Конституционное (государственное) право России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
 
Институт переподготовки иповышения квалификации
 
Кафедра  государственногои муниципального права
Контрольнаяработа по дисциплине
 
«Конституционное(государственное) право России»Вариант № 6
Выполнил студент гр. ЮС-06-1
Бабкин С.П.
 Проверил:____________________
г. Чита 2007 г.

План
 
Введение                                                                                                           3
1.Конституционные основыгосударственного строя РФ.4
2.Экономические, социальные икультурные права и свободы человека и гражданина в РФ                                        15
Заключение                                                                                                  23
Список литературы                                                                                 24

/>Введение
 
Личные права и свободы, именуемые также гражданскими,составляют первооснову правового статуса человека и гражда­нина. Большинство изних носят абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и неподлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охра­ны этих прави свобод, перечисленных в ст. 20—29 Консти­туции РФ.
Личные права человека принадлежат ему от рождения исоставляют основу его статуса на протяжении всей жизни. К этим правам относитсяпрежде всего право на жизнь и сво­боду, а также ряд прав и свобод, вытекающихиз этого основ­ного права (свобода мысли и вероисповедания, равенство,достоинство, личная неприкосновенность, неприкосновен­ность частной жизни,собственности, безопасность, сопротив­ление угнетению). Эти права выражаютестественное состоя­ние человека и его жизненные устремления, охрана которыхсоставляет обязанность государства.
Идея неотчуждаемых (неотъемлемых, естественных) правбыла выдвинута просветителями XVII—XVIII вв. в ходе борь­бы против феодальныхмонархий. Впервые она была выраже­на в Декларации независимости США (1776 г.): «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равны­ми и наделены ихТворцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь,свобода и стрем­ление к счастью». Несколько позже Декларация прав челове­ка игражданина (Франция, 1789 г.) провозгласила: «Люди рождаются и остаютсясвободными и равными в правах». Обе эти декларации, сохраняющие конституционноезначение в своих странах, оказали огромное воздействие на конституци­онноеразвитие во всем мире. Неотчуждаемые права легли в основу концепции правчеловека, определившей содержание ряда важнейших документов ООН (Всеобщейдекларации прав человека, международных пактов о правах человека и др.),Европейской конвенции о защите прав человека и основ­ных свобод и др.Конституция РФ (ч. 2 ст. 17) установила: «Основные права и свободы человеканеотчуждаемы и при­надлежат каждому от рождения». Аналогичные нормы вклю­чены вконституции всех демократических государств.
 
1.        Конституционныеосновы государственного строя РФ.
Федеративноеустройство — разновидность государственно­го устройства, являющегосянеобходимым институтом кон­ституционного права каждой страны.Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости отис­торических традиций, национального состава населения и другихфакторов. Территориально крупные государства (Рос­сия,США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия,ЮАР) принимают федеративную формугосударственного устройства — одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силуневозможно­сти эффективногодемократического управления из одного центра. Устанавливая ту или инуюформу государственного устройства,конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем са­мым предопределяя правовую базу решения проблемобще­ственного развития.
Под государственным устройством понимаетсяполитико-территориальная организация власти,определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотно­шенияс центральной властью. Следовательно, государствен­ное устройство определяет меру централизации и децентрали­зации власти (соотношение между частями и междучастями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в террито­риальнонебольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государ­ствах.
Различаются двеосновные формы государственного уст­ройства: унитарная ифедеративная.
Унитарное государство— это единое государство, внутри которого нет государственных образований, аадминистратив­но-территориальныеединицы не обладают политической са­мостоятельностью.Большинство государств мира приняли именноэту форму государственного устройства. Федеративное государство — это союзгосударственных образований, каждоеиз которых обладает определенной само­стоятельностью.Субъекты такого союзного государства име­ют одинаковый статус и равные права.
