Конституционно-правовые ограничения организации и деятельности общественных и религиозных объединений

Оглавление
I. ВВЕДЕНИЕ
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Сущность и специфика права на объединение
а) Сущность и содержание права на объединение
б) Конституционно-правовой статус общественных объединений
в) Национально-культурная автономия как вид общественныхобъединений
г) Конституционно-правовой статусрелигиозных объединений
2. Ограничения на деятельность общественных и религиозныхорганизации в целях обеспечения безопасности Российской Федерации
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

I. ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации закрепила право каждого наобъединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своихинтересов, свободу деятельности общественных объединений. Признаныидеологическое многообразие, многопартийность. В условиях, когда развитиегосударства и общества выходит на качественно новый уровень, возникает остраянеобходимость выработки не только адекватных мер реагирования на нарушенияконституционных прав и свобод, но и осуществления превентивных мер воздействия,соответствующих реалиям сегодняшнего дня.
Значение общественных объединений возрастает всегда, когдагосударство переживает потрясения и кризисы, когда от каждого гражданиназачастую зависит и его судьба, и судьба страны.
Именно в такой обстановке находится наше общество сегодня.Спектр социальных, а порой и политических интересов, который представляютсуществующие общественные объединения, огромен, а с образованием новых массовыхформирований он расширяется и обогащается.
Наряду с ростом числа общественных формирований отмечаетсяраспространенность нарушений права граждан на объединение, свободы деятельностиобщественных организаций. Нарушение этого права и свободы зачастую обусловленонедостаточной правовой квалификацией, отсутствием методических рекомендаций понадзору и контроле за соблюдением права граждан на объединение, бездушием иневниманием конкретных чиновников, разрывом между их словом и делом,встречающимися случаями злоупотребления властью и т.п. Распространены фактынарушения законодательства и руководителями общественных объединений.
Переходный период переживаемый страной, и присущие емуглубокие преобразования во всех сферах общественной жизни, сопровождаемыекризисом законности заставляют по-новому, с учетом признания КонституциейРоссии человека, его прав и свобод высшей ценностью, определить роль и функциигосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина,теоретически осмыслить место и роль органов прокуратуры в государственнойсистеме защиты права каждого на объединение, свободы деятельности общественногообъединения, предложить свое видение по совершенствованию прокурорского надзораза соблюдением права граждан на объединение.
/>II. ОСНОВНАЯЧАСТЬ/> 1.Сущность и специфика права на объединение/> а) Сущность исодержание права на объединение
Право на объединение — одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основныеаспекты политической жизни граждан. Статья 3 Федерального закона «Обобщественных объединениях» гласит, что «право граждан на объединение включает всебя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защитыобщих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующиеобщественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также правобеспрепятственно выходить из общественных объединений».
Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участиякаждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установитьсоздание разного рода общественных объединений.
Конституция РоссийскойФедерации и Закон «Об общественных объединениях» статьи 2 и 225 КЗоТРоссийской Федерации закрепляют за гражданами право на общественныеобъединения, общественные движения, партии, профсоюзы, предпринимательскиеобъединения, общества и ассоциации.
Статья 30 Конституции РоссийскойФедерации применяет формулировку «каждый гражданин Российской Федерацииимеет право на объединение…..» — это значит, что каждый человек, законнонаходящийся на территории Российской Федерации и обладающий всеми ее правами иобязанностями имеет право создавать общественные объединения и организации дляреализации своих общественных, социальных и политических интересов. Право наобъединения имеют как российские граждане и лица без гражданства, исключениемявляются политические партии, права на создание и участие, в которых имеюттолько граждане Российской Федерации. Иностранные граждане и лица безгражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями,членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев,установленных федеральными законами или международными договорами РоссийскойФедерации. Определенные ограничения установлены и для некоторых категорийроссийских граждан. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 6марта 1998 г. (27 мая 1998 г.) N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (СЗРФ. 1998. N 22. Ст. 2331) они могут состоять в общественных, в том числерелигиозных, объединениях, которые не преследуют политических целей, иучаствовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военнойслужбы. Не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям судьи,прокурорские работники, служащие кадрового состава и военнослужащие органоввнешней разведки. Пункт 12 ст. 11 Федерального закона от 5 июля 1995 г. (31 июля 1995 г.) N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»устанавливает: «В государственных органах не могут образовыватьсяструктуры политических партий, религиозных, общественных объединений заисключением профессиональных союзов». Это положение действует также вотношении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.
