Конституционное Собрание: предназначение, дискуссии о природе, составе, организации работы

ГОУВПО Орловский Юридический Институт МВД РФ
КурскийФилиал
КафедраОПД
Курсоваяработа
Подисциплине Конституционное право РФ
натему «Конституционное Собрание: предназначение, дискуссии о природе, составе,организации работы»
Выполнила студентка 1курса
Тригуб Ольга
Проверила преподаватель
кафедры ОПД, подполковник
милиции Потопахина О.Н.
Курск
2009

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. НАЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ ПОКОНСТИТУЦИИ РФ. ДИСКУССИИ О МЕСТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙВЛАСТИ РФ
2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОСТАВУ И ПОРЯДКУ ФОРМИРОВАНИЯКОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫКОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ
3.1 Организационно-техническое, финансовое иматериальное обеспечение
3.2 Аппарат Конституционного Собрания
3.3 Председатель Конституционного Собрания
3.4 Заместители Председателя КонституционногоСобрания
3.5 Президиум Конституционного Собрания
3.6 Секции Конституционного Собрания
3.7 Рабочая группа Конституционного Собрания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Введение
Конституцияявляется важнейшим законом общества и государства. Она определяет правовойстатус государства, правовой статус человека и гражданина, системугосударственной власти. Поскольку нормы Конституции имеют базовый,основополагающий характер, она не должна быть подвержена постоянным изменениям.Стабильность Конституции является важнейшим условием режима законности,устойчивости правовой системы и государственного механизма, факторомопределённости в отношениях между личностью и государством.
Конституция —не только и не столько Основной Закон: в самом широком смысле — этополитико-правовой механизм или механизм ограничения (упорядочения) властиправом. В ряде стран принят и действует Основной Закон как отдельныйнормативный акт; в иных — это целый набор актов, чаще — конституционных(органических) либо простых законов; иногда же для закрепления нормконституционного содержания служат судебные прецеденты, правовые обычаи,религиозные догмы.
Стабильностьявляется одной из характерных черт Конституции Российской Федерации.Стабильность Конституции выражается в особом, усложнённом порядке принятия ипересмотра Конституции Российской Федерации, принятия конституционных поправок
Вместе с темстабильность Конституции не означает её неизменности. Конституция должнаотражать изменения в тех отношениях, которые она регулирует. Сочетаниестабильности и динамизма, своевременное принятие конституционных поправокпозволяет сохранить реальность Конституции.
Вопрос оКонституционном Собрании актуален в силу того, что после уже многих летсуществования действующей Конституции Российской Федерации становитсядостаточно очевидным то, что Конституция несовершенна и нуждается во многихпоправках. Но если их количество будет весьма большим, целесообразнее принятьновый Основной Закон государства, а это весьма затруднительно при отсутствиифедерального конституционного закона о Конституционном Собрании. Немаловажноеще и то, что действующую Конституцию нередко называют Конституцией переходногопериода, который не может продолжаться нескончаемо долго. И если придет черед«постоянной» Конституции, предварительно должны быть устранены формальныетрудности на пути ее принятия.
Цель работыпо выбранной мною теме состоит в том, чтобы определить место КонституционногоСобрания в системе публичной власти, рассмотреть вопросы о составе, порядкеформирования, и об организации его работы.
В современнойконституционно-правовой литературе вопросы природы Конституционного Собрания разработаныв малой степени
Задачи,поставленные передо мной при написании курсовой работы:
1. Определитьназначение Конституционного Собрания;
2.Рассмотреть дискуссии о его месте в системе публичной власти;
3.Определитьсостав и порядок формирования Конституционного Собрания, организацию егоработы.
При написанииданной работы использовались нормативно-правовые источники, статьи ученых,учебники и справочные пособия, основном на законопроект Шишкиной О.Е.
Работасостоит из введения, основной части, охватывающей три основных вопроса,заключения и списка используемой литературы.

1. НАЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГОСОБРАНИЯ ПО КОНСТИТУЦИИ РФ. ДИСКУССИИ О МЕСТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯВ СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ РФ
Пошло второедесятилетие действия Конституции РФ, но, как ни удивительно, вопросы природыКонституционного Собрания не очень разработаны в конституционно-правовойлитературе. В основном все ограничивается отдельными статьями в комментариях кКонституции РФ, а также в периодических изданиях
ПринятиеФедерального конституционного закона «О Конституционном Собрании» предусмотренодействующей Конституцией Российской Федерации. Статья 135 говорит о том, чтоесли предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будетподдержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации идепутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционнымзаконом созывается Конституционное Собрание: оно либо подтверждает неизменностьдействующей Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ.Проект Конституции принимается двумя третями голосов от общего числа членовКонституционного Собрания или выносится на всенародное голосование. [1]
Но пониманиеуказанных положений как способа подведения итогов голосования исходя из общейсуммы голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думыпротиворечит Конституции Российской Федерации, т.к Федеративное устройствоРоссийской Федерации обусловливает двухпалатную структуру Федерального Собранияи значительную самостоятельность Совета Федерации и Государственной Думы поотношению друг к другу. В своей организации и деятельности они призваныотразить разные стороны народного представительства в Российской Федерации — прямое представительство населения и представительство субъектов РоссийскойФедерации. Различна и их компетенция.[2] КонституционноеСобрание должно созываться в соответствии с Федеральным конституционным законом«О Конституционном Собрании». Несмотря на достаточно большой периодвремени, прошедший после вступления в силу Конституции Российской Федерации,названный закон еще не принят. В Государственной Думе был разработан вариантзаконопроекта, который после вялотекущего процесса его обсуждения в концеконцов палата отклонила. Далее был разработан еще один проект, который вносилсяна рассмотрение палаты депутатами от нескольких фракций, но в свое время не былобсужден, а теперь не имеет определенной перспективы;
Порядокдеятельности Конституционного Собрания также должен быть урегулированФедеральным конституционным законом «О Конституционном Собрании» всоответствии со статьёй 135 Конституции Российской Федерации. Должны бытьопределены срок полномочий и деятельности, внутренняя структура, порядокорганизации работы Конституционного Собрания, порядок разработки проектаКонституции Российской Федерации, порядок принятия решения о принятииКонституции Российской Федерации, о вынесении её проекта на референдум. Долженбыть решён вопрос о председательстве, причём председательствующим может бытьили определённое должностное лицо (например, Президент Российской Федерации поаналогии с Конституционным Совещанием, или председатели палат ФедеральногоСобрания, как в некоторых законопроектах), или Председатель, избираемый самимКонституционным Собранием. Некоторые вопросы деятельности КонституционногоСобрания уже урегулированы статьёй 135 Конституции, статьёй 11 Федеральногоконституционного закона «О референдуме Российской Федерации».Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность действующей КонституцииРоссийской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции РоссийскойФедерации (при этом не ясно, обязательны ли для Конституционного Собранияпредложения, одобренные тремя пятыми голосов от общего числа членов СоветаФедерации и депутатов Государственной Думы). Проект Конституции РоссийскойФедерации может быть либо принят двумя третями голосов от общего числа членовКонституционного Собрания, либо вынесен на всенародное голосование (референдум)большинством от общего число его членов¹. Непринятие КонституцииРоссийской Федерации или решения о вынесении её проекта на референдум означаетподтверждение неизменности Конституции Российской Федерации.
Имеющиесяпроекты предусматривают такие процедуры, которые заведомо делают труднореализуемым и созыв Конституционного Собрания, и достижение результатов егоработы.
В законопроектепод редакцией Шишкиной О.Е. уточняется конституционно-правовая(государственно-правовая) природа Конституционного Собрания. Предлагается егополное наименование «Конституционное Собрание Российской Федерации» иопределяется его статус как учредительного органа государственной властиРоссийской Федерации. Эти положения не отражены в действующей КонституцииРоссийской Федерации, а без них трудно понять природу данного органа. Вместе стем эти положения не противоречат действующей Конституции, а логически вытекаютиз нее: не может принять новую Конституцию орган, не являющийся по статусуорганом государственной власти. Подобная характеристика КонституционногоСобрания не противоречит ст. 10 и 11 действующей Конституции. Хотя, говоря оразделении властей в Российской Федерации и называя органы, осуществляющиегосударственную власть в нашей стране, эти статьи не упоминают КонституционноеСобрание, это совсем не значит, что они исключают его из числа тех, ктоосуществляет государственную власть: просто в названных статьях речь идет опостоянном процессе осуществления государственной власти, а КонституционноеСобрание — орган одноцелевого назначения. Именно в этом отражена характернаячерта Конституционного Собрания как учредительного органа государственнойвласти.

2.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОСТАВУ И ПОРЯДКУ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ
Ввышеназванном проекте предлагается относительно небольшая (300 человек)численность Конституционного Собрания, а также такой порядок его формирования,который позволяет учесть существующий в России баланс интересов, т.е. включитьтри группы членов Конституционного Собрания — по должности, по избранию и поназначению. Членами Конституционного Собрания могут быть граждане РоссийскойФедерации, обладающие активным избирательным правом, а в случаях, определенныхнастоящим Законом, также достигшие определенного возраста… Недопускается вхождение в состав Конституционного Собрания одного и того же лицапо различным основаниям.
