Конституция и основные правовые институты США

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. КонституцияСША 1787 г
1.1 ВозникновениеСША и принятие Конституции 1787г
1.2 Правовоеположение Президента США
1.3 Правовоеположение Конгресса США
1.4 Судебнаясистема США
1.5 Формагосударственного (политико-территориального) устройства США
Заключение
Приложение
Списокиспользованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Всеобщаяистория государства и права исследует возникновение, развитие, функционированиегосударства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историюгосударственности, анализирует содержание государственно-правовых процессов,развивающихся в определенном времени и пространстве, исследует присущие импричинно-следственные связи и раскрывает закономерности государственно-правовойистории.
ПринятаяКонституция 1787г. была итогом четырех месяцев тщательной и всестороннейработы, которая в своих главных положениях функционирует и ныне. Конституцияотражала интересы социальных групп: рабовладельцев, земельной аристократии,крупной буржуазии.
Конституция США состоит из преамбулы (вкоторой говорится о народе, принимающем эту конституцию в целях создания болеесовершенного союза, утверждения правосудия и внутреннего спокойствия,организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и свободе), атакже из семи статей, обозначенных римскими цифрами. Большинство статей делятсяна разделы.
Воснову этого документа было положено разделение властей на законодательную,исполнительную и судебную. Первоначально учение о разделение властей былоразработано еще античными средневековыми учеными: Аристотелем, М. Падуанским идр. наиболее развернуто было сформулировано французским ученым Ш. Монтескье всередине XVIII в. По мнению Монтескье,разделение властей – это средство, которое может предотвратить авторитаризациюгосударственной власти.
Конституция США – трудноизменяемыйдокумент, что объясняется сложной процедурой внесения поправок.
Конституцияпредусматривала правила формирования государственных властей.
Всоответствии с Конституцией США исполнительную власть в федерации осуществляетПрезидент.
Законодательнуювласть осуществляет Конгресс. В соответствии с Конституцией Конгресс СШАсостоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. В соответствии сзаконодательством, каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы.Конгресс создает из своих членов различные комитеты. Конгресс США принимаетзаконы, резолюции, проводит парламентские слушания и пленарные заседания.
Внастоящее время в обеих палатах Конгресса имеются партийные фракции большинстваи меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций.Одновременнопри Конгрессе действует множество административно-технических и вспомогательныхслужб.
ВСША в соответствии с Конституцией и законом о судоустройстве 1789 г. существуютдве судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Они обевозглавляются верховными судами соответственно федерации и каждого штата.Одновременно судебная система федерации состоит из трех звеньев: ВерховногоСуда США апелляционных судов – 12-ти и 94-х окружных судов в специальныхсудебных округах.
Фиксируяосновы федерации, конституция вводила «смешанную» форму правления, при которойпредставительство корпуса избирателей страны в целом стало совмещаться с равнымпредставительством штатов в сенате вне зависимости от численности населениякаждого из них.
В июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисонабыли внесены 10 поправок к Конституции, ставших известными как Билль о правах.К декабрю 1791г. поправки были ратифицированы штатами и вступили в силу. Внастоящее время насчитывается 27 действующих поправок.
Актуальностьданной темы в том, что исторически первая писаная Конституция США оказалавлияние на вновь возникающие конституции многих стран мира. Эта конституциязакрепила образование суверенного федеративного государства, возникшего врезультате освободительной борьбы народа против британской короны,провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократическиепринципы организации государственности: народное представительство, федерализм,республиканская форма правления, разделение властей. Вопросы касающиеся правчеловека и гражданина, актуальны и на сегодняшний момент, поскольку ониявляются основополагающими многих нормативных актов, например Конституции РФ.
Цельданной работы: изучение и исследование данной темы.
Задачакурсовой работы: изучить вопросы данной темы на основе исторических данных испециальной литературы, опираясь на нормативные акты.

1. КОНСТИТУЦИЯ США 1787 г.
1.1 Возникновение США и принятие Конституции 1787 г.
 
К XVII веку на территории нынешнихСоединенных Штатов Америки находилось 13 британских колоний, заселенных,главным образом, выходцами из Англии, Уэльса, Шотландии и Ирландии. Первая жеанглийская колония на восточном побережье будущих США – форт Джеймстаун – былаоснована в 1607 г.
Население первых британских колоний,созданных торговыми компаниями, состояло из законтрактованных сервентов(пауперов и заключенных), т.е. лиц, обязанных в течение трех-четырех летвыплатить компании стоимость их проезда в Новый Свет, и их «управляющих».
В 1619 г. появляются первые рабы-негры.Затем нарастает волна политических и религиозных диссидентов и иных свободныхпереселенцев. Первые колонии (Вирджиния, Плимут, Массачусетс) были чистокоммерческими предприятиями и их правовой статус определялся колониальнымихартиями, которые представляли собой своеобразные договоры между Британскойкороной и акционерами той или иной компании.
В целом, все колонии разделялись на тригруппы. Род-Айленд и Коннектикут, имевшие хартии самоуправления колоний,фактически представляли собой своеобразные республики, поскольку все органы управленияна их территории избирались. Пенсильвания, Делавэр и Мэриленд принадлежаличастным владельцам. Остальные восемь – Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк,Нью-Джерси, Вирджиния, Северная и Южная Каролина и Джорджия – являлисьвладениями Британской короны. В этих колониях управление осуществлялосьгубернаторами, но создавались также и двухпалатные законодательные собрания.Решения колониальных законодательных собраний могли быть отменены либоназначавшимся короной губернаторами, наделенными правом абсолютного вето, либокоролем через Тайный совет.
Кроме того, в Массачусетсе былаустановлена теократическая олигархия, притеснявшая свободу совести ивероисповедания, кроме христианского пуританизма.
По мере экономического развития колонийи формирования местной буржуазии противоречия между колониями и метрополиейвозрастали и, в конце концов, вылились в войну за независимость, которая шла с1775 по 1783 годы и завершилась подписанием мирного договора. Революционнаявойна американского народа сопровождалась формированием армейскихподразделений, которые, проводя решительные военные действия, уже в марте 1776года заняли Бостон. В мае того же 1776 года был созван в Филадельфии 2-йКонтинентальный Конгресс представителей английских колоний, поднявшихся наборьбу за независимость.[1]
На этом Конгрессе был учрежден комитетдля составления проекта Декларации независимости. В этот комитет вошли такиеизвестные личности, как Томас Джефферсон, Джон Адамс, Бенджамин Франклин,Роберт Ливиннгстон и Роджер Шерман. Автором же окончательного варианта проекта,представленного комитетом Конгрессу 28 июня, был Томас Джефферсон.
