Конституционное право граждан на участие в делах РФ

Южно-Сахалинский институт экономики,права и информатики
Кафедра теории государства и права иконституционного права
Направление 0305001 Юриспруденция
Курсовая работа
По дисциплине:
Конституционное право
Тема:
Конституционное право граждан научастие в делах РФ
Выполнил студент гр. Ю-21
Свирский В.Ю.
Руководитель:
Тарасова Н.А.
Южно-Сахалинск 2011 год

Оглавление
 
Введение
Глава 1. Теоретическая разработкавопроса о конституционном праве граждан на участие в делах государства
1.1 Взгляды учёных на право
1.2 Закрепление права в конституцияхиностранных государств
Глава 2. Право граждан на участие вделах государства в России
2.1 Законодательное закрепление
2.2 Проблемы в реализации праваграждан на участие в делах РФ и пути решения
Заключение
Список литературы
 

 
Введение
 
Актуальность: Конституционное право граждан научастие в делах государства является одним из базовых. От того, на сколькополно граждане могут реализовать это право и реализуют, зависит, какие силыпридут к власти и чьи интересы они будут представлять. Это вопрос суверенитетаРоссии и её национальной безопасности.
Цель курсовой работы: Выявить проблемы реализации праваграждан на управление делами государства, а так же дать возможные пути ихрешения.
Задачи: Необходимо понять, что представляетэто право из себя. Для этого надо посмотреть его научную и практическуюразработку. Потом необходимо перейти к непосредственному изучению этого права вРФ. И для того чтобы дать ответ на цель исследования, будут рассмотреныпроблемы права граждан на участие в делах РФ и даны непосредственные пути ихрешения.
Объект исследования: Объектом исследования выступаютконституционно правовые отношения.
Предмет исследования: Предметом исследования выступаютотношения участия граждан в делах РФ.
Методы исследования: основой исследования являетсяобщенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучныеметоды: системный, системно-структурный, конкретно-социологический, статистический,формально-юридический, исторический и другие.
Теоретическая основа: Для написания работы, авториспользовал учебники по конституционному праву Баглая М.В., Козловой Е.И.,Червонюк В.И. В них автор смог найти ответы на вопросы, касающиесявозникновения и значения этого права. Были использованы книги по истории НефедоваС. – в них автор нашел исторические факты, подтверждающие точку зрения автора.Лейст О., М.И. Абдулаев, Аристотель, Платон – их взгляды на изучаемую проблемубыли учтены автором. Так-же автором было использовано действующеезаконодательство и газеты – именно их публикации предоставляют достаточноеколичество фактов.
Научно-практическаязначимость работы: Даннаяработа призвана выявить проблемы в реализации конституционного права граждан научастие в делах государства и дать возможные пути их решения. Она может бытьиспользована в качестве материала для более глубокой разработки данноговопроса. Выводы, сделанные в работе можно использовать для решения проблем напрактике.
Структура работы: Работа состоит из введения, 2 глав,включающих по два подраздела и заключения. Первая глава является вводной, онаявляется теоретической частью. В ней раскрываются взгляды ученых, политиков ипублицистов на данный вопрос и поверхностно показывается разработка данного вопросав иностранном законодательстве. Вторая глава так же теоретико-практическая. Вней раскрывается, как закрепляется право в законодательстве РФ, проблемы имнение автора на пути их решения.

Глава 1. Теоретическаяразработка вопроса о конституционном праве граждан на участие в делахгосударства
 
1.1 Научная разработкавопроса
Право на участие в делахгосударства всегда шло бок о бок с идеями демократии и свободы. По сути, этоправо является основным элементом демократии, ведь демократия дословно – этовласть народа. Участие в делах государства – это есть проявление власти.
По мнению автора, в этомправе не было необходимости, если бы не социальная несправедливость.Проявлялась она по-разному. К примеру, марксисты видели её в самом государстве.«Материалистическая (классовая) теория происхождения государства исходит изтого, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин:общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частнойсобственности, а затем раскола общества на классы с противоположнымиэкономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникаетгосударство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживаетпротивоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономическигосподствующего класса».[1]
Хорошим примером послужитздесь следующий исторический момент: «В прежние времена, когда в деревне царилималоземелье и голод, рабочие руки стоили столько же, сколько миска похлебки –поэтому дворяне предпочитали нанимать батраков и позволяли крестьянам выкупатьбарщинные повинности.… После Великой Чумы все изменилось: теперь в селах нехватало людей и было много пустующей земли. Свободные крестьяне имели большиенаделы и ни за какие деньги не желали работать на сеньора; поля дворянпокрывались бурьяном, и недавние господа оказались без средств к существованию.Рыцари пытались силой вернуть крестьян в прежнее рабство, вновь заставить ихисполнять барщину».[2]
Как видно, правоуправлять государством – было сродни праву на жизнь. Крестьянские восстания,прокатывавшиеся по Европе были осуществлением этого права, хотя инезакреплённого юридически. И таким образом данное право справедливо относят кчислу естественных прав человека. Исходя из этого, человек никому не обязан запредоставление этого права. Данное право не отрицается и в марксистском учении.Наоборот, именно на основе этого права народ сможет осуществить переход ккоммунистическому обществу.
