Конституционный суд Республики Беларусь

Белорусскийинститут правоведения
 
Контрольнаяработа
Подисциплине
Конституционноеправо РБ
На тему
Конституционныйсуд Республики Беларусь
Минск 2007

План
Введение………………………………………………………………………….3
1. Принципы деятельностиКонституционного Суда (понятие, формирование, принципы)………………………………………………………………………..4
2. Компетенция КонституционногоСуда………………………………………7
3. Статус судей Конституционного Судаи требования к кандидатам………15
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованных источников илитературы…………………………..21

ВВЕДЕНИЕ
КонституционныйСуд – это такой же неотъемлемый атрибут правового государства, как Парламентили местное самоуправление. Каждое демократическое государство считаетнеобходимым иметь такой институт государственной власти как Конституционныйсуд.
Специализированныеорганы конституционного контроля, созданные в европейских странах, являютсяважнейшими (опорными) элементами всей системы сдержек и противовесов,удерживающими всю конструкцию государственно-правового механизма. Эта же задачастоит и перед Конституционным Судом Республики Беларусь. Именно для этих целейон наделен правом вынесения заключений не только о конституционностинормативных актов, но и относительно систематического или грубого нарушенияПарламентом Конституции.
КонституционныйСуд призван посредством проверки на соответствие Конституции нормативных актовутверждать верховенство конституционных норм и их реальное, прямое действие.
КонституционныйСуд Республики Беларусь, основываясь на собственном опыте, практике работыЕвропейского суда по правам человека, органов конституционного контроля другихстран, используя достижения науки (тем более что доктрина у нас пока нерассматривается в качестве источника права), рождает надпозитивное право, т.е.принципы и правовые идеи, которые должны становиться основополагающими в нашейправовой системе и развивать ее дальше. Конституционный Суд Республики Беларусьв силу своего статуса и стоящих перед ним задач формирует новую философиюправа, новое правовое мировоззрение, утверждает справедливость и равноправие.
Цель даннойработы – раскрыть принципы деятельности, компетенцию Конституционного СудаРеспублики Беларусь, а также статус его судей, требования к ним.
1.Принципы деятельности Конституционного Суда (понятие, формирование, принципы)
В соответствии со ст. 116Конституции Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативныхактов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь[4, ст. 116].
Конституционный Судучреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственногодействия на территории республики, соответствия актов государственных органовКонституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении,решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и Законом «ОКонституционном Суде Республики Беларусь».
В частности, организация,порядок деятельности и компетенция Конституционного Суда определяютсяКонституцией, Законом Республики Беларусь от 30.03.1994г. «О КонституционномСуде Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями, РегламентомКонституционного Суда и другими правовыми актами.
Действующий ОсновнойЗакон (в редакции 1996 г. посвящает ему ст. 116 гл. 6 «Суд» раздела IV «Президент, Парламент,Правительство, Суд», тем самым (в отличие от прежней редакции Конституции – гл.6 раздела VI «Государственный контроль и надзор»)исключает повод для дискуссии о юридической природе этого органа. На этотвопрос Конституция Республики Беларусь отвечает однозначно: Конституционный Суд– особый орган судебной власти, орган конституционного правосудия [4, с. 261].
Основными принципамидеятельности Конституционного Суда являются:
— законность;
— независимость;
— коллегиальность;
— открытость (гласность);
— устность;
— равноправие;
— состязательностьсторон.
Конституционный Суд приисполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на данныйСуд или на его челнов, связанное с деятельностью по осуществлениюконституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.
Конституционный Суд,разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь,международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а такжезаконами и другими нормативными актами.
При рассмотрении вопросово соответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь КонституционныйСуд исходит из презумпции их конституционности.
НезависимостьКонституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судейи их освобождения от должности, неприкосновенностью судей, установленнойпроцедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенцииКонституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной комнате,ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в егодеятельность, созданием надлежащих организационно-технических условий для егоработы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующимих высокому статусу.
Всоответствии с законодательством Республики Беларусь деятельностьКонституционного Суда финансируется отдельной строкой из республиканскогобюджета, что также способствует его независимости.
Рассмотрение дел,относящихся к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально.
