Конституционные основы организации и деятельности органов Прокуратуры в России

План
Введение
1 Прокуратура РФ. Общие положения
2 Система прокуратуры РФ
3 Прокурорский надзор
Заключение

Введение
С точки зрения новичка визучении юридической науки, Прокуратура РФ для меня тема интересна, понекоторым причинам. Прокуратура не входит в состав власти, она являетсясамостоятельным надзорным органом за всеми резидентами РФ. Принцип единства,которым руководствуются органы Прокуратуры РФ, выражается в том, что действиякаждого прокурора рассматриваются как действия прокуратуры в целом. Этоозначает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующиена территории Российской Федерации, составляют единую систему. Каждый прокурордействует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имениРФ в целом, как единая федеральная система. Независимость органов прокуратурызаключена в том, что они подчинены закону. Они подчиняются Конституции иФедеральному закону «О Прокуратуре РФ». Гласность и открытость деятельностигосударственных органов — непременный признак демократического общества.Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать,передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Врезультате специфической надзорной и следственной деятельности органыпрокуратуры осведомлены о состоянии законности практически во всех сферахправовых отношений.
Всвоей работе я постараюсь, как можно шире раскрыть выбранную мной тему. Так каксчитаю, что эта тема очень важна и актуально в сфере юридической деятельности.

1 Прокуратура РФ.Общие положения
Прокуратура Российской Федерации — единая федеральнаяцентрализованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерациинадзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов,действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иныефункции, установленные федеральными законами.
Вцелях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защитыправ и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересовобщества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзорза исполнением законов федеральными министерствами, государственнымикомитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ,органами местного самоуправления, органами военного управления, органамиконтроля, их должностными лицами, органами управления и руководителямикоммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законамиздаваемых ими правовых актов;
надзорза соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами,государственными комитетами, службами и иными федеральными органамиисполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительнымиорганами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военногоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органамиуправления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзорза исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие;
надзорза исполнением законов судебными приставами;
надзорза исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющихнаказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера,администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовноепреследование в соответствии с полномочиями, установленнымиуголовно-процессуальным законодательством РФ;
координациюдеятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокурорыв соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрениидел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения,приговоры, определения и постановления судов.
ПрокуратураРФ принимает участие в правотворческой деятельности.
Генеральнаяпрокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.
Организацияи порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяютсяКонституцией Российской Федерации, ФЗ «О прокуратуре РФ» и другими федеральнымизаконами, международными договорами РФ. Организация и порядок деятельностиСледственного комитета при прокуратуре РФ определяются также нормативнымиправовыми актами Президента РФ.
Всоответствии с Конституцией РФ прокуратура и законодательство о прокуратуреотносится к исключительному ведению РФ (п. «о» ст. 71). Поэтому всеиные способы и средства нормативной регламентации каких-либо аспектоворганизации и деятельности прокуратуры РФ в случае их противоречия, несоответствиязакону недействительны и не подлежат применению, приостанавливаются илиотменяются в установленном порядке.
Каждыйпрокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовымисредствами их реализации, т.е. вправе и обязан реагировать на выявленныйнезаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется егокомпетенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовыесредства: внесение протеста, представления и др. Такие акты имеют одинаковуюобязательную юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами идолжностными лицами. Вместе с тем принципу единства не противоречитпроцессуальная самостоятельность, которой обладает прокурор как участниксудебного рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел.
2Система прокуратуры РФ
 