О власти народа писалимногие философы и политики. К примеру Аристотель определял два типагосударственного устройства – демократию – власть нищих в свою выгоду и политию– власть большинства к общему благу. Причем демократию он выделял какнеправильное государственное устройство.[3]Однако главным здесь является то, что делами государства управляет народ.
О необходимости передачивласти народу говорил Иммануэль Кант. Он предлагал разделить власть назаконодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть, по Канту, должнабыть высшей и должна принадлежать только объединенной воле народа.[4] Естественно,говоря об объединенной воле народа, Кант подразумевал граждан государства.
Во взглядах Гегеля наданный вопрос можно отчетливо просмотреть сословную направленность науправление государством. Он также считал правильным разделение властей.«Законодательное собрание, по Гегелю, призвано обеспечить представительствосословий. Его верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян,тогда как нижняя — палата депутатов — избирается гражданами по корпорациям итовариществам».[5]
Такое деление на верхнююи нижнюю палату подразумевает элитарность верхней палаты. Она должна сдерживатьизлишний радикализм нижней, формируемой обывателями, палаты.[6]
Из причин, побуждающихграждан к реализации этого права автор уже выделил материальный интерес. Еговыделял и Н. Макиавелли: «Незыблемость частной собственности, как ибезопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью иосновой прочности государства. По его учению, блага свободы наилучшим образомобеспечены в республике».[7]Однако человек – это существо, которое в идеале стремится к свободе. И право насвободу невозможно осуществить для всех, если власть в государстве принадлежитограниченной группе людей. Несмотря на то, что люди условно делятся на управляющихи управляемых, управляемый человек так или иначе пытается выйти из под власти.Получая возможность выбирать законодательную или исполнительную власть, человеккак бы становится управляющим.
Ещё одна причина – этокачество управления. Кто, как не народ знает, что ему нужно. Хотя на эту точкузрения существуют и разные мнения. К примеру, Платон в «Государстве» считает,что государством должны править лучшие – аристократия. Народ же должензаниматься тем, что он умеет.[8]У Н. Макиавелли же была другая точка зрения. Он считал, что народ делает лучшевыбор должностных лиц чем государь. И все же, часто народ представляет собойтолпу, а она, как известно, почти всегда иррациональна и действует эмоциями, ане разумом. Это особенно проявляется в период бунтов и революций. И именноэмоции могут поставить во главу государства тиранов. К тому же часто людямнекогда заниматься политикой. Многие ей интересуются только перед выборами, темсамым простой люд не имеет четкого представления о том, кого он выбирает и темсамым к власти он может допустить людей, которые преследуют свои цели.
Но все же сегодня именнонарод в лице граждан государства управляет страной. Конечно, это косвенноеуправление. Косвенное потому, что невозможно решать все вопросы голосованием.Для этого существуют органы государственной власти, часть из которых выбираютсягражданами.
Право граждан науправление делами государства может и должно вызывать споры. Однако оноявляется непременным атрибутом современных государств, так как оно было«завоёвано» людьми в ходе борьбы за власть с монархами, аристократией идругими, и с этим приходится смириться.
 
1.2 Закрепление правав конституциях иностранных государств
В данном пункте авторхотел бы показать на примере главных документов зарубежных стран, какзакрепляется право граждан на участие в делах государства.
Конституция США.
В этом документе,являющимся первым среди многих, право граждан на участие в управлении деламигосударства является самым первым. Конституция США прямо закрепляет загражданами право выбирать Палату представителей, Сенат и Президента США.
Написано это следующимобразом: «Статья I. Раздел 2.Палата представителей состоит из членов, выбираемых раз в два года населением вотдельных штатах; Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят подва сенатора от каждого штата, избираемые законодательными собраниями соответствующихштатов; Статья II. Раздел 1.Исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки. Онзанимает свою должность в течение четырехлетнего срока и вместе сВице-президентом, выбираемым на тот же срок, избирается следующим образом…»[9].
Это право раскрывается идополняется в поправках к конституции.
«Поправка XV. Раздел1. Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно отрицаться илиограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку расы,цвета кожи, либо по причине нахождения в прошлом в подневольном услужении.
Поправка XIX. Право голоса граждан СоединенныхШтатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами иликаким-либо штатом по признаку пола.
Поправка XXIV. Раздел 1. Право граждан СоединенныхШтатов голосовать на каких-либо первичных или иных выборах за Президента илиВице-президента, за выборщиков Президента или Вице-президента, либо засенаторов или представителей в Конгрессе не должно отрицаться илиограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по причине неуплатыкакого-либо избирательного или иного налога.
