Саратовская государственная академия права
Поволжский региональный юридический институтУчебная дисциплина – конституционное право РоссииКурсовая работа
ВАРИАНТ IV
Конституционные права, свободы и обязанности человека игражданина в Российской Федерации
Выполнил:
студент* курса * группы
заочногоотделения ПРЮИН******** *****Саратов – 2000
Содержание
1. Понятие,признаки и классификация конституционных
(основных) прав, свобод и обязанностей человека и
гражданина. …………………………………………………………………3
2. Нормативное содержание конституционных прав, свобод
и обязанностей гражданина в РФ. ……………………………………….9
3.Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ. ……….20
Списокиспользованной литературы. ……………………………………28
1. Понятие, признаки и классификацияконституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человекаи гражданина.
5 сентября 1991 г. в СССР появился по существу первыйофициальный документ, посвященный конституированию и гарантиям прав человека –Декларация прав и свобод человека. Уже 22 ноября 1991 г. эстафета признания иобеспечения прав человека была принята Верховным Советом Российской Федерации,утвердившим Декларацию прав и свобод человека и гражданина. В апреле 1992 г.положения этого документа были внесены в текст российской Конституции.
Конечно, разделы о правах,свободах и обязанностях граждан присутствовали практически во всех советскихконституциях, но многие десятилетия, эти права и свободы были производными отинтересов государства и общества. Речь шла не о правах человека вообще, которыевласть признает за гражданами, а о правах «советского социалистическогочеловека», предоставляемых гражданам властью. В связи с этимпредусмотренный законодательством перечень прав и свобод не вполнесоответствовал международным документам; не было достаточно надежных механизмовзащиты прав. Ведь они рассматривались в качестве «дара» государства,его «награды» гражданину за «хорошее поведение». Между темво всем цивилизованном мире речь идет об абсолютной ценности прав человека,подчинении государства и общества интересам граждан. В Конституции РФ сказано,что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что основные праваи свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободыдругих лиц (ст. 2, 17).
Провозглашение прав человекапредполагает ориентацию на их обеспечение всех государственных органов, аобщества – на осуществление контроля за тем, как эти права обеспечиваютсявластью. Уже в знаменитой Декларации прав человека и гражданина, принятойНациональным собранием Франции в 1789 г., говорилось о том, что незнание,забвение или презрение прав человека являются единственными причинамиобщественных бедствий и порчи правительства, тогда как сохранение таких правдолжно быть целью всякого политического союза. Отсюда – провозглашение вДекларации естественных, неотчуждаемых и священных прав человека дает членамобщества критерии оценки действий законодательной и исполнительной власти,вооружает граждан простыми и бесспорными принципами, опираясь на которые ихтребования будут всегда обращены на поддержание конституции и всеобщегосчастья. Декларирование прав человека направлено, таким образом, на то, чтобыименно они стали главной целью функционирования власти и существованияобщества.[1]
Институт конституционныхправ, свобод и обязанностей человека и гражданина занимает особое место всистеме отрасли конституционного права РФ. Правам и свободам человека игражданина посвящена глава 2 Конституции РФ, что говорит о значении, которое придает законодатель этому институту. Отметим, что положения данной главы могут быть изменены в особом, усложненном режиме путем созыва Конституционного Совещания.
Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Эта статья раскрывает важнейшуюсторону характеристики Российской Федерации как правового государства. Одним изважнейших признаков такого государства является выраженное в комментируемойстатье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Этоединственная высшая ценность; все остальные общественные ценности (в том числеобязанности человека) такой конституционной оценки не получили и,следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и немогут ей противоречить. Только в отдельных, специально оговоренных вКонституции Российской Федерации исключительных случаях, при особых, какправило, временных обстоятельствах отдельные права и свободы человека игражданина могут быть ограничены.
Провозглашение прав и свободчеловека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством вконституционном праве и во всем законодательстве России. Ранее верховенствовсегда принадлежало государственным интересам. В советское время ониотождествлялись с ” общественными”, которым требовалось подчинятьиндивидуальные и коллективные личные интересы.[2]
Правовой статус личностивключает совокупность прав и свобод, а также обязанностей человека игражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.
К основам правовогостатуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Они составляют относительно небольшую часть всехправ и свобод.
Причины, по которым одниправа и свободы закрепляются в Конституции, другие – в текущемзаконодательстве, не произвольны.
Можно выделить следующиепричины, от которых зависит выбор того или иного уровня правовых актов длязакрепления прав и свобод.
1. Значимость данного права и данной конституционнойсвободы для человека и общества. В Конституции закрепляются те права исвободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как дляконкретного человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основныеправа и свободы.
2. Изначальный или производный характер принадлежностичеловеку данного права и данной свободы. Статья 17 Конституции, как известно,устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы ипринадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободызакрепляются конституционно.
3. Особые юридические свойства основных прав и свобод,специфика их реализации. Эти права и свободы:
а) составляют ядроправового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод,закрепляемых иными нормативными актами.
б) адресованы самомуширокому кругу субъектов; закрепляются за каждым человеком и гражданином,либо за каждым гражданином. Все другие (неосновные) права и свободы,устанавливаемые нормами не конституционного, а других отраслей права, увязываютсяс обладанием лицом различными статусами.
в) характеризуются всеобщностью,они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человекаили для каждого гражданина. Признавая то или иное право основным, государствоисходит из возможности осуществления его всеми. Этим обусловливаетсяпроцесс расширения основных прав и свобод по мере создания соответствующихсоциально-экономических предпосылок. Основные права и свободы гражданинаРоссийской Федерации отличаются от других прав и свобод основаниемвозникновения. Единственным таким основанием является принадлежность кгражданству Российской Федерации. Они не связаны с осуществлением гражданиномсвоей правоспособности и принадлежат всякому гражданину как субъекту права.Это свидетельствует о том, что основные права и свободы выражают главные связилица с государством, его статус как гражданина. Они не приобретаются и неотчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силу гражданства,неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены только вместе сутратой гражданства;
г) отличаются особым механизмомреализации. Все другие права и свободы могут стать достоянием человека игражданина в процессе реализации его правоспособности через участие вконкретном правоотношении. Основные же права и свободы выступают в качествепредпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемогоправа каждого участника правоотношения;
д) имеют особуююридическую форму их закрепления. Они фиксируются в нормативном правовомакте государства, имеющем высшую юридическую силу, – в Конституции;
е) обеспечиваются повышеннойправовой охраной.
