План
Введение
1. Понятие и функцииКонституционного Суда РФ
1.1 Понятие
1.2 Структура иорганизация деятельности
2. Конституционный Суд РФв системе органов судебной власти
2.1 Правовые позицииКонституционного Суда
2.2 ПолномочияКонституционного Суда
3. Статус судьиКонституционного Суда
Заключение
Список использованныхисточников и литературы
Введение
В последнеевремя в российском обществе происходят существенные преобразования практическиво всех сферах государственной и общественной жизни. Основным направлениемтакого развития нашей страны, особенно в сфере построения и совершенствованиязаконодательства является стремление заложить и укрепить в основегосударственности Российской Федерации идеи и принципы правового государства,вся деятельность которого будет направлена на укрепление законности в стране,на создание правовой информированности граждан, на то, чтобы люди могли активнозащищать свои права и свободы с помощью правовых процедур. В этих условияхочень важной является проблема формирования и развития способов, средств иорганов правовой и судебной защиты населения Российской Федерации, а,следовательно, особенно актуальной становится роль Конституционного СудаРоссийской Федерации, как органа, осуществляющего конституционный контроль икак одной из важнейших гарантий конституционности, законности, и правопорядка встране. Конституционный Суд – это единственный источник, который может назаконных основаниях толковать Конституцию Российской Федерации, а также призванбыть важнейшим органом, который может эффективно и реально стать гарантомформируемых демократических институтов.
Основнымусловием деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являетсячеткая регламентированность процедур его деятельности, поэтому анализузаконодательства, посвященного Конституционному Суду РФ, следует уделить особоевнимание. Главным правовым актом, содержащим основные положения оКонституционном Суде, является Конституция Российской Федерации, в которойвопросам, связанным с Конституционным Судом РФ посвящена статья 125,находящаяся в главе 7 «Судебная власть». Эта статья содержит основныеположения в данной сфере, касающиеся состава, полномочий, компетенцииконституционного Суда и некоторых других вопросов. Еще одним из важнейшихактов, касающихся Конституционного Суда, является Федеральный конституционныйзакон «О Конституционном суде Российской федерации». Данный конституционныйзакон конкретизирует положения Конституции РФ и регламентирует следующиебазовые вопросы:
1. Состав, порядокобразования и деятельности Конституционного Суда;
2. ПолномочияКонституционного Суда;
3. Основные принципыдеятельности Конституционного Суда;
4. Статус судьиКонституционного суда;
5. Структура и организациядеятельности Конституционного Суда и многие другие.
Болеедетально положения данных правовых актов будут рассмотрены в последующихглавах.
Говоря остепени разработанности в научной литературе проблем и вопросов, связанных сКонституционным Судом РФ, важно отметить, что данная тема активно исследуетсяуже с момента создания данного органа конституционного контроля такими авторамикак С.А. Авакьян, Л.В. Лазарев, М.В. Баглай, В.Д. Зорькин, Н. Витруки др.
Приступая канализу научной литературы по вопросам, связанным с деятельностьюКонституционного Суда, можно отметить, что данной теме посвящено достаточнобольшое количество статей и учебных пособий, существует и несколько монографий,среди которых особенно можно отметить монографическое исследование Л.В. Лазарева«Правовые позиции Конституционного Суда России», которая посвящена такомуважному вопросу, как правомерность отнесения постановлений КонституционногоСуда к группе источников права в Российской Федерации. Среди статей,посвященных вопросам Конституционного Суда хотелось бы особо выделить статью Н. Витрука«Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, природа,юридическая сила и значение», Б. Топорнина «Конституционный Суд РФ –эффективный фактор развития права», в которой исследователь отмечает значимуюроль Конституционного Суда РФ в развитии демократического характера всегороссийского государства, а также статью Е.А. Ершовой «Юридическая природаправовых позиций Конституционного Суда РФ», которая также отмечаетдискуссионность юридической природы правовых позиций Конституционного Суда.Также особое внимание следует уделить учебным пособиям, освещающим вопросыдеятельности Конституционного Суда: учебники для юридических вузов С.А. Авакьяна,М.В. Баглая, а также О.Е. Кутафина, которые представляют целостнуюхарактеристику Конституционного Суда как органа конституционного контроля вРоссийской Федерации.
Необходимымусловием любого исследования является постановка его целей и задач, всоответствии с которыми будут строиться основные этапы всей работы. Такимобразом, необходимо определить и цель для данной работы: ею являетсяобозначение места Конституционного Суда в системе органов судебной власти наоснове порядка образования и функций Конституционного Суда, а также выявлениеправового статуса Конституционного Суда.
Для этогонеобходимо решить следующие задачи:
а) датьпонятие Конституционного Суда;
б)рассмотреть его функции;
в) выделитьструктуру;
г)проанализировать правовые позиции;
д) определитьполномочия Конституционного Суда;
Всоответствии с этими задачами будет построена структура данного исследования,по мере работы над которым я постараюсь отразить основные идеи и принципыфункционирования Конституционного Суда Российской Федерации.
1. Понятиеи функции Конституционного Суда Российской Федерации
1.1Понятие конституционного Суда
КонституционныйСуд Российской Федерации – судебный органконституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебнуювласть посредством конституционного судопроизводства.
