Содержание
/>
Введение
1. Понятие и сущностьконституционно-правового статуса Российской Федерации
1.1 Конституционно-правовой статусгосударства в конституционном праве
1.2 Общая характеристикаконституционно-правового статуса Российской Федерации
2. Основные элементыконституционно-правового статуса Российской Федерации
3. Проблемы оформления и развитияконституционно-правового статуса РФ
Заключение
Список использованных источников
Введение
Основы конституционного строя закреплены в главе 1Конституции РФ. Среди них можно выделить: государственный суверенитет,приоритет прав и свобод человека, народовластие, федерализм, социальноегосударство, многообразие форм собственности, разделение властей,идеологическое многообразие, светскость государства и др. Это те базовыеценности, на которые ориентировано государство и общество, это принципы,которым должны подчиняться органы публичной власти и которые должны защищатьсясудом. Согласно части 1 статьи 16 Конституции Российской Федерации основыконституционного строя, содержащиеся в положениях главы 1 КонституцииРоссийской Федерации, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленномв главе 9 Конституции Российской Федерации, т.е. через принятие новойконституции.
Конституционно-правовой статус Российского государства какправовое явление прежде всего должен обеспечивать реализацию назначениягосударства, определенного ст. 2 Конституции РФ[1],а также его основных конституционных характеристик как демократического,федеративного, правового, социального, светского государства с республиканскойформой правления (ст. 1, 5, 7, 14 Конституции РФ[2]).
К сожалению, российская государственно-правовая наука не толькопока не определила своей роли в создании теории устойчивого развития общества игосударства, но и в полной мере не осознала демократический потенциал действующейКонституции Российской Федерации. И это, в частности, проявляется водностороннем подходе к рассмотрению конституционно-правового статусароссийского государства, не изменившемся с советских времен: учитываются лишькачества и свойства этого субъекта как суверенного государства, а также егофедеративная природа, при этом полностью игнорируются нормы гл. 1 КонституцииРФ, и прежде всего ст. 2, 3, закрепляющие сущностные связи государства, народа,человека и гражданина. А если и делаются попытки связать проблемуконституционно-правового статуса государства с его важнейшими конституционнымихарактеристиками, определив последние как элементы этого статуса,соответствующие выводы страдают отсутствием аргументации и не основываются насуществующих в теории права представлениях о правовом статусе субъектаправоотношений и его основных элементах.
При рассмотрении конституционно-правового статуса Российскогогосударства, таким образом, необходимо учитывать особенности данного субъекта,а также выводы конституционно-правовой науки по проблеме статуса субъектовконституционного права, общетеоретические представления о статусе субъектовправоотношений.
Возникновениенаучного интереса к конституционно-правовому статусу Российской Федерации темболее оправдано в ситуации наличия большого количества научных работ,посвященных теории статуса субъекта Российской Федерации вообще и статуса конкретныхсубъектов Российской Федерации в частности. Между тем, поскольку субъектРоссийской Федерации — неотъемлемая часть целого — Российской Федерации,постольку адекватное познание юридического существа статуса субъекта РоссийскойФедерации не осуществимо вне надлежащего уровня разработанности теорииконституционно-правового статуса Российской Федерации[3].
Потребностьразработки теории конституционно-правового статуса Российской Федерациипроисходит также из отсутствия в конституционно-правовой науке автономныхкомплексных исследований категории конституционно-правового статуса РоссийскойФедерации. Сложившаяся ситуация характеризуется, с одной стороны, рассмотрениемконституционно-правового статуса Российской Федерации как целостной категориина уровнях глав работ по проблематике федерализма либо параграфов учебнойлитературы, с другой стороны, исследованием частных вопросовконституционно-правового статуса Российской Федерации в контексте общих проблемроссийского конституционного федерализма.
Цель работы– проанализировать сущность и выявить основные элементыконституционно-правового статуса Российской Федерации.
Задачи работысводятся к следующему:
1. Раскрыть сущностьконституционно-правового статуса Российской Федерации.
2. Датьхарактеристику основным элементам конституционно-правового статуса РоссийскойФедерации.
3. Выявитьпроблемы оформления и развития конституционно-правового статуса РоссийскойФедерации.
В качественормативной базы исследования взята сама Конституция Российской Федерации,Федеральные конституционные законы, комментарии к ним[4] и [5].
Теоретическаяоснова исследования Конституционно-правового статуса Российского государствапредставлена научными публикациями последних лет Бутусова Н.В., Сергевнина С.Л., Козловой Е.И. иКутафина О.Е.
Приразработке курсовой работы по теме Конституционно-правовой статус Российского государства рассмотрены работы Алехновича С.О., Дмитриева Ю.А.,Петрова С.М., Идрисова Р.Ф., Козак Д.Н. и др.
/>1. Понятие и сущностьконституционно-правового статуса Российской Федерации
1.1. Конституционно-правовойстатус государства в конституционном праве
Понятие правовой статус означает некое правовоесостояние (правовое положение) того или иного участника правоотношений. Инымисловами, правовое положение человека и гражданина или государства всоответствии с нормами конституционного права следует признать синонимом ихконституционно-правового статуса. В связи с тем, что в науке конституционногоправа предлагается различать нормативный конституционно-правовой статус ифактический статус, под которым понимается реальное положение субъекта соответствующихправовых отношений, представляется вполне обоснованным выделять два основныхаспекта в понимании конституционно-правового статуса названных субъектов: какреальных отношений, урегулированных нормами конституционного права, и какконституционного (конституционно-правового) института.
Конституционно-правовой статус государствапредставляет собой правовое состояние этого субъекта, включающее в себя системуправовых связей (общих правоотношений), соответствующих специфике государствакак субъекта конституционного права и конституционно-правовых отношений и егоглавному назначению и функциям.
Категория «конституционно-правовой статус» выполняетинтегрирующую функцию, она позволяет объединить набор правовых связей, характерныхдля государства, в единую систему, единый комплекс. Разные по характеру ицелевому назначению правовые связи называются его элементами. Нередко определениеправового статуса того или иного субъекта конституционного права выводитсяпутем перечисления основных элементов статуса[6].Таким образом, можно говорить о различных видах элементовконституционно-правового статуса государства, которые в совокупности составляютего структуру, позволяющую отразить общие черты и особенности статусовразличных субъектов.