Понятие основных прав исвобод человека и гражданина может быть сформулировано следующим образом: конституционные(основные) права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые праваи свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу егогражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статусаличности.[3]
Конституционно-правовоерегулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. Но вотличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль.
Подобно всем отраслям права,оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовыхотношений – обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различныхорганов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателямногих других конституционно-правовых статусов.
Вместе с тем конституционноеправо выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина испецифическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина,которые:
1) имеют всеобщий характер;
2) не зависят от конкретного правового статуса лица;
3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.
К таким обязанностямотнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционированиесамого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем взависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждогочеловека, другие – только на гражданина Российской Федерации.
В конституционнозакрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования –ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством,надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам,активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, какотмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязанностей иответственности человека и государства.
Соблюдение основныхобязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия.
Таким образом, основныеобязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностьютребования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны снеобходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства,других граждан.
Различие между понятиями«право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означаетюридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведениякак человека, как гражданина государства.
Вместе с тем понятие«свобода» в большей мере увязано с такими правомочиями личности, которыеочерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от вмешательства в еевнутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, художественного,научного, технического и других видов творчества, преподавания).
Понятие «право» в большеймере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороныгосударства или правомочия человека на участие в деятельности определенныхобщественно-политических, хозяйственных структур.
Глава 2 Конституции «Права исвободы человека и гражданина», включает 48 статей, подавляющая часть которыхпосвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определеннуюсистему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав исвобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.
В соответствии с этимиоснованиями конституционные права и свободы принято классифицировать натригруппы: личные; политические; социально-экономические.
Однако система основных прави свобод характеризуется не только их группировкой, но и тем порядкомрасположения, который устанавливается в Конституции. Это имеет далеко нетехническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового статусаличности, которой придерживается государство.
В действующей Конституции,основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свободзафиксирован в такой последовательности: сначала указаны личные, затемполитические, а потом социально-экономические права и свободы. Именно таковапоследовательность во Всеобщей декларации прав человека, принятой ГенеральнойАссамблеей ООН в 1948 году.
В российскомзаконодательстве такая последовательность впервые была воспроизведена вДекларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г., азатем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года.
Во всех предшествующихконституциях, вплоть до Основного Закона 1978 года в его первоначальнойредакции, последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначалафиксировались социально-экономические, затем политические и личные права исвободы. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, при которой личныеправа отодвигались как второстепенные.[4]
Отметим, что возможна ииная классификация прав и свобод.
Права и свободы человека всоответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические,политические, гражданские, культурные и личные.
Такое деление проводится какв мировой юридической практике, так и в национальных правовых системах, в томчисле и в российской. Между всеми видами и разновидностями прав, существуеттесная взаимосвязь.
В историческом контекстесовременные исследователи выделяют три поколения прав:
— первое–это политические,гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазнымиреволюциями и закрепленные в известных Декларациях (американской, английской,французской);
— второе–социально-экономическиеправа, возникшие под влиянием социалистических идей, движений и систем, в томчисле СССР (право на труд, отдых, социальное обеспечение н т.д.); онидополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документахООН;
– третье поколение – коллективныеправа, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходенационально-освободительных завоеваний (право народов на мир, безопасность,разоружение, независимость, самоопределение, территориальную целостность,суверенитет, избавление от колониального угнетения, достойнyюжизнь и т. д.).
Выделение трех поколенийправ в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательнуюэволюцию данного института, историческую связь времен, общий прогресс в даннойобласти.
В отечественной литературеподвергнута справедливой критике концепция иерархии прав по степени ихзначимости.
Что касается различий междуправами человека и правами гражданина, то эти различия имеют под собойопределенные основания, которые заключаются в следующем. Во-первых, правачеловека могут существовать независимо от их государственного признания изаконодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, вчастности, естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие каждому отрождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства, ккоторому принадлежит данное лицо. Во-вторых, множество людей в мире вообще неимеют статуса гражданина (лица без гражданства, апатриды). Следовательно, ониформально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина.Иными словами, права человека не всегда выступают как юридическиекатегории.
Разграничение это возниклодавно, о чем свидетельствует хотя бы название знаменитой «Декларации правчеловека и гражданина» 1789 г. Сохранилось оно и в большинстве современныхдеклараций и конституции. Однако в наше время указанное деление все болееутрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека давно признанывсеми развитыми демократическими государств вами, и, таким образом, выступаютодновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае внутри государстваразграничение прав на «два сорта» лишено практического значения. Тем более, чтодаже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, находятся подюрисдикцией ее законов и международного права.[5]
2. Нормативное содержание конституционных прав, свободи обязанностей гражданина в РФ.
В отличие от советскихконституций на первое место в новой Конституции выдвинуты гражданские (личные)права и свободы, за ними следуют политические, а уже потом – экономические,социальные и культурные. Сокращен до минимума круг конституционныхобязанностей человека и гражданина. Особое внимание в данной главе Конституцииуделено юридическим гарантиям провозглашенных прав и свобод. Среди них следуетотметить судебную защиту индивидуальных и коллективных прав и свобод, правообращаться в соответствии с международными договорами России в межгосударственныеорганы по защите прав и свобод человека, институт Уполномоченного по правамчеловека (омбудсмана), ряд принципов уголовного и уголовно-процессуальногоправа, охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотребленийвластью, право на получение квалифицированной юридической помощи.
В действующей Конституцииличные права и свободы (ст. 20–29) не только открывают главу о правах исвободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкойстепени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.
Специфические особенностиличных прав и свобод заключаются в следующем:
1) эти права и свободы являются по своей сущностиправами и свободами человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностьюк гражданству государства, не вытекают из него;
2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежаткаждому от рождения;
3) это такие права и свободы, которые необходимы дляохраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественныеправа, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Основным личным правомчеловека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые былозакреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свободчеловека и гражданина. Содержание названного права в Конституции нераскрывается. Это — естественное право человека, защита которого охватываетширокий комплекс активных действий всех государственных и общественныхструктур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасныхсоциальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторамотносятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны,военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов,целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранениеми распространением оружия и пр.
К личным правам человека относитсяправо на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции).