4 июля 1776 года после бурногообсуждения проекта Конгресс принял Декларацию независимости Соединенных ШтатовАмерики. В данной Декларации просматривается идея будущего объединения штатов вединое государство. Она выдвигалась от имени тринадцати штатов. Однако пройдетеще долгих 11 лет, прежде чем конфедерация США постепенно перерастет вфедеративный союз.[2]
Постепенно в рамках слабогоконфедеративного объединения 13 независимых штатов вызревали те экономические,социальные, идеологические и политические условия, которые подталкивали их кеще большему сплочению «вечного союза» – созданию единого государства. Так, вфеврале 1787 г. Конгресс принял резолюцию о созыве в мае в Филадельфииспециального конвента из делегатов, назначаемых штатами, с единственной цельюпересмотреть статьи конфедерации. Однако конвент пошел дальше – он разработал ипринял конституцию (заседание проходило при закрытых дверях с 14 мая по 17сентября 1787 г.).
Конституция, естественно, отразила интересысоциальных групп представленных в конвенте: рабовладельцев, земельнойаристократии, крупной буржуазии, т.е. собственников, отчетливо понимавших целии задачи создаваемой ими конституционной системы. Состав конвента былнемногочисленным. Из 74 делегатов, назначенных в него, лишь 55 участвовало вработе. К тому же целый ряд из них покинул конвент, и только 39 поставили своиподписи под текстом основного закона. Принятая 17 сентября 1787 года,Конституция США была передана в Континентальный Конгресс, который 28 сентября направилее легислатурам (законодательный орган) штатов, где она и была в дальнейшемратифицирована их конвентами. Для вступления ее в силу необходима быларатификация в большинстве штатов. Первым, одобрившим ее 7 декабря 1787 г., былштат Делавэр; девятым штатом стал Нью-Гемпшир, благодаря ратификации которого21 июня 1788 г., этот документ вступил в силу.
Конституция США состоит из преамбулы (вкоторой говорится о народе, принимающем эту конституцию в целях создания более совершенногосоюза, утверждения правосудия и внутреннего спокойствия, организации совместнойобороны, содействия общему благосостоянию и свободе), а также из семи статей,обозначенных римскими цифрами. Большинство статей делятся на разделы.
КонституцияСША построена по принципу разделения властей на законодательную, исполнительнуюи судебную. Она весьма лаконична, многие ее статьи носят общий характер, отсюдаисключительная важность ее толкования, являющаяся прерогативой Верховного СудаСША. Учение о разделении властей было разработано в своих первоначальныхочертаниях еще античными и средневековыми учеными (Аристотель, МарсилийПадуанский и др.) и наиболее развернуто сформулировано в середине XVIIIв. французским ученым Ш. Монтескье. Он считал, что разделение властей – этосредство, которое может предотвратить авторитаризацию государственной властипутем учреждения относительно независимых (функционально и организационно) другот друга, взаимоуравновешивающих и взаимоконтролирующих государственныхвластей.
Законодательнаявласть вручалась Конгрессу, состоящему из двухпалат: сената и палаты представителей.
Исполнительнуювласть возглавлял президент, который наделялсяправомочиями главы государства и главы правительства
Третьявласть была представленасудом. Общефедеральную судебную систему возглавлялВерховный суд США. По наиболее важным делам вводился суд присяжных.
Поскольку текст Конституции 1787 г. несодержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам,это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к Конституции, ставшихизвестными как Билль о правах. К декабрю 1791г. поправки были ратифицированыштатами и вступили в силу. В настоящее время насчитывается 27 действующихпоправок.
Исторически первая писаная КонституцияСША – прогрессивный документ, поскольку она оказала влияние на вновьвозникающие конституции многих стран мира. Эта конституция закрепилаобразование суверенного федеративного государства, возникшего в результатеосвободительной борьбы народа против британской короны, провозгласила принципнародного суверенитета, определила демократические принципы организациигосударственности: народное представительство, федерализм, республиканскаяформа правления, разделение властей и т.д. Наконец, она установила, чтофедеральное право имеет приоритет над правом штатов. Под влиянием этойКонституции стала распространяться доктрина конституционализма.
Таким образом, США в соответствии сКонституцией 1787 г. являются по форме правления президентской республикой, по формеполитико-территориального устройства – относительно централизованнойфедерацией, страной с демократическим государственным режимом.
Содержащиеся в Конституции пробелы сгодами восполняются очень незначительно. В результате в США наравне с писанымзаконом действует так называемая «живая» конституция, регулирующая отношенияконституционного уровня и формулируемая Конгрессом, президентом страны,Верховным Судом и включающая также конвенционные нормы.
К настоящему времени некоторые поправкиизменили положения предыдущих поправок, которые в свою очередь модифицировалипервоначальный текст, например, последовательное преобразование и уточнениепорядка избрания и замещения должностей президента и вице-президента,установленного в ст. II и поправках XII, XX и XXV.
Первоначальная конституция, главнымобразом, определяла структуру органов государственной власти и регулировала ихвзаимоотношения, построенные на принципе сдержек и противовесов, т.е. распределялакомпетенцию «по горизонтали» на федеральном уровне. В статьях I–III,устанавливала порядок изменения самого основного закона в статье V, часть изкоторых утратила силу, например, о признании США доконституционных долгов, адругие, наоборот, приобрели особое значение – это нормы о соотношении внутреннегои международного права. Наконец, статья VII говорит о вступлении в силу самойконституции.
Как известно, степень демократизма любойконституции определяется, прежде всего, объемом закрепленных в ней прав исвобод граждан, их гарантированностью и некоторыми другими элементами – правовымположением центрального представительного органа, объемом его полномочий,структурой. Конституция США первоначально почти не содержала положений о правахи свободах граждан, хотя при ее выработке раздавались требования о включенииспециального билля о правах. В то время права и свободы содержались вконституциях штатов, и отказ закрепить их в основном законе страны диктовался стремлениемограничить возможности для борьбы народных масс, зараженных общим духомреволюции на американском континенте. Тем не менее, ряд важных норм можно найтив тексте Конституции США.
Так, в разделе 9 статьи I говорится озапрещении приостановки действия правила habeas corpus (защищающего неприкосновенностьличности), если только того не потребует общественная безопасность в случае мятежаили вторжения. Тот же раздел запрещал принимать билли об опале и законы ex postfacto1; немаловажное значение имеет и норма второго раздела статьи III орассмотрении всех уголовных дел судом присяжных, а также положение следующегораздела названной статьи об определении состава государственной измены и егоограничительных условиях. Нельзя не упомянуть и о норме второго раздела статьи IV:«Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и вольности граждандругих штатов». Здесь нельзя не упомянуть о том, что в первоначальном текстеКонституции США из числа полноправных граждан были исключены негры и индейцы(абз. 3 раздела 2 статьи IV).
Позже в текст Конституции были внесеныпоправки, исключившие неравноправие указанных лиц.
