Конституционные основы судебной системы РФ

Введение
Под судебной системой РоссийскойФедерации понимается, как правило, совокупность всех судов России. Безусловно, судебныеорганы всех видов составляют ядро, основу судебной системы. Однако последняя несводится только к ним. Представление о судебной системе было бы не полным без характеристикиее динамики, процесса функционирования, осуществления правосудия и иных направленийдеятельности.
Актуальность изначение темы обусловлены тем, что, в соответствии с Конституцией РФ, вопросы судоустройстваотнесены к исключительно у ведению федеральных органов. Поэтому основную нагрузкув правовом регулировании организации и деятельности судебной системы несет федеральноеконституционное законодательство о судебной системе Российской Федерации. Оно включаетКонституцию и предусмотренную ею совокупность Федеральных конституционных законов.
Поэтомустепень разработанности рассматриваемой темы очень велика.
Кромесуществующего массива законодательства (Конституции Российской Федерации, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ряд других специальныхнормативных актов), довольно часто встречаются теоретическиеработы и монографии. Наибольший вклад в изучение конституционных основ судебнойсистемы РФ внесли такие учёные, как М.В. Баглай, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, Б.Н.Пантелеев, А.И. Коваленко, В.С. Авдовкин, А.Н. Кокотов и многие другие. Некоторыеучёные занимаются изучением отдельных проблем правового регулирования основ судебнойсистемы РФ, исследования которых можно встретить в различных журнальных публикацияхэтих авторов. Это такие исследователи, как А.Р. Султанов, В.В. Лебедев и другие.
Объектомисследования данной курсовой работы являются общественныеотношения, складывающиеся в процессе осуществления деятельности судов РФ в рамкахсвоей компетенции, а также регулирования основных принципов построения судебнойсистемы РФ.
Предметисследования может быть определён как совокупность норм,регулирующих понятие, состав, структуру и круг полномочий судов в РФ в зависимостиот вида осуществляемого правосудия.
Таким образом, цельюданной работы является определение конституционных основ судебнойсистемы РФ.
В соответствиис целью работы, можно определить следующие задачи исследования:
1.Изучение учебной,научной монографической литературы по теме работы, а так же нормативно-правовойбазы.
2. Определениедемократических принципов современного судопроизводства в России.
3. Определениепонятия и признаков судебной власти и судебной системы.
4. Определениесистемы и полномочий судов Российской Федерации.
Из всего вышесказанногоможно сделать вывод, что данная тема исследования имеет огромную практическуюзначимость. Это обусловлено тем, что суды как органы государственной власти,призванные осуществлять правосудие, являются главным механизмом защиты нарушенныхправ граждан и юридических лиц.
Даннаяработа состоит из введения, 3 глав, заключения и перечня использованных источников.

1. Понятие и основные чертысудебной власти в Российской Федерации
 
1.1 Содержание понятия «судебнаявласть»
В соответствии со ст. 1ФКЗ «О судебной системе РФ»,[1] судебнаявласть есть предоставленные специальным органам государства — судам — полномочияпо разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права,и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административногои арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантиюзаконности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призванаохранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений,кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебнымиорганами. Никто не может присвоить себе функции суда.
В своей правоохранительнойдеятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективныхвлияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудияявляются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности вцелом.
«Судебная власть – возможностьи способность, занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда)воздействовать на поведение людей и социальные процессы.[2]
Термин “судебная власть”употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть – этосуд, систем соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедическийсловарь[3] определяетсудебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.В ряде случаев можно встретить рекомендации “обратиться к судебной власти” для защитытех или иных интересов, разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции РоссийскойФедерации[4], носящаяназвание “Судебная власть”, содержит статьи, определяющие не только компетенциюразличных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей,ряд принципов судебной деятельности.
Судебная власть – вид власти.Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть – это не толькоте или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат,и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова “власть” истолковываетсяв основном значении как “право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений,начальствования”, “право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо,чем-либо”, “могущество, господство, сила”.
1.2 Признаки судебной власти
Судебная власть как определеннаяфункция суда обладает рядом основных признаков:
1. Судебнаявласть — вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами,выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия.В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей,
2. Судебнаявласть — одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституциейи другими законами.
3. Судебнаявласть принадлежит только судам — государственным органам, образуемым в установленномзаконом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовкии своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть виных формах.
4. Судебнаявласть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленномзаконом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей.
В соответствии с Всеобщейдекларацией прав человека 1948 г.[5] каждому человекудолжно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его делобыло рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым ибеспристрастным судом.
5. Исключительностьсудебной власти — следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять толькосуды. Важнейшая функция судебной власти — осуществление правосудия — по КонституцииРоссийской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человекавиновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.
6. Независимость,самостоятельность, обособленность — характеристики судебной власти. При выполнениисвоих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судьеподчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятиюпо ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельностьсудебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другимиорганами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющиесудебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленностьсудебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, невходящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненнуюпри выполнении своих функций кому-либо.
7. Процессуальныйпорядок деятельности — важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядокопределяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятияим решений при рассмотрении конкретных дел.
8. Осуществлениеполномочий путем судопроизводства — признак судебной власти. Судопроизводство представляетсобой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом основанийи поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальнымзаконом и протекает в процессуальных формах.
9. Подзаконность судебной власти означает, что компетенциясудов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральнымизаконами.