Уважение достоинстваличности – неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может бытьоснованием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведениелица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства.
Конституция устанавливает,что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому илиунижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не можетбыть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или инымопытам.
Значительное место в системеличных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища,частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфныхи иных сообщений (ст. 22-25 Конституции).
Неприкосновенность личности(ст. 22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправенасильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своимидействиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнутаресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основаниисудебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальными другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий отнеосновательного ареста, от нарушения прав человека при аресте.
Гарантия неприкосновенностижилища (ст. 25) означает, что никто не имеет права без законного основаниявойти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц.Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и кругуполномоченных на то органов.
Предусмотрены различныеформы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, заразглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений.Только в строго определенных законом случаях в связи с расследованиемуголовных дел и при наличии судебного решения могут быть наложен арест накорреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.
Впервые в Конституциизакреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23).Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право навозмещение морального вреда.
Право на неприкосновенностьчастной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласиялица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частнойжизни (ст.24).
Каждому должна бытьпредоставлена возможность ознакомления с материалами и документами,непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотренозаконом.
Новым в конституционномзакреплении личных прав и свобод является включение такой важной формы свободыличности, как свобода передвижения.
В ч. 1 ст. 27 указывается,что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеетправо свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В прошлом это право нетолько не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализованофактически.
Так, существовавшая с 1932года прописка и ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течениедлительного времени паспортов у колхозников, рынка жилья приводили к тому, чтофактически человек не мог свободно решать вопрос о своем месте жительства. –
В настоящее время сделаныважные шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. Наоснове конституционной нормы принят Закон Российской Федерации от 25 июня 1993г. о праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительствав пределах Российской Федерации.
Закон закрепил отменупрописки и ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по меступребывания и жительства в ее пределах. При этом регистрация или отсутствиетаковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав исвобод граждан, предусмотренных Конституцией.
Конституция признает правокаждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за еепределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться внее (ч. 2 ст.27).
Федеральный закон от 15августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в РоссийскуюФедерацию», по своему содержанию соответствует общепринятым международнымстандартам, относящимся к данному вопросу.
Принятый в 1996 году ФедеральныйЗакон обеспечивает свободу граждан выезжать за пределы России и возвращаться всвою страну.
Выезд, естественно, связан ссогласием той страны, в которую намерен прибыть гражданин, и потому требуетсявъездная виза последней.
Право гражданина России навыезд из своей страны может быть временно ограничено только в случаях, прямооговоренных в Федеральном законе.
Федеральный закон определяетпорядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, а такжепорядок транзитного проезда указанных лиц через территорию РоссийскойФедерации.
К личным правам и свободамотносится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26Конституции).
Закрепление этого праваконституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальностидля каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться винонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку иобразу жизни.
Важной дополнительнойправовой гарантией равноправия независимо от национальности являетсяконституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению иуказанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26). В официальныханкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом печальнознаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательнуюфункцию.
В соответствии с Положениемо паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлениемПравительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г., к числу сведений, вносимыхв паспорт, не отнесено указание на национальность. При этом оговариваетсязапрещение вносить в паспорт сведения, не предусмотренные Положением.
Важное место в системеличных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. Всоответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести,свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместнос другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь ираспространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии сними.
В Федеральном законе от 26сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотренаширокая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести.
Закон дополнительно включилправо менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией отпреследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозногообъединения.
Важной сферой личных нрав исвобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободноискать, получать, передавать, производить и распространять информацию любымзаконным способом (ст. 29 Конституции).
Мысль не свободна, если онане может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человекапоследствий.
Поэтому свобода мыслинеразрывно связана со свободой слова. Свобода слова означает безусловное правочеловека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Этообеспечивается не только гарантиями самой свободы слова, но и правом свободнопередавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры.
Закон Российской Федерацииот 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» предусматривает, чтоучредителем средств массовой информации может быть любой гражданин России,достигший 18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местахлишения свободы по приговору суда, и душевнобольных граждан, признанных судомнедееспособными. Это право подлежит судебной защите.
В отличие от основных личныхправ и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому отрождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30–33 Конституции)связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция,адресуя личные права каждому, политические – гражданам.
Связь политических прав исвобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производныîò воли государства. Политические права и свободы выступают какестественные права и свободы каждого гражданина демократического государства.В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качествеустановленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права исвободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политическиеправа и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.
Наиболее общим, объединяющимвсе другие политические права и свободы является право участвовать в управленииделами государства, (ст. 32 Конституции).
Право, закрепленное в ст. 32Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованнойсовокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует вуправлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции).
Рассматриваемое правоосуществляется в различных формах, как непосредственно, так и черезпредставителей.
Непосредственными формамиявляются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать ибыть избранными в органы государственной власти и органы местногосамоуправления.
Действующее законодательствоо референдуме и выборах обеспечивает самые широкие гарантии реализации этихправ граждан
Участие граждан в управленииделами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельностьпредставительных органов всех уровней – своих депутатов, через различные формывыражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направленияхполитики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворениемсоциальных потребностей общества.
Важной формой участияграждан в осуществлении власти на местах является местное самоуправление.
Эффективность реализацииназванных политических прав связана с активностью, инициативой граждан,зависящих, в свою очередь, от уровня их политической и правовой культуры.Повышение этого уровня на современном этапе имеет первостепенное значение.
Граждане РоссийскойФедерации имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32, ч. 4) всоответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.
Согласно Федеральному законуот 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»,при поступления на государственную службу (и при ее прохождении) не допускаетсяустановление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений илипреимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения,имущественного и должностного положения, места жительства, наличия илиотсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Формой привлечения граждан крешению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ст.32, ч. 5). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качествеприсяжных, народных и арбитражных заседателей.
Конституционно закрепленоправо граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные иколлективные обращения в государственные органы и органы местногосамоуправления (ст. 33). Это право – важное средство проявленияобщественно-политической активности граждан, заинтересованности их вобщественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеютзначение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением,как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественнойжизни.
В России пока не принят федеральныйзакон о порядке рассмотрения обращений граждан и действует акт бывшего СоюзаССР – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядкерассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».
