Лекция по институциональной экономике
Международный менеджмент
V курс
Конституция командной экономики и рынка
Введение
Основным элементом институциональнойсреды, в которой люди осуществляют свой выбор, являются нормы. Норма — «предписание определенного поведения, обязательное для выполнения и имеющеесвоей функцией поддержание порядка» в системе взаимодействий. Например, воФранции не принято приходить в гости точно в назначенное время, но это отнюдь несвидетельствует о необязательности французов: нормой является небольшое опоздание(5-15 мин), и отношения между хозяевами и приглашенными строятся на основе ее выполнения.Норма — базовый регулятор взаимодействуй людей. Нормой определяется,как должен себя вести индивид в различных ситуациях, при этом выполнение предписанияносит добровольный характер либо основывается на санкциях (социальных, экономических,юридических).
Остановимся более подробно на структуренормы и на том, как норма влияет на поведение людей. Элементы, из которых конструируютсянормы, таковы:
атрибуты, они определяют группу людей,на которую распространяется норма;
фактор долженствования (может, долженили не должен);
цель;
условия, при которых действует норма;
санкции. Санкции бывают юридическими,фиксируемыми в нормах права, и социальными.
Нормы структурируют взаимоотношенияиндивидов, обеспечивая координацию их деятельности. Именно существование норм являетсяглавной гарантией устойчивости взаимодействий и предсказуемости.
Норма становится главным связующимзвеном между микро- и макроуровнями. Индивид, выбирая ту или иную норму для пониманияконтрагента и согласования с ним своих действий, в то же время обеспечивает стабильностьсистемы в целом.
Например, рыночная система стабильнаи способна к воспроизводству лишь в той мере, в какой индивиды используют в своемповседневном экономическом поведении те нормы, на которых она основывается. Переходот сделок между индивидами, преследующими свои частные интересы, к макроэкономическимпроцессам осуществляется через нормы рыночного поведения.
Прежде чем обратится к анализу норм,образующих институт рынка, рассмотрим нормы, лежавшие в основе прямо противоположнойэкономической системы, командной экономики или экономики дефицита.
Командная экономика — форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся вгосударственной собственности и распределяются правительством. Правительство обязываетотдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическимпланированием. Командная экономика характеризуется высоким уровнем централизациифункций руководства экономикой и применением директивных методов управления. Такойтип экономики главенствовал в СССР.
Признаки Командной экономики:
государство жестко регулирует производство,обмен, распределение продукции;
используются административные методыприказов, товаропроизводственных требований;
устанавливаются четкие планы по производствутой или иной продукции, оказанию услуг;
низкое качество произведенной продукции;
государство полностью регулируетэкономику.
Несмотря на наличие хроническогодефицита, т.е. нехватки ресурсов, командная экономика, тем не менее, характеризоваласьвнутренней стабильностью и способностью к самовоспроизводству. Парадоксально, нодефицит тоже может быть нормальным состоянием системы, когда его уровеньстабилизируется на определенном уровне и экономические агенты приспосабливаютсяк этому уровню. В этом случае речь идет о нормальном дефиците. Аналогичнымобразом Я. Корнай говорит о нормальной длине очереди, нормальных запасах ресурсови готовой продукции, нормальной напряженности плана и т.д. Иными словами, не тольковсеобщее равновесие по Вальрасу может описывать устойчивое состояние экономическойсистемы, система способна стабилизироваться даже в неравновесном состоянии, еслипоследнее нормально. От каких же норм производны эти нормальные состояниякомандной экономики?
1. Конституция командной экономики1.1 Утилитаризм
Вряд ли можно говорить о господственормы утилитаризма как максимизации индивидом своей полезности. Точнее,распространение потребительской культуры (идеал которой был отражен в триаде«квартира — машина — дача») и стремление обеспечить комфортные условияжизни характеризовали и советское общество образца 70-80-х годов, эти тенденциипринимали специфические формы.
Во-первых, главным ресурсом, используемымдля достижения определенного уровня потребления, был не производительный труд, адоступ к редким (дефицитным) ресурсам тех, кто его имел: работников сферы торговли;профессиональных категорий, совершающих частные поездки за рубеж; работников бюрократическогоаппарата; работников железнодорожного и авиационного транспорта. Поэтому если нормаутилитаризма и существовала, то в простой форме, как стремление индивидаувеличить полезность вне связи с его продуктивной деятельностью.
