Введение
Актуальность темы курсовой работы. Вжизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции.Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что онарегулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом игосударством, закрепляет основы общественного строя, принципы организациигосударственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждетсяправовая и политическая система.
Вне всякогосомнения, конституция – явление демократического порядка, посколькуустанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничиваетпроизвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а темболее последовательная реализация, является фактором стабильности,определенности в развитии общественных отношений.
Конституция,выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентациюнаиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения взначительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основеучета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальнойсоциокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитическихприоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержатконцентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политикигосударства.
В самом общемвиде конституцию можно определить как основной закон государства, выражающийволю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) обществаи закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя игосударственной организации соответствующей страны.
Актуальностьизучения источников уголовно-процессуального права в рамках российской правовойсистемы определяется, прежде всего, сменой приоритетов государственнойполитики, ее целевой направленностью. Изменение официальной идеологии публичнойвласти, провозглашение в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод,а главной задачи государства – их признание, соблюдение и защиту (ст. 2Конституции Российской Федерации) требует научного поиска путей достиженияуказанных целей.
ЗначениеКонституции РФ в уголовном судопроизводстве определяется тем, что она содержитряд основополагающих норм, которым ввиду ее высшей юридической силы должносоответствовать отраслевое уголовно-процессуальное законодательство.
КонституцияРФ заключает в себе как общие положения, влияющие на построение норм всехотраслей права, так и непосредственно относящиеся к уголовно-процессуальномуправу. Она является нормативной базой для уголовного права не только потому,что содержит нормы, имеющие прямое действие в уголовном процессе, но и потому,что в ней имеются основные принципы и гарантии прав и свобод граждан, которыемогут быть затронуты при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.
Следовательно,положения Конституции РФ развиваются и конкретизируются уголовно-процессуальнымзаконодательством, а последнее, в свою очередь, черпает идеи и принципы изКонституции. В связи с этим Конституцию РФ следует, бесспорно, причислить кисточнику уголовно-процессуального права, влияющему на его развитие и правовоесостояние.
Основная целькурсовой работы заключается в исследовании Конституции РФ, как источникауголовно-процессуального права.
Всоответствии с данной темой в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. ОхарактеризоватьКонституцию РФ как источник уголовно-процессуального права.
2. Проанализироватьконституционные нормы, определяющие правовой статус граждан при производстве поуголовному делу.
3. Рассмотретьсудоустройственные начала и их закрепление в Конституции РФ.
1. Характеристика КонституцииРФ как источника уголовно-процессуального права
Закрепляянаиболее важные общественные отношения, принципиальные положения иосновополагающие устои общества, политическую форму его существования,конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этомзаконодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положенияконституции.
Причем, важноподчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать» или дополнятьконституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущеезаконодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этомконституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силупо отношению к нормам текущего законодательства.
КонституцияРоссии – это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющийосновы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина;федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органовгосударственной власти и органов местного самоуправления.
КонституцииРоссийской Федерации принадлежит особое место среди законодательных актов. Вней содержатся положения, приводящие российское законодательство в соответствиес международными договорами и стандартами в сфере прав человека. ПоложенияКонституции являются первичными, учредительными, поэтому она выступает какоснова правовой системы и юридическая база развития отраслевогозаконодательства. В Конституции нашли свое закрепление основополагающиепроцессуальные принципы, состязательная форма судопроизводства, права иобязанности граждан в сфере уголовного судопроизводства.
КонституцияРоссийской Федерации является основным, фундаментальным источникомуголовно-процессуального права. Она:
1) отражаетправовую концепцию нашего государства и общества на современном этапе развития;
2) являетсяпервостепенным источником права в целом и каждой правовой отрасли вотдельности, в том числе уголовно-процессуального права;
3) имеетвысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории нашейстраны;
4) служитмерилом законности всех актов, естественным и единственным центром развитиявсего законодательства;
5)представляет собой уникальный источник российского права, который в отличие отдругих правовых актов закрепляет не отдельные стороны общественного игосударственного строя страны, а все главные его начала;
6)провозгласила права и свободы человека и гражданина в качестве высшей ценности,а их защиту обязанностью Российской Федерации;
7)установила, что права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы ипринадлежат каждому от рождения (ст. 17), являются непосредственно действующими(ст. 18);
8) закрепилаосновополагающие правовые теории (принципы), которые определяют строение,сущность и характер всего уголовного процесса, т.е. составляют его фундамент.
Конституционныепредписания, касающиеся уголовного судопроизводства, сосредоточены главнымобразом в гл. 2 и 7, которые посвящены правам и свободам человека игражданина, а также конституционному статусу судебной власти. Эти предписаниясодержат наиболее принципиальные положения, лежащие в основе уголовногопроцесса в целом (равенство всех перед законом и судом; свобода инеприкосновенность личности; неприкосновенность частной жизни; охрана тайныпереписки и сообщений, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иныхсообщений; защита чести и доброго имени, неприкосновенность жилища; право надоступ к правосудию и судебную защиту, право защищать свои права всемиспособами, не запрещенными законом, в том числе путем обращения в суд;презумпция невиновности; право на получение квалифицированной юридическойпомощи гласность судопроизводства; состязательность и равенство прав в суде ит.д.)[1].
Кроме того,Конституция РФ в гл. 7 устанавливает основы судебной власти – состязательностьи гласность судопроизводства, неприкосновенность и несменяемость судей, запретна создание чрезвычайных судов. Устанавливая эти нормы, Конституция закладываетосновы построения отраслевого законодательства.