Свои внешние осовремененные очертанияКонституция стала принимать с присоединением к ней поправок, содержащих права исвободы граждан; причем четыре из них в «чистом виде» регулируют вопросы активногоизбирательного права (поправки XV, XIX, XXIV и XXVI); отчасти этот институтзатрагивается в других положениях Конституции.
Как уже было сказано, права и свободыграждан в основном закреплены в первых десяти поправках (Билль о правах). Здесьзакреплены свободы вероисповедания, слова, печати, право обращения с петициямик правительству, неприкосновенность жилища и личности, право ношения оружия,право собственности, право на скорый и публичный суд, запрещение вторичногообвинения по одному и тому же делу и, как говорилось, избирательное право.
1 Закон ex post facto – принцип,согласно которому закон может быть применен к отношениям, принятым до егоприменения.
Характер закрепленных прав и свободуказывает на то, что они относятся лишь к политическим и личным, и среди нихпочти целиком отсутствуют социально-экономические права и свободы.
Фактически последние ограничиваютсяположениями поправки V, устанавливающей: «Никакая частная собственность недолжна отбираться для общественного пользования без справедливоговознаграждения» и «никто не должен лишаться… имущества без законного судебногоразбирательства».
Нельзя не отметить и тогообстоятельства, что права и свободы сформулированы довольно расплывчато,неконкретно, без должной детализации, что открывает широкий простор для ихограничительного толкования и регламентации. Однако если оценивать объем прав исвобод с исторической точки зрения, то нельзя не признать, что для своеговремени он был достаточно велик.
Из текста Конституции видно, что заоснову построения системы государственной власти был взят принцип разделениявластей, который в американских условиях трансформировался в так называемую системусдержек и противовесов (checks and balances). Причем сама конституция проводилаорганизационное разделение между тремя «ветвями» государственной власти –Конгрессом, Президентом и Верховным Судом, каждой из которых была представленавозможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленныеотношения между названными органами, как в прошлом, так и сейчас имеют цельюпредотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать однойиз частей этой системы, прежде всего, парламенту, как наиболее подверженномувлиянию демократических сил, действовать в направлении, противном направлениямдругих органов. Подобное уравновешивание государственной системы препятствуетвозможным демократическим нововведениям, но в, то, же время препятствуетузурпации власти со стороны какого-либо одного из названных органов. Вповседневной действительности деятельность Верховного Суда и Президента СШАосуществляется на основе законов, принятых Конгрессом, а, с другой стороны,Президент имеет право отлагательного вето в отношении законов. Верховный Суд, всвою очередь, может признать законы неконституционными и тем самым парализоватьих действие. Одновременно президентские полномочия распространяются наВерховный Суд: Президент назначает его председателя и членов суда, но приучастии законодательной власти, поскольку эти назначения утверждаются Сенатомдвумя третями голосов присутствующих сенаторов.[3]
Так, в известном решении United Statesv. Richard Nixon (Соединенные штаты против Ричарда Никсона), вынесенном в июле1974 г., Верховный Суд США пояснил: «Конституция не только рассредоточилавласть для лучшего обеспечения свободы, но она также предполагает, чтобы напрактике рассредоточенная власть была объединена в целое для эффективногоуправления. Конституция предписывает, чтобы ветви власти были одновременноотделены друг от друга и взаимозависимы, являясь автономными ивзаимодействующими друг с другом».
Итак, принцип разделения властейпроведен через все важные положения Конституции. Он выражается, в частности, враздельном и последовательном изложении правового статуса названных «ветвей» власти.По всему было видно, что созданная система органов первоначально слабоопиралась на основу государственной власти – на избирательный корпус.Большинство учрежденных федеральных институтов не избиралось всеобщим и прямымголосованием. Президент получал и получает власть в результате косвенныхвыборов; в начальный период выборщики президента редко определялись прямымивыборами; гораздо чаще их избирали легислатуры штатов. Сенат – верхняя палата Конгресса– до 1913 г. состоял из членов, также избиравшихся легислатурами штатов, аВерховный Суд и поныне остается назначаемым органом. Только палатапредставителей с 1789 г. формируется путем прямого голосования.
Кстати, фактические отношения междутремя основными органами власти США – Конгрессом, Президентом и Верховным Судом– постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается незыблемым.
Конституция США – малоподвижный,трудноизменяемый документ, что объясняется сложной процедурой внесенияпоправок.
Она предусматривает два способа:
1. двумятретями обеих палат Конгресса;
2. потребованию легислатур двух третей штатов.
Конгресс созывает конвент, который ипредлагает поправки. Для ратификации поправок установлен еще более сложныйпорядок – они утверждаются легислатурами трех четвертей штатов или конвентами втрех четвертях штатов, смотря по тому, какой из этих двух способов ратификациипредложит Конгресс. Начиная с XVIII поправки Конгресс стал обычно устанавливатьсрок для ратификации. Верховный Суд в 1939 г. по делу Colemav v. Miller(Колемав против Миллера) заявил, что вопрос о времени, в течение которогодостаточное число штатов могут выразить свое отношение к поправке, являетсяполитическим и разрешается Конгрессом. Если за установленный срок поправка нератифицирована, то она считается отвергнутой. В то же время Конгресс может ипродлить время ратификации.
Юридически в принятии поправок участвуюттолько законодательные органы федерации и штатов или специально избранные дляэтого конвенты. Единственное исключение составляла процедура принятия поправкив марте 1861 г., которая не была впоследствии ратифицирована. Она былаподписана главой исполнительной власти – президентом Дж. Бьюкененом. Подписьпрезидента не имела и сейчас не имеет какого-либо юридического значения; это обстоятельствонаходится в некотором противоречии с существующей законодательной процедурой,при которой промульгация принятого Конгрессом проекта является завершающейстадией законотворчества.
Поправки по своему содержанию неотличаются особым разнообразием. Две поправки – XVIII и XXI – о введении иупразднении «сухого закона» – представляют лишь исторический интерес и ничегоне меняют в тексте конституции. Некоторые поправки, например, XIX, XXII и XXV,как бы дополняя друг друга, касаются института президентской власти, а четыре –свидетельствуют о медленной эволюции активного избирательного права. Билль оправах и поправки XI, XIII и XVI остались неизменными со времени их принятия.До октября 1985 г. было предложено 9984 поправки, при этом число предложенийколебалось в различные периоды от наименьшего – 58 в течение десятилетия1841–1850 гг., до наибольшего – 2715 с 1961 по 1970 гг. Известно, что 43поправки были переданы на ратификацию, и только 27 из них были утверждены.
