Конституционные основы судебной власти

Содержание
Введение. 3
Конституционныеосновы судебной власти. 4
ВерховныйСуд Российской федерации. 10
КонституционныйСуд Российской Федерации. 11
Правовойстатус судей. 16
Заключение. 19
Литература. 20
/>Введение
В свя­зи с пе­ре­ме­на­ми врос­сий­ском об­ще­ст­ве и не­из­беж­ным за­кре­п­ле­ни­ем это­го в пра­ве, вКон­сти­ту­ции 1993 го­да бы­ло впер­вые про­ве­де­но раз­де­ле­ние го­су­дар­ст­вен­нойвла­сти на три вет­ви: за­ко­но­да­тель­ную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную.Раз­де­ле­ние вла­стей — это од­но из со­став­ных час­тей де­мо­кра­тии. Онообо­зна­ча­ет раз­де­ле­ние пол­но­мо­чий го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов при со­хра­не­нииприн­ци­па един­ст­ва го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти.
В свя­зи с вы­ше­ска­зан­ным, без­ус­лов­но,су­деб­ная власть яв­ля­ет­ся од­ной из важ­ней­ших вет­вей вла­сти и урав­но­ве­ши­ва­етборь­бу ос­таль­ных двух вет­вей. В этой свя­зи ло­гич­ным яв­ля­ет­ся вы­де­ле­ниев Кон­сти­ту­ции от­дель­ной са­мо­стоя­тель­ной гла­вы “Су­деб­наявласть” (гл. 7). Но­вым под­хо­дом яв­ля­ет­ся так­же от­не­се­ние ор­га­новсу­деб­ной вла­сти к чис­лу ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти, то­гда какв пре­ды­ду­щей Кон­сти­ту­ции к та­ко­вым лишь от­но­си­лись Со­ве­ты на­род­ныхде­пу­та­тов. Да­вая об­щую ха­рак­те­ри­сти­ку су­деб­ных ор­га­нов, сле­ду­етотметить, что они яв­ля­ют­ся по сво­ему ха­рак­те­ру пра­во­ох­ра­ни­тель­ны­миор­га­на­ми. Ко­неч­но, дан­ный тер­мин име­ет в из­вест­ной ме­ре ус­лов­ныйха­рак­тер. Под ним по­ни­ма­ет­ся за­да­чи и функ­ции обес­пе­че­ния за­кон­но­стии пра­во­по­ряд­ка, за­щи­ты прав и сво­бод гра­ж­дан.
Су­деб­ная власть это слож­ноеи мно­го­эле­мент­ное яв­ле­ние, ос­но­ву ко­то­ро­го со­став­ля­ет дея­тель­ностьсу­дов по от­прав­ле­нию пра­во­су­дия. Пра­во­су­дие реа­ли­зу­ет­ся пу­темрас­смот­ре­ния в су­деб­ных ин­стан­ци­ях гра­ж­дан­ских, уго­лов­ных и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ныхдел в оп­ре­де­лен­ной, ус­та­нов­лен­ной за­ко­ном про­цес­су­аль­ной фор­ме.Пра­во­су­дие реа­ли­зу­ет­ся толь­ко су­да­ми, при этом соз­да­ние чрез­вы­чай­ныхсу­дов не до­пус­ка­ет­ся. То­гда вста­ет вопрос о су­деб­ной сис­те­ме, тоесть о кон­сти­ту­ци­он­но за­кре­п­лен­ном пе­реч­не су­дов, осу­ще­ст­в­ляю­щихсу­деб­ную власть.
Актуальность исследования, такимобразом, определяется важностью изучения конституционных основ судебной властив России. 
Важность и актуальностьрассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанностьопределили выбор нами темы исследования: «Конституционные основы судебнойвласти»./>Конституционные основы судебнойвласти
 
Одной из разновидностей государственной властиявляется судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудиеявляется видом государственной деятельности, направленной на рассмотрение иразрешение различных социальных кон­фликтов, связанных с действительным илипредполагаемым нарушением норм права. Правосудие отличается рядом спе­цифическихпризнаков, состоящих в том, что оно осу­ществляется от имени государства,специальными государ­ственными органами — судами, посредством рассмотрения всудебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной закономпроцессуальной форме.