Вместе с темКонституция РФ – это и акт прямого действия (ч. 1 ст. 15). Принеобходимости (например, в случае противоречия Основному закону отдельныхуголовно-процессуальных норм, обнаружения пробелов в отраслевом законодательстве)конституционные нормы могут применяться в уголовном процессе непосредственно.
ПленумВерховного Суда РФ, обобщив основные тенденции в деятельности судов на данномнаправлении, в своем постановлении от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации приосуществлении правосудия» дал следующее разъяснение (п. 2):
«Согласно ч. 1ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшуююридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РоссийскойФедерации. В соответствии с этим конституционным положением судам прирассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативногоправового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всехнеобходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве актапрямого действия.
Суднепосредственно применяет Конституцию:
а) когдазакрепленные нормой Конституции положения, исходя из их смысла, не требуютдополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее примененияпри условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы,обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда судпридет к выводу, что федеральный закон, действовавший в РФ до вступления в силуКонституции, противоречит ей;
в) когда судпридет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силуКонституции, находится в противоречии с ней;
г) когдазакон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметамсовместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции, а федеральныйзакон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения,отсутствует»[2].
Благодаряэтому Конституция РФ выступает гарантом соблюдения в уголовном процессе правчеловека и демократических основ судопроизводства.
Такимобразом, при разрешении вопросов, связанных с регулятивной функциейконституционных норм в сфере тех или иных общественных отношений, необходимоучитывать, что эти нормы по своему положению находятся на более высокомиерархическом уровне, чем отраслевые нормы. В связи с этим ст. 15Конституции устанавливает: законы и иные правовые акты, принимаемые вРоссийской Федерации, не должны противоречить Конституции. Отсюда следует: вслучае противоречия норм любого отраслевого закона Конституции действуетпоследняя.
Нельзязаранее исключить возможность прямого применения норм Конституции прирегулировании уголовно-процессуальных отношений. Трудно просчитать, как «поведетсебя» отраслевая норма при соприкосновении с фактическими общественнымиотношениями (крайне многообразными), которые могут возникнуть в отношенияхмежду судом, прокурорами, следователями, дознавателями, а главное – в ихотношениях с гражданами, вовлеченными в сферу уголовного судопроизводства.Поэтому обращение к нормам Конституции может помочь найти выход из положения.2. Конституционные нормы,определяющие правовой статус граждан при производстве по уголовному делу
Согласночасти первой статьи 1 УПК, порядок уголовного судопроизводства на территорииРоссийской Федерации определяется данным Кодексом, основанным на КонституцииРоссийской Федерации.
Издан этотзакон, естественно, на основании и во исполнение предписаний Конституции РФ, вчастности, предписания о том, что регламентация уголовного судопроизводства – предметисключительного ведения Российской Федерации (п. «о» ст. 71 КонституцииРФ).
Субъекты РФподобного рода регламентацией заниматься не должны, т.е. они не обладаютполномочиями по установлению или отмене правил, соблюдаемых при производстве поуголовным делам.
Причем рядважнейших уголовно-процессуальных норм закреплен непосредственно в КонституцииРоссийской Федерации, в частности в главе 2 «Права и свободы человека игражданина». Ими устанавливаются принципиальные процедурные условия заключениягражданина под стражу (ст. 22), ограничения права на тайну переписки,телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статья 23),проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (статья 25), что имеетнепосредственное отношение к производству обыска по уголовному делу.
В Конституциизакреплены основы отправления в России правосудия по уголовным делам судом сучастием присяжных заседателей (статья 47), право на квалифицированнуююридическую помощь (статья 48), в том числе и по уголовным делам, право каждогозадержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступленияпользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания,заключения под стражу, предъявления обвинения (часть вторая статьи 48).
Эти нормыимеют рельефно выраженную уголовно-процессуальную природу. В Конституции(статья 49) получили детальное выражение важнейшие правила, вытекающие изпрезумпции невиновности, провозглашен принцип недопустимости повторногоосуждения за одно и то же преступление (часть первая статьи 50) и впервыезаконодательно закреплены глубоко нравственные нормы, согласно которым: а) приосуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученныхс нарушением федерального закона (часть вторая статьи 50), б) никто не обязансвидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников(статья 51).
Эти нормыимеют определяющее значение для процедуры уголовно-процессуального доказыванияи реального осуществления всего комплекса уголовно-процессуальных норм позащите от предъявленного обвинения[3].
Рассмотримэти конституционные нормы более подробно.
Статья 22.ч. 2 Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаютсятолько по судебному решению. До судебного решения лицо не может бытьподвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Одним издостижений Конституции является установление судебного порядка ареста,заключения под стражу и содержания под стражей. Если раньше эти вопросы входилив компетенцию прокурора, который в большинстве случаев принимал соответствующиерешения, по существу, заочно, т.е. в отсутствие подозреваемого лица, то теперьэти процедуры предполагают участие в них гражданина, который должен предстатьперед судом.
Кроме того,особенностью судебного рассмотрения данных вопросов является возможностьучастия в нем не только лица, в отношении которого будет приниматься решение,но также и адвоката (защитника), прокурора, т.е. сторон – защиты и обвинения.При этом должен обеспечиваться принцип равенства сторон. Судебная процедурасущественно повышает уровень охраны прав и свобод граждан, способствуетзаконности и обоснованности принимаемых решений, улучшает качество предварительногорасследования.