Особый интерес вызывает и то обстоятельство,что некоторые действующие поправки были приняты целым рядом штатов значительнопозже того момента, когда они вступили в силу. Так, штаты Джорджия, Коннектикути Массачусетс ратифицировали Билль о правах к его 150-летней годовщине, то естьв марте-апреле 1939 г.
Штаты Нью-Джерси и Пенсильвания непредприняли каких-либо действий для ратификации XI поправки. Штат Массачусетсутвердил XII поправку только в 1961 г., хотя она вступила в силу в 1804 г.
Штат Кентукки утвердил XIII поправкулишь в 1976 г.; а штат Мис Поправка об отмене рабства в США. Ее принятиесаботировали южные рабовладельческие штаты, развязав в апреле 1863 г.гражданскую войну. Поправка была принята лишь в 1865 г. сури не ратифицировалее до сих пор. XIV поправка, действующая с 1868 г., была ратифицирована штатамиКалифорния и Мэриленд в 1959 г., а Кентукки – в 1976 г. XV поправка былаутверждена штатом Орегон в 1959 г., Калифорнией – в 1962 г., Кентукки – в 1976г. и не была ратифицирована штатом Теннесси. Этот перечень можно продолжить. Конечно,отказ в рассмотрении или отклонение поправки не имеют юридического значения,поскольку требуемое число ратификаций получено. В подобном поведении штатовинтересен сам факт отношения к поправкам.
Заключение.Основной закон 1787 г., принятый, как тогда считалось, на окраинецивилизованного мира, оказал большое влияние на развитие конституционализма вдругих странах и прежде всего в части идей республиканского правовогофедеративного государства, основанного на разделении властей, при которомзаконодательная власть строилась на базе «смешанной» системы бикамерализма;исполнительная — как единоличная, выборная, срочная магистратура с правомотлагательного вето; судебная — с пожизненно назначаемыми судьями и судомприсяжных.
/>/>Вместес тем прогрессивное, демократическое значение Конституции во многом умалялосьсохранением старой избирательной системы, отягченной множеством цензов,лишавших значительную, наименее состоятельную часть населения права участвоватьв легальной политической жизни: выбирать и быть избранными в органы власти иуправления. В южных штатах сохранялось рабство. В итоге введенная демократия вомногом носила элитарный характер.
1.2 Правовое положение Президента США
 
В соответствии с Конституцией СШАисполнительную власть в федерации осуществляет Президент. Назначаемые имминистры помимо управления своей отраслью исполняют роль советников Президента,составляя его кабинет с правом совещательного органа, но не являютсясамостоятельным правительством. Министры здесь лишены своего председателя(премьер-министра) – в этой роли выступает сам Президент. По обсуждаемымвопросам в кабинете Президента не требуется голосования – решения принимает самПрезидент.
Среди руководимых Президентом ведомств,встречаются и такие, которые имеют более важный статус, чем министерство,например Совет национальной безопасности, ныне руководимый Вице-президентом.Кандидатура Вице-президента предлагается кандидатом в Президенты и выбираетсяодновременно с кандидатурой Президента от соответствующей партии. Вновь избранныйВице-президент замещает в случае болезни Президента, выполняет его отдельныепоручения и постоянно председательствует в Сенате.
Президент и Вице-президент США до сихпор избираются в соответствии с Конституцией США косвенным путем – выборщикамисроком на четыре года. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентомболее двух раз подряд. Это правило распространяется и на Вице-президента.
На новых выборах Президента иВице-президента США избиратели голосуют не за кандидата, а за выборщиковПрезидента.
В соответствии с законодательством СШАкандидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет, иметь гражданство США порождению и проживать постоянно в США не менее 14 лет. Кандидат в Президентысначала выдвигается на первичных партийных выборах в первичных организациях,здесь же он избирается кандидатом от той или иной партии на национальный съездпартии. Итак, в каждом штате должно быть избрано такое количество выборщиков,которое соответствует числу конгрессменов и сенаторов, избранных от данногоштата. От округа Колумбия избираются также три выборщика (он расположен вграницах г. Вашингтона). Всего же выборщиков должно быть 538 человек. Каждыйштат составляет один избирательный округ. Обычно избирателям предлагается двасписка выборщиков от двух партий (Республиканской и Демократической).
В этом случае избиратели голосуют вцелом за тот или иной список выборщиков. При подсчете голосов используетсямажоритарная система относительного большинства.
Выборщики, после того как их выборысостоялись, голосуют за кандидатуру Президента. Выборщик формально можетголосовать за любую кандидатуру, но фактически его голосование определяется партийнойпринадлежностью. Вот почему, когда становится известно количество выборщиков отопределенной партии, фактически считается, что выборы Президента ужесостоялись, и проигравший кандидат поздравляет своего соперника. Однакоюридически выборщики еще должны проголосовать, и они делают это в столицахсвоих штатов. После этого документы пересылаются в Вашингтон, председателюСената.
По окончании подсчета результатысуммируются и оглашаются в присутствии членов Конгресса. Естественно, избраннымсчитается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков, –270.
В практике выборов Президента США дваждыскладывалась такая ситуация (в 1820 и 1824 гг.), когда ни один из кандидатов ненабрал абсолютного большинства. В этом случае в соответствии с конституционнымправом Палата представителей избирает Президента, а Сенат – Вице-президента изчисла кандидатов, получивших большинство голосов выборщиков.
В общем виде Конституция устанавливаетполномочия Президента, который обеспечивает выполнение законов и определяет полномочиявсех должностных лиц федерации. Такая формулировка позволила расширитьполномочия исполнительной власти путем применения конструкции подразумеваемых вКонституции полномочий. Одновременно Конгресс может делегировать Президенту чрезвычайныеполномочия.
В соответствии с записанными вКонституции полномочиями Президента, он представляет государство внутри страныи в международных отношениях, вправе заключать международные договоры споследующей их ратификацией Сенатом; он является главнокомандующим вооруженнымисилами и национальной гвардией.
В соответствии с законом, которыйтребует согласия Конгресса на использование американских вооруженных сил зарубежом, Президент принимает решения о ведении военных действий за пределами США.Так, американские войска по приказу Президента и с согласия Конгресса веливойну во Вьетнаме, Ливане, в 1999 г. в составе сил НАТО в социалистическойЮгославии, а в 2005 г. в Ираке.
Не имея права досрочного роспускаКонгресса, Президент имеет по отношению к нему весьма существенные полномочия.Президент обращается к нему с ежегодными посланиями – «Послания о состоянииСоюза». Они содержат изложение политических целей главы исполнительной власти;Послания рассматриваются как программа законодательной деятельности Конгресса.Из других полномочий Президента в отношении Конгресса можно выделить правоглавы государства созывать Конгресс на специальные сессии.