Принятие или вступление гражданина в общественную организациюосуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записаннымив ее уставе. Никто не может быть принужден к вступлению в какие-либообщественные организации, а так же пребывания в них. Право на общественныеобъединения предоставляет гражданину широкий спектр реализации своих интересовнепосредственно или вместе с общественной организацией. Конституция РоссийскойФедерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Этоозначает, что общественные объединения создаются без предварительногоразрешения государственных органов.
Право каждого на объединение можетбыть осуществлено каждым по достижении 18 лет. Право на объединение впрофессиональный союз и в молодежную организацию возникает с 18 лет, а членамидетских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.
В Постановлении Конституционного Суда от 12 февраля 1993года, касающемся Указа Президента от 28 октября 1992 года «О мерах позащите конституционного строя Российской Федерации», отмечалось, чтоограничение права на объединение может быть установлено только решением суда наосновании закона. Ликвидация или запрет общественного объединения как методзащиты конституционного строя, прав и свобод граждан не входит в числополномочий Президента Российской Федерации, поскольку ни Конституция, ни другиезаконы не уполномочивают Президента на подобные действия. Любая попытка состороны исполнительной власти пресекать инициативную деятельность по созданиюобщественного объединения является нарушением конституционного права наобъединение. Государственные органы, органы местного самоуправления, ихдолжностные лица, причинившие вследствие нарушения законов ущерб общественнымобъединениям, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским иадминистративным законодательством.
Требования, предъявляемые к созданию и деятельностиобщественных объединений, их государственной регистрации, не могутрассматриваться как нарушающие конституционное право, закрепленное в ч. 1 ст.30 Конституции, если при этом не создаются необоснованные препятствия дляреализации права каждого на объединение и для свободы деятельности общественныхобъединений.
         Злоупотребление свободойобъединения влечет за собой применение различных мер ответственности, чтораспространяется и на не зарегистрированные в органах юстиции общественныеобъединения. Так, деятельность общественных объединений может бытьприостановлена в случае нарушения Конституции и законодательства РоссийскойФедерации, конституции (устава) субъекта Федерации на срок до шести месяцеврешением суда по представлению прокурора или органа юстиции, регистрирующегообщественное объединение.
В случаях совершения действий,которые направлены на насильственное изменение основ конституционного строя инарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства,создание вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной илирелигиозной розни, виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан,неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо присистематическом осуществлении общественным объединением деятельности,противоречащей его уставным целям, общественное объединение может бытьликвидировано по решению суда.
Ликвидация общественного объединенияпо решению суда означает, что его деятельность запрещена./>б) Конституционно-правовой статус общественныхобъединений
Общественное объединениеявляется субъектом конституционно-правовых отношений и, следовательно,регулируется нормами конституционного права. В советское время, когда всеназванные структуры обладали правом выдвижения кандидатов в депутаты, ониавтоматически приобретали искомый статус. Сейчас Федеральный закон от 19 мая1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» выделил из их числа категориюорганизаций, участвующих в избирательных кампаниях. Для того чтобы иметь этотстатус, объединение обязано включить в свой устав норму об участии в выборах ипройти государственную регистрацию. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации» ужесточил это требование, установивминимальный срок со дня регистрации такого объединения до дня голосования водин год. С 14 июля 2003 г. правом на участие в выборах стал обладать тольколишь один вид общественных объединений – политические партии.
Специфика партии какособого вида общественных объединений, заключается в двух моментах. Первое — это то обстоятельство, что партия  является объединением граждан (в отличие от других общественных объединений, учредителями, членами и участникамикоторых, согласно ст.6 ФЗ «Об общественных объединениях», могут быть физическиелица и юридические лица). Данное положение конкретизируется затем в п.2настоящей статьи (из которой следует, что объединение в партию основано нафиксированном индивидуальном членстве) и в ч.2 ст.23 настоящего Закона,регламентирующей институт членства в политической партии. Таким образом,политическая партия — это общественное объединение граждан РоссийскойФедерации.
Второй момент связан схарактеристикой целей создания политической партии, к которым, согласно закону,относятся:
— обеспечениеучастия  граждан  в политической  жизни  общества(что  осуществляется посредством формирования и выражения партиямиполитической воли граждан, участия партий как объединений граждан в общественных  и  политических акциях,  в  выборах иреферендумах);
— представлениеинтересов граждан  в  органах  государственной власти  и  органах  местного самоуправления.