Во-вторых, стремление увеличить полезностьв условиях дефицита ограничивалось высокими психологическими издержками и стрессами,связанными с необходимостью стоять в очереди, нервозностью, суетой, конфликтами.В этой связи Я. Корнай предлагает рассматривать понятие «границы терпения»в качестве одной из основных характеристик системы. Граница терпения понимаетсяздесь как тот уровень концентрации конфликтов и напряжения, после которого экономическиеагенты начинают жаловаться и проявлять недовольство. Две указанные причины позволяютвыделить в качестве первой нормы командной экономики простой и ограниченныйутилитаризм.
1.2 Рациональное действие
Рациональное действиетоже являлось элементом системы норм командной экономики, но, как и утилитаризм,в специфической форме. Речь идет о неполной рациональности, связанной в первую очередьс ограниченностью и неполнотой информации — информация тоже была дефицитным ресурсом.В условиях несвободного ценообразования и дефицитности ресурсов экономические агентыдолжны дополнять информацию, содержащуюся в ценах, сигналами в неценовой форме- о величине запасов, длине очереди и т.д. А получение информации в натуральныхпоказателях всегда связано с высокими издержками по ее сбору. В результате в системевозникает «трение», т.е. запаздывание в согласовании позиций продавцови покупателей. Трение принимает формы ошибок в прогнозах, неинформированности заинтересованноголица о положении и намерениях других субъектов, неустойчивости намерений заинтересованноголица при принятии решений, негибкости в приспособлении к изменяющимся условиям.Кроме того, неполнота рационального действия связана с тем, что экономический агентсвободен только в выборе средств для достижения заданных ему извне целей. Цели заданыидеологией, а партийный аппарат служил преобразованию идеологических установок вконкретные административные и хозяйственные задачи, принимавшие форму плановых заданий.Иными словами, действие экономических агентов в командной экономике ценностно-рациональное.
1.3 Норма доверия
Норма доверия существовалав двух формах: как доверие кгосударству и как доверие на микроуровне, ограниченноекругомхорошо знающих друг друга лиц. Без доверия к государству нельзябыло обойтись по причине опосредованности любой значимойсделки обращениемв государственный орган: партийный, плановый, снабженческий. В этих условияхсовершенно излишнедоверять непосредственному контрагенту, государство вкачестветретьей стороны гарантировало выполнение условий сделки.Однакодоверие на микроуровне все же существовало, но в максимально персонифицированнойформе. Это утверждение верно как вотношении домашних хозяйств, так ив отношении предприятий.Для описания перенесения центра тяжести в социальнойи экономическойжизни домашнего хозяйства на семейно-родственныеструктуры,друзей и знакомых был предложен термин «приватизация». Например,взаимодействие осуществляется не со специалистом(врачом, парикмахером) вообще,а со знакомым врачом илипарикмахером. Причем «важность дружеских связейпрямо пропорциональнастепени недоступности товаров и услуг и обратнопропорциональна возможности приобретения дефицитных товарови услуг заденьги»9. Аналогичный процесс наблюдался и вповедении предприятий.Каждое из них имело устойчивый кругпартнеров, причем между руководителямитаких предприятийустанавливались доверительные отношения на личностном уровне.Речь идет о корпоративных отношениях между директорами, построенных наоснове четких принципов взаимной помощи ивзаимного доверия.1.4 Соглашение о взаимном оказании услуг
Следующую базовую норму команднойэкономики можно определитькак “ты — мне, я — тебе”, илисоглашение о взаимном оказании услуг. Распространенный вариант получениядефицитногоресурса заключался в следующем: «Потребитель и поставщиквремя от времени меняются ролями — сегодня я выручу тебясталью, завтраты поможешь мне с болтами». Использованиенормы «ты — мне, я — тебе» предполагает способность индивидавстать на точку зрения контрагента,но не любого, а конкретногои постоянного. Нетрудно убедиться, что именнотакая нормалежит в основе любой бартерной сделки. Даже тот факт, чтобартерный обмен может осуществляться по цепочке, не позволяетэтой нормелишиться локального и ограниченного кругом лицхарактера.
1.5 Норма легализма
Норма легализма — добровольноеподчинение закону.Несмотря на кажущуюся подконтрольность государству любоговзаимодействия закон далеко не всесилен в рамках команднойэкономики.Во-первых, сами законы не имеют абсолютного характера, а подчинены интересамбюрократии, в первую очередь — партийной. «Партийные решения де-факто обладалисилой закона», хотя формальных оснований для подобной трансформациинебыло. Даже провозглашенная де-юре общенародная формасобственностине имела ничего общего с формой собственностиде-факто, а именно с собственностьюбюрократических органов-«контор» (министерств и ведомств). Подобный произволбюрократиине мог не сказываться на отношении к закону обычныхграждан.Их повседневное поведение характеризовало «двоемыслие»: публично демонстрируемаяприверженность принятым вобществе нормам и законам, которая может не соответствоватьвнутренним убеждениям и даже вступать в противоречие с реальнымповедениемлюдей. Иными словами, поведение экономическихсубъектов в командной экономикехарактеризовала нормапровозглашаемого легализма.