2. Правосудие как основнаяфункция судебной власти
 
2.1 Понятие и признаки правосудия
Судебная власть и правосудие– понятия родственные, близкие по содержанию, но не тождественные. Судебная властьпризвана осуществлять правосудие. Правосудие – вид правоохранительной деятельностипо рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствиис законом и установленной им процедурой.
Признаки правосудия:
— принятие окончательныхрешений по важнейшим вопросам, касающихся прав и свобод человека, интересов обществаи государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворенииисковых требований);
— общеобязательная силасудебных решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление)обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественныхорганизаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории РоссийскойФедерации. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственногопринуждения (вплоть до лишения свободы);
— правосудие осуществляетсятолько судом (судьей);
— правосудие осуществляетсяв строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешенияуголовных и гражданских дел. Закон (Гражданско-процессуальный кодекс РФ[6],Уголовно-процессуальный кодекс РФ[7], Арбитражно-процессуальныйкодекс РФ[8]) определяетвсе важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц,принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебногоразбирательства и т. п.
 
2.2 Принципы правосудия
Правосудие в РоссийскойФедерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правовогогосударства и закрепленных в Конституции Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральномконституционном законе от 31 декабря 1996 года “О судебной системе Российской Федерации”.
Характеристика отдельныхпринципов правосудия:
1) Принцип законности –это принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовымактам с большей юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для ихпринятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение КонституцииРФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, юридическимии физическими лицами, и т. п.
2) Принцип соблюдения прави свобод личности при осуществлении правосудия. Правовые гарантии обеспечения правчеловека включают в себя: право на жизнь и исключительный характер смертной казни;при осуществлении правосудия запрещаются любые действия, причиняющие вред жизниили здоровью человека или унижающие его достоинство (пытки, истязания и пр.); специальныйпорядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека(выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефона и т.п.);[9]неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска; установление ответственностивиновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.
3) Принцип осуществленияправосудия только судом. Правосудие в Российской Федерации осуществляется толькосудами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом “О судебнойсистеме Российской Федерации “. В Российской Федерации не допускается создание иных(в том числе чрезвычайных) судов.
4) Принцип независимостисудей. Судьи, присяжные и арбитражные
заседатели независимы ипринимают решения, руководствуясь лишь законом и своим правосознанием, без какого-либовлияния на них со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, исполнительнойвластей, а также вышестоящих судов). Гарантии независимости судей обеспечиваются:неприкосновенностью судей; созданием органов судейского сообщества; материальными социальным обеспечением судей; правом судей на отставку; жесткой регламентациейпроцедуры осуществления правосудия и т.д.
5) Принцип законности, компетентностии беспристрастия суда. Данный принцип призван способствовать правильному и справедливомуразрешению гражданских и уголовных дел. Компетентность суда обеспечивается путемустановления жесткого порядка наделения судей, присяжных и арбитражных заседателейи полномочия, в том числе определения требований, которым должны соответствоватькандидаты на указанные должности. Обеспечение рассмотрения дела надлежащим составомсуда.
6) Равенство всех передзаконом и судом. Равенство всех перед законом означает одинаковое применение нормзакона ко всем лицам: наделение их одинаковыми правами, возложение одинаковых обязанностейи единообразное возложение ответственности. Равенство перед судом предполагает равноенаделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец, ответчик,подсудимый, свидетель).[10]
7) Принцип состязательностии равноправия сторон предполагает наделение сторон равными правами и возможностямипо отстаиванию своих прав и законных интересов при осуществлении правосудия. Помнению Б.Н. Пантелеева, «вершиной развития судопроизводства считается «состязательныйпроцесс», который характеризуется, как минимум, следующими признаками: происходитполное замещение формально абсолютно равных сторон специально подготовленными профессионалами».[11]
8) Право граждан на судебнуюзащиту гарантирует судебную защиту прав и свобод личности от действия (бездействия)органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,общественных организаций, которые могут быть обжалованы в суд.
9) Презумпция невиновности.Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновностьне будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившимв законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность,а следователь, суд не вправе возлагать на него обязанности по доказыванию. Недоказаннаявиновность равняется доказанной невиновности.
10) Принцип открытого разбирательствадел. Разбирательство дел во всех судах открытое. Это означает предоставление гражданам,не участвующим в рассмотрении дела, права присутствовать на судебном заседании,что повышает ответственность всех его участников и в первую очередь суда.
11) Принцип языка судопроизводства.Судопроизводство во всех судах ведется на русском языке, кроме федеральных судовобщей юрисдикции, где судопроизводство может вестись на родном языке (также можетпредоставляться бесплатный переводчик).
12) Привлечение гражданк осуществлению правосудия. Граждане привлекаются к правосудию как присяжные заседатели,арбитражные заседатели, правовой статус которых закреплен ФЗ «О присяжных заседателяхфедеральных судов общей юрисдикции в РФ» от 20.08.2004г.[12]и ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30.05.2001г.

