ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
Институт переподготовки иповышения квалификации
Кафедра государственногои муниципального права
Контрольнаяработа по дисциплине
«Конституционное(государственное) право России»Вариант № 6
Выполнил студент гр. ЮС-06-1
Бабкин С.П.
Проверил:____________________
г. Чита 2007 г.
План
Введение 3
1.Конституционные основыгосударственного строя РФ.4
2.Экономические, социальные икультурные права и свободы человека и гражданина в РФ 15
Заключение 23
Список литературы 24
/>Введение
Личные права и свободы, именуемые также гражданскими,составляют первооснову правового статуса человека и гражданина. Большинство изних носят абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и неподлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прави свобод, перечисленных в ст. 20—29 Конституции РФ.
Личные права человека принадлежат ему от рождения исоставляют основу его статуса на протяжении всей жизни. К этим правам относитсяпрежде всего право на жизнь и свободу, а также ряд прав и свобод, вытекающихиз этого основного права (свобода мысли и вероисповедания, равенство,достоинство, личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни,собственности, безопасность, сопротивление угнетению). Эти права выражаютестественное состояние человека и его жизненные устремления, охрана которыхсоставляет обязанность государства.
Идея неотчуждаемых (неотъемлемых, естественных) правбыла выдвинута просветителями XVII—XVIII вв. в ходе борьбы против феодальныхмонархий. Впервые она была выражена в Декларации независимости США (1776 г.): «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены ихТворцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь,свобода и стремление к счастью». Несколько позже Декларация прав человека игражданина (Франция, 1789 г.) провозгласила: «Люди рождаются и остаютсясвободными и равными в правах». Обе эти декларации, сохраняющие конституционноезначение в своих странах, оказали огромное воздействие на конституционноеразвитие во всем мире. Неотчуждаемые права легли в основу концепции правчеловека, определившей содержание ряда важнейших документов ООН (Всеобщейдекларации прав человека, международных пактов о правах человека и др.),Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.Конституция РФ (ч. 2 ст. 17) установила: «Основные права и свободы человеканеотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Аналогичные нормы включены вконституции всех демократических государств.
1. Конституционныеосновы государственного строя РФ.
Федеративноеустройство — разновидность государственного устройства, являющегосянеобходимым институтом конституционного права каждой страны.Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости отисторических традиций, национального состава населения и другихфакторов. Территориально крупные государства (Россия,США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия,ЮАР) принимают федеративную формугосударственного устройства — одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силуневозможности эффективногодемократического управления из одного центра. Устанавливая ту или инуюформу государственного устройства,конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяя правовую базу решения проблемобщественного развития.
Под государственным устройством понимаетсяполитико-территориальная организация власти,определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношенияс центральной властью. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и междучастями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в территориальнонебольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государствах.
Различаются двеосновные формы государственного устройства: унитарная ифедеративная.
Унитарное государство— это единое государство, внутри которого нет государственных образований, аадминистративно-территориальныеединицы не обладают политической самостоятельностью.Большинство государств мира приняли именноэту форму государственного устройства. Федеративное государство — это союзгосударственных образований, каждоеиз которых обладает определенной самостоятельностью.Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.
Теоретически можносебе представить еще одну форму государственного устройства —конфедерацию, которая предполагает объединение нескольких суверенныхгосударств. Но такое объединение носит уже негосударственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедерациями были США, Швейцария, Германский Союз, нынетакое устройство формально сохраняютКанада, Швейцария, хотя по сути онидавно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошломединых государств (например, Кореи, СССР),но эта идея нигде не была реализована.
Определениеоптимальной формы государственного устройства особенно важно длямногонационального государства. Чтобы называтьсямногонациональным, государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различнойнациональности (такими являются большинстворазвитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальныхгруппах населения, компактно проживающих наразличных частях территориигосударства. Такие национальные группы обычноносят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.
Очень важно установить правовые гарантиисохранения и свободного развития языка,культуры, обычаев этих национальныхгрупп. Каждая нация обладает своеобразным суверенитетом, который предполагает и решение вопроса о национальной государственности. Историческиеособенности и культурный уровеньодних наций определяет их желание житьв многонациональном сообществе, а других — создавать свое национальное государство. Но в любом случаенации стремятся не допуститьдискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее ихгосударство — исключить основу длямежнациональных конфликтов.
