Конституция России 1918 г.
Разработка проектаКонституции РСФСР
Каждая власть, ставшая таковой,особенно в результате переворота и тем более социальной революции стремитсязакрепить свою легитимность конституцией, утвержденной или всенароднымреферендумом или высшим представительным органом законодательной власти. Этоважно также для упорядочения государственного аппарата, создаваемого новойвластью, взаимоотношения центра и мест и т. д. И большевики это хорошопонимали. Уже на III Всероссийском съезде Советов приняты были такиеважнейшие акты как «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» ипостановление «О федеральных учреждениях Российской Республики» заложившиеосновы будущей советской конституции. Тогда же (в январе 1918 г.) III Всероссийскийсъезд советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции. Однако реально ВЦИКсмог заняться вопросом о конституции лишь после ратификации IV Всероссийскимсъездом советов Брестского мирного договора.
1 апреля 1918 г. ВЦИК принялпостановление о создании Конституционной комиссии в составе 15 человек. Отфракции большевиков в нее вошли Я.М. Свердлов (председатель), М.Н. Покровскийи И.В. Сталин, от левых эсеров — ДА. Магеровский и А.А. Шрейдер и отэсеров-максималистов — А.И. Бердников. В комиссию вошли также представителиряда наркоматов: юстиции (в том числе известные профессора-юристы М.А. Рейснер,А.Г. Гойхбарг, Г.С. Гурвич), по делам национальностей, финансов, внутреннихдел, ВСНХ, по военным делам.
С самого начала работы комиссии,в ней развернулась жесткая дискуссия. В центре внимания оказался вопрос одиктатуре пролетариата. Большевики рассматривали диктатуру пролетариата какважнейший конституционный принцип, выражавший в переходный от капитализма ксоциализму период сущность социалистического государства и требовалиформального закрепления этого принципа в Конституции. Левые эсеры против этогокатегорически возражали. За этим, казалось бы, на первый взгляд абстрактно теоретическимспором, в действительности скрывались вполне конкретные вопросы чрезвычайноважные для спорящих сторон. В действительности речь шла о борьбе за власть.Проиграв на IV Чрезвычайномсъезде Советов большевикам по вопросу о ратификации Брестского мира, выйдя изсостава СНК и потеряв министерские посты левые эсеры давали бой большевикам вКонституционной комиссии, стремясь подготовить условия для своего возвращенияво власть. Тем более, что к концу весны 1918 г. противоречия между большевикамии левыми эсерами существенно усилились. К прежним спорам о внешней политике(Брестский мир) добавились противоречия по продовольственной политике,отношения к зажиточным слоям крестьянства и т. д.
Большевики видели свою задачу вКонституционной комиссии в том, чтобы закрепить в конституционном порядке ужесложившуюся в основном систему органов советской власти, придать ей четкость истройность и, главное, укрепить властную «вертикаль» с тем, чтобы превратитьгосударственный аппарат в мощный рычаг, при помощи которого можно было бы нетолько преодолеть сепаратизм, местничество и опасность развала страны, но ипреобразовать социально-экономическую и политическую структуру общества.
Левые эсеры в Конституционнойкомиссии стремились к тому, чтобы не допустить усиления аппаратабольшевистской власти а, наоборот, сохранить автономность местных властей отбольшевистского центра, особенно тех местных органов, где было наибольшим ихвлияние. Чтобы убедиться в этом достаточно проследить ход наиболее жаркихдискуссий в Конституционной комиссии.
В представленном левыми эсерами вкомиссию конституционном проекте Советам (которые большевики рассматривали какорганы пролетарской диктатуры) отводилась роль всего лишь общественных органов,а государственные функции на местах должны были (по мнению авторов проекта)осуществлять «демократические» учреждения местного самоуправления. Такимобразом левые эсеры хотели достичь, во-первых, автономии местных властей отбольшевистского центра, ибо автономия органов самоуправления от государственныхорганов составляет самую суть идеи самоуправления. И, во-вторых, органыместного самоуправления (городские думы и уездные и волостные земскиесобрания) избирались на основе всеобщего избирательного права, а не толькотрудящимися как Советы. Следовательно в местных городских думах и особенноволостных и уездных земских собраниях неизбежно доминировали бы мелкаябуржуазия и кулачество, т. е. социальные слои, составлявшие социальную базуэсеров. Следовательно, левые эсеры получили бы на местах готовый аппарат, накоторый могли опереться в борьбе за власть. Большинством голосовКонституционная комиссия после острых обсуждений отвергла этот проект.
Отвергла Конституционная комиссияи представленный эсером-максималистом Бердниковым «Проект Конституции трудовойреспублики». В нем красной нитью проводилась анархистская, по существу, идеясоздания «безгосударственного» общества. Тем самым, следовательно, отвергалисьи Советы как органы диктатуры пролетариата. В планировавшемся максималистами«безвластном» обществе предполагалось полнейшее равенство, достигаемое путемполного обобществления имущества, вплоть до предметов повседневного обихода(одежды, обуви, предметов личной гигиены), обязательного физического труда длявсех кроме детей, беременных женщин и стариков и общественного питания поравным нормам. Характерно, что для лиц руководящих общественными работами иидеологов (т. е. для себя) максималисты предусмотрели в своем проекте усиленныенормы питания. Не признавали максималисты и семьи, считая ее буржуазным пережитком,а дети по их проекту должны были передаваться на общественное воспитание.Максималистская «безвластная» «трудовая коммуна» фактически представляла собойдаже не военную казарму, а скорее тюремную зону. Не удивительно, что дажесоюзники эсеров-максималистов — левые эсеры не поддержали этот проект.