Юридическим средством воздействияПрезидента на Конгресс является право вето в отношении законопроектов, принятыхпоследним. Законопроект возвращается Президентом в Конгресс, который можетпреодолеть вето двумя третями голосов в каждой из палат. В президентскомарсенале есть также и «карманное вето» – разновидность обычного. Своенеодобрение акта Конгресса Президент выражает не письменным запрещением, аоставляя неподписанным законопроект до перерыва сессии Конгресса, когда такойперерыв наступает до истечения 10-дневного предусмотренного Конституцией срокадля подписания акта Президентом. В этом случае Конгресс должен снова принятьзаконопроект на следующей сессии. Одновременно Президент не обязан излагатьмотивы применения «карманного вето». В то же время некоторые Президенты оченьчасто прибегали к своему праву. Например, получивший прозвище «президент-вето»С.Г. Кливленд за два срока пребывания у власти (1885–1889 и 1893–1897 гг.)наложил вето 684 раза. Вето распространяется на весь законопроект, даже если главагосударства не согласен лишь с его отдельными положениями.
Иными словами, если Президент не хочетпромульгировать какую-либо часть законопроекта, он должен отвергнуть весь акт.Вето может быть применено к любому законопроекту, кроме вносящего изменения вКонституцию. В то же время для принятия Конгрессом поправок к Конституциитребуется две трети голосов в обеих палатах; именно столько необходимо голосови для преодоления вето Президента.
С согласия Сената Президент СШАназначает высших должностных лиц, министров, послов, судей Верховного Суда.Обычно простым большинством голосов Сенат утверждает назначения Президента.Вместе с тем бывают и случаи отказа в утверждении – главным образом, поморальным соображениям. Президент руководит огромным государственным аппаратом.Одновременно он несет ответственность за подготовку и исполнениегосударственного бюджета, по требованию (запросу) Конгресса представляет емусоответствующие документы. Он имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждениямедалями и другими знаками отличия (кроме орденов, так как их в США нет).
Весь сложный процесс деятельности главыгосударства во многом опирается на его правотворческую деятельность, котораяпроявляется в издании им указов, директив и исполнительных приказов, какправило, носящих нормативный характер.
Политической ответственности передКонгрессом Президент не несет, но он может быть отстранен им от должности впорядке импичмента, в том случае если будет признан виновным во взяточничестве,измене и других тяжких преступлениях. Палата представителей Конгрессавозбуждает эту процедуру, она же формирует обвинение, принимаемое большинствомголосов списочного состава палаты. Затем документ, содержащий обвинение,передается в Сенат, который рассматривает дело по существу подпредседательством не Вице-президента, а председателя Верховного Суда США поправилам уголовного процесса с вызовом свидетелей, экспертов, представлениемсторонами документов и т.д. и принимает решение. Это не простое решение Сенатапринимается тайным голосованием не менее 2/3 голосов от списочного числасенаторов. В решении Сената говорится только об отстранении президента отдолжности или об отказе в этом. В случае отстранения Президента, он может быть,затем привлечен к ответственности за уголовное преступление как обычное лицо. Вистории США ни один Президент в порядке импичмента не был уволен, хотя этотвопрос Сенатом рассматривался дважды – в 1868 г. (против Эндрю Джонсона) и в1999 г.
Против Президента может быть обращен игражданский иск Верховным Судом США. Так, в 1999 г. импичмент по отношению кПрезиденту Б. Клинтону не состоялся из-за нехватки голосов в Сенате, и, тем не менее,суд оштрафовал его на 90 тыс. долл. за ложь под присягой. Таков на сегодняшнийдень конституционный статус Президента США, который является главой государстваи одновременно возглавляет исполнительную власть в федерации.
Заключение.В соответствии с Конституцией США исполнительную власть осуществляет Президент.Кандидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет, иметь гражданство США порождению и проживать постоянно в США не менее 14 лет.
Президентпредставляет государство внутри страны и в международных отношениях; вправезаключать международные договоры с последующей их ратификацией Сенатом; онявляется главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардией.
Весь сложный процесс деятельности главыгосударства во многом опирается на его правотворческую деятельность, котораяпроявляется в издании им указов, директив и исполнительных приказов, как правило,носящих нормативный характер.
1.3 Правовое положение Конгресса США
 
В соответствии с Конституцией КонгрессСША состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Палатапредставителей избирается в составе 435 депутатов на два года по одномандатнымокругам, по которым, как правило, баллотируются два кандидата: от Республиканскойи Демократической партий. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два откаждого штата, обычно баллотируется список от названных партий. Однако в этомслучае действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые два года.
Сенаторы и члены Палаты представителейявляются профессиональными парламентариями, имеют свободный мандат, не могутбыть досрочно отозваны избирателями. Их депутатский иммунитет ограничен: депутатыи сенаторы пользуются неприкосновенностью только во время сессии, на пути насессию и обратно, но за тяжкие уголовные преступления, за измену и нарушениеобщественного порядка они могут быть арестованы. Депутаты пользуютсяиндемнитетом – не несут ответственность за речи и голосование в парламенте. Ониполучают парламентское вознаграждение: конгрессмены – 133 тыс. долл. в год,сенаторы – более 129 тыс. Конгрессменами здесь называются не все члены Конгресса,а только члены Палаты представителей, еще их называют представителями.
В соответствии с законодательством,каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Так, заседаниямиПалаты представителей руководит спикер, который всегда является представителем партиибольшинства; в Сенате председательствует Вице-президент.
Спикер пользуется большими полномочиями:определяет повестку дня, назначает членов согласительной комиссии приразногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты; он вправеприменять меры взыскания к депутатам и т.д. Голосует же спикер только при равенствеголосов, тогда его голос – решающий. Напротив, председатель Сената не имеетстоль существенных полномочий.
Конгресс создает из своих членовразличные комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат (по экономике,налогообложению и др.), которые координируют деятельность Конгресса в указанныхсферах; постоянные специализированные комитеты каждой из палат, в Палатепредставителей их 22: юридический, по образованию и труду, по иностранным делами др., в Сенате – 16: финансов, иностранных дел, сельского хозяйства и др.,которые работают над законопроектами, организуют парламентские слушания,контролируют деятельность администрации, министры представляют этим комитетам ежегодныеотчеты о работе их ведомств. Для преодоления разногласий между палатамисоздается временный согласительный комитет.
В настоящее время в обеих палатахКонгресса имеются партийные фракции большинства и меньшинства, возглавляемыелидерами, избранными на собраниях фракций. Кроме того, во фракциях создаютсяруководящие комитеты, которые делегируют членов фракции в те или иныеспециализированные постоянные комитеты.
Одновременно при Конгрессе действуетмножество административно-технических и вспомогательных служб, общий штаткоторых превышает 30 тыс. человек.