3. Суд как орган судебнойвласти
 
3.1 Система судов РоссийскойФедерации
В соответствии со ст. 1ФКЗ «О судебной системе РФ», судебная власть в России принадлежит только судебныморганам. Ее осуществляет только суд. Понятие “суд” применяетсяв различных значениях: и как здание, в котором размещается соответствующее учреждение,и как состав суда, принявший решение по конкретному делу, и т. д.[13]
Суд, реализующий судебнуювласть, — только государственный орган. Иные организации, в названии которых содержитсяслово “суд” (например, суды чести в Вооруженных Силах), судебной властью в том смысле,который заложен в Конституции Российской Федерации и соответствующих законах, необладают и судами не являются.
Конституция РФ предусматриваетследующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебнойвласти:
Конституционный Суд РоссийскойФедерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Все они относятся к федеральнымсудам. Но Закон о судебной системе определил и суды субъектов Российской Федерации,отнеся к ним конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировых судей.
По процессуальной компетенциисуды подразделяются на:
суды первой инстанции;
суды второй (апелляционной,кассационной) инстанции;
суды надзорной инстанции.
Судебной инстанцией считаетсясуд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию,связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверказаконности и обоснованности этих решений).[14]
Судебная система—совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституциейсудов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельностисудов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройствагосударства.
Единство судебной системыРоссийской Федерации обеспечивается путем:
установления судебной системыРоссийской Федерации
Конституцией РоссийскойФедерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;
соблюдения всеми федеральнымисудами и мировыми
судьями установленных федеральнымизаконами правил судопроизводства;
применения всеми судамиКонституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральныхзаконов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоровРоссийской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РоссийскойФедерации;
признания обязательностиисполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступившихв законную силу;
законодательного закрепленияединства статуса судей;
финансирования федеральныхсудов и мировых судей из федерального бюджета.
Систему федеральных судовсоставляют:
1) Конституционный Суд РоссийскойФедерации;
2) Суды общей юрисдикции,возглавляемые Верховным Судом РФ;
3) Арбитражные суды во главес Высшим Арбитражным Судом РФ.
Кроме того, Законом «О судебнойсистеме РФ» предусмотрены суды субъектов Российской Федерации — конституционные(уставные) суды и мировые судьи.
3.2 Конституционный СудРоссийской Федерации
В соответствии с ФКЗ «ОКонституционном Суде РФ» от 21.07.1994г.,[15] КонституционныйСуд Российской Федерации является высшим судебным органом защиты конституционногостроя РФ, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства.
Конституционный контрольотносится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний,которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основноеназначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовыхактов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционнымпредписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.
В целях защиты основ конституционногостроя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства ипрямого действия Конституции РФ на всей территории Конституционный суд РФ:
1) разрешает дела о соответствииКонституции РФ:
а) федеральных законов,нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, ПравительстваРФ;
б) конституций республик,уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам,относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органовгосударственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органамигосударственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоровмежду органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силумеждународных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органамигосударственной власти;
б) между органами государственнойвласти РФ и органами государственной власти РФ;
в) между высшими государственнымиорганами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушенияконституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционностьзакона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование КонституцииРФ;
5) дает заключение о соблюденииустановленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной изменеили совершении иного тяжкого преступления.
Согласно действующему законодательствуКонституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерациипо представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять своюдеятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.
Совет Федерации рассматриваетвопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднеечетырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судьяКонституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайнымголосованием.[16]
Федеральным конституционнымзаконом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Судаможет быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет.
Предельный возраст пребыванияв должности судьи — 70 лет.
Конституционный Суд РФ рассматриваети разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда.Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десятьи девять судей Конституционного Суда.
В пленарных заседаниях участвуютвсе судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующейпалаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем тригода подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить председатель и заместительпредседателя Конституционного Суда.
Таким образом, основноеполномочие Конституционного Суда РФ – контроль за соблюдением Конституции РФ всемиорганами и должностными лицами на всей территории РФ.
Конституционный Суд РФ вответ на многочисленные жалобы о неисполнении его актов чаще всего разъясняет, чтофедеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»прямо устанавливает, что решения судов и иных органов, основанные на актах, признанныхнеконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленныхфедеральным законом случаях.