Другая функциягосударственного устройства состоит в создании необходимыхполитико-правовых условий для эффективного экономического и социального развитиявсех частей государства. Этому можетмешать как чрезмерная централизациявласти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государствозаинтересовано в максимально возможнойинтеграции своего хозяйства при обеспечении экокомической свободы для всех граждан независимо от национальности. Важным является и равномерноеэкономическое и социальное развитие,отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в«спокойных» странах этническое содержание государственного устройства все чащеуступает местотерриториально-экономическому и там, где преодолены узконациональныеподходы к организации социально-экономической жизни, достигнуты наибольшиесоциальные и экономические успехи.
Унитарное государство— централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная исудебная власти имеют единые высшие органы, функции которых без всякогодробления распространяются на все части территории. Это не исключаетсуществования в административно-территориальных единицахместного самоуправления, которое в пределах своей компетенциидействует самостоятельно. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определеннойстепенью самостоятельности.
Унитарное государствоимеет одну конституцию, его суверенитет признается единым и неделимым всемичастями этого государства, не возникаетвопроса о внутренних границах итерриториальной целостности. В таком государстве гражданство бесспорно признается единственным.Унитарное государство может бытьмногонациональным, например Великобритания,в которой компактно проживают англичане, шотландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс). В таких случаях унитарное государство приобретаетдецентрализованный характер, поскольку некоторые народы имеютавтономные органы управления. Но подавляющая часть унитарных государств незнает каких-либо национальных административныхобразований. Группы граждан отдельных национальностей, организуя свои общины,не претендуют на автономию или собственную государственность.
Федеративноегосударство — это только общая форма государственного устройства, аее конкретное содержание — политическое и правовое — весьманеоднородно. Сами федерации, правовой статус и объем полномочий их субъектовформировалисьв разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы. Исторически идея федерализма была выдвинутав XVIII в. как средстводецентрализации управления («горизонтальное разделение власти»), аследовательно, для демократизациигосударственного строя. Ни в одной западнойстране, где утвердился федерализм, он не рассматривался и сейчас не рассматривается как форма решениятак называемого национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). И дело здесь не в том, чтокакие-то круги преследуют цельугнетать другие народы, а в том, что демократическое правовое государство перекрывает цели национальной государственности. Хотя некоторыегосударства (Франция, ФРГ, Италия идр.) остаются национальными по названию,их правовая система исключает какие-либо привилегии граждан по национально-титульному признаку.
Территория — один из основных признаковгосударства, определяющий пространство, накоторое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государствозаинтересовано в ясном определениипределов своей территории, посколькутерриториальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для федеративных государств правовое закреплениесвоей территории имеет не толькомеждународно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. Отэтого зависят границы федеральногосуверенитета, т. е. поле действия федеральногозаконодательства, федеральной исполнительной и судебной власти.
В конституционном праве России естьпонятия «территория Российской Федерации»и «территория субъекта Федерации». Отношение между ними самое простое: перваявключает в себя территории своих субъектов. Однако Федерация не вправепо собственному усмотрению менять границы своих субъектов. Границы между нимимогут быть изменены только с их взаимного согласия. Под территорией понимаетсяне только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство надтерриториями субъектов. Внутренниеводы состоят из рек, озер, заливов, лиманови др. Территориальное море — это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство по сложившейсяправовой практике включает высоту до 100 км.
Под сухопутной иводной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем неменее по сложившемуся обычаю они также входят в понятие государственной территории.
Закон о недрах (вредакции от 25 мая 2002 г.) устанавливает, что недра в границах территории России, включаяподземное пространство и содержащиеся внедрах полезные ископаемые, энергетическиеи иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Федерации иее субъектов. Добытые из недрполезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться вфедеральной государственнойсобственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.
К территории морскихгосударств непосредственно примыкают, хотя в нее и не входят, континентальныйшельф и исключительная экономическая зона.Конституция РФ закрепляет в отношении их свои суверенные права июрисдикцию, которые, однако, осуществляютсяв порядке, установленном не тольковнутренним законом, но и международным правом.
Континентальный шельфРоссийской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихсяза пределами территориального моря Российской Федерации, на всем протяженииестественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега. Обычно шельф бывает богат запасами нефти идругих неживых, а также живых ресурсов. Порядок осуществления суверенных прав на шельфе регулируется Федеральнымзаконом о континентальном шельфеРоссийской Федерации (в редакции от22 апреля 2003 г.). Интересы субъектов Федерации в эксплуатации ресурсов континентального шельфа учитываютсяв соответствии с их вкладом в разведку и разработкуэтих ресурсов.