Данноеположение Конституции соответствует требованиям ч. 4 ст. 9 Международногопакта о гражданских и политических правах: «Каждому, кто лишен свободывследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право наразбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынестипостановление относительно законности его задержания и распорядиться о егоосвобождении, если задержание незаконно».
Решениевопроса об аресте, заключении под стражу и содержании под стражей можетприниматься как единолично судьей, так и коллегиально, т.е. несколькими судьямивместе, в зависимости от тяжести, вида преступления и других обстоятельств(например, по делам несовершеннолетних и т.п.).
Суду надлежитразъяснять права лицам, подвергаемым аресту, что также соответствуетмеждународно-правовым нормам, согласно которым каждый имеет право прирассмотрении любого предъявляемого ему обвинения быть в срочном порядке иподробно уведомленным на языке, который он понимает, о характере и основанияхпредъявляемого ему уголовного обвинения (ч. 3 ст. 14 упомянутогоПакта).
Арест,заключение под стражу производятся в большинстве случаев в ходепредварительного расследования. После окончания расследования уголовное делопередается в суд. Если время нахождения лица под стражей в ходе расследованияограничено законом, то период содержания под стражей во время рассмотрения делав суде не установлен. Поэтому в уголовно-процессуального законодательствеследует предусмотреть максимальные сроки содержания лица под стражей, которыемогут быть неодинаковыми в отношении различных категорий населения – взрослых,несовершеннолетних и г. д.
Такимобразом, нормы Конституции впервые определяют положения о заключении лица подстражу, продлении сроков содержания или освобождении лица из-под стражи толькона основании судебного решения.
Решение судомвопросов об аресте предполагается не только в случаях подозревания лица всовершении уголовно наказуемого деяния, т.е. преступления, но также призадержании его в связи с предположением о совершении им некоторых видовадминистративно наказуемых деянии, т.е. иных правонарушений. Поэтому только наосновании решения суда, по нашему мнению, граждане могут направляться и вучреждения, являющиеся, по существу, местами лишения или ограничения свободы, –приемники-распределители, психиатрические больницы закрытого типа, гауптвахты,закрытые учебные и лечебные учреждения для несовершеннолетних.
Новым вКонституции является и сокращение срока досудебного задержания. Лицо,подозреваемое в совершении уголовно наказуемого деяния, не может бытьподвергнуто задержанию на срок более 48 часов, тогда как ранее этот сроксоставлял 72 часа.
Статья 23 ч 2. Каждыйимеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных ииных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основаниисудебного решения.
Гарантии сохраненияличных и профессиональных тайн предусмотрены законом. Так, обыск, выемка,осмотр помещения у граждан, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее впочтово-телеграфных учреждениях могут производиться только на основаниях и впорядке, установленных уголовно-процессуальным законом (ст. 12 УПК). Приэтом следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашенывыявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лица, занимающегообыскиваемое помещение, или других лиц. Выемка почтово-телеграфной корреспонденциипроизводится в особом порядке (ст. 174, 176 УПК). Выемка корреспонденциисогласно Конституции допускается только на основании судебного решения.
Статья 25.Жилищенеприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих внем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или наосновании судебного решения.
Конституционныйпринцип неприкосновенности жилища означает запрет входить в него против волипроживающих там лиц. Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясновыраженном согласии проживающих в нем граждан. Каждый человек имеет право науединение в занимаемом им и его близкими помещении. Все, что происходит вжилище, не может быть предано гласности без согласия заинтересованных лиц. Неприкосновенностьжилища представляет собой одно из проявлений права на неприкосновенностьчастной жизни. Неприкосновенны личные бумаги, дневники и иные материалы, хранящиесяв жилище.
Понятиенеприкосновенности жилища связано исключительно с проникновением в негопосторонних для проживающих в этом помещении. Не будет нарушением этого права,если в жилище принудительно, против воли остальных проживающих вселяется кто-тоиз имеющих право на это жилое помещение. Помощь в этом случае работниковмилиции или соседей не будет расценена как нарушение неприкосновенностизанимаемого жилого помещения.
НормаКонституции защищает владельцев жилища от посягательства на него любых лиц – играждан, и должностных лиц, и государственных органов, и коммерческих структур ит.д.
Лицо,полагающее, что должностные лица, или государственные органы, или юридическиелица, или граждане нарушили его право на неприкосновенность жилища, вправеобжаловать их действия в вышестоящие в порядке подчиненности органы,прокуратуру или суд. При этом пострадавшие вправе требовать возмещения ущерба,причиненного этими незаконными действиями.
В случаенарушения данного права соответствующий руководитель, прокурор или судьяобязаны принять меры к его восстановлению, возмещению причиненного ущерба и привлечениювиновных к ответственности, а должностные лица, допустившие злоупотреблениявластью или превышение служебных полномочий, несут должностную,административную либо уголовную ответственность.
Вместе с темустановленное Конституцией право на неприкосновенность жилища может бытьограничено федеральным законом или на основе судебного решения. Настоящаястатья это предусматривает.
Право нанеприкосновенность жилища ограничивается на законных основаниях при проведенииобыска или выемки по уголовному делу.
Нарушениенеприкосновенности жилища граждан закон квалифицирует как преступление по ст. 136УК. Эта статья помимо незаконного обыска и незаконного выселения называет ииные незаконные действия, нарушающие неприкосновенность жилища: незаконноевселение, уплотнение, переселение, в том числе временное, просто вхождение вжилище.