Теоретически можносебе представить еще одну форму го­сударственного устройства —конфедерацию, которая предпо­лагает объединение нескольких суверенныхгосударств. Но такое объединение носит уже негосударственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедераци­ями были США, Швейцария, Германский Союз, нынетакое устройство формально сохраняютКанада, Швейцария, хотя по сути онидавно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошломединых государств (например, Кореи, СССР),но эта идея нигде не была реализована.
Определениеоптимальной формы государственного устрой­ства особенно важно длямногонационального государства. Чтобы называтьсямногонациональным, государству недоста­точно иметь среди своих граждан лиц различнойнациональ­ности (такими являются большинстворазвитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальныхгруп­пах населения, компактно проживающих наразличных час­тях территориигосударства. Такие национальные группы обычноносят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.
Очень важно установить правовые гарантиисохранения и свободного развития языка,культуры, обычаев этих нацио­нальныхгрупп. Каждая нация обладает своеобразным сувере­нитетом, который предполагает и решение вопроса о нацио­нальной государственности. Историческиеособенности и культурный уровеньодних наций определяет их желание житьв многонациональном сообществе, а других — создавать свое национальное государство. Но в любом случаенации стремятся не допуститьдискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее ихгосударство — ис­ключить основу длямежнациональных конфликтов.
Другая функциягосударственного устройства состоит в создании необходимыхполитико-правовых условий для эф­фективного экономического и социального развитиявсех ча­стей государства. Этому можетмешать как чрезмерная цент­рализациявласти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государствозаинтересовано в максимально возможнойинтеграции своего хозяйства при обеспечении экокомической свободы для всех граждан независимо от нацио­нальности. Важным является и равномерноеэкономическое и социальное развитие,отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в«спокойных» странах этническое содержание государственного устройства все чащеуступает местотерриториально-экономическому и там, где преодолены узконациональныеподходы к организации социально-эконо­мической жизни, достигнуты наибольшиесоциальные и эко­номические успехи.
Унитарное государство— централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная исудебная вла­сти имеют единые высшие органы, функции которых без всякогодробления распространяются на все части террито­рии. Это не исключаетсуществования в административно-территориальных единицахместного самоуправления, кото­рое в пределах своей компетенциидействует самостоятель­но. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определеннойстепенью са­мостоятельности.
Унитарное государствоимеет одну конституцию, его суве­ренитет признается единым и неделимым всемичастями это­го государства, не возникаетвопроса о внутренних границах итерриториальной целостности. В таком государстве граж­данство бесспорно признается единственным.Унитарное госу­дарство может бытьмногонациональным, например Великоб­ритания,в которой компактно проживают англичане, шот­ландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс). В таких случаях унитарное государство приобретаетдецент­рализованный характер, поскольку некоторые народы имеютавтономные органы управления. Но подавляющая часть уни­тарных государств незнает каких-либо национальных адми­нистративныхобразований. Группы граждан отдельных наци­ональностей, организуя свои общины,не претендуют на авто­номию или собственную государственность.
Федеративноегосударство — это только общая форма госу­дарственного устройства, аее конкретное содержание — по­литическое и правовое — весьманеоднородно. Сами федера­ции, правовой статус и объем полномочий их субъектовфор­мировалисьв разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы. Исторически идея федерализма была выдвинутав XVIII в. как средстводецентрализации управле­ния («горизонтальное разделение власти»), аследовательно, для демократизациигосударственного строя. Ни в одной западнойстране, где утвердился федерализм, он не рассматри­вался и сейчас не рассматривается как форма решениятак называемого национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). И дело здесь не в том, чтокакие-то круги преследуют цельугнетать другие народы, а в том, что демо­кратическое правовое государство перекрывает цели нацио­нальной государственности. Хотя некоторыегосударства (Франция, ФРГ, Италия идр.) остаются национальными по названию,их правовая система исключает какие-либо приви­легии граждан по национально-титульному признаку.