Исключительнаяэкономическая зона — это морское пространство шириной до 200 миль от берега. Здесь прибрежные государства вправе создавать искусственныеострова, установки и сооружения, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов. Этивопросы регулируются Федеральнымзаконом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в редакцииот 22 апреля 2003 г.).
Охрана территории,континентального шельфа и исключительной экономической зонывходит в ведение федеральных властей. Они призваны обеспечиватьтерриториальную целостность Федерации и ее субъектов. Режим границы РоссийскойФедерации установлен Законом РФ о Государственной границе РФ (в редакции от 30декабря 2001 г.), а также рядом другихнормативных актов и международных договоров с сопредельными государствами.Этими актами закрепляется процедураразрешения территориальных споров. По специальным соглашениям российские пограничные войска несутохрану внешней границы ряда государств, входящих в СодружествоНезависимых Государств. Федеральным законом«О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РоссийскойФедерации» (в редакции от 22 апреля 2003 г.) регулируется прилежащая зона — морской пояс,который расположен за пределамитерриториального моря, прилегает к нему и внешняя граница которогонаходится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемыхот исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.Закон регулирует порядок проведения морскихнаучных исследований.
Субъекты Федерациивсех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке.Тем самым указывается на государственные образования, которыесоставили Федерацию и являются равноправными участникамисоответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношениюк Федерации и друг к другу.
Закрепление вКонституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого быто ни было субъекта из состава Федерации водностороннем порядке. Любоеофициальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции и добровольно установленных субъектами норм о государственной целостностиРоссийской Федерации, целостности инеприкосновенности ее территории исуверенитета. В Российской Федерации нет сецессии, т. е. права выхода изФедерации, легитимность такого положенияопирается на выраженную народом волю при принятии Конституции. Но Конституция не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации. Во-первых, это можетпроизойти, если населениекакого-либо иностранного государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых, если новый субъектФедерации образуется на территории, входящей в состав какого-либо одного или нескольких из названных в Конституциисубъектов Федерации. Но это должно осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия вРоссийскую Федерацию и образования вее составе нового субъекта РоссийскойФедерации» принят 17 декабря’ 2001 г.
Предусмотрено, чтопри принятии в Российскую Федерацию и образовании в еесоставе нового субъекта должнь! соблюдаться государственныеинтересы Российской Федерации, принципы федеративного устройстваРоссийской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные икультурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.
Принятие в РоссийскуюФедерацию в качестве нового субъекта иностранного государства илиего части осуществляется по взаимному согласию РоссийскойФедерации и данного иностранного государства в соответствии смеждународным (межгосударственным) договором. В случае принятия в качественового субъекта иностранного государства этому субъектупредоставляется статус республики, если международным договоромне предусматривается предоставление новому субъекту статуса края илиобласти.
Международнымдоговором регулируются наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретениягражданства Российской Федерации,правопреемство в отношении членстваиностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов, действие законодательства Российской Федерации натерритории нового субъекта РФ,функционирование органов государственной власти и органов местногосамоуправления иностранного государства на территории нового субъектаРФ. Международным договором можетустанавливаться также переходный период,в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную иправовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации.
После подписаниямеждународного договора Президент РФ обращается в КонституционныйСуд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данногомеждународного договора, а затем международный договорвносится в Государственную Думу на ратификацию.
Федеральныйконституционный закон о принятии в Российскую Федерацию новогосубъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходныеположения, устанавливающие сроки, втечение которых новый субъект долженбыть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовуюсистемы Российской Федерации, а также всистему органов государственной власти Российской Федерации.
Инициативаобразования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам РФ, натерриториях которых образуется новый субъект РФ. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъектаподлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ. Если же затрагивается статус какого-тосубъекта Федерации, то следуетпомнить, что его изменение возможно только по взаимному согласию РоссийскойФедерации и соответствующего еесубъекта и тоже в соответствии с федеральным конституционным законом.