В 1991 г. впервые в истории России был образован принципиально новый конституционно-правовойинститут – Конституционный Суд, являющийся судебным органом конституционногоконтроля. Первые попытки ввеститакого рода правосудия имели место еще в СССР. В 1989 году Съезд народныхдепутатов СССР образовал Комитет конституционного надзора. Однако он, начаввполне успешно, просто не успел себя проявить. По мнению Л.В. Лазарева, учреждениеКонституционного Суда России стало конкретным проявлением стремления,во-первых, к демократическим преобразованиям, конституционно-правовой защитесуверенитета Российской Федерации; во-вторых, к последовательной реализацииидей правового государства, принципа разделения властей и создания сильнойсудебной власти; в-третьих, к превращению Конституции в непосредственно действующееправо, которому должны неукоснительно следовать органы публичной власти, другиесубъекты права и на которое могли бы прямо опираться граждане, их объединениядля защиты своих прав и свобод.[1]
В то же времяна первоначальном этапе своей деятельности Конституционный Суд должен былдействовать на основе Конституции РСФСР 1978 г., в которую к началу 90-х гг. было внесено около 300 поправок, приведших к соединению в ней как бы двух формустройства государства: советской и общедемократической. Такое соединениепротивоположных конституционных установлений было выражением не социального компромиссаили гражданского согласия, что обычно характеризует сущность демократическихконституций, а незавершенной острой борьбы различных социально-политических силза выбор пути дальнейшего развития России. В этих условиях становлениеконституционного правосудия было непростым делом. Тем не менее, КонституционныйСуд в своей деятельности стремился исходить из демократических правовых начал,нашедших отражение в Конституции, и общеправовых принципов.
Новый этап вконституционно-правовом развитии страны связан с Конституцией России, принятойвсенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Она представляет собой правовой фундамент процесса реформирования российского общества,затрагивающего все его сферы – социально-экономическую, политическую,государственно-правовую и духовную. Конституционный Суд воспринимаетКонституцию РФ как данность, исходит из ее целостности и непротиворечивости. ВКонституции России 1993 г. нашли воплощение многие принципыдемократического конституционного строя, конституционализма: народовластие;верховенство права и конституции; признание человека, его прав и свобод высшейценностью, их защита государством; политический и идеологический плюрализм,многопартийность; федерализм; разделение властей; самостоятельность местногосамоуправления; признание и защита различных форм собственности; свободаэкономической деятельности; судебный конституционный контроль.
По мнению В.Д. Зорькина«Конституция и ее точная, современная, гибкая интерпретация КонституционнымСудом должна гарантировать права и свободы наших граждан, их конституционнуюбезопасность, не позволить размыть государственный суверенитет, национальныеинтересы чужими интересами и правовым хаосом»[2]
Всоответствии с Конституцией 1993 года Конституционный Суд РФ – это органвласти, как и все другие судебные органы. В России была впервые установлена,учреждена не просто судебная система, а самостоятельная судебная власть.
КонституционныйСуд РФ – федеральный орган судебной власти, у которого нет никаких нижестоящихсудебных органов. Как, например, у Верховного и Высшего Арбитражного судов.
Что касаетсязадач Конституционного Суда РФ, то они достаточно ясно изложены в ст. 125Конституции РФ, где сказано, что Конституционный Суд Российской Федерации позапросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, ГосударственнойДумы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы,Правительства Российской Федерации, Верховного Суда РФ и Высшего АрбитражногоСуда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешаетдела о соответствии Конституции РФ:
а)федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации,Государственной Думы, Правительства России;
б)конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актовсубъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведениюорганов государственной власти Российской Федерации и органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации;
в) договоровмежду органами государственной власти РФ и органами государственной власти еесубъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
г) невступивших в силу международных договоров Российской Федерации.[3]
Можнозадаться вопросом, а зачем контролировать законодательство, тем болееконституции, уставы субъектов РФ? Марат Викторович Баглай на этот счет говорит:«Нет ни одной страны мира, какой бы демократической она себя не признавала, гдебы законодатель не ошибался, где бы не принимались правовые акты, которые раноили поздно оказывались несоответствующими конституции, посягали на праваграждан. Поэтому необходим тщательный анализ. Вот для чего требуется механизм,который выявлял бы дефекты и противоречия». [4]
ДеятельностьКонституционного Суда способствует обеспечению демократического характераРоссийского государства. Это нелегкая задача. У нас в стране сильны традициипрошлого, когда власть принадлежала самодержавному монарху, а в течение семидесятилетий ХХ века – политической партии. Как отмечает Б. Топорнин,«…Демократия в ее современном состоянии, отражающем условия и потребностинового общества, где развиваются особые технологии, создается огромныйинформационный материал, модернизируется система управления, остается первейшейзаботой Конституционного Суда»[5].
Особеннохотелось бы подчеркнуть роль Конституционного Суда в отстаивании основных прави свобод человека и гражданина. Суд справедливо видит в этом главный смыслдемократии и свое основное назначение. Эта позиция Суда абсолютно верна, ибонарушение прав и свобод человека опасны не только для тех, кто ими затронут, адля всего общества, подрывают и размывают его устои, отталкивают людей отгосударства.
КонституционныйСуд Российской Федерации делает много для укрепления единства и целостностиправовой системы страны, ее государственного строя. Особенно значимы судебныерешения, касавшиеся статуса субъектов Федерации, трактовки суверенитетареспублики и вопросов собственности субъектов Федерации на землю и природныересурсы.
КонституционныйСуд активно и непосредственно участвует в развитии конституционного права.Судебные решения все больше признаются источниками права даже теми, кто раньшесчитал, что суд не творит, а только применяет право. Судебную практику изучаютв исследовательских центрах, преподают в высших учебных заведениях.