Дела разрешаютсяКонституционным Судом открыто, за исключением случаев, предусмотренных частьютретьей ст. 26 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде РеспубликиБеларусь», которая предусматривает, что по решению Суда в случае, если этонеобходимо для сохранения государственной тайны, могут проводиться закрытыезаседания.
Решение КонституционногоСуда во всех случаях оглашается публично. Разбирательство в заседанияхКонституционного Суда происходит устно.
В ходе рассмотрения делКонституционный Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов,специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся в деле документы. При рассмотрениидел Конституционным Судом стороны пользуются равными правами.
Конституционноесудопроизводство строится на началах состязательности сторон [2, c. 262].

2. Компетенция Конституционного Суда
СогласноКонституции страны на Конституционный Суд возлагается контроль законституционностью нормативных актов в государстве [4].
КонституционныйСуд рассматривает дела и дает заключения о:
— соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь,международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции имеждународно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
— соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РеспубликаБеларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона,Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РеспубликойБеларусь, законам и декретам;
— соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актовВерховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда РеспубликиБеларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции,международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам,декретам и указам Президента Республики Беларусь;
— соответствии актов любого другого государственного органа Конституции,международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам,декретам и указам Президента Республики Беларусь [2, c. 263-264].
Предложения опроверке конституционности нормативных правовых актов с целью вынесения КонституционнымСудом заключения могут направлять Президент, палаты Парламента, Правительство,Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд. Инициировать вынесение решений могутграждане (ч. 4 ст. 122 Конституции) и суды (см. ст. 112 Конституции).
КонституционныйСуд вправе проверять на соответствие Конституции не только актыобщегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международныхдоговоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств,государственных комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных ираспорядительных органов.
КонституционныйСуд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов, как в целом, таки отдельных их положений.
Согласностатье 38 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» заключенияКонституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию неподлежат [3, ст. 38].
КонституционныйСуд не обладает правом законодательной инициативы, поскольку сам контролируетконституционность нормативных актов. Однако в соответствии с законом Суд вправевносить палатам Парламента, Президенту, Совету Министров Республики Беларусь ив другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения онеобходимости внесения в акты действующего законодательства изменений идополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежатобязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить вгосударственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.
В настоящеевремя в Конституции прямо не предусмотрено право Конституционного Судавозбуждать дела по собственному усмотрению, чем он активно, как уже отмечалось,пользовался в прошлый период.
С точкизрения сегодняшнего дня особенно хорошо видно, что «судебныйсубъективизм» в 1994-1996 гг., проявившийся, в том числе, и в возбуждениидел по усмотрению суда (прежде всего в силу односторонности такого«усмотрения»), не способствовал в полной мере становлениюКонституционного Суда, давал почву для обвинений в его адрес в необъективностии пристрастности. Думаю, что Конституционному Суду должна быть присущасдержанность, действие в строгих рамках Конституции, вольности простонедопустимы. К этому обязывает и наша система права.
В Законе оКонституционном Суде сейчас детализирован порядок реализации положений тех нормстатьи 112 Конституции, которые действуют с 30 марта 1994 года. Согласноназванной статье, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу онесоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствиис Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данногонормативного акта неконституционным.
К сожалению,с 30 марта 1994 г. данная норма фактически не действовала: суды не входили ссоответствующими предложениями в Конституционный Суд. Многими это объяснялосьотсутствием законодательной регламентации такого обращения. Хотя и в тот периоднельзя было согласиться с такого рода объяснениями, так как были все условиядля формирования соответствующей практики, чтобы снять всякие сомнения в законеот 7 июля 1997 г. предусмотрено, что суд (общей компетенции или хозяйственный)при выявлении расхождений между Конституцией и подконституционным актомпринимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законнуюсилу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом илиВысшим Хозяйственным Судом вопрос о внесении им предложения в КонституционныйСуд о признании данного нормативного акта неконституционным. Согласно законуВерховный Суд или Высший Хозяйственный Суд обязаны сделать это в месячный сроксо дня обращения к ним суда нижестоящей инстанции.