В литературе отмечаются такие общие чертыконституционно-правового статуса любого субъекта, как его целостность,устойчивость, внутренняя согласованность, системообразующая значимость, т.е.способность отражать единство юридических свойств субъектовконституционно-правовых отношений, объединять их различные виды в единуюсистему. Названные свойства конституционно-правового статуса (в частности,такого субъекта, как государство), несомненно, полнее раскрываются при широкомподходе[7]к определению структуры конституционно-правового статуса различных субъектов,когда в нее в качестве самостоятельных элементов помимо прав и обязанностей(или полномочий применительно к государству и некоторым другим субъектам) включаютсяи иные виды конституционно-правовых связей, находящихся в диалектической связидруг с другом, и в первую очередь с правами и обязанностями как ядром правовогостатуса любого субъекта.
Рассмотрение структуры конституционно-правовогостатуса государства предполагает выявление общих (родовых) признаков и черт(присущих элементам статуса различных субъектов), а также индивидуальныхособенностей, свойственных структурным элементам статуса субъектов,осуществляющих деятельность публично-властного характера, и, наконец,непосредственно Российскому государству как одному из этих субъектов. Посколькуспецифика статуса и его структура определяются особенностями и ролью субъектаправовых отношений во взаимосвязи с другими участниками общественных отношений,определяя структуру статуса государства, нужно помнить о публично-властной природеэтого субъекта, о таких его свойствах, как обладание государственнымсуверенитетом, производным от суверенитета народа, о функциях государства, вчастности функции правового регулирования общественных отношений в интересахзащиты прав граждан, обеспечения устойчивого развития российского общества.
Конституционная (конституционно-правовая)правосубъектность государства отражает такие его «юридически значимыехарактеристики», политико-правовые свойства и особенности, как обладаниегосударственным суверенитетом и одновременно олицетворение собой формынародовластия. Эта двойственная природа государства и обусловливает главнуюособенность его правосубъектности, которая наиболее ярко проявляется прихарактеристике прав и обязанностей этого субъекта.[8]
Есть все основания для выделения ответственностигосударства по отношению к обществу, народу, человеку и гражданину в качествесамостоятельного элемента его конституционно-правового статуса. Широкоепонимание конституционно-правовой ответственности, предполагающее неразрывнуюсвязь двух сторон ответственности как единого явления — позитивной и ретроспективной,позволяет определить механизм ответственности государственной власти переднародом, обществом, человеком и гражданином, а также взаимной ответственностигосударства и личности, понять роль и место конкретного государства всовременном цивилизационном развитии, сделать его ответственным за происходящеене только в моральном, но и юридическом смысле слова перед настоящими ибудущими поколениями. По юридической природе конституционно-правоваяответственность государства — это общее правоотношение (правовое состояние),которое представляет собой постоянные, длящиеся правовые связи междугосударством и обществом, народом, каждым человеком и гражданином.[9]
Конституционные полномочия и ответственностьгосударства реализуются в полном соответствии с закрепленнымиконституционно-правовыми нормами целями и задачами государства, которые такжеследует рассматривать в качестве обособленного элемента его статуса. В своюочередь, содержание последних зависит от конституционно закрепленных сфер иобъектов воздействия со стороны государства, то есть предметов ведения, которыеявляются самостоятельным элементом конституционно-правового статусагосударства. Предметы ведения государства как субъекта конституционно-правовыхотношений понимаются в широком смысле. Фактически под ними подразумевается предметконституционно-правового регулирования отношений с участием государства.Конституционно закрепленные предметы ведения Российской Федерации (ст. 71 — 72)представляют собой детализацию в широком смысле слова понимаемых предметовведения Российского государства в связи с их разграничением между различнымиуровнями государственной власти: федеральным и субъектов Федерации (по сутидела, речь идет о разделении компетенции между уровнями власти внутригосударства). Но это лишь один из аспектов возможного рассмотрения предметовведения государства, призванного обеспечить воздействие на всю системуобщественных отношений и сферы жизнедеятельности общества для обеспечения егоразвития в интересах каждого человека.
/>1.2 Общая характеристика конституционно-правового статусаРоссийской Федерации
Таким образом, конституционный статус государства — этозакрепленные в федеральной Конституции конституционно-правовые признаки(характеристики) Российского государства. Каждая из таких характеристикодновременно является одной из основ (принципов) конституционного строя иотображает принципиальные фундаментальные особенности российской государственностиили государственного строя: тип государства, разновидность государственного(политического) режима, его демократическую сущность, ограничение (связанность)государственной власти правом, правами и свободами человека и гражданина,федеративную форму государственного устройства, республиканскую формуправления, социальный и светский характер Российского государства. Этиконституционные характеристики определяют место и роль Российского государства(Российской Федерации) в системе институтов конституционного строя, отображаютего конституционную природу.
Включающая 16 статей глава первая Конституции РФ именуется «Основыконституционного строя». Б.А. Страшун находит, что эта глава «конституция вконституции», ибо никакие другие ее положения не могут противоречить основамконституционного строя Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Конституции РФ).По его мнению, положения главы первой обладают более высокой юридической силой,чем все остальные положения Конституции. Несомненно, глава первая КонституцииРФ — исключительная. Ее положения «составляют основы конституционного строяРоссийской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке,установленном настоящей Конституцией» (часть 1 статьи 16 Конституции РФ).
Наличие главы, специально посвященной основамконституционного строя, придает всей правовой конструкции Конституции известнуюпрочность. Однако, на наш взгляд, понятие «основы конституционного строя» каксквозная идея проходит через оба раздела и все 9 глав, 137 статей КонституцииРФ. Следовательно, понятие «основы конституционного строя» достаточно богатое иболее содержательное, чем текст главы первой Конституции РФ. На этом основаниинекоторые ученые-юристы (например, А.В. Зиновьев) даже считают, что точнее былобы назвать главу первую «Основы государственного строя». Но эта точка зрения неявляется общепризнанной.
По мнению О.Г. Румянцева, «вообще основы — суть важнейшие,исходные данные, положения, охватывающие и решающие главные вопросы содержаниячего-либо, определяющие его прочность. Так же, как в геометрии основание всякойфигуры есть нижняя грань, на которой она покоится; в алгебре — количество,возводимое в степень; в медицине — главное вещество, входящее в лекарство; в строительстве- грунт, подготовленный к возведению на нем фундамента какого-либо сооружения,- так и в конституционном строе выделяются его сущностные характеристики,представляющие собой источник, главное, опору, инфраструктуру, на которой стояти к которой сводятся все отдельные нормы, действующие в государстве.…Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы — система принципов, их регламентирующих».[10]
В целом с таким подходом, думается, можно согласиться. Однакоследует иметь в виду то, что понятие «основы конституционного строя»архисложное. Оно состоит из ряда слагаемых, из которых наиболее значимыследующие: верховенство права, права и свободы человека и гражданина,суверенитет, социальное государство, разделение властей, федерализм, плюрализм,местное самоуправление.