При этомКонституционный Суд не замыкается в рамках только конституционного права. Егорешения оказывают воздействие на другие отрасли права, в том числе награжданское, уголовное, налоговое. Суд стал в ряде случаев носителем новых,демократических принципов, которыми он заменял устаревшие и изжившие себя нормыУПК и ГПК. И это не случайно, т. к. с одной стороны, суд руководствуетсяосновным законом страны, а с другой стороны никакое право, даже конституционноене может, да и не должно решать свои задачи в одиночку.
Являясьравноправной и самостоятельной ветвью судебной власти, Конституционный Суд РФрешает общую задачу правосудия и обеспечивает беспробельность судебной защитыправ граждан от неправовых (незаконных) ненормативных и нормативных актовподзаконного уровня, Конституционный Суд уполномочен лишать юридической силынормы закона, не соответствующие Конституции Российской Федерации.
КонституционныйСуд не вправе вторгаться в компетенцию других судебных органов. Однако егорешения, признавшие норму закона неконституционной, могут свидетельствовать осудебной ошибке, если применение этой нормы судом в конкретном деле имелорешающее значение. В этом смысле решения Конституционного Суда являютсяправовым ориентиром для всех судебных органов, применяющих закон.
КонституционныйСуд имеет исключительную компетенцию оценивать закон на соответствиеКонституции и закрепить эту оценку в своем решении. Все остальные суды вправетолько усомниться в конституционности закона и направить соответствующий запросв Конституционный Суд. В связи с этим прямое применение Конституции РФ приразрешении дел всеми судами (кроме Конституционного) ограничено законами, ещене проверенными Конституционным Судом. Такой подход, сформулированный самим КонституционнымСудом, нашел закрепление в процессуальных законах (Гражданский процессуальныйкодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс РоссийскойФедерации).
1.2Структура и организация деятельности
МодельКонституционного Суда РФ в варианте 1991 года оказалась весьма и весьма далекойот совершенства, что привело в конечном итоге к печально известным событиям(деятельность Конституционного Суда РФ была приостановлена). Федеральныйконституционный закон 1994 года внес существенные изменения в организационныеформы конституционного судопроизводства, что имело целью повышениеэффективности и оперативности в деятельности Конституционного Суда. ПреждеКонституционный Суд действовал в едином составе. В перерывах между заседаниямипо конкретному делу он не мог рассматривать другие дела. Это приводило кзадержке рассмотрения многих дел и несоблюдению многих сроков. В связи с этимФедеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»определил следующую форму организации Конституционного Суда: рассмотрение иразрешение им дел осуществляется в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Судсостоит из двух палат, включающих в себя соответственно девять и десять судей.[6]Число судей было увеличено с 15 до 19. Персональный состав палат определяетсяпутем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Суда.В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, взаседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. По мнению аспиранткиюридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Зыковой Н., всовременных условиях конституционный Суд в его численном и организационномсоставе оказывается не в состоянии справиться с тем объемом работы, которыйвозложен на него Конституцией РФ и законодательством. [7]
В пленарныхзаседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи,входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместительПредседателя Конституционного Суда не могут входить в состав одной и той жепалаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем тригода подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты,полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседаниипалаты.
В пленарномзаседании суд вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию.
А в пленарныхзаседаниях он разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституцийреспублик и уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; даетзаключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения ПрезидентаРФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;принимает послания КС РФ; решает вопрос о выступлении с законодательнойинициативой по вопросам своего ведения.
В пленарныхзаседаниях также избирается Председатель, заместитель председателя,судья-секретарь Конституционного Суда РФ, формируются персональные составыпалат, принимается Регламент Конституционного Суда РФ и др.
В заседанияхпалат разрешаются все дела о соответствии Конституции РФ законов, договоров инормативных актов, кроме конституций республик и уставов субъектов РФ,разрешаются споры о компетенции, а также проверяется конституционность закона,примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам нанарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.
КонституционныйСуд РФ избирает из своего состава сроком на три года Председателя, заместителяпредседателя и судью-секретаря Конституционного Суда РФ. Эти должностные лицапо истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.
По инициативене менее пяти судей Конституционного Суда, считающих, что Председатель,заместитель Председателя или судья-секретарь Конституционного Суда РФнедобросовестно исполняют свои обязанности, либо злоупотребляют своими правами,может быть поставлен вопрос об их досрочном освобождении от соответствующейдолжности. Вопрос об досрочном освобождении от должности указанных лиц решаетсябольшинством не менее двух третей от общего числа судей тайным голосованием. Также указанные лицамогут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия, чтоконстатируется решением Конституционного Суда.
В случае,если должность Председателя, заместителя Председателя или судьи-секретаряКонституционного Суда окажется вакантной, новые выборы должны проводится непозднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По истечении срока полномочийуказанные должностные лица продолжают исполнять свои обязанности до проведенияновых выборов.
Согласно ст. 24Федерального конституционного закона Председатель Конституционного Сударуководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их и председательствует наних; вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащиерассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат; представляетКонституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями,общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает сзаявлениями от его имени; Кроме того он осуществляет общее руководствоаппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Суда кандидатурыруководителей его Секретариата и других подразделений аппарата, иных службКонституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда иштатное расписание аппарата; председатель КС издает приказы и распоряжения.
ЗаместительПредседателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию ПредседателяКонституционного Суда отдельные его функции, а также выполняет своиобязанности, возложенные на него Конституционным Судом.