Нашезаконодательство в этой части несколько отличается от законодательства рядадругих стран, в том числе государств СНГ: предполагается, что суд сразу выноситрешение по делу, руководствуясь при этом Конституцией. Однако не исключается ивозможность суда при рассмотрении конкретного дела приостановить производствопо нему до вынесения вердикта Конституционным Судом по вопросу оконституционности нормативного акта. Следовало бы предусмотреть аналогичныймеханизм взаимодействия судов (общей компетенции, хозяйственных) иКонституционного Суда при установлении расхождений между международнымидоговорами, действующими на территории Беларуси, и иными подконституционнымиактами с целью обеспечения реального верховенства первых над вторыми.
КонституционныйСуд Республики Беларусь включен в главу «Суд» Конституции Республики Беларусь,чем подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной власти –самостоятельной ветви государственной власти.
КонституционныйСуд – единственный орган судебной власти, чьи основные положения, порядокформирования и некоторые другие вопросы прямо оговорены в Конституции.Относительно организации и деятельности иных судов (общих, хозяйственных) вКонституции сформулированы лишь принципы и указана их основная функция –осуществление правосудия. При этом компетенция Конституционного Суда, какотмечено в части седьмой статьи 116 Конституции, определяется специальнымзаконом о Конституционном Суде [4].
В этой связиследует сделать несколько выводов: 1) конституционные положения могут бытьразвиты в законе (без посягательства на юрисдикцию других органов); 2)недопустимы «размывание» закона о Конституционном Суде, попыткизакрепить нормы о статусе судей Конституционного Суда в других законодательныхактах без их непосредственного закрепления в законе о Конституционном Суде;именно в законе о Конституционном Суде, как того требует Конституция, могутразвиваться и конкретизироваться ее принципы и нормы, касающиеся деятельностиКонституционного Суда; 3) законом о Конституционном Суде предусмотрено, чтопорядок конституционного судопроизводства, правила процедуры и этикетарегулируются принимаемым Конституционным Судом Регламентом, который должен бытьоснован на положениях названного закона. Конституционный Суд – единственныйсудебный орган, который самостоятельно определяет порядок конституционногосудопроизводства. Конечно, процессуальные аспекты деятельности нельзя смешиватьс чисто статутными.
В связи с темчто проводится проверка акта на его соответствие не только Конституции, но иактам, обладающим более высокой юридической силой, чем проверяемый акт,возможна проверка конституционности всех норм «по вертикали»,например, проверка соответствия нормативного решения райисполкома (местныйорган управления) решению облисполкома, которое, в свою очередь, должносоответствовать указу, закону, а последние – Конституции. Проверяяконституционность оспариваемого нормативного акта, Конституционный Суд может всвоем решении (заключении) указать на неконституционность и другого,обладающего более высокой юридической силой, чем нормативный акт, о проверкекоторого поступило предложение.
В практикеработы Конституционного Суда были случаи, когда вносилось предложение опроверке отдельных статей закона (кодекса), но аналогичные нормы содержались вдругих статьях. В этом случае Конституционный Суд, на наш взгляд, также вправепроверить их конституционность и вынести соответствующее решение.
МестныеСоветы депутатов обладают «двойной» природой. С одной стороны, этогосударственные органы, а с другой – органы местного самоуправления. Несмотряна это, их решения, как уже было отмечено, могут быть предметом рассмотрения вКонституционном Суде. Лишь решения местных референдумов выпадают из сферыконтроля Конституционного Суда, в то же время это не распространяется назаконы, принятые путем всенародного голосования, т.е. в масштабе всейреспублики.
Полагаю, чтопредметом проверки могут быть не только действующие нормативные акты, но иутратившие свою силу, а также еще не вступившие в силу акты.
К сожалению,Парламент и другие субъекты редко используют свое право для дачи толкования(разъяснения) конституционных норм. Это приводит к тому, что на практике одна ита же норма часто трактуется по-разному. Способствовать единому применениюконституционных предписаний могла бы более широкая практика официальногоразъяснения Конституции.
В связи стем, что на Конституционный Суд возложена обязанность осуществлять контроль законституционностью нормативных актов в государстве, должна возрастать егоактивность по казуальному толкованию Конституции. Правовая позицияКонституционного Суда имеет принципиальное значение для развития правовойсистемы, в том числе правоприменительной практики.