Следует иметь в виду, что гл. 1 Конституции РФ закрепляетлишь основы конституционного строя России. Все грани конституционного строягосударства (имущественные, земельные, экологические, административные, процессуальные,трудовые, уголовные, семейные и иные правоотношения) невозможно прописать ни водном нормативном акте, в том числе и в основном законе страны. Детализацияэтих правоотношений осуществляется в специальных законах, в отраслевомзаконодательстве. Основы же вообще – это важнейшие, исходные начала,определяющие сущность того или иного явления. Таким образом, конституционныйстрой – это совокупность соответствующих общественных отношений, а его основы –базовые, системообразующие принципы, их регламентирующие. Эти принципы лежат воснове (или, напротив, находятся на вершине) всей пирамиды правовой системыгосударства, служат ориентиром для многоплановых правомерных связей в обществе.
Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточносложный порядок их изменения – гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9)является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть измененатолько в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение вбазовые конституционные положения может быть осуществлено только путем заменыпрежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новаяКонституция во многом совпадает с прежней).
Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридическойсилой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционнымположениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения КонституцииРФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основыконституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можнообъединить в определенные группы (схема 1): закрепляющие организациюгосударства и государственной (публичной) власти, приоритет прав и свободчеловека и гражданина, политические и экономические основы государства иобщества.[11]
/>
Схема 1. Система основ конституционного строя России.
Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепление ихв качестве высшей ценности составляют гуманистические основы конституционногостроя России.
/>2. Основные элементыконституционно-правового статуса Российской Федерации
Рассмотрим детальнее каждый из названных элементовконституционно-правового статуса Российской Федерации. Идя таким путем, можнополучить достаточно полное представление о их содержании.
Достаточно популярна идея о верховенстве закона. В настоящеевремя все чаще говорят о диктатуре закона. Некоторыми дело представляется такимобразом, что именно принцип верховенства закона образует один из элементовоснов конституционного строя Российской Федерации. В действительности жетребование верховенства закона — лишь составная часть более основательногопринципа — верховенства права, который и является важнейшим слагаемым основ конституционногостроя современной России.
Право не равно закону. Право более значимое явление, чемзакон.
Верховенство права символизирует наиболее существенныеаспекты гуманистического и демократического правления. В самом общем виде сутьверховенства права заключается в следующем: праву — воплощению разумной мерысвободы и порядка, справедливого регулятора общественных отношений, должнасоответствовать вся правовая система. И прежде всего — Конституция, имеющаяпрямое действие и непосредственно применяемая при рассмотрении конкретных дел.Законам, принятым в установленном порядке, не могут противоречить никакие иныерешения. Внутригосударственная система права и международное право должнынаходиться в отношениях гармонии, согласованности (статья 15 Конституции РФ).Быть приверженцем принципа верховенства права — значит противостоять грубойсиле, произвольным решениям и действиям, в основе которых заинтересованность вполитической выгоде или личной прибыли.
Конституционно-правовой статус Российской Федерациихарактеризуется наличием единой федеральной системы права, которая включаетфедеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственныхорганов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты местных органовгосударственной власти и органов местного самоуправления.
К системе права Российской Федерации относятся такженекоторые законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противоречатдействующему законодательству Российской Федерации.
Составной частью системы права Российской Федерации являютсяобщепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированныемеждународные договоры Российской Федерации. Если международным договоромРоссийской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, топрименяются правила международного договора.
В число федеральных нормативных правовых актов входят:Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; Федеративныйдоговор; федеральные законы; кодексы; нормативные акты Президента РФ;нормативные постановления Совета Федерации и Государственной Думы РоссийскойФедерации, Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетови других ведомств; соглашения о делегировании полномочий Российской Федерацииее субъектам; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения РФи т.д.
Единство федеральной системы права обеспечиваетсяверховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории. Всвою очередь это единство обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие федеральныхнормативных актов, нормативных актов субъектов Федерации, местных и муниципальныхнормативных актов.
В Конституции РФ принцип верховенства права наиболее полноевоплощение получил в положении, согласно которому Россия — правовое государство(статья 1 Конституции РФ). Правовое государство — это то, где власть самоограниченаправом. Следовательно, верховенство права — высший принцип правового государства.Вместе с тем, верховенство права необходимое условие для развития структургражданского общества, без которого трудно представить себе полноценное правовоегосударство.[12]
Права и свободы человека и гражданина. Статья 2 КонституцииРФ закрепляет: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностьгосударства». Здесь получил воплощение гуманистический и демократическийпринцип взаимоотношений между личностью и государством: не человек существуетдля государства, а государство для человека, для обеспечения его прав и свобод.
Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основконституционного строя республиканской формы правления означает, что:
• во-первых, государственная власть в России осуществляетсятолько выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающимивластные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государстваполучает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
• во-вторых, переход к другой – монархической – формеправления возможен только путем принятия новой конституции страны,посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционными преследуется по закону;
• в-третьих, монархическая форма правления не можетзакрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ.
Конституция РФ не дает конкретного, нормативно выраженногоответа на вопрос о разновидности республиканской формы правления в России.Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской)республикой.
Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса РоссийскойФедерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет своютерриторию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу,внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними,которые образуют материальное содержание государственного суверенитета.Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти.На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации.
Российская Федерация обладает высшей властью в отношениисвоей территории. Ее Конституция, федеральные законы имеют верховенство на всейее территории. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляетюрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономическойзоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международногоправа.
Согласно Конституции (ст. 74) на территории РоссийскойФедерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов икаких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг ифинансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться всоответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности,защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Российская Федерация обеспечивает целостность инеприкосновенность своей территории. Она определяет статус, режим иосуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, воздушногопространства, экономической зоны и континентального шельфа. Режимгосударственной границы устанавливается Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации», а также инымифедеральными нормативными актами, международными договорами и соглашениямиРоссийской Федерации с сопредельными государствами. Эти акты решают вопросы,связанные с организацией защиты и изменением государственной границы,процедурой разрешения территориальных споров.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации означаетналичие общих для всей Федерации органов государственной власти. Российская Федерацияимеет Президента — главу государства; Федеральное Собрание — представительный изаконодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющееисполнительную власть Российской Федерации; Конституционный Суд, Верховный Суди Высший Арбитражный Суд, осуществляющие высшую судебную власть в РоссийскойФедерации. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ.