Статья 47. 1. Никто не можетбыть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, кподсудности которых оно отнесено законом.
2.Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судомс участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральнымзаконом.
ПризнаниеКонституцией права гражданина на рассмотрение его дела в надлежащем суде и темсудьей, к компетенции которого оно отнесено законом, является одной из гарантийправа на судебную защиту и беспрепятственного доступа к правосудию.
Правосудие вРоссийской Федерации осуществляется только судами общей юрисдикции и военнымисудами, входящими в судебную систему, установленную Конституцией и федеральнымконституционным законом. Создание чрезвычайных судов за пределами судебнойсистемы Конституцией не допускается. Не допускается также передача дела,подсудного суду общей юрисдикции, на рассмотрение специального суда (например,военного).
Все гражданеРоссии равны перед судом. Поэтому каждый имеет право на судебную проверкувыдвинутого против него обвинения, законности и обоснованности ареста илипродления срока содержания под стражей. Одним из условий реализации названногоправа является соблюдение законодательства о подсудности. Под подсудностьюпонимаются полномочия суда на рассмотрение и разрешение определенных категорийдел.
Необоснованныйотказ суда в принятии дела к своему производству и рассмотрении его,неоправданная задержка в рассмотрении дела являются нарушением правагражданина, предусмотренного ч. 1 ст. 47 Конституции. Это нарушение можетобжаловаться в вышестоящий суд.
Согласно ч. 2статьи 48 право обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных впервыеустановлено на конституционном уровне.
Предусмотренноев части второй данной статьи право на рассмотрение дела судом присяжныхпоставлено в зависимость от воли обвиняемого, которая должна быть выражена вформе ходатайства. Такое ходатайство обвиняемый имеет право заявить при объявленииему об окончании предварительного следствия и предъявлении для ознакомлениявсех материалов дела (ч. 1 ст. 217, ч. 2 ст. 218 УПК РФ).При этом следователь обязан разъяснить ему право ходатайствовать о рассмотренииего дела судом присяжных, а также юридические последствия удовлетворения такогоходатайства (п. 1 ч. 5 ст. 217 УПК РФ).
Судприсяжных, состоящий из судьи и двенадцати присяжных заседателей, действует всоставе краевого, областного и равных им федеральных судов общей юрисдикции.Рассматривать они могут дела, подсудные этим судам (ч. 3 ст. 30 УПКРФ). Согласно закону коллегия присяжных заседателей, рассматривающих дело всуде, образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжныхзаседателей (образующих состав присяжных заседателей, выносящих вердикт) и двух(при необходимости – и большего числа) запасных присяжных заседателей (ч. 18ст. 328 УПК).
Коллегияприсяжных заседателей выносит вердикт, т.е. решение по постановленным перед нейвопросам, включая основной вопрос – о виновности подсудимого (ст. 334УПК). При вынесении обвинительного вердикта присяжные отвечают на вопрос о том,заслуживает ли подсудимый снисхождения (ст. 334, 339 УПК). Судья в судеприсяжных единолично выносит приговор. При этом все вопросы приговора, в томчисле о наказании, он решает единолично.
Статья 48 ч. 2.Каждый задержанный,заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет правопользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания,заключения под стражу или предъявления обвинения.
Если лицо,подозреваемое в совершении преступления, задержано (ст. 91–92 УПК РФ) илив отношении него (до предъявления обвинения) избрана мера пресечения (ст. 100УПК), защитник участвует в уголовном деле с момента фактического задержаниялица. При возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица защитниквступает в уголовное судопроизводство с момента возбуждения уголовного дела.
Допускзащитника на стороне подозреваемого уголовно-процессуальный закон такжесвязывает с моментом объявления лицу постановления о назначениисудебно-психиатрической экспертизы и, кроме того, с моментом началаосуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальныхдействий, затрагивающих права и свободы указанного участника уголовногосудопроизводства. На стороне же обвиняемого защитник участвует в производствепо уголовному делу с момента вынесения постановления о привлечении лица вкачестве обвиняемого (см. ст. 49 УПК РФ).
Сопоставляяпредписания данной статьи Конституции РФ и приведенные положения части 2 ст. 49УПК РФ, нетрудно заметить имеющиеся расхождения: в отраслевом федеральномзаконе существенно расширены основания допуска защитника на сторонеподозреваемого и обвиняемого на ранних этапах предварительного расследования.Однако в указанных случаях нет оснований констатировать несоответствиепредписаний федерального отраслевого закона (ст. 49) и Конституции РФ (ч. 2ст. 48), так как последняя устанавливает лишь минимальные стандартыгарантий прав обвиняемого и подозреваемого, что не лишает возможностизаконодателя в отраслевом законе расширить объем средств по обеспечению правана защиту указанных субъектов уголовно-процессуальных отношений.
Статья 49 1. Каждый обвиняемыйв совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будетдоказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившимв законную силу приговором суда.
2.Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3.Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Принциппрезумпции невиновности достаточно полно и четко представлен в ч. 1статьи. В ней на конституционном уровне провозглашена презумпция невиновности,причем в такой форме, которая, вполне соответствует общепризнанныммеждународно-правовым нормам, содержащимся в ст. 11 Всеобщей декларацииправ человека (1948 г.) и ст. 14 Международного пакта о гражданских иполитических правах, принятых генеральной Ассамблеей ООН (1966 г.).
