести и вероисповедания – составная часть правовогостатуса человека и гражданина, одна из его неотъемлемых индивидуальных свободполучающих правовое закрепление в любом демократическом обществе. Правовойстатус индивида – одна из важнейших политико-юридических категорий, котораянеразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии исостоянием законности. В общем виде правовой статус определяется в правовойнауке как юридически закрепленное положение личности в обществе, совокупностьправ, свобод, обязанностей и ответственности личности, признаваемых игарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактическийсоциальный статус, то есть реальное положение человека в данной системеобщественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его взаконодательные рамки. Правовой статус личности фиксируется государством вконституциях, законах и иных нормативных правовых актах.[9]
Права и обязанности являются важнейшими исходными элементамиправового статуса личности. «Система прав и обязанностей – сердцевина, центрправовой сферы и здесь лежит ключ к решению основных проблем».
В правах и обязанностях не только фиксируются образцы стандартовповедения, которые государство считает обязательными, полезными,целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но ираскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.
С учетом современных подходов к правам человека, в правовой статусличности необходимо добавить и обязанности государства по отношению к личности.То есть, праву на свободу совести и вероисповедания должны корреспондироватьсоответствующие обязанности государства по гарантированию этого права, входящиев правовой статус личности. В противном случае права и свободы получаютсядекларативными и пустыми.[10]
Таким образом, основу правового статуса личности составляют ееправа, свободы и обязанности, а также соответствующие обязанности государства,закрепленные в Конституции РФ и других законодательных актах. Это главнымобразом и определяет правовое положение личности, ее гарантированныевозможности по реализации свободы совести и вероисповедания, участия врелигиозных и иных объединениях, образованных по мировоззренческому признаку.
По времени возникновения право на свободу совести и вероисповеданияотносится к первому поколению прав человека, сформировавшихся в процессеосуществления буржуазных революций и реализующих так называемую «негативнуюсвободу». По своему содержанию это право относится к личным правам и свободам.Но любое разделение прав на категории условно. Так, свобода совести,вероисповедания, мысли, слова в определенных случаях могут быть отнесены кполитическим правам.[11]Например, в советской литературе большинство авторов относили свободу совести кчислу политических конституционных прав. Некоторые современные авторы и сегоднясчитают возможным отнести свободу совести и вероисповедания к политическимсвободам.
В юридической литературе высказываются и иные соображения огрупповой принадлежности права на свободу совести и вероисповедания. Например, А.И. Ковлер,относит право на свободу мысли, совести и вероисповедания к категориигражданских и политических прав.[12]В свою очередь B.C. Нерсесянц полагает, что свобода совести и вероисповедания входитв число личных прав и свобод, признающих и защищающих человека как отдельноеприродное и духовное существо, как свободную личность. В этой связи уместнозаметить, что уже в начале XX века в трудах некоторых отечественныхученых-юристов свобода совести и вероисповедания рассматривалась как одна изважнейших личных духовных свобод.
При характеристике свободы совести и вероисповедания как правовогоинститута важно также рассмотреть собственно его содержание и выявить тенденцииразвития данного института.
Так, М.Г. Кириченко усматривал в содержании свободы совестидесять элементов: право граждан исповедовать любую религию; право неисповедовать и не признавать никакой религии; право свободно проводитьатеистическую пропаганду, не допуская оскорбления религиозных чувств верующих;равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности; равенство всехрелигий перед законом; свободное отправление религиозных культов и т.д.
Сравнительно-правовое исследование категорий «свобода совести»,«свобода вероисповедания» и «веротерпимость! Было проведено Ф.К. Лауринайтисом.Подчеркивая сложность и многогранность категории свободы совести, Лауринайтисвыделяет семь его аспектов: историко-философский, нравственно-этический,социологический, политический, атеистический, религиозно-теологический иправовой. Он отмечает, что категории «свободы совести», «свободывероисповедания» и «веротерпимости» являются однопорядковыми, но, вместе с тем,имеют собственное содержание.[13]
Под веротерпимостью Лауринайтис понимает допущениесуществования различных вероисповеданий, наряду с государственной или особопокровительствуемой государством религии. Эта категория включает в себя праводля всех исповедовать любую религию и отправлять религиозные обряды, но вместес тем, привилегированное положение исповедующих государственную религию.