Территория — один из основных признаковгосударства, определяющий пространство, накоторое распространяется су­веренитет и власть государства. Каждое государствозаинтере­совано в ясном определениипределов своей территории, по­сколькутерриториальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для федеративных государств правовое закреплениесвоей терри­тории имеет не толькомеждународно-правовое, но и внутрен­нее, государственно-правовое значение. Отэтого зависят гра­ницы федеральногосуверенитета, т. е. поле действия феде­ральногозаконодательства, федеральной исполнительной и судебной власти.
В конституционном праве России естьпонятия «террито­рия Российской Федерации»и «территория субъекта Федера­ции». Отношение между ними самое простое: перваявключа­ет в себя территории своих субъектов. Однако Федерация не вправепо собственному усмотрению менять границы своих субъектов. Границы между нимимогут быть изменены толь­ко с их взаимного согласия. Под территорией понимаетсяне только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, тер­риториальное море, воздушное пространство надтерритория­ми субъектов. Внутренниеводы состоят из рек, озер, заливов, лиманови др. Территориальное море — это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство по сложившейсяправовой практике включает высоту до 100 км.
Под сухопутной иводной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем неменее по сложившемуся обычаю они также входят в понятие государ­ственной территории.
Закон о недрах (вредакции от 25 мая 2002 г.) устанавливает, что недра в границах территории России, включаяподземное пространство и содержащиеся внедрах полезные ископаемые, энергетическиеи иные ресурсы, являются государственной соб­ственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Федерации иее субъектов. Добытые из недрполезные ископаемые и иные ре­сурсы по условиям лицензии могут находиться вфедеральной государственнойсобственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.
К территории морскихгосударств непосредственно примы­кают, хотя в нее и не входят, континентальныйшельф и ис­ключительная экономическая зона.Конституция РФ закреп­ляет в отношении их свои суверенные права июрисдикцию, которые, однако, осуществляютсяв порядке, установленном не тольковнутренним законом, но и международным правом.
Континентальный шельфРоссийской Федерации включа­ет в себя морское дно и недра подводных районов, находя­щихсяза пределами территориального моря Российской Фе­дерации, на всем протяженииестественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от бере­га. Обычно шельф бывает богат запасами нефти идругих не­живых, а также живых ресурсов. Порядок осуществления су­веренных прав на шельфе регулируется Федеральнымзако­ном о континентальном шельфеРоссийской Федерации (в редакции от22 апреля 2003 г.). Интересы субъектов Феде­рации в эксплуатации ресурсов континентального шельфа учитываютсяв соответствии с их вкладом в разведку и раз­работкуэтих ресурсов.
Исключительнаяэкономическая зона — это морское про­странство шириной до 200 миль от берега. Здесь прибрежные государства вправе создавать искусственныеострова, установ­ки и сооружения, проводить исследования, осуществлять за­щиту морской среды и естественных ресурсов. Этивопросы регулируются Федеральнымзаконом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в редакцииот 22 апреля 2003 г.).
Охрана территории,континентального шельфа и исключи­тельной экономической зонывходит в ведение федеральных властей. Они призваны обеспечиватьтерриториальную целос­тность Федерации и ее субъектов. Режим границы РоссийскойФедерации установлен Законом РФ о Государственной грани­це РФ (в редакции от 30декабря 2001 г.), а также рядом дру­гихнормативных актов и международных договоров с сопре­дельными государствами.Этими актами закрепляется проце­дураразрешения территориальных споров. По специальным соглашениям российские пограничные войска несутохрану внешней границы ряда государств, входящих в СодружествоНезависимых Государств. Федеральным законом«О внутренних морских водах, тер­риториальном море и прилежащей зоне РоссийскойФедера­ции» (в редакции от 22 апреля 2003 г.) регулируется приле­жащая зона — морской пояс,который расположен за преде­ламитерриториального моря, прилегает к нему и внешняя граница которогонаходится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемыхот исходных линий, от которых отмеряется ши­рина территориального моря.Закон регулирует порядок про­ведения морскихнаучных исследований.
Субъекты Федерациивсех видов перечислены в Конститу­ции РФ в алфавитном порядке.Тем самым указывается на государственные образования, которыесоставили Федерацию и являются равноправными участникамисоответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношениюк Феде­рации и друг к другу.