РешенияКонституционного Суда обязательно публикуются в ряде изданий, в том числе вдвух газетах, которые определены в качестве официальных изданий.
РешенияКонституционного Суда в форме запроса, требования, а также по вопросампроцедурного характера публикуются в порядке, установленном КонституционнымСудом.
КонституционныйСуд Республики Беларусь постоянно наращивает свою деятельность по контролю законституционностью нормативных актов. Динамика рассмотренных делКонституционным Судом Республики Беларусь с момента его создания следующая:1994 г. – 5; 1995 – 17; 1996 – 12; 1997 – 6; 1998 – 11; 1999 – 17; 2000 – 28,2001 – 48, в 2002 г. – около 40. Это не считая работы специалистов и судейКонституционного Суда с обращениями граждан, в которых ставились вопросыправового характера. В 2001 году в Конституционный Суд поступило 1500обращений. Из них свыше 1300 индивидуальных, более 200 коллективных обращений,которые подписали более 3,5 тысяч человек. В 2002 году поступило примерно такоеже количество обращений – около 1300, которые подписали более 4 тысяч граждан.Если речь идет о проверке конституционности нормативных актов, то в силутребований статьи 40, части первой статьи 116 Конституции Республики БеларусьКонституционный Суд разрешает возникающие проблемы путем вынесениясоответствующего решения. При этом мы исходим из общественной значимостивопроса, а основное ограничение – избегать вторжения в политические споры.
В ст. 9закона о Конституционном Суде Республики Беларусь предусмотрено, что законы, декретыи указы Президента, международные договорные и иные обязательства РеспубликиБеларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит РеспубликаБеларусь, постановления Правительства, акты Верховного Суда, ВысшегоХозяйственного Суда, Генерального прокурора, акты других государственныхорганов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либоактам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу вцелом или в определенной их части с момента, определяемого КонституционнымСудом. Таким образом, здесь Суд получил большую свободу действий, что налагаетна него и дополнительную ответственность. Ранее, например, если речь шла обактах, нарушающих права и свободы человека, то при признании Судом их неконституционнымиони считались не имеющими юридической силы в целом или в определенной их частис момента принятия соответствующего акта. Нетрудно представить, какие моглипоявиться проблемы, когда после многих лет действия такого акта он признавалсянеконституционным.
Деларассматриваются Судом на пленарных заседаниях всем составом Суда по правиламконституционного производства, предусмотренным законом о Конституционном Суде иРегламентом Конституционного Суда. Заседание Суда является правомочным приналичии не менее восьми судей.
В законеизменены сроки, а также процедура оглашения и принятия итогового решенияКонституционным Судом. По завершении исследования материалов делапредседательствующий заседания объявляет об окончании слушания дела и сообщаетдату и время оглашения итогового решения. При этом итоговое решение должно бытьоглашено не позднее 15 дней с момента окончания слушания дела.Председательствующий голосует последним. Судьи голосуют «за» или«против» и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании.Заключение Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство отполного состава судей. Если же голоса разделились поровну, решение считаетсяпринятым в пользу конституционности оспариваемого акта.
КонституционныйСуд Республики Беларусь может возбуждать производство по делам о проверкеконституционности нормативных актов, если предложение об этом исходит отгражданина и касается актов местных Советов депутатов. Хотя я полагаю, что вперспективе можно прийти к закреплению в полном объеме институтаконституционной жалобы местных исполнительных и распорядительных органов: вКонституции, наряду с закреплением основных положений о статусеКонституционного Суда, предусмотрено, что компетенция, организация и порядокдеятельности Конституционного Суда определяются законом. На наш взгляд, в этойсвязи Суд может быть наделен дополнительными правами и обязанностями с учетомприроды данного органа государственной власти.
Всоответствии с Конституцией и законом Конституционный Суд обладает некоторымииными существенными полномочиями. Так, по предложению Президента он даетзаключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатамиПарламента Конституции Республики Беларусь. В то же время, как уже отмечалось,в случае, если закон был подписан Президентом без возражений, то впоследствиинекорректно ставить вопрос о роспуске палат Парламента в связи с нарушениямиКонституции.
КонституционныйСуд Республики Беларусь готовит ежегодные послания Президенту и палатамПарламента о состоянии конституционной законности в стране.