Лишь политические партииявляются, на наш взгляд, субъектами конституционно -правовых отношений. Все жеостальные общественные объединения вступают в эти отношения лишь в случаереализации отдельных, строго определенных уставных полномочий.
Под общественным объединениемпонимается добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданноепо инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов дляреализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Добровольность формирования — важнейшийпризнак общественного объединения, при этом граждане имеют право создавать посвоему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органовгосударственной власти и органов местного самоуправления, а также вступать втакие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Этиобщественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке.Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица —общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задачданного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами,позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целяхобеспечения их равноправности как его членов. Общественные объединения могутсоздаваться как общественная организация; общественное движение; общественныйфонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
Существуют общероссийские,межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Запрещаетсясоздание и деятельность общественных объединений, цели и действия которыхнаправлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушениецелостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства созданиевооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной илирелигиозной розни. Правоспособность общественного объединения как юридическоголица возникает с момента государственной регистрации данного объединения ворганах юстиции. Из этого вытекает, что органы юстиции включают их в единыйгосударственный реестр юридических лиц.
Объём административной правоспособностиобщественных объединений может быть различным.
Во-первых, общественные объединения вопределённых случаях выступают в качестве субъектов, осуществляющихуправленческую деятельность в полном объеме и самостоятельно.
Во-вторых, общественные объединенияучаствуют в осуществлении отдельных управленческих функций.
Органы юстиции, регистрирующиеобщественные объединения осуществляют контроль за соответствием их деятельностиуставным целям.
Финансовые органы осуществляют контрольза источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых имисредств и уплатой налогов.
Деятельность общественных объединенийможет быть приостановлена на определённый срок по решению суда в случае нарушенияКонституции Российской Федерации, конституций (уставов) её субъектов,законодательства, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.
Ликвидация общественного объединенияосуществляется либо по решению съезда или общего собрания, либо в судебномпорядке.
Решение о ликвидации общественногообъединения, являющегося юридическим лицом, направляется в орган,зарегистрировавший общественное объединение, для исключения его из единогогосударственного реестра юридических лиц./>в) Национально-культурная автономия как видобщественных объединений
Впервые идеянационально-культурной (или национально-персональной) автономии получиладетальную разработку в конце ХIХ века в трудах австрийских социал-демократовК.Реннера и О.Бауэра. В своей теории они усматривали оптимальный способразрешения национальных противоречий и прежде всего обеспечения правнациональных меньшинств. Суть её определяется объективными потребностямиреальной действительности, поскольку национальное меньшинство, чтобы защититьсебя, должно предстать перед государством в качестве субъекта национальныхправ, обладать правом коллективного юридического лица, правомочного решатьзадачи, связанные с национально-культурным развитием данной этнической группы.
Идея национально-персональной автономииочень скоро приобрела широкую популярность не только в Австро-Венгрии, но и заее пределами, прежде всего в многонациональной России. Она вошла в программымногих национальных и общероссийских партий. После Февральской революции идеянационально-культурной автономии переходит в практическую плоскость. Одной изпервых попыток воплощения ее в жизнь было провозглашение мусульманскимисъездами в Казани в мае-июне 1917 г. культурно-национальной автономии мусульманвнутренней России и Сибири.
В сентябре 1917 г. в Киеве состоялсяконгресс народов России, провозгласивший право всех народов, ее населяющих, какна национально-территориальную, так и экстерриториальную(национально-культурную) автономию. Эта идея последовательно проводилась вжизнь правительством Украинской Народной Республики (УНР), провозглашенной вноябре 1917 г.
 9 января 1918 г. высшим органомгосударственной власти УНР — Украинской Центральной Радой был принят закон,предоставлявший право на экстерриториальную автономию трем крупнейшимнациональным меньшинствам Украины — русским, полякам и евреям. Для другихнародов это право могло предоставляться при условии наличия заявления опринадлежности к данной национальности не менее 10 тыс. граждан. Это был первыйв мировой истории закон, реализовывавший на практике идеюнационально-культурной автономии.