По должностив Конституционное Собрание должны войти Президент РФ, Председатель, заместителиПредседателя, руководители комитетов Совета Федерации, Председатель,заместители Председателя, руководители фракций и депутатских групп,председатели комитетов Государственной Думы, Председатель и заместителиПредседателя Правительства РФ, Председатели Конституционного Суда, ВерховногоСуда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, ПредседательЦентральной избирательной комиссии РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ.Вхождение перечисленных лиц в состав Конституционного Собрания позволяет имотражать интересы соответствующих федеральных органов государственной власти вКонституционном Собрании, подключать свои мощные и квалифицированные аппараты кразработке новой Конституции. Особо следует отметить, что включение в переченьчленов Конституционного Собрания по должности Президента РФ, председателейвысших судов Федерации, Генерального прокурора РФ и Уполномоченного по правамчеловека в РФ является предпосылкой обеспечения направленности новойКонституции на защиту прав и свобод граждан. В свою очередь вхождение в кругчленов Конституционного Собрания руководителей фракций и депутатских группГосударственной Думы предполагает учет влияния имеющихся политических партий идвижений. Лица, входящие в состав Конституционного Собрания по должности,осуществляют полномочия членов Конституционного Собрания, не прекращаявыполнения основных служебных обязанностей.
В составКонституционного Собрания предлагается, далее, включить по два представителя поизбранию от каждого субъекта Российской Федерации. В принципе это означает, чтопо численности наибольшее число членов Конституционного Собрания будет отсубъектов Российской Федерации, что логично для федеративного государства. Рольсубъектов Российской Федерации существенно увеличивается, позволяяпредставителям всех регионов страны участвовать в процессе подготовки ипринятия новой Конституции. Члены Конституционного Собрания от субъекта РоссийскойФедерации избираются законодательным (представительным) органом государственнойвласти субъекта Российской Федерации на его заседании тайным голосованием наальтернативной основе.
Еслизаконодательный (представительный) орган государственной власти субъектаРоссийской Федерации является двухпалатным, каждая палата избирает по одномучлену Конституционного Собрания.
В качествечлена Конституционного Собрания от субъекта Российской Федерации может бытьизбран гражданин, достигший ко дню избрания возраста 30 лет, проживающийпостоянно или преимущественно на территории соответствующего субъектаРоссийской Федерации.
Предложенияпо кандидатурам в состав Конституционного Собрания от субъекта РоссийскойФедерации могут вноситься депутатами законодательного (представительного)органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностнымлицом (главой высшего исполнительного органа государственной власти) субъектаРоссийской Федерации, отделениями политических партий в субъекте РоссийскойФедерации, иными общественными объединениями, группами граждан.
Порядоквнесения кандидатур в состав Конституционного Собрания от субъекта РоссийскойФедерации, их обсуждения, проведения тайного голосования определяетсязаконодательным (представительным) органом государственной власти субъектаРоссийской Федерации.
ЧленыКонституционного Собрания от субъекта Российской Федерации должны быть избраныне позднее чем за один месяц до начала работы Конституционного Собрания.
По назначениюв состав Конституционного Собрания предлагается включить ученых-юристов,которые смогли бы взять на себя основной труд разработки и шлифовки проектановой Конституции Российской Федерации. Кандидатов предлагают юридические вузыи научные учреждения, кандидатуры рассматривает специальная квалификационнаякомиссия, а утверждаются кандидаты этой группы указом Президента РоссийскойФедерации. При предлагаемом раскладе членов Конституционного Собрания перваягруппа составила бы порядка 75—80 человек — с учетом имеющегося числа комитетовв палатах Федерального Собрания, фракций и депутатских групп в ГосударственнойДуме (оно зависит от конкретного времени, например сейчас в Думе нетдепутатских групп), численность второй группы фиксированная — это на сегодня 166человек при 83 субъектах РФ. Что касается численности третьей группы, онапредлагается не фиксированной, а «плавающей» — в нее включается столькоученых-юристов, сколько требуется, чтобы общая численность членовКонституционного Собрания составила 300 человек: это будет примерно 45—50человек. Такой состав Конституционного Собрания позволил бы объективноотнестись к принятию новой Конституции: первая группа представляла бы интересыгосударства в целом и государственного аппарата (а часть этой группыпредставляла бы в меру и партийно-политические интересы); вторая группапредставляла бы субъекты Российской Федерации; третья группа объединяла бы тех,кто в состоянии довести текст Конституции до юридического совершенства (причемона не должна быть очень большой, результат дается не числом, а квалификациейподобранных ученых-юристов).
Всоответствии с Конституцией Российской Федерации созыв КонституционногоСобрания возможен в случае, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и9 действующей Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числачленов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Предложение опересмотре положений глав 1, 2 и 9 действующей Конституции рассматриваетсяпервоначально Государственной Думой. Инициатор пересмотра положений глав 1, 2 и9 действующей Конституции (далее — инициатор) обязан наряду со своими предложениямипредставить в Государственную Думу проект новой Конституции. Инициатор вправеотразить в проекте не только свои предложения о пересмотре глав 1, 2 и 9действующей Конституции, но и новую редакцию иных положений и норм Конституции.