Поправка XXVI. Раздел 1. Право голоса гражданСоединенных Штатов в возрасте восемнадцати лет или старше не должно отрицатьсяили ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом на основаниивозраста».[10]
Как можно увидеть,конституция США предоставляет ограниченное право выбора. В ней отсутствуютпункты о власти народа, хотя исходя из общего смысла конституции идей свободы,которые являются в США главной, хотя и неофициальной идеологией, по мнениюавтора, это предполагается. Тем более это можно просмотреть на примере второйпоправки к конституции США, где говорится, что право на ношение оружиянеобходимо для безопасности свободного государства.[11]
Конституция Франции
Конституция Франции совторой статьи определяет Францию как демократическую республику. Она закрепляеттакие принципы как: «правление народа, по воле народа и для народа».[12] Конституциейзакреплена выборность Президента (Статья 6) и Парламента, который состоит изНационального собрания и Сената. Закрепляются следующие избирательные права:
«Статья 3. Национальныйсуверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своихпредставителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакаяотдельная личность не могут присвоить себе его осуществление. Голосование можетбыть прямым или косвенным в соответствии с условиями, предусмотреннымиКонституцией. Оно всегда является всеобщим, равным и тайным. В соответствии сусловиями, определяемыми законом, избирателями являются все совершеннолетниефранцузские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическимиправами».
В отличие от конституцииСША, французская конституция расширяет права граждан на управление деламигосударства. Закрепленный во второй статье принцип «правление народа, по воленарода…» можно толковать расширительно, выходя за рамки избирательного права
Основной закон ФРГ.
Основной закон ФРГопределяет Германию как демократическое государство, где вся власть исходит отнарода. Конституция ФРГ даёт гражданам германии право на оказание сопротивлениятому, кто захочет поменять государственный строй, «если не могут бытьиспользованы другие средства». Очевидно, что в этом положении имеется право навооружённое неповиновение и свержение власти, хотя прямо об этом и неговорится.
Конституция ФРГгарантирует право на местное самоуправление: «В землях, районах и общинах народдолжен иметь представительство, созданное путем всеобщих, прямых, свободных,равных и тайных выборов».[13]Право на участие в делах государства содержится в статье 38: «ДепутатыГерманского Бундестага избираются путем всеобщих, прямых, свободных, равных итайных выборов. Право избирать имеют лица, достигшие восемнадцати – летнего возраста;право быть избранным — лица, достигшие возраста совершеннолетия». Данная статьяуказывает только на право выбирать депутатов Бундестага и тех кто имеет на этоправо. Это единственное право граждан ФРГ на участие в делах государства.Президент ФРГ выбирается Федеральным собранием,[14] а местные органы кгосударственной власти не относятся.
Всеобщая декларация правчеловека
Этот документ являетсяодним из главных нормативно правовых актов в странах, ратифицирующих его.Принятый генеральной ассамблеей ООН, документ декларирует:
«Статья 21. Каждыйчеловек имеет право принимать участие в управлении своей странойнепосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Каждыйчеловек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находитьсебе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должныпроводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосованияили же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».[15]
Как видно из документа,право народа на управление делами государство находит своё выражение черезвыборы, хотя и предполагается непосредственное участие, но в современном миреэто невозможно реализовать. Декларация не предполагает насильственногоуправления либо смены власти в государстве. Почти все конституции, принятые вевропейских странах после Второй Мировой войны и конституции стран бывшегосоциалистического лагеря опираются на этот документ. Его можно считать вершинойестественно правовой мысли, идей гуманизма и справедливости.
конституционныйправо гражданин государство

Глава 2. Право гражданна участие в делах государства в России
 
2.1 Законодательноезакрепление
Статья 32 конституции РФпровозглашает: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать вуправлении делами государства как непосредственно, так и через своихпредставителей».[16] Далее конституциягласит, что граждане могут выбирать или быть избраны в органы государственнойвласти и органы местного самоуправления. Граждане могут участвовать в отправленииправосудия.
Как видно из текстаконституции, за гражданином РФ закрепляется большое по объёму право. Данноеправо находит своё отражение во многих законах, изданных Российской Федерацией,её субъектами, органами муниципальной власти. Согласно конституции РФ, гражданевправе выбирать на федеральном уровне президента и депутатов государственнойдумы.
Выборы президентарегулируются Федеральным Законом «О выборах президента Российской Федерации».Данный закон постановляет, что президент избирается гражданами РФ. Данныйспособ позволяет гражданам раз в шесть лет определять политику государства, таккак президент РФ наделён большими полномочиями во всех сферах государственнойвласти и по российским обыкновениям, каждый орган государственной и дажеместной власти привык беспрекословно подчинятся президенту, даже если он это необязан. Однако гражданин может не только выбрать, но и сам стать президентом.Для этого он обязан соответствовать требованиям статьи 81 конституции РФ. Такимобразом, гражданин может проявлять свою власть как в пассивной форме (черезпредставителя), так и непосредственно (будучи выбранным президентом).