Всистему прокуратуры входят:
— Генеральная прокуратура РФ;
— прокуратуры субъектов РФ;
— научные и образовательные учреждения;
— прокуратуры городов и районов;
— военные;
— идругие специализированные прокуратуры.
Созданиеи деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, невходящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.
Верхнююступень в иерархической лестнице системы органов прокуратуры занимаетГенеральная прокуратура РФ. Она возглавляется Генеральным прокурором РФ. Ееструктуру составляют главные управления, управления и отделы, а также Главнаявоенная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.
Систематерриториальных прокуратур РФ соответствует федеративному устройству России.Согласно ст. 5 Конституции РФ Российская Федерация состоит из республик, краев,областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов- равноправных субъектов Российской Федерации. Система территориальных органовпрокуратуры состоит из трех звеньев (уровней):
1)Генеральная прокуратура РФ;
2)прокуратуры субъектов Федерации;
3)районные (городские) прокуратуры. В городах, где районное деление отсутствует,образованы прокуратуры административных округов с приданием им статусапрокуратур районов в городах
Всистему прокуратуры РФ входят также специализированные прокуратуры. К их числуотносятся:
— военные;
— транспортные;
— природоохранные прокуратуры;
— прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовныхнаказаний;
— атакже прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытыхадминистративно-территориальных образованиях и на режимных объектах.
КонституциейРФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» Генеральному прокурору РФ дано право на образование,реорганизацию и ликвидацию органов и учреждений прокуратуры. В соответствии сРегламентом Генеральной прокуратуры РФ, утвержденного приказом Генеральнойпрокуратуры РФ N 67 от 17 апреля 2008 г. принимается решение и порядок обобразовании или реорганизации органов и учреждений прокуратуры, одновременноопределяет их статус.
Назначениена должность Генерального прокурора РФ:
Всоответствии с п. 2. ст. 129 Конституции РФ и настоящим ФЗ Генеральный прокурорРФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации попредставлению Президента РФ.
Согласност. 180 Регламента СФ ФС РФ от 30.01.2002 №33-СФ федеральное собраниерассматривает вопрос о назначении на должность Генерального прокурора РФ втечение 30 дней со дня, следующего за днем получения представления Президента.
Рассмотрениевопроса на заседании Совета Федерации начинается с представления предложеннойПрезидентом кандидатуры на должность Генерального прокурора и выступленияПрезидента РФ или его представителя. Затем председатель Комитета СоветаФедерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросамсообщает результаты предварительного обсуждения кандидатуры, после чеговыступает сам кандидат на должность Генерального прокурора.
Генеральныйпрокурор РФ считается назначенным на должность, если за предложеннуюкандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов СоветаФедерации. Назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерацииоформляется постановлением.
Послеоглашения результатов тайного голосования по кандидатуре, представленнойПрезидентом РФ для назначения на должность Генерального прокурора РФ,Председатель Совета Федерации, как предусмотрено ст. 184 Регламента, приводит кприсяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.
Генеральныйпрокурор РФ приносит присягу, текст которой предусмотрен настоящим ФЗ, вслух,стоя, положив руку на Конституцию РФ.
ПрисягуГенерального прокурора РФ все находящиеся в Зале заседаний Совета Федерациизаслушивают стоя.
Принесениеприсяги удостоверяется личной подписью Генерального прокурора РоссийскойФедерации под текстом присяги с указанием даты ее принесения. Документ остаетсяна хранении в Совете Федерации.
ПредседательСовета Федерации поздравляет Генерального прокурора РФ со вступлением его вдолжность.
Послепринесения Генеральным прокурором РФ присяги звучит Государственный гимн РФ.
Срокполномочий Генерального прокурора — пять лет.
Доистечения срока полномочий Генерального прокурора он может быть освобожден отдолжности Советом Федерации по предложению Президента РФ.
Прокуратурысубъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратурывозглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей изаместителей, образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ(председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и другихпрокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ.
ПолномочияГенерального прокурора Российской Федерации по руководству системой прокуратурыРоссийской Федерации:
1. Всоответствии со ст. 129 Конституции РФ Генеральный прокурор возглавляет всюсистему прокурорских органов, руководит их деятельностью и осуществляетконтроль за ними. Централизация органов прокуратуры выражается в том, что всенижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящему прокурору и Генеральномупрокурору РФ.
Всоответствии с Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ» и Регламентом Генеральнойпрокуратуры РФ (утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17 апреля 2008 г. N67) Генеральным прокурором РФ издаются обязательные для исполнения всемиработниками организационно-распорядительные документы, регулирующие вопросыорганизации и деятельности прокуратуры в целом и по отраслям надзора,исполнения требований законов и иных нормативных актов, личного состава,распределения обязанностей, порядка работы, реализации мер материального исоциального характера.
2.Генеральный прокурор РФ на основании ФЗ «О прокуратуре РФ», Указа Президента РФот 1 августа 2007 г. N 1004 «Вопросы Следственного комитета припрокуратуре Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 30июля 2005 г. N 467 «Об установлении должностных окладов прокурорскихработников органов прокуратуры Российской Федерации» в пределах выделеннойштатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуруГенеральной прокуратуры РФ.
Генеральныйпрокурор РФ в пределах своих полномочий определяет: предельную общую штатнуючисленность и фонд оплаты труда по прокуратурам субъектов Российской Федерациии приравненным к ним прокурорам, включая аппараты и подчиненные прокуратурыгородского и районного звена.
Онпринимает решения по образованию и ликвидации прокуратур городов, районов иприравненных к ним прокуратур, создания и ликвидации отделов в этихпрокуратурах.
В еговедении утверждение структуры аппаратов прокуратур областного звена, включаясоздание, слияние, разделение и ликвидацию управлений и отделов, установление иупразднение должностей первых заместителей, заместителей и старших помощниковпрокуроров по основным направлениям прокурорской деятельности.
Генеральныйпрокурор решает вопрос зачисления в резерв Генеральной прокуратуры РФ штатныхединиц, высвободившихся в результате изменения штатных расписаний.
Данныеполномочия реализуются организационно-распорядительными документамиГенерального прокурора, в частности, такими приказами, как: «О порядкереализации организационно-штатных полномочий в системе прокуратуры РоссийскойФедерации» N 8 от 29 января 1999 г., «Об основных направлениях работыс кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации» N 66 от 11 ноября1996 г., «О внесении изменений в статистическую отчетность о работе спрокурорско-следственными кадрами» N 162-ш от 15 декабря 1999 г., «Обутверждении Положения об аттестации работников органов и учреждений прокуратурыРоссийской Федерации» N 74 от 30 октября 1998 г. и другими.
3.Научные и образовательные учреждения системы прокуратуры Российской Федерацииявляются ее органичным элементом. В их задачи входит осуществление научныхисследований актуальных проблем прокурорского надзора, борьбы с преступностью,укрепления правопорядка, повышение профессиональной квалификации прокурорских иследственных работников. На основании настоящего ФЗ и Регламента Генеральнойпрокуратуры РФ Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает отдолжности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системыпрокуратуры РФ и их заместителей, что обусловлено непосредственной связью сорганами прокуратуры, функционированием в рамках единого ведомства.
Вэтих целях Генеральным прокурором РФ издаются организационно-распорядительныедокументы, которыми назначаются руководители научных и образовательныхучреждений Генеральной прокуратуры.
4. Орезультатах деятельности органов прокуратуры Генеральный прокурор РФ регулярноинформирует государственные органы, средства массовой информации, широкие слоинаселения. Ежегодно им представляется доклад о состоянии законности иправопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению Государственной Думеи Совету Федерации Федерального Собрания РФ и Президенту РФ.
 