Важноезначение для организации деятельности Конституционного Суда имеет фигураСудьи-секретаря Конституционного Суда РФ. Он осуществляет непосредственноеруководство работой аппарата Суда, организационно обеспечивает подготовку и проведениезаседаний Конституционного Суда;
Основнымвнутренним актом, регулирующим деятельность Конституционного Суда, является егоРегламент. В Регламенте Конституционного Суда РФ на основе Конституции РФ иФедерального конституционного закона «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации» устанавливаются: порядок определения персонального состава палат,порядок распределения дел между ними, порядок определения очередностирассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правилапроцедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в Суде;требования к работникам аппарата Суда, иные вопросы внутренней деятельностиКонституционного суда РФ.
2. КонституционныйСуд Российской Федерации в системе органов судебной власти
2.1 Правовыепозиции Конституционного Суда
Природаправовых позиций Конституционного Суда РФ в настоящее время является одной изсамых дискутируемых в специальной литературе теоретической проблемой, имеющейважнейшее практическое значение. В ст. 73 Федерального конституционногозакона «О конституционном суде Российской Федерации» записано: «В случае, еслибольшинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимостипринять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранеепринятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, дело передаетсяна рассмотрение в пленарное заседание»[8]. Что жезначит понятие «правовая позиция» конституционного Суда?
Достаточной четкости впонимании правовой позиции Конституционного Суда нет. Г.А. Гаджиев, судьяКС РФ полагает: «В мире юридических явлений правовые позиции КС ближе всегонаходятся к racio decidendi, и в силу этого именно правовые позиции КС следует считатьисточниками права»[9]. Развивая этупозицию Л.В. Лазарев полагает: «прецедентный характер акта конституционнойюрисдикции означает, что выраженная в нем позиция относительноконституционности конкретного акта или нормы является образом (правилом),которым должны руководствоваться законодательные, судебные и иные органы,должностные лица при решении вопросов в рамках своей компетенции»[10].Еще один вывод сделала В.И. Анишина, по мнению которой, правовые позицииКонституционного Суда РФ представляют собой его отношение к определеннымправовым проблемам, закрепленное в решениях. Это результат анализа аргументов ивыводов Суда образующих интеллектуально-юридическое содержание судебногорешения, это всегда толкование конституционных норм и норм отраслевогозаконодательства[11].
Понятие правовой позиции несовпадает по объему с решением Суда, поскольку в нем могут быть высказаныправовые позиции как по одной, так и по нескольким значимым проблемам. Причемвыводы могут содержаться как в резолютивной части постановления, так и вмотивировочной, а также в отказных определениях и определениях о прекращениипроизводства по делу.
Формирование правовыхпозиций Конституционного Суда осуществляется на основе рассмотрения конкретныхдел в процессе конституционного судопроизводства при официальном толкованииКонституции, при абстрактном и конкретном нормоконтроле, при разрешении спорово компетенции и т.д. Правовые позиции Конституционного Суда представляютизвестный итог конституционного судопроизводства, результатлогико-содержательных операций, отражающих специфику конституционно правовойпроблемы. Суть такой проблемы заключается в возможности одновременногосуществования нескольких различных вариантов поведения, истинным из которыхпризнается лишь тот, который соответствует духу и букве Конституции. Правовыепозиции Конституционного Суда снимают возникшую конституционно-правовуюнеопределенность и тем самым устанавливают единственно возможный вариантповедения законодателя и правоприменителя. Решения Конституционного Суда(постановления и определения) в своей мотивировочной и резолютивных частяхпредставляют единство. В них излагаются правовые позиции Суда, исходя изкоторых Конституционный суд делает окончательные выводы относительноофициального толкования Конституции, абстрактного и конкретного нормоконтроля ит.д.
По мнению Н. Витрука,правовые позиции формируются не ради самих правовых позиций. Они лежат в основеаргументации, обоснования итогового правового решения Суда. Изложение правовыхпозиций Конституционного Суда в его решениях придает им официальный характер[12].Правовые позиции Суда имеют два существенных свойства. Первое из них состоит втом, что правовая позиция КС носит общий характер, т.е. она распространяется нетолько на конкретный, ставший предметом рассмотрения в конституционном судеслучай, но и на все аналогичные случаи, имеющие место в правовой практике.Второе характерное свойство правовой позиции заключается в ее официальном,обязательном характере. Правовые позиции суда имеют такую же юридическую силу,как и сами решения Суда, и обязательны на всей территории Российской Федерациидля всех представительных, исполнительных и судебных органов государственнойвласти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций,должностных лиц, граждан и их объединений.[13] Поэтомунельзя согласиться с мнением, что правовые позиции Конституционного Суда являютсялишь рекомендациями. По юридической силе правовые позиции КС приравниваются кюридической силе самой Конституции РФ. Правовые позиции КС приобретают характерконституционно-правовых норм (принципов, понятий), но ими не становятся. Всудебной и иной правоприменительной практике правовые позиции КС приобретаютхарактер прецедента по своей юридической силе, но таковыми по своей природе неявляются.
В ряду правовых явлений(правовых норм, принципов, правоположений, прецедентов и др.) правовые позицииКонституционного Суда занимают самостоятельное место и могут рассматриваться вкачестве источника конституционного и иных отраслей права (законодательства).
С точки зрения Витрука можновыделить два основных вида правовых позиций Конституционного Суда РФ:
1) правовые позиции Суда,представляющие результат непосредственного официального толкования КонституцииРФ и решения споров о компетенции на ее основе;
2) правовые позиции,являющиеся результатом раскрытия (истолкования, интерпретации) конституционногосмысла положений отраслевого законодательства[14].