Деятельностьнационально-культурной автономии в настоящее время в России регулируетсяФедеральным законом «О национально-культурной автономии». Законопределяет национально-культурную автономию как форму национально-культурногосамоопределения, представляющую собой объединение граждан Российской Федерации,относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуациинационального меньшинства на соответствующей территории, на основе ихдобровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросовсохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Согласно статье 4 ФЗ«О национально-культурной автономии» национально-культурная автономияимеет право:
— получать поддержку состороны органов государственной власти и органов местного самоуправления,необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального(родного) языка и национальной культуры;
— обращаться в органызаконодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местногосамоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
— создавать средствамассовой информации в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
— сохранять и обогащатьисторическое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальнымкультурным ценностям;
— следовать национальнымтрадициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы иремесла;
— создаватьобразовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать ихфункционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— участвовать черезсвоих полномочных представителей в деятельности международныхнеправительственных организаций;
— устанавливать наосновании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либодискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациямииностранных государств.
Правовое регулированиенационально-культурной автономии осуществляется в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, ФЗ «О национально-культурной автономии», ФЗ«Об общественных объединениях», другими федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иныминормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также собщепризнанными принципами и нормами международного права и международнымидоговорами Российской Федерации./>г) Конституционно-правовой статус религиозныхобъединений
Традиционно религиозныеобъединения в отечественном конституционном праве выделялись в самостоятельнуюгруппу и вряд ли могли претендовать на положение субъектаконституционно-правовых отношений. Однако сегодня положение изменилось.Несмотря на то, что государство сохранило светский характер, религиозныеобъединения остаются единственной структурой гражданского общества, черезкоторую граждане могут реализовать в коллективной форме право наконституционную свободу вероисповедания. При этом свобода вероисповеданияявляется категорией публично-правовой свободы, граничащей с иными коллективнымиправами (политическими и социально-экономическими). Таким образом, религиозныеобъединения, помимо гражданско-правовых отношений, также являются субъектамиконституционно-правовых отношений. Но это отнюдь не означает, что обладают вэтом качестве правом на вмешательство в дела государства.
Согласно статьи 6 ФЗ «О свободесовести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в РоссийскойФедерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации,иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территорииРоссийской Федерации, образованное в целях совместного исповедания ираспространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
— вероисповедание;
-совершениебогослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
— обучение религии ирелигиозное воспитание своих последователей.
Содержаниевероисповедания включает в себя совершение культов, распространение своихубеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации,миссионерскую деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозноеобучение и воспитание, подвижническую деятельность (монастыри, скиты и прочее),паломничество и иную деятельность, определяемую соответствующими вероучениями ипредусмотренную уставом (положением) данного объединения.
Российская Федерация — светское государство. В филологии понятие «светское» определяется какмирское, нецерковное. Правовая характеристика светского государства непротиворечит такой трактовке. Речь идет о государстве, в котором:
— религиозныеобъединения и их иерархи не включены в системы органов государственной власти иместного самоуправления; им не делегированы какие-либо государственно(муниципально)-властные правомочия;
— никакие действия илирешения органов государственной власти и местного самоуправления, реализующиеих функции, не согласовываются с религиозными объединениями и не утверждаютсяими;
— члены обществаобладают равным объемом прав и свобод независимо от отношения к религии ипринадлежности или непринадлежности к какой-либо религии; ни одно религиозноеобъединение (церковь, конфессия) не может быть объявлено носителемгосударственного вероучения или финансироваться из государственного (местного)бюджета;
— государство (местноесамоуправление) не участвует в регулировании внутреннего устройства религиозныхобъединений; государственные (муниципальные) служащие не вправе использоватьсвое служебное положение в интересах религиозных объединений для пропагандыотношения к ним; в государственных органах не могут образовываться структурырелигиозных объединений;
— решения руководящихорганов религиозных объединений не имеют силы публично-правовых иличастноправовых норм и актов; государство не участвует в их реализации дляверующих;
— религиозныеобъединения не привлекаются к участию в государственных церемониях и другихофициальных мероприятиях в ином качестве, нежели представители верующих; в своюочередь государственные (муниципальные) служащие не вправе участвовать врелигиозных церемониях в своем официальном качестве, а не в качестве обычныхверующих, и в служебных помещениях не должны размещаться предметы религиознойсимволики;
— система образования невключает обязательное преподавание каких-либо религиозных вероучений, неорганизуется и не контролируется религиозными объединениями.