Закрепление вКонституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого быто ни было субъекта из состава Федерации водностороннем поряд­ке. Любоеофициальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции и добровольно установлен­ных субъектами норм о государственной целостностиРоссий­ской Федерации, целостности инеприкосновенности ее терри­тории исуверенитета. В Российской Федерации нет сецессии, т. е. права выхода изФедерации, легитимность такого поло­женияопирается на выраженную народом волю при приня­тии Конституции. Но Конституция не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации. Во-первых, это можетпроизой­ти, если населениекакого-либо иностранного государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых, если новый субъектФедерации об­разуется на территории, входящей в состав какого-либо одно­го или нескольких из названных в Конституциисубъектов Федерации. Но это должно осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Феде­ральный конституционный закон «О порядке принятия вРоссийскую Федерацию и образования вее составе нового субъекта РоссийскойФедерации» принят 17 декабря’ 2001 г.
Предусмотрено, чтопри принятии в Российскую Федера­цию и образовании в еесоставе нового субъекта должнь! соблю­даться государственныеинтересы Российской Федерации, принципы федеративного устройстваРоссийской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные икультурные свя­зи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.
Принятие в РоссийскуюФедерацию в качестве нового субъекта иностранного государства илиего части осуществля­ется по взаимному согласию РоссийскойФедерации и данно­го иностранного государства в соответствии смеждународным (межгосударственным) договором. В случае принятия в каче­ственового субъекта иностранного государства этому субъек­тупредоставляется статус республики, если международным договоромне предусматривается предоставление новому субъекту статуса края илиобласти.
Международнымдоговором регулируются наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретенияграждан­ства Российской Федерации,правопреемство в отношении членстваиностранного государства в международных органи­зациях, его имущественных активов и пассивов, действие законодательства Российской Федерации натерритории ново­го субъекта РФ,функционирование органов государственной власти и органов местногосамоуправления иностранного го­сударства на территории нового субъектаРФ. Международ­ным договором можетустанавливаться также переходный период,в течение которого новый субъект должен быть интег­рирован в экономическую, финансовую, кредитную иправо­вую системы Российской Федерации, а также в систему орга­нов государственной власти Российской Федерации.
После подписаниямеждународного договора Президент РФ обращается в КонституционныйСуд РФ с запросом о провер­ке соответствия Конституции РФ данногомеждународного договора, а затем международный договорвносится в Государ­ственную Думу на ратификацию.
Федеральныйконституционный закон о принятии в Рос­сийскую Федерацию новогосубъекта должен содержать поло­жения, определяющие наименование, статус и границы ново­го субъекта, а также заключительные и переходныеположения, устанавливающие сроки, втечение которых новый субъект долженбыть интегрирован в экономическую, финан­совую, кредитную и правовуюсистемы Российской Федера­ции, а также всистему органов государственной власти Рос­сийской Федерации.
Инициативаобразования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам РФ, натерриториях которых образуется новый субъект РФ. Вопрос об образова­нии в составе Российской Федерации нового субъектаподле­жит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ. Если же затрагивается статус какого-тосубъекта Феде­рации, то следуетпомнить, что его изменение возможно толь­ко по взаимному согласию РоссийскойФедерации и соответ­ствующего еесубъекта и тоже в соответствии с федеральным конституционным законом.