Теперь мы можем приступить к анализуконституции рынка, совокупности взаимообусловленных норм поведения, делающихвозможным совершение сделок на рынке и достижение равновесияна нем.В отличие от норм командной экономики, которыестабилизировали неравновесноесостояние системы, результатомиспользования рыночных норм является стабильноеравновесиена рынке, в идеале — стабильное равновесие на всех рынках(модель всеобщего равновесия Вальраса-Эрроу-Дебре).
2. Конституция рынка
Развитые рыночные институты экономическогообмена предполагают соблюдение таких общепринятых норм социального поведения, какнормы взаимного доверия, симпатии, эмпатии, утилитаризма и интерпретативной рациональности.2.1 Утилитаризм
Первая норма, заложенная в рыночной конституции, — сложныйутилитаризм. Она предполагает не только ориентацию индивида на максимизациюсвоей полезности, но и осознание им связи между получаемой полезностью и своей продуктивнойдеятельностью, т.е. норма сложного утилитаризма исключает несоответствие между уровнемпотребностей и продуктивной деятельностью индивидов. Подобное несоответствие частолежит в основе «революций неадекватных ожиданий», возникающих при распространениивысоких потребительских стандартов среди населения стран, не обладающих высокимпроизводственным потенциалом и высокой производительностью труда. В этой ситуациивосприятие нового стандарта потребления, происходящее в основном через средствамассовой информации, не затрагивает господствующую в обществе модель продуктивнойдеятельности.
Простой утилитаризм предполагает превращение при наличии благоприятныхусловий максимизации полезности в поиск ренты. Всякое отклонение от ситуации совершеннойконкуренции, установление ограничений на обмен (тарифов, квот) обращают усилия простогоутилитариста на поиск ренты, или, иначе, на непродуктивную максимизацию прибыли.Альтернативой является именно сложный утилитаризм как нормативно-ценностное ограничениестремления индивида максимизировать ренту, признание индивидом допустимости получатьвыигрыш только за счет собственной деятельности, а не в ущерб другим.
Утилитаризм:
простой — стремление индивида максимизировать свою полезностьвне связи со своей продуктивной деятельностью;
сложный — максимизация индивидом своей полезности на основепродуктивной деятельности.
2.2 Целерациональное действие
Если норма утилитаризма задает целевую функцию индивида, то нормацелерациональной деятельности конкретизирует ее, связывая максимизацию полезностис решением конкретных задач.
Целерациональное поведение предполагает использованиеиндивидом определенного поведения предметов внешнего мира и людей в качестве«условий» и «средств» для достижения своей рационально поставленнойи продуманной цели. В условиях неполноты информации и ограниченности когнитивныхспособностей по ее обработке (т.е. неполной рациональности) целерациональное поведениепревращается в манипулирование индивидом, обладающим большей информацией, своимконтрагентом. Таким способом индивид стремится превратить окружающих в средствадля достижения своей цели — максимизации полезности.
Классическими примерами использования асимметричности информацииодними агентами в ущерб другим являются рынок подержанных автомобилей («лимонов»)и страхование, связанное с ситуацией «морального риска». Подобное поведениеполучило название оппортунизма, «преследования личного интереса с использованиемковарства, обмана в явной или более тонкой форме». Гарантии против превращенияцелерационального поведения в оппортунизм могут быть либо структурного характера,либо формально — правового:
полнота информации, которой располагают все участники обмена,и их совершенные когнитивные способности;
использование специальных процедур при заключении контракта.2.3 Доверие
Одна из предпосылок целерационального действия заключается вформировании соответствующих действительности ожиданий относительно поведения предметовокружающего мира и людей, в предсказуемости деятельности. Соответствие действийконтрагента ожиданиям становится особенно важным в тех ситуациях, когда риск принимаемыхиндивидом решений определен действиями контрагента. Модели теории игр служат лучшейиллюстрацией сказанному: выбор игроком той или иной стратегии зависит от действийдругого игрока. В условиях взаимозависимости целерациональное действие возможнолишь при наличии доверия в качестве нормы, регулирующей отношения между индивидами.
Доверие заключаетсяв «ожидании определенных действий окружающих, которые влияют на выбор индивида,когда индивид должен начать действовать до того, как станут известными действияокружающих». Подчеркнем связь сделок на рынке с доверием в деперсонифицированнойформе, так как круг участников сделок не должен быть ограничен лично знакомымилюдьми.