Обширные полномочия Конгресса вКонституции изложены в значительной мере прагматично, а иногда казуистично.Так, у Конгресса есть общие полномочия, которые могут быть реализованы при согласованномрешении обеих палат: только так может быть принят закон, поскольку обе палатыравноправны и институт преодоления вето верхней палаты нижней палатой в СШАотсутствует. При этом у каждой палаты есть свои, специальные полномочия:например, Палата представителей может возбудить импичмент против федеральных должностныхлиц, а сенат ратифицирует международные договоры.
К числу общих полномочий Конгрессаотносятся финансовые: принятие бюджета, установление и взимание налогов,пошлин, сборов на территории США, решения о займах, об уплате государственногодолга, чеканка монет, т.е. регулирование денежного обращения, определениестоимости денежных знаков США, установление наказаний за подделку ценных бумаги монет; в области экономики: обеспечение благосостояния США, установлениеединицы мер и весов, регулирование вопросов банкротства, торговли синостранными государствами и между штатами, регулирование почтовых служб,содействие развитию науки и ремесел; в области обороны: обеспечение обороныСША, объявление войны, набор армии и флота и установление правил управленияими; в области охраны общественного порядка: создание полиции для исполненияфедеральных законов, отражения вторжений и подавления мятежей; полиция вправекарать за морской разбой и тяжкие преступления в открытом море в соответствии смеждународным правом.
В Конституции США также говорится и одругих полномочиях Конгресса: издавать законы о приеме в гражданство (онатурализации), создавать подчиненные Верховному Суду федеральные суды,осуществлять исключительные законодательные полномочия для особого районаместопребывания правительства, в федеральном округе Колумбия, где находитсястолица государства – Вашингтон.
Наряду с вышеперечисленнымиполномочиями, Конституция устанавливает для Конгресса и ряд запретов:запрещается выдавать деньги из казны без соответствующего закона, присваиватьдворянские титулы, принимать законы об опале и законы с обратной силой,приостанавливать действие правила habeas corpus в мирное время; не могутвводиться налоги на предметы, вывозимые из штата; не должно оказыватьсяпредпочтение портам одного штата перед портами другого штата.
В соответствии с решениями ВерховногоСуда США Конгресс может делегировать законодательные полномочия исполнительной власти.Конгресс также вправе отменять акты делегированного законодательства решениямиобеих палат. Отмена решений, принятых одной палатой (а таких отмен было более200), по решению Верховного Суда признана неконституционной.
Работает Конгресс США в сессионномпорядке. Сессия ежегодно созывается одна и длится с перерывами в течение 7–8месяцев.
В течение всей сессии принимаются законыи резолюции, проводятся парламентские слушания и пленарные заседания, работаютпостоянные и другие комитеты, организуются дебаты по общественно значимымвопросам внутренней и внешней политики.
Из всего вышесказанного следует выделитьглавную форму деятельности Конгресса США – законодательство. И надо особо подчеркнуть,что законодательная инициатива принадлежит здесь только членам обеих палат.Чтобы ускорить процесс прохождения закона текст законопроекта обычно вносятодновременно в обе палаты члены этих палат, а отсюда двойное название некоторыхзаконов – по фамилии лиц, вносивших законопроект, например, закон Маккарэна–Вуда(закон о внутренней безопасности 1950 г.). Президент может вносить толькозаконопроект о бюджете. Однако на деле политика в области законодательстваопределяется ежегодными посланиями Президента Конгрессу, а члены парламентанередко вносят законопроекты по поручениям исполнительной власти.
При принятии законов голосование вПалате представителей происходит устно (возгласами «за» или «против»), путемвставания, бюллетенями, с помощью электронных средств (результаты определяетспикер), в Сенате – возгласами или поименным голосованием.
В США законы подразделяются на публичные– распространяющиеся на всех, и частные – индивидуального действия, обычно этоакты о натурализации отдельных лиц, об иммиграции, о выплате из казны и др.Конгресс ежегодно издает несколько тысяч законов и других актов. Как правило,законы принимаются в трех чтениях.
Так, обыкновенные законы принимаютсяпростым большинством состава обеих палат. Одновременно для принятияконституционных законов, а в США это только поправки к Конституции, требуетсядве трети голосов обеих палат Конгресса. При возникновении разногласий междупалатами создается согласительный комитет.
Согласованный им текст законопроекта неможет быть изменен палатами, но может быть полностью отвергнут. Проектсчитается отвергнутым и в том случае, когда согласительный комитет не пришел ксогласию. Обе палаты Конгресса равноправны и поэтому права вето у Сената нет, аПалата представителей не может принять закон одна.
В этом случае либо законопроектсчитается отвергнутым, либо создается новый согласительный комитет. В США нетинститутов чрезвычайных и органических законов.
Заключение.Конгресс США состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Палатапредставителей избирается в составе 435 депутатов на два года по одномандатнымокругам. Сенаторы и члены Палаты представителей являются профессиональнымипарламентариями, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваныизбирателями. Каждая из палат имеет определенные полномочия, но имеются иобщие, например финансовые. Наряду с наделенными полномочиями, устанавливаютсяи ряд запретов для Конгресса.
Конгресс США созывается ежегодно всессионном порядке. В течение всей сессии принимаются законы и резолюции,проводятся парламентские слушания и пленарные заседания, работают постоянные идругие комитеты, организуются дебаты по общественно значимым вопросам внутреннейи внешней политики. Основная функция Конгресса – законодательная.
1.4 Судебная система США
 
Представление о ныне действующейКонституции США нельзя получить и без знания основных направлений деятельностиВерховного Суда США. В США в соответствии с Конституцией и законом осудоустройстве 1789 г. существуют две судебные системы: федеральная система и судебнаясистема штатов. Они обе возглавляются верховными судами соответственнофедерации и каждого штата. Одновременно судебная система федерации состоит изтрех звеньев: Верховного Суда США апелляционных судов – 12-ти и 94-х окружныхсудов в специальных судебных округах. В федеральной системе существуют такжеспециальные суды – таможенный, налоговый, военный, по претензиям кправительству и др.
Создаются федеральные суды по решениюКонгресса, их судьи назначаются Президентом с согласия Сената пожизненно.
Окружные суды общей юрисдикциирассматривают гражданские и уголовные дела по первой инстанции с применениемфедеральных законов. Апелляционные суды, создающиеся для обслуживания от 3 до 8штатов, рассматривают жалобы на решения окружных судов, налоговых ипретензионных судов. Что касается окружных таможенных судов, то для нихсуществует специальный апелляционный суд.
Во всей судебной системе США главную рольиграет Верховный Суд США, который состоит из девяти членов, включаяпредседателя. Все они назначаются Президентом США с предварительного согласияСената. Верховный Суд США выступает как первая инстанция по делам, где сторонойявляются дипломаты иностранных государств или штат. В основном же он выступаеткак апелляционная инстанция с элементами кассации – потому что как таковойотдельный институт кассации судебной системе США неизвестен.