Большое числокоренных малочисленных народов, населяю­щих территорию России, непозволяет предоставить каждому из них статус субъектаФедерации. Это привело бы к еще большей дробности Федерации, и безтого весьма значительной. Однако эти народы нуждаются впризнании своих особых прав, кото­рые и гарантируются Конституцией РФ (ст. 69)в соответствии с общепризнанными принципами международногоправа и международными договорами Российской Федерации. Статускоренных малочисленных народов закреплен в Фе­деральном законе «Огарантиях прав коренных малочислен­ных народов РоссийскойФедерации» от 30 апреля 1999 г. Дей­ствует также ряд специальныхзаконов. Так, Лесной кодекс устанавливает режим землепользования иведения лесного хо­зяйства в местах проживания этих народов.Закон о недрах предусматривает отчисления на нужды ихсоциально-экономи­ческого развития при пользовании недрами врайонах их про­живания. Определенные льготы введены законамио налогооб­ложении, о приватизации государственных и муниципальных предприятийи др. Основы законодательства о культуре гаран­тируют поддержку вотношении сохранения культурно-наци­ональной стабильностималочисленных народов. В защиту прав и интересов народовСевера принят ряд актов Президен­та, Правительства России, законов субъектовФедерации. Фе­деральным законом от 18 июня 1998 г. ратифицирована Рамоч­ная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.
В Федеральном законеот 20 июля 2000 г. закреплены общие принципы организации идеятельности общин коренных мало­численных народов Севера,Сибири и Дальнего Востока, создаваемых в целях защитыисконной среды обитания, традицион­ного образа жизни, прав и законных интересовэтих народов, а также определены правовые основы общиннойформы самоуп­равленияи государственные гарантии его осуществления.
13 мая 2000 г. Указом Президента РФ были учреждены семь федеральных округов — Центральный,Северо-Запад­ный,Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирс­кий, Дальневосточный. Тем же Указом утверждено Положе­ние о полномочном представителе Президента РФ вфедераль­ном округе.
По своей природе федеральный округявляется админист­ративным образованием,охватывающим территорию несколь­ких субъектов РФ. Создание округов незатрагивает консти­туционных основ федерализма и не ущемляет конституцион­но-правовой статус субъектов РФ. В рамкахфедерального округа организуется работа по реализации основных направ­лений внутренней и внешней политики государства,прово­дится контроль за исполнением решений федеральных орга­нов государственной власти. Создание федеральныхокругов призвано также содействоватьобеспечению национальной безопасности,улучшению политического, социального и эко­номического положения вкаждом округе. С помощью этой работы должны быть преодолены возникшая в связи сболь­шими размерами территории Россииизвестная раздроблен­ностьгосударства и ослабление федерального влияния на ре­шение проблем в субъектах РФ.
2.        Экономические,социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ
 
Право на жизнь. Это право провозглашается Конституцией РФ (ст. 20) ипо­чти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое пра­во человека,охраняемое законом. Никто не может быть про­извольно лишен жизни. Такая нормазакреплена всеми меж­дународно-правовыми актами о правах человека: Всеобщейдекларацией прав человека (ст. 3), Международным пактом о гражданских иполитических правах (ст. 6), Европейской конвенцией о защите прав человека и основныхсвобод (п. 1 ст. 2). Европейская конвенция, однако, допускает лишение жизни врезультате «абсолютно необходимого применения силы: а) для защиты любого лицаот противоправного наси­лия, Ь) для осуществления законного задержания илипредот­вращения побега лица, заключенного под стражу на закон­ных основаниях,с) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа» (ч. 2 ст. 2).Признание этого права озна­чает, что государство должно реально применятьзаконода­тельство, которое квалифицирует как преступление преднаме­ренныеубийства, совершенные как частными лицами, так и сотрудниками государственныхорганов, действующими вне пределов их законных полномочий./>
Право на свободу и личнуюнеприкосновенность.Совершать любые правомерныедействия. В этом пра­ве заложено ограничение для свободы других людей, иособенно должностных лиц, обладающих возможностью применения при­нуждения клюдям. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личнаянеприкосновенность человека, которая рас­пространяется на его жизнь, здоровье,честь, достоинство. Ник­то не вправе силой или угрозами принуждать человека ккаким-то действиям, подвергать его истязанию, незаконному обыску или наноситьвред здоровью. Человек вправе сам распоряжать­ся своей судьбой, выбирать свойжизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работуи т. д.).