Под свободой вероисповедания понимается декларируемое ифактическое равноправие всех религий и верующих всех исповеданий. Свободавероисповедания включает в себя следующие структурные элементы: правоисповедовать любую религию, право отправлять религиозные обряды, право менятьрелигию, равенство всех религий и всех верующих перед законом.
Свобода совести включает: право исповедовать любую религию, правоотправлять религиозные обряды, право менять религию, право не исповедоватьникакой религии, равенство всех граждан перед законом независимо от ихотношения к религии. При этом свобода совести является самой широкой из всехуказанных категорий, включая свободу вероисповедания.[14]
Довольно широкий круг исследователей определяет содержание ипонятие свободы совести с позиции гарантированности и соблюдения данного права.Например, В.Н. Савельев трактует свободу совести как обеспечение вобществе демократических прав и свобод, реально гарантирующих личностисвободный выбор между религиозным и атеистическим мировоззрением и возможностьпроявлять свои убеждения в обществе.
Принимая во внимание многогранный характер свободы совести,некоторые правоведы рассматривают содержание этого института комплексно, как вфилософском, общесоциальном, так и в юридическом смысле, выделяя несколько егоаспектов. Так, по мнению СЮ. Симорот, юридическое содержание свободы совестисостоит из следующих компонентов:
1. Право на определение своего отношения к вопросам свободысовести. Это емкое правомочие включает в свой состав право иметь, выбирать именять, исповедовать (не исповедовать) религиозные или иные убеждения, в томчисле право на внецерковную религиозность, право на религиозное,научно-материалистическое или иное мировоззрение, индифферентное отношение крелигии и свободомыслию.
2. Право действовать в соответствии со своими убеждениями,включающее возможность распространять, проповедовать какое-либо вероучение,систему взглядов, убеждений, пропагандировать их, а также свободно отправлятькульты, совершать религиозные обряды индивидуально или совместно с другими.Однако обеспечиваются данные права постольку, поскольку не нарушаютобщественного порядка и безопасности, нравственного здоровья граждан, неоскорбляют чувств граждан в связи с их отношением к религии.
3. Право на тайну своих религиозных или иных убеждений. Данноеположение отражено в пункте 5 статье 3 Федерального закона «О свободе совести ио религиозных объединениях, который определяет, что никто не обязан сообщать освоем отношении к религии.[15]
4. Право на нейтральное отношение со стороны государства кзаконным формам проявления свободы совести. В указанном Федеральном законе этотэлемент свободы совести проявляется в запрете должностным лицам государственнойвласти, государственных органов, органов местного самоуправления использоватьсвое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии,запрете сопровождать деятельность органов власти публичными религиознымиобрядами и церемониями.
2.3 Свобода совести ивероисповедания согласно международным актам
Ряд принципиальных правомочий в сфере свободы совести ивероисповедания содержатся в международно-правовых актах. При этом за последниедва десятилетия обнаруживается тенденция к более детальному и полномупрописыванию правомочий в данной области в самих актах, а также к расширениюграниц религиозной свободы.[16]
Так, к важнейшим международным актам в данной сфере относитсяДекларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основерелигии или убеждений, принятая резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН от25 ноября 1981 года. Статья 6 Декларации закрепила следующее содержание свободысовести и религии:
a) отправлять культы или собираться в связи с религией илиубеждениями и создавать и содержать места для этих целей;
b) создавать и содержать соответствующие благотворительные илигуманитарные учреждения;
c) производить, приобретать и использовать в соответствующемобъеме необходимые предметы и материалы, связанные с религиозными обрядами илиобычаями или убеждениями;
d) писать, выпускать и распространятьсоответствующие публикации в этих областях;
e) вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах,подходящих для этой
цели;
f) испрашивать и получать от отдельныхлиц и организаций добровольные финансовые и иные пожертвования;
g) готовить, назначать, избирать илиназначать по праву наследования соответствующих руководителей согласнопотребностям и нормам той или иной религии или убеждений;
h) соблюдать дни отдыха и отмечатьпраздники и отправлять обряды в соответствии с предписаниями религии иубеждениями;
i) устанавливать и поддерживать связи сотдельными лицами и общинами в области религии иубеждении на национальном и международном уровнях.[17]
Дальнейшим шагом в области усиления международных гарантий свободысовести и вероисповедания явилось принятие регионального акта – Итоговогодокумента Венской встречи представителей государств-участников Совещания побезопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положенийЗаключительного акта, подписанного 15 января 1989 года. В статье 16 Итоговогодокумента раскрываются обязательства, которые берут на себя государства в целяхгарантирования свободы религии. К их числу относятся обязательства уважатьправо религиозных объединений:
– напризнание статуса, предусмотренного для них в соответствующих странах;
– основыватьи содержать свободно доступные места богослужений и собраний;
– организовываться в соответствии со своей собственнойиерархической и институционной структурой;
– выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своимсоответствующим требованиям и стандартам, а также любым свободно достигнутымдоговоренностям между ними и государством;
– испрашивать и получать добровольные финансовые и другиепожертвования;
Обобщая многочисленные точки зрения на структуру и содержаниесвободы совести и вероисповедания, а также современные международно-правовыетребования к данной свободе, по нашему мнению, целесообразно выделить отдельноиндивидуальные и отдельно коллективные правомочия в данной сфере.