Выборы депутатовГосударственной Думы являются еще одной формой управления государством. Насегодня выборы депутатов госдумы осуществляются на основе конституции и закона«О выборах депутатов государственной думы федерального собрания российскойфедерации». Граждане имеют право выбирать депутатов государственной думы, так исами выдвигаться на эту должность.[17] Граждане выбираютпартии, которые формируют списки депутатов, которые будут заседать вГосударственной Думе согласно полученными партией мандатами.
Референдум. Всоответствии с законом «О Референдуме Российской Федерации», референдум –«всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом научастие в референдуме, по вопросам государственного значения»[18].Референдум – это непосредственная демократия. Референдум – это то, что было быв отсутствие государственных органов власти. Понятно, что так решать всевопросы нецелесообразно. Референдум проводится по небольшому числу вопросов. Ихперечня нет, однако есть вопросы, которые не выносятся на референдум. Этовопросы срочного характера, такие как введение чрезвычайного или военногоположения, то есть те вопросы, решение которых должно быть дано как можноскорее. Нельзя выносить на референдум рутинные вопросы, касающиеся бюджета –это экономически невыгодно, так как бюджет формируется каждый год. Так же нерассматриваются вопросы небольшой значимости. На данный момент, необходимости вреферендуме, как проявлении власти народа нет. Все вопросы могут быть решены врамках существующей избирательной системы.
Важным законом, дляреализации права граждан на участие в делах РФ является закон «Об основныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации». Данный закон повторяет неоднократно записанную истину вдругих законах: «Демократические, свободные и периодические выборы в органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, а также референдумявляются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан РоссийскойФедерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и нормизбирательного права и права на участие в референдуме».[19]
Таким образом, нафедеральном уровне, законодателем закреплено право граждан участвовать в делахгосударства. Граждане могут руководить государством как пассивно – участие ввыборах президента и депутатов, так и активно – самим попробовать себя в ролипрезидента или депутата, или референдум.
Право граждан неограничивается федеральным уровнем. Россия – это федерация. Выборы на уровнесубъектов и местном уровне гарантируются конституцией. Субъекты принимаютуставы (конституции) и законы, которые призваны создать представительные органывласти в субъектах.
На примере Сахалинскойобласти, автор покажет, как закрепляется право граждан на уровне субъектов.Прежде всего, необходимо будет рассмотреть устав Сахалинской области и ФедеральныйЗакон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти Российской Федерации».
Согласно закону, власть всубъекте делится на законодательную, исполнительную и судебную. Право граждан научастие в делах РФ подтверждается частью 2, статьи 1 закона «Об общих принципахорганизации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти Российской Федерации»: «Органы государственной властисубъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие вуправлении делами государства».[20] Реализуется это правопутём избрания депутатов законодательного органа субъекта РФ. В случае сСахалинской областью – это Сахалинская областная дума. Она состоит из 28депутатов, 14 из которых избирается по мажоритарной системе, и 14 по спискамкандидатов, выдвинутые избирательными объединениями.[21]
До 2004 года, в субъектахРФ, граждане могли выбирать главу субъекта.
Сейчас же право выбиратьглаву региона возложено на Президента РФ, по предложению партии, получившейнаибольшее количество мандатов в представительном органе субъекта РФ. Несмотряна то, что Президент и законодательный орган выбирается населением, такаяпроцедура принятия глав субъекта почти исключает воздействие населения напринятие ими решений.
Местное самоуправление
Глава 8 конституции РФдаёт следующее определение местному самоуправлению: «Местное самоуправлениеобеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения,владения пользования и распоряжения муниципальным имуществом».[22]
Стоит отметить, что хотяместное самоуправление и отделено от государственных органов власти, оно никоимобразом не отделено от государства.
Та же глава конституцииопределяет способы осуществления местного самоуправления: референдум, выборы,другие формы прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местногосамоуправления. Как видно перечень открытый. ФЗ «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» его раскрывает и дополняет.
Так же право на участие вместном самоуправлении может гарантировать устав (конституция) субъекта РФ.Устав Сахалинской области так это раскрывает: «В Сахалинской области всоответствии с Конституцией Российской Федерации признается и гарантируетсяместное самоуправление».[23]
Устав городаЮжно-Сахалинска так закрепляет право на местное самоуправление: «Местноесамоуправление составляет одну из основ конституционного строя РоссийскойФедерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территорииРоссийской Федерации.
Местное самоуправление вгородском округе — форма осуществления населением городского округа своейвласти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральнымизаконами и законами Сахалинской области, самостоятельное и под своюответственность решение населением города Южно-Сахалинска непосредственно ичерез органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя изсобственных интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».[24]
Непосредственно,рассматриваемое право проводится в жизнь через следующие виды осуществленияместного самоуправления.