Борьба за утверждение вКонституции принципа диктатуры пролетариата и укрепления «вертикали» властисерьезно затруднялась ошибочной позицией «левых коммунистов». Они не виделиопасности мелкобуржуазной анархистской стихии, угрожавшей самому существованиюсоветской власти и нередко исходили из абстрактных умозрительных теоретическихконструкций подчас не сообразующихся с реальной жизнью.
Такой подход ярко проявился в представленномв Конституционную комиссию профессором М.А. Рейснером проекте «Основных началКонституции». Рейснер исходил из умозрительного тезиса о том, что демократиявозможна лишь в мелких самоуправляющихся административно-территориальныхобразованиях «коммунах», и якобы несовместима с крупным государством. Идеаломподлинной демократии в глазах Рейснера являлись древнегреческие города-государства— «полисы». Сыграл свою роль и некритический, апологетический подход к оценкеопыта первой в мире пролетарской государственности — Парижской коммуны 1871 г.При этом не учитывалось, что Парижская коммуна просуществовала всего лишь 72дня и только в пределах города Парижа. Лидеры Парижской коммуны в документах,обращенных к населению Франции, призывали трудящихся остальных городов и сельскихрегионов восставать, образовывать свои коммуны и объединяться с Парижскойкоммуной на началах федерации. Но, как известно, провинция Париж не поддержала,никакой «федерации» коммун в реальности не получилось. Но идея «вольнойфедерации» коммун, существовавшая в призывах и пожеланиях руководителейПарижской коммуны, была воспринята многими марксистами догматически, как якобыреальный исторический опыт. Такое умозрительное, абстрактное,
Группа «левых коммунистов» возниклавесной 1918 г. внутри большевистской партии (Н.И. Бухарин, Н. Осинский (Оболенский),Е.А. Преображенский, Г.Л. Пятаков, К.Б. Радек и др.). Они выступали противБрестского мира, за революционную войну против мирового империализма и«подталкивание» революции в Европе. Внутри страны «левые» коммунисты былисторонниками децентрализации государственного и хозяйственного аппарата,выступали против централизма и единоначалия, за безбрежную коллегиальность вуправлении и против использования старых специалистов оторванное от практикитеоретизирование Ф. Энгельс в свое время назвал профессорским «юридическимкретинизмом».
Власть (по мнению Рейснера)должна концентрироваться в низовых административно-территориальныхобразованиях — «коммунах». В данном случае термин «коммуна», заимствованный изФранции, означает сообщество граждан самоуправляющейсяадминистративно-территориальной единицы (села, волости, города), управляемойвыборным муниципальным Советом или мэром. Коммуне принадлежит муниципальнаяили коммунальная собственность, она ведет коммунальное хозяйство. Эти коммуныобъединяются в рамках уездов, которым коммуна делегирует часть своих прав.Уезды в свою очередь объединяются в «федерации» губернского масштаба. И,наконец, губернии объединяются в Советскую Федерацию общероссийского масштаба— РСФСР.
Именно в «коммунах» должныпроводиться преобразования общественных отношений, формироватьсязаконодательство (земельное, гражданское, уголовное, трудовое). А вышестоящиефедеративные объединения будут лишь координировать деятельность коммун инаправлять ее. Да и в самих коммунах — низших звеньях всей этой системы,полноправные граждане (т. е. трудящиеся, не лишенные избирательных прав) должныобъединяться в коллективы трудящихся — «производителей». Предполагалось, чтоименно в этих коллективах «производителей» и будут вырабатываться основныенормы жизни, а Советам коммун отводилась роль представительства интересовколлективов «производителей» и их согласование. Роль Советов в этом проектебыла не ясна, но, во всяком случае, они явно не выступают в роли полновластныхорганов пролетарской диктатуры.
Анализ этого проекта показывает,что он полностью игнорирует многонациональный состав населения страны,национальный вопрос. Федерация, которую предлагал Рейснер, являлась несвободным союзом советских республик народов России, не способом собиранияраспадавшегося Российского многонационального государства, что было ужеюридически закреплено постановлением III Всероссийского съезда Советов «Офедеральных учреждениях Российской Республики», а явилась бы федерациейадминистративной. Причем, поскольку делегирование полномочий шло снизу вверх(от коммун к уездам и далее вплоть до РСФСР) и в каждом вышестоящем звене объемэтих полномочий уменьшался, то и предлагавшаяся Рейс-нером федерация закрепилабы сепаратизм и фактический распад государства. Иными словами проект Рейснерабыл направлен против демократического централизма как конституционного принципапостроения Советского государства. Не удивительно, что этот проект былподдержан членами Конституционной комиссии левыми эсерами и против неговыступили члены комиссии большевики.
19 апреля Конституционнаякомиссия приняла большевистский проект «Общих положений Конституции РСФСР», вкотором были четко сформулированы идеи диктатуры пролетариата, демократическогоцентрализма и пролетарского интернационализма. Однако идейная борьба вКонституционной комиссии отнюдь не закончилась. В течение мая-июня 1918 г. шлидискуссии по каждой статье проекта будущей Конституции. Особенно остраядискуссия разразилась 26 июня при обсуждении проекта «Положения об отделахВЦИК», подготовленного подкомиссией в составе эсера-максималиста А.Г.Бердникова, представителя НКЮ проф. Г.С. Гурвича и представителя НКВД М.Я. Лациса,разделявшего в то время взгляды «левых коммунистов». В проекте предлагалось,под предлогом ликвидации дублирования и параллелизма и сокращения аппарата,ликвидация СНК и народных комиссариатов и создание вместо них Совета ВЦИК иособых коллегий отделов ВЦИК. Эти коллегии должны были делегировать назаседания Совета ВЦИК «непостоянных лиц». В результате, как заявил один иззащитников проекта «теперешние министры упраздняются, а у нас остаютсяколлегии». Проект, таким образом, был направлен на фактическую ликвидациюправительства как единого оперативного органа, осуществлявшего повседневноеруководство страной и внедрение беспредельной коллегиальности,безответственности и неразберихи. Это прямо противоречило политике, которуюпроводил лидер большевистской партии и глава Советского правительства Ленин,который в своей статье «Очередные задачи Советской власти», носившейпрограммный характер, подчеркивал, что в условиях разгула мелкобуржуазнойстихии жизненно необходимо сочетание демократизма с единоличной диктаторскойвластью. Указанный выше проект был отвергнут.