Коллективные права нельзя рассматривать как сумму индивидуальныхправ граждан. Справедливо указывает Е.А. Лукашева: «Если коллективныеправа ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит, цели, объединяющиетакую общность, антигуманны и противоправны. Поэтому коллективные права немогут ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними вгармонии, проверяться ими на «качество».[18]
Таким образом, индивидуальные или коллективные правомочия в сфересвободы совести и вероисповедания можно определить в виде используемыхчеловеком либо общественным объединением возможностей.
А) Индивидуальные правомочия:
1) право придерживаться любых убеждений;
2) право не придерживаться никаких убеждений и не исповедоватьникакой религии;
3) право менять убеждения или религию;
4) право создавать новое мировоззрение или новую религию;
5) право выражать и распространять религиозные или иные убежденияи действовать в соответствии с ними;
6) право получать религиозное или иное образование;
7) право давать религиозное или иное мировоззренческое воспитаниеи образование своим детям;
8) право ограждать своих детей от религиозного или иногомировоззренческого образования и воспитания;
9) право иметь свободный доступ к местам поклонения;
10) право не давать никакой клятвы, противоречащей религиозным илииным убеждениям человека;
11) право открыто выражать свои религиозные или иные убеждения ина нейтральное отношение государства к законным формам проявления религии илиубеждений;
12) право на тайну своих религиозных или иных убеждениях;
13) право на освобождение от исполнения гражданских обязанностей,если это противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, а внеобходимых случаях право на замену одной обязанности другой.[19]
Б) Коллективные (совместные) правомочия:
1) право на свободу объединения в религиозные или иныеорганизации, образуемые по мировоззренческому выбору, которые могут бытьзарегистрированы в установленном порядке в едином государственном реестреюридических лиц;
2) право основывать и содержать свободно доступные места собранийи богослужений;
3) право на свободу выражать и распространять свои убеждения илирелигиозные верования и обычаи без какого-либо принуждения и вмешательства состороны государства и посторонних;
4) право на свободу приобретать и содержать места поклонения,проводить и посещать религиозные службы и мероприятия;
5) право управлять объединениями, образуемыми помировоззренческому признаку, на основе самоуправления в соответствии со своейсобственной иерархической и институционной структурой, в том числе выбирать,назначать и заменять свой персонал согласно своим требованиям;
6) право производить, покупать, импортировать, экспортировать ираспространять мировоззренческую и религиозную литературу, печатные иаудиовизуальные материалы и другие предметы, используемые для религиозной и инойдеятельности;
7) право создавать частные школы и управлять ими, а такжезаниматься образовательной, культурной, благотворительной и социальнойдеятельностью;
8) право искать и получать добровольную материальную и финансовуюпомощь от физических и юридических лиц для обеспечения своей деятельности.[20]
3. Свобода совести ивероисповедания в современной России
3.1Общие положения
Зафиксированные в Конституции РФ положения о свободе совести ужеболее десяти лет практически реализуются в деятельности государственных органови в жизни религиозных объединений. На этот период пришлись активные усилиягосударства по разработке новых нормативных правовых актов, регулирующихдеятельность религиозных объединений, по выстраиванию новых формвзаимоотношения между государством и конфессиями. Все это положительным образомсказалось и на общей ситуации с обеспечением прав человека, поскольку былиустранены многие и многие конфликты
Конституция РФ в статье 28 гарантирует каждому свободу совести,свободу вероисповедания. Этот общий принцип раскрывается через законодательныеакты обеспечивающие право человека на свободу совести и регулирующиедеятельность религиозных объединений. Российская нормативная база в даннойсфере, хотя и медленно, но постепенно приближается к общеевропейскимстандартам. В частности, это проявилось и в том, что еще в 1995 г. Гражданский кодекс Российской Федерации выделил среди субъектов гражданскихправоотношений некоммерческие организации (п. 1, 3 ст. 50 ГК РФ), ккоторым были отнесены и религиозные организации. Таким образом они былиуравнены во всех отношениях со всеми другими общественными объединениями.