Положения о неприкосновенности личности сформулирова­ныв международно-правовых документах и конституциях всех демократическихгосударств. «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, —гласит Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ч. 1 ст.5). — Никто не может быть лишен свободы иначе как в строго определенных случаяхи в порядке, установленном за­коном». Гарантией является требование законногосодержа­ния под стражей лица, осужденного компетентным органом, законноесодержание или заключение под стражу, осуществ­ляемые в законных целях. Каждомуарестованному незамед­лительно сообщаются причины ареста и предъявляемое емуобвинение. Задержанный или заключенный под стражу дос­тавляется к судье или киному должностному лицу, наделен­ному судебной властью, и имеет право насудебное разбира­тельство в течение разумного срока или на освобождение досуда. В целом эти, как и некоторые другие, положения на­правлены на защитуфизической свободы, и в особенности свободы от произвольного ареста изадержания. Европейский суд по правам человека в ряде своих решений отметил,что гарантии неприкосновенности не предоставляют защиты от менее серьезныхограничений индивидуальной свободы (обя­занности соблюдения правил дорожногодвижения, обязательной регистрации иностранцев и граждан и др.). Свободачеловека охраняется всей системой права./>
Право на частную жизнь. Частную жизнь составляют те стороны личной жизничелове­ка, которые он в силу своей свободы не желает делать достояни­ем других.Это своеобразный суверенитет личности, означаю­щий неприкосновенность его«среды обитания». Презюмирует-ся, что тайна в данном случае вовсе не прикрываеткакую-то антиобщественную или противоправную деятельность. Она отра­жаетестественное стремление каждого человека иметь собствен­ный мир интимных иделовых интересов, скрытый от чужих глаз. Социалистическое общество пыталосьотвергнуть призна­ние права человека на частную жизнь, что вылилось в издева­тельскиеформы коллективных обсуждений личной жизни, изощренные методы слежки иподслушивания, распространение порочащей человека информации о его интимнойжизни и т. д.
Однако гражданское общество понимает, что злоупотребле­ниетайной частной жизни может носить антиобщественный и противоправный характер. Вэтом случае общество исходит из того, что вмешательство в частную жизнь с цельювыявле­ния противоправных действий того или иного лица должно происходитьтолько на основе закона при наличии веских, опять же признанных закономоснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления,т. е. при возбуждении уголовного дела. Вне этого частная жизнь неприкосновенна.
Институт неприкосновенности частной жизни включаетмного разнообразных гарантий, которые содержатся в различ­ных статьяхКонституции, а специально — в ст. 23 и 24. Рас­смотрим их.
1. Устанавливается право человека на личную и семейнуютайну, на защиту своей чести и Доброго имени. Ни от кого нельзя требоватьсведений, касающихся происхождения или деловой активности родственников,интимных связей, источ­ников финансового состояния семьи и т. д. Если честь идоб­рое имя человека подвергаются унижению или оскорблению, он вправепотребовать через суд наказания или компенсации за моральный ущерб, чтопредусматривается Уголовным ко­дексом. Если клеветнические и порочащие человекасведения публикуются в печати, суд вправе обязать тот же печатный органопубликовать опровержение этих сведений.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонныхпереговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. По­этому запрещаютсяперлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений, подслушиваниетелефонных разгово­ров. Уголовный кодекс квалифицирует нарушение тайны пе­реписки,телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан как уголовноепреступление. Обыск, выемка, наложе­ние ареста на корреспонденцию и выемка ее впочтово-телеграфных учреждениях могут производиться только на основа­ниях и впорядке, установленных Уголовно-процессуальным кодексом. Строго регламентированзаконом и порядок прослу­шивания телефонных разговоров. Все эти ограниченияправа на тайну допускаются только на основании судебного решения, что призваноисключить произвол и злоупотребления должно­стных лиц правозащитных органов.
 Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимисяуполномоченными работниками оператора связи, вскрытие по­чтовых отправлений,осмотр вложений, ознакомление с инфор­мацией и документальной корреспонденцией,передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляютсятолько на основании решения суда, за исключением случаев, установленныхфедеральными законами. Сведения о передава­емых по сетям электросвязи и сетямпочтовой связи сообщени­ях, о почтовых отправлениях и почтовых переводахденежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления ипереводимые денежные средства могут выдаваться только от­правителям иполучателям или их уполномоченным представи­телям, если иное не предусмотренофедеральными законами.