Большое числокоренных малочисленных народов, населяющих территорию России, непозволяет предоставить каждому из них статус субъектаФедерации. Это привело бы к еще большей дробности Федерации, и безтого весьма значительной. Однако эти народы нуждаются впризнании своих особых прав, которые и гарантируются Конституцией РФ (ст. 69)в соответствии с общепризнанными принципами международногоправа и международными договорами Российской Федерации. Статускоренных малочисленных народов закреплен в Федеральном законе «Огарантиях прав коренных малочисленных народов РоссийскойФедерации» от 30 апреля 1999 г. Действует также ряд специальныхзаконов. Так, Лесной кодекс устанавливает режим землепользования иведения лесного хозяйства в местах проживания этих народов.Закон о недрах предусматривает отчисления на нужды ихсоциально-экономического развития при пользовании недрами врайонах их проживания. Определенные льготы введены законамио налогообложении, о приватизации государственных и муниципальных предприятийи др. Основы законодательства о культуре гарантируют поддержку вотношении сохранения культурно-национальной стабильностималочисленных народов. В защиту прав и интересов народовСевера принят ряд актов Президента, Правительства России, законов субъектовФедерации. Федеральным законом от 18 июня 1998 г. ратифицирована Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.
В Федеральном законеот 20 июля 2000 г. закреплены общие принципы организации идеятельности общин коренных малочисленных народов Севера,Сибири и Дальнего Востока, создаваемых в целях защитыисконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересовэтих народов, а также определены правовые основы общиннойформы самоуправленияи государственные гарантии его осуществления.
13 мая 2000 г. Указом Президента РФ были учреждены семь федеральных округов — Центральный,Северо-Западный,Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Тем же Указом утверждено Положение о полномочном представителе Президента РФ вфедеральном округе.
По своей природе федеральный округявляется административным образованием,охватывающим территорию нескольких субъектов РФ. Создание округов незатрагивает конституционных основ федерализма и не ущемляет конституционно-правовой статус субъектов РФ. В рамкахфедерального округа организуется работа по реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства,проводится контроль за исполнением решений федеральных органов государственной власти. Создание федеральныхокругов призвано также содействоватьобеспечению национальной безопасности,улучшению политического, социального и экономического положения вкаждом округе. С помощью этой работы должны быть преодолены возникшая в связи сбольшими размерами территории Россииизвестная раздробленностьгосударства и ослабление федерального влияния на решение проблем в субъектах РФ.
2. Экономические,социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ
Право на жизнь. Это право провозглашается Конституцией РФ (ст. 20) ипочти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право человека,охраняемое законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Такая нормазакреплена всеми международно-правовыми актами о правах человека: Всеобщейдекларацией прав человека (ст. 3), Международным пактом о гражданских иполитических правах (ст. 6), Европейской конвенцией о защите прав человека и основныхсвобод (п. 1 ст. 2). Европейская конвенция, однако, допускает лишение жизни врезультате «абсолютно необходимого применения силы: а) для защиты любого лицаот противоправного насилия, Ь) для осуществления законного задержания илипредотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях,с) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа» (ч. 2 ст. 2).Признание этого права означает, что государство должно реально применятьзаконодательство, которое квалифицирует как преступление преднамеренныеубийства, совершенные как частными лицами, так и сотрудниками государственныхорганов, действующими вне пределов их законных полномочий./>
Право на свободу и личнуюнеприкосновенность.Совершать любые правомерныедействия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, иособенно должностных лиц, обладающих возможностью применения принуждения клюдям. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личнаянеприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье,честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека ккаким-то действиям, подвергать его истязанию, незаконному обыску или наноситьвред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свойжизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работуи т. д.).
Положения о неприкосновенности личности сформулированыв международно-правовых документах и конституциях всех демократическихгосударств. «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, —гласит Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ч. 1 ст.5). — Никто не может быть лишен свободы иначе как в строго определенных случаяхи в порядке, установленном законом». Гарантией является требование законногосодержания под стражей лица, осужденного компетентным органом, законноесодержание или заключение под стражу, осуществляемые в законных целях. Каждомуарестованному незамедлительно сообщаются причины ареста и предъявляемое емуобвинение. Задержанный или заключенный под стражу доставляется к судье или киному должностному лицу, наделенному судебной властью, и имеет право насудебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение досуда. В целом эти, как и некоторые другие, положения направлены на защитуфизической свободы, и в особенности свободы от произвольного ареста изадержания. Европейский суд по правам человека в ряде своих решений отметил,что гарантии неприкосновенности не предоставляют защиты от менее серьезныхограничений индивидуальной свободы (обязанности соблюдения правил дорожногодвижения, обязательной регистрации иностранцев и граждан и др.). Свободачеловека охраняется всей системой права./>
Право на частную жизнь. Частную жизнь составляют те стороны личной жизничеловека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других.Это своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность его«среды обитания». Презюмирует-ся, что тайна в данном случае вовсе не прикрываеткакую-то антиобщественную или противоправную деятельность. Она отражаетестественное стремление каждого человека иметь собственный мир интимных иделовых интересов, скрытый от чужих глаз. Социалистическое общество пыталосьотвергнуть признание права человека на частную жизнь, что вылилось в издевательскиеформы коллективных обсуждений личной жизни, изощренные методы слежки иподслушивания, распространение порочащей человека информации о его интимнойжизни и т. д.