В настоящее время действует Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. 2 «О свободе совести и религиозных объединениях». Преамбула закона имеетважное политическое и конституционно-правовое звучание. Приведем ее полностью:«Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого насвободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед закономнезависимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что РоссийскаяФедерация является светским государством, признавая особую роль православия вистории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважаяхристианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющиенеотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важнымсодействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросахсвободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральныйзакон».
В преамбулеЗакона следует особо отметить два фактора. Один заключается в том, чтопризнается особая роль православия в истории России. Федеральное Собраниевместе с тем засвидетельствовало свое уважение к христианству, исламу,буддизму, иудаизму и иным религиям. Это не «ранжирование» религий, а именно учетстепени их распространенности в Российской Федерации. Отсюда и второй фактор:содержание Закона свидетельствует о том, что никаких юридических преимуществназванные религии не имеют ни друг перед другом, ни перед иными религиями.[21]
Имея в виду то, что наше государство – федеративное и в разных егочастях существуют и сосуществуют различные конфессии, названный ФЗ являетсяактом прямого действия на всей территории РФ.
Ст. 2 Закона гласит, что законодательство о свободе совести,свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующихнорм Конституции РФ, ГК, из данного ФЗ. В случае противоречия нормативныхправовых актов субъектов РФ этому Федеральному закону по вопросам защиты правана свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельностирелигиозных объединений действует указанный Федеральный закон.
В обеспечении равной защиты и гарантий при осуществлениирелигиозных прав можно выделить несколько направлений:
1. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не можетподвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, кисповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию вбогослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельностирелигиозных объединений, в обучении религии.
2.Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучениемалолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, ихзаменяющих.
3. Наказывается воспрепятствование осуществлению религиозных прав.Согласно ч. 6 ст. 3 ФЗ, воспрепятствование осуществлению права насвободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилиемнад личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношениемк религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или сповреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуетсяв соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий,размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан,вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.
4. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не можетбыть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам,которые стали известны ему на исповеди.[22]
Нарушениезаконодательства Российской Федерации о свободе совести, свободевероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную,административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
Источник Правонарушение Санкция УК РФ, ст. 148 Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов –
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев[23]
КОАП РФ
Статья 5.26. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него,
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от трехсот до восьмисот рублей.[24]
Хотелось бысказать, что надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести,свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органыпрокуратуры Российской Федерации.[25]А институт Уполномоченного по права человека Она лишь способствуетсовершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостаткии проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иныхорганов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан перед лицомбюрократических структур.[26]
3.2 Отношения государства ирелигиозных объединений
Россияявляется светским государством, поэтому не может быть религий в качествегосударственных, обязательных. Закрепленное в ст. 14 Конституции правило отом, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом,надо полагать, устраивает не только государство, но и сами религиозные объединения.Как раз при таком положении проявляется и обеспечивается их юридически равноеположение в обществе и государстве.
Было бы неправильно спешить с выводом о том, что повышенноевнимание опять же зависит от масштабности вероисповедания. Порой бывает прямообратное: у больших конфессий в целом есть понимание своего места в государствеи в жизни людей; проблемы как раз возникают на отдельных территориях.
Федеральный закон устанавливает, что на основании конституционногопринципа отделения религиозных объединений от государства, последнее невмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиознойпринадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, всоответствии с убеждениями указанных лиц и с учетом права ребенка на свободусовести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозныеобъединения выполнение функций органов государственной власти, другихгосударственных органов, государственных учреждений и органов местногосамоуправления. Оно не вмешивается в деятельность религиозных объединений, еслиона не противоречит федеральному закону. Государство обеспечивает светскийхарактер образования в государственных и муниципальных образовательныхучреждениях.
