Конституция Республики Беларусь

Конституция Республики Беларусь какисторический источник

Содержание
Введение
1.  Понятие исущность Конституции
2.  Конституционноеразвитие Республики Беларусь
2.1. Первые Конституции БССР
2.2. Конституция Республики Беларусь 1994 года
3. Историческое значение Конституции
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Практически во всех современных государствах (независимо от формыгосударственного устройства и господствующей политической идеологии) существуютконституции. Но наличие в государстве конституции еще не позволяетотождествлять его с «конституционным государством» в современном смысле.Конституционность государства отнюдь не исчерпывается тем, что в нем существуетнекий основной закон, возможно, закрепляющий определенный компромисс социально-политическихсил, устанавливающий то или иное государственное устройство и компетенциюорганов власти. Конституционность не исчерпывается и тем, что этот основной законобладает реальным практическим действием, верховенством по отношению к основнымзаконам и может быть изменен лишь путем особой законотворческой процедуры. Этонеобходимые, но не достаточные признаки конституционной государственности. Всовременном смысле конституционность государства — это прежде всего егосвязанность правом, а конституция — в первую очередь декларация прав человека игражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее осуществление. Иначе говоря,конституция — надлежащая форма основополагающего узаконения правового характераорганизации и функционирования власти в ее отношениях с субъектами гражданскогообщества.
На заре ХХ века под Конституцией понималась совокупность правоположений,определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению ихфункций, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивидапо отношению к государственной власти. Именно Конституция в юридически значимойформе устанавливает те цели и принципы организации и жизнедеятельности, которыеобщество перед собой ставит. Это основной закон, регулирующий на демократическойи гуманной основе отношения, вытекающие из организации и деятельностигосударственной власти, закрепляющий консенсус интересов, их разграничение, соединение,сплачивающий все население страны в единый народ — носитель власти, в единоеобщество, которому подчиняется само государство.
Современную Конституцию можно охарактеризовать следующим образом. Этонаивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институтыи нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулированиякачественных общественных связей и отношений государственной власти. Она — первоенеобходимое условие и центральный институт конституционного государства, сводящийв целостную систему его иные свойства.
В условиях разнообразия мнений по поводу исторической ценностиКонституции, разразившейся полемики о необходимости критического подхода канализу ее норм, на задний план отходит тот факт, что конституция являетсяследствием произошедших в стране социально-экономических и политическихперемен. Следовательно, даже исходя только из этого положения можно утверждать,что любая Конституция является историческим памятником своего времени, о чемсвидетельствует немаловажная роль в формировании общественного мнения о странепо положениям конституции
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научнойразработанности проблемы.
Предметом исследования курсовой работы являются теоретические положения,высказанные различными учеными и юристами.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходеобучения знаний и изучения научной и исторической литературы, правильно иобъективно раскрыть сущность Конституции Республики Беларусь, ее роли какисторического источника.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том,чтобы:
— раскрыть сущность и содержание понятия Конституции;
— определить процесс конституционного развития в Республике Беларусь;
— установить взаимосвязь исторических процессов в государстве с моментомпринятия новой Конституции и на основе этого выделить ее историческое значение.
Объектом анализа настоящей работыявляются теоретическая база, разработанная ведущими современными учеными-правоведамиРеспублики Беларусь и Российской Федерации.
Методологической основой исследованияявляется диалектический метод. В ходе исследования использовались обще – ичастнонаучные, а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа исинтеза, индукции и дедукции. К специальному методу, использованному в работе,следует отнести формально-юридический и исторический метод.
Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотретьсущность Конституции как Основного Закона, определить ее роль в процессе изученияистории конкретного государства.

1. Понятие и сущностьКонституции
 
Слово«конституция» происходит от латинского constitutio – установление, строение.
Внастоящее время в юридической литературе приводится много определенийконституции, в основе которых берется регулируемый конституцией предмет, атакже ее место в системе правовых актов государства.
Своимпроисхождением конституции обязаны приходу к власти буржуазии, точнее говоря —ее выходу на политическую арену в борьбе с феодализмом. В такой стране, какАнглия, где буржуазные преобразования начались ранее, чем в других странах,значительно раньше, чем в этих странах были приняты документы конституционногохарактера, например Орудие управления 1653г., Акт о лучшем обеспечении свободыподданного и предупреждении заточения за морями 1679г. и др. Но первые писаныеконституции в современном понимании были приняты в США в 1787 г. и во Франции и Польше в 1791г.
Всоответствии с концепциями конституционализма, теориями разделения властей иестественных прав человека цель принятия конституции заключалась в том, чтобыустановить пределы осуществления государственной власти, ограничить ееопределенными рамками, не допустить произвола при ее осуществлении как вотношениях отдельных ветвей власти друг с другом, так и по отношению кчеловеческой личности. На это указывал еще проф. А. Д. Градовский. Он писал:«Основным и общим признаком конституционных форм является то, что можноназвать самоограничением государственной власти, в силу чего эта власть неявляется абсолютною, в чьих бы руках она ни находилась, в руках народаили монарха с народным правительством». Об этом же говорят и современныезарубежные ученые. Так, Бирд в своей книге «Американское правление»(1949. С. 9) определял конституцию как документ, устанавливающий пределыуправления, предписывающий его полномочия и определяющий свободы лиц и граждан.Таким образом, принятие конституций было, бесспорно, прогрессивным актом.[1]
Содержаниеконституций позволяет говорить о многих из них как об основе всей правовойсистемы государства, поскольку ряд их норм являются основополагающими дляразличных отраслей права: не только конституционного, но и административного,финансового, гражданского, трудового и др.
Значениеконституции как основного закона государства придает ей характер документа,обладающего высшей юридической силой, занимающего верхнюю ступеньку в иерархииправовых актов. Все другие нормативные акты не должны противоречить ей,издаются в дополнение и развитие конституции. Акты, противоречащие нормамосновного закона и провозглашенным в нем принципам, не должны применяться, ипри наличии специального органа конституционного надзора признаются имнедействительными целиком либо в той их части, в которой имеет место указанноепротиворечие.
Наиболееобщим определением конституции, на мой взгляд может выступить определение,высказанное Василевичем Г.А.: Конституция – это основной закон государства,закрепляющий организацию государственной власти и определяющий еевзаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами).[2]
В чистоформальном значении конституцию можно определить, как акт (совокупность актов)обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствуетдругое название – Основной Закон. Ранее предыдущие Конституции нашегогосударства имели это второе (сопутствующее) название. Сейчас определениеКонституции Республики Беларусь как Основного Закона содержится лишь впреамбуле.
Однакодля определения Конституции чисто формальной констатации ее основополагающегозначения, как акта высшей юридической силы, недостаточно. Ведь само по себепридание ей такого (формального значения) должно быть предопределено еематериальным содержанием, т.е. значимостью тех общественных отношений, которыепопадут в орбиту конституционного регулирования. Все современные конституции поменьшей мере закрепляют два важных аспекта – 1)провозглашение и гарантированиеправ и свобод человека и гражданина; 2) организацию государственной власти, ачасто и определяют основы конституционного строя, форму государственногоправления и государственное устройство.
Определениесущности Конституции имеет важное значение для понимания этого документа,выявление тех целей, к достижению которых должно стремиться общество игосударство.
Подавляющеебольшинство зарубежных юристов-государствоведов ограничиваются примерно такимформально-юридическим определением конституции, но с учетом ее содержания всоответствующей стране. Сказанное относится к юристам как старого, так и новогопоколения. Вот что по данному вопросу писали английские государствоведы Е. Уэйди Г. Филлипс: «Под конституцией обычно понимают обладающий особым правовымзначением документ, в котором определяются основы организации, а также функцииорганов управления государства и формулируются принципы, определяющиедеятельность этих органов».[3]
Однакотолько такой подход к этому документу не позволяет понять, почему принимаетсята или иная конкретная конституция, почему она получает именно такоесодержание, отличающее ее от других основных законов, какие причины вызываютнеобходимость внесения в нее определенных изменений и дополнений в рамкаходного и того же строя, существующего в данной стране.
Ответ науказанные вопросы может дать выявление сущности конституции. Этому вопросу уделилбольшое внимание Ф. Лассаль в своей лекции, которая так и называется:«Сущность конституции». В ней он указал, что «действительнаяконституция страны — это фактические соотношения сил, существующих в стране,писаная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точнымвыражением реальных соотношений общественных сил». [4]Дж. Ст. Милль по этому вопросу писал: «Во всякой конституции есть одна сильнейшаясторона, и если бы обыкновенные конституционные сделки перестали существовать иотдельные элементы вступили в борьбу, то она бы постоянно одерживала верх.Конституционные правила применяются на практике только до тех пор, пока онидают перевес в управлении той из сторон, которая владеет наибольшеюдействительною силой вне стен парламента».
Вработах основоположников марксизма подчеркивается, что конституция являетсярезультатом политических форм классовой борьбы, что она устанавливаетсягосподствующим классом после выигранного сражения, что она отражает соотношениесил в классовой борьбе.
Действительно,если провести анализ конституций, принятых в конце XVIII — начале XIX столетия,то видно, что в них довольно четко зафиксирован результат классовой борьбы:отражается либо полная победа буржуазии, либо политический компромисс междубуржуазией и дворянством. Примером первого была Конституция США 1787 г. и Конституция Французской Республики 1791г., которые отстранили дворянство от участия вуправлении государством. Примером второго являются конституционные актыВеликобритании, компромиссный характер которых проявился, в частности, вструктуре Парламента. Его нижняя палата — Палата общин призвана была отражатьинтересы вышедшей на политическую арену буржуазии, а верхняя — Палата лордов —интересы еще сохранившего свое влияние дворянства. Но и в тех и в другихстранах к участию в политической жизни были допущены лишь состоятельные слоинаселения. По мере усиления позиций иных социальных сил общества, егодемократизации сущность конституций начинает меняться.
В нихвсе более явно стали находить отражение интересы различных слоев общества.Конституции все больше стали служить целям достижения социального мира. Но всеже при принятии конституции в соответствующей стране в ней в большей степениучитываются интересы той части общества, которая занимает в нем лидирующееположение. Это может быть как целый социальный слой, так и какая-то его часть.Конституция всегда отражает реальное соотношение сил, сложившееся в обществе намомент ее принятия.
Еслиобратиться к восточноевропейским странам, то победа в них в конце 80-х — начале90-х гг. сил, выступающих за проведение коренных экономических и политическихреформ, привела к принятию новых конституций, которые упразднилисоциалистический строй, «руководящую и направляющую роль»коммунистических и рабочих партий, закрепили становление нового общественногостроя, признали наличие многопартийности в политической системе этих стран,различные формы собственности, в том числе и частную, изменили системупредставительных органов, ввели институт единоличного президента там, где егоне было, и другие новеллы, обеспечивающие власть новых общественных сил.
Когда врезультате происходящих в обществе перемен усиливаются позиции иных социальныхи политических сил, чем те, интересы которых в большей мере учтены вконституции, такое положение может выражаться не обязательно в принятии новыхконституций, но и во внесении в них тех или иных изменений и дополнений либо впоправках, вводимых в качестве дополнений к основному тексту, как это имеломесто, например, в США.
Всовременный период также принято считать, что конституция имеетсоциально-политическую сущность. Однако трактовки здесь существуют разные. Одинподход присущ западным концепциям, другой – чисто марксистский, характеризующийлюбое явление в обществе с классовых позиций, конституция в этом случае такжеопределялась как документ, выражающий классовые интересы (волю господствующегокласса), т.е. суть конституции – это закрепление в ней существующего конфликтамежду классами.
Сказанноевыше о сущности основного закона вовсе не означает, что современные конституцииотражают интересы лишь определенных социальных групп. Они могут в большей мереих учитывать и обеспечивать. Но в то же время для того, чтобы основной законстраны поддерживался всеми слоями населения, он должен служить целям достижениясоциального компромисса в обществе, устанавливать такой порядок, который быпризнавался справедливым подавляющим большинством населения.
Современноеобщепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция –это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжениегосударства в область прав и свобод человека и гражданина.
Демократическаясущность конституции будет тогда наиболее полной, когда в ней оптимально, сучетом международных стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества,интересы отдельного индивида и общества в целом. Часто Конституция принимаетсяв острейшей политической борьбе, противоборстве различных политических сил ивыражаемых ими взглядов. Поэтому нередко Конституция – это итог компромиссамежду ними. В этой связи вполне уместным будет определение сущности конституциикак документа, юридически закрепляющего общественное согласие, котороеосновывается наличной и политической свободе.[5]

2. Конституционноеразвитие Республики Беларусь
2.1.Советские Конституции БССР
 
За всюисторию развития Беларуси было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1937,1978 и 1994г.г.). Первые четыре Конституции Республики Беларусь безусловноимели свои специфические черты, однако, общим для них являлось то, что они имелиявно классовый характер, закрепляли господствующей лишь одну идеологию,исключали многопартийность, многообразие форм собственности, все было подчиненоинтересам вначале социалистического, а затем и коммунистического строительства.Их недостатком, в том числе и Конституции БССР 1978г. было то, что в них, какправило, не получали отражение положения важнейших международных документов оправах человека и гражданина, многие нормы носили декларативный характер, неимели прямого, непосредственного действия на практике, порой подконституционныеакты имели реальное преимущество перед Конституцией.[6]
В первыйпериод Советской власти права и свободы в полном объеме закреплялись зарабочими и крестьянами (трудящимися), а «эксплуататоры» ограничивались вправах. Классовый подход явно смягчился в период «развитого социализма», хотявсе было подчинено интересам укрепления социалистических отношений и развитиякоммунизма. В области прав и свобод преобладали явно коллективистские начала.Воле большинства должны быть подчинены все, отдельный человек рассматривался вкачестве «винтика» в сложной системе отношений в обществе.
ПерваяКонституция БССР была принята 3 февраля 1919 года Первым Всебелорусским съездомСоветов (Приложение А). Образцом для нее стала Конституция РСФСР. Ее содержаниебыло пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была прямо закреплена вКонституции. Провозглашено полновластие Советов, создана принципиально новаясистема государственных органов Беларуси. Была отменена частная собственностьна землю, передача в национальное достояние образцовых поместий и сельскохозяйственныхпредприятий, вводилась всеобщая трудовая повинность.
Всоответствии с Конституцией БССР высшая власть в республике принадлежала съездуСоветов. В период между съездами ее осуществлял Центральный ИсполнительныйКомитет БССР, ответственный перед съездом Советов. В состав ЦИКа было избрано50 человек, в том числе 45 коммунистов, два бундовца, два члена Еврейскойсоциал-демократической рабочей партии «Поалей-Цион», один меньшевик.[7]
Были ипрогрессивные нормы, которые на практике к сожалению, не всегда исполнялись.Провозглашена свобода религиозной и антирелигиозной (получившей на делеприоритет) пропаганды. Уничтожалась зависимость печати от капитала, однако напрактике это привело к наличию только официально выражаемой точки зрения.Предусматривалось право трудящихся на публичные мероприятия (собрания, митинги,шествия, демонстрации). Было предусмотрено равенство независимо от расовой илинациональной принадлежности. На территории БССР объявлялись государственнымиязыками белорусский, русский, польский и еврейский языки. Основной лейтмотивпервой Конституции «не трудящийся да не ест».
ВтораяКонституция БССР была принята 11 апреля 1927 года VII Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянскихи красноармейских депутатов (Приложение В). К этому времени был образован СССР,в 1924 году принята Конституция СССР, явившаяся основой для принятияреспубликами, вошедшими в его состав, своих Основных Законов. Вторая белорусскаяКонституция юридически закрепила достижения белорусского народа в строительствесоциализма, провозгласила БССР социалистическим государством диктатурыпролетариата, которое осуществляет свои задачи на основе союза рабочих икрестьян. Устанавливалось, что власть в республике принадлежит Советам рабочих,крестьянских и красноармейских депутатов. Провозглашались избирательные иосновные гражданские права трудящихся. В качестве одной из основных задачреспублики определялось полное, всестороннее и бесплатное образование длярабочих и крестьян-бедняков.[8]
КонституцияБССР 1927 года на первый план также ставила права «трудящихся». «Не трудящиеся»лишались ряда прав, например, проводить общественные мероприятия. Почетноеправо защищать революцию с оружием в руках имели только рабочие и крестьяне(трудящиеся).
Всередине 30-х годов ХХ века в СССР было провозглашено построение основсоциализма. Социалистические отношения стали господствующими в экономике,политике, социально-культурной области, что потребовало нового конституционногозакрепления. Значительным событием общественно-политической жизни этого временистало обсуждение и принятие основных законов – Конституции СССР (декабрь1936г.) и Конституции БССР (февраль 1937г.). Принятие новой Конституции быловызвано изменениями, происшедшими в политической системе, всоциально-экономической жизни.
ТрудящиесяБССР на протяжении пяти месяцев принимали активное, заинтересованное участие вобсуждении проекта Конституции СССР, одобренного затем 20 ноября 1936 годаЧрезвычайным XII Всебелорусским съездом Советов, а 5декабря 1936 года – Чрезвычайным VIIIВсесоюзным съездом Советов. В Конституции фиксировалось, что Советский Союзявляется социалистическим государством рабочих и крестьян при ведущей ролирабочего класса и что политическую основу его составляют Советы депутатовтрудящихся. Основной Закон вводил всеобщее избирательное право с прямым тайнымголосованием без всяких ограничений, юридически закреплял равноправие всехграждан независимо от их национальности и расы, провозглашал свободу слова,печати, собраний, право объединения в общественные организации, что расширялодемократические права трудящихся.
ВКонституции отмечалось, что экономическую основу страны составляютсоциалистическая система хозяйства и социалистическая собственность(государственная и кооперативно-колхозная) на орудия и средства производства. Вто же время допускалось существование мелкого частного хозяйства крестьян икустарей, основанного на личном труде. Конституция запрещала эксплуатациючеловека человеком. В ней закреплялся принцип планового развития народногохозяйства. Целью социалистического производства утверждались увеличениеобщественного богатства, подъем материального и культурного социализма: «Откаждого – по его способностям, каждому – по его труду». Законодательнозакреплялись социальные завоевания народа: право на труд, на отдых, наобразование, на обеспечение в старости, в случае болезни, утратыработоспособности. Женщине предоставлялись равные права с мужчинами.[9]
ТретьяКонституция Беларуси была принята 19 февраля 1937 года. В ней содержалисьосновные политические положения Конституции СССР и подчеркивалось, что в целяхосуществления взаимопомощи по линии экономической, политической, в деле обороныБССР добровольно объединилась с другими равноправными советскими республиками всоюзное государство – СССР. Каждый гражданин БССР объявлялся гражданином СССР,а каждому гражданину другой республики на территории БССР предоставлялисьодинаковые права с гражданами Белорусской республики. В Конституции БССР былотражен факт победы социализма, господство социалистической системыхозяйствования и социалистической собственности; перерастание диктатурыпролетариата в общенародное государство; отменены ограничения избирательныхправ «не трудящихся», закреплено равенство граждан, расширен в целом круг прави свобод граждан, например, были предусмотрены нормы об обеспечениинеприкосновенности личности, жилища, личной переписки и др. К сожалению,провозглашенные в Конституции гарантии прав не были реализованы в последствиина практике.[10]
Такимобразом, новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР1936г. В ней провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимсягорода и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но все наиболее важныевопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР. Высшим органомгосударственной власти республики впервые провозглашался Верховный Совет,который избирал Президиум и создавал правительство — СНК БССР. Существеннымобразом была изменена избирательная система. Провозглашалось, что выборыдепутатов во все Советы депутатов трудящихся (Верховный Совет БССР, окружные,районные Советы депутатов и т.д.) осуществляются на основе всеобщего, равного ипрямого избирательного права при тайном голосовании. Организация высших органовгосударственной власти претерпела значительные изменения. Прекратиласуществование система съездов Советов. Законодательная власть сталапринадлежать исключительно Верховному Совету БССР. Верховный Совет работал всессионном порядке и, таким образом, не являлся постоянно действующим органом.Очередные сессии созывались два раза в год. Постоянно действующим высшиморганом государственной власти являлся Президиум Верховного Совета.
В случаенеобходимости в период между сессиями Верховного Совета его Президиум могвнести изменения в действующее законодательство с последующим утверждением наочередной сессии Верховного Совета. Впервые было произведено разграничениемежду органами государственной власти и центральными органами государственногоуправления.
Однакоследует отметить, что элементы парламентаризации оставались иллюзорными.Законодательствовал фактически руководящий орган Коммунистической партии. Насъездах Советов директивам партийных органов лишь придавались юридическипринятые формы. Регламент представительного учреждения, как правило временный,содержал в себе известную сумму самых элементарных правил проведения заседанийбез каких-либо попыток выхода на качественно отличительные парламентские формыработы.
ЧетвертаяКонституция БССР была принята Верховным Советом БССР 13 апреля 1978 года. Кэтому времени, в 1977 году, была принята Конституция СССР, в которой былопровозглашено построение развитого социализма и общенародного государства. Посуществу эти положения нашли отражение и в республиканской Конституции. Ксожалению, ее недостатком явилась излишняя декларативность, отсутствиеконкретных механизмов ее исполнения, в качестве главной силы в обществе игосударстве сохранялась коммунистическая партия, что было прямо закреплено всоответствующих статьях Конституции. Органы государственной власти по существубыли придатком единственной партии, действовавшей в обществе. В КонституцииБССР 1978г. прежней осталась система органов государственной власти иуправления. Высшими органами государственной власти и управления по-прежнемубыли Верховный Совет, функционирующий в сессионном порядке, и ПрезидиумВерховного Совета — постоянно действующий орган представительной власти.Верховный Совет БССР как высший орган государственной власти БССР стал«правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящейКонституцией к ведению Белорусской ССР», была определена исключительнаякомпетенция Верховного Совета. Таким образом, Основной Закон 1978г. отдавалприоритет Верховному Совету над всеми остальными органами, относящимися кдругим ветвям власти. [11]
Следуетотметить, что Конституция 1978г. после десяти лет действия претерпела некоторыесущественные изменения в 1989-1990г.г. В 1989 году были внесены крупныеизменения, коснувшиеся порядка организации и деятельности Советов депутатов, втом числе Верховного Совета и его Президиума, проведения выборов и др. В 1990году были внесены изменения в отдельные статьи Конституции, приведшие кликвидации монополии коммунистической партии на власть.
2.2.Конституция Республики Беларусь 1994 года
Попредыдущей Конституции Беларуси государство имело явно выраженный авторитарныйаспект. Начиная с 1989 года прежнюю Конституцию приходилось постояннообновлять, причем не только отдельные статьи, но и разделы и главы. Особенноэто коснулось основ общественного строя Беларуси, положений, касающихсяорганизации и деятельности органов государственной власти, статуса политическихорганизаций. Раздел же о правах и свободах граждан оставался до принятия новойКонституции практически неизменным. В этом разделе явно прослеживалсяпатерналистский характер государства.
Конституция1978 года в 90-е годы ХХ века стремительно превращалась в архаичный документ.Это в решающей мере обуславливалось тем, что в конце 80-х – начале 90-х годов вобщественном сознании с новой силой встала проблема обретения республикамибывшего СССР государственного суверенитета, устранения монополии одной партиина власть, утверждения политического и экономического, устранения монополииодной партии на власть, утверждения политического и экономического плюрализма.Совершенно иначе воспринимались ценности демократии, права и свободы граждан,роль государства в их обеспечении. Все чаще политики обращались в такимважнейшим документам, как Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакто гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических,социальных и культурных правах и др., многие принципиальные положения которыхдаже не упоминались в прежней Конституции.[12]
Измененияв Конституции 1978г. были направлены на обеспечение разделения властей, принциповформирования правового государства и суверенитета Беларуси. [13]
27 июля1990 года была принята Декларация Верховного Совета «О государственномсуверенитете Республики Беларусь». Декларация провозгласила «полныйгосударственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство,самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах еетерритории, правомочность ее законов, независимость республики во внешнихотношениях». [14]
Декларациястимулировала принятие целого ряда новых законодательных актов РеспубликиБеларусь. Многие ее идеи были включены в проекты разрабатываемых нормативныхправовых актов (например, 27 февраля 1991г. был принят Закон «Об основныхпринципах народовластия в Республике Беларусь»).
Вдальнейшем, 25 августа 1991г., Декларации о государственном суверенитетеспециальным законом был придан статус конституционного закона, на основаниикоторого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978г[15].
Объявлениев 1991г. БССР независимым государством явилось новым этапом развитиябелорусской государственности и требовало новой идеологии, нового сознания имышления. Сложностью осмысления процессов преобразования того времени вобществе и государстве можно, очевидно, объяснить то длительное время, котороепрошло от принятия Декларации о суверенитете БССР 1990г. до Конституции 1994г.Одновременно это доказывает новое отношение к Конституции. В ней должен былбыть так или иначе подведен итог процессам формирования государства на инойсоциально-экономической основе, закреплены ориентиры общественного развития,его перспективы. Содержательность Конституции свидетельствует о том, что иразработчики, и обсуждавшие и принимавшие Конституцию депутаты видели вконституционных нормах правообразующее начало. Именно в этот период уходятистоки конституционного мышления.[16]
В такихправовых и политических условиях велась разработка новой Конституции РеспубликиБеларусь, которая была принята 15 марта 1994г. Согласно Конституции 1994г.высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательныморганом государственной власти в Республике Беларусь являлся Верховный Совет.Он состоял из 260 депутатов, которые избирались сроком на пять лет.
В статье6 Конституции было закреплено разделение властей в государстве назаконодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределахсвоих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают иуравновешивают друг друга. Конституция Республики Беларусь 1994г. закрепляла завысшим представительным органом право принимать законы, принимать и изменятьКонституцию.
Необходимостьконституционной реформы в 1996г. обусловливалась объективными факторами. ВКонституции Республики Беларусь в редакции 1994г. изначально был заложендисбаланс функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти,возглавляемой Президентом Республики Беларусь. В противоречие сосновополагающим принципом разделения властей, который исходит из требованияравенства ветвей власти и их самостоятельности, Верховный Совет рассматривалсяв качестве органа, стоящего прежде всего над властью исполнительной. [17]
Такимобразом, Верховный Совет доминировал над двумя другими ветвями власти. Онвыступал не только в качестве одной из ветвей власти, но и по собственномуусмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех другихорганов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы,признавать законы утратившими силу, Верховный Совет фактически имелнеограниченную возможность принятия решений по любому вопросу. [18]
Поэтомуне случайно наиболее существенные изменения в новой редакции Конституциипретерпел раздел IV, посвященный организации и деятельности высших органовгосударства — Президента, Парламента, Правительства и судов. Произошлоперераспределение полномочий между указанными органами, их уточнение.
Конституционнаяреформа 1996г. выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвейвласти, возложении на Президента функций Главы государства, гаранта КонституцииРеспублики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, в учреждениидвухпалатного Парламента (Палаты представителей и Совета Республики), вповышении роли Правительства — Совета Министров в системе ветвей власти иусилении его ответственности за состояние и развитие экономики,социально-культурной и административно-политической сфер деятельности.
Врезультате внесения в Конституцию Республики Беларусь изменений и дополненийзаконодательная власть больше не находится в привилегированном положении.Парламент приобрел более свойственное ему название, означающее окончательныйотказ от советской модели высшего органа государственной власти, и болеесовершенную структуру, которая соответствует устоявшимся стандартампарламентаризма.
Принятиеновой редакции Конституции в 1996г. подвело своеобразный “правовой итог”политическому кризису того времени, что свидетельствует об осознании места ироли Конституции в политической и правовой жизни общества, о потенциалеКонституции в качестве реально действующего юридического документа, и, что ещеважнее, о признании этого потенциала и этих возможностей (Приложение С).
В 2004году Конституция Республики Беларусь подверглась очередной редакции. Однако,следует отметить, что изменения ее текста касались только отдельных вопросов,связанных с правовым положением Президента и сроками его полномочий. При этом,характер взаимоотношений трех ветвей власти не изменялся. Не подвергалисьизменению и закрепленные ранее гарантии прав и свобод человека и гражданина,т.е. Конституция продолжила определять Республику Беларусь как правовое,демократическое, светское государство.[19]
Учитываявсю важность Конституции Республики Беларусь как Основного Закона государстваможно сделать вывод о ее действительном значении в области развития правовогогосударства и гражданского общества, а текст этого документа является важнымисторическим источником, на основании содержания которого можно сделать вывод осоциально-политической и экономической ситуации в стране, о взаимоотношенииветвей власти, о развитии общества в целом.

3. Историческоезначение Конституции
 
Основныеэтапы конституционного развития в отдельных государствах неразрывно связаны сосновными этапами развития самих этих государств.
Происходящиев них изменения в одних случаях вызывали замену прежних конституций новыми.Так, после буржуазной революции во Франции было принято семнадцать конституций,как республиканских, так и монархических. Экономическая исоциально-политическая нестабильность в получивших независимость странахЛатинской Америки, Африки и Азии приводила к частым государственным переворотами как следствие этого — к частой сменяемости конституций, закреплявших новыегосударственно-правовые институты, в том числе изменявших форму правления,форму государственного устройства, политический режим, структуругосударственных органов и др. Но такие изменения осуществлялись в рамках одногообщественного строя.
В другихслучаях происходящие в государствах социально-экономические и политические измененияприводили к принятию новых конституций, принципиально меняющих природу власти,как это имело место в странах Восточной Европы в 90-е гг. ХХ века, в том числеи в Республике Беларусь.
Любаяконституция обладает совокупностью различных свойств – юридических,политических и идеологических. Их соотношение и степень выраженности в каждойстране имеет свою специфику. Степень их выраженности во многом зависит отсодержания конституции. Указанные свойства позволяют установить местоконституции в общей системе правовых источников государства, определить еевлияние на политическое, экономическое, социальное, духовное развитие общества.В различные периоды развития отдельной страны свойства конституции исоотношение между ними изменялось. Именно в данном теоретическом аспектеподчеркивается историческое значение конституции любого государства. Этоутверждение относится и к Республике Беларусь, где конституционное развитиеполучило свое начало в 1791 году, когда была принята Конституция РечиПосполитой.
КонституцияРеспублики Беларусь, как исторический источник имеет огромное значение с точкизрения становления и развития в ней идей демократического государства. Именнопутем анализа ее положений можно сделать вывод о форме установленного еюгосударственного правления и государственного устройства, о взаимоотношенииорганов государственной власти внутри страны, о принципах деятельности этихорганов и порядке их формирования.
Как былоуже сказано, содержание конституции отражает в себе характер взаимоотношений междуразличными политическими силами в государстве. Кроме этого, на основе анализаконституционных норм можно сделать косвенные выводы о развитии в стране такихидей как правовое демократическое государство и гражданское общество.
Еслирассматривать Конституцию Республики Беларусь как исторический источник, томожно отметить, что содержание Основного Закона на протяжении всего временисвоего становления постоянно менялось в соответствии с происходящими в странеполитическими, социально-экономическими событиями, их идеологическойподоплекой.
Вконституционной истории Республики Беларусь можно было бы выделить дваэтапа(см. раздел 2), отражающих наиболее типичное состояние экономических исоциально-политических условий, существовавших в государстве и нашедшихвыражение в Основном Законе.
Характерныечерты конституций первого (советского) этапа[20]. Во всех без исключения КонституцияхБеларусь провозглашалась социалистическим государством, объявлялась диктатурапролетариата. При этом в этих Конституциях содержалось крайне мало положений,закрепляющих определенные, политические и гражданские права (например, изполитических прав можно выделить только избирательные права). Более того, дажезакрепленные в Конституциях права часто нарушались грубейшим способом. В этихКонституциях отсутствовали нормы, закрепляющие экономические права граждан, чтоприводило к признанию только государственной и кооперативно-колхозной формсобственности. Здесь не получили своего закрепления прогрессивные идеиотносительно строительства правового государства западных мыслителей. В текстахконституций прослеживается явно декларативных, неконкретных характерсодержания, имеющий явную ленинско-марксистскую направленность.
Анализируяданные конституции можно сделать вывод о полном отсутствии в те времена натерритории БССР, как, впрочем, и на территории всего СССР сколь-нибудьдемократических начал общественной жизни. Все было подчинено одной цели –строительству социалистического, а позднее коммунистического государства.Однако, как показало время, идеи марксистов относительно построениясоциалистического государства «всеобщего благоденствия» оказались совершенноотвлеченными от реальных процессов, происходящих в современном обществе. Этодоказало возрастающее волнение среди народных масс СССР уже в конце 70-х годовХХ века. И лишь страх каждого конкретного гражданина перед возможнымипоследствиями их противовластного поведения, оказывал сдерживающее влияние.Однако, при наступлении перестроечных времен в конце 80- годов ХХ века этовсеобщее недовольство существующим порядком нашло выход, что привело к развалуСССР.
Второйэтап конституционного развития Республики Беларусь начался со времени признанияБеларуси суверенным, независимым государством. При обсуждении текста новойКонституции в ее содержание были включены все достижения мировой правозащитнойпрактики. Свидетельством этого стало принятие Конституции Республики Беларусь1994 года. Несмотря на то, что впоследствии она несколько раз претерпевалаизменения, анализ ее текста приводит к выводу о том, что только с ее принятиемв республике Беларусь признавались неотъемлемые права человека, различные формысобственности и практика разделения власти на три ветви, что сталохарактеризовать Республику Беларусь как государство, вставшее на путьпостроения демократического государства. [21]
Конституциялюбого современного государства, в том числе и белорусского, ставит и решаетфактически три группы проблем, а именно:
• регламентациюинститута прав и свобод;
•создание нового государственного механизма;
•разработку нового права, новой судебной системы, которая должна пресекатьвозможный произвол власти, а также нигилизм и анархию общественных отношений. [22]
Отличительнымипризнаками нынешней Конституции Республики Беларусь от советских Конституций являются[23]:
•установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимныхобязательств;
•отсутствие идеологических привилегий (деидеологизированный характер);
•закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности насредства производства;
•закрепление в качестве направления для развития законодательства приоритетаобщепризнанных принципов международного права;
•разделение и взаимодействия властей;
 •прямой характер действия норм Конституции.
Спринятием новой Конституции главной задачей стало формирование конституционнойпрактики, отвечающей букве и духу Основного Закона, обеспечениенепосредственного действия Конституции, ее единообразного применения, т.е.создание такого конституционного строя, чтобы юридическая и фактическаяКонституции совпадали. Понимание сущности конституции и конституционного строясостоит в том, что конституция – это ограничитель власти государства, т.е. вней устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свободчеловека и гражданина.
Созданиеэффективного государства становится основной целью и проходит красной нитьючерез все уровни управления, начиная со сферы местного самоуправления.
Анализправ и свобод граждан, закрепленных в Конституции, свидетельствует, чтосоциально-экономическая политика государства отражает его сущность, цели,задачи, составляет одну из основных его функций. Эта политика являетсякачественной характеристикой республики, постоянно действующими параметрами ееструктур (вне зависимости от политической конъюнктуры, чьих-либо субъективныхвоззрений), критерием оценки их деятельности, а равно ориентиром труда граждан.[24]
Каквидится, текст Конституции, если он реально действует в обществе, действительноможет являться историческим источником, на основании которого исследователи, ниразу не бывавшие в Республике Беларусь, могут сделать вывод о характереустоявшихся в стране социально-экономических и политических отношениях, о путяхвзаимодействия различных ветвей власти, способах их сдерживания друг другом, осуществующем экономическом строе, о форме правления и государственногоустройства Республике Беларусь, о действующем политическом режиме.
Этогонельзя сказать о Конституциях БССР на момент ее вхождения в состав СССР. Часто,закрепленные в них нормы на практике подтверждения и соблюдения не находили,подвергались постоянным нарушениям со стороны властных структур икоммунистической партии. В этом случае о Конституции как об историческомисточнике приходится говорить в меньшей степени, поскольку их нормы часто несоответствовали действительности и при отсутствии других источников информациисоставить реальную картину положения дел в государстве было бы невозможно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведяисследование на тему: «Конституция Республики Беларусь как историческийисточник», сделаем выводы.
Основныеэтапы конституционного развития в отдельных государствах неразрывно связаны сосновными этапами развития самих этих государств.
Происходящиев них изменения в одних случаях вызывали замену прежних конституций новыми. Нотакие изменения осуществлялись в рамках одного общественного строя.
В другихслучаях происходящие в государствах социально-экономические и политическиеизменения приводили к принятию новых конституций, принципиально меняющихприроду власти, как это имело место в 90-е гг. ХХ века в Республике Беларусь.
Любаяконституция обладает совокупностью различных свойств – юридических,политических и идеологических. Их соотношение и степень выраженности в каждойстране имеет свою специфику. Степень их выраженности во многом зависит отсодержания конституции. Указанные свойства позволяют установить местоконституции в общей системе правовых источников государства, определить еевлияние на политическое, экономическое, социальное, духовное развитие общества.В различные периоды развития отдельной страны свойства конституции исоотношение между ними изменялось.
Именно вданном теоретическом аспекте подчеркивается историческое значение конституциилюбого государства.
В 90-егоды право как регулятор общественных отношений стало использоваться вРеспублике Беларусь значительно полнее и оперативнее. На его развитие оказаливлияние не только процессы, происходящие в экономике, социальной сфере и политикереспублики, но и процессы, происходящие как в СНГ так и в странах дальнегозарубежья. При правовом регулировании различных сфер общественной игосударственной жизни в республике учитывался накопленный на данный периодчеловеческой цивилизации мировой опыт, принимались во внимание нормымеждународного права.
Вразвитии права этого периода можно выделить три тенденции: интенсивноеобновление текущего законодательства с целью его приспособления к новымусловиям социально-экономической и политической жизни республики; координацияправа и приведение норм национального права в соответствие с нормамимеждународного права. Последняя тенденция набирает силу в связи с 50-летием содня принятия Всеобщей декларации прав человека. Об этом свидетельствует тотфакт, что впервые в республике на высшем уровне – в парламенте – 23 июня 1998г.начались парламентские слушания на тему “Проблема прав человек”, в ходе которыхбыл сделан объективный анализ действующего законодательства Республики Беларусьпо данной проблеме, отмечены его недостатки и внесены предложения по егосовершенствованию. Подтверждением наличия этой тенденции является проведенная виюне 1998г. в Минске международная научно-практическая конференция “Рольорганов конституционного контроля в защите социально-экономических исоциально-культурных прав и свобод граждан”.
Вконституционной истории Республики Беларусь можно было бы выделить дваэтапа(описаны в разделе 2 курсовой работы), отражающих наиболее типичноесостояние экономических и социально-политических условий, существовавших вгосударстве и нашедших выражение в Основном Законе.
Приэтом, такие условия не только нашли свое отражение в Конституции, нопредопределили условия ее функционирования. Лишь в постсоветский период вРеспублике Беларусь было провозглашено верховенство Конституции, как ОсновногоЗакона государство, следовательно, только с этого времени, белорусскоегосударство встало на путь создания развитого демократического правогогосударства с соблюдением приоритета прав народа, как единственного источникавласти. Только на этом периоде исторического развития к человеку сталиотносится как к истинной цели общества и государства, а не как к средствампроизводства. Следует признать, что высшая цель государства в современнойКонституции определена как народ, в то время как в ранее действующихКонституциях таких положений не было и в помине – высшей целью ставилосьпостроение социалистического общества и государства. На основании даже толькоэтих норм, закрепленных в Конституциях одной и той же страны в различныепериоды ее существования, можно сделать выводы об исторических процессах,произошедших в государстве за это время.
Такимобразом, анализ содержания Конституций Республики Беларусь действительно можетбыть полезен в историческом плане постольку, поскольку такой анализ помогаетосознать множество политических, социально-экономических, идеологических икультурных процессов, происходящих в государстве в различные (соответствующиеконституциям)_ периоды времени.

Список использованной литературы
 
1. КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми нареспубликанских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). –Мн.: Амалфея, 2007.
2. Арановский А.В.Государственное право зарубежных стран. – М.: «Инфра-М», 1998.
3. Василевич Г.А.Конституционная реформа в Беларуси в 1989 году // Веснiк Канстытуцыйнага СудаРэспублiкi Беларусь.- 2006.- N 1.
4. Василевич Г.А.Конституционные реформы в Беларуси: краткий историко-правовой анализ[доклад председателяКонституционного Суда Республики Беларусь Г.А.Василевичана международной научно-теоретическойконференции «Новейшая история (1991-2006 гг.): государство, общество,личность] // Новейшая история (1991-2006 гг.):государство, общество, личность: материалы международнойнаучно-теоретической конференции. Минск, 29 сентября 2006.- Минск: „Белорусская думка“, 2006.
5. Василевич Г.А.Конституция — основа развития государства // Гуманитарно-экономическийвестник.- 1996.- N 2.
6. Василевич Г.А.Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь/Г.А.Василевич. Серия «Право», приложение к журналу «Право и экономика» — Мн.,1999.
7. Историяподготовки и принятия Конституции 1994 года // Василевич Г.А. Белорусскоегосударство на рубеже веков: 3-е изд., доп. – Минск: ИООО „Право иэкономика“, 2008.
8. Ковкель И.И.,Ярмусик Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. – Мн.:«Аверсэв», 1998.
9. Конституционноеправо зарубежных стран: Учебникдля вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю.И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. — М.: Норма, 2004.
10. КонституцияРеспублики Беларусь // Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственныхорганов Республики Беларусь.- Минск: Право и экономика, 2001.
11. Кузнецов И.Н.,Шелкопляс В.А. История государства и права Беларуси: пособие для студентоввысших учебных заведений.- Минск: Тесей, 2004.
12. Лассаль Ф. Осущности Конституции. Сборник сочинений. Т.2. – М.: Наука, 1962.
13. Проблемыреализации новой Конституции Республики Беларусь // Василевич Г.А. Конституция.Человек. Государство.- Минск: Право и экономика, 2000.
14. ПроектыКонституций, предложенные на референдум 1996 г. // Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь.- Минск: Право и экономика, 2001.
15. Семашко Д.В. Опроблеме внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь //Актуальные проблемы совершенствования законодательства Республики Беларусь насовременном этапе: материалы республиканской научно-практической конференции.Минск, 2 декабря 2005 г.- Минск: БГЭУ, 2005.
16. Чигринов П.Г.Очерки истории Беларуси: уч. пособие. – Мн.: Академия МВД, 1997.
17. Чудаков М.Ф.Конституционный процесс в Республике Беларусь (1990-1994). Создание пятойбелорусской Конституции // Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь.-2004.- N 1.