Местный референдум –аналог всероссийского, только в местных масштабах. Его отличает и процедураназначения. Согласно уставу города Южно-Сахалинск вопрос о референдуме можетбыть выдвинут инициативной группой граждан или общественным объединением. Этообеспечивает наибольший учет интересов граждан.
Выборы – необходимы дляформирования представительных органов власти и избрания главы района.
Сход граждан – впоселениях численностью менее 100 человек, обладающих избирательным правом сходзамещает представительный орган власти. Оно и понятно, так как формироватьорганы было бы накладно.
Территориальноеобщественное самоуправление – самоорганизация граждан по месту их жительства начасти территории поселения для самостоятельного и под свою ответственностьосуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Такоесамоуправление имеет место быть, когда территория городского округа включает всебя несколько сёл или деревень.
Публичные слушания –необязательны. Они проводятся для лучшего взаимодействия власти и людей.
Собрание граждан –проводится на части территории, для обсуждения вопросов местного значения.Примечательно, что к примеру устав Южно-Сахалинска даёт право участвовать всобрании гражданам, достигшим 16-летнего возраста.[25]
Конференция граждан –проводится для обсуждения вопросов местного значения а также для информирования населенияо деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местногосамоуправления.
Опрос – проводится навсей территории или на части территории для выявления мнения населения и его учета при принятиирешений органами местного самоуправления и должностными лицами местногосамоуправления, а также органами государственной власти.
Обращения граждан ворганы местного самоуправления.
Правотворческаяинициатива граждан – право граждан вносить в органы местного самоуправленияпроекты правовых актов по вопросам местного значения.
Отзыв депутата или главырайона – допускаемая на местном уровне возможность отозвать представителянарода. Это право очень важно, так как оно позволяет контролировать органывласти. Рассматривая вопрос о снятии депутатов на других уровнях власти, авторнашел только проект закона о выборе депутатов госдумы. Видимо это связано стем, что сейчас депутаты идут от партии, а значит и отзывать надо партию.
Так же за гражданамипризнаются и другие формы самоуправления, не противоречащие закону, т.е. списокоткрытый.
Автор считает, что былобы большой ошибкой рассматривать законодательное закрепление право науправление государством только с позиции закрепления права, ведь если угражданина появляется право, то у определённых лиц появляется обязанность непрепятствовать осуществлению права или даже помогать в его осуществлении. Такимобразом, необходимо рассмотреть, как это право охраняется нормами другихотраслей права.
Кодекс обадминистративных правонарушениях выделяет главу, которая называется:«Административные правонарушения, посягающие на права граждан». Рассматриваемоеправо защищают статьи с 5.1 по 5.25.[26] Данные нормы призваны назащиту конституционного права.
Уголовный кодекс выделяетглаву, посвященную конституционным правам граждан. Права управлениягосударством непосредственно касаются статьи: 141 – Воспрепятствованиеосуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, 141.1 –Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата,избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативнойгруппы по проведению референдума, иной группы участников референдума, 142 –Фальсификация избирательных документов, документов референдума, 142.1 –Фальсификация итогов голосования.[27] Все эти деяния уголовнонаказуемы и призваны защитить право граждан на участие в управлении деламигосударства.

 
2.2 Проблемы вреализации права граждан на участие в делах РФ и пути решения
Как автор уже написалвыше, право на управление государством было бы ненужно, если бы отсутствоваласоциальная несправедливость.
Однако провозгласить этоправо, не означает, что в государстве все будет хорошо. Сегодня мы сталкиваемсяс тем, что несмотря на обещания хорошей жизни, наша власть ничего непредпринимает. И это не голословное заявление. «Партия власти» в 2007 годуобещала: создание благоприятных условий для всех реально работающих в Россиипредприятий; восстановлении экономического единства страны, ее интеграции вмеждународную транспортную систему; особое внимание будет уделятьсястроительству федеральных трасс и реконструкции дорог, развитиюжелезнодорожных, воздушных и водных путей сообщения; развитие агропромышленногокомплекса; в результате значительного повышения пенсий и заработной платы,снижения инфляции (в 2011 году до 5 процентов) Россия окончательно перестанетбыть страной бедных людей; сокращение численности населения России будетостановлено и т.д.