Светский характергосударства (местного самоуправления) предполагает уважение к убеждениям,мыслям, чувствам, действиям верующих, выражающих их веру, к исповедуемым имирелигиозным учениям, обрядности и символике; недопустимость ограниченийрелигиозной деятельности кроме как по основаниям, прямо предусмотреннымзаконом. Речь в последнем случае идет о ситуациях, когда создание идеятельность религиозного объединения либо деятельность отдельных религиозныхфанатиков сопряжена с разжиганием религиозной ненависти или вражды, с насилиемнад людьми или иным причинением вреда здоровью, с побуждением к отказу отисполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправныхдеяний. Таким образом, государство ограничивает деятельность религиозныхобъединений или религиозную деятельность отдельных лиц лишь в той мере, в какойэто необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны ибезопасности государства (ст. 55 Конституции). Здесь нет противоречия с положениямист. 14 (как и ст. 28, 29), так как дело не во вмешательстве в религиозную жизнькак таковую, а в предупреждении и пресечении общественно опасных и иныхпротивоправных деяний, связанных с мотивацией религиозного фанатизма или сприкрытием криминальных и других антиобщественных целей ссылками на религию.
Уважение к религиям иисповедующим их лицам светское государство выражает исходя из равного отношенияко всем вероисповеданиям и такого же отношения к убеждениям лиц, неисповедующих никакой религии.
Нарушениезаконодательства о свободе совести и вероисповедания, в том числе праврелигиозных объединений на различную некоммерческую деятельность,благотворительность, влечет, в зависимости от характера и последствий,гражданско-правовую, дисциплинарную, административную или уголовнуюответственность. Статья 50 ГК РФ специально устанавливает, что юридическиелица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в формерелигиозных объединений, на которые распространяются понятие правоспособности игарантии законной деятельности юридического лица. Кодекс Российской Федерацииоб административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушениезаконодательства о свободе совести и вероисповедания, в том числе завоспрепятствование принятию религиозных (как и иных) убеждений или отказу отних, вступлению в религиозные объединения или выходу из них, совершениюрелигиозных обрядов, если такое воспрепятствование не содержит составапреступления. Административная ответственность установлена и за оскорблениерелигиозных убеждений граждан, почитаемых ими предметов и прочего, если этидеяния не содержат состава преступления против личности, общественнойбезопасности и общественного порядка, интересов службы и т.д.
Религиозные объединениямогут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.Религиозной группой согласно статьи 7 ФЗ «О свободе совести и о религиозныхобъединениях» признается добровольное объединение граждан, образованное в целяхсовместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность безгосударственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшемпреобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и началедеятельности органы местного самоуправления. Религиозные группы имеют правосовершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а такжеосуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозной организациейсогласно статье 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц,постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РоссийскойФедерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения верыи в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридическоголица. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своейдеятельности подразделяются на местные и централизованные. Учредителями местнойрелигиозной организации могут быть не менее десяти граждан РоссийскойФедерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждениеее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет,выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении вструктуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания,выданное указанной организацией. Централизованные религиозные организацииобразуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одноговероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозныхорганизаций, если такие установления не противоречат закону.
Особой проблемой,нуждающейся в правовом регулировании, является положение религиозных объединений,создаваемых иностранными гражданами и лицами без гражданства. Согласно ФЗ «Освободе вероисповеданий» такое право признается, однако правовая регламентациясоздания, регистрации, деятельности и прекращения деятельности охватила лишьрелигиозные объединения, создаваемые гражданами РФ. Между тем законодательстводолжно в соответствии со ст. 14 Конституции урегулировать указанную проблему,определить границы деятельности религиозных объединения иностранных граждан вобласти образования, здравоохранения, культуры, на телерадиовещании. Крометого, поскольку  в нашей стране в течение ряда десятилетий нарушалась свободасовести, в том числе подрывались материальные основы традиционных массовыхрелигий, необходима их защита от религиозной зарубежной экспансии. В этойобласти не должно быть места для рыночной конкуренции. />2.Ограничения на деятельность общественных и религиозных организации в целяхобеспечения безопасности Российской Федерации
Права и свободы человекаи гражданина не являются безграничными. Человек живет в обществе, поэтомуосуществление человеком прав и свобод не должно наносить вред другим членамобщества. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены. Часть 3ст. 55 Конституции помимо допуска таких ограничений устанавливает рядобязательных требований при их осуществлении. Первое требование: права исвободы могут быть ограничены только федеральным законом. Второе требование:права и свободы человека могут быть ограничены лишь в целях защиты основконституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересовдругих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Третьетребование: ограничение прав и свобод человека допустимо только в той мере, вкакой это необходимо в указанных выше целях.
