Конституция Итальянской Республики

Содержание
 
Введение
1.        ХарактеристикаКонституции Итальянской Республики
2.        Правачеловека
3.        Формаправления
4.        Формагосударственного устройства и политический режим
5.        Полномочияпрезидента
6.        Характеристиказаконодательной власти
7.        Судебнаявласть
Заключение
Списокиспользуемой литературы
 

 
Введение
 
Конститу́ция (от лат. constitutio «устройство») вформальном смысле — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государстваили государственно-территориального образования в федеративном государстве,закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данногогосударства или образования, основы правового статуса личности.
Конституция в материальном смысле —совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок ихформирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а такжепринципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. Конституциив материальном смысле принято классифицировать, в частности, на писаные инеписаные.
Писаные конституции (конституции вформальном смысле) представляют собой либо единый нормативный акт (существуют вподавляющем большинстве стран), либо совокупность нескольких конституционныхили органических законов (например, конституция Швеции, конституция Испании ). Неписаныеконституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных»по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях(характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США),конституция Великобритании). Право принятия конституции может бытьпредоставлено учредительному собранию (например, конституция Италии,конституция Индии), избирательному корпусу посредством референдума (конституцияФранции, конституция Турции) или главе государства (конституция Ирана,конституция Афганистана). Последняя категория называется октроированными («дарованными»)конституциями.
Темой же данного реферата являетсяКонституция Итальянской Республики. Далее мы рассмотрим основные ееособенности.

 
1.        Характеристика Конституции Итальянской Республики
Конституция ИтальянскойРеспублики принята в 1947 году Учредительным собранием,вступила в силу 1 января 1948 года. Состоит из основных принципов (статьи 1—12)и двух частей. В целом насчитывает 134 статей (изначально 139, 5 исключены).Также к конституции приложены переходные и заключительные положения. Изменялась15 раз. Устанавливает парламентскую республику, признаёт Латеранские соглашениякак основу особых отношений с римско-католической церковью.
Порядок измененияКонституции. Поправки могут быть приняты приголосовании обеих палат парламента. Если поправки хотя бы в одной палатепринимаются большинством менее двух третей, поправкимогут быть вынесены для утверждения на референдум. Не подлежит изменениюреспубликанское устройство государства.
Конституция Итальянской Республикиустанавливает, что это парламентская республика. Парла́ментскаяреспу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользупарламента. В парламентской республике правительство отвечает только передпарламентом, а не перед президентом. При такой форме правления правительствоформируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте.Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентскогобольшинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либоуходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламентаи назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах,отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия,Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системедемократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуютне за кандидата, а за партию.

 
2.        Права человека
 
Свобода личности ненарушима.
Задержание, осмотр или обыск, а равнокакое-либо другое ограничение личной свободы в какой бы то ни было форме недопускаются, иначе как на основании мотивированного акта судебной власти итолько в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Жилище неприкосновенно.
Осмотры, обыски и наложение ареста наимущество не могут производиться иначе, как в случае и в порядке, установленныхзаконом, в соответствии с гарантиями, предусмотренными для охраны личнойсвободы.
Свобода и тайна переписки и всехдругих видов связи ненарушимы. Ограничение их может иметь место лишь в силумотивированного акта судебной власти с соблюдением гарантий, установленныхзаконами.
Каждый гражданин может свободнопередвигаться и проживать в любой части национальной территории, с темиограничениями общего характера, которые устанавливаются законом в интересахохраны здоровья и общественной безопасности.
Все имеют право исповедовать своирелигиозные верования в любой форме.
Все имеют право свободно выражатьсвои мысли устно, письменно и любым иным способом их распространения.
Печать не может подлежать разрешению илицензуре.
Никто не может быть лишен пополитическим. мотивам своей право- и дееспособности, гражданства, своегоимени.
Все могут в судебном порядке действоватьдля защиты своих прав и законных интересов.
Выдача гражданина можетсостояться только в случаях, точно предусмотренных международными соглашениями.
Уголовная ответственность имеетличный характер.
Обвиняемый не считается виновным впредьдо окончательного осуждения.
3.        Форма правления
Конституция Итальянской Республикиустанавливает, что Италия — парламентская республика. Парла́ментскаяреспу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользупарламента. В парламентской республике правительство отвечает только передпарламентом, а не перед президентом.
При такой форме правления правительствоформируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте.Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентскогобольшинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либоуходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламентаи назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах,отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия,Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системедемократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуютне за кандидата, а за партию.
Глава государства — Президент Италии.
Исполнительную власть и Правительствовозглавляет Председатель Совета министров Италии.
Законодательная власть — Двухпалатный парламентИталии избираемый на 5 лет.
Палата депутатов Италии — 630 членов.
Сенат Италии — 315 членов.
Ведущие политические партии — Левыедемократы, Демократический союз, Итальянская народная партия, Объединенныехристианские демократы, «Народ свободы», Лига Севера. Партии объединеныв коалиции — правая (Народ свободы, ХДП, Лига Севера), и левую (ДПЛС, СП,Народная партия, экологисты).
4.        Форма государственногоустройства и политический режим
 