Имея более 60% голосов вгосударственной думе к 2011 году мы имеем: уменьшение в 1 квартале 2011 годанаселения на 54 тысячи человек, а за этот же период 2010 на 35 тысяч человек;[28] В Российской Федерации 4 млн.бомжей, 3 млн. нищих, 3 млн. уличных и привокзальных проституток, примерно 1,5 млн.российских женщин “работают” на панели стран Европы и Азии. 6 млн. российскихграждан страдают душевными расстройствами, 5 млн. — наркоманы, более 6 млн.болеют СПИДом. Каждый день в Российской Федерации производится 10 тысячабортов, 7 миллионов браков в РФ бездетные. Совершается более 80 тысяч убийствв год. В дорожно-транспортных происшествиях гибнет около 30 тысяч человек.Около 100 тысяч россиян гибнет ежегодно от наркотической передозировки.Ежегодно в России совершают преступления около 3 миллионов человек. Заключенныхв стране свыше 1 миллиона — больше, чем в СССР в период сталинских репрессий.РФ занимает по показателю репрессивности правоохранительной системы первоеместо в мире — 800—810 заключенных на 100 тысяч населения.[29]
Можно и дальшепродолжать, но это не затрагивает проблемы курсовой работы. Больше представляетинтерес, а как же с этим бороться? Первым шагом думается, стало бызаконодательное установление барьера на распределение депутатских мандатов вгосударственной думе для одной партии в пределах 49-50%. С одной стороны этобудет ущемлением рассматриваемого права, но с другой в современномдемократическом государстве должен быть диалог между большинством именьшинством. В рамках де сегодняшней системы распределения мест в госдуме идётдиктатура большинства. Да и сама процедура выборов и подсчета голосов вызываетвопросы. В современном обществе найти информацию о нарушениях не составляеттруда. Однако как показывает судебная практика, за явные нарушения наказанияочень мягкие или их нет. К примеру, Бюллетень судебной практики поизбирательным делам Свердловского областного суда за 2008 год.[30]О том как проводится фальсификация можно увидеть на видео по следующему адресу:sakhalin.tv/movie/14462/.
Это «капля в море». По концепции, предлагаемой автором,договариваться большинству придется. А это в свою очередь может лучше отразитьсяна жизни граждан. И автор в этом мнении не одинок. В 2010 году ЛДПР уже вносилаподобное предложение.[31]
В связи с затронутойпроблемой фальсификации выборов, стоит взглянуть на статью 142 УКРФ. Эта статьяпредполагает штраф или реальный срок. По мнению автора, эта неправильнаяпрактика. В условиях построения демократии за фальсификацию должен человексидеть. Примером же мягкого наказания может быть дело, рассмотренное А. Орловымв статье «Расследование фальсификации избирательных документов».[32]
Совет Федерации. СФстроится по следующему принципу: один депутат идет от представительного органасубъекта, другой от исполнительного органа. Граждане РФ таким образом косвенномогут повлиять на выбор 1 депутата и почти не имеют возможности выбиратьвторого. Автор считает, что такое формирование Совета Федерации являетсянедемократичным. Прежде всего, что от представительного органа властивыдвигается кандидатура партией, набравшей большинство. А это плохо сказываетсяна качестве принятия решений Советом Федерации. Кто же заседает в нём, покажетстатистика: «Если обобщать результаты Единых дней голосования 14 марта и 10октября 2010 года, то средний результат полученный партиями в 2010 годувыглядит следующим образом: «Единая Россия» — 52,42%, КПРФ – 18,53%, ЛДПР –11,64%, СР – 12,50%».[33]
«Партия «Единая Россия»лидирует на выборах в региональные собрания 12 регионов, однако нынешниерезультаты единороссов значительно уступают показателям думских выборов 2007года. Так, в Коми ЕР уступила сама себе почти 16% (41,7% против 57,4% 2007года), в Кировской отставание от думских выборов составило почти 19% (36,7%против 55,4%), в Курской – 18%, в Нижегородской – 17,6% (43% против 60,6%), вОренбургской – 18,8% (41,5% против 60,3%), в Тверской – почти 20% (39,8 против59,7%), в ХМАО – 22% (44% против 66%). Исключением оказалась Тамбовскаяобласть, отметил политолог Михаил Тульский: регион продемонстрировал12-процентный рост по сравнению с думской кампанией 2007 года».[34]
Решением этой проблемымогло бы быть избрание сенатора в верхнюю палату парламента гражданами субъектаво время выборов в представительный орган субъекта. Но это формирование тогдатолько 50% Совета Федерации.
Важным шагом, дляреализации права граждан на участие в делах государства будет возвращениевыборов глав субъектов. И заодно можно выбирать второго сенатора. Отменавыборов губернаторов была, по мнению автора, глупой затеей. «Эти меры объясняются,по официальной точке зрения, необходимостью повышения ответственности властиперед обществом. Считается, что до реформы избирательной системы главы регионовимели неограниченную власть, при этом нигде не были прописаны их обязанности.Еще не было прецедентов, когда губернатор был отозван досрочно. Теперь же, вслучае неэффективной работы губернатора, его можно будет переизбрать.Основаниями для отстранения глав исполнительной власти на местах может статьненадлежащее исполнение обязанностей или просто утрата доверия президента».[35]Однако претенденты на должность губернатора вносятся областной думой, в которойизвестное большинство. Соответственно президент вносит кандидатов нарассмотрение областной думой, которые наверняка чем-либо обязаны. Конечно всеэто звучит голословно, однако автор считает это единственным рациональнымобъяснением экономико-социальной обстановке в стране.
