Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральное агентствопо образованию
Федеральноегосударственное образовательное учреждение среднего профессиональногообразования
Контрольнаяработа
Тема: «Конституционно–правовойстатус Российской Федерации»
Дисциплина — конституционное право
Курс 3; группа ПЗ – 31;
Специальность — правоведение
Содержание
Введение
1.Основныеэлементы конституционно–правового статуса РФ
2.СубъектыРоссийской Федерации
3.Предметыведения Российской Федерации
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Конституционное(государственное) право является основополагающей отраслью права РоссийскойФедерации.
Конституционное правозакрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должныруководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное правоопределяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности,фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.
Основным нормативнымисточником этой отрасли права является Конституция Российской Федерации,принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Основы конституционногостроя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация являетсядемократическим федеративным правовым государством с республиканской формойправления.
Конституцияподчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территорииРоссии, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность инеприкосновенность.
Правовой характергосударства и права России проявляется в том, что все основные общественныеотношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться,прежде всего, на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно бытьобязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для органовгосударственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.(2)
1.Основныеэлементы конституционно – правового статуса Российской Федерации
Российская Федерация –федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ееправовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственномсуверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992г.
Конституционно –правовой статус Российской Федерации характеризуется, прежде всего, тем, чтоона является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной(законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, крометех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерациинаходятся в ведении органов власти ее субъектов.
Российская Федерацияимеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строягосударства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом,государством, форму государственного устройства России и взаимоотношенияФедерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другимисуверенными государствами.
Неотъемлемым элементомконституционно — правового статуса российской Федерации является еетерриториальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию,складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды итерриториальное море, воздушное пространство над ними, которые образуютматериальное содержание государственного суверенитета.
Важным элементомконституционно – правового статуса Российской Федерации является ее единоегражданство. Вопросы гражданства российской Федерации регулируются ееКонституцией, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданствеРоссийской Федерации».
Конституционно — правовой статус Российской Федерации означает наличие общих для всей Федерацииорганов государственной власти. Российская Федерация имеет Президента – главугосударства; Федеральное собрание – представительный и законодательный органРоссийской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть РФ;Конституционный суд, Верховный суд и высший Арбитражный суд, осуществляющиевысшую судебную власть в стране. Систему органов прокуратуры возглавляетГенеральный прокурор РФ.
Конституционно –правовой статус РФ характеризуются наличием единой федеральной системыправа.(1) основу системы права составляет Конституция РФ, обладающая высшейюридической силой и прямым действием на всей территории страны. Конституция РФустанавливает верховенство федерального закона. По предметам ведения РФпринимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Попредметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы инормативные правовые акты субъектов РФ. Причем последние не могут противоречитьфедеральным законам, в случае же такого противоречия действуют согласноКонституции федеральные законы.(3)
Конституционно –правовой статус РФ характеризуется наличием федеральной собственности. Всоответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации нафедеральную собственность, государственную собственность республик в составеРоссийской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов.Городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность”. Кобъектам исключительно федеральной собственности относятся объекты,составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые дляобеспечения функционирования федеральных органов государственной власти ирешения общероссийских задач, объекты оборонного производства; объектыотраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, России в целоми развитие других отраслей народного хозяйства и прочие объекты.
Конституционно –правовой статус РФ характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы.Денежная система РФ включает в себя денежную единицу, порядок эмиссии наличныхденег, организацию и регулирование денежного обращения. Официальной денежнойединицей РФ является рубль.
К числу наиболее важныхэлементов конституционно – правового статуса РФ относится наличие единыхВооруженных Сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальнойценности РФ.(1) Не имеют право создавать свои Вооруженные Силы и субъекты РФ,включая республики. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ согласноКонституции является Президент РФ.(2)
К числу основныхэлементов конституционно – правового статуса РФ относится ее право внешнихсношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет изащищает как интересы Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта.
Существенным элементомконституционно – правового статуса РФ является государственный язык. ВКонституции (ч.1 ст. 68) установлено, что государственным языком РФ на всей еетерритории является русский язык. Закон признает равные права народов России насохранение, развитие и государственную поддержку их языков.