Все эти требованияустановлены Конституцией для того, чтобы не было неоправданных ограничений,произвола, возможности злоупотреблений со стороны государственных властей идолжностных лиц. Федеральный законодатель, соблюдая конституционные требования,должен исходить из принципа целесообразности, отыскивая оптимальную модельограничения прав и свобод человека и гражданина. Они не должны бытьчрезмерными, не соответствующими конкретной ситуации, связанной с обеспечениемоснов конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороныстраны и безопасности государства, прав и законных интересов других лиц.
Международное право,конституции зарубежных стран также допускают законные ограничения на создание идеятельность экстремистских, антиконституционных объединений. В КонституцииИталии говорится, что запрещаются тайные общества и такие объединения, которые,хотя бы косвенно, преследуют политические цели посредством организаций военногохарактера. Конституция Испании предусматривает запрет деятельности тайных иливоенизированных обществ.
Уголовноезаконодательство РФ предусматривает уголовную ответственность за организациюнезаконных вооруженных формирований и участие в них.
Разжигание социальнойрозни означает призывы и действия, направленные на сталкивание друг с другомразличных социальных слоев и групп населения и т. п.
Уголовноезаконодательство предусматривает уголовную ответственность за умышленныедействия, направленные на возбуждение национальной, расовой, религиозной враждыили розни. Наличие в уставах, программах и других документах общественныхобъединений разного рода положений и норм о защите идей социальнойсправедливости не может рассматриваться как призыв к разжиганию социальнойрозни.
Государство реагирует навозникновение псевдорелигиозных организаций, которые формируют военизированныегруппы, манипулируют психикой личности, насильственно удерживают в объединениисвоих членов. Таковы называемые тоталитарными сектами «Аум синрикё», «Белоебратство» и др. Относительно подобных организаций государство, в том числе иРоссийская Федерация, осуществляет запрет на их деятельность правовымисредствами и в случае необходимости принимает меры государственногопринуждения.
Статьей 14 «О свободевероисповеданий» предусмотрено приостановление деятельности религиозногообъединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельностьрелигиозного объединения в случае нарушения ими законодательства. Такрелигиозное объединение может быть ликвидировано в случаях:
— нарушения общественнойбезопасности и общественного порядка;
— действий, направленныхна осуществление экстремистской деятельности;
— принуждения кразрушению семьи;
— посягательства наличность, права и свободы граждан;
— нанесенияустановленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровьюграждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностьюнаркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иныхпротивоправных действий;
— склонении ксамоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощилицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
— воспрепятствованияполучению обязательного образования;
— принуждения членов ипоследователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащегоим имущества в пользу религиозного объединения;
— воспрепятствованияугрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасностьреального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другимипротивоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
— побуждения граждан котказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершениюиных противоправных действий.
Религиозные организациитакже могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных илигрубых нарушений норм Конституции Российской Федерации.
Согласно статьи 44 ФЗ«Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединенияили запрета его деятельности являются:
— нарушение общественнымобъединением прав и свобод человека и гражданина;
— неоднократные илигрубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации,федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативныхправовых актов либо систематическое осуществление общественным объединениемдеятельности, противоречащей его уставным целям.
Общественное объединениеможет быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, неявляющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и пооснованиям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистскойдеятельности». Согласно данного закона под экстремистской деятельностьюпонимается деятельность общественных и религиозных объединений, либо иныхорганизаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц попланированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
— насильственноеизменение основ конституционного строя и нарушение целостности РоссийскойФедерации;
— подрыв безопасностиРоссийской Федерации;
— захват или присвоениевластных полномочий;
— создание незаконныхвооруженных формирований;
— осуществлениетеррористической деятельности;
— возбуждение расовой,национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной снасилием или призывами к насилию;
— унижение национальногодостоинства;
— осуществление массовыхбеспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической,политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, аравно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальнойгруппы;
— пропагандуисключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку ихотношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной илиязыковой принадлежности;
— пропаганду и публичноедемонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики илисимволики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Статья 10. ФЗ «Опротиводействии экстремистской деятельности» предполагает приостановлениедеятельности общественного или религиозного объединения в случаях осуществленияобщественным или религиозным объединением экстремистской деятельности, повлекшейза собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вредаличности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку,общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересамфизических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающейреальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие должностное лицо илиорган с момента их обращения в суд по основаниям, предусмотренным статьей 9настоящего Федерального закона, с заявлением о ликвидации общественного илирелигиозного объединения либо запрете его деятельности вправе своим решениемприостановить деятельность общественного или религиозного объединения дорассмотрения судом указанного заявления.