В системе, структуре и процедурах деятельности органовзаконодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеральная природаРоссии. Так, в Совет Федерации — одну из палат федерального парламента — входятпо два представителя от каждого субъекта Российской Федерации.
В специально-юридическом плане для реализации этогоисключительно важного положения имеет институт гражданства. Поэтому наиболеесущественные стороны этого института включены в содержание основ конституционногостроя. Согласно части 1 статьи 6 Конституции РФ «гражданство РоссийскойФедерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом,является единым и равным независимо от оснований приобретения». В части 2статьи 6 Конституции РФ подчеркивается, что «каждый гражданин РоссийскойФедерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равныеобязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». С точки зрениязащиты прав и свобод человека и гражданина важным является правило, заключенноев части 3 статьи 6 Конституции РФ: «Гражданин Российской Федерации не можетбыть лишен своего гражданства или права изменить его».[13]
Провозглашение России демократическим государством являетсяпринципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией.Демократический характер государства (от греч. demos и kratos – власть народа)означает, что:
• во-первых, единственным источником власти в стране (иносителем суверенитета) является многонациональный народ России;
• во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии сволей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
• в-третьих, власть в России формируется и осуществляется всоответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободныхвыборов и референдума.[14]
Все это призвано обеспечить признание и реальноеосуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.
Суверенитет. Исторически понятие «суверенитет» вошло вюридический и политический оборот еще в XVI веке. По Ж. Бодену, «суверенитетесть постоянная и абсолютная власть государства». Однако ныне принято различатьследующие виды суверенитета: государственный, народный, национальный.Существует достаточно большое число теорий о суверенитете.
По своему изначальному смыслу суверенитет (от франц.souverain — верховный, независимый, высший (позднелат. superamis — находящийсянад чём-л., от лат. superans -высоко вздымающийся, одерживающий верх, отsuperare — подниматься, всходить, возвышаться, одерживать верх, от superus — верхний, высший, неземной, небесный, от super — верхний (небесный); поверх,сверх)) — это такое свойство власти, которое обеспечивает ее носителювозможность быть свободным, самостоятельным в вопросах внешней и внутреннейполитики. Если взять государство, то суверенитет обеспечивает ему независимостьво внешнеполитической сфере и верховенство, непререкаемость его решений в делахвнутренних. Суверенитет является одной из важнейших категорий не толькоконституционного, но и международного права. Содержание его не являетсянеизменным. По мере развития общественных отношений происходят изменения впространственной и функциональной сферах его применения.
В Конституции РФ исповедуется принцип народного суверенитета.«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерацииявляется ее многонациональный народ», — говорится в части 1 статьи 3Конституции РФ. Здесь закреплен принцип единства и неделимости народногосуверенитета. Поскольку носителем суверенитета является весь полиэтническийроссийский народ в целом (а это более 145 млн. человек), а не население,проживающее на территории отдельных субъектов Российской Федерации, и не тотили иной этнос, то действия, совершаемые теми или иными структурами от именикакой-то части народа России (будь то население территории или какой-то этнос),не могут рассматриваться в качестве суверенных акций. Провозглашениегосударственного суверенитета, не основанного на воле полиэтнического народа РоссийскойФедерации в целом, противоречит основам конституционного строя России.
Часть 2 статьи 3 Конституции РФ устанавливает, что «народосуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственнойвласти и органы местного самоуправления». Отсюда М.В. Баглай заключает, что «осуществлениевласти народа происходит в двух формах: 1) непосредственно, 2) через органыгосударственной власти и органы местного самоуправления». По мнению же Е.И.Колюшина, «установлены три канала осуществления власти народа: непосредственно,через органы государственной власти и через органы местного самоуправления». Нанаш взгляд, в данном случае речь, по сути дела, идет о том, что народовластиеможет осуществляться через институты прямой (непосредственной) демократии иинституты косвенной (представительной) демократии. Носитель верховной власти,народ, эту власть может осуществлять непосредственно при решении какгосударственных вопросов федерального и регионального уровней, так и местныхвопросов. Вместе с тем, народ вправе осуществлять свою власть через органыгосударственной власти и органы местного самоуправления. Но поскольку согласностатье 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в системуорганов государственной власти, то едва ли правильно осуществление властинарода через органы государственной власти и через органы местногосамоуправления объединять в одну форму. Скорее всего, здесь налицо две схожие,но тем не менее различные формы косвенного (представительного) народовластия.Таким образом, в рассматриваемом случае более верной представляется точказрения Е.И. Колюшина: Конституция РФ устанавливает три канала (формы)осуществления народовластия: а) непосредственно, б) через органы государственнойвласти (федерального или регионального уровней), в) через органы местногосамоуправления.[15]
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдуми свободные выборы (часть 3 статьи 3 Конституции РФ). Из смысла статьи 32Конституции РФ вытекает, что право на участие в осуществлении власти в этихформах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации.Прямое (непосредственное) народовластие возможно и в других формах, но они вКонституции РФ не указаны. Специалисты же в области теории права и государства,конституционного права указывают, например, на такие формы: всенародноеобсуждение законопроектов, институт народной инициативы, собрания избирателей,петиции, индивидуальные и коллективные обращения в органы государственнойвласти и в органы местного самоуправления.
Последовательное осуществление принципов и нормпредставительной демократии требует установления республиканской формыправления. Поэтому постсоветская Россия — государство, которое по формеправления является республикой (часть 1 статьи 1 Конституции РФ).
В части 4 статьи 3 Конституции РФ установленапротивоправность действий, посягающих на народовластие в России. Никто не можетприсваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоениевластных полномочий преследуются по федеральному закону.
Народный суверенитет нельзя противопоставлять правам исвободам человека и гражданина. Эти два института находятся в отношенияхединства. Кроме того, народный суверенитет предполагает уважительное отношениек правам и свободам социальных общностей, выделяющихся по определеннымпризнакам, например, по языковым, религиозным, этническим и др.