Часть 1 ст. 49Конституции оберегает от преждевременного признания (и даже констатации)виновности в совершении преступления лица, в отношении которого вынесенопостановление о привлечении его в качестве обвиняемого. Презумпцияневиновности, следовательно, прежде всего адресована органам расследования исуду, но обязательна также для всех других учреждений, организаций и граждан. Всфере уголовно-процессуальных отношений – это гарантия прав обвиняемого(подозреваемого).
Примененная вст. 49 формула»… обвиняемый в совершении преступления считаетсяневиновным:» не означает, что Конституция фактически исключает виновностьобвиняемого. Более того, поскольку следователь, может вынести постановление опривлечении лица в качестве обвиняемого только при подтверждении обвиненияпротив него имеющимися в деле доказательствами (ст. 171 УПК), постольку,вынося это постановление, он, естественно, не только допускает виновность лица,а чаще – уверен в ней. Вот почему в законе констатируется, что обвиняемый «считаетсяневиновным».
Тем самым законодателькак бы предполагает, допускает возможность виновности лица, но дает понять, чтоэтого недостаточно, чтобы признать его виновным. Поэтому и завершает начатую вприведенном фрагменте статьи мысль словами»… пока его виновность не будет доказанав предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим взаконную силу приговором».
Следовательно,не отвергая возможной виновности лица в совершении того, за что его обвиняют,Конституция требует доказать это по существующим уголовно-процессуальнымправилам, а возможность вывода о виновности предоставляет только суду и тольков приговоре, который, к тому же, еще может быть обжалован в суд второйинстанции и только после этого обретает «законную силу». Если же достаточныхдоказательств в подтверждение виновности не собрано, не может быть вынесенобвинительный приговор (ч. 4 ст. 302 УПК). В связи с этим в ч. 3статьи четко указано, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются впользу обвиняемого.
Из презумпцииневиновности вытекает обязанность лиц, осуществляющих расследование илисудебное рассмотрение уголовного дела, строго обеспечивать выполнениетребований о полноте, всесторонности и объективности исследования обстоятельствдела. Это – одна сторона действия презумпции невиновности. В практическом планене менее важно обеспечение другого действия презумпции. Оно состоит в реальномобеспечении обвиняемому (подозреваемому) права на защиту. Обязанности одних(тех, кто доказывает виновность лица) должно соответствовать право других – противостоятьобвинению, защищаться от него
Статья 49Конституции РФ имеет в виду, прежде всего уголовно-процессуальный аспект. Ееположения оказывают влияние на регулирование уголовно-процессуальных отношений,а в последующем – на становление и реализацию уголовно-правовых отношений. Темне менее, ее значение простирается за рамки уголовно-процессуальных иуголовно-правовых отношений, способствует формированию в обществе гуманистическойидеологии.
Статья 50 1. Никто не может бытьповторно осужден за одно и то же преступление.
2. Приосуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученныхс нарушением федерального закона.
3. Каждыйосужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судомв порядке, установленном федеральным законом, а также право просить опомиловании или смягчении наказания.
Положение ч. 1ст. 50 Конституции в Уголовном кодексе Российской Федерации представленокак проявление принципа справедливости. Конституционное положение,содержащиеся в ч. 1 данной статьи, соответствует правилам Международногопакта о гражданских и политических правах (п. 7 ст. 14). В нихуказано: «Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, закоторое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом иуголовно-процессуальным правом каждой страны». В указанном Пакте акцент сделанне только на недопустимости повторного наказания, но и повторного осуждения.
Вуголовно-процессуальном законодательстве России, однако, допускается возможностьповторного рассмотрения уголовного дела судом, в результате которого может бытьвынесен обвинительный приговор с назначением наказания. Это может быть сделанов том случае, если с соблюдением оснований и порядка, установленных законом,первый приговор отменен вышестоящим судом, а дело направлено на новоерассмотрение (ст. ст. 378, 408, 418 УПК РФ). Иными словами новый приговорвыносится в ситуации, когда первый приговор по делу уже не существует.
Указывая нанедопустимость использования при осуществлении правосудия доказательств,полученных с нарушением федерального закона, Конституция (ч. 2 ст. 50)имеет в виду, прежде всего суды, так как только они наделены исключительнымправом осуществления правосудия. Но это положение распространяется также на органыдознания и следователей (как и на стадию предварительного расследования), таккак собирание и проверка доказательств имеет место не только в судебномразбирательстве, но и на досудебных этапах производства по делу.
Естественно,соблюдать при этом федеральный закон обязаны как те, так и другие. Вот почемуимеются все основания считать обоснованными положения ч. 1 ст. 75 УПКРФ, установившей: доказательства, полученные с нарушением требований УПК,являются недопустимыми и не могут быть положены в основу обвинения, а такжеиспользоваться для доказывания обстоятельств, предусмотренных статей 73 УПК,которая определяет перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовномуделу.
Ориентируясуды на строгое соблюдение ч. 2 ст. 50 Конституции, Верховный СудРоссийской Федерации еще в 1995 году разъяснил, что доказательства должныпризнаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании изакреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерацииправа человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальнымзаконодательством порядок их собирания и закрепления, а также, если собирание изакрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо врезультате действий, не предусмотренных процессуальными нормами[4].