Законодательством РоссийскойФедерации урегулирован только судебный порядок рассмотрения жалоб. ЗаконРоссийской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий ирешений, нарушающих права и свободы граждан» с изменениями и дополнениями,внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г., урегулировал кругсубъектов, неправомерные решения, действия (бездействие) которых могут бытьобжалованы, порядок и сроки подачи жалобы, виды решений суда и порядок ихисполнения.
Важным правом, связанным сучастием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое закаждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защитысвоих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможностьиспользовать в указанных целях различные формы совместной организованнойобщественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех илииных задач.
Выражением социальной иполитической активности граждан, их воздействия на процессы управлениягосударством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания,митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это правов последние годы широко используется гражданами Российской Федерации.
25 мая 1992 г. принят Указ Президента РоссийскойФедерации «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий,демонстраций и пикетирования». В нем установлено, что впредь до урегулированиязаконом Российской Федерации порядка проведения этих мероприятий следуетисходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятойВерховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г., о праве граждансобираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанныемероприятия при условии предварительного уведомления властей. Осуществлениеэтого права не должно нарушать свободы и права других лиц, запрещайсяиспользование указанного права для насильственного изменения конституционногостроя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, дляпропаганды насилия и войны. Указ определил, что до принятия соответствующегороссийского закона упомянутый выше союзный Указ на территории Россииприменяется в части, не противоречащей Декларации прав и свобод человека игражданина.
Особую группу основных прави свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права исвободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность,труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные,духовные и другие социально значимые потребности личности.
Конституция РоссийскойФедерации 1993 года, по сравнению с основными законами советского типа, исходитиз принципиально иной идеологии при закреплении социально-экономических прав исвобод.
Отказ от глобальногоогосударствления экономики, признание того, что объективно необходима частнаясобственность, основанная на экономической заинтересованности, активности иответственности человека, не могли не привести к изменению роли государства вобеспечении социально-экономических прав и свобод личности. Оно уже не можетбыть единственным субъектом, который полностью отвечает за их реализацию изащиту. Ответственность ложится на всех субъектов экономической и социальнойдеятельности при возрастающей активности и индивидуальной ответственностисамого человека.
К социально-экономическимправам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свободапредпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и наземлю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых,охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрануздоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свободалитературного, художественного, научного, технического и других видовтворчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 34–44).
Инициируя экономическую исоциальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихсяв стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободноеиспользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной незапрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).
Важнейшее место в системесоциально-экономических прав и свобод занимает право частной собственности(ст. 35 Конституции). Его конституционное закрепление имело решающее значение впереходе страны на рельсы рыночной экономики.
Конституция РоссийскойФедерации 1993 года признание и защиту частной собственности, равно как идругих форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии ееохраны, в том числе судебными органами.
В ч. 3 ст. 35 Конституцииустановлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нуждможет быть произведено только при условии предварительного и равноценноговозмещения.
Конституция 1993 года вотличие от прежней без каких-либо оговорок и ограничений закрепила правограждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободноосуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природнымиресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересовиных лиц (ст. 36, ч. 1, 2).
В условиях рыночнойэкономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда (ст.37 Конституции).
Конституция 1993 года болеечетко сформулировала права человека d сфере труда,применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободытруда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своимтрудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено изменениемроли государства, переставшего быть единственным собственником всех средствпроизводства и вследствие этого, как раньше, единственным работодателем,единственным гарантом получения каждым работы.
Однако это не означаетустранения государства от обеспечения прав граждан в сфере труда. Его рольздесь многогранна.
Государство:
1) запрещает принудительный труд;
2) закрепляет право на труд в условиях, отвечающихтребованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какойбы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным закономминимального размера оплаты труда;
3) утверждает право на защиту от безработицы;
4) признает право на индивидуальные и коллективныетрудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов ихразрешения, включая право на забастовку.
Федеральный закон от 23ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», детальноурегулировал формы и способы реализации этого права.
Государство своей политикойпризвано создавать и другие условия,. способствующие экономическому развитиюстраны, наиболее полной занятости населения, подготовке квалифицированныхкадров работников и управляющих.
Конституционная трактовкасодержания прав в сфере труда полностью соответствует положениямМеждународного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
С трудовыми праваминеразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечениизадействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этогоправа необходимые условия.
Большую роль играет идеятельность самого человека, который должен рационально и грамотноиспользовать время отдыха.
Функции государства в этойсфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумнойпродолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемогоежегодного отпуска.
Социальное развитие обществав значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки – семьи,защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая нормао том, что они находятся под защитой государства.
Статья 38 Конституцииопределяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание –равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети,достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
К числусоциально-экономических прав и свобод относится и право на социальноеобеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, длявоспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39Конституции).
Содержанием данного праваявляется прежде всего гарантированная возможность получать государственныепенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон устанавливаетминимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольноесоциальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспеченияи благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие(ч. 3 ст. 39).
Конституционно закрепляетсяправо на жилище (ст. 40). Оно включает:
1) защиту жилища, в силу которой никто не может бытьпроизвольно лишен жилища;
2) поощрение органами государственной власти и органамиместного самоуправления жилищного строительства и создание условий дляосуществление права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставлениежилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, изгосударственных, муниципальных и других жилищных фондов.
Поощряется кооперативное ииндивидуальное жилищное строительство, развивается система ссуд на это, необлагаемых налогом.
Право на охрану здоровья имедицинскую помощь (ст. 41 Конституции) предполагает бесплатность последней вгосударственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средствсоответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Каждый имеет право наблагоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и навозмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическимправонарушением (ст. 42 Конституции).
Понятие «окружающая среда»охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых являетсячеловек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие(шумы, вибрация и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую,которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь,на охрану здоровья.
Государственная гарантияправа на благоприятную окружающую среду заключается прежде всего взаконодательном установлении системы нормативов ее качества, контроля за ихсоблюдением всеми субъектами, деятельность которых влияет на окружающую среду.Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и самаприродная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее использования,нагрузки на нее. Основной нормативный правовой акт, регулирующий отношения вданной сфере, – Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающейприродной среды».
К числусоциально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43Конституции).
Каждому гарантируетсяобщедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования и начального профессионального образования, атакже на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшегопрофессионального и послевузовского профессионального образования в государственныхи муниципальных образовательных учреждениях.