3.Прокурорский надзорНадзор за исполнениемзаконов.
Предметомнадзора являются:
·   соблюдениеКонституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих натерритории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственнымикомитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,представительными (законодательными) и исполнительными органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, атакже органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческихорганизаций;
·   соответствиезаконам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными внастоящем пункте.
Проверкиисполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратурыинформации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Вцелях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихсяпротивоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменнойформе должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправныхдеяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителямобщественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение онедопустимости нарушения закона.
Вслучае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении,должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено кответственности в установленном законом порядке.Надзор за соблюдениемправ и свобод человека и гражданина.
Предметнадзора
Предметомнадзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральнымиминистерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральнымиорганами исполнительной власти, представительными (законодательными) иисполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления, органами военного управления, органами контроля, ихдолжностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческихи некоммерческих организаций. Органы прокуратуры не подменяют иныегосударственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдениемправ и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственнуюдеятельность организаций.
Вслучаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характерадминистративного правонарушения, прокурор возбуждает производство обадминистративном правонарушении или незамедлительно передает сообщение оправонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны,рассматривать дела об административных правонарушениях.
Вслучае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядкегражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья,возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражномсуде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительногочисла граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особоеобщественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде илиарбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Надзорза исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие.
Предметнадзора
Предметомнадзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленногопорядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях,выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а такжезаконность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие.
УказанияГенерального прокурора Российской Федерации по вопросам дознания, не требующимзаконодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
Надзор за исполнениемзаконов Администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание иназначаемые судом меры принудительного характера, администрациями местсодержания задержанных и заключенных под стражу
Предметнадзора
Предметомнадзора являются:
·         законностьнахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения,исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание имеры принудительного характера, назначаемые судом;
·         соблюдениеустановленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностейзадержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерампринудительного характера, порядка и условий их содержания;
·         законностьисполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Заключение
Наданную тему говорить можно очень много. У такого надзорного органа какПрокуратура Российской Федерации довольно-таки обширный род деятельности. Ясчитаю, что данную мне тему, для написания контрольной работы, я раскрыла настолько,насколько это возможно в рамках данного предмета. Эта тема довольно-такиинтересна мне как будущему специалисту в юриспруденции. Прокуратура являетсяведущим органом в Российской Федерации в соблюдении российского законодательства.Так же надзорным органом за соблюдением прав и свобод граждан; прав иобязанностей задержанных, заключенных под стражу лиц, находящихся в местахлишения свободы.
Ясчитаю, что в нашей стране система органов Прокуратуры развита не в полнуюсилу, по причине не хватки персонала, возможно с нехваткой финансовых средствна содержания такой огромной системы.

Списокиспользуемой литературы
1. Конституция Российской Федерации от12.12.1993 г.
2. Федеральный закон «Опрокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1. (с последующимиизменениями и дополнениями).
3. Постановление Правительства РФ от30 июля 2005 г. N 467 «Об установлении должностных окладов прокурорскихработников органов прокуратуры Российской Федерации».
4. Постановление СФ ФС РФ от30.01.2002 N 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации».
5. Указа Президента РФ от 1 августа2007 г. N 1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре РоссийскойФедерации».
6. Приказ Генеральной прокуратуры РФN 67 от 17 апреля 2008 г.
7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ«О порядке реализации организационно-штатных полномочий в системепрокуратуры Российской Федерации» N 8 от 29 января 1999 г..
8. Приказ Генеральной прокуратуры РФ«Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратурыРоссийской Федерации» N 66 от 11 ноября 1996 г.
9. Приказ Генеральной прокуратуры РФ«О внесении изменений в статистическую отчетность о работе спрокурорско-следственными кадрами» N 162-ш от 15 декабря 1999 г.
10. Приказ Генеральной прокуратуры РФ«Об утверждении Положения об аттестации работников органов и учрежденийпрокуратуры Российской Федерации» N 74 от 30 октября 1998 г.