Социальное государство. Формула «социальное государство»имеет место в конституциях ряда западноевропейских государств (Италия, ФРГ, Францияи др.). Так именуют государство, которое заботится о социально слабо защищенныхслоях населения (безработных, нетрудоспособных, инвалидах и др.), стремясь ктому, чтобы свобода и социальная справедливость были одинаково дороги личности,обществу и государству. Этим социальное государство в корне отличается отсистемы диктатуры пролетариата, социалистического государства, которые пытаютсяобеспечить всеобщее счастье, социальную справедливость, благополучиетрудящимся, отказываясь от свободы, сводя принцип юридического равенства куравниловке, сковывающей инициативу, активность, предприимчивость.
В Конституции РФ (часть 1 статьи 7) Россия представлена каксоциальное государство, политика которого направлена на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это достаточно абстрактнаяформулировка. Но, судя по ключевым понятиям «достойная жизнь» и «свободноеразвитие человека», заключенным в ней, можно сделать вывод, что здесь речь идето намерении государства обеспечить гражданам возможность материальногоблагополучия на уровне мировых стандартов, доступа к ценностям культуры,достижениям науки и техники, личной безопасности, умственного, физического,нравственного, эстетического совершенствования.[16]
Этим определяется содержание социальной политики российскогогосударства. В Российской Федерации, согласно ее Конституции (часть 2 статьи7), охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальныйразмер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи,материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развиваетсясистема социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия ииные гарантии социальной защиты.
Разделение властей. В отличие от всех предшествующихконституций советского типа, в ныне действующей реализован классический принципразделения властей, который характерен для всех современных государств — приверженцевгуманистических и демократических традиций. В статье 10 Конституции РФ прямо записано:«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основеразделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органызаконодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Согласно статье 11 Конституции РФ, на общефедеральном уровнегосударственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, ФедеральноеСобрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РоссийскойФедерации, суды Российской Федерации. В субъектах Российской Федерациигосударственную власть осуществляют образуемые ими органы государственнойвласти. Возникающая при этом проблема разграничения предметов ведения иполномочий между общефедеральными органами государственной власти и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации должна разрешатьсяКонституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметовведения и полномочий.
Федерализм. В понимании федерализма разброс мнений достаточноширокий. Но существует известное единство в том, что федерализм — один изструктурообразующих принципов основ конституционного строя постсоветскойРоссии. Последовательное проведение этого принципа в жизнь позволяет избежатькрайностей, в основе которых — имперские амбиции, тоталитаристские устремленияодних политических сил и сепаратизм, национализм других. Позволяя органическисочетать централизацию и децентрализацию, федерализм вместе с тем способствуетразвитию демократии, широкому вовлечению граждан в процессы принятия решений навсех уровнях государственной власти, управления и самоуправления. Федерализм — это свобода и ответственность, диалог, открытое обсуждение сложных вопросов, ав конфликтных ситуациях — совместный поиск путей к компромиссу.
Согласно статье 1 Конституции РФ, Россия — федеративноегосударство. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Этоозначает, что государственное устройство в России основано на принципефедерализма.
Российская Федерация состоит из субъектов РФ. Хотя этисубъекты имеют различные названия (республики, края, области, городафедерального значения, автономная область, автономные округа), но юридическиони являются равноправными. Федеративное устройство России основано нагосударственной целостности, единстве системы государственной власти,разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (статья5 Конституции РФ).
Иногда федерализм толкуется излишне широко. В его содержаниевключают еще культурную автономию и местное самоуправление. Между тем, культурнаяавтономия и местное самоуправление -самостоятельные явления, не находящиеся втесной связи с федерализмом. При достаточно прочных демократических традицияхинституты культурной автономии и местного самоуправления могут успешноразвиваться и в условиях унитарного государства. Вместе с тем, полноценныйфедерализм обязательно предполагает установление системы хорошо отлаженныхсвязей и взаимоотношений с институтами культурной автономии и местногосамоуправления.
Декларация России в ее Конституции федеративным государством- это одно. Утверждение же этого принципа на деле — это уже другое. В развитиифедеративных отношений в современной России достаточно выразительно проявляютсядве взаимосвязанные тенденции: с одной стороны, наблюдается тенденция красширению самостоятельности субъектов Российской Федерации, а с другой — тенденция к укреплению единства Российской Федерации как государства, воплощающегосуверенитет всего российского народа, обеспечение его целостности,независимости и безопасности. С этим связаны сложности, возникающие на путиустойчивого развития Российской Федерации. Кроме того, существуют проблемы вобласти правового, законодательного обеспечения федеративных отношений.[17]
Плюрализм (от лат. pluralis — множественность, множественноечисло). В советское время популярная среди западных либералов концепция плюралистическойдемократии подвергалась резкой критике. В постсоветской России плюрализм всмысле идеологического, политического и даже экономического плюрализма образуетодин из элементов основ конституционного строя.
Принцип идеологического плюрализма закреплен в части 1 статьи13 Конституции РФ: «В Российской Федерации признается идеологическоемногообразие». Это значит, что каждый (в отдельности или входя в составкакой-то партии, какого-то общественного объединения) волен свободноразрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции ополитическом, экономическом и социальном развитии общества, предлагать властными иным структурам рекомендации, публично выражать и защищать свои взгляды иубеждения и т.п. Принцип идеологического плюрализма, распространяя своезначение на философию, науку, культуру и искусство, способствует преодолениюзастоя в этих сферах человеческой деятельности, развитию нового.
В условиях идеологического плюрализма никакая идеология неможет устанавливаться в качестве государственной или обязательной (часть 2статьи 13 Конституции РФ). Эта норма — конституционная гарантия противсползания государства к тоталитаризму, тирании, которые представляют собойисключительную опасность для свободы и демократии.
С принципом идеологического плюрализма теснейше связанпринцип политического плюрализма. В отличие от тоталитарных государств,государств с крайне низким уровнем правовой и политической культуры, вдемократических государствах имеют место различные партийные системы:двухпартийные, многопартийные. Конституция Российской Федерации сделала выбор впользу многопартийной системы. Это естественно, поскольку Россия — демократическоегосударство. Согласно части 3 статьи 13 Конституции РФ, «в Российской Федерациипризнаются политическое многообразие, многопартийность». Из смысла этойконституционной нормы вытекает, что в постсоветской России правомерна толькотакая партийная система, которая включает в себя как минимум две партии.