3. Статуссудей Конституционного Суда и требования к кандидатам
Согласно статье 12 Закона«О конституционном Суде Республики Беларусь» членами Конституционного Судаявляются Председатель, заместитель Председателя Конституционного Суда и десятьсудей, из которых шесть назначаются Президентом Республики Беларусь, а шестьизбираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Вслучае досрочного выбытия избранного или назначенного судьи из состава КонституционногоСуда применяется аналогичный порядок либо избрания, либо назначения другогосудьи. 
ПредседательКонституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласияСовета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судейКонституционного Суда. Заместитель Председателя избирается КонституционнымСудом из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда.Председатель Конституционного Суда может быть в любое время освобождён отдолжности Председателя данного Суда Президентом Республики Беларусь пооснованиям, предусмотренным Законом «О Конституционном Суде РеспубликиБеларусь», с уведомлением Совета Республики Национального собрания [1, c. 755].
Судьёй КонституционногоСуда может быть назначен или избран гражданин Республики Беларусь, имеющийвысшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистомв области права и имеющий, как правило, учёную степень, а также обладающийвысокими моральными качествами. После назначения или избрания на должностьсудье Конституционного Суда присваивается квалификационный класс судьиПрезидентом Республики Беларусь.
Предельный возраст членовКонституционного Суда – семьдесят лет. Судьи Конституционного Суда назначаютсяили избираются на одиннадцать лет и могут быть назначены или избраны на новыйсрок.
Судьи КонституционногоСуда не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять инуюоплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Они немогут быть членами Совета Республики Национального собрания РеспубликиБеларусь, депутатами, а также членами политических партий и других общественныхобъединений, преследующих политические цели (ст. 16 Закона).
Член КонституционногоСуда вправе принимать участие в его работе только после принесения присяги. Кприсяге членов Конституционного Суда, как назначенных Президентом РеспубликиБеларусь, так и избранных Советом Республики Национального собрания РеспубликиБеларусь, приводит Президент в присутствии Председателя Палаты представителей иПредседателя Совета Республики Национального собрания. Каждый членКонституционного Суда принимает присягу следующего содержания:
«Я (фамилия, имя,отчество) беру на себя обязательство перед народом Республики Беларусь честно,добросовестно и беспристрастно защищать конституционный строй и верховенствоКонституции Республики Беларусь».
Судья в периодосуществления им своих полномочий в Конституционном Суде Республики Беларусьприводится к присяге один раз.
Конституционный Судправомочен принимать решения и приступает к работе, когда и его составназначено и избрано не менее восьми членов Суда. В случае отсутствияПредседателя Конституционного Суда и его заместителя или невозможностиисполнения этими лицами своих обязанностей старший по возрасту судьяКонституционного Суда пользуется полномочиями, перечисленными в статье 19Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», закрепляющей компетенциюПредседателя Конституционного Суда. 
Полномочия судьиКонституционного Суда могут быть досрочно прекращены:
1) по его просьбе оботставке;
2) в связи с утратойсудьей гражданства Республики Беларусь;
3) в связи с достижениемпредельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда;
4) в связи с продолжениемсудьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда,деятельности, не совместимой с должностью судьи;
5) в связи с совершениемсудьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, либо совершением иныхдействий, дискредитирующих Конституционный Суд;
6) в связи с вступившим вотношении судьи в законную силу обвинительным приговором;
7) в связи с признаниемсудьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
8) в связи с признаниемсудьи безвестно отсутствующим либо объявлением его умершим решением суда, вступившимв законную силу;
9) в связи с признаниемсудьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособностью судьи посостоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года)исполнять обязанности судьи;
10) в случае смертисудьи.
Прекращение полномочийсудьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь, втом числе на основании представления Конституционного Суда (пункты 2-10 частипервой ст. 18) или личного письменного заявления судьи (пункт 1 части первой ст.18), с уведомлением Совета Республики Национального собрания РеспубликиБеларусь. При этом представление Конституционного Суда принимается большинствомголосов от полного состава судей Конституционного Суда, за исключением внесенияпредставления о прекращении полномочий по основанию, предусмотренному пунктом 5части первой ст. 18, которое должно быть принято большинством не менее двухтретей от полного состава судей [3, ст. 18].