Верховный Суд США, помимо указанных восновном законе полномочий, с 1803 г. присвоил себе право конституционногоконтроля: объявлять соответствующими или несоответствующими Конституции илинедействительными акты Конгресса, Президента и штатов. Толкуя конституционныенормы, судьи Верховного суда, как и других судов, осуществляющих такой контрольв США, определяют судьбу правовых актов. Верховный суд США – наиболее влиятельныйорган конституционной юстиции в капиталистическом мире. Верховный Суд СШАосуществляет только судебный контроль, связанный лишь с рассмотрением конкретногосудебного дела, а не с особым иском о конституционности нормы. Начиная с
1803 г. до настоящего времени ВерховныйСуд США признал неконституционными около 130 положений законов.
Суды штатов формируются по-разному:судьи назначаются губернаторами, муниципальными властями, мэрами городов,председателями вышестоящих судов, избираются населением. Обычно муниципальнымиорганами составляется список присяжных заседателей при активном участииразличных объединений граждан, а для рассмотрения конкретного дела присяжныеопределяются по жребию.
Суды штатов могут рассматривать дела,как по федеральным законам, так и по законам штатов. При этом следует помнить,что по обычным делам последней инстанцией является Верховный суд штата, а повопросам конституционности – Верховный Суд США.
Судебная система в штатах, как правило,состоит из трех звеньев:
1) мировые судьи, которых нет нафедеральном уровне и которые называются по-разному, – это судьи по деламнесовершеннолетних, о сиротах, о наследствах, о безопасности дорожногодвижения, по трудовым спорам, иногда полицейскими судьями;
2) суды общей юрисдикции – суды графств,округов, которые одновременно являются апелляционными судами в штате;
3) верховный суд штата.
В то же время в некоторых штатахдействует только два звена, например, в штате Айдахо нет среднего звена. Такимобразом, пройдя длинный путь с момента принятия Конституции 1787 г.,политические институты США сумели без революционных потрясений, эволюционнымпутем приспособиться к меняющейся политической обстановке, в результате чегоконституционный принцип «разделения властей» ныне следует толковать не стольков свете противопоставления полномочий ветвей власти, сколько в свете усиленияих взаимозависимости и взаимодействия.
Заключение. Всоответствии с Конституцией США и законом о судоустройстве 1789 г. существуютдве судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Они обевозглавляются верховными судами соответственно федерации и каждого штата.
Судыштатов могут рассматривать дела, как по федеральным законам, так и по законамштатов.Пообычным делам последней инстанцией является Верховный суд штата, а по вопросамконституционности – Верховный Суд США.
Во всей судебной системе США главнуюроль играет Верховный Суд США.
1.5 Форма государственного (политико-территориального) устройстваСША
 
Конфедеративная форма государственногоустройства США очень рано обнаружила свою неэффективность в решении насущныхзадач, стоящих перед всеми штатами: политическая и экономическая консолидациястраны, отражение внешней угрозы в связи с явным бессилием центральной власти.
4 марта 1789 г. на свою первую сессиюсобрался первый Конгресс США, который провозгласил о вступлении в силуКонституции США. Вновь созданная федеративная республика, раскинувшаяся вдольАтлантического побережья на 2 тыс. миль, переживала трудное время: конфедерацияоставила после себя государственный долг и пустую казну; хотя таможенныепошлины были введены, не было аппарата для их сбора; аппарат исполнительнойвласти отсутствовал также, как и федеральная судебная система; армия состояла всеголишь из 672 солдат и офицеров. И это – в условиях экономического хаоса,социальных неурядиц, сепаратистских тенденций. Международная обстановка былатакже весьма сложной и чревата опасностями.
Конституция США впервые закрепилафедеративную форму территориального устройства страны: США состоят из 50 штатови федерального округа Колумбия с особым статусом, на территории которогонаходится столица страны – город Вашингтон. Национально-этнические различиясреди населения не получили отражения в государственной структуре. Конституциявесьма скупо характеризует отношения между федерацией и ее субъектами,разграничивая компетенцию между центром и штатами, а также между отдельнымиштатами.
В федеральной Конституции США немногосведений о внутреннем устройстве штатов. Национальный основной закон имеет приматпо отношению к конституциям штатов, поскольку «Конституция и законы СоединенныхШтатов, изданные в ее исполнение, равно как и договоры, которые заключены илибудут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьикаждого штата обязаны исполнять, хотя бы в Конституции и законах отдельныхштатов встречались противоречащие постановления» (см. статью VI). Основныезаконы штатов признают верховенство федеральной конституции. Так, КонституцияКалифорнии в разделе 3 статьи 1 указывает: «Штат Калифорния составляетнеотъемлемую часть Американского Союза, и Конституции Соединенных Штатовявляется высшим законом страны». В разделе 4 статьи IV Конституции США сказано,что Штаты могут принять только республиканскую форму правления.
Штаты – это государственные образования.Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют правовыхода из США. Это положение было впервые сформулировано Верховным Судом США всвязи с Гражданской войной 1861–1865 гг. Вместе с тем они принимают своиконституции, которые должны соответствовать Конституции США. Однако ониявляются более пространными по объему, да и принимались неоднократно. Штатыобладают собственным гражданством и вправе издавать свои законы. Их гражданеравноправны на территории всей федерации. Конституция США запрещает штатамвступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации, без согласия Конгрессаоблагать пошлинами импорт и экспорт, заключать политические соглашения сдругими штатами или иностранными государствами, содержать в мирное времявойска. Штаты могут заключать с другими государствами экономические соглашенияпо вопросам торговли, охраны окружающей среды и др. В настоящее время действуютболее 170 таких соглашений. С разрешения Государственного департамента(министерства иностранных дел) США они учреждают свои представительства вдругих государствах (по экономическим и культурным вопросам).
Организация государственной власти вштатах сходна со структурой федеральных органов. Так, законодательные собранияздесь, за исключением одного штата Небраска, двухпалатные, избираются на основевсеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании.
Даже названия этих палат одинаковы: палатапредставителей и сенат.
Срок их полномочий в разных штатахколеблется от двух до четырех лет, ротация в сенате, как правило, неприменяется.
Губернатор является главойисполнительной власти в штате. Он избирается, как правило, прямыми выборамисроком на 2–4 года по одномандатному округу (в пределах штата). Наряду с нимизбирается лейтенант-губернатор (заместитель). В 25 штатах они могут избиратьсятолько на 2 срока, в остальных переизбрание не ограничено. Законы подписываютсягубернатором, который в 49 штатах, кроме Северной Каролины, обладает правомотлагательного вето, которое преодолевается, как и в федерации. Вместе с тем вотличие от Президента США губернатор не назначает всю высшую администрациюштата. Многие из должностных лиц на этом уровне – атторней, казначей и др. –непосредственно избираются гражданами. Однако и в этом случае губернаторкоординирует их деятельность и в какой-то мере руководит ими.