В случае приостановлениядеятельности общественного или религиозного объединения приостанавливаютсяправа общественного или религиозного объединения, его региональных и другихструктурных подразделений как учредителей средств массовой информации, имзапрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовойинформации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации,шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия,принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, заисключением их использования для осуществления расчетов, связанных с иххозяйственной деятельностью, возмещением причиненных их действиями убытков(ущерба), уплатой налогов, сборов или штрафов, и расчетов по трудовымдоговорам.
Приостановлениедеятельности политических партий осуществляется в порядке, предусмотренномФедеральным законом «О политических партиях».
Отдельные ограничения деятельности общественных и религиозныхобъединений устанавливаются в условиях чрезвычайного положения. Согласно ст. 23Закона Российской Федерации «О чрезвычайном положении», в случаевведения чрезвычайного положения при попытках насильственного сверженияконституционного строя, массовых беспорядках и т.п. может быть приостановлена,после соответствующего предупреждения, деятельность политических партий,общественных организаций, массовых движений, препятствующих нормализацииобстановки.
Чрезвычайное положение — это временно вводимый особый правовой режим деятельности органовгосударственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений иорганизаций, допускающий предусмотренные законом отдельные ограничения прав исвобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительныхобязанностей. Введение чрезвычайного положения всегда связано с особой,экстраординарной ситуацией, вызванной попытками насильственного измененияконституционного строя, межнациональными конфликтами, массовыми беспорядками.Речь идет также о стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях,ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведенияаварийно-спасательных и восстановительных работ. Введение чрезвычайногоположения допустимо лишь в тех случаях, когда создавшуюся ситуацию, нарушениенормальных условий жизни и деятельности людей невозможно устранить без примененияспециальных ограничительных мер.
Ограничения прав исвобод граждан в условиях чрезвычайного положения устанавливаются дляобеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.
Как показывает практика,на период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующиеограничительные меры:
— особый режим въезда ивыезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которойвведено чрезвычайное положение;
— усиление охраныобщественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
— ограничение движениятранспортных средств и их досмотр;
— запрещение проведениясобраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовыхмероприятий;
— запрещение забастовок.
Дополнительно могутвводиться следующие меры:
— комендантский час, тоесть запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специальновыданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное времясуток;
— приостановление послесоответствующего предупреждения деятельности политических партий и массовыхдвижений, препятствующих нормализации обстановки;
— проверка документов вместах скопления граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных оналичии у граждан оружия, — личный досмотр, досмотр вещей, жилища итранспортных средств;
— ограничение илизапрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; висключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного ихолодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий,учреждений и организаций — также учебной техники и радиоактивных веществ.
Могут быть введены такжедополнительные меры, применение которых допускается в случае введениячрезвычайного положения в связи со стихийными явлениями природы и катастрофами.
Меры, применяемые вусловиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение установленныхзаконом полномочий органов государственной власти и управления, правобщественных организаций, а также прав, свобод и обязанностей граждан, должныосуществляться в тех пределах, в которых это требуется остротой положения.
Ограничение прав исвободы граждан, деятельность организаций независимо от организационно-правовыхформ и форм собственности, права их должностных лиц может происходить также впериод действия военного положения в той мере, в какой это необходимо дляобеспечения обороны страны и безопасности государства, На граждан, организациии их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.
На основании указовПрезидента Российской Федерации на территории, на которой введено военноеположение, приостанавливается деятельность политических партий, другихобщественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или)агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положенияоборону и безопасность Российской Федерации;
Правовой основойвоенного положения являются Конституция Российской Федерации, Федеральныйконституционный закон «О военном положении», принятые на его основе федеральныезаконы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а такжеобщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыРоссийской Федерации в данной области.