Однако какая бы партийная система — двухпартийная илимногопартийная — в Российской Федерации ни установилась, все они, как иобщественные объединения, равны перед законом (часть 4 статьи 13 КонституцииРФ). Это означает, что к ним предъявляются одинаковые требования прирегистрации, устанавливается единый порядок защиты имущества и прекращениядеятельности.
Идеологический и политический плюрализм имеют, однако,границы.
Каждому гарантируется свобода мнений и слова, но недопускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую,национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропагандасоциального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства(части 1 и 2 статьи 29 Конституции РФ). Запрещается создание и деятельность общественныхобъединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменениеоснов конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации,подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжиганиесоциальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13Конституции РФ).
Идеологический и политический плюрализм ведут к толерантномуотношению к религии.
Каждому гарантируется свобода совести, свободавероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно сдругими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь ираспространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними(статья 28 Конституции РФ). Но Российская Федерация не теократическое, а светскоегосударство. Никакая религия не может устанавливаться в качествегосударственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государстваи равны перед законом.
В мировой практике светским считается государство, в которомне существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно извероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характергосударства предполагает отделение государства от церкви и невмешательство их вдела друг друга. Противоположностью светского государства считаетсятеократическое государство — государство, в котором государственная власть неотделена от церкви, при этом последнее оказывает прямое и непосредственноевлияние на характер государственной деятельности.
Соответственно, светский характер Российского государстваозначает невмешательство церкви в дела государства, а государства в делацеркви. Конституция РФ (ст. 14) устанавливает, что в Российской Федерациицерковь отделена от государства, никакая религия не может быть установлена в качествегосударственной или обязательной, каждому гарантируется свобода совести и вероисповеданий.В соответствии с Конституцией (ст. 28) религиозные объединения отделены отгосударства и равны перед законом (ст. 14). Принцип отделения религиозныхобъединений от государства согласно Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» означает, что государство, его органы идолжностные лица не вмешиваются в законную деятельность религиозных объединенийи не поручают им выполнение каких-либо государственных функций. Равно и религиозныеобъединения не должны вмешиваться в дела государства, выступать в качестве составнойчасти каких-либо его организаций и учреждений, в том числе государственныхшкол, дошкольных учреждений и др. Это, однако, не исключает изучения в школах,иных учебных заведениях истории религии, ее роли в обществе и т.п.
Развитие идеологического и политического плюрализма,способствующих человеку свободно выражать свои взгляды и, в зависимости отсвоих убеждений, с той или иной степенью активности участвовать в политическойжизни, в какой-то степени компенсирующих несовершенства отдельного человека(ума, физических возможностей и т.п.), позволяет образовать известное социальноепространство, которое свободно от непосредственного государственного контроля.А это серьезная компенсация того, что никто не может знать все, и никому недано осуществлять то, что могут лишь многие. В душах человеческих вряд ли ктоможет быть Великим учителем или Верховным судьей. Преследующей свою цельсоциально активной личности лучше полагаться лишь на собственное разумение,надеясь на успех, веря в удачу и любя свое дело. При этом для законопослушногочеловека его дело в конечном счете всегда борьба за утверждение своих прав изаконных интересов, где ставкой являются истина и справедливость.
Действие принципа плюрализма, получившего отражение вКонституции РФ, не ограничивается сферами идеологии и политики, араспространяется и на область экономики.
В отличие от советских конституций, Конституция РФ закрепляетразличные формы собственности, которые в равной степени защищены государством. «ВРоссийской Федерации признаются и защищаются равным образом частная,государственная, муниципальная и иные формы собственности», — говорится в части2 статьи 8 Конституции РФ. При этом земля и другие природные ресурсы тоже могутнаходиться в частной, государственной, муниципальной и иных формахсобственности (часть 2 статьи 9), владение, пользование и распоряжение землей идругими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, важнолишь, чтобы не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права изаконные интересы иных лиц (часть 2 статьи 36). Но нельзя забывать и о том, чтопо Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются вРоссийской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих насоответствующей территории (часть 1 статьи В целях создания основ рыночнойэкономики и обеспечения ее устойчивого развития Конституцией РФ гарантируютсяединство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг ифинансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности(часть 1 статьи 9).
Местное самоуправление. Существенным шагом вперед внаправлении гуманизации и демократизации является признание в качестве основконституционного строя России местного самоуправления. Местное самоуправление — одно из проявлений народного суверенитета. Оно предполагает такую степеньсамоорганизации населения определенной территории, когда все вопросы местногозначения решаются гражданами самостоятельно и под свою ответственность.Согласно статье 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается игарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочийсамостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органовгосударственной власти.
конституционный правороссийский
3. Проблемы оформления и развития конституционно-правовогостатуса РФ
Перевод темы конституционно-правового статуса в практическуюплоскость — именно эта задача решается в постсоветской России с 1993 года, смомента принятия новой Конституции Российской Федерации. И задача эта рождаетряд проблем, имеющих теоретическое и практическое значение. Обозначим некоторыеиз них.
Казалось бы, в Конституции РФ дано предельно ясное решениевопроса об основах конституционного строя. Но анализ конституционного законодательстваи практики его применения, изучение литературы показывает, что существуютсложности в понимании и объяснении содержания таких понятий, как «конституционныйстрой», «основы конституционного строя». Наметилось несколько подходов ибольшое число авторских интерпретаций. Классификация этих подходов и ихфундаментальный анализ — серьезнейшая научная проблема.
Конституция РФ устанавливает, что «носителем суверенитета иединственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональныйнарод» (статья 3). Вместе с тем, в Конституции РФ говорится о «равноправии исамоопределении народов в Российской Федерации» (часть 3 статьи 5); о народах,проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9); о народах,которым гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий дляего изучения и развития (часть 3 статьи 68); о коренных малочисленных народах(статья 69). Таким образом, в тексте Конституции РФ понятие «народ»используется в различных значениях. Столь же многозначно это понятиеупотребляется в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, в другихправовых актах федерального и регионального законодательства.