Полномочия судьиКонституционного Суда могут быть приостановлены в случаях если:
1) дано согласиеПрезидента Республики Беларусь на арест судьи или привлечение его к уголовнойответственности;
2) судья КонституционногоСуда зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Палаты представителей,члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатыместных Советов депутатов.
Приостановлениеполномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом РеспубликиБеларусь. Решение о приостановлении полномочий судьи Конституционного Судапринимается безотлагательно при выявлении оснований к их приостановлению.
Судья КонституционногоСуда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседанияхКонституционного Суда, направлять в государственные и другие органы,должностным лицам и гражданам официальные документы, запрашивать у нихкакие-либо документы и иную информацию в соответствии с настоящим Законом.
Восстановление полномочийсудьи Конституционного Суда допускается после отпадения оснований к ихприостановлению и осуществляется Президентом Республики Беларусь.
Судья считается ушедшим вотставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотреннымпунктами 1 и 3 части первой ст. 18 Закона.
Стаж работы судьиКонституционного Суда, дающий право на отставку и выплату ежемесячного пожизненногосодержания, определяется в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь. При этом в стаж работы в должности судьи Конституционного Суда,дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитываетсявремя предшествующей работы данного судьи по юридической специальности.
Порядок назначения ивыплаты ежемесячного пожизненного содержания устанавливается ПрезидентомРеспублики Беларусь.
ПредседательКонституционного Суда пользуется всеми правами и несет обязанности судьиКонституционного Суда.
ПредседательКонституционного Суда представляет Конституционный Суд Республики Беларусь вотношениях с государственными органами и организациями, общественнымиобъединениями.
ПредседательКонституционного Суда:
— руководит работойКонституционного Суда, распределяет между его членами обязанности;
— созываетКонституционный Суд и председательствует на его заседаниях;
— принимает мерыпоощрения и налагает взыскания на судей Конституционного Суда в соответствии срегламентом;
осуществляет общее руководствоработой Секретариата Конституционного Суда и обладает правом приема иувольнения его работников;
— вправе в любое времяподать в отставку с занимаемой должности. Председатель Конституционного Судаиздает распоряжения по вопросам внутренней деятельности Конституционного Суда.
ПредседательКонституционного Суда осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящимЗаконом и Регламентом Конституционного Суда [3, ст. 19].
Заместитель ПредседателяКонституционного Суда пользуется всеми правами и несет обязанности судьиКонституционного Суда, исполняет обязанности Председателя Конституционного Судав случае его отсутствия или по его поручению.
Заместитель ПредседателяКонституционного Суда вправе в любое время подать в отставку с занимаемойдолжности [3, ст. 20].
Судья КонституционногоСуда:
— имеет право требоватьсозыва Конституционного Суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражатьособое мнение по поводу решений Конституционного Суда;
— участвует во всехзаседаниях Конституционного Суда с правом решающего голоса;
— обладает другимиправами и несет обязанности, предусмотренные настоящим Законом.
Судья КонституционногоСуда вправе в любое время подать в отставку.
До оглашения решения повопросам, которые изучаются или рассматриваются Конституционным Судом, ни одинего член не имеет права публично высказывать свое мнение, если это не вытекаетиз необходимости подготовки вопроса к обсуждению в Конституционном Суде [3, ст.21].

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Василевич Г.А. Конституционноеправо Республики Беларусь: Учебник. – Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003.
2.        Демичев Д.М.Конституционное право. Учеб. пособие / Д.М. Демичев. – Мн.: Выш. шк., 2004.
3.        Закон РеспубликиБеларусь от 30.03.94г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» споследующими изменениями и дополнениями. Ведомости НС РБ №25-26-97.
4.        КонституцияРеспублики Беларусь (с изменениями и дополнениями). Мн. 2005.
5.        Курак А.И.Конституционное право Республики Беларусь в таблицах, схемах, определениях:Справочное пособие / А.И. Курак. – Мн.: ООО «Юнипресс», 2001.
6.        Судоустройство:Учебник / А.А. Данилевич, Л.Л. Зайцева, И.И. Мартинович, Е.К. Острога, А.В.Солтонович; Под ред. А.А. Данилевича, И.И. Мартинович. – Мн.: Амалфея, 2002.