На заседании ЦК правящей партиибольшевиков 26 и 28 июня 1918 г. выяснилось, что проект Конституции не готов,ряд его разделов (об избирательном праве, о компетенции местных советов и ихвзаимоотношениях с центром, о правах и обязанностях граждан) не проработаны.Нет и декларативной части Конституции. Создалась угроза срыва представленияКонституции на утверждение V Всероссийского съезда Советов,намеченного на начало июля 1918 г. Тогда ЦК РКП(б) 28 июня создал специальнуюкомиссию по доработке проекта Конституции под непосредственным руководствомЛенина. В ее работе приняли участие практически все члены ЦК. Эта комиссия рассмотреладва проекта: проект Конституционной комиссии ВЦИК и проект наркомата юстиции(редакторы М.А. Рейснер и А.Г. Гойхбарг). За основу был взят проектКонституционной комиссии ВЦИК. Хотя проект Наркомюста и был отвергнут, какнеудовлетворительный, но ряд его наработок был использован при окончательномредактировании проекта Конституции. Некоторые разделы (о правах и обязанностяхграждан, о компетенции местных и центральных органов Советской власти, овыборах) были переработаны заново. В качестве первого раздела включена«Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Таким образом, проектКонституции был подготовлен в срок и представлен на утверждение V Всероссийскомусъезду Советов.
Потерпев неудачу в попыткахнавязать Конституционной комиссии выгодный для себя проект Конституции,который закрепил бы ослабление власти находившихся под контролем большевиковцентральных органов Советского государства, руководство партии левых эсероврешилось на авантюристическую попытку вооруженного захвата власти. Решение оподготовке вооруженного мятежа было принято на заседании ЦК партии левыхэсеров 24 июня 1918 г., то есть еще во время работы Конституционной комиссии.Сразу же началась военно-техническая подготовка восстания: боевые дружины левыхэсеров из разных городов (Петрограда, Витебска и др.) были вызваны в Москву.От имени крестьянской секции ВЦИК (руководителем этой секции и зам.председателя ВЦИК была Мария Спиридонова — лидер партии левых эсеров) былизатребованы с военных складов винтовки, пулеметы, даже артиллерийские орудия,боеприпасы, санитарное имущество. Провал последней попытки добиться упразднениябольшевистского правительства (СНК) конституционным путем (отклонениеКонституционной комиссией проекта «Положения об отделах ВЦИК» 26 июня 1918г.), о чем говорилось выше, окончательно утвердил левых эсеров в их решениисовершить вооруженный путч. III съезд партии левых эсеров, состоявшийся1 — 3 июля 1918 г., одобрил решение ЦК от 24 июня. Начало вооруженноговыступления приурочивалось к открытию V Всероссийскогосъезда Советов. При этом подчеркивалось, что ни в коем случае нельзя допуститьпринятия съездом Конституции РСФСР, т. к. эта конституция явится мощным орудиемподавления сепаратизма и разгула мелкобуржуазной стихии и укрепления властибольшевиков, и придаст большевистскому режиму конституционную легитимность.
Левые эсеры прекрасно понимали,что получить поддержку широких масс трудящихся им не удастся. Поэтому былпринят иезуитский план убийства в Москве германского посла Мирбаха и в Киевекомандующего германскими оккупационными войсками фельдмаршала фон-Эйхгорна,спровоцировать тем самым войну с Германией и вступление немецких оккупационныхвойск на территорию России. А затем, обвинив большевиков в «защите» германскихимпериалистов, выступить самим в роли вождей «революционной войны противмирового империализма» и на этой волне захватить власть. Хорошо знали они и отом, что крестьянство не хочет и не может воевать, но, спровоцировав немецкоенаступление и поставив массы в безвыходное положение, рассчитывали заставитьих воевать. Об этом прямо заявила на III съезде своей партии МарияСпиридонова: «Мы зовем к тому, чтобы мирный договор был разорван… В ответбудут репрессии по отношению к нам, и германские империалисты пришлюткарательные экспедиции — это наше спасение. Карательные экспедиции на Украинесоздали восстание. Никакими лозунгами, никакими митингами мы не в состоянииподнять крестьянство, сейчас скашивающее хлеб, на отпор. И только тогда, когдакарательными экспедициями будет покрыта вся Россия, будет создан стимул,заставляющий народ сопротивляться». Таким образом, левые эсеры готовы былиспровоцировать оккупацию России иностранными войсками, залить кровью всюстрану, чтобы захватить власть.
На второй день работы съезда 5июля 1918 г. лево-эсеровская фракция выступила с требованием признать работусоветского правительства неудовлетворительной и разорвать Брестский мирныйдоговор с Германией. Левые эсеры, конечно, понимали, что они не найдутподдержки на съезде. И, действительно, съезд одобрил деятельность советскогоправительства.