Несмотря на различия похарактеру формирования, содержанию и т.д., правовые позиции КонституционногоСуда по юридической силе одинаковы. Они могут быть классифицированы на виды поразличным основаниям: по объекту разрешения конституционно-правовой проблемы(касаются ли они понятий, норм, принципов, институтов); по характеру предметарегулирования (материально-правовые, и процессуально-правовые позиции); посферам общественных отношений (правовые позиции в области прав о свободчеловека и гражданина, государственного строительства, федерализма, местногосамоуправления и т.д.). Возможны и другие классификации правовых позиций КС.
Конституционный судсформировал практику, согласно которой его правовые позиции, сформулированные витоговых решениях по конкретным делам, имеют общий характер и обязательны длявсех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лици во всех аналогичных ситуациях. В этом заключается одно из требованийконституционной законности. Законодатели и правоприминители самостоятельно, посвоей инициативе должны изменять содержание нормативных актов, договоров,предпринимать необходимые правовые действия в соответствии с требованиямипрямого действия положений Конституции РФ и правовых позиций КонституционногоСуда РФ.
Правовые позицииКонституционного Суда РФ играют существенную роль в утверждении и развитииконституционализма во всех его ипостасях, что имеет особое значение в периодслома тоталитаризма и переходу к демократии, к правовому государству.
2.2Полномочия Конституционного Суда
КонституцияРоссийской Федерации и Федеральный конституционный закон «О КонституционномСуде Российской Федерации» наделяют Конституционный Суд широкими полномочиями,позволяющими ему эффективно действовать в качестве «верховного хранителя»Конституции.
ПолномочияКонституционного Суда не ограничены определенным сроком, вследствие чего составсудей никогда не должен смениться одновременно, а суд – прекратить своюдеятельность по каким-либо причинам. Решения Суда обязательны на всейтерритории Российской Федерации доя всех представительных, исполнительных исудебных органов государственной власти, органов местного самоуправления,предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и ихобъединений. Следовательно не существует органа государственной власти икакого-либо должностного лица, включая главу государства, который бы мог даватькакие-либо указания Суду, если Суд действует в пределах своей компетенции.
Посколькуосуществление Судом его полномочий способно затронуть интересы самых сильныхорганов государства, закон предусматривает гарантии независимости Суда,призванные обезопасить его от любых влияний.
В целяхзащиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека игражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всейее территории Конституционный Суд:
1. разрешаетдела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов,нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации,Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик,уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации,изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной властиРоссийской Федерации и совместному ведению органов государственной властиРоссийской Федерации и органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации;
в) договоров между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной властисубъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной властисубъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силумеждународных договоров Российской Федерации;
2. разрешает споры окомпетенции:
а) между федеральнымиорганами государственной власти;
б) между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной властисубъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственнымиорганами субъектов Российской Федерации;
3. по жалобам на нарушениеконституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяетконституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретномделе;
В случае признания федеральногозакона или закона субъекта Федерации либо отдельных положений этих законов несоответствующими Конституции РФ гражданам и (или) объединениям граждан,обратившихся в Конституционный Суд за счет средств федерального бюджета илибюджета соответствующего субъекта Федерации возмещаются в порядке и размерах,установленных Правительством Российской Федерации:
· Уплаченная государственная пошлина;
· Расходы на оплату услуг представителей;
· Расходы на проезд и проживание заявителей и их представителей,понесенные ими в связи с явкой в суд;
· Почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела;
· Компенсация за фактическую потерю времени.
4. дает толкованиеКонституции Российской Федерации;
Конституционный Суд впроцессе толкования не создает новых правовых норм. Толкование нельзя смешиватьни с толкуемой нормой права, ни с нормой права вообще. Правотолковательноеположение – это только правило надлежащего понимания уже существующей нормыправа, а не новая норма права. Конечно, Конституция может быть несовершенной,но с этим Конституционный Суд не вправе ничего сделать. Было бы странно, еслибы сложности, с которыми связано внесение поправок в Конституцию РФ или еепересмотр, в соответствии с гл. 9, можно было бы преодолеть простымрешением Конституционного Суда, если бы в процессе толкования Конституции онпользовался бы правом ее дополнения, развития отдельных положений и т.д.
5. дает заключение особлюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РоссийскойФедерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6. выступает сзаконодательной инициативой по вопросам своего ведения;
Инициатором он может бытьтолько в одном случае – внося в Государственную Думу проект федеральногозакона.
7. осуществляет иныеполномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративнымдоговором и федеральными конституционными законами; может также пользоватьсяправами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения иполномочий между органами государственной власти Российской Федерации иорганами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти праване противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебногооргана конституционного контроля.
Все это говорит о том, чтоакты Конституционного Суда, которые создают правовые нормы, не могутрассматриваться в качестве источников конституционного права, хотя они, как ивсе другие правовые акты обязательны для исполнения.
Вместе с тем из сказанногобыло бы неверно сделать вывод о том, что Конституционный Суд вообще не в правепринимать никаких нормативно правовых актов. Будучи органом государственнойвласти, Конституционный Суд имеет право, в частности, принимать акты повопросам организации его собственной деятельности. Именно таким актом,относящимся к числу источников конституционного права, является РегламентКонституционного Суда РФ.
В случае если решениемКонституционного Суда нормативный акт признан несоответствующим Конституции РФполностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекаетнеобходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственныйорган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопросо принятии нового нормативного акта, который должен в частности, содержатьположения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующимКонституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или)дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной егочасти. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяетсяКонституция РФ.
