Конституционно правовые отношения

–PAGE_BREAK–Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк,  то возникает необходимость объединения их в следующие группы:
1. Многонациональный народ  Российской  Федерации,  нации,  этнические общности (народности).
Исключительность статуса народа как  субъекта  конституционно-правовых отношений  обусловлена,  прежде  всего,  тем,  что  он  является   носителем суверенитета и единственным источником власти  в  России  (ст.3  Конституции РФ).  Права  образовывать  представительные  органы  государственной  власти, участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою  волю  путем  референдума относятся к  исключительному  ведению  народа.  Нации,  этнические  общности могут вступать между собой в конституционно-правовые  отношения,  как  между собой, так  и  с  органам  государственной  власти  по  поводу  национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их.
2. Государство – Российская Федерация; субъекты в  составе  Российской Федерации  (республики,  края,  области,  города   федерального    значения, автономные округа).
       В  общественных  отношениях,  регулируемых  нормами  конституционного права,  государству  принадлежит  особая  роль.  Оно  выступает  в  качестве регулятора   общественных   отношений,    прежде    всего    как    носитель правотворческой   власти.   Указанные   субъекты   могут    участвовать    в конституционно-правовых     отношениях     непосредственно     или     через государственные органы, выступающие от их имени.  Примером  таких  отношений является  Федеративный  договор  от  31  марта  1992  года  «О  разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными  органами  государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее  субъектов».
Конституционные правоотношения  также  возможны  между  республиками,  между автономиями, республиками и автономной областью  и  автономными  округами  и т.д.
3. Административно-территориальные единицы (районы, города,  районы  в городах, поселки).
Административно-территориальная единицы, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население.  Именно население,    формируя    органы     местного    самоуправления,     придает административно-территориальной  единице  черты  политического  образования, выступающего  в  качестве  субъекта  права.  Своеобразным  субъектом   права выступают избирательные округа.  Через  них  реализуются  право  избирателей представительствовать в органах государственной власти.
4. Органы государственной власти и местного самоуправления.
В Российской Федерации ими являются:
— Федеральное Собрание;
— Правительство;
— Конституционный Суд;
— Высший Арбитражный Суд;
— Городская Дума;
— Местная администрация и др.
      Конституционные нормы разграничивают сферы  полномочий  и  компетенцию между  различными  органами  власти.   Обладая   правом   на   осуществление государственной власти и местного самоуправления, они наделены  определенной компетенцией  в  соответствии  с  возложенными  на  них  задачами   (издание законов, контроль за деятельностью  других  органов,  исполнения  законов  и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в  данных  отношениях  как  носители властных  полномочий  либо  как   подчиненные   субъекты,   а   иногда   как равноправные участники договорных отношений.
5. Должностные лица.
Субъектами конституционного права являются:
— Президент РФ;
— Председатели палат парламента — Федерального Собрания;
— Председатель Правительства РФ;
— Председатель конституционного Суда РФ;
— Генеральный Прокурор и др.
      Президент Российской Федерации является  главой  государства.  Обладая широкими     представительскими,      правотворческими,      управленческими полномочиями,  он  вступает  в  отношения  с  парламентом,   правительством, республиками и другими  субъектами  конституционного  права.  Те  отношения, которые  основываются   на   конституционных   нормах,   приобретают   форму конституционно-правовых. В некоторых  из  подобных  и  иные  конституционно- правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица.
      6.  К  субъектам   конституционных   правоотношений   со   специальной правоспособностью    относятся:
— избиратели;
— депутаты (различных представительных органов).
Избиратели участвуют  в  данных  правоотношениях  посредством  выборов представителей народа в различные законодательные (представительные)  органы власти (Государственную Думу,  Совет  Федерации,  Законодательное  Собрание, Городскую Думу и т.д.). Депутаты  вправе  принимать  участие  в  работе  тех органов государственной власти, в состав  которых  они  избраны,  в  решении вопросов, рассматриваемых этими органами, в  утверждении  актов,  издаваемых ими и т.д.
7. Политические партии, иные общественные объединения.
Политические партии и иные общественные объединения играют  все  более активную роль в жизни Российской Федерации. Они  участвуют  в  избирательных компаниях  выдвигая   кандидатов   в   депутаты,   организуют   предвыборные мероприятия.  Важно  их  участие  в  проведении  референдумов,   в   местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.