6 июля левоэсеровскими боевиками(кстати, делегированными от имени этой партии в ВЧК и проникшими в посольствопо документу, подписанному зам. председателя ВЧК левым эсером В.Александровичем) был убит германский посол граф Мирбах. Для страны создаласьчрезвычайно опасная ситуация. Страна оказалась на волосок от войны. Германскоеправительство потребовало ввода в Москву усиленного батальона германских войскдля охраны посольства. И только твердая позиция Советского правительства категорическиотвергшего германские требования предотвратила появление немецких войск вМоскве. В тот же день (6 июля) боевые дружины левых эсеров начали вооруженноевосстание и стали захватывать стратегические пункты в столице и арестовыватьсоветских работников — большевиков. Захватив телеграф, левые эсеры передалисообщение о свержении якобы Советского правительства, захвате ими власти иначале войны с Германией. Однако отрядами вооруженных рабочих и войскамимосковского гарнизона левоэсеровский мятеж был быстро подавлен. Не удалась ипопытка командующего Восточным фронтом левого эсера Муравьева повернуть войскафронта на Москву. Армия не поддержала мятеж. Сам Муравьев при аресте оказалвооруженное сопротивление и был убит. Подавлены были и скоординированные слевыми эсерами мятежи правых эсеров в Ярославле, Муроме и некоторых другихгородах. Работа V Всероссийского съезда советов, прерванная из-замятежа на один день, возобновилась и 10 июля 1918 г. съезд принял первуюсоветскую конституцию — Конституцию РСФСР 1918 года.
Конституция РСФСР 1918 года.
Основныеположения
10 июля 1918 г. первая советскаяконституция была принята V Всероссийским съездом советов, 19 июля
В современной как зарубежной, таки отечественной исторической публицистике иногда звучат утверждения, чтобольшевики устроили левым эсерам 6 июля «кровавую резню» и воспользовались«эпизодом» межпартийной борьбы для установления в стране однопартийного режимасвоей партии. Во-первых, никто не устраивал левым эсерам какого-либо«эпизода». Они сами подняли заранее подготовленный вооруженный мятеж.Во-вторых, не было никакой «кровавой резни». Политические руководители мятежа(члены ЦК левых эсеров) были преданы суду Верховного Революционного трибунала,который приговорил М. Спиридонову и Ю. Саблина к одному году лишения свободыкаждого. Но через 2 дня (29 ноября 1918 г.) Президиум ВЦИК амнистировал Спиридоновуи Саблина. Остальные подсудимые от суда скрылись и были осуждены заочно на 3года тюрьмы каждый. Но через год были амнистированы, так что никто в тюрьме несидел вообще. Был расстрелян по приговору коллегии ВЧК В. Александрович заизмену служебному долгу. Начальник отряда войск ВЧК Попов был объявлен внезакона за измену долгу. Но он скрылся и его следы затерялись. Были такжерасстреляны 13 рядовых участников мятежа за мародерство и убийства. И это все.И, наконец, никто партию левых эсеров не запрещал. Но мятеж нанес тяжелый ударпо ее репутации. Так, если на V Всероссийском съезде советов левыеэсеры имели 352 делегата, то на VI съезде всего 4 делегата. Начался массовыйвыход из этой партии рядовых членов и даже видных функционеров. Так, Ю. Саблинво время гражданской войны командовал дивизией в Красной Армии, был награжденорденом Красного Знамени, а в последствии занимал ответственный пост внаркомате обороны. То же самое можно сказать и о некоторых других видныхдеятелях опубликована в «Известиях ВЦИК» и вступила в действие. Она вконституционном порядке закрепляла победу социалистической революции иустановление государства диктатуры пролетариата. Закрепила она и формуправления нового государства — Республика Советов. В ст. 1, зафиксировавшей,что вся власть в центре и на местах принадлежит Советам рабочих, солдатских икрестьянских депутатов, получил государственно-правовое выражениеосновополагающий принцип пролетарской диктатуры — союз рабочего класса струдящимся крестьянством, но под руководством рабочего класса, что отраженобыло в некоторых преимуществах рабочих в избирательном праве. Таким образом, этобыла первая в мире диктатура большинства населения страны над эксплуататорскимменьшинством.
Закреплена была в Конституциитакже и форма государственного устройства в виде свободного союза свободныхнародов как федерации советских национальных республик. Однако в Конституцииустанавливались лишь коренные начала этой федерации, «предоставляя рабочим икрестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственномполномочном съезде; желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральномправительстве и в остальных федеральных советских учреждениях» (ст. 7).
Ограничившись установлениемкоренных начал Советской федерации, авторы Конституции прекрасно понимали, чтоконкретные ее формы должна выработать практика. Тем более, что эта практика намомент принятия Конституции была весьма ограничена. Территория только чтовозникших самостоятельных советских республик (Украинской ССР, прибалтийскихсоветских трудовых коммун) была оккупирована немецкими войсками, что прервалопроцесс развития федеративных отношений.
В автономных республиках,возникших на территории Юга России (за исключением Туркестанской и Терской)большинство составляло русское население и их возникновение не было связано срешением национального вопроса, а объяснялось другими причинами, о которыхговорилось в 1 настоящей главы.
Фактически РСФСР на моментпринятия Конституции являлась унитарным государством. Но авторы Конституциисмотрели в будущее и хорошо понимали, что в ближайшем будущем по мереосвобождения всей территории страны от иностранной оккупации и белогвардейскихвойск, такая многонациональная страна как Россия неизбежно столкнется спроблемой решения национального вопроса и наиболее целесообразной формой егорешения станет федерация советских национальных республик.