3.3 Суды общей юрисдикции
Возглавляет систему судовобщей юрисдикции, в соответствии со ст. 19 ФКЗ «О судебной системе РФ», ВерховныйСуд Российской Федерации, который является высшим судебныморганом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судамобщей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.
Система судов общей юрисдикциисостоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых,областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судовМосквы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикциивходят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, округов,флотов. Система судов общей юрисдикции является централизованной — возглавляетсяВерховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовными административным делам.
ВерховныйСуд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальныхформах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военныеи специализированные федеральные суды, в пределах своей компетенции рассматриваетдела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимсяобстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качествесуда первой инстанции.
ВерховныйСуд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанциейпо отношению к судам общей юрисдикции субъектов РФ. Кроме того, Верховный Суд РоссийскойФедерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Судыобщей юрисдикции субъектов РФ, в соответствии со ст. 20 ФКЗ «О судебной системеРФ», в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второйинстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды являютсянепосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам.
Согласност. 21 ФКЗ «О судебной системе РФ», районный суд в пределах своей компетенции рассматриваетдела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия,предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственновышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.
Деятельностьмировых судей в РФ регулируется ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1998г.[17]
Всоответствии со ст.3 ФЗ «О мировых судьях в РФ», мировой судья рассматриваетв первой инстанции:
1)уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание непревышает трех лет лишения свободы;
2)дела о выдаче судебного приказа;
3)дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
4)дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающейпятидесяти тысяч рублей;
5)иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспариванииотцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав,об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других делпо спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
6)дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел,возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальнойдеятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
7)дела об определении порядка пользования имуществом;
8)дела об административных правонарушениях.
Всистему судов общей юрисдикции также входят военные суды, которые рассматриваютгражданские, уголовные и административные дела с участием военнослужащих. Деятельностьданных судов регламентируется ФКЗ «О военных судах РФ» от 23.06.1999г.[18]
3.4 Арбитражные суды РоссийскойФедерации
Возглавляет систему арбитражныхсудов РФ Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который в соответствии сост. 9 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.1995г.[19]является высшим экономическим судебным органом и осуществляет надзор за судебнойдеятельностью арбитражных судов РФ. Арбитражный Суд осуществляет судебную властьпри разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и из правоотношенийв сфере управления. Арбитражный Суд разрешает споры между предприятиями, учреждениями,организациями, являющимися юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющимипредпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статуспредпринимателя.
Согласно ст. 10 данногозакона, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации имеет следующие полномочия:
1)рассматривает в первой инстанции:
делаоб оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ПравительстваРоссийской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих праваи законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономическойдеятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесенок компетенции арбитражных судов;
делао признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов ПрезидентаРоссийской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих законуи нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
экономическиеспоры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектамиРоссийской Федерации;
2)рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебныхактов арбитражных судов в Российской Федерации;
3) пересматривает по вновьоткрывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
Кроме того, Высший АрбитражныйСуд изучаети обобщает судебную практику, имеет право законодательной инициативы.
Всоответствии со ст. 24 закона об арбитражных судах, Федеральные арбитражные судыокругов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступившихв законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерациии арбитражных апелляционных судов.
В2003 г. были созданы и введены в действие арбитражные апелляционные суды, которыеявляются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованностисудебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими впервой инстанции. На территории РФ на сегодняшний день действует 20 арбитражныхапелляционных судов.
И,наконец, в субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик,краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономныхокругов.
Арбитражныйсуд субъекта Российской Федерации:
1)рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам вРоссийской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего АрбитражногоСуда Российской Федерации;
2)пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законнуюсилу судебные акты;
3)изучает и обобщает судебную практику и анализирует судебную статистику.