Государство гарантируетдоступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали. Этообеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры,находящихся в государственных и общественных фондах, развитием и равномернымразмещением культурно-просветительных учреждений на территории страны,развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати,сети библиотек, расширением культурного обмена с зарубежными государствами.
Важным условием обеспечениясвободы научного, технического и художественного творчества является снятиесуществовавших прежде идеологических ограничений, затрагивающих не тольконауку, и прежде всего общественную, но и искусство, художественныенаправления. Однако положительное значение этого фактора снижается слабой поддержкойнауки и искусства государством, по-прежнему остаточным принципом финансированияучреждений данного рода.
Правовой статус личностихарактеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Этиобязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектомвыступает человек.
В конституционно закрепленныхосновных обязанностях выражены наиболее важные требования – ответственностиличности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношениягражданина к государственным и общественным интересам, активного включения егов охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше,состоит в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности человекаи государства.
Важнейшей обязанностьюгражданина, так же как и любого иного лица, проживающего в Российской Федерации,является соблюдение Конституции и законов. Эта обязанность граждан РоссийскойФедерации зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст. 15).
Режим законности –незыблемая основа порядка, стабильности в государстве, обществе, в жизникаждого человека.
Обязанность соблюдатьКонституцию и законы универсальна, распространяется на всех субъектовправоотношений. Конкретно как обязанность человека и гражданина она выражаетсяв необходимости у него стойких установок на правомерное поведение во всехсферах жизни и деятельности.
Конституция и законынаиболее обобщенно отражают весь строи общественных отношений, принятые вгосударстве и обществе нормы, правила поведения людей, которых долженпридерживаться каждый человек и гражданин. Любое нарушение этих норм связано сущемлением интересов государства, общества, граждан.
Обязанность граждан платитьналоги была конституционно закреплена впервые с переходом страны к рыночнойэкономике. И это вполне закономерно. Развитие частной собственности, свободапредпринимательства, значительное сокращение сферы государственной собственностисвязаны с новыми подходами к налоговой системе. Число налогообязанных субъектовменяется качественно, расширяются и виды налогообложения.
Статья 57 Конституции закрепляет,что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положениеналогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Закрепляется обязанностькаждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природнымбогатствам (ст. 58 Конституции).
Природа как внешняя средаобитания человека в век научно-технического прогресса требует особых мерохраны государством и обществом. Но в ней должен участвовать и каждый человек– главный «потребитель» природы.
За последнее время принятряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Многиенормы этих законов определяют поведение граждан при использовании природныхбогатств. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил,активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц. Введена илиповышена плата за пользование природными ресурсами.
Сохранение природы иокружающей среды из-за их варварского использования за все годы советскойвласти трансформировалось, по сути, в их восстановление, спасение от гибели. Это,естественно, дело общегосударственное, требующее огромных материальных затрат,внедрения новых технологий, замены устаревшего оборудования и т.д. Однако ипосильное участие каждого гражданина в сохранении природы внесло бы важныйвклад в поддержание невосполнимого богатства, которое мы должны передатьбудущим поколениям россиян.
В ст. 59 КонституцииРоссийской Федерации закреплено, то защита Отечества является долгом иобязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин РоссийскойФедерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил РоссийскойФедерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия еепрохождения и др.
Конституция РоссийскойФедерации закрепляет возможность замены военной службы альтернативнойгражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданиюпротиворечит несение военной службы (ч. 3 ст. 59).
В ныне действующейКонституции обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишьнеобходимость соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, сохранятьприроду и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческомуи культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. Г ст. 15,44, 57–59).
Между тем в международныхпактах о правах указываются и другие обязанности, почему-то не вошедшие в нашуКонституцию. Это можно считать отступлением от общепринятых стандартов. ВКонституциях ряда современных зарубежных стран обязанности также представленышире и значительнее.
Резкое количественноенесоответствие между правами и обязанностями, зафиксированных в Конституции,обычно объясняется тем, что если первые охватывают все сферы жизнедеятельности людей, то вторые связаны в основном лишь с поддержаниемобщественного порядка. Но это в принципе верно. Однако надо иметь в виду, чтона практике обязанности незримо «сопровождают» все права, корреспондируя им всоответствующих правоотношениях, то есть в процессе реализации. Иначе правамогут превратиться в «пустой звук».Ведь обязанности – способ обеспечения прав.
Это вовсе не значит, что втом или ином нормативном акте в «паре» с каждым конкретным правом непременнодолжна фигурировать обязанность – чаще всего она просто подразумевается. Нонаиболее важные, социально значимые обязанности полезно было бы закрепить вглавном Законе страны, чтобы граждане лучше их знали и строго соблюдали.
Распространено мнение, чтослишком большой перечень обязанностей – признак тоталитарного государства.Отчасти это так. В то же время без обязанностей не может обойтись ни одно«нормальное» общество, объем их зависит от многих причин (национальныетрадиции, развитость демократии, уровень политической и правовой культуры и т.д.). В конкретных обстоятельствах современной России, в целях усиленияорганизующих начал можно было бы расширить и привести их в более гармоничноесочетание с правами. [6]
3. Реализация и защита конституционных прав и свобод вРФ.
В вопросе о правах личностиодно из центральных мест занимает проблема гарантий, ибо о реальной ценностиправ, свобод и обязанностей личности судят прежде всего по их охране, реализации.
В современных условияхпроблема гарантий имеет исключительное значение, приобрела еще в большейстепени политическую направленность и остроту, что объясняется важностью реализацииидеи естественных прав человека. Как подчеркивается во Всеобщей декларации правчеловека 1948 года, Заключительном Акте Совещания по безопасности исотрудничеству в Европе 1975 года, уважение и защита прав и свобод человека — одна их главных обязанностей и задач всех государств и народов.
Расширение и углублениеправового статуса личности зависит от условий, обеспеченных государством идобросовестным выполнением каждой личностью своих обязанностей передгосударством, перед своими согражданами. Главная гарантия прав человека – это вконечном счете экономическое состояние государства. Решающей гарантиейосуществления конституции и ее статей, кодифицированных законом гражданскихправ, являются сознательность и самодеятельность людей.