В Конституции была сформулированаосновная задача Советского государства — уничтожение всякой эксплуатациичеловека человеком, подавление свергнутых эксплуататоров и установлениесоциалистической организации общества. В Конституции указывалось, что первымишагами по пути реализации этой задачи являются: национализация (социализация)земли и ее недр, лесов, банков, аннулирование кабальных иностранных займов,переход основных командных высот управления народным хозяйством (в том числезаводов, фабрик и рудников общегосударственного значения, железных дорог,морского и речного транспорта и т. д.) в руки Советской власти. Создание основсоциалистической экономики большевики рассматривали как решающий фактор,определявший сущность Советской Конституции.
Конституция закрепила важнейшиеправа и свободы граждан России, а также их основные обязанности по отношениюк советскому обществу и государству. Прежде всего следует отметить, что оназакрепила равноправие российских граждан независимо от расовой, национальнойпринадлежности и вероисповедания, покончив тем самым с позорной практикойдискриминации по мотивам национальной и религиозной принадлежности,существовавшей в царской России. И, видимо, только той спешкой, в которой завершаласьподготовка проекта Конституции перед открытием V Всероссийскогосъезда Советов, можно объяснить тот факт, что в ст. 22, закреплявшей равноправиеграждан РСФСР, отсутствует указание на равенство прав граждан независимо отполовой принадлежности. Хотя, в ст. 64 особо подчеркивается, что правоизбирать и быть избранным в органы власти предоставляется гражданам обоего пола(как мужчинам, так и женщинам). Да и в текущем законодательствеподчеркивалось равенство прав женщин с мужчинами (декреты о земле, о равнойоплате за равный труд, декреты касавшиеся семейных отношений и т.д.).
Но, провозглашение юридическогоравноправия граждан независимо от их национальности и религиознойпринадлежности явилось только первым шагом на пути достижения фактического ихравенства. Социалистический метод решения национального вопроса, предложенныйбольшевиками, предполагал преодоление былой отсталости ряда народов России,подъем уровня их экономического, социального и культурного развития, чтовозможно было, по мнению большевиков, лишь на базе мощной социалистическойэкономики.
Отменив ограничения прав попризнакам национальной и религиозной принадлежности и по признаку пола,Советская власть ввела такие ограничения по признаку социальнойпринадлежности. Конституция провозгласила, что «власть должна принадлежатьцеликом и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству —Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». И, следовательно, «вмомент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорамне может быть места ни в одном из органов власти» (ст. 7).
Опыт истории показывает, что вовсех революциях и гражданских войнах лица из числа тех социальных сил, которыевыступали против революции, лишались политических, а нередко и гражданскихправ, так было в годы революции в Англии в XVII в., когда«кавалеры» (сторонники короля) были лишены права участвовать в выборах впарламент. Поэтому полноправными гражданами по Конституции РСФСР являлись лишьтрудящиеся. Нетрудовые элементы были ограничены в правах, прежде всегополитических. Поскольку важнейшим из политических прав было право избирать ибыть избранным в органы власти, то критерии ограничения в правах содержались вст. 65 Конституции, определявшей категории населения, лишавшихся избирательногоправа. Это лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли,жившие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, прибыль с предприятий,поступления с имущества и т. д.)223, а также монахи и духовные лицаразличных религий, бывшие служащие и агенты полиции, корпуса жандармов иохранных отделений, члены бывшего царствовавшего в России дома, лица,осужденные за корыстные и порочащие преступления. Таким образом в основулишения политических прав были положены социально-экономические критерии, а несоциальное происхождение как таковое. Это важно подчеркнуть посколькузначительное число старых специалистов (инженеров, ученых, врачей, офицеров,генералов и т. д.) в том числе и выходцев из буржуазии и даже дворянстваслужило в советских учреждениях, в Красной армии, правоохранительных учреждениях(даже в ВЧК) и соответственно они не лишались политических и не ограничивалисьв гражданских правах.
Характерно, что в ст. 23Конституции подчеркивалось, что Советская власть «лишает отдельных лиц иотдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересамсоциалистической революции». Отсюда следуют два вывода. Первый из них: лишениеправ не обязательно связано с прошлой социальной принадлежностью. И второйвывод: права и свободы должны использоваться исключительно в интересахсоциалистической революции и социалистического строительства. Этот вывод имелпринципиальное значение и получил развитие в последующем советском.
Характерно, что в проектеКонституции, подготовленном двумя профессорами государственного права М.А.Рейснером и А.Г. Гойхбаргом и представленном от имени коллегии Наркомюста, клицам, живущим на нетрудовые доходы причислялись и лица, получавшие гонорары.Эта формулировка была явно направлена против интеллигенции (врачей,художников, писателей, адвокатов), получавших за свой труд гонорары. Вокончательном тексте Конституции, отредактированном комиссией ЦК РКП (б) подруководством Ленина, упоминание о гонорарах было исключено.
конституционном законодательстве.Впрочем, и в ряде Конституций стран Запада тоже закреплялся сходный принцип,состоящий в том, что права и свободы могут использоваться лишь в интересахустранения злоупотреблений властью в рамках существующего строя.
Комментируя ст. 23 Конституции РСФСРлидер большевиков Ленин подчеркивал, что свергнутые эксплуататоры самипоставили себя вне советов, выступив с оружием против Советской власти иразвязав (при поддержке иностранных интервентов) в стране гражданскую войну.«Вопрос о лишении эксплуататоров избирательного права, — писал Ленин, — естьчисто русский вопрос, а не вопрос о диктатуре пролетариата вообще». ВПрограмме РКП(б), принятой VIII съездом партии большевиков в разгаргражданской войны в 1919 г., подчеркивалось, что ограничение прав свергнутыхэксплуататоров — временная мера, и соответственно тому, как «будет исчезатьнеобходимость в этих временных мерах, партия будет стремиться к их сужению и кполной отмене».