Можно заметить, что в конституционном и текущемзаконодательстве не проводится строгое различие между понятиями «народ» и «нация».Этого тем более не делается в обыденной речи. Понятия «народ» и «нация» могутотождествляться. Но нередко понятие «народ» используется как более широкое, чемпонятие «нация» (в этом случае вполне закономерно появление понятия «многонациональныйнарод»). А в других случаях, наоборот, понятие «нация» используется как болееширокое, чем понятие «народ» (в этом случае может появиться такоесловообразование как «многонародная нация»). Принято говорить о поискеобщенациональной идеи России, а не общенародной, т. е. здесь в понятие «нация»вкладывается тоже более широкое значение, чем в понятие «народ». В результатевозникают не только чисто терминологические трудности, но и сложности припринятии политических решений, а также при их практическом осуществлении.[18]
Складывается впечатление, что действующая конституция иоснованное на ней законодательство не вполне свободны от стереотиповдоперестроечного мышления. Так, понятие «многонациональный народ» предполагает,что в России существуют сложившиеся нации, которые в совокупности и есть российскиймногонациональный народ. Но в СССР господствовал взгляд, что в дореволюционной,царской России шел процесс формирования буржуазных наций (русской, татарской идр.), но революция прервала этот процесс. Начался новый процесс: процессформирования советских социалистических наций (русской, татарской, башкирской ит.д.). Логика этого взгляда такова, что здесь допустимо использование понятия «многонациональныйнарод». Причем, доктрина развитого социализма предполагала, чтомногонациональный народ СССР «переплавится» в новую социальную общность людей — «советский народ». О каком же многонациональном народе можно вести речьприменительно к современной России, если в ней нет сложившихся ни буржуазных,ни социалистических наций, ибо современная Россия — ни буржуазная, ни социалистическая,а постсоциалистическая, постсоветская, постиндустриальная? Напрашивается вывод,что понятие «многонациональный народ» в Конституции РФ использованонекорректно. Гуманистическая и демократическая традиция требует новой идеи. Ноэтого нет. Конституция РФ, подойдя некритически к доперестроечной идеологии,использовала привычное понятие «многонациональный народ», хотя оно не адекватноновой социальной ситуации, устарело.
На наш взгляд, современным реалиям, гуманистическим идемократическим традициям более соответствует понятие «народ» (российскийнарод, народ России) в смысле совокупности всех граждан Российской Федерации. Внеобходимых случаях в пределах этого понятия возможны дифференциальные иинтегральные операции. Например, весь российский народ как совокупность гражданможет быть разделен на части по территориальному признаку (применительно ктерритории того или иного субъекта Российской Федерации, самоуправляемойединице). Но возможно разделение всего российского народа и по этническомупроисхождению граждан (русские, татары, другие этносы) или по признакувероисповедания (христиане, мусульмане, буддисты, иудеи, язычники, атеисты).Возможны и иные классификации (по признакам пола, возраста, образования и т.д.). Однако ни одна классификация не должна вести к деформации сознания гражданРоссийской Федерации, способствовать их разобщению. Где бы кто ни жил и нинаходился, кем бы он ни был по этническому происхождению, каково бы ни было егоотношение к религии, что бы ни стряслось с ним, если он гражданин РоссийскойФедерации, то он в конституционно-правовом отношении живая частичка единогонарода — одной гражданской нации.
По Конституции Россия — республика. Но существует мнение, чтоэто низкая форма правления, характерная странам и людям с невысоким уровнемкультуры, с изъянами в нравственности, духовно незрелым. С этой точки зренияболее высокой формой правления является монархия, а еще боле высокой — правление судей. Вместе с тем, существуют разногласия в определении видареспубликанской формы правления. Какова она: президентская, парламентская? Повсему республиканская форма правления в современной России смешанная, но этоустраивает не всех. Некоторые считают, что для постсоветской России болееподходит президентская республика, и это следует уточнить в статье 1Конституции РФ. Словом, есть проблема, и она требует обсуждения и нахожденияприемлемых решений.
Существуют неясности в вопросе о федеративном устройствеРоссии. Конституция РФ устанавливает, что все субъекты в составе Российской Федерацииравноправны, суверенитет Российской Федерации распространяется на всю еетерриторию. Но при этом республики обозначены как государства. Одни субъекты(республики) имеют конституции, а все другие (края, области и т. д.) — уставы.Республикам предоставлено право устанавливать свои государственные языки, а вотношении других субъектов Российской Федерации этот вопрос не решен. Чтобы этии другие подобные им противоречия не привели к конституционному кризису, надобы, на наш взгляд, проявить большую последовательность вконституционно-правовом обеспечении равноправия субъектов Российской Федерации,ее единства и целостности.
Обоснованно ли используются понятия «автономная область» и «автономныйокруг» в Конституции РФ 1993 года? Этот вопрос нуждается в обсуждении. На нашже взгляд, конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации,которым обладают автономная область и автономный округ по Конституции РФ(статьи 5 и 65), сложно совместить с правовым положением территориальныхавтономных образований. Складывается впечатление, что Конституция РФ сохранилахарактерные советским конституциям понятия «автономная область» и «автономныйокруг», но за ними уже ничего нет, они не отвечают их реальномуконституционно-правовому статусу. Понятия стали бессодержательными. С нашейточки зрения, на сегодня в Российской Федерации территориальных автономныхобразований нет. Следовательно, при характеристике основ конституционного строяРоссийской Федерации вполне можно было бы обойтись понятиями «область» и «округ»без прилагательных «автономная», «автономный».
Вместе с тем, актуальная тема культурной автономии вКонституции РФ представлена весьма скромно. А ведь культурная автономия в рядеслучаев может оказаться более надежной и эффективной формой для развития находящихсяв инокультурной среде этносов или части их, чем обретение той или иной формыгосударственности, сопряженной с развитием бюрократических структур. Есливдуматься, то положения о культурной автономии достойны включения в составпринципов основ конституционного строя не менее, чем, например, положения,относящиеся к местному самоуправлению.
Формирование правового государства – сложный и длительный процесс.Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правовогонигилизма, повысив правовую культуру граждан и властных институтов всехуровней, сформировав гражданское общество. Исходя из этого, закреплениепринципа правовой государственности в основном конституционном тексте(т. е. в качестве нормы прямого действия) представляется обоснованным. Этоследует рассматривать незыблемой основой и важной гарантией поступательногодвижения России к правовому государству.
/>Заключение
Построение сильного, эффективного,конкурентоспособного, демократического правового государства предполагаетзакрепление его конституционно-правового статуса, соответствующего уровню исложности стоящих перед ним задач. Полноценность теории конституционно-правовогостатуса Российской Федерации — предпосылка, необходимое условие и гарантиябытия российской государственности (исторически сложившегося государственногоединства), следовательно, предпосылка, необходимое условие и гарантия санации федеративныхконституционно-правовых отношений, в том числе обоснованной децентрализациигосударственного управления. Историко-правовые обстоятельства генезисароссийской федеративной формы предполагают квалификацию юридической природыРоссии исключительно как единого конституционно-организованного федеративногогосударства.