Эта активность можетпревратить букву закона в живую действительность, преодолеть объективныепрепятствия на пути реализации различных прав (действительно существующиепротиворечия), а также субъективные помехи (отсталость, рутинные мышление идействия), которые делают осуществление прав формальным. Поэтому подлиннымкритерием демократизма того или иного общества оказывается действительность,направленная на развитие активности народа.[7]
Традиционно систему гарантийправ, свобод и обязанностей личности подразделяют на две группы:общиеи специальные правовые (юридические). Неразрывность правовогостатуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой статусличности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нормахправа средств), обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод иобязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный,ибо скорее он будет носить формальный характер. Специальные (юридические) гарантии– это правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав,юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т.п., при помощикоторых обеспечивается реализация правового статуса личности с использованиемгосударственного принуждения или возможности такого принуждения со стороныгосударственных органов.
С точки зрения формызакрепления правовые гарантии делятся наконституционные и отраслевые.Конституционные гарантии, отмечает Н.А. Боброва, являются базой гарантированияосновных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами конституционныеправа и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, алишь его основы. Но по конституционным гарантиям – и это важно подчеркнуть –уже можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном,личностном, действующем характере обеспеченности не только и не столькоиндивидуальными возможностями отдельного гражданина, сколько всем существующимстроем.
Гарантии – это системасоциально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационныхпредпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личностидля осуществления своих прав, свобод и интересов.
Отсюда и выделение гарантийправ человека и гражданина с позиции системы, включающей в себя гарантии:общие, юридические, организационные. В свою очередь, названные виды гарантий вкачестве подсистемы имеют свое содержание и формы выражения. Так, общиегарантии делятся по социальной направленности на материальные, политические,духовные.
Материальные гарантии – этоединство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг ифинансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности,признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной ииной форм собственности, социальное партнерство между человеком игосударством, работником и работодателем, производителем и потребителем.
Политические гарантии – этосистема народовластия, возможности личности принимать участие в управленииделами государства и общества. В Российской Федерации признаются игарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право народаРоссии на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоватьсяправами человека и основными свободами, защищать свои интересы.
Духовные гарантии–система культурных ценностей,основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость: этообщественная сознательность и образованность человека. К числу духовных гарантийотносятся: идеологическое многообразие, запреты на монополизацию идеологии,разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни,общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессиональногообразования, свобода литературного, художественного, научного, технического идругих видов творчества.
Юридические гарантиипредставляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты правчеловека и гражданина. Прежде всего речь идет об обязанности государстваобеспечить личности право на судебную защиту, все иные способы, не запрещенныезаконом, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в томчисле бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненногоущерба.
Среди юридических гарантийправ личности следует различать гарантии реализации и гарантии охраны. Кпервой группе относятся: пределы прав и свобод, их конкретизация в текущемзаконодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание инепосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения ильготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.
Вторую группу юридическихгарантий составляют конституционный контроль и надзор; меры зашиты и мерыответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальныеформы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактикинарушений прав личности и другие правовые средства.
Главный принцип построениясистемы юридических гарантий прав человека и гражданина – всеобщность зашитыправ, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.
Общие правовые и иныегарантии прав личности тесно соприкасаются с организационными гарантиями.Организационные гарантии – это деятельность государства, его органов, должностныхлиц, общественных организаций в сфере правотворчества, правоприменения,осуществления мер процедурного, режимного, контрольного и иного характера.Цель организационных гарантий – повышение эффективности использования внутригосударственныхи международных гарантий прав личности. В содержание организационных гарантийвключаются определение, принятие и решение государством задач социальной иправовой политики; государственный общественный контроль; обработкаинформации, организационные процедуры применения средств и связи и т.д. [8]
Статья 45 Конституции РФ устанавливает:
1. Государственная защита прав и свобод человека игражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищатьсвои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
Содержание этой статьи тесносвязано с положением ст. 2 Конституции, провозгласившей, что человек, его праваи свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав исвобод человека и гражданина — обязанность государства. Реализация этойгуманной конституционной нормы требует государственной гарантии, с однойстороны, и предоставления каждому возможности самому защищать свои права — сдругой, что и отражено в данной статье.
Под государственной защитойправ и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвейгосударственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. Каждая изних, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия нато, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались пустойдекларацией, а были предоставлены и защищены на деле. Такое понимание прямовытекает из установленного в ст. 18 Конституции положения о том, что права исвободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применениезаконов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местногосамоуправления и обеспечиваются правосудием.
Важнейшее значение в связи сэтим принадлежит органам законодательной власти Российской Федерации и еесубъектов. Именно они призваны создать полную и четкую правовую базу,обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных норм о правах исвободах человека и гражданина. Речь идет и об отдельных законах, и окодифицированных актах, как, например, Гражданский кодекс, Семейный кодекс идр. Многие законопроекты, касающиеся прав и свобод, находятся на рассмотренииФедерального Собрания.
Регулирование и защита прави свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, гражданскоезаконодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности и др.находятся в исключительном ведении Российской Федерации. В то же время рядвопросов, относящихся к проблеме прав и свобод, находится в совместномфедерации и ее субъектов, в частности, защита прав и свобод человека игражданина, прав национальных меньшинств, охрана окружающей среды и обеспечениеэкологической безопасности, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательство.Все это должно на всех уровнях обеспечивать защиту конституционных прав исвобод.
Особую роль в защите прав исвобод человека и гражданина принадлежит Президенту Российской Федерации какгаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции). Как главагосударства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большиевозможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчиненииимеется аппарат, в частности специальные структурные подразделения, которыеспособствуют ему в исполнении этой важнейшей государственной задачи(подразделения, которые занимаются рассмотрением поступающих к Президентужалоб, предложений и других обращений по вопросам гражданства, реабилитациижертв политических репрессий и др.).
Многие вопросы защиты прав исвобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне ПравительстваРоссийской Федерации и его аппарата. В этом участвуют практически всеминистерства и ведомства. Например, Министерство социального обеспеченияобязано принимать меры к обеспечению пенсионных прав граждан, МВД — решатьвопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищатьего имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной иисполнительной власти в субъектах Российской Федерации также должныразрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные,экономические и культурные права граждан.
Конституция РоссийскойФедерации предусматривает существование высокой государственной должностиУполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
В деле защиты прав и свободчеловека и гражданина видное место отводится Прокуратуре Российской Федерации,которая действует на основании Закона Российской Федерации «О прокуратуреРоссийской Федерации» в редакции от 17 ноября 1995 г.[9]Защита прав и свобод человека и гражданина — одна из главных задач прокуратуры.В целях ее реализации она осуществляет надзор за соблюдением прав и свободчеловека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами,представительными (законодательными) органами субъектов Федерации, органамиместного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, ихдолжностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческихи некоммерческих организаций.