Как уже говорилось выше, четкиекритерии, кто пользуется правами, а кто их лишается, были разработаныприменительно к избирательным правам, но они практически относились ко всемукомплексу политических прав, а в ряде случаев (как это будет показано далее)ограничения прав выходили за рамки только политических прав. Следует подчеркнуть,что как избирательное право, так и другие политические, социально-экономическиеи личные права по Конституции РСФСР 1918 г. носили индивидуальный характер. Темсамым законодатель отверг выдвинутый на заседании Конституционной комиссиипроф. М.А. Рейснером левацкий тезис о том, что в социалистическом государствеякобы могут быть лишь коллективные права союзов и ассоциаций. Характерно, чторуководствуясь классовыми критериями Конституция предоставляла не только правоубежища иностранцам, преследуемым по политическим и религиозным мотивам, но итем из них, кто проживал на территории РСФСР и относился к категориям рабочих ине использовавших чужой труд крестьян.
Помимо избирательного праваКонституция представляла свободу собраний, свободу выражения своих мнений впечати, свободу союзов и объединений. Но при этом оговаривалось, что все этисвободы распространяются именно на трудящихся. Более того, в Конституциисодержалось указание на материальные гарантии этих свобод (предоставлениепомещений, типографий, запасов бумаги и т.д.). Однако следует отметить, что,хотя политические права и свободы предоставлялись прежде всего рабочим ибеднейшим крестьянам, это вовсе не означало автоматического запрещенияпользоваться некоторыми из них другим слоям населения и в том числеинтеллигенции.
Запрещению со стороны Советскойвласти подверглись лишь те политические партии и общественные организации,которые явились организаторами вооруженных выступлений против Советской властиили выступали с призывами к ее вооруженному свержению (партии кадетов, союзыпредпринимателей, союз защиты родины и свободы, различные офицерские союзы и т.д.). Отношение к партиям социалистической ориентации было иным. Формальногозапрета по отношению к ним не было. Методы принуждения применялись лишь вотношении некоторых их лидеров. Так, в связи с мятежом, организованном правымиэсерами в июле 1918 г. в Ярославле и ряде других городов, последовал декретоб исключении лидеров правых эсеров из советов. Но в конце 1918 г. этот запретна их деятельность в советах был снят. А против левых эсеров такая мера непредпринималась даже в связи с мятежом 6 июля 1918 г. Представители партийсоциалистической ориентации избирались даже на Всероссийские съезды Советов ив местные советы вплоть до начала 20-х гг. Эти партии никто не запрещал. Онисами потеряли доверие масс и постепенно сошли с политической арены.
Показательно отношение кразличным обществам и творческим союзам интеллигенции. Оно зависело отследующих условий: признание Советской власти и соблюдение советских законов.Общества и союзы, деятельность которых удовлетворяла этим условиям,признавались законными. Например, общество Красного Креста — после переизбранияруководства, Русское театральное общество (существовавшее с 1896 г.), Русскоегеографическое общество (возникшее еще в 1846 г.) и Русское техническоеобщество — после перерегистрации их уставов. Более того, Советская власть нетолько санкционировала их уставы, но и оказало им существенную материальнуюпомощь в их деятельности на пользу народу.
Что касаетсясоциально-экономических прав, то в Конституции говорится лишь об обеспечениидля трудящихся действительного доступа к знаниям, в связи с чем, какговорилось в Конституции, РСФСР ставит своей задачей предоставить рабочим ибеднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование.
Еще на этапе подготовки проектаКонституции в нее предлагалось включить статью о праве трудящихся на достойную«зажиточную» жизнь, что предполагало установление государственного минимумазаработной платы, которая давала бы возможность достойного существования.Однако эта статья была исключена из проекта в связи с возражениямипредставителя народного комиссариата финансов, который доказал конституционнойкомиссии, что у молодого советского государства нет средств, чтобыгарантировать практическую реализацию подобной статьи, а потому ее и нецелесообразно включать в текст Конституции.
Из категории личных прав и свободв Конституцию вошла лишь статья, закреплявшая свободу совести, чтогарантировалось отделением церкви от государства, школы от церкви ипредоставлением гражданам свободы как исповедовать любую религию, так и неисповедовать никакой религии, а также свободы религиозной и антирелигиознойпропаганды.
Характерно, что Конституция несодержала традиционных гарантий неприкосновенности личности, жилища и тайныпереписки граждан. И это не случайно. Исторический опыт всех революцийсвидетельствует, что свергнутые правящие классы добровольно власть не уступаюти всеми средствами, в том числе и силой оружия, пытаются восстановить своегосподство. В ходе начавшейся гражданской войны, когда часть граждан(классово-враждебные элементы) выступила с оружием в руках против советскойвласти, эта власть не могла гарантировать всем гражданам неприкосновенностиличности, жилища и тайны переписки.
Конституция закрепила иобязанности советских граждан и прежде всего всеобщую обязанность трудиться. ВКонституции говорилось, что РСФСР «признает труд обязанностью всех граждантрудиться и провозглашает лозунг: «Не трудящийся да не ест». Эта обязанностьвозлагалась на всех граждан в том числе и на нетрудовые элементы. При этом неделалось различия между видами труда. Важно было, чтобы он был общественнополезным. А критериями трудоспособности являлись состояние здоровья и возраст.