Таким образом уже есть 4пути решения проблем: барьер в государственной думе, выборность губернаторов исенаторов Совета Федерации, ужесточение наказания за фальсификацию выборов.Однако для полноценной реализации права граждан на участие в делах РФ этогобудет мало.
По мнению автора, выборыв регионах должны проходить по спискам кандидатов от избирательных объединений.Такое формирование поможет учитывать проблемы районов в большей степени, чемэто происходит сейчас. Выборы же по мажоритарной системе стоит оставить толькона уровне Государственной Думы.
Президент. К выборампрезидента не было бы претензий, если бы не озвученная недавно нашимпрезидентом концепция «партийного президента».
«Я считал до поры довремени, что, наверное, это благо, что президент — беспартийный, но я неуверен, что так будет всегда, я даже, скорее, уверен в обратном, я считаю, чторано или поздно президент все-таки должен быть партийным», — сказалМедведев, выступая на встрече с молодыми парламентариями.[36]
Однако авторпридерживается другого мнения. Принадлежа к какой либо партии, президент будетморально связан с её интересами, а интересы политической партии – это и захвати удержание власти. Являясь партийным, мы получим сращивание законодательной иисполнительной властей.
Главы районов. Последнеевремя в СМИ появилась информация о том, что практику назначения губернаторамимэров городов будут распространять повсеместно. Это в свою очередь очередноеущемление права граждан. Назначаемый мэр более не будет связан предвыборнымиобещаниями с жителями города, что хотя бы с моральной точки зрения развяжет емуруки. По мнению автора – этого нельзя допускать. Хотя мнение власти на этупроблему иное – по мнению некоторых лиц в РФ, назначение мэров будетспособствовать предотвращению конфликтов между властями муниципальных районов исубъекта. Назначение мэра будет также противоречить принципу независимостимуниципальной власти.
Проблема разделениявластей. По конституции власть в РФ делится на законодательную, исполнительнуюи судебную. Конкретное содержание принципа разделения властей состоит вследующем: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься толькозаконодательным (представительным) органом; исполнительная власть должна заниматьсяв основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, бытьподотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту; междузаконодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен балансполномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всейполноты власти на одного из них; судебные органы независимы и в пределах своейкомпетенции действуют самостоятельно; ни одна из трех властей не должнавмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другойвластью; споры о компетенции должны решаться только конституционным путем ичерез правовую процедуру, т. е. Конституционным Судом; конституционная системадолжна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумядругими, т. е. содержать взаимные противовесы для всех властей.[37]
Однако этот принцип неучитывает такого явления, как дружба. Именно она, а так же родственные связи иматериальный интерес подчас могут помочь и фальсификации выборов и уходу отответственности. В России это всё обзывается одним термином – коррупция. Покаона будет процветать, порядка в осуществлении прав ожидать не придётся. А в союочередь, по словам президента, в России коррупция имеет сверхъестественныеобъемы и «абсолютно разнузданные формы».[38]По уровню коррумпированности государственного сектора Россия заняла 146-е местоиз 180 в ежегодном докладе международной общественной организации TransparencyInternational (TI).[39]
Методы борьбы скоррупцией разнообразны. Однако и они не будут эффективны, как и всепредложенные автором решения проблем без самого главного элемента –гражданского общества. Гражданское общество представляет собой системусамостоятельных и независимых от государства общественных институтов иотношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов ипотребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной,культурной и духовной сфер.
Именно гражданскийконтроль через митинги, забастовки и иные формы непосредственноговолеизъявления, в том числе и высокая явка на выборы может помочь изменитьситуацию в стране в лучшую сторону. Это и будет реализация смысла права науправления государством.

 
Заключение
Итак, законодательствоРоссийской Федерации даёт достаточно широкое по объёму право гражданам Россиина участие в делах государства. Принципы и его содержание соответствуют мировойтенденции в этой области права. Конечно, замечаются тенденции на егосокращение. Продвигается это под различными лозунгами, чаще всегоцелесообразности, однако целесообразность не может быть причинной попиратьестественные права человека. По мнению автора, основная проблема в реализацииэтого права – это очень слабая гражданская позиция граждан государства. Было быжелание, можно и горы свернуть. А слабая гражданская позиция тянет за собой всеостальные проблемы, которые обозначил автор и которые надо решать: коррупция,фальсификация выборов, разделение властей, реформа процедуры формированияФедерального Собрания.
А примером того, чтосильная гражданская позиция помогает в реализации права на управлениегосударством, может служить история Европы со времён Возрождения.
Для того, чтоб реализацияправа на участие в делах РФ была полноценной, чтоб начали решатьсясоциально-экономические проблемы, каждый гражданин РФ должен отстаивать своиинтересы, ходить на выборы и сам участвовать в них.