Неприкосновенность жилища. По существу, это составная часть права на частнуюжизнь, являющаяся также непременным элементом личной свободы и достоинствачеловека. «Мой дом — моя крепость» — гласит английская поговорка,’ утверждающаяправо человека делать в своем доме или квартире все, что ему заблагорассудится.Никто не вправе проникать в жилище против воли прожива­ющих в нем лиц иначе,как в случаях, установленных феде­ральным законом, или на основании судебногорешения.
Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся егособственниками, законными арендаторами или Прожива­ющие по договору найма. Приэтом жилищем признается и место временного пребывания (гостиница, дом-интернат,об­щежитие, пансионат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи ибумаги, что исключает незаконные обыс­ки и выемки документов. Но в жилище могутвселяться люди, имеющие на это право, — такие действия не являются нарушениемего неприкосновенности даже в случаях несогла­сия остальных проживающих.
Гарантии против незаконного вторжения и обысков состоро­ны правоохранительных органов — основное содержание непри­косновенностижилища, ибо все другие случаи (со стороны от­дельных лиц) — это, в сущности,обычные преступления (кра­жа* грабеж и др.). Пострадавшие от незаконноговторжения вправе обращаться в суд с требованием возмещения ущерба и наказаниявиновных должностных лиц. Нарушение неприкос­новенности жилища является преступлением.
Национальная принадлежность. Комплекс прав, связанных в национальностью, отражаетспецифику многонациональной России, в которой живет мно­го этнически смешанногонаселения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальностьдавно утрати­ла юридическое значение, и все граждане именуются общим словом(«американец», «француз», «немец»). Но в России при­надлежность к определеннойнации до недавнего времени слу­жила основанием дискриминации и в то же времярассматри­валась как привилегия и гордость каждого человека, хотя большое числолюдей затруднялись определить свою нацио­нальность, так как родились отсмешанного брака.
Конституция России устанавливает, что каждый вправе оп­ределятьи указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению иуказанию своей национально­сти. Данные правила не влекут за собой никакихюридических последствий, поскольку по российскому праву никто не можетпользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискрими­нации понациональному признаку. Поэтому трудно предполо­жить, что данная гарантия будетиметь значение для большого числа людей, тем более что национальность всегдауказывалась в паспорте и разного рода анкетах со слов заявителя, а в новомпаспорте гражданина РФ соответствующей графы вообще нет.
Свобода передвижений и местажительства. Право свободно передвигаться,выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законнонаходится на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишенылица, проникшие в страну в нарушение визово­го режима или законодательства овъезде. Закрепляя это пра­во, государство тем самым признает территорию страныпри­надлежащей самим гражданам, которые в соответствии со сво­ими интересами ибез всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определятьсебе место жительства.
Более подробно эти вопросы регулируются Законом о пра­веграждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребы­вания и жительства впределах Российской Федерации от 25 июня 1993 г.
Закон ограничивает свободу передвижения в определенныхрайонах (в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытыхадминистративно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, натерриториях, где введены особые условия и режимы проживания в связи сопасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравленийлюдей, чрезвычайное или военное положение). Следовательно, за пределами такихрайонов никакие ограни­чения свободы передвижения любым видом транспорта илипешком не допускаются.
Однако реализации правана выбор места жительства сопут­ствует определенный порядок. Законустанавливает обязан­ность гражданина, прибывающего на новое место жительства,в течение семи дней зарегистрироваться в органах внутренних дел. Отказгражданину в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. При этомрегистрация не адекватна прописке, которая все еще сохраняется во многихгородах и является прямым нарушением конституционной свободы вы­бора местажительства/>
Свобода совести и вероисповедания. Под свободой совести понимается право человека, как ве­ритьв Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, таки быть атеистом, т. е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна вгосударствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, суще­ствуетопределенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. Вгосударствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, ав тоталитар­ных атеистических государствах ею прикрывались официаль­наяантирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.