      8. Граждане  Российской  Федерации,  иностранные  граждане,  лица  без гражданства.
Все физические лица участвуют  в  конституционно-правовых  отношениях, осуществляя свои  конституционные  права,  свободы  и  обязанности.  Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При  этом  следует отметить, что граждане являются субъектами данных  отношений  независимо  от пола, расы, национальности, языка и других признаков.  Иностранные  граждане и лица  без  гражданства  могут  быть,  кроме  того,  субъектами  конкретных конституционно-правовых  отношений  в  связи  с  приобретением   российского гражданства, получением политического убежища.
Такова  система  субъектов  конституционного  права  России,  которые, участвуют   в    конституционно-правовых отношениях.
В конституционном  праве  Российской  Федерации  выделяются  следующие объекты конституционно-правовых отношений:
1) Государственная территория и её границы.
В Конституции Российской Федерации  имеется  норма,  согласно  которой границы между субъектами Российской  Федерации  могут  быть  изменены  с  их взаимного  согласия  (ч. 3   ст. 67).   На   основе   этой   нормы   возникают конституционно-правовые  отношения,  связанные  с   частью   государственной территории России. 
2) Личные неимущественные блага (жизнь,  здоровье,  честь,  достоинство).
Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты:
— каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 21);
— достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21) и др.
На основе ст. 98  Конституции  РФ  и  федерального  закона  «О  статусе депутата  Совета  Федерации  и   статусе   депутата   Государственной   Думы Федерального Собрания  Российской  Федерации»,  устанавливающих  депутатскую неприкосновенность, могут возникать соответствующие  конституционно-правовые отношения, связанные  с  охраной  чести  депутата.  Поведение  и  результаты поведения  субъектов  конституционных  правоотношений.  Например,   действия депутата  Государственной  Думы,  внесшего  законопроект  в  данную   палату парламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых  отношений по    поводу    законопроекта.    Подписание    Президентом    РФ     указа, несоответствующего Конституции РФ, составляет объект  (результат  поведения) конституционно-правового   отношения   по   поводу   отмены   этого    указа Конституционным Судом Российской Федерации.
3) Материальные блага (природные ресурсы, средства государственной казны).
Нормы конституционного права  устанавливают  круг  объектов  различных  форм собственности (ст. 8, 9, 34,  35  Конституции  РФ)  и  право  соответствующих субъектов  пользоваться  такими  объектами.  На  основе  этих   норм   могут возникать конституционно-правовые отношения.
4) Поведение людей (вступление в гражданство, отзыв депутатов избирателями, митинги и т.д.)
Такая категория, как поведение людей, также находит свою регламентацию в Конституции РФ (ст. 30, 31, 32 и др.) и других нормативных актах (например, ФЗ «О гражданстве РФ»).[11] Эти нормы регулируют определенные конституционно-правовые отношения.
5) Деятельность органов и должностных лиц государства, негосударственных организаций также является явлением с которым приходится сталкиваться субъектам конституционно-правовых отношений при реализации своих прав и обязанностей.
6) Правовые акты, например, ставшие объектом рассмотрения в Конституционном Суде, иных судах.
Конституционный Суд РФ являясь непосредственным субъектом конституционно-правовых отношений, разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:[12]
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Таким образом нормативно-правовые акты являются непосредственным объектом рассмотрения Конституционного Суда РФ.
Юридическое содержание  конституционного  правоотношения  представляет единство субъективных прав и обязанностей, оказывающих активное  влияние  на поведение участников этого отношения, и выражается главным образом в  строго определенной всеобщности прав  и  обязанностей,  в  том,  что  все  субъекты являются носителями данных субъективных прав и  обязанностей.
Определение субъективного права принадлежит С. Н. Братусю — обеспеченная законом мера возможного поведения управомоченного.[13] Предпринимавшиеся позже попытки усовершенствовать это определение были полезны для углубления познания субъективного права, но не внесли в него принципиальных изменений. Основываясь, на историко-материалистическом понимании права (правовой формы вообще), субъективное право (и юридическую обязанность) целесообразно рассматривать как меру свободы поведения субъекта. Причем, когда эта мера сведена к нулю (к полной несвободе), отношение утрачивает правовой характер.