Однако гражданское общество понимает, что злоупотреблениетайной частной жизни может носить антиобщественный и противоправный характер. Вэтом случае общество исходит из того, что вмешательство в частную жизнь с цельювыявления противоправных действий того или иного лица должно происходитьтолько на основе закона при наличии веских, опять же признанных закономоснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления,т. е. при возбуждении уголовного дела. Вне этого частная жизнь неприкосновенна.
Институт неприкосновенности частной жизни включаетмного разнообразных гарантий, которые содержатся в различных статьяхКонституции, а специально — в ст. 23 и 24. Рассмотрим их.
1. Устанавливается право человека на личную и семейнуютайну, на защиту своей чести и Доброго имени. Ни от кого нельзя требоватьсведений, касающихся происхождения или деловой активности родственников,интимных связей, источников финансового состояния семьи и т. д. Если честь идоброе имя человека подвергаются унижению или оскорблению, он вправепотребовать через суд наказания или компенсации за моральный ущерб, чтопредусматривается Уголовным кодексом. Если клеветнические и порочащие человекасведения публикуются в печати, суд вправе обязать тот же печатный органопубликовать опровержение этих сведений.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонныхпереговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Поэтому запрещаютсяперлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений, подслушиваниетелефонных разговоров. Уголовный кодекс квалифицирует нарушение тайны переписки,телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан как уголовноепреступление. Обыск, выемка, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее впочтово-телеграфных учреждениях могут производиться только на основаниях и впорядке, установленных Уголовно-процессуальным кодексом. Строго регламентированзаконом и порядок прослушивания телефонных разговоров. Все эти ограниченияправа на тайну допускаются только на основании судебного решения, что призваноисключить произвол и злоупотребления должностных лиц правозащитных органов.
Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимисяуполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений,осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией,передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляютсятолько на основании решения суда, за исключением случаев, установленныхфедеральными законами. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетямпочтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводахденежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления ипереводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям иполучателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотренофедеральными законами.
Неприкосновенность жилища. По существу, это составная часть права на частнуюжизнь, являющаяся также непременным элементом личной свободы и достоинствачеловека. «Мой дом — моя крепость» — гласит английская поговорка,’ утверждающаяправо человека делать в своем доме или квартире все, что ему заблагорассудится.Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе,как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебногорешения.
Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся егособственниками, законными арендаторами или Проживающие по договору найма. Приэтом жилищем признается и место временного пребывания (гостиница, дом-интернат,общежитие, пансионат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи ибумаги, что исключает незаконные обыски и выемки документов. Но в жилище могутвселяться люди, имеющие на это право, — такие действия не являются нарушениемего неприкосновенности даже в случаях несогласия остальных проживающих.
Гарантии против незаконного вторжения и обысков состороны правоохранительных органов — основное содержание неприкосновенностижилища, ибо все другие случаи (со стороны отдельных лиц) — это, в сущности,обычные преступления (кража* грабеж и др.). Пострадавшие от незаконноговторжения вправе обращаться в суд с требованием возмещения ущерба и наказаниявиновных должностных лиц. Нарушение неприкосновенности жилища является преступлением.
Национальная принадлежность. Комплекс прав, связанных в национальностью, отражаетспецифику многонациональной России, в которой живет много этнически смешанногонаселения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальностьдавно утратила юридическое значение, и все граждане именуются общим словом(«американец», «француз», «немец»). Но в России принадлежность к определеннойнации до недавнего времени служила основанием дискриминации и в то же времярассматривалась как привилегия и гордость каждого человека, хотя большое числолюдей затруднялись определить свою национальность, так как родились отсмешанного брака.
Конституция России устанавливает, что каждый вправе определятьи указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению иуказанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никакихюридических последствий, поскольку по российскому праву никто не можетпользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации понациональному признаку. Поэтому трудно предположить, что данная гарантия будетиметь значение для большого числа людей, тем более что национальность всегдауказывалась в паспорте и разного рода анкетах со слов заявителя, а в новомпаспорте гражданина РФ соответствующей графы вообще нет.