В случае, если решениемКонституционного Суда нормативный акт признан несоответствующим Конституции РФполностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекаетнеобходимость устранения пробела в правовом регулировании:
1)Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликованиярешения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в ГосударственнуюДуму проект нового федерального конституционного закона, федерального законаили ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении измененийи (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части.Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередномпорядке;
2) ПрезидентРоссийской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двухмесяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерацииотменяют нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации илиПравительства Российской Федерации, принимают новый нормативный акт либо вносятизменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным вотдельной его части;
3)законодательный (представительный) орган государственной власти субъектаРоссийской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решенияКонституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения вконституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанныйнеконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый законсубъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вноситизменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанныйнеконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъектаРоссийской Федерации (руководитель высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующийзаконопроект в законодательный (представительный) орган государственной властисубъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликованиярешения Конституционного Суда Российской Федерации. Если по истечении шестимесяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерациизаконодательным (представительным) органом государственной власти субъектаРоссийской Федерации не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры всвязи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяетсямеханизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;
4) высшеедолжностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшегоисполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) непозднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного СудаРоссийской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт,принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения внормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечениидвух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РоссийскойФедерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителемвысшего исполнительного органа государственной власти субъекта РоссийскойФедерации) не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи срешением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизмответственности, предусмотренный федеральным законодательством;
5)федеральные органы государственной власти, органы государственной властисубъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частичноне соответствующими Конституции Российской Федерации договор между федеральнымиорганами государственной власти и органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации, договор между органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решенияКонституционного Суда Российской Федерации вносят в соответствующий договоризменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.
Признаниенесоответствующими Конституции РФ федерального закона, нормативного актаПрезидента РФ, нормативного акта Правительства РФ, договора или отдельных ихположений является основанием для отмены в установленном порядке положенийдругих нормативных актов либо договоров, основанных на признанныхнеконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре либовоспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признанынеконституционными.
Признание не соответствующимиКонституции РФ нормативного акта субъекта Федерации, договора субъектаФедерации или отдельных их положений является основанием для отмены вустановленном порядке органами государственной власти других субъектовФедерации положений принятых ими нормативных актов либо заключенных договоров,содержащих такие же положения. Какие были признаны неконституционными.
Положениянормативных актов либо договоров, признанных не соответствующими КонституцииРФ, не могут применяться судами, другими органами или должностными лицами.
В случае,если в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Судааналогичный признанному неконституционным нормативный акт не будет отменен илиизменен, а действие договора аналогичного признанному неконституционным, небудет прекращено полностью или частично, уполномоченные федеральным закономгосударственный орган или должностное лицо приносят протест либо обращаются всуд с требованием о признании такого нормативного акта либо договоранедействующим.
ПрезидентРоссийской Федерации и Государственная Дума Российской Федерации назначаютсвоих постоянных представителей в Конституционном Суде РФ, которые участвуют взаседаниях Суда, представляя соответствующую позицию по конкретному делу. Онине а праве оказывать какое бы то ни было давление на Суд или предприниматьдействия, способные нарушить независимость Конституционного Суда в принятиирешений.
КонституционныйСуд обладает так называемой связанной компетенцией, что означает возможностьосуществления Судом своих полномочий только по запросам и жалобам лиц,упомянутых в Конституции РФ. Суд, следовательно, не вправе рассматриватькакое-либо дело по собственной инициативе. Он, однако, может самостоятельнорешать вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопросам еговедения, что предусмотрено ч. 1 ст. 104 Конституции РФ.
КомпетенцияКонституционного Суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:
1) проверкаконституционности законов, нормативных правовых актов и договоров (нормоконтроль),осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан исудов);
2) разрешение споров окомпетенции;
3) толкование КонституцииРФ;
4) дача заключений особлюдении порядка выдвижения обвинения в государственной измене или совершениииного тяжкого преступления.
Этиполномочия различаются не только по содержанию, но и по субъектам запросов ижалоб.
3. Статуссудьи Конституционного Суда
Всоответствии со ст. 125 Конституции РФ 1993 г. Конституционный СудРоссийской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должностьСоветом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. До принятияконституционного закона 1994 г. Конституционный Суд состоял из 15 членов,однако реально было избрано только 13 судей. Увеличение состава суда быловызвано чисто политическими причинам – нужно было «разбавить» составКонституционного Суда новыми, более лояльными к исполнительной власти судьями,что и было успешно произведено. Федеральный конституционный закон «ОКонституционном Суде Российской Федерации» 1994 г. устанавливает, что«Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельностьпри наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей»[15].
Статус судейКонституционного Суда в целом не отличается от статуса судей других высшихсудов России. Конституция РФ в ст. 128 устанавливает также идентичныйпорядок назначения судей трех высших судов. Отличия в квалификации имеютчастный характер.
«СудьейКонституционного Суда может быть назначен гражданин РФ, достигший ко днюназначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющийвысшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менеепятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права»[16].
Вопрос озачете в стаж работы по юридической профессии регулируется «Инструкцией опорядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов надолжность судей федеральных судов», утвержденной совместно 27 декабря 1996 г.министром юстиции РФ, Председателем Верховного Суда РФ и Председателем ВысшегоАрбитражного Суда РФ. по инструкции в стаж работы по юридической профессиивключается работа в органах государственной власти: законодательной,представительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, впрофсоюзных и иных организациях на таких должностях, где необходимо высшее илисреднее юридическое образование. Лицам, не имевшим высшего или среднегоюридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностяхзасчитывается в стаж по юридической профессии.
Сточки зренияС.А. Авакьяна, требование обладать признанной высокой квалификацией вобласти права является самым неопределенным. По существу, степень квалификацииопределяют работники Администрации Президента РФ, подбирающие кандидатуры, исам Президент.