Расчетные данные о минимально необходимомуровне доверия подтверждаются эмпирически. Так, уровень деперсонифицированного доверияв странах с развитой рыночной экономикой, измеренный с помощью ответа на вопрос:«Исходя из Вашего личного опыта, считаете ли Вы, что окружающим людям можнодоверять?», составлял 94% в Дании, 90 — в ФРГ, 88 — в Великобритании, 84 — во Франции, 72 — на севере Италии и 65% — на юге. Показателен низкий уровень доверияна юге Италии, где традиционно сильна мафия. Не случайно один из исследователеймафии — Д. Гамбетта объясняет ее возникновение критически низким уровнем доверияв южных регионах Италии и, следовательно, потребностью в заменителе доверия, принимающегоформу вмешательства «третьей стороны», которой доверяют оба участникасделки.2.4 Эмпатия
Одним из условий функционированиярынка на основе доверия в деперсонифицированной форме является наличие в конституциирынка еще одной нормы, эмпатии. Индивид действует на основеэмпатии, когда он ставит себя на место контрагента и пытается понять его ощущения,интересы и намерения. Доступность для понимания и предсказуемость действий контрагентапозволяют индивиду доверять ему. Здесь следует разделять, с одной стороны, желаниепонять ощущения другого на основе аффекта, личной привязанности и симпатии и, сдругой стороны, эмпатию как элемент целерационального действия.
В первом случае речь идет о психологическомфеномене, который по определению ограничен узким кругом близко знакомых лиц. В последнемже случае индивид пытается встать на лишенную эмоциональной окраски позицию контрагента:продавца, покупателя, кредитора, любого другого субъекта рыночных отношений. Поэтомуважен не факт личного знакомства, а факт зависимости индивида в достижении его собственныхцелей от позиции контрагентов.
Например, в основе стратегии маркетингатовара или услуги лежит попытка производителя определить отношение к его продукциипотенциального покупателя, попытка увидеть ее глазами покупателя.
2.5 Свобода
Эмпатия, не ограниченная определеннымкругом лиц, связана с получением индивидом свободы в своих действиях.
Деятельность человека тем свободнее,чем лучше он понимает и предсказывает действия окружающих — последние превращаютсяиз препятствий достижению рационально поставленных целей в условия успеха.«Чем человек активнее, чем большее количество внешних тел он вовлекает в своюдеятельность, тем больше мера его свободы, ибо чем лучше он знает природу внешнихтел, тем умнее (а стало быть, и успешнее) он с ними действует, тем меньше он испытываетих неодолимое сопротивление». Такой акцент позволяет четко отличить свободув негативном смысле, как независимость поведения индивида от намерений и желанийокружающих, от свободы в позитивном смысле, являющейся элементом конституциирынка.
Свобода в позитивномсмысле заключается не в отрицании влияния окружающих на поведение индивида, а врасчете только на самого себя при сознательном использовании этого влияния в своихцелях. Именно такова основная норма поведения предпринимателей, полностью сделавшихсвой бизнес своими руками. Примером качественного различия между двумя смысламинормы свободы из украинской и российской практики стала ориентация части предпринимателейна рубеже 80-90-х годов на борьбу за самостоятельность и независимость тогда ещегосударственных предприятий (от министерств, от местных властей, от государствав целом), а другой части — на создание бизнеса своими руками. Впрочем, тот же самыйдуализм наблюдался и при создании банков, торговых фирм и т.д.2.6 Легализм и уважение права собственности
Наконец, норма легализма, отражающаяуважение к законам и готовность добровольно подчиняться им. Легализм важен не толькос точки зрения выполнения обязательств по отношению к одному из субъектов рынка,государству, т.е. с точки зрения построения взаимоотношений индивида и государствана основе пяти проанализированных выше норм.
Легализм является главнойпредпосылкой выхода этих норм за локальные рамки и их распространения на неограниченноетерриториально или фактом личного знакомства число потенциальных участников сделокна рынке. Например, доверие между участниками сделки поддерживается эффективнойзащитой прав сторон государством. В свою очередь, наличие четко зафиксированныхгосударством прав собственности облегчает взаимное понимание интересов и намеренийсторонами сделки, т.е. существование эмпатии между ними.
Заключение
Подвести итог о конституции рынкаи командной экономики можно с помощью табл.1.1.
Таблица 1.1Конституция рынка Конституция командной экономики Сложный утилитаризм Простой и ограниченный утилитаризм Целерациональное действие Ценностно-рациональное действие Деперсонифицированное доверие Персонифицированное доверие Эмпатия «Ты — мне, я — тебе» Свобода в позитивном смысле /> Легализм (добровольное подчинение закону) Провозглашаемый легализм (двоемыслие)