Заимствованныеиз Международного пакта о гражданских и политических правах термины «право напересмотр приговора» (ч. 3 ст. 50 Конституции) не совсем точно иполно отражают характер деятельности вышестоящих судов в России. В частности,согласно российскому законодательству по жалобам и представлениям в вышестоящийсуд в кассационном порядке проверяет законность, обоснованность исправедливость не вступивших в законную силу приговоров федеральных судов общейюрисдикции (ст. 373 УПК).
Аналогичныеобязанности выполняет районный суд, проверяя в апелляционном порядке по жалобамосужденного, защитника и других участников уголовного судопроизводства или попредставлениям прокурора приговоры и постановления мировых судей (ст. 362УПК РФ). Приговоры, вступившие в законную силу, могут быть проверены на предметих соответствия требованиям законности, обоснованности и справедливостивышестоящими судами в порядке надзора или в порядке возобновления дела ввидуновых или вновь открывшихся обстоятельств (ст. ст. 402, 408, 410, 413, 418и др. УПК). И хотя применительно к проверке приговоров, вступивших в законнуюсилу, законодатель употребляет даже в названии раздела УПК термин «пересмотрприговора», цель деятельности, как и в кассационной инстанции, – проверказаконности, обоснованности и справедливости приговора, определения, постановлениясуда.
Помилованиеосужденного – это исключительная компетенция Президента Российской Федерации(п. «в» ст. 89 Конституции РФ). Оно осуществляется в отношениииндивидуально определенного лица (ч. 1 ст. 85 УК РФ). Как установленоУголовным кодексом Российской Федерации, лицо, осужденное за преступление, можетбыть актом помилования освобождено от дальнейшего отбывания наказания либоназначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видомнаказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снятасудимость (ч. 2 ст. 85). Помилование может быть осуществлено независимоот тяжести совершенного лицом преступления. Ходатайство о помиловании может исходитьне только от осужденного, но и его родственников, администрации учреждений иорганизаций, общественности. Ходатайство о помиловании может быть подано повторно(в случае отказа в удовлетворении). Акты Президента России персонифицированы,применяются единовременно, касаются указанного в нем лица (осужденного), неносят нормативного характера.
Статья 51 1. Никто не обязансвидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников,круг которых определяется федеральным законом.
2.Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанностидавать свидетельские показания.
В ст. 51Конституции не указана сфера регулируемых общественных отношений, на которуюона распространяется. Нет указаний на этот счет и в ст. 36 Декларации прави свобод человека и гражданина, которую комментируемая статья дословновоспроизводит. Обратившись к Международному пакту о гражданских и политическихправах, т.е. тому первоисточнику, на котором базируются упомянутые российскиеакты, можно сделать вывод, что этот международно-правовой источник имеет в видусферу общественных отношений, возникающих при производстве по уголовному делу,поскольку в нем указано о недопустимости принуждения к даче показаний противсамого себя и признания себя виновным в связи с предъявляемым обвинением.
Данная статьяКонституции в регулировании прав человека продвинулась значительно дальшеуказанного пакта. В отличие от последнего она распространяет свое действие нетолько на лиц, обвиняемых в совершении преступлений, но также на свидетелей ипотерпевших. Кроме того, следуя буквальному смыслу ст. 51, нельзя непризнать, что она (в отличие от международного пакта) освобождает обвиняемого,подозреваемого, свидетеля, потерпевшего от обязанности давать показания нетолько против себя самого, но и своего супруга и близких родственников.Наконец, ч. 1 ст. 51 сформулирована таким образом, что содержащиеся вней правила могут быть распространены на производства по делам обадминистративных правонарушениях и производства по гражданским делам.
При всем том,что сфера применения ст. 51 выходит за рамки уголовно-процессуальныхотношений, она все же, прежде всего и главным образом направлена на регулированиеименно этих отношений. Заметим, однако, что она практически ничего неприбавляет и не убавляет в объеме прав и обязанностей обвиняемого иподозреваемого, так как по российскому уголовно-процессуальному закону онитрадиционного не обязаны давать показаний, не несут ответственности за отказ отих дачи.
Дачапоказаний – это всего лишь их право (ст. ст. 46, 47, 76, 77 УПК РФ). Болеетого, законом установлено, что признание обвиняемым своей вины может бытьположено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностьюимеющихся доказательств по делу (ч. 2 ст. 77 УПК). Таким образом, вположениях ст. 51 не столько следует искать новые, дополнительные праваобвиняемого и подозреваемого, сколько видеть в них важное средство обеспеченияуже имеющихся процессуальных прав указанных участников уголовного судопроизводства.
В то же времяст. 51 Конституции существенно корректирует правовое положение свидетелейи потерпевших. В отношении них она создает нормативную основу для формированияв уголовном процессе так называемого свидетельского иммунитета, создающегопредпосылки для освобождения указанных участников уголовного процесса отобязанности давать показания.
Освобождая отобязанности свидетельствовать, ст. 51 Конституции не исключает права указанныхв ней лиц на дачу показаний.3. Судоустройственныеначала и их закрепление в Конституции РФ
В КонституцииРоссийской Федерации закреплена еще одна совокупность уголовно-процессуальныхпо своей природе норм.
В главе 7 «Судебнаявласть» предусматриваются осуществление правосудия только судом (статья 118);гласность судебного разбирательства (часть первая статьи 123); состязательностьи равноправие сторон (часть третья статьи 123).