Важным компонентомконституционно – правового статуса РФ являются ее государственные символы –государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, в которых всвоеобразной форме выражается государственный суверенитет РФ, а также еестолица – город Москва. Согласно ч. 1 ст. 70 конституции РФ государственныйфлаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использованияустанавливаются федеральным конституционным законом.(1)
2.СубъектыРоссийской Федерации
РФ обладает уникальнымфедеративным устройством. РФ состоит из 89 субъектов: 21 республики, 7 краев,48 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10автономных округов. Она относится к федерациям смешанного типа: одна часть еесубъектов образована по национально – территориальному принципу (республики,автономная область, автономные округа), другая – по территориальному (края,области, города федерального значения). РФ является полной федерацией, т.е.территории я целиком состоит из территорий субъектов. Вместе с тем РФ осталасьассиметричной федерацией: составляющие ее субъекты, будучи равноправными, имеютразличный государственно – правовой статус.
По Конституции в составРФ входит 21 республика. Большинство из них имели статус автономной республикив составе РСФСР: Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкарская,Калмыкия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия,Татарстан, Тыва, Удмуртская, Чувашская. Две республики появились в составе РФ врезультате раздела Чечено-Ингушской АССР – Ингушская республика и Чеченскаяреспублика. Четыре республики получили свой статус во время распада СССР и такназываемого «парада суверенитета» в начале 1990-х гг.: Адыгея, Алтай,Карачаево-Черкесская республика и республика Хакасия.
Из всех субъектов РФреспублики обладают самым высоким государственно-правовым статусом. Республикав составе РФ – это демократическое унитарное правовое государство. Она, вотличие от других субъектов РФ, имеет свою конституцию, может устанавливатьгосударственный язык, который употребляется наряду с русским, устанавливатьсвое гражданство. Территория республики не может быть изменена без ее согласия.Как государство республика имеет право на государственную символику – герб,флаг, гимн, а также столицу. Отношения с РФ республики строят на основеКонституции РФ, Федеративного договора, двухсторонних договоров о разграниченииполномочий.
Края и областипоявились РСФСР в конце 1920-х гг. вместо упраздненных губерний. Краяформировались на территориях со смешанным в этническом отношении населением;области, наоборот, — с однородным. Статус субъектов РФ края и области получилипо Конституции 1993г. В начале 1990-х гг. в связи с разработкой нынедействующей Конституции возникло понятие «города федерального значения».
Ныне в составе РФ:
· 7краев – Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский,Ставропольский, Хабаровский;
· 48областей – Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская,Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Иркутская,Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская,Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская,Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская,Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская,Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская,Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская иЯрославская;
· 2города федерального значения – Москва и Санкт — Петербург.
Края, области и городафедерального значения как субъекты РФ являются государственными территориальнымиобразованиями. Их статус определяется Конституцией РФ и учредительным актомсубъекта – Уставом. Представительную власть осуществляют дума или собрание,исполнительную – администрация. Высшим должностным лицом в крае является главакраевой (областной) администрации, в Москве – мэр, в Санкт –Петербурге –губернатор. В отличие от республик они не имеют своего гражданства, на ихтерритории употребляется общефедеральный государственный язык – русский. Край,область, города федерального значения вправе устанавливать свою официальнуюсимволику – флаг, герб, гимн.
Автономная область иавтономный округ представляют собой исторически сложившуюся национально –территориальную форму самоопределения народов в нашей стране. В настоящее времяв РФ одна автономная область – Еврейская и 9 автономных округов – АгинскийБурятский, Корякский, Ненецкий, Таймырский, Усть–Ордынский Бурятский,Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский и Ямало-Ненецкий.
Главная особенностьэтой группы субъектов РФ состоит в том, что они территориально входят в составдругого субъекта РФ – края или области. Статус автономной области и автономногоокруга определяется Конституцией РФ и Уставом автономии. Отношения автономныхокругов с краев или областями, в состав которых они входят, могут также регулироватьсяфедеральным законодательством и двусторонним договором. В тоже времяКонституция РФ не содержит аналогичной нормы для автономной области. Статусавтономной области и автономного округа не может быть изменен без их согласия.
Автономные области и автономныеокруга имеют свою систему государственных органов, законодательство,официальную символику, элементы международной правосубъектности.(3)
3.Предметыведения Российской Федерации
Конституционно –правовой статус РФ находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленныхКонституцией РФ предметах ведения РФ, реализуемых органами государственнойвласти. Под предметом ведения РФ понимаются те сферы государственной иобщественной жизни, в которых федеральные органы государственной власти наделяютсяопределенными полномочиями.