Конституционной обязанностью всехграждан признавалась также обязанность защиты социалистического отечества, всвязи с чем Конституция устанавливала всеобщую воинскую обязанность. Но почетноеправо защищать революцию с оружием в руках предоставлялось лишь трудящимся. Нанетрудовые элементы возлагалось исполнение иных обязанностей военной службы, несвязанных с владением оружием.
В разделе «Конструкция Советскойвласти» закреплялась уже сложившаяся система органов советскогогосударственного аппарата. Пирамида Советов опиралась на сельские, поселковые игородские советы, составлявшие ее основание. Именно в эти Советы низшего звенадепутатов избирали непосредственно избиратели. Граждане обоего пола начиная с18 лет, имевшие избирательное право (о критериях для обладания которымговорилось выше) собирались на избирательные собрания в городах попроизводственному принципу (на заводах, фабриках и учреждениях), а в сельскойместности по территориальному принципу (на сельских и поселковых сходах) иизбирали открытым голосованием депутатов местных Советов. При этом,Конституция предоставляла избирателям право отзыва своего депутата, если он (поих мнению) плохо исполнял свои депутатские обязанности. Право отзыва весьмасущественно отличало Советскую Конституцию от всех предыдущих конституцийбуржуазных государств, по которым депутат независим от своих избирателей навесь срок своего избрания, что позволяет ему тотчас «забывать» о своихмногочисленных популистских обещаниях, данных избирателям во времяизбирательной кампании. Депутаты сельских Советов избирали из своей средыделегатов на волостные съезды Советов. Волостные съезды Советов избираливолостные исполнительные комитеты (исполкомы) в составе 3 — 5 человек,являвшиеся полномочными органами Советской власти в волости до следующего волостногосъезда Советов и делегатов на уездные съезды Советов. Своих делегатов науездные съезды Советов избирали и городские Советы небольших городов. Уездныесъезды Советов избирали уездные исполкомы, а также делегатов на губернскиесъезды Советов. А те в свою очередь избирали губернские исполкомы, как органывласти в губернии и делегатов на Всероссийские съезды Советов. Таким образом,выборы были: во-первых, не всеобщие, поскольку нетрудовые элементы от участияв них отстранялись. Во-вторых, не прямые, а многостепенные. В-третьих, нетайные, а открытые. И, наконец, в-четвертых, не равные, поскольку нормыпредставительства были различны для рабочих и крестьян. Так Всероссийский съездСоветов избирался из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на25 тыс. избирателей, а представителей губернских съездов Советов по расчету 1депутат на 125 тыс. жителей. Так, записано в ст. 25 Конституции. Можно предположить,что применение разных и несравнимых категорий «избиратели» и «жители» —результат спешки и недосмотра составителей Конституции. По существу, видимо,имелись в виду тоже избиратели.
Высшим органом государственнойвласти по Конституции являлся Всероссийский съезд Советов, который должен былсозываться не реже 2-х раз в год. В промежутках между съездами высшая властьпринадлежала ВЦИК — обладавшему законодательными, распорядительными иконтролирующими функциями. ВЦИК образует правительство — Совет Народных Комиссаров(СНК) для общего управления делами страны и руководства отдельными отраслямигосударственной жизни. СНК подконтролен Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК.СНК имеет право издавать самостоятельно декреты, имеющие силу закона, а такжераспоряжения и инструкции, обязательные для исполнения на всей территориистраны, отменить которые вправе только ВЦИК. Наиболее важные декреты, имеющиекрупное общеполитическое значение СНК представлял на рассмотрение иутверждение ВЦИК. Такие декреты публиковались от имени ВЦИК и СНК. Члены СНК —народные комиссары возглавляли народные комиссариаты — центральные органыотраслевого управления.
Конституция четко определялапредметы ведения Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и СНК, а также структуруи предметы ведения местных органов Советской власти. При этом подчеркивалось,что обязанностью местных органов является проведение в жизнь всехпостановлений соответствующих высших органов Советской власти; разрешение всехвопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение и объединениевсей советской деятельности в пределах данной территории (ст. 61 Конституции).Такое распределение компетенций между центральной и местной властью былонацелено на утверждение в государственном управлении принципа демократическогоцентрализма и преодоление проявлений местничества и сепаратизма, утверждение«вертикали власти». Демократический централизм выражался и в двойномподчинении отделов отраслевого управления местных исполкомов, которые погоризонтали подчинялись своим исполкомам, а по вертикали одноименным отделамвышестоящих исполкомов, а в губернских исполкомах по вертикали соответствующимнародным комиссариатам.
Эта линия была последовательнопроведена и в главе о бюджетном праве, где говорилось, что все государственныедоходы и расходы РСФСР объединяются в общегосударственном бюджете, которыйутверждается ВЦИК. Причем ВЦИК определяет также, какие виды доходов и сбороввходят в общегосударственный бюджет, а какие поступают в распоряжение местныхСоветов, а равно устанавливает пределы обложения. На удовлетворениепотребностей, имеющих общегосударственное значение, средства должныпредоставляться местным властям из государственного бюджета по сметамсоответствующих наркоматов, но эти средства расходуются местными властямитолько по прямому назначению и не могут быть истрачены на другие нужды.Конституция предусматривала (ст. 86) даже утверждение ВЦИКом и СНК местныхбюджетов губерний и областей. Последний шестой раздел Конституции был посвященгосударственной символике; утверждал государственный герб и флаг РСФСР. Характерно,что в первоначальном рисунке герба РСФСР помимо скрещенных серпа и молота каксимволов мирного созидательного труда рабочих и крестьян был изображен меч.Когда этот рисунок был показан Ленину, он заявил: «… зачем же меч? —Завоевания нам не нужны. Завоевательная политика нам совершенно чужда; мы ненападаем, а отбиваемся от внутренних и внешних врагов; война нашаоборонительная, и меч — не наша эмблема». Меч был исключен из рисунка государственногогерба.