Статья 118. 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредствомконституционного, гражданского, административного и уголовногосудопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерацииустанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционнымзаконом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Конституциясо всей определенностью устанавливает, что осуществление правосудия поуголовным, гражданским и административным делам является исключительнойкомпетенцией судов – единственных органов государственной власти,осуществляющих судебную власть. Применительно к правосудию по уголовным делам вКонституции даже специально указано, что лицо может быть признано виновным лишьприговором суда (ст. 49). Порядок осуществления правосудия по уголовным,гражданским, административным делам регулируется Уголовно-процессуальнымкодексом РФ 2001 года (УПК РФ), Гражданским процессуальным кодексом РФ 2002года (ГПК РФ), Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ), Кодексом РоссийскойФедерации об административных правонарушениях 2001 года (КРФ об АП).
Осуществлениеправосудия Конституционным Судом РФ регулируется Федеральным конституционнымзаконом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Судебнаявласть в Российской Федерации, как это указано в федеральном конституционномзаконе о судебной системе, осуществляется только судами в лице судей ипривлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудияприсяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица невправе принимать на себя осуществление правосудия (ч. 1 ст. 1).
В РоссийскойФедерации правосудие осуществляется судами в первой, апелляционной,кассационной, надзорной инстанции.
Подчеркнув,что правосудие осуществляется только судом, законодатель в ст. 118Конституции одновременно указывает, что судебная система Российской Федерацииустанавливается Конституцией и Федеральным конституционным законом. Такимзаконом стал вступивший в силу в январе 1997 г. Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации. Необходимоотметить, что этому закону вполне соответствуют федеральные конституционныезаконы «О Конституционном Суде Российской Федерации»; «Об арбитражных судах РоссийскойФедерации»); «О военных судах Российской Федерации».
КромеКонституции РФ и указанных конституционных законов, организация судебнойсистемы регулируется Федеральным законом «О мировых судьях в РоссийскойФедерации».
Всоответствии со ст. 4 Закона о судебной системе в Российской Федерациидействует федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьисубъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему РоссийскойФедерации.
Провозглашаянаряду с системой федеральных судов существование судов субъектов Федерации,Закон о судебной системе исходит из единства судебной системы РоссийскойФедерации (ч. 2 ст. 3).
Все суды,реализуя присущую им судебную власть, осуществляют правосудие в особом, толькодля них характерном процессуальном порядке. Этот порядок определен АПК, ГПК,УПК, КРФ об АП, а также Законом о Конституционном Суде РФ. В действующейКонституции (главы 2, 7) сформирована развернутая система принципов правосудия,а отраслевые процессуальные кодексы определяют порядок, последовательность,основные этапы производства по делу (судопроизводства), виды принимаемыхрешений.
Установлениезапрета на создание чрезвычайных судов является одной из важнейших гарантийреального обеспечения прав человека и гражданина, предусмотренных Конституцией(ст. ст. 45–52).
Статья 123 1. Разбирательство дел во всех судахоткрытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях,предусмотренных федеральным законом.
3. Судопроизводство осуществляется на основесостязательности и равноправия сторон.
Принципоткрытости, публичности судебного разбирательства является важной правовойгарантией справедливого и беспристрастного разрешения судами гражданских,административных, уголовных и иных дел, одним из необходимых условийобеспечения прав и свобод человека в правовом государстве.
Сущность ч. 1данной статьи состоит в установлении обязанности рассматривать дела, какправило, открыто во всех судах: судах общей юрисдикции (включая военные суды),арбитражных судах, Конституционном Суде Российской Федерации, конституционных(уставных) судах Российской Федерации. Конституционные положения об открытомрассмотрении дел распространяются на деятельность мировых судей поосуществлению правосудия.
Осуществлениягосударственной власти (включая и судебную власть) в правовом демократическомгосударстве должно находиться под контролем гражданского общества. Гласностьсудебного разбирательства способствует осуществлению общественного контроля заработой судов, за действиями судей, а также позволяет обществу оценивать работуорганов, осуществляющих следственные и иные процессуальные действия в целяхизобличения обвиняемого в совершении преступления. Таким образом, открытость,публичность судебного разбирательства обеспечивает контроль общества за осуществлениемсудебной власти, способствует утверждению принципа законности в деятельностисудов, правоохранительных органов, создает условия для реализациидемократических начал судопроизводства, защиты прав и свобод человека.
Представленныев отраслевом законодательстве правила об открытом разбирательстве дел (т.е. огласности судопроизводства), соответствуют действующей Конституции РоссийскойФедерации (ст. 241 УПК, ст. 31 Закона о Конституционном Суде, ст. 9Закона о судебной системе).
Необходимоиметь в виду, что Конституция и отраслевое законодательство имеют в виду нелюбое заседание суда, а разбирательство (т.е. судебное разбирательство) дел(уголовных, гражданских и пр.).
В УПК РФимеются как общие нормы, воспроизводящие конституционное положение об открытомразбирательстве уголовных дел, так и специальные правила, ограничивающиедействие принцип гласности в уголовном судопроизводстве. Согласно положениям ч. 2ст. 241 УПК РФ закрытое судебное разбирательство допускается на основанииопределения или постановления суда в случаях, когда:
а)разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашениюгосударственной или иной охраняемой законом тайны;
б)рассматриваются уголовные дела о преступлениях лиц, не достигших 16 лет;
в)рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности иполовой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашениюсведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либосведений, унижающих их честь и достоинство;
г) этоготребуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства,их близких родственников, родственников или близких лиц.
Гласностьсудебного разбирательства – один из важнейших показателей демократизма судопроизводства,так как именно при условии действия этого принципа правосудия желающимгражданам обеспечивается доступ к правосудию, а также возможность следить заходом рассмотрения дела и распространять сведения об увиденном и услышанном всредствах массовой информации или другим способом.