В сферегосударственного строительства к предметам ведения, принадлежащим исключительноРФ, относятся принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, атакже контроль за их соблюдением, федеративное устройство и территория РФ;регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ;регулирование и защита прав национальных меньшинств.
РФ устанавливаетсистему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти,порядок их организации и деятельности, формирует федеральные органыгосударственной власти.
В исключительномведении РФ находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно –процессуальное и уголовно – исполнительное законодательство; амнистия ипомилование; гражданское, гражданско – процессуальное и арбитражно-процессуальноезаконодательство; правовое регулирование интеллектуальной собствености;федеральное коллизионное право.
РФ устанавливаетгосударственные награды и почетные звания РФ. В ее исключительном ведениинаходятся федеральная государственная служба, установление основ федеральнойполитики и федеральных программ в области государственного и национальногоразвития РФ.
В сфере экономическогои социально – культурного строительства в исключительном ведении РФ находятсяфедеральная государственная собственность и управление ею; установление основфедеральной политики и федеральных программ в области экономического,экологического, социального, культурного развития РФ.
РФ определяет правовыеосновы социального рынка; ведает финансовым, кредитным, таможеннымрегулированием, денежной эмиссией. РФ устанавливает основы ценовой политики. Вее исключительном ведении находятся федеральные экономические службы, включаяфедеральные банки.
РФ устанавливаетфедеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды региональногоразвития. В ее ведении находятся федеральные энергетические системы; ядернаяэнергетика, расщепляющие материалы; федеральные транспорт, пути сообщения,информация и связь; деятельность в космосе.
К предметамисключительного ведения РФ принадлежат метеорологические службы, стандарты,эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография;наименования географических объектов; официальный статистический ибухгалтерский учет.
В сфере внешнихотношений и защиты государственного суверенитета РФ ее ведению подлежат внешняяполитика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войныи мира; внешнеэкономические отношения РФ.
К ведению РФ относятсятакже оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядкапродажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военногоимущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок ихиспользования.
На РФ возложеныопределение статуса и защита Государственной границы, территориального моря,воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентальногошельфа РФ.
Все другие имеющиеся унее полномочия РФ осуществляет совместно с ее субъектами. По предметам веденияРФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющиепрямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения РФ и еесубъектов издаются федеральные законы.
Конституцияустанавливает также, что РФ может участвовать в межгосударственных объединенияхи предавать им часть своих полномочий в соответствии с международнымидоговорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданинаи не противоречит основам конституционного строя РФ (ст. 79).(1)
Заключение
Таким образом,конституционно – правовой статус Российской Федерации имеет следующиехарактеристики: она является суверенным государством, имеет территориальноеединство, единое гражданство, Конституцию, наличие общих для всей Федерацииорганов государственной власти, единой федеральной системы права, федеральнойсобственности, единой денежной и кредитной системы, единых Вооруженных Сил,право внешних сношений с иностранными государствами, наличие государственногоязыка и государственные символы (флаг, герб, гимн).
В состав РФ в качествеее субъектов входит 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федеральногозначения, 1 автономная область и 9 автономных округов. Субъекты РФ имеют своюсистему государственных органов, законодательство, официальную символику,элементы международной правосубъектности.
Предметы ведения РФ иее субъектов по содержанию регулируемых вопросов делятся на три группы:
· предметыисключительного ведения РФ;
· предметысовместного ведения субъектов;
· предметысовместного ведения субъектов.
Перечень предметовведения первых двух групп дан в Конституции РФ (статьи 71 и 72). В отношениитретьей группы в Конституции РФ лишь сказано, что вне пределов ведения РФ иполномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФобладают всей полнотой государственной власти.
Список использованнойлитературы
1. КозловаЕ. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 346с.
2. КрыловаЗ.Г., Гаврилов Э.П., Гуреев В.И. Основы права: учеб. для сред. спец. учеб.Заведений. – М.: Высшая школа, 2001. – 319с.
3. КуликовВ.И., Румынина В.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. Пособиедля студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство: Высшая школа,2000. – 184с.