Субъективная юридическая обязанность   выступает   как   установленная    конституционными    нормами необходимость действий субъекта, на которое  данная  обязанность  возложена. Обязанности  участников  конституционных  правоотношений  неоднородны. Одни носят всеобщий характер  и  в  равной  мере  касаются  всех  субъектов, другие определенного вида субъектов, третьи конкретного  адресата. 
Наибольшие споры вызывает вопрос о связи субъективного права и юридической обязанности. Высказываются мнения о возможности существования односторонних прав без корреспондирующих им обязанностей и односторонних обязанностей без корреспондирующих им прав.[14] Однако нормы права (законодательства) регулируют поведение участников общественных отношений. В этой связи спорно утверждение, что «существуют такие общественные отношения, в которых правовому регулированию подвергается деятельность лишь одной стороны».[15] Общественное отношение — всегда связь по меньшей мере двух лиц. Как может право регулировать поведение одного из них, оставаясь безразличным к положению другого? Данное противоречие проявляется у многих ученых. Так, Л. С. Явич в работе «Право и общественные отношения» детально обосновывает возможность реализации субъективного права вне правоотношения и одновременно пишет, что «субъективное право всегда важно рассматривать в его неразрывной связи с юридическими обязанностями. Любой форме субъективных прав соответствуют юридические обязанности (всеобщие или конкретно определенных лиц)».[16] Но ведь это как раз и есть правоотношение (в его традиционном юридическом понимании). «Категория права, — подчеркивал Е. Б. Пашуканис, — становится логически законченной только там, где она включает в себя носителя и собственника прав, права которого суть не что иное, как закрепленные за ним обязанности других».[17]
Речь может идти лишь о различных видах правоотношений (правовой связи) в зависимости от степени индивидуализации субъектов.[18] Общие правовые связи не имеют поименной индивидуализации субъектов («здесь каждый находится в отношении с каждым»[19]). При конкретных правовых связях хотя бы один из субъектов индивидуализирован.[20]
Таким образом, конституционные  отношения характеризуются разнообразием видов (их можно классифицировать по различным основаниям: в зависимости  от  степени  конкретности  связей  между  субъектами отношений,  с   точки   зрения   времени   функционирования и т.д.) и сложной структурой. В конституционных правоотношениях принимает участие широкий круг субъектов. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, имеющихся во сферах жизни общества: политической, экономической, социальной и духовной. Этим и объясняется большое количество объектов конституционных правоотношений и их многоплановость.

3. Особенности возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений.
Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт.
Юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение одного или группы правоотношений.
Юридические факты делятся на события и действия. Событие происходит независимо от воли субъекта, в то время как действие связано с волеизъявлением последнего.
Например, событием является рождение гражданина, которое порождает отношения гражданства.
В свою очередь действия могут быть классифицированы на юридические акты и юридические поступки.
Как правило, возникновение, функционирование и развитие конституционных правоотношений происходит в результате целой системы юридических факторов. Так, правоотношению, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических факторов:
–                             принятие правовых актов о назначении выборов и об образовании избирательных округов, комиссий, участков;
–                             составление списков избирателей;
–                             включение в списки данного гражданина;
–                             наступление срока, установленного для начала голосования.
Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать и быть избранным заканчивается.
Наибольшее значение для возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений имеют юридические действия как волевое поведение субъектов конституционного права. Законодатель, определяя эти действия и связывая с ними юридические последствия, стремится побуждать к правомерному поведению (действию или бездействию) и предупреждать, сводить к минимуму неправомерные действия. Тем самым обеспечивается регулирующая и профилактическая роль права.
Действия в свою очередь могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.
В юридической литературе уже делалась попытка сформулировать определение конституционно-правового юридического акта. С. С. Алексеев считает таковыми «акты органов государственной власти, направленные на возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений», В. С. Осповин – поведение органов государства, общественных организаций, оформляемое в виде принимаемых ими актов. Однако в приведенных определениях конституционно-правовых юридических актов отсутствует упоминание об актах, в которых конституируется воля специфических для отрасли конституционного права субъектов: народа, депутата, избирательных комиссий и т. д. Российский народ формулирует свою волю в ходе выборов, во время всенародного обсуждения законопроектов, референдума. Указанные формы осуществления непосредственного народовластия предусмотрены частью 3 статьи 3 Конституции РФ.
    продолжение
–PAGE_BREAK–