В случае еслипредложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 действующей Конституцииподдержано Государственной Думой установленным числом голосов, оно поступает нарассмотрение Совета Федерации. К предложению прилагается проект новойКонституции, представленный инициатором.
В случае еслипредложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 действующей Конституции поддержаноСоветом Федерации установленным числом голосов, Совет Федерации принимаетпостановление о созыве Конституционного Собрания и устанавливает дату созыва.
КонституционноеСобрание может быть созвано не ранее трех месяцев и не позднее четырех месяцевсо дня принятия постановления Совета Федерации о его созыве.
Отзывинициатором своего предложения о пересмотре глав 1, 2 и 9 действующейКонституции на любой стадии до принятия постановления Совета Федерации о созывеКонституционного Собрания прекращает все действия и процедуры, связанные спересмотром действующей Конституции Российской Федерации. Отзыв инициаторомсвоих предложений о пересмотре глав 1, 2 и 9 действующей Конституции послепринятия постановления Совета Федерации о созыве Конституционного Собрания неможет быть основанием для прекращения действий и процедур, связанных спересмотром Конституции Российской Федерации и созывом КонституционногоСобрания.
КонституционноеСобрание не может проводиться в период проведения выборов депутатовГосударственной Думы или Президента Российской Федерации. В случае назначенияих досрочных выборов созыв Конституционного Собрания откладывается или его работаприостанавливается на период выборов. Конституционное Собрание должно бытьсозвано либо его работа должна быть возобновлена в срок не более одного месяцапосле начала работы Государственной Думы нового созыва или после вступления вдолжность вновь избранного Президента Российской Федерации.
В случаеобъявления на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военногоили чрезвычайного положения созыв Конституционного Собрания откладывается илиего работа приостанавливается. По истечении трех месяцев после прекращения военногоили чрезвычайного положения Совет Федерации с учетом реального политического,экономического и военного состояния страны принимает постановление о созыве иливозобновлении работы Конституционного Собрания либо об отложении созыва илиработы Конституционного Собрания на три года (36 месяцев). По истечении указанногосрока, исчисляемого со дня принятия постановления Совета Федерации, всепроцедуры, связанные с пересмотром Конституции Российской Федерации, подлежатновому оформлению.[3]

3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ
Предлагаетсяотносительно краткий период работы Конституционного Собрания — 6 месяцев. Этообусловлено рядом факторов. Прежде всего предполагается, что инициаторпересмотра Конституции должен одновременно со своими предложениями представитьтекст проекта новой Конституции. Такая идея уже появлялась в одном думскомварианте законопроекта, и считается правильной. Если этот проект не устроитКонституционное Собрание, оно должно будет оперативно подготовить свой проектновой Конституции. Наконец, относительно недолгий срок — это еще и экономиягосударственных средств.3.1 Организационно-техническое, финансовое иматериальное обеспечение
В течениедесяти дней, следующих за днем принятия постановления Совета Федерации о созывеКонституционного Собрания, Президент Российской Федерации и ПравительствоРоссийской Федерации готовят предложения по вопросам финансового, материальногои организационно-технического обеспечения работы Конституционного Собрания. Приэтом в обязательном порядке определяются объем средств федерального бюджета,выделяемых на проведение Конституционного Собрания, помещения, в которых будутпроходить заседания Конституционного Собрания, работа его должностных лиц иорганов, Аппарата Конституционного Собрания, мероприятия по обеспечениютранспортом и связью Конституционного Собрания, гостиницы для проживанияиногородних членов Конституционного Собрания, порядок их бытового имедицинского обслуживания.
В помещениях,выделяемых для работы Конституционного Собрания и его Аппарата, не могутразмещаться подразделения Администрации Президента Российской Федерации, СоветаФедерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, другихгосударственных органов.
ПредложенияПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации повопросам финансового, материального и организационно-технического обеспеченияработы Конституционного Собрания представляются Организационному комитету.
Послеодобрения предложений Организационным комитетом Президент Российской Федерациипринимает указ, которым:
а)вносит вГосударственную Думу проект федерального закона о выделении средствфедерального бюджета на проведение Конституционного Собрания и внесенииизменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на очереднойгод;
б)разрешаетиные вопросы подготовки, созыва и проведения Конституционного Собрания.
Проект федеральногозакона о выделении средств федерального бюджета на проведение КонституционногоСобрания и внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральномбюджете на очередной год подлежит рассмотрению Государственной Думой впервоочередном порядке и в срок не более десяти дней со дня его внесенияПрезидентом Российской Федерации. Принятый Государственной Думой федеральныйзакон по данному вопросу подлежит рассмотрению Советом Федерации в срок неболее пяти дней со дня его поступления из Государственной Думы.[4]