Форма государственного устройства– унитарное государство. Это значит, что Италия является единым государственнымобразованием. На всей территории действует единая Конституция и системазаконодательство.
Политический режим. Италия— демократическаяРеспублика, основывающаяся на труде. Суверенитет принадлежит народу, которыйосуществляет его в формах и в границах, установленных Конституцией.
Республика признает и гарантируетнеотъемлемые права человека — как отдельной личности, так и в социальныхобразованиях, в которых проявляется эта личность, и требует выполнениянеотъемлемых обязанностей, вытекающих из политической, экономической исоциальной солидарности.
Все граждане имеют одинаковоеобщественное достоинство и равны перед законом без различия пола, расы, языка,религии, политических убеждений, личного и социального положения. ЗадачаРеспублики — устранять препятствия экономического и социального порядка,которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полномуразвитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся вполитической, экономической и социальной организации страны.
Правопорядок Италии согласуется собщепризнанными нормами международного права. Правовое положение иностранцеврегулируется законом в соответствии с международными обычаями и договорами.

5.        Полномочия президента
 
Полномочия президента. Вконституции перечислены все полномочия президента. К компетенции главыгосударства относятся следующие вопросы:
— Может направлять палатам послания.
— Назначает выборы палат Парламента иопределяет день их первого заседания.
— Санкционирует представление палатамправительственные законопроекты.
— Подписывает законы, издает декреты,имеющие силу закона, и постановления. (Акты президента Италии не действительны,если он не контрассигнован предложившими его министрами, которые за этот актответственны, а акты, имеющие силу закона, и другие указанные в законе актыконтрассигнуются также председателем Совета министров).
— Назначает народный референдум вслучаях, предусмотренных конституцией.
— Назначает в случаях, указанныхзаконом, должностных лиц государства.
— Аккредитует и принимаетдипломатических представителей.
— Ратифицирует международные договоры, всоответствующих случаях — с предварительного разрешения палат Парламента.
Президента избирает специальная коллегиявыборщиков, состоящая из сенаторов и депутатов Парламента, заседающих вместе спредставителями провинций. В выборах участвуют по три делегата от каждойобласти, избираемых областным советом с обеспечением представительстваменьшинства. Область Валле-д’Аоста имеет одного делегата.
В первых трёх турах голосованиятребуется не менее 2/3 голосов для избрания кандидата. Если президент не избранв течение трёх туров, в последующих требуется простое большинство голосов (50%+ 1 голос).
За тридцать дней до истечения этогосрока председатель Палаты депутатов созывает Парламент и делегатов от областейна совместное заседание для избрания нового президента республики.
Если палаты распущены или когда доистечения их полномочий остается меньше трех месяцев, выборы проводятся втечение пятнадцати дней после созыва новых палат. На это время продлеваютсяполномочия президента, находящегося в должности.
Если президент Италии не может исполнятьсвои обязанности, то его полномочия переходят к председателю Сената.
Президент вступает в должность послепринятия Присяги.
6.        Характеристиказаконодательной власти
 
