Конституционное право граждан на обращение

Оглавление:
Задание №1
Задание № 2
Задание № 3
Список используемойлитературы

Задание № 1.Конституционное право граждан на обращение: проблемы законодательногорегулирования
12 декабря 1993 годапринята новая Конституция Российской федерации. В отличие от советскихконституций на первое место в новой Конституции выдвинуты гражданские (личные)права и свободы, за ними следуют политические, а уже потом – экономические,социальные и культурные. Особое внимание в данной главе Конституции уделеноюридическим гарантиям провозглашенных прав и свобод. Среди них следует отметитьсудебную защиту индивидуальных и коллективных прав и свобод, право обращаться всоответствии с международными договорами России в межгосударственные органы позащите прав и свобод человека, институт Уполномоченного по правам человека, рядпринципов уголовного и уголовно-процессуального права, охрану законом правпотерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, право на получениеквалифицированной юридической помощи. И именно право на обращение будет моимосновным вопросом, который я полностью постараюсь раскрыть.
Граждане имеют правообращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения вгосударственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Этоправо предусматривает возможность обращаться с просьбой в любой орган и клюбому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностноголица дать ответ на это обращение.
Граждане реализуют правона обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращениене должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений гражданосуществляется бесплатно.
Правоотношения, связанныес рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией РоссийскойФедерации, международными договорами Российской Федерации, федеральнымиконституционными законами и иными федеральными законами. Законы и иныенормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливатьположения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числеустанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии.
Прирассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправленияили должностным лицом гражданин имеет право:
1)представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой обих истребовании;
2)знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения,если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если вуказанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющиегосударственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3)получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов,уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган,орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которыхвходит решение поставленных в обращении вопросов;
4)обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие(бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или)судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5)обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
СогласноФедеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российскойфедерации», запрещается преследование гражданина в связи с его обращением вгосударственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу скритикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целяхвосстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свободи законных интересов других лиц.
Прирассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся вобращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без егосогласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении,направление письменного обращения в государственный орган, орган местногосамоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решениепоставленных в обращении вопросов.
Гражданинв своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименованиегосударственного органа или органа местного самоуправления, в которыенаправляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующегодолжностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию,имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должныбыть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает сутьпредложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Вслучае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает кписьменному обращению документы и материалы либо их копии.
Обращение,поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления илидолжностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежитрассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом «О порядкерассмотрения обращений граждан Российской федерации».
Письменноеобращение гражданина непосредственно направляется в тот государственный орган,орган местного самоуправления или тому должностному лицу в компетенцию, которыхвходит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежитобязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления вгосударственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Обращение,поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления илидолжностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательномурассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственныйорган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить егорассмотрение с выездом на место.
3)принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав,свобод и законных интересов гражданина;
4)дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, заисключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона «О порядкерассмотрения обращений граждан Российской федерации»;
5)уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другойгосударственный орган, орган местного самоуправления или иному должностномулицу в соответствии с их компетенцией.
Государственныйорган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному вустановленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправленияили должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 днейпредоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, заисключением документов и материалов, в которых содержатся сведения,составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, идля которых установлен особый порядок предоставления.
Ответна обращение подписывается руководителем государственного органа или органаместного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Ответна обращение, поступившее в государственный орган, орган местногосамоуправления или должностному лицу по информационным системам общегопользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.
Вслучае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившегообращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ наобращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения оподготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также олице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежитнаправлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Обращение,в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившемуобращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Государственныйорган, орган местного самоуправления или должностное лицо при полученииписьменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительныевыражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членовего семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в немвопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимостизлоупотребления правом.
Вслучае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ наобращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение вгосударственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу всоответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившемуобращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Вслучае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на которыйему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранеенаправляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводыили обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местногосамоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принятьрешение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки сгражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранеенаправляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган,орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данномрешении уведомляется гражданин, направивший обращение.