В органах прокуратуры всоответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения.Ответ прокурора на обращение должен быть мотивированным. Если жалоба неудовлетворена, заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования принятогорешения.
Осуществляя свои полномочия,органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц,которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека игражданина.
Прокурор не толькорассматривает и проверяет жалобы и иные обращения о нарушении прав и свободчеловека и гражданина, но и разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав исвобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свободчеловека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, ивозмещению причиненного ущерба.
Важной государственнойгарантией прав и свобод человека и гражданина является судебная защита.
Гарантия судебной защитыозначает, с одной стороны, право гражданина подать жалобу в соответствующий суди, с другой стороны, обязанность последнего — рассмотреть эту жалобу и принятьпо ней законное, справедливое и обоснованное решение.
Под судами как органамисудебной власти, осуществляющими защиту прав и свобод граждан, имеются в видусуды, образованные в соответствии с требованиями, указанными в ч. 3 ст. 128Конституции (см. комментарий к этой статье). Такими судами являются суды общейюрисдикции от районного суда до Верховного Суда Российской Федерации,арбитражные суды (в систему этих судов входят арбитражные суды субъектовРоссийской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, Высший АрбитражныйСуд Российской Федерации) и самый молодой суд страны — Конституционный СудРоссийской Федерации. Эти суды имеют различные полномочия и осуществляютправосудие в различных процессуальных формах, каковыми являютсяконституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Новсе они в пределах своих полномочий стоят на страже законных прав и свободчеловека и гражданина.
Круг дел, входящих в сферудеятельности судов, постоянно растет. Обращение к судам как к защитникам прав исвобод людей стало повседневным явлением, так как очевидны преимуществасудебного порядка обжалования перед административным. Главное из них — самостоятельность и независимость судебной власти от законодательной иисполнительной властей.
Конституционная норма носитуниверсальный характер и является непосредственно действующей. Под каждым,которому гарантируется судебная защита, понимается любое лицо, работающее вгосударственном, общественном, частном, смешанном и ином предприятии,учреждении, организации, нигде не работающее, пенсионер, военнослужащий,студент, учащийся, лицо, отбывающее наказание, и т.д. Недееспособное лицо можетзащищать свои права в суде через представителя.
Право на обращение в судыРоссийской Федерации за защитой своих прав и свобод имеют как гражданеРоссийской Федерации, так и лица без гражданства и иностранцы.
Часть 1 статьи 46 полностьюсоответствует требованиям международно-правовых актов и даже дополняет их. Так,в ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека установлено, что «каждый человекимеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальнымисудами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституциейили законом».
Судебная защитараспространяется не только на основные права, но и на те, которые предоставленызаконом, другим нормативным или индивидуальным правовым актом. Это вытекает ииз содержания ч. 1 ст. 55 Конституции, установившей, что перечисление вКонституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание илиумаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (см.комментарий к этой статье).
В части 2 статьи 46развиваются общие положения о праве на судебную защиту, содержащиеся в ч. 1.Раскрытию ее положений и инструментом проведения их в жизнь служит ЗаконРоссийской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий ирешений, нарушающих права и свободы граждан» с изменениями и дополнениямиот 14 декабря 1995 г.[10]
По ряду вопросов, возникшиху судов при рассмотрении дел по применению положений названного Закона даныразъяснения в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21декабря 1993 г. № 10 «О рассмотрении судами жалоб на неправомерныедействия, нарушающие права и свободы граждан»[11]
Предметом обжалования в судеможет быть любой акт, которым нарушаются права и свободы заявителя. Сюда включаютсяи постановления Государственной Думы и Правительства Российской Федерации. Речьидет об актах, касающихся конкретных людей, но не о законах или иныхобщеобязательных актах, каковыми являются нормативные акты, указанные в ст. 125Конституции, которые могут быть оспорены лишь в Конституционном Суде. Не могутрассматриваться по данному Закону решения и действия, в отношении которыхустановлен иной порядок судебного обжалования. Например, исключение касаетсяжалоб на решения и действия, связанные со спорами, возникающими из гражданских,жилищных, трудовых, семейных правоотношений. Они подлежат, в соответствии стребованиями ст. 1 ГПК, рассмотрению по нормам законодательства огражданском судопроизводстве. И всякое заинтересованное лицо, у которого возниклиэти правоотношения, может в порядке, установленном гражданским процессуальнымзаконодательством, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемогоправа или охраняемого законом интереса.
В уголовном судопроизводстветакже есть нормы о порядке разрешения жалоб на решения и действия различныхдолжностных лиц, которые рассматриваются в порядке, отличном от установленногоупомянутым Законом от 27 апреля 1993 г. Такие правила содержатся в главе 19 УПКи решают вопросы обжалования в суд ареста или продления срока содержания подстражей органом дознания, следователем и прокурором.
Важным моментом,способствующим обеспечению судебной защиты, является содержащееся в Законеправило, по которому каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица,государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомиться сдокументами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы,если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию,содержащуюся в этих документах и материалах.
К решениям и действиям, атакже бездействию, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальныеи единоличные решения и действия (бездействие) указанных в Законе органов,предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, врезультате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствияосуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложеныобязанности или он незаконно привлечен к ответственности.
Очень важно, что закон несодержит заранее очерченных критериев обоснованности обращения в суд. Еслигражданин считает, что упомянутые выше органы, объединения либо должностныелица поступили неправомерно, он вправе обратиться в суд. Так, в суд может бытьобжалован отказ в постановке на учет по улучшению жилищных условий, снятие стакого учета, отказ в государственной регистрации кооператива, в регистрациитранспортных средств, в зачислении детей в дошкольное или школьное учреждение,в принятии в высшее учебное заведение, в выдаче документа о реабилитации какжертвы политических репрессий и т.д.
Законодательство, касающеесяправ и свобод граждан должно соответствовать требованиям Конституции и никоимобразом не создавать какие-либо преграды для защиты прав и свобод граждан,гарантируемых государством. В связи с этим необходимо отметить особое значение,которое имеет осуществление Конституционным Судом Российской Федерации егофункции конституционного контроля.