Заключение
Рассмотрев конституционныепринципы правосудия и судебной власти, а также закрепленную в Конституции РФ судебнуюсистему РФ, можно сформулировать следующие выводы:
1. Насовременном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладает всеми необходимымиполномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенных задач – защитыконституционных основ общественного строя и прав граждан России.
2. ДляРоссии в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не толькосвоим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашегообщества.
3. КонституционныйСуд РФ, суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютнонезависимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачипо охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечениюзаконности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.
4. Однако,проблема эффективности работы судов в России заключается в обеспечении исполнениярешений суда, которые порой игнорируются.
5. Крометого, эффективная работа суда осложнена чрезмерной загруженностью некоторых судебныхинстанций. Эту проблему призваны решить создаваемые апелляционные суды по гражданским( с 1января 2012г.) и уголовным (с 1 января 2013г.) делам, о чем заявил ПрезидентРФ в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ в 2009 г., в ходе которогоон подчеркнул, что «квалифицированное правосудие возможно лишь в том случае, когданагрузка на судей разумна».[20]

Перечень использованныхисточников
1.КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек. С.3-5.
2.Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей Организации ОбъединенныхНаций 10 декабря 1948 года // Российская газета. 1995. 5 апреля.
3.«Об арбитражных судах в Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон// «Собрание законодательства РФ», 01.05.1995, N 18, ст. 1589.
4.«О военных судах Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон // «Собраниезаконодательства РФ», 28.06.1999, N 26, ст. 3170.
5.«О Конституционном Суде Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон// «Собрание законодательства РФ», 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
6.«О судебной системе Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон //«Собрание законодательства РФ», 06.01.1997, N 1, ст. 1.
7.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 // «Собраниезаконодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
8.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 // «Собраниезаконодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532,
9.Уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 // «Собраниезаконодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
10.«Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»: Федеральныйзакон // «Собрание законодательства РФ», 04.06.2001, N 23, ст. 2288.
11.«О мировых судьях в Российской Федерации»: Федеральный закон // «Собрание законодательстваРФ», 21.12.1998, N 51, ст. 6270. 12. «О присяжных заседателях федеральных судовобщей юрисдикции в Российской Федерации»: Федеральный закон // «Собрание законодательстваРФ», 23.08.2004, N 34, ст. 3528.
13.Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РоссийскойФедерации от 12.11.2009 // Российская газета, 13.11.2009, №5038.
14. Баглай М.В Конституционноеправо Российской Федерации: Учебник.
Юрист, М., 2007, 816 с.
15. Коваленко А.И. Конституционное правоРоссии: Учебник. Юрист, М., 2007, 684 с.
16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России: Учебник. Юрист, М., 2008, 573 с.
17. Кокотов А.Н. Конституционное право России:Учебник. Юрист, М., 2006, 638 с.
18. Комментарий к Конституции РоссийскойФедерации. М., 2004, 728 с.
19. Организация деятельности судов / Подред. В.С. Авдовкина, м.: Норма, 2008, 624 с.
20. Пантелеев Б.Н. Судебная система и общественность:стратегии сотрудничества. – М.,2008. С.9.
21. Лебедев В.В. Правосудие// Российская Юстиция, 1999, № 9, С.2-5.
22. Султанов А.Р. Проблема исполнения решенийКонституционного Суда РФ // Журнал российского права, 2009, №9, С.10-14.