Надзор за соблюдениемправ и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами,представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ,органами местного самоуправления, органами военного управления, органамиконтроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителямикоммерческих и некоммерческих организаций осуществляет прокуратура РФ. Согласностатье 4 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РоссийскойФедерации „О прокуратуре Российской Федерации“ прокурорские работникине могут являться членами общественных объединений, преследующих политическиецели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельностьобщественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций ворганах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи всвоей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.
Существует ограничение на деятельностьполитических партий, а также других общественных объединений, преследующихполитические цели, а также образование их структур также в Вооруженных СилахРоссийской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. ВВооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированияхи органах запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации, в томчисле предвыборной. Запрещается использование штатных должностей и финансовыхсредств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинскихформирований и органов для создания структур и осуществления деятельностиполитических партий, а также других общественных объединений, преследующихполитические цели.
/>III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Право каждого на объединение, свободадеятельности общественных объединений, будучи закрепленными в Основном Законенашей страны и в международных правовых актах относятся к основным,конституционным правам и свободам, которые напрямую связаны с реализациейодного из важнейших конституционных принципов — народовластия.
Государство обязано оказывать правовуюзащиту всем общественным объединениям на равных основаниях, предоставлятьравные правовые возможности участия в осуществлении государственной власти(избирательные и иные процедуры).
 Сфера духовной жизни общества получилаконституционную защиту в частности посредством закрепления принципа светскогогосударства, а также свободы совести и вероисповедания.
Однако существуют определенныеограничения на деятельность общественных и религиозных объединений, наложенныхна них органами государственной власти и местными самоуправления в целяхобеспечения безопасности РФ. Подрыв безопасности государстваозначает действие и призыв к нему, направленное на дестабилизациюэкономического потенциала России, ее политической стабильности, правопорядка,внешней политики и внешнеполитической деятельности.
Ограничения также направлены напресечение экстремистской деятельности, терроризма, направленына соблюдения конституционных прав и свобод граждан. Данные ограниченияприменяются также при введении чрезвычайного и военного положения и поотношению к органам прокуратуры, органам правопорядка и Вооруженным СиламРоссийской Федерации.
/>IV.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционноеправо России. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0»,2004.
2. Ескина Л.Б. Основные направления и тенденцииразвития правовой реформы в современной России.// www.strategy-spb.ru.
3. Конституция Российской Федерации (принята навсенародном голосовании 12 декабря 1993г.) //Справочно-правовая система«Гарант».
4. Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели.// www.slon-party.ru/reading/articles/party_idea.html.
5. Постановление Правительства РФ от 3 июня 1998 г. N565 „О порядке проведения государственной религиоведческойэкспертизы“ //Справочно-правовая система «Гарант».
6. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1996г. N 1517 „О Консультативном совете по делам национально-культурныхавтономий при Правительстве Российской Федерации“ (с изменениями от 15 мая1998 г., 25 января 1999 г., 21 декабря 2000 г.) //Справочно-правовая система«Гарант».
7. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ»О свободе совести и о религиозных объединениях” (с изменениями от 26марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.)//Справочно-правовая система «Гарант».
8. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ«Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004г.) // Справочно-правовая система «Гарант».
9. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ«О политических партиях» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.,23 июня, 8 декабря 2003 г.) //Справочно-правовая система «Гарант».
10. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114- ФЗ«О противодействии экстремистской деятельности» //Справочно-правоваясистема «Гарант».
11. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступнымпутем, и финансированию терроризма» (с изменениями от 25 июля, 30 октября2002 г., 28 июля 2004 г.) //Справочно-правовая система «Гарант».
12. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей» (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г.)//Справочно-правовая система «Гарант». 
13. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (сизменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня2004 г.) //Справочно-правовая система «Гарант». 
14. Федеральный закон 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «Онационально-культурной автономии» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 10ноября 2003 г., 29 июня 2004 г.) //Справочно-правовая система «Гарант».
15. Федеральный конституционный закон от 30 января2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» //Справочно-правовая система«Гарант». 
16. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изменениями от 30 июня 2003г.) //Справочно-правовая система «Гарант». 
17. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Опрокуратуре Российской Федерации“ //Справочно-правовая система «Гарант». 
18. Указ Президента РФ от 24 июля 2003 г. N 832»О ведении реестра национально-культурных автономий”//Справочно-правовая система «Гарант».