Применительно крассматриваемой проблеме большой интерес представляет постановлениеКонституционного Суда от 2 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционностип. 5 ч. 2 ст. 371, ч. 3 ст. 374 и п. 4 ч. 2 ст. 384 УПК в связи с жалобами рядаграждан (ВКС, 1996, № 2, с. 2). Оно вынесено по делу, связанному с применениемуголовно-процессуального законодательства, но имеет и общее значение.
В этом постановленииговорится, в частности, что в соответствии со ст. 2 и ч. 1 ст. 45 КонституцииРоссийской Федерации государство обязано признавать, соблюдать и защищать праваи свободы, создавая при этом эффективные правовые механизмы устранения любыхнарушений, в том числе допущенных его органами и должностными лицами приосуществлении уголовного судопроизводства. Такая обязанность лежит прежде всегона законодателе, который в целях эффективного восстановления прав участниковуголовного процесса определяет процедуры пересмотра неправосудных решений. Этипроцедуры должны гарантировать приоритет прав и свобод человека и гражданина,не допуская предпочтения им даже самых важных общественных, ведомственных илиличных интересов.
Использование права наобращение за защитой своих прав и свобод в суд и другие органы в ряде случаевтребует от них правовой подготовки, знания законов, процессуальных правил. Этообстоятельство также учтено в Конституции, ст. 48 которой гарантирует каждомуправо на получение квалифицированной юридической помощи. Такую помощь призваныоказывать работающие в юридических консультациях или имеющие лицензии назанятие частной практикой адвокаты. Юридическая помощь, оказываемая адвокатамигражданам и организациям, разнообразна. Сюда входят консультации и разъясненияпо юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству;составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;представительство в судах, других государственных органах по гражданским делами делам об административных правонарушениях; участие на предварительномследствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителейпотерпевших, гражданских истцов, ответчиков и др. В ряде случаев юридическаяпомощь оказывается бесплатно.
В РоссийскойФедерации возникли и официально действуют многочисленные неправительственныеорганизации, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека. Кчислу таких организаций относятся общество «Мемориал», комитеты ифонды солдатских матерей, Московский исследовательский центр по правамчеловека, Фонд защиты гласности, Центр содействия реформе уголовного правосудияи др.
Эти организацииоказывают конкретную помощь в защите и восстановлении нарушенных прав и свободграждан, занимаются просветительской деятельностью, оказывают ощутимое влияниена формирование общественного мнения по проблеме прав человека внутри страны ив других странах, а также на государственную политику в этой сфере.
Право защищать своиправа и свободы включает в себя как приведенные выше интеллектуальные способы,так и разрешенные законом физические. К последним относятся право насамооборону.[12]
Подводя итог проделаннойработы, необходимо еще раз подчеркнуть, что правовой статус – комплексная,интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества,гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи.Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права иобязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается влитературе, в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенногостатуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется начуждые образцы поведения.
Известно, что малопровозгласить определенные права и свободы – главное материализовать их,претворить в жизнь. А это более сложная задача. В условиях возникшего в странеглубокого экономического, политического и духовного кризиса сам этот институтподвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество наконец осозналонеобходимость и безусловную ценность естественных и неотъемлемых прав человека,присущих ему от рождения, с другой, – оно пока не в состоянии обеспечить ихполное и гарантированное осуществление.
Данное трудноразрешимоепротиворечие становится все более острым и болезненным, выступает одним изсильнейших социальных раздражителей, источником недовольства и протестовлюдей. Это значит, что следует различать теорию и практику прав человека. Праваи свободы человека легко постулируются на бумаге, но очень трудно реализуются вжизни.
Сегодня словам, написаннымна бумаге, мало кто верит, так как высокие идеи и суровая действительностьрасходятся. Россия в настоящее время находится далеко не на первом месте поуровню жизни, и ряд социально-экономических прав человека, входящих вмеждународный стандарт, государство физически не может обеспечить. В этомособенность сложившейся ситуации.
Именно поэтому принятаяРоссией Декларация прав и свобод человека и гражданина, несмотря на ее огромноеморальное и общественное значение, воспринимается многими как некий свод малочем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявлениео намерениях и желаниях, а не как реальный документ. Это не юридический, аскорее политический акт, символ, знак перемен. В нем права в основном лишьдекларированы, но не гарантированы. Плохо работает закрепленный в Конституциитезис о том, что права человека являются «непосредственно действующими» (ст.18).
Поэтому неотложная задачазаключается в том, чтобы в ходе демократических преобразований наполнитьперечисленные в Декларации и Конституции права необходимым жизненным содержанием.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята навсенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от25 декабря 1993 года.
2. Закон РФ «О праве граждан РФна свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25.06.1993 г. Ведомости Съезда 1993. №32
3. Закон «Об обжаловании в суддействий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27.04.1993г.Ведомости Съезда 1993. № 19.
4. Козулин А.И. Об источниках прав человека. // Государство и право, 1994 № 5 С. 144-152.
5. Комментарий к КонституцииРоссийской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) — М.: Фонд «Правоваякультура», 1996.
6. Конституционное право РФ. Лекции. Саратов. 1995.
7. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное правоРоссии. М.: Юристъ, 1998.
8. Карташкин В.А. Права человека в международном ивнутригосударственном праве.
9. Эвзеев Б.С. Коституция. Демократия. Права человека.Москва — Черкесск, 1992.
10. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов,1974.
11. Кабышев В.Т. Человек и власть: Конституционные принципы взаимоотношений// В сб. Личность и власть (конституционные вопросы). Межуз. сб. науч. работ. Ростов-на-Дону,1995.
12. Конституция Российской Федерации и совершенствование юридическихмеханизмов защиты прав человека. Круглый стол // Гос-во и право, 1994, .№10.
13. Декларация прав и свобод человека и гражданина от22.11.1991 // Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РФ. 1991 №52.
14. Закон РФ «О средствах массовой информации»от 27.12.1991 г. // Российская газета. 1991.8 февраля.
15. Закон «О воинской обязанности и военнойслужбе» От 11.02.1993 г // Ведомости Съезда 1993. № 9.
16. Федеральный Закон от 19.05.1995 г. «Обобщественных объединениях» //. Собрание законодательства РФ. 1995. №21.