Правосудие в Российской Федерациистроится на демо­кратических принципах, отражающих сущность и задачи демо­кратического,правового государства и закрепленных в Кон­ституции Российской Федерации (глава7).
Отсюда следует, что действующие внашей стране различ­ного рода товарищеские, третейские, не предусмотренныеКонституцией и федеральным конституционным законом все­возможные арбитражныесуды, а также созданная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря1993г. Судебная палата по информационным спорам в судебную систему нашей страныне входят и судебной властью не обладают.
Федеральный конституционный закон «Осудебной системе Российской Федерации» исходит из важности каждого звенасудебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в РоссийскойФедерации осуществляет­ся только судами в лице судей и привлекаемых вустановленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных иарбитраж­ных заседателей (ч. 1 ст. 1). Это важнейшее положениеосновополагающего закона о судах усиливается провозглашением принципа единстваправового статуса всех судей независимо от того, в составе какого суда ониосуществляют свои полномочия, и какое звено судебной системы они представляют(ст. 12 Закона о судебной системе, ст. 2  Закона о статусе судей, ст. 5 Законао военных судах, ст. 2 Закона о мировых судьях). Зако­ном о судебной системеустановлено, что все судьи в Российской Федера­ции обладают единым статусом иразличаются между собой только полно­мочиями и компетенцией.
Согласно Конституции РоссийскойФедерации разбира­тельство дел во всех судах является открытым. Открытоеразбирательство — один из важнейших принципов судопроизводства. Он подробнорегламентируется действую­щим российским законодательством, согласно которомудела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда этопротиворечит интересам охраны государственной или коммерческой тайны.
Конституция Российской Федерацииустанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях,предусмотренных федеральным законом.
Помимо целей охраны государственной икоммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мо­тивированномуопределению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, недостигших 16-летнего воз­раста, по делам о половых преступлениях, а также подругим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимныхсторонах жизни участвующих в деле лиц.
На закрытое судебное заседание недопускаются публика, представители средств массовой информации. Однако слу­шаниедела ведется с соблюдением всех правил судопроиз­водства, включая и публичноепровозглашение во всех случа­ях приговоров и решений судов.
В Конституции Российской Федерацииуказывается, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не до­пускается,кроме случаев, предусмотренных федераль­ным законом. Согласно действующемузаконодательству разбирательство дела в заседании суда первой инстанциипроисходит, как правило, с участием подсудимого, явка кото­рого в судобязательна. Однако закон предусматривает воз­можность разбирательства дела и вотсутствие подсудимого. Такая возможность допускается лишь в исключительных слу­чаяхи только при обязательном условии, что такое разбира­тельство не будетпрепятствовать установлению истины, ког­да, во-первых, подсудимый находится внепределов страны и уклоняется от явки в суд и, во-вторых, по делу о преступле­нии,за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, иподсудимый ходатайствует о разбира­тельстве дела в его отсутствие. Однако и вэтих случаях суд вправе признать явку подсудимого обязательной.
Конституция Российской Федерацииустанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состя­зательностии равноправия сторон.
Осуществление судопроизводства наоснове состязатель­ности означает, что судебное разбирательство может бытьначато только при наличии заявления истца, запроса органа или должностноголица, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих передсудом на удовлетворении их требований. При этом истец и ответчик, орган илидолжностное лицо, издавшие этот акт, обвинитель и обвиняемый выступают в суде вкачестве сторон, т. е. таких участников судебного разбирательства, у которыхимеется определенный процессуальный интерес и которым закон пре­доставил равныеправа для обоснования своих утверждений и выводов и для оспаривания утвержденийи выводов другого участника судебного разбирательства (противной стороны).Решение всех возникающих в деле вопросов принадлежит только суду (судье),который не связан доводами сторон, сво­боден в оценке представленных имидоказательств, незави­сим от любых посторонних влияний и действует исключитель­нокак орган правосудия.
Принцип состязательности иравноправия сторон — важ­нейшее демократическое и процессуальное начало,которое создает максимально благоприятные условия для отыскания истины и вынесениясправедливого судебного решения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации(ст. 124) финансирование судов производится только из федерального бюджета идолжно обеспечивать воз­можность полного и независимого осуществления пра­восудияв соответствии с федеральным законом. Это положение Конституции имеет цельюоградить суды от местных влияний, создать условия для их подлинной незави­симости,поставить все суды в равные материально-техни­ческие условия обеспеченияосуществления правосудия.
Независимо от того, в каком составерассматривается то или иное конкрет­ное дело, решение по нему принимает суд какорган судебной власти. Оно под­лежит обязательному исполнению всеми иповсеместно наравне с законом.
Конституция Российской Федерации (ст.123) закрепляет ряд принципов, связанных с непосредственной реализациейсудебной власти, т. е., иначе говоря, с отправлением право­судия.
В судебной системе РоссийскойФедерации имеется фе­деральный суд, организация и деятельность которого регули­руютсяв значительной мере нормами конституционного пра­ва. Таким судом являетсяКонституционный Суд Российской Федерации.
Судебная система — это совокупностьвсех действующих в Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией судов,объединяемая единст­вом задач судебной власти, принципов организации идеятельности судов, построенная с учетом федеративного иадминистративно-территориального устройства государства.
Основа построения судебной системы — Конституция Российской Феде­рации. Судебная система устанавливаетсяКонституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системеРоссийской Федерации». Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118Конституции). Ста­тьи 125-127 Конституции, определяющие компетенциюКонституционного Суда РФ, высших судебных органов судов общей юрисдикции иарбитраж­ных судов, также имеют основополагающее значение для устройства су­дебнойсистемы и ее функционирования.
Структура судебной системы внастоящее время установлена рядом законодательных актов с учетом принципиальныхнорм Конституции, фе­деральными конституционными законами о судебной системе, оКонститу­ционном Суде, об арбитражных судах, о военных судах.
Систему федеральных судов составляют:
1)     КонституционныйСуд Рос­сийской Федерации,
2)     суды общейюрисдикции,
3)     арбитражные суды.
Они различаются по структуре иобъему полномочий. Кроме них, Законом о су­дебной системе, как указывалось,предусмотрены суды субъектов Российской Федерации — конституционные (уставные)суды и мировые судьи (ст. 4).
Конституционный Суд РоссийскойФедерации — единственное судебное учреждение, компетентное решать вопросы,обозначенные в ст. 125 Кон­ституции России. Каких-либо других судов иногоуровня с аналогичными функциями в Российской Федерации не существует.
Суды общей юрисдикции и арбитражныесуды образуют две ветви рос­сийской судебной системы. Так, к судам общейюрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ,краевые, областные, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономнойобласти и автономных округов; районные (городские) суды.
К судам общей юрисдикции относятсятакже военные суды: это военные суды округов (флотов) и гарнизонов. В отличиеот военных судов другие суды общей юрисдикции иногда называют «общими» судами.В систему судов общей юрисдикции, согласно ст. 4 Закона о судебной системе,входят мировые судьи.
Систему судов общей юрисдикциивозглавляет Верховный Суд Россий­ской Федерации как высший судебный орган погражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общейюрисдикции. Надзор Верховного Суда за судебной деятельностью в полном объеме;распростра­няется как на общие, так и на военные суды.
Система арбитражных судов включаетВысший Арбитражный Суд Рос­сийской Федерации; федеральные арбитражные судыокругов; арбитраж­ные суды республик, краев, областей и других субъектовФедерации.
Суды, входящие в судебную систему,различаются объемом компетенции, и поэтому принято различать звенья судебнойсистемы. Суды, обла­дающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое местов судебной системе, относятся к одному звену судебной систему. Так, все рай­онныесуды образуют первое звено системы судов общей юрисдикции, все областные и имсоответствующие суды — второе звено. Верховный Суд Российской Федерации — третье, высшее звено. Основное звено судебной системы федеральных судов общейюрисдикции — районные суды. Они рассматривают подавляющее большинство судебныхдел, ближе всего на­ходятся к населению. Верховные суды республик, краевые,областные су­ды — среднее звено судебной системы. Суды второго и третьего звенасу­дебной системы, правомочные проверять законность и обоснованность решенийсудов низших звеньев, принято называть вышестоящими, а суды, чьи решения могутбыть предметом проверки, — нижестоящими.
Военные суды также состоят их трехзвеньев: основное, первое звено — военные суды гарнизонов и им равные; среднее,второе звено — военные суды округов (флотов). Высшее, третье звено — ВерховныйСуд Российской Федерации, в структуре которого имеется Военная коллегия.
Система арбитражных судов состоит изтрех звеньев. Основное, первое звено — арбитражные суды республик, краевые,областные и другие соот­ветствующие им арбитражные суды субъектов Федерации.Второе звено — федеральные арбитражные окружные суды. Высшее звено — Высший Ар­битражныйСуд Российской Федерации.
Помимо разделения судов на звеньясудебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяютсяпо их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй(кассационной) ин­станции и суды надзорной инстанции.
Суд первой инстанции в системе судовобщей юрисдикции непосредственно исследует доказательства в судебном заседании,рассмат­ривая гражданские и уголовные дела по существу, и именем государствавыносит решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу. Судыпервого звена судебной системы — суды только первой инстанции. В качестве судапервой инстанции в соответствии с процессуальным законом может выступать судлюбого звена судебной системы. Например, Верхов­ный Суд РФ в соответствии сост. 19 Закона о судебной системе в пределах своих полномочий рассматривает, вчастности; дела в качестве суда первой инстанции. Статья 38 УПК устанавливает,что Верховному Суду РФ подсудны дела особой сложности или особого общественногозначения, приня­тые им к своему производству по собственной инициативе, а такжепо ини­циативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого.
Суд второй (кассационной) инстанциина основании жалоб заинтересованных лиц или кассационного протеста прокурорапро­веряет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, невступивших в законную силу, и вправе отменить их или в определенных пределахвнести в них изменения. Например, областной суд является судом второй инстанциипо отношению к районному суду.
Суд надзорной инстанции по протестамуправомоченных на то прокуроров или председателей судов (и их заместителей)проверяет за­конность и обоснованность вступивших в законную силу решений судапервой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции или ни­жестоящейнадзорной инстанции.
Суды второго звена судебной системымогут выступать в качестве судов первой, второй и надзорной инстанции.
Определенная специфика полномочийимеется в арбитражных судах. В частности, в низовом (первом) звене арбитражныхсудов имеет место не только слушание дел по первой инстанции, но и повторное ихрассмотрение в апелляционном порядке. Федеральный арбитражный суд округапроверя­ет в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассмат­риваемымв низовом звене арбитражных судов в первой или апелляционной инстанциях. ВысшийАрбитражный Суд рассматривает по первой инстан­ции дела, отнесенные к егоисключительной подсудности, а также проверя­ет в порядке надзора законность иобоснованность вступивших в законную силу судебных актов других арбитражныхсудов.
Законность и обоснованность невступивших в законную силу пригово­ров судов присяжных проверяет кассационнаяпалата Верховного Суда РФ, действующая в составе судебной коллегии по уголовнымделам.
Судьи Конституционного СудаРоссийской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению ПрезидентаРоссии (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102 Конституции РФ). Предложения о кандидатахна должность судей Конституционного Суда вправе вносить Президенту члены СоветаФедерации и депутаты Государственной Думы, а также законодательные(представительные) органы субъектов Российской Федерации, высшие судебныеорганы и федеральные юридические ведомства, всероссийские юридическиесообщества, юридические научные и учебные заведения (ч. 1 ст. 9 Закона оКонституционном Суде).
Председатель, заместительпредседателя и судья-секретарь Конституци­онного Суда РФ избираются в пленарномзаседании этого суда тайным голосованием судей сроком на три года (ст. 23Закона о Конституционном Суде РФ).
В соответствии с Законом о судебнойсистеме Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность СоветомФедерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Прези­дентаРоссийской Федерации, основанному на заключении квалификацион­ных коллегийсудей этих судов