Свобода вероисповедания означает право человека на вы­боррелигиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов всоответствии с этим учением. Эта свобо­да, таким образом, по своему содержаниюуже первой. В субъективном смысле, т. е. как право человека, равнознач­нымявляется понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существованиевсех религий и возможность каж­дой из них беспрепятственно проповедоватьвероучение. Од­нако в обиходе очень часто все указанные термины употреб­ляютсякак идентичные.
Конституция РФпровозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,включая право ис­поведовать индивидуально или совместно с другими любую религиюили не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространятьрелигиозные и иные убеждения и дей­ствовать в соответствии с ними» (ст. 28).
Свобода мысли и слова. Мысль — неотъемлемое свойство человека, основа его дей­ствийи поступков. «Я мыслю — значит, я существую», — пи­сал великий французскийфилософ Декарт. Мысль всегда сво­бодна, это ее имманентное состояние. В этомотношении зако нодательного закрепления свободы мысли не требуется. Лише­ниемысли ее свободы — заветная цель всех тиранов, но эта цель в конечном счетенеосуществима. Можно заставить чело­века говорить не то, что он думает, нозаставить его думать или не думать по указке невозможно. Непонимание этойпростой истины — главная причина краха всех тоталитарных режимов.
Иное дело — свобода слова. Известная тютчевская строка«мысль изреченная есть ложь» подчеркивает не более чем ограниченность всякогознания. На самом деле в слове за­ключен источник созидания. Библия утверждает,что Слово было в основе Божественного мироздания/Слово может быть и источникомразрушения, через него проявляется инакомыс­лие — главная опасность любойтирании. «Мнение правит миром», — верно подметил идеолог Великой французскойреволюции П. Гольбах.
У свободы слова общая судьба с демократией: когда унич­тожаютодну, то кончается и другая. Все демократические конституции мира закрепляютэту свободу, видя в ней осно­ву для свободы печати, оппозиции, критики,инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в рукахлюдей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозныхполитиков. Злоупотребление сво­бодным и особенно печатным словом часто в историимногих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободыслова, как и свободы в целом.

/>Заключение
 
Итак,в зависимости от интересов и физического лица, и его участия в жизни общества,и государства основные права и свободы делятся на личные, политические,социально-экономические и культурные (об обязанностях см. ниже).
Личныеправа и свободы обеспечивают охрану его жизни, удовлетворение личныхпотребностей. К ним, в частности, относятся право на жизнь, на охрану личногодостоинства, на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни.
Политическиеправа и свободы обеспечивают ту или иную степень участия в управлении деламиобщества и государства, например, для граждан РФ — право избирать и бытьизбранными в высшие, центральные и местные органы государственной власти, а дляиностранцев и апатридов, постоянно проживающих на территории муниципальногообразования, — право избирать и избираться, наряду с гражданами, впредставительные муниципальные органы. К политическим относятся также право наинформацию, свобода собраний, уличных шествий и др.
Социально-экономическиеправа и свободы — это право частной собственности, свобода предпринимательскойдеятельности, право на труд, на забастовку, на отдых, на социальноеобеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду ит.д.
Культурные права — это свобода творчества, право на участие в культурнойжизни, в пользовании достижениями культуры, право на доступ к культурнымценностям.
/>/>/>Список литературы
1.  Конституция Российской Федерации;
2.  Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г., 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004 г.)
3.  Баграй М.В. Конституционное правоРоссийской Федерации. М.: ИНФРА. 1998;
4.  Козлова Е.И. Конституционное правоРоссии. М.: Юристъ. 1999;
5.  Куликов В.И. Конституционное правоРФ. М.: Высшая школа. 2000;
5. ЗАКОН ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХПРАВА  И СВОБОДЫ ГРАЖДАН  (в ред. Федерального закона от 14.12.95 N 197-ФЗ) .