Парламент Италии (итал. Parlamento Italiano) — национальный парламент Италии,двухпалатный законодательный орган, в который входят 945 избранныхпарламентариев (parlamentari).
Состав:
Палата депутатов Италии — включает 630депутатов (deputati).
Сенат Италии — включает 315сенаторов (senatori). Формально палаты равны по своему статусу.
Выборы. С 2005 года для обеихпалат используется пропорциональная система голосования. Большинство получаеткоалиция, добившаяся победы на национальном (в Палате депутатов) и региональном(в Сенате) уровнях. Парламент избирается сроком на пять лет.
Полномочия парламента. Вполномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль заправительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку онразрабатывает и принимает бюджет государства, определяет путисоциально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также обороннойполитики государства.

 
7.        Судебная власть
Судебные функции осуществляютсяординарными судьями, должности которых учреждены и деятельность которыхрегулируется законом о судоустройстве.
Не могут учреждаться должностичрезвычайных или специальных судей. Могут учреждаться лишь специальныеотделения по определенным категориям дел при обыкновенных судебных органах, прикоторых могут участвовать граждане, не принадлежащие к магистратуре, нопризываемые к отправлению правосудия.
Закон регулирует случаи и формы прямогоучастия народа в отправлении правосудия.
Магистратура образует автономное инезависимое от всякой другой власти сословие.
В Высшем совете магистратурыпредседательствует Президент Республики.
Первый председатель и генеральныйпрокурор Кассационного суда по праву входят в состав совета.
Две трети остальных членов избираютсявсеми ординарными судьями из числа лиц, принадлежащих к разным категорияммагистратуры, а одна треть — Парламентом на совместном заседании палат из числаординарных профессоров права университетов и из адвокатов, имеющих не менее,чем пятнадцатилетний стаж.
Совет избирает вице-председателя изчленов, избранных Парламентом.
Выборные члены совета остаются вдолжности четыре года и. не могут быть непосредственно затем вновь избраны.
Они не могут, оставаясь в должности,быть включенными в кадровые списки по своей профессии, а также быть членамиПарламента или областного совета.
Магистраты несменяемы. Они не могут бытьни уволены или временно отстранены от должности, ни назначены на другиесудебные или иные должности иначе, как на основании решения Высшего советамагистратуры, принятого на основе и с гарантиями на защиту, установленнымизаконом о судоустройстве, или с согласия самих судей.
Министр юстиции правомочен возбуждатьдисциплинарное производство.
Магистраты различаются между собойтолько по выполняемым ими функциям.
Прокуратура пользуется гарантиями,установленными для нее законом о судоустройстве.

Заключение
 
Таким образом, из всего вышесказанногоможно сделать вывод о том, что согласно Конституции, Итальянская Республикапризнает и гарантирует неотъемлемые права человека — как отдельной личности,так и в социальных образованиях, в которых проявляется эта личность, и требуетвыполнения неотъемлемых обязанностей, вытекающих из политической, экономическойи социальной солидарности.
Все граждане имеют одинаковоеобщественное достоинство и равны перед законом без различия пола, расы, языка,религии, политических убеждений, личного и социального положения. ЗадачаРеспублики — устранять препятствия экономического и социального порядка,которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полномуразвитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся вполитической, экономической и социальной организации страны.
Правопорядок Италии согласуется собщепризнанными нормами международного права. Правовое положение иностранцеврегулируется законом в соответствии с международными обычаями и договорами.

Списокиспользуемой литературы
 
1.        Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник длявузов.2-е изданиеперераб. и доп., М.: Проспект, 2008.-621с.
2.        Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. М.:Волтес Клувер, 2006.-345с.
3.        Маклаков В.В. Конституции зарубежных стран, М.: Волтес Клувер, 2003.-624с.