Вслучае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может бытьдан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемуюфедеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается оневозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи снедопустимостью разглашения указанных сведений.
Вслучае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращениивопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновьнаправить обращение в соответствующий государственный орган, орган местногосамоуправления или соответствующему должностному лицу.
Письменноеобращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправленияили должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается втечение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Висключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренногочастью 2 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращенийграждан Российской федерации», руководитель государственного органа или органаместного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправепродлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив опродлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Личныйприем граждан в государственных органах, органах местного самоуправленияпроводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о местеприема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведенияграждан.
Приличном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
Содержаниеустного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае,если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными ине требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданинаможет быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточкеличного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ посуществу поставленных в обращении вопросов.
Письменноеобращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрениюв порядке, установленном Федеральным законом.
Вслучае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит вкомпетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления илидолжностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке емуследует обратиться.
Входе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотренииобращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращениивопросов.
Государственныеорганы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют впределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотренияобращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры посвоевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законныхинтересов граждан.
Лица,виновные в нарушении Федерального закона «О порядке рассмотрения обращенийграждан Российской федерации», несут ответственность, предусмотреннуюзаконодательством Российской Федерации.
Гражданинимеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненныхнезаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местногосамоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решениюсуда.
Вслучае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы,понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органомместного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данногогражданина по решению суда.
Исходяиз вышеизложенного, можно сделать следующий вывод, что право граждан на обращениедовольно четко расписано в законодательстве, но соблюдается и реализуется лиэто в жизни?
Известно,что для построения гражданского общества необходимо наличие эффективнойполитической системы, которая обладала бы реальными механизмами обеспеченияпорядка в стране. Однако о каком публичном порядке сегодня можно говорить, еслимасштабность проблем преступного индивидуализма, коррупционностигосударственного аппарата признается на самом высоком уровне?
Неподготовленностьстраны к внешним и внутренним угрозам вызывает вполне обоснованные упреки состороны населения в бессилии властных структур. Власть и общество в России задолгие годы реформ так и не наладили эффективных каналов обратной связи. Правачеловека, провозглашенные в Конституции 1993 г., зачастую до сих пор остаются декларативными предписаниями.
Длястабилизации обстановки в стране требуется мобилизовать работу всех трех ветвейвласти, — законодательной, исполнительной и судебной. При этом важно непереусердствовать с административно-командными методами. Конечно, современнаяобстановка в России требует жесткого реагирования. Но подобная жесткость недолжна наносить вреда правам и свободам граждан, не может отстранять их отактивного участия в управлении делами государства. Сегодня необходимо, чтобыдеятельность высшего законодательного органа власти страны была направлена насоздание эффективных правовых основ для ужесточения ответственности должностныхлиц не столько перед федеральными структурами, сколько перед населением. Недаромже в ст. 3 Конституции РФ установлено, что «единственным источником властив Российской Федерации является ее многонациональный народ».
Важнымшагом к достижению этой задачи должно быть принятие вышеуказанного федеральногозакона, детализирующего закрепленное в ст. 33 Конституции РФ право граждан РФна обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Посколькуименно через обращения граждан во властные структуры осуществляется обратнаясвязь между населением страны и государственным аппаратом, логично предположитьнеобходимость создания современных законодательных рамок таких взаимоотношений.Такое мнение высказывал и председатель Государственной Думы Б.В.Грызлов насеминаре для впервые избранных депутатов Государственной Думы 4-го созыва.
Сегодняв юридической среде иногда встречаются мнения о том, что, поскольку КонституцияРФ является законом прямого действия, детализация ее норм не являетсяобязательной. Кроме того, в некоторых странах, например в Великобритании иФранции, право граждан на обращения в публичные органы зафиксировано лишь наконституционном уровне и не имплементировано в специальные законы. Однако дляРоссии, по моему убеждению, эта практика неприемлема. Отсутствие закрепленногов федеральном законе механизма санкций за нарушение этого важнейшего праваграждан лишает институт обращений эффективности. Основной закон страны все ещенедостаточно воспринимается как гражданами, так и органами власти в качестведокумента прямого действия. Это порождает необходимость издания дополнительныхзаконов, указов Президента и ряда других подзаконных актов, в которых быпорядок реализации конституционных норм приобрел четкое закрепление.
Целесообразнымвозвести закон об обращениях граждан в ранг «рамочного», по аналогиис избирательным законодательством. Установление высшей юридической силы в сфереобращений за данным документом по отношению к иным федеральным законам инижестоящим по юридической силе правовым актам позволит устранить многиепротиворечия в российской правовой системе в отношении порядка рассмотренияобращений граждан.
Ясчитаю, что в нашей стране необходимо повысить эффективность системы защитыправ человека от произвола органов власти и должностных лиц. УтверждениеГосударственной Думой дополнительных законодательных мер, которые бы нагляднодемонстрировали фактическую реализацию потенциала конституционных норм, всовременных условиях не просто желательно, а необходимо. Без четкой правовойфиксации ответственности власти перед гражданским обществом любые попытки реформво благо граждан и государства остаются неэффективными. А иллюзии единствавласти и народа, как не раз доказывала история, могут дорого стоить России…