Конституционно-правовой статус Российскогогосударства, как правовое явление, прежде всего должен обеспечивать реализациюназначения государства, определенного ст. 2 Конституции, а также его основныхконституционных характеристик.
Действующая российская Конституция характеризует РоссийскуюФедерацию как демократическое федеративное правовое государство среспубликанской формой правления (ст. 1). Конституция устанавливает, чтоРоссийская Федерация является социальным (ст. 7) и светским (ст. 14)государством. Нормы Конституции, закрепляющие правовое положение(конституционный статус) Российской Федерации, отображают реальнуюгосударственную практику, а также имеют перспективный характер, «устремлены» вбудущее, моделируя идеальную конституционную модель российского государства.Так, очевидно, что Российской Федерации предстоит еще состояться и как подлиннодемократическому федеративному правовому государству, и как государству социальнойнаправленности. Вместе с тем перечисленные характеристики, несомненно, имеютвысокое юридическое значение: они связывают конституционную практику ивыступают ориентиром в практической политике государства.
В первой статье Конституции РФ определяются четыре важнейшихпринципа конституционного строя. Демократическое государство, выражающееся внародном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическоммногообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления и др.Федерализм, означающий, что Россия состоит из равноправных субъектов единогогосударства. Проанализируете ст. 5 Конституции РФ. Правовое государство – этогосударство, подчиняющее свою деятельность праву, главной целью считаетобеспечение реальности прав и свобод личности. Республиканская форма правленияозначает выборность и сменяемость главы государства, что отличает ее отмонархии, которой присуще наследование статуса главы государства. Социальноегосударство (ст. 7) – государство, которое берет на себя обязанность заботитьсяо социальной справедливости, благополучии своих граждан. Но социальноегосударство не означает уравниловки, каждый может зарабатывать благополучиесвоим трудом, государство должно лишь обеспечить каждому гражданину достойныйпрожиточный минимум. Светское государство (ст. 14) – государство, в котором несуществует официальной, государственной религии и ни одна из религий непризнается обязательной или предпочтительной, государство и религиозныеобъединения отделены друг от друга, то есть не вмешиваются в дела друг друга.
/>Список использованныхисточников
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетомпоправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ,от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) Собрание законодательства РФ. — 26.01.2009. — №4. — Ст.445.
2. ЗаконРФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФЗ «Об изменении срокаполномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» (одобрен СФФС РФ 26.11.2008) Собрание законодательства РФ. — 2009. — №1. — Ст. 1.
3. ЗаконРФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФЗ «О контрольных полномочияхГосударственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» (одобренСФ ФС РФ 26.11.2008) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — №1. — Ст. 2.
4. КонституцияРоссийской Федерации. Научно-практический комментарий, постатейный / под ред.Дмитриева Ю.А. — ЗАО Юстицинформ, 2007.
5. Комментарийк Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Карповича В.Д. – М., 1998.
6. АбдулатиповР.Г. Федерализм в истории России. Кн. 1. — М.: Изд-во «Республика», 1992.
7. АлехновичС.О. Федеративные отношения и безопасность регионального развития Право иполитика. – 2007. — №4. – С. 14 – 20.
8. БаглайМ.В. Конституционное право РФ. М.: Норма-Инфра, 2005, с.191-193.
9. БаевВ.Г., Шуняева А.Е. Социальное государство: понятие, содержание, конституционноезакрепление // Конституционное и муниципальное право. – 2008. — №17
10. БезруковА.В. Разграничение предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов вусловиях федеративных преобразований в России Государственная власть и местноесамоуправление. — 2005. — №9. – С. 19 – 25.
11. БессоноваВ.В. Целостность Российской Федерации в разрезе территориального инационального аспектов // Конституционное и муниципальное право. – 2009. — №10
12. БутусоваН.В. Конституционно-правовой статус российского государства: понятие,содержание, структура // Конституционное и муниципальное право. – 2006. — №4. –С. 9 – 21.
13. БутусоваН.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений. –Воронеж, 2005. – 670 с.
14. ВозженковА.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. — М.: ЭдасПАК, 2000. – 455 с.
15. ВолковВ.Я. Геополитика и безопасность в современном мире. — М.: Международныеотношения, 2000. – 364 с.
16. ДемидовВ.Н. Конституция РФ и единство конституционно-правового пространства РоссийскойФедерации Журнал российского права. – 2009. — №6
17. ДмитриевЮ.А., Петров С.М., Идрисов Р.Ф. Государство как субъект обеспечения национальнойбезопасности России Право и политика. — 2001. — №11. – С. 31 – 38.
18. ЖуравлевА., Комарова В. Суверенитет в федеративном государстве Право и жизнь. – 2000. — №29. – С. 14 – 21.
19. КетовЮ.М. Проблемы федеративного развития России Конституционное и муниципальноеправо. – 2005. — №9. – С. 31 – 38.
20. КистриноваО.В. Перспективы развития федерализма в России Право и политика. – 2007. — №5.– С. 12 – 19.
21. КозакД.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органамигосударственной власти и органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации // Журнал российского права. — 2002. — №5.
22. КозловаЕ.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. — М.: Юристъ, 2007. — 522 с.
23. КолюшинЕ.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций. — М., 1999.
24. ЛебедевА.Н. Статус субъекта Российской Федерации (Основы концепции, конституционнаямодель, практика). — М., 1999. – 346 с.
25. ЛиверовскийА.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. — СПб., 2002. С. 142.
26. ЛучинВ.О. Конституционные нормы и правоотношения. — М.: Инфра-М., 2005
27. СаликовМ.С. Конституционные основы Российского федерализма // Законодательные(представительные) органы власти субъектов Российской Федерации. Практика.Мнения. Проблемы: Информ.-метод. бюлл. – 2001. – Вып. 1 (21). – С. 5-12.
28. СергевнинС.Л. Субъект Федерации: статус и законодательная деятельность. — СПб., 1999. –384 с.
29. СомовМ.Д. Конституционные факты в жизнедеятельности общества // Конституционное имуниципальное право. – 2008. — №16.
30. Стратегияи проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. А.Г. Гранберга,В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шопхоева. М., 2002. С. 376.
31. ЦисарЛ.А. Федеративное государство: особенности, основные характеристикиГосударственная власть и местное самоуправление. – 2005. №12.