Список используемыхисточников
 
Нормативный материал
1. КонституцияСША [электронный ресурс] от 1787 года Режим доступа:www.pseudology.org/state/Cons_usa.html
2. Билль оправах [электронный ресурс] от 1791 года Режим доступа:www.pseudology.org/state/Cons_usaAM.htm
3. КонституцияФранции [электронный ресурс] от 1958 года Режим доступа:worldconstitutions.ru/archives/138
4. Основнойзакон ФРГ [электронный ресурс] от 1949 года Режим доступа:vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/BRD.HTM
5. ЗАКОН ОВЫБОРАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРЕЗИДЕНТА ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ [электронный ресурс] от25 апреля 1959 года Режим доступа: constitutions.ru/archives/4133
6. Всеобщаядекларация прав человека[электронный ресурс] от 1948 Режим доступа: годаhttp://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
7. КонституцияРФ [электронный ресурс] от 12 декабря 1993 года Режим доступа:www.consultant.ru/popular/cons/1_2.html#p201
8. О выборахдепутатов государственной думы федерального собрания Российской Федерации от 18мая 2005 года [электронный ресурс] Федеральный Закон Режим доступа:base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=110938;fld=134;dst=4294967295;from=89729-0
9. О референдумеРоссийской федерации [электронный ресурс] Федеральный Конституционный Закон от28 июня 2004 года. Режим доступа: www.rg.ru/2004/06/30/referendum-zakon.html
10.  Об основных гарантиях избирательныхправ и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации [электронныйресурс] Федеральный Конституционный Закон от 12 июня 2002 года Режим доступа: nalog.consultant.ru/doc111402.htm
11.  Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти Российской Федерации от 29 ноября 2007 года [электронный ресурс] ФедеральныйЗакон от 29 ноября 2007 года Режим доступа: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=113312;fld=134;dst=4294967295;from=84647-
12.  Устав Сахалинской области[электронный ресурс] от 9 июля 2001 Режим доступа: годаhttp://constitution.garant.ru/region/ustav_sahalin/chapter/3/
13.  Устав городского округа «ГородЮжно-Сахалинск» [электронный ресурс] от 22 февраля 2006 года Режим доступа:www.protown.ru/russia/city/articles/articles_1181.html
14.  Кодекс об административныхправонарушениях года [электронный ресурс] от 30 декабря 2001 Режим доступа: www.consultant.ru/popular/koap/13_6.html#p480
15.  Уголовный кодекс РФ [электронныйресурс] от 13 июня 1996 года Режим доступа: www.consultant.ru/popular/ukrf/10_27.html#p1739
Судебная практика
16. Свердловскийобластной суд [электронный ресурс] Режим доступа: www.ekboblsud.ru/sudpr_det.php?srazd=5&id=54&page=2
Специальная литература
17.  Фонтанка.ру [электронные СМИ] Режимдоступа: www.fontanka.ru/2011/05/20/143/
18.  Ящик Пандоры. [электронные СМИ] Режимдоступа: pandoraopen.ru/2010-08-08/rossiya-v-cifrax/
19.  Лента.ру[электронные СМИ] Режимдоступа: lenta.ru/news/2010/04/04/duma/
20.  КПРф – официальный сайт [электронныеСМИ] Режим доступа: www.kprfnsk.ru/inform/analytics/14737/
21.  Газета.ру [электронные СМИ] Режимдоступа: www.gazeta.ru/politics/2011/03/14_a_3554241.shtml
22.  Избиратель.ру [электронные СМИ] Режимдоступа: izbiratel.ru/vyboryros/2006/10/05/otmena.html
23.  РИАНОВОСТИ [электронные СМИ] Режимдоступа: ria.ru/politics/20110513/374065184.html
24.  Newsland [электронные СМИ] Режим доступа: www.newsland.ru/news/detail/id/699001/cat/42/
25.  MSN Россия [электронные СМИ] Режимдоступа: news.ru.msn.com/world/article.aspx?cp-documentid=150932196
26.  С. Нефедов История Нового времени.Эпоха Возрождения. [электронныйресурс] Режим доступа: www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/nefed/01.php
27.  Аристотель. Политика. Книга третья.[электронный ресурс] Режим доступа: www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/aristot/03.php
28.  М.И. Абдулаев Учение Канта о праве игосударстве. [электронный ресурс] Режим доступа: law.edu.ru/article/article.asp?articleID=146976
29.  О. Лейст История политических иправовых учений.[электронный ресурс] Режим доступа: www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Leist/_15.php
30.  Платон. Государство. [электронныйресурс] Режим доступа: lib.rus.ec/b/177155/read
31.  В.И. Червонюк Конституционное правоРоссии.[ электронный ресурс] Режим доступа: www.juristlib.ru/book_627.html
32.  В.Н. Хропанюк Теория государства иправа.[ электронный ресурс] Режим доступа: narod.ru/disk/12652080000/406313.zip.html
33.  Е.И. Козлова, О.Е. КутафинКонституционное право России. [электронный ресурс] Режим доступа: findref.ru/load/63-1-0-987