Задание №2
В соответствии спостановлением администрации области было начато строительство дороги областногозначения, которая проходила через село. Часть домов в связи с этим было решеноснести. Однако жильцы домов, подлежащих сносу, решили выступить с народнойинициативой о строительстве дороги в обход села. Письменное заявление по этомувопросу было направлено в администрацию области.
Прокомментируйтесложившуюся ситуацию. Что понимает закон под народной правотворческойинициативой?
Решение: Вданной ситуации жильцы домов имеют полное право на защиту своих домов, т.к. в ст.33 Конституции Российской Федерации говориться о том, что граждане РоссийскойФедерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные иколлективные обращения в государственные органы и органы местногосамоуправления. И это конституционное право будет пониматься какправотворческая инициатива. Также согласно Федеральному закону РФ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» справотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан,обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовымактом представительного органа муниципального образования. Под народнойправотворческой инициативой понимается следующее — форма непосредственногоучастия граждан в деле местного самоуправления. Из этого вытекает следующее,что жильцы домов, подлежащих сносу, действуют правомерно.
Согласно закону «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» письменное заявление по этомувопросу подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления илидолжностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относитсяпринятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Жильцы домов в данном случае будут являтьсяпредставителями инициативной группы граждан. Представителям инициативной группыграждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции прирассмотрении указанного проекта.
В случае, если принятие муниципального правовогоакта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативыграждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления,указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
Ч.3ст.35 Конституции Российской Федерации гласит о том, что принудительное отчуждениеимущества для государственных нужд может быть произведено только при условиипредварительного и равноценного возмещения. В данной ситуации дома гражданотчуждаются для государственных нужд, т. е. для строительства дороги областногозначения, из этого вытекает следующее, что гражданам, чьи дома подлежат сносу,должна быть предоставлена компенсация, соответствующая стоимости жилья илидругое жилье равноценное прежнему.
Исходяиз выше сказанного, можно сделать следующий вывод, что в данном случае действияи граждан, и администрации области правомерны, т. к. данные права закреплены взаконодательстве. И соответственно в данной ситуации все зависит от решенияадминистрации области, будет ли проходить дорога через село или в обход. Еслиже через село, то гражданам должно быть предоставлено равноценное возмещение.

Задание № 3
Министр юстицииРоссийской Федерации назначил на должность судьи Ленинского районного суда г.Омска взамен судью ушедшего в отставку. Законно ли данное решение? Каковытребования к кандидату на должность федерального судьи.
Решение:
Вданном случае в соответствии с ч.2 ст. 128 судьи других федеральных судовназначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленномфедеральным законом. Согласно ч.3 ст.6 Федерального закона Российской Федерации«О статусе судей в Российской Федерации», судьи федеральных судов общейюрисдикции и арбитражных судов назначаются президентом Российской Федерации попредставлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерациии Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Соответственно вданном случае решение Министра юстиции Российской федерации незаконно.
В соответствии со ст.119 Конституции Российской Федерациик кандидату на должность федерального судьи предъявляются следующие требования:
— гражданство Российской Федерации
— возрастной ценз- 25 лет
— высшее юридическое образование
— стаж работы по юридической профессии не менее пятилет.
При этом согласно ст.4 Федерального законаРоссийской Федерации «О статусе судей вРоссийской федерации», в стаж работы по юридической профессии включается времяработы на требующих юридического образования:
— государственных должностях в федеральных органахгосударственной власти, органах государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, иных государственных органах, образуемых в соответствии сКонституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектовРоссийской Федерации, а также в государственных органах, существовавших вРоссийской Федерации до принятия действующей Конституции Российской Федерации;
— муниципальных должностях, в том числе в органахместного самоуправления.
Кроме того, в стаж работы по юридической профессиивключаются время работы на требующих юридического образования должностях ворганах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, вюридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм иформ собственности, в научно-исследовательских институтах и иныхнаучно-исследовательских учреждениях, время работы в качестве преподавателяюридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшегопрофессионального и послевузовского профессионального образования, а такжевремя работы в качестве адвоката и нотариуса.

Список используемой литературы
1.           КонституцияРФ.
2.           ФЗ«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации» от 02.05.2006.№59-ФЗ
3.           ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»от. 06. 10. 2003. № 131-ФЗ
4.           ФЗ«О статусе судей в Российской федерации» от 26.06.1992 №3132-1
5.           Конституционноеправо Российской Федерации Баглай М.В. 3-е изд., изм. и доп.-М. ИздательствоНорма 2002.-800с.
6.           Конституционноеправо России. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ,2003. — 585 с.
7.           Информационно-справочнаясистема «Консультант +»