Конечно,отношения государства и религиозных объединений нельзя представить как движениеабсолютно не пересекающихся объектов. Поскольку между ними не могут невозникать различные контакты, государство обязано четко определить своепринципиальное исходное положение для всех возможных случаев.
Особенноважны следующие позиции.
Государство– единственная нормативно регулирующая инстанция для всех без исключениярелигиозных объединений. Иначе говоря, только от государства могут исходитьобязательные нормы, определяющие исходный статус и основные правила «нахождения»в государстве и обществе любых вероисповедальных организаций.
Далее, государство – и достоинство нового Федерального закона втом, что он четко говорит об этом, – свойственными ему средствами создаетусловия нормальной деятельности религиозных объединений. В частности, в ч. 3ст. 4 Закона установлено, что государство регулирует предоставлениерелигиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую,материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании иохране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также вобеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательныхучреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии сзаконодательством РФ об образовании.
Федеральныйзакон 1997 г. предусматривает различные пути материального содействиягосударства выполнению функций религиозных объединений. Это может быть передачав собственность религиозных организаций имущества от государства (ч. 2 ст. 21).Подобная возможность должна учитываться в особенности потому, что в свое времямногие объекты, принадлежавшие церкви, были национализированы и таким образомперешли в собственность государства. Сегодня данный канал пополнениясобственности религиозных организаций используется достаточно широко.
Кроме того, согласно Закону, религиозные организации вправеиспользовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество,предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациямии гражданами. Причем передача в пользование по функциональному назначениюкультовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иногоимущества религиозного назначения, находящегося в государственной илимуниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (ч. 1 и 2 ст. 22).
Наконец, очень важно то, что государство оставило за собой функциюнадзора и контроля за исполнением законодательства о свободе совести,вероисповедания и о религиозных объединениях. На основании ст. 25 Законанадзор за исполнением указанного законодательства возложен на органыпрокуратуры РФ. А зарегистрировавший религиозную организацию орган осуществляетконтроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка деятельностиорганизации.
Так же,новый ФЗ повышает роль судебной защиты прав и интересов религиозныхобъединений. Любые шаги государственных органов, отказывающих в регистрациирелигиозной организации, препятствующих деятельности законно существующихрелигиозных объединений, а также действия, направленные на ликвидациюупомянутых объединений, могут стать предметом судебного разбирательства.
Следует также отметить, что в новом Федеральном законе достаточновнимания уделено принципам отношений государства и религиозных организаций впубличной сфере. Должностные лица органов государственной власти, другихгосударственных органов и органов местного самоуправления, а такжевоеннослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формированиятого или иного отношения к религии.[27]
В свою очередь на основе конституционного принципа отделениярелигиозных объединений от государства Законом определено, что религиозноеобъединение: создается и осуществляет свою деятельность в соответствии ссобственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает изаменяет свой персонал согласно собственным установлениям; не выполняет функцийорганов государственной власти, других государственных органов, государственныхучреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органыгосударственной власти и в органы местного самоуправления; не участвует вдеятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальнуюи иную помощь.
Федеральный закон 1997 г. не запрещает участия членов религиозных объединений в общественно-политической жизни страны. Ч. 6 ст. 4Закона предусматривает: «Отделение религиозных объединений от государства невлечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвоватьнаравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органыгосударственной власти и в органы местного самоуправления, деятельностиполитических партий, политических движений и других общественных объединений».
3.3 Формы религиозныхобъединений
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозныхгрупп и религиозных организаций.
Религиознойгруппой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединениеграждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры,осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретенияправоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиознойгруппы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.
Религиознойорганизацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации,иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территорииРоссийской Федерации, образованное в целях совместного исповедания ираспространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное вкачестве юридического лица.
2.Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своейдеятельности подразделяются на местные и централизованные.
3. Местнойрелигиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менеечем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постояннопроживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
4.Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация,состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местныхрелигиозных организаций. [28]
Заключение
Свободасовести и вероисповедания понятие многогранное, сложное. На протяжении вековфилософы, историки и юристы вкладывали различный смысл в его теоретическоепонимание.