Такой порядок,в свою очередь, является одной из гарантий осуществления населением контроля задеятельностью судебной власти.
Сущностьпринципа состязательности, провозглашенного ч. 3 данной статьи, состоит втом, что в уголовном процессе судебное разбирательство дела должно бытьпостроено таким образом, чтобы функцию обвинения осуществляла одна сторона(например, прокурор, потерпевший, частный обвинитель), функцию защиты – другаясторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого), а функциюразрешения дела суд.
В принципепредполагается, что при состязательном порядке судопроизводства стороны впроцессуальном отношении равноправны (ч. 3 ст. 123). Функция жеразрешения дела отделена от деятельности сторон и должна принадлежать толькосуду.
Принципсостязательности сторон предопределяет особую роль и функции суда приосуществлении им правосудия. Функции суда и сторон в судопроизводстве строгоразграничены. Суд, осуществляя руководство процессом, создавая условия длявсестороннего и полного исследования доказательств, правильного применениязаконодательства при разрешении дел, оказывая лицам, участвующим в деле,содействие в реализации их прав, должен сохранять независимость, объективностьи беспристрастность.
Суд выступаетв качестве арбитра над сторонами, которые в рамках своих процессуальных правобосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле. Принцип равноправиясторон означает, что ни одна из сторон не имеет преимущества перед судом,обладая равными процессуальными правами и возможностями в отстаивании своейпозиции, защите своих интересов.
Заключение
Целькурсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. Врезультате проведённого исследования по теме «Конституционные основы уголовногосудопроизводства в Российской Федерации» можно сделать ряд выводов:
Конституцияявляется фундаментом системы права, главным системообразующим фактором базойдля кодификации и систематизации законодательства.
На основеКонституции Российской Федерации и конституций республик в ее составеосуществляется упорядочение всей системы законодательства, его расистка иосвобождение от устаревших норм.
Комплексноеразвитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечиваетнаилучшие условия для формирования демократического правового государства,упрочения режима законности и правопорядка.
КонституцияРоссийской Федерации – бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантиястабильности политического и общественного строя, это генеральное соглашениемежду всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, офундаментальных правилах, по которым живет страна.
Юридическаяприрода Конституции РФ проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которыеотражают специфику ее нормативно-правового содержания. Каждая черта КонституцииРФ характеризует определенный аспект ее содержания как сложного, многоплановогоправового феномена.
Из всей суммыправовых актов по вопросам уголовного судопроизводства следует, разумеется,выделять особо Конституцию РФ, ибо она имеет высшую юридическую силу (ч. 1ст. 15) и, как принято говорить, занимает вершину иерархической лестницынормативных актов. Она имеет прямое действие. Все законы и иные правовые актыне должны противоречить ей.
КонституцияРоссийской Федерации обладает высшей юридической силой, является базой всегороссийского законодательства, содержит большую группу норм, закрепляющихфундаментальные и неотъемлемые права личности в сфере уголовногосудопроизводства, а также принципы функционирования правоохранительных органов.
КонституцияРФ содержит ряд принципов и более конкретных норм, определяющих порядокуголовного судопроизводства (главы 2 и 7).
Содержаниегл. 2 Конституции соответствует общепризнанному в международном правеперечню прав и свобод. В совокупности они составляют систему гражданских(личных), политических, социальных, экономических, культурных, экологическихправ.
Права исвободы человека связаны с определенными видами обязанностей: не посягать направа и свободы других лиц, уважать конституционный демократический строй своейстраны, общественную мораль.
Целостностьсистемы прав человека и гражданина обусловлена единством принципов равноправияи социальной справедливости.
В главе 7 Конституцииутверждается понятие правового института судебной власти в действующемзаконодательстве. Глава характеризуется новым, нетрадиционным подходом краскрытию сущности названной политико-юридической категории. За органамисудебной власти признаются самостоятельность и право действовать независимо отдругих ветвей власти.
Закрепление вконституционных нормах и федеральном законодательстве судебной власти какгосударственно-правового института позволяет выделить его специфическиепризнаки, отметить необходимость утверждения системы гарантий, позволяющих судебнойвласти осуществлять свои функции и решать поставленные перед ней закономгосударственные задачи.
Характернымисвойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность,подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормахКонституции Российской Федерации.
Список литературы
1. КонституцияРФ.
2. Уголовно-процессуальныйкодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // «Российскаягазета» – 26.07.2010).
3. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия.»
4. Безлепкин Б.Т.Б39 Уголовный процесс России: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
5. Комментарийк Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.И. Радченко.М.: Юстицинформ, 2003.
6. Научно-практическийкомментарий к Конституции./ Отв. ред. В.В. Лазарев. – М., 2003.
7. Научно-практическийкомментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Р.Ф. / Под общ. ред. В.М. Лебедева– М.: Спарк, 2002.
8. Постатейныйнаучно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. О.Е. Кутафина. –М.: ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003.
9. Смирнов А.В. Уголовный процесс:учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова.– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008.
10. Уголовный процесс.Учебник для студентов юридических вузов и факультетов (под ред. К.Ф. Гуценко).– Изд-во «Зерцало», 2005 г.
11. Уголовный процесс:Учебник для вузов/ Под общ. ред. В.И. Радченко. – 2-е изд., перераб. идоп. – М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2006.