Предложения окандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситьсяПрезиденту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатамиГосударственной Думы, а также законодательными (представительными) органамисубъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральнымиюридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами,юридическими научными и учебными заведениями. Но эти предложения не связываютПрезидента, он волен выбрать одну из названных кандидатур, а то и остановитьсяна кандидатуре, никем не предлагавшейся. При Президенте существует Комиссия попредварительному рассмотрению кандидатур на должность федеральных судей, она ивысказывает главе государства свои рекомендации по кандидатам. Совет Федерациидолжен рассмотреть вопрос о назначении на должность судьи Конституционного СудаРФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представленияПрезидента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность виндивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьиКонституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинствоот общего числа членов Совета Федерации. Судья Конституционного Суда РФ, срокполномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначенияна должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому сего участием. Председатель Совета Федерации в порядке, установленном СоветомФедерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьиКонституционного Суда РФ. Судья Конституционного Суда РФ приносит присягуследующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанностисудьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом толькоКонституции Российской Федерации, ничему и никому более».
Закономустанавливается целый ряд так называемых «дисквалификаций» или несовместимостей.Судья Конституционного Суда не может быть членом Совета Федерации, депутатомГосударственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять засобой другие государственные или общественные должности, иметь частнуюпрактику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью,кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятиекоторой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи КонституционногоСуда и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если нато не дано согласия Конституционного Суда.
СудьяКонституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту илипредставительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном судеили иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прави освобождении от обязанностей, не может принадлежать к политическим партиям идвижениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях,вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборамв органы государственной власти и органы местного самоуправления,присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений,заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить вруководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и непреследуют политических целей.
СудьяКонституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовойинформации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение овопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ,а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, допринятия решения по этому вопросу. Надо сказать что это положениетрудновыполнимо, так как предметом рассмотрения в Конституционном Суде можетстать любой из весьма широкого круга вопросов.
СудьяКонституционного Суда назначается на должность на срок двенадцать лет, спредельным возрастом пребывания в должности судьи Конституционного Судасемьдесят лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должностьс момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний деньмесяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняетсясемьдесят лет.
Независимостьсудьи Конституционного Суда обеспечивается его несменяемостью,неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Федеральнымконституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» порядкомприостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку,обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства,запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность,предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантийбезопасности, соответствующих его высокому статусу.
Материальныегарантии независимости судьи Конституционного Суда, связанные с оплатой еготруда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением,обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственнымстрахованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам егосемьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям,предусмотренным законодательством РФ для судей иных высших федеральных судов. Вслучаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда РФпредусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материальногои социального обеспечения, применяются положения этих актов.
Интересноотметить, что Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» по новомутрактует понятие несменяемости судей. Несменяемость не означает, что судьябудет пожизненно оставаться в должности, а означает лишь, что полномочия судьимогут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям,установленным Федеральным конституционным законом «О Конституционном СудеРоссийской Федерации».
СудьяКонституционного Суда пользуется неприкосновенностью. Он не может бытьпривлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебномпорядке, задержан, арестован или подвергнут обыску без согласияКонституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на местепреступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев,когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности другихлюдей. Судья Конституционного Суда, личность которого не могла быть известна вмомент задержания, по выяснении его личности подлежит немедленномуосвобождению.
СудьяКонституционного Суда РФ не может быть привлечен к какой-либо ответственности,в том числе и по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им взаседании Конституционного Суда РФ, а также за принятое Конституционным СудомРФ решение.
Все судьиКонституционного Суда РФ пользуются равными правами. Все они имеют праворешающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседанияхКонституционного Суда или в заседаниях его палаты, в состав которой он входит.
Полномочиясудьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если:
1) было даносогласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его куголовной ответственности;
2) судья посостоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.
Приостановлениеполномочий судьи осуществляется по решению Конституционного Суда, принимаемомуне позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению. СудьяКонституционного Суда РФ, полномочия которого приостановлены, не вправеучаствовать в заседаниях Суда, а также направлять официальные документы в государственныеорганы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам иистребовать от них какие-либо документы и иную информацию.
Законпредусматривает 12 случаев прекращения полномочий судьи Конституционного Суда:
1) нарушенияпорядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ,установленного Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «ОКонституционном Суде Российской Федерации»;
2) истечениясрока полномочий судьи или достижения судьей предельного возраста пребывания вдолжности;
3) личногописьменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возрастапребывания в должности;
4) утратысудьей гражданства Российской Федерации;
5)вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законнуюсилу;
6) совершениясудьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
7)продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны КонституционногоСуда, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью;
8) неучастиясудьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонения его от голосования свышедвух раз подряд без уважительных причин;
9) признаниясудьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
10) признаниясудьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
11)объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
12) смертисудьи.
Полномочиясудьи Конституционного Суда могут быть прекращены также ввиду его неспособностипо состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительноговремени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решениюКонституционного Суда, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации иявляется официальным уведомлением об открытии вакансии.
Авакьянотмечает, что законом предусмотрена отставка судьи Конституционного Суда,причем добровольная (уход в отставку) и недобровольная (удаление в отставку).Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочияпрекращены в случае истечения их срока, личного письменного заявления оботставке до истечения срока полномочий, признания судьи недееспособным решениемсуда[17].