В действующем законодательстве наблюдается неопределенность терминологической конституционнойконструкции, что может негативно сказаться на законотворческой деятельности иправоприменительной практике. Нельзя признать удачным установившееся всовременном праве присутствие в одном контексте терминологически разных, новзаимосвязанных понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания». При этомразработчики законов и исследователи иногда противопоставляют эти понятия, аиногда используют как синонимы. «Свобода вероисповедания» лишь одна изсоставляющих понятия «свободы совести». Соотносятся как родовое и видовоепонятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободысовести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии исвободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповеданияпредполагает, что никакая власть – ни государство, ни духовенство той или инойрелигии – не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.
Юридическое содержание свободы совести состоит из следующихкомпонентов:
1. Право на определение своего отношения к вопросам свободысовести. Это емкое правомочие включает в свой состав право иметь, выбирать именять, исповедовать (не исповедовать) религиозные или иные убеждения, в томчисле право на внецерковную религиозность, право на религиозное,научно-материалистическое или иное мировоззрение, индифферентное отношение крелигии и свободомыслию.
2. Право действовать в соответствии со своими убеждениями, включающеевозможность распространять, проповедовать какое-либо вероучение, системувзглядов, убеждений, пропагандировать их, а также свободно отправлять культы,совершать религиозные обряды индивидуально или совместно с другими. Однакообеспечиваются данные права постольку, поскольку не нарушают общественногопорядка и безопасности, нравственного здоровья граждан, не оскорбляют чувствграждан в связи с их отношением к религии.
3. Право на тайну своих религиозных или иных убеждений. Данноеположение отражено в пункте 5 статье 3 Федерального закона «О свободе совести ио религиозных объединениях, который определяет, что никто не обязан сообщать освоем отношении к религии.
4. Право на нейтральное отношение со стороны государства кзаконным формам проявления свободы совести. В указанном Федеральном законе этотэлемент свободы совести проявляется в запрете должностным лицам государственнойвласти, государственных органов, органов местного самоуправления использоватьсвое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии,запрете сопровождать деятельность органов власти публичными религиознымиобрядами и церемониями.
Нарушениезаконодательства Российской Федерации о свободе совести, свободевероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную,административную и иную ответственность в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации. Надзор за исполнением законодательства РФ о свободесовести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляюторганы прокуратуры Российской Федерации. А институт Уполномоченного поправа человека Она лишь способствует совершенствованию их работы в даннойобласти, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные сдействием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействуетреализации прав граждан перед лицом бюрократических структур.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.)
2. Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217 А Ген.Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.)
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сент. 1970 г., 20 декабря 1971., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 19994 г.)
4. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ (в ред. От 28. 02.2008)
5. Постановление Верховного Совета РФ «О декларации прав и свободчеловека и гражданина» от 22 ноября 1991 г. №1920–1
6. Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основныхсвободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.)
7. Гражданский Кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ21.10.1994)
8. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации наоснове религии или убеждений (Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 36/55)
9. Итоговый документ Венской встречи 1989 г. Представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству вЕвропе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся кдальнейшим шагам после Совещания (Подписан 15 января 1989 г.)
10. Уголовный кодекс российской федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996.
11. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ
Научная литература:
1. А.А. Гривцов. Свобода совести в ее историческом развитии.Конспект лекций. М., 1980 г.
2. М.В. Баглай, В.А. Туманов. Малая энциклопедия конституционногоправа. М., 2001 г.
3. С.А. Авакьян. Свобода вероисповедания какконституционно-правовой институт. М, 1999 г.
4. И.Н. Вишнякова. Конституционно-правовое регулирование свободывероисповедания. М., 2000 г.
5. Л.А. Окуньков. Комментарии к Конституции РФ. М., 2001 г.
6. Л.А. Морозова. Основы государства и права: Учебник. – М, 2000 г.
7. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России: Учебник.– М: Юристь, 2003 г.
8. В.Е. Чиркин. Конституционное право России: Учебник. – М:Юристь, 2003 г.
9. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России: Учебник.– М: Юристь, 2003 г.
10. Небратенко О.О. Конституционное закрепление прав исвобод человека и гражданина. Рос-тов, 2004 г.
11. А.И.Ковлер. Антропология права.Учебник для вузов. М., 2002 г.
12. М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. Конституционное право РФ:учебник для ВУЗов. – М., ИНФРА – М, 2000
13. «Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт» с.А. Авакьян //Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 1999. – №1
14. Мельникова Е.Н. «Реализация конституционного принципа свободысовести в России» (на материалах Аппарата Уполномоченного по правам человека вРФ)
15. «Российское объединение исследователей религии» _http: //www.rusoir.ru/print/