В подавляющем большинстве штатов (кромеОрегона) губернаторы и другие гражданские чиновники могут быть подвергнутыимпичменту.
В каждом штате имеется своя судебнаявласть во главе с Верховным судом штата.
Заключение. КонституцияСША впервые закрепила федеративную форму территориального устройства страны:США состоят из 50 штатов и федерального округа Колумбия с особым статусом, натерритории которого находится столица страны – город Вашингтон.
Штаты – это государственные образования.Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют правовыхода из США.
Основные законы штатов признаютверховенство федеральной конституции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент, на который 12 штатов(кроме штата Род-Айленд) прислали 55 делегатов. Видную роль среди них игралиполитические деятели и юристы: А. Гамильтон, Дж. Вашингтон, Д. Мэдисон, Э.Рандольф, Д. Уилсон и некоторые другие. Итогом четырех месяцев тщательной ивсесторонней работы стала Конституция 1787 г., которая в своих главныхположениях функционирует и ныне. Одним из определяющих начал, положенных воснову этого документа, явилось разделение властей: на законодательную,исполнительную и судебную.
Законодательнаявласть вручалась Конгрессу, состоящему из двухпалат: сената и палаты представителей. Его важнейшей прерогативой былозаконодательство, прежде всего финансовое (бюджет, налоги и т.д.).
Исполнительнуювласть возглавлял президент, который наделялсяправомочиями главы государства и главы правительства. Как глава правительствапрезидент руководил текущим управлением страной с помощью подчиненного емугосударственного аппарата, издавал административные распоряжения, которые недолжны, однако, выходить за рамки законов.
Третьявласть была представлена судом. Общефедеральную судебную систему возглавлялВерховный суд США. По наиболее важным делам вводился суд присяжных.
/>/>Таким образом,предусматривалась конституционная система «сдержек и противовесов». Конгрессмог отклонить законопроекты, внесенные президентом, сенат — не согласиться спредложенной президентом кандидатурой на важный должностной пост. Конгрессполучил право привлечь президента к ответственности в порядке импичмента. Вэтом случае палатой представителей возбуждалось дело и формулировалосьобвинение, а сенат рассматривал дело под председательством главного судьиВерховного суда США.
Введениедвухпалатной системы (бикамерализм), обусловленное многими причинами,предполагало вместе с тем известную конкуренцию палат, предотвращаловозможность узурпации законодательной власти одной палатой.
Конституцияпредусматривала правила формирования государственных властей. Депутаты палатыпредставителей выбирались по штатам. Сенат состоял из выборных законодательнымисобраниями штатов (два сенатора от штата). Президент избирался в ходедвухстепенных выборов. Члены Верховного суда назначались президентом «по советуи с одобрения» сената.
Конституциявводила федеративное устройство. Соответственно разграничивались правомочиямежду общефедеральными властями и властями отдельных штатов.
Подчеркивалосьверховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов.
Фиксируяосновы федерации, конституция вводила «смешанную» форму правления, при которойпредставительство корпуса избирателей страны в целом стало совмещаться с равнымпредставительством штатов в сенате вне зависимости от численности населениякаждого из них. Таким образом, верхняя палата неизбежно становилась болеепоследовательным выразителем интересов штатов (особенно малонаселенных).[4]
Значение Конституции США неоднозначнодля различных периодов истории этой страны. В свой начальный период она носилаисторически прогрессивный характер, поскольку способствовала развитию новых,капиталистических производственных отношений. Ее влияние на конституционныйопыт других стран заметно до сих пор, и особенно на основные законылатиноамериканских государств (построение органов государственной власти,распределение между ними компетенции, похожая компетенция Верховного Суда,элементы федерализма). В настоящее время Конституция США выглядит какумеренно-демократический документ, по многим параметрам демократии уступающийосновным законам стран Западной Европы и других регионов современного мира. И,тем не менее, обеспечив правовую защиту механизма реализации принципа«разделения властей», а также системы «сдержек и противовесов», Конституция СШАсмогла обеспечить и свою собственную защиту, что нашло подтверждение в ее болеечем 200-летней истории.

ПРИЛОЖЕНИЕ
 
КонституцияСША 1787 года
КонгрессСША может принимать в союз новые штаты, но не вправе учреждать штаты в рамкахсуществующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии Конгресса СШАи законодательных собраний – легислатур штатов.
США – относительно централизованнаяфедерация. В соответствии с доктриной дуалистического федерализма КонституцияСША разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и сферуисключительной компетенции штатов. Со временем сфера компетенции федерации быларасширена толкованиями Верховного Суда США на основе доктрины подразумеваемых вКонституции полномочий, а доктрина дуалистического федерализма на практикедавно заменена концепцией кооперативного федерализма, т.е. сотрудничествафедерации и штатов. Зачастую, федерация в лице Президента вмешивается в делаштата, обосновывая это ссылкой на разд. 3 ст. II Конституции, где говорится,что Президент обеспечивает точное соблюдение законов. На практике было более 10случаев федерального вмешательства, в том числе, на уровне отдельных городов идаже штатов. Наиболее серьезной формой зависимости является финансовая,поскольку штаты не могут существовать без дотаций из центра. Верховный Суд СШАпризнает такое вмешательство правомерным, если в действительности есть «явная иналичная опасность».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ:
1. Всеобщаяистория государства и права: Учебник для вузов. Под ред. Проф. К. И. Бытыра. –1999. – 495 с.
2. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. — М., 1995.
3. Историягосударства и права зарубежных стран, т. 1, под ред. П. Н. Галанзы. — М., 1994.
4. СерегинА.В., Скоков А.М. История государства и права зарубежных стран: Учебноепособие. – Ростов–н./Д, 2006. – 235 с.
5. СкоковА.М. Конституционное право зарубежных стран. – Ростов-Н/Д,
 2005. – 362 с.
6. КудиновО.А.Конституционноеправо зарубежных стран: Учебно-практическое пособие / Московскийгосударственный университет экономики, статистики и информатики. — М.: МЭСИ,2003. — 238 с.
7. ЭнтинЛ.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М., 1995. – 276 с.
8. СахаровН.А. Институт президентства в современном мире. – М., 1994. – 174 с.
9. СизькоИ.А., Чепурнова Н.М.Конституционное право зарубежных стран:Учебно-практическое пособие. — М.: МЭСИ, 2007. 362 с.
10.  Конституциизарубежных стран: Сборник. / Сост. В.Н Дубровин.– М.: Юрлитинформ, 2003. – 321с.
11. ПронкинС.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебноепособие. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 287 с.