Пребывающемув отставке судье Конституционного Суда, имеющему стаж работы в должности судьине менее 15 лет, независимо от возраста выплачивается по его выбору пенсия илинеоблагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% денежноговознаграждения работающего судьи Конституционного Суда. При этом в стаж работы,дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитываетсявремя предшествующей работы по юридической профессии.
Заключение
КонституционныйСуд является важным органом конституционного контроля, созданным в целяхобеспечения законности в стране. Конституционный Суд сумел утвердить своеположение в государстве и стал очень важным, эффективным фактором развитияправа, государства и всего российского общества. И добился этого в оченьсложных, трудных и далеко не стабильных, часто противоречивых жизненныхобстоятельствах. Несмотря на то, что многие вопросы, по которым обращаются вКонституционный суд имеют политическую подоплеку, Конституционный суд решаетисключительно вопросы права, т.е. он стоит вне политики, не является и не можетбыть ни участником политических процессов, ни арбитром в политических спорах. Вкаждом деле Конституционный Суд выделяет только правовую составляющую, даетоценку лишь нормам права.
КонституционныйСуд РФ обеспечивает конституционную законность в стране, заботится, чтобы всепринимаемые законы полностью соответствовали Основному закону российскогогосударства, чтобы Конституция могла толковаться только одним органом и наосновании судебных процедур. И чтобы граждане РФ имели прямой доступ кКонституционному Суду Российской Федерации, который им гарантированКонституцией Российской Федерации 1993 года. Одним из важнейших моментов,связанных с деятельностью Конституционного Суда РФ, является то обстоятельство,что решения Конституционного Суда в последнее время являются значимыми дляразвития конституционного права, причем не только как отрасли права, но и длянауки. Несмотря на то, что некоторые ученые-юристы отрицают роль постановленийсуда в качестве источника права, заявляя о том, что судебный прецедент в Россииисточником права не является, отрицать значимость таких судебных решений былобы нецелесообразным: так как данные решения должны вытекать из смысла самойКонституции и являются своеобразным её толкованием.
Подводя итогпроделанной работе, можно проанализировать то, как мне удалось реализоватьпоставленные в начале исследования цели и задачи. Изучив Конституцию РоссийскойФедерации и Федеральный конституционный закон, а также специальную литературыпо данной теме, я пришла к выводу, что данный вопрос является достаточноразработанным, однако, как и в любой другой области законодательства, здесьсуществуют недоработанные вопросы и проблемы. Так, достаточно разработаннымявляется вопрос о структуре и организации деятельности Конституционного Суда,однако вопрос о правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации досих пор остается открытым и дискуссионным. Понятие, структура, функции КонституционногоСуда были рассмотрены достаточно подробно, детально были разобраны основныемоменты получения и прекращения статуса судьи конституционного суда, также былипроанализированы основные спорные аспекты юридической природы правовых позицийКонституционного Суда. Таким образом, можно сказать, что в целом, мне удалосьсправиться с реализацией поставленной цели: по мере последовательного изложенияматериала в данной работе было обозначено место Конституционного Суда в системеорганов судебной власти, а также был выявлен правовой статус КонституционногоСуда.
Конечно, наданном этапе своего развития Конституционный суд сталкивается с некоторымипроблемами и противоречиями, однако они не являются неразрешимыми и можнонадеяться, что такой важный орган судебной власти в Российской Федерации, какКонституционный Суд РФ, будет беспрепятственно осуществлять свою деятельность вкачестве гаранта стабильности и конституционности в нашей стране.
Списокиспользованных источников и литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РоссийскойФедерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) / «Российская газета». №237,25.12.1999
2. ФКЗ «О КонституционномСуде Российской Федерации» от 21.07.1994 №1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) /«Собрание законодательства Российской Федерации», 25.07.1994, №13. ст. 1447
Научная литература
3. Авакьян С.А. Конституционноеправо России: Учебный курс. – 2-е издание. т. 2. – М.: Юристъ, 2006.
4. Анишина В. Правовыепозиции Конституционного Суда России. // Российская юстиция. 2000. №7.
5. Баглай М.В. Конституционноеправосудие в России: становление и развитие. // Журнал Российского права.
6. Баглай М.В. Конституционноеправосудие в России состоялось. // Российская юстиия. 2001. №10.
7. Витрук Н. Правовыепозиции Конституционного Суда РФ: понятие, природа, юридическая сила и значение. //Конституционное право. 1999. №3.
8. Гаджиев Г.А. Правовыепозиции Конституционного Суда РФ. // Конституционное право:восточно-европейское обозрение. 1999. №3.
9. Ершова Е.А. Юридическаяприрода правовых позиций Конституционного Суда РФ. // Российский судья. 2005.№2.
10. Зорькин В.Д. Верховенствоправа и конституционное правосознание. // Журнал российского права. 2005.№12.
11. ЗыковаН. Структура Конституционного Суда: актуальные проблемы. // Конституционноеи муниципальное право. 2006. №2.
12. ИвановВ. Конституционный Суд в системе органов государственной власти. // Закони право. 2006. №2
13. Козлова Е.И.,Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – 4-е изд.,перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-ва Проспект, 2006. – 608 с.
14. Лазарев Л.В. Институтконституционного правосудия введен своевременно. // Российская юстиция. 2001.№10.
15. Лазарев Л.В. Правовыепозиции Конституционного Суда России. – ОАО «Издательский дом«Городец», «Формула првав». 2003, – Система ГАРАНТ 2005.
16. Николаев Е.А. Правовыепозиции Конституционного Суда РФ. // Право и политика. 2002. №3.
17. ТопорнинБ. Конституционный Суд РФ – эффективный фактор развития права. // Российскаяюстиция. 2001. №10.