Свобода передвижений и местажительства. Право свободно передвигаться,выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законнонаходится на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишенылица, проникшие в страну в нарушение визового режима или законодательства овъезде. Закрепляя это право, государство тем самым признает территорию страныпринадлежащей самим гражданам, которые в соответствии со своими интересами ибез всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определятьсебе место жительства.
Более подробно эти вопросы регулируются Законом о правеграждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства впределах Российской Федерации от 25 июня 1993 г.
Закон ограничивает свободу передвижения в определенныхрайонах (в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытыхадминистративно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, натерриториях, где введены особые условия и режимы проживания в связи сопасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравленийлюдей, чрезвычайное или военное положение). Следовательно, за пределами такихрайонов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта илипешком не допускаются.
Однако реализации правана выбор места жительства сопутствует определенный порядок. Законустанавливает обязанность гражданина, прибывающего на новое место жительства,в течение семи дней зарегистрироваться в органах внутренних дел. Отказгражданину в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. При этомрегистрация не адекватна прописке, которая все еще сохраняется во многихгородах и является прямым нарушением конституционной свободы выбора местажительства/>
Свобода совести и вероисповедания. Под свободой совести понимается право человека, как веритьв Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, таки быть атеистом, т. е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна вгосударствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существуетопределенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. Вгосударствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, ав тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальнаяантирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.
Свобода вероисповедания означает право человека на выборрелигиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов всоответствии с этим учением. Эта свобода, таким образом, по своему содержаниюуже первой. В субъективном смысле, т. е. как право человека, равнозначнымявляется понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существованиевсех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедоватьвероучение. Однако в обиходе очень часто все указанные термины употребляютсякак идентичные.
Конституция РФпровозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религиюили не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространятьрелигиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28).
Свобода мысли и слова. Мысль — неотъемлемое свойство человека, основа его действийи поступков. «Я мыслю — значит, я существую», — писал великий французскийфилософ Декарт. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние. В этомотношении зако нодательного закрепления свободы мысли не требуется. Лишениемысли ее свободы — заветная цель всех тиранов, но эта цель в конечном счетенеосуществима. Можно заставить человека говорить не то, что он думает, нозаставить его думать или не думать по указке невозможно. Непонимание этойпростой истины — главная причина краха всех тоталитарных режимов.
Иное дело — свобода слова. Известная тютчевская строка«мысль изреченная есть ложь» подчеркивает не более чем ограниченность всякогознания. На самом деле в слове заключен источник созидания. Библия утверждает,что Слово было в основе Божественного мироздания/Слово может быть и источникомразрушения, через него проявляется инакомыслие — главная опасность любойтирании. «Мнение правит миром», — верно подметил идеолог Великой французскойреволюции П. Гольбах.
У свободы слова общая судьба с демократией: когда уничтожаютодну, то кончается и другая. Все демократические конституции мира закрепляютэту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики,инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в рукахлюдей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозныхполитиков. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом часто в историимногих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободыслова, как и свободы в целом.
/>Заключение
Итак,в зависимости от интересов и физического лица, и его участия в жизни общества,и государства основные права и свободы делятся на личные, политические,социально-экономические и культурные (об обязанностях см. ниже).
Личныеправа и свободы обеспечивают охрану его жизни, удовлетворение личныхпотребностей. К ним, в частности, относятся право на жизнь, на охрану личногодостоинства, на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни.
Политическиеправа и свободы обеспечивают ту или иную степень участия в управлении деламиобщества и государства, например, для граждан РФ — право избирать и бытьизбранными в высшие, центральные и местные органы государственной власти, а дляиностранцев и апатридов, постоянно проживающих на территории муниципальногообразования, — право избирать и избираться, наряду с гражданами, впредставительные муниципальные органы. К политическим относятся также право наинформацию, свобода собраний, уличных шествий и др.
Социально-экономическиеправа и свободы — это право частной собственности, свобода предпринимательскойдеятельности, право на труд, на забастовку, на отдых, на социальноеобеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду ит.д.
Культурные права — это свобода творчества, право на участие в культурнойжизни, в пользовании достижениями культуры, право на доступ к культурнымценностям.
/>/>/>Список литературы
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г., 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004 г.)
3. Баграй М.В. Конституционное правоРоссийской Федерации. М.: ИНФРА. 1998;
4. Козлова Е.И. Конституционное правоРоссии. М.: Юристъ. 1999;
5. Куликов В.И. Конституционное правоРФ. М.: Высшая школа. 2000;
5. ЗАКОН ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН (в ред. Федерального закона от 14.12.95 N 197-ФЗ) .