Принятие Советской Конституции1918 г. имело колоссальное значение — это была первая в мире Конституция,закрепившая завоевания социалистической революции. Она явилась юридическойбазой становления советской правовой системы. Характерной ее чертой явилосьто, что ее содержание полностью соответствовало реальной действительности. Новместе с тем в ней четко была сформулирована программа дальнейшего построениясоциалистического общества и государства.
Возникновениеи развитие советского права в период октябрьской революции и гражданской войныо 1017-1920 годы
§ 1. возникновение советскогоправа и его источники
Победа Октябрьской революции исоздание Республики Советов как одной из форм диктатуры пролетариата по мыслибольшевиков направлена была на разрушение старого буржуазного правопорядка иформирование нового советского правопорядка.
Лидеры взявшей власть в свои рукипартии большевиков исходили из представления о праве как орудии классовойполитики. Они считали, что каждый класс, приходящий к власти и устанавливающийсвою диктатуру, проводит свои требования в виде общеобязательных законов идобивается их претворения в жизнь, опираясь на мощь государственного аппарата.Такие представления о праве, сформулированные в программных документахбольшевистской партии, были разработаны задолго до Октября 1917. Еще в XIX в. Ф. Энгельсписал, что «требования интересов какого-либо класса могут быть осуществленытолько путем завоевания этим классом политической власти, после чего онпридает своим притязаниям всеобщую силу в форме законов»224.
Отсюда и содержание законовопределяется господствующим классом исходя из интересов укрепления егоруководящего положения в обществе, проведения в жизнь программы преобразований,соответствующих его классовым целям, а вовсе несоображениямикакой-либо абстрактной «справедливости».
Указанные взгляды большевиков направо и его роль были сформулированы на основе обобщения исторического опытаевропейских буржуазных революций и особенно самой радикальной из них ВеликойФранцузской революции конца XVIII в. Ведь именно в ходе этойреволюции наиболее решительно была разрушено и отброшено старое феодальноеправо, закреплявшее сословную структуру общества и сословные привилегии иограничения, а также феодальную собственность и феодальные повинности, что,конечно с позиции дворян-собственников феодальных землевладений было величайшей«несправедливостью», а сточки зрения французских крестьян, получивших этуземлю из рук революционной якобинской диктатуры, наоборот, величайшей«справедливостью».
Таким образом, исторический опытподтверждает, что каждый новый класс, приходящий к власти, не может себясвязывать законами свергнутых классов, и слова лидера большевиков В. Ленина отом, что «диктатура есть власть, опирающаяся на насилие, не связанноеникакими законами»225 вовсе не означает, что в условиях пролетарскойдиктатуры не должно быть законов и законности, а лишь произвол и анархия. Этозначит, что власть не связана какими-либо законами, исходящими не от самогогосподствующего класса. Наоборот, именно господствующий класс диктует законыи, по мере формирования своего государственного аппарата, судов,правоохранительных органов и установления контроля за территорией и населениемстраны, добивается их претворения в жизнь.
Советское право явилось мощныморудием революционного преобразования общества, рычагом реализации основнойцели социалистической революции. Ее суть сводилась к тому, чтобы создатьсоциальный строй, который бы обеспечивал всем членам общества возможностьудовлетворять свои потребности, имеющимися у общества материальными благами,благами культуры и цивилизации. А потому, в соответствии с социалистическойконцепцией прав и свобод именно социально-экономические права составляютреальный фундамент политических и личных прав. В самом деле, человеку надо,прежде всего, быть уверенным в том, что он не окажется без средств ксуществованию, будет иметь работу с оплатой, обеспечивающей достойную жизнь,иметь крышу над головой, гарантированную охрану здоровья, бесплатноеобразование и т. д. Для того чтобы иметь средства на решение указанных выше
224Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21, с. 515.
социальных проблем большевики считали необходимымпревратить основные средства производства в общенародное достояние, то естьнационализировать землю и ее недра (добычу полезных ископаемых), банки,крупную промышленность, внешнюю торговлю, железные дороги, торговый флот,средства связи и т. д. Национализация рассматривалась как средство дляустранения чрезмерной поляризации общества — концентрации невиданногобогатства и роскоши в руках узкого слоя финансово-промышленной элиты и тесносвязанной с ней высшей бюрократии и относительного обнищания широких масс трудящихся.Национализация основных средств производства и государственное регулированиеэкономики призваны были по мысли большевиков, перераспределить доходы отпроизводства от частного паразитического потребления социальных верхов наобеспечение социальных программ в интересах основной массы трудового населениястраны.
Реализация столь грандиознойпрограммы была рассчитана на долгосрочную перспективу. Ближайшей задачейявлялось конституционно-правовое закрепление становления советскогогосударства.
В первых правовых актах Советскойвласти — в обращении II Всероссийского съезда Советов «Рабочим,солдатам и крестьянам», «О полноте власти Советов», в «Декларации правтрудящегося и эксплуатируемого народа» — документе конституционного значения,принятом IIIВсероссийскимсъездом Советов, законодательно провозглашалось принципиальное положение, чтовся государственная власть целиком и исключительно принадлежит трудящимсягорода и деревни в лице их полномочных органов — Советов рабочих, солдатских икрестьянских депутатов. Соответственно за трудящимися закреплялось право избиратьи быть избранными в Советы. Основные положения первых декретов Советскойвласти затем были развиты и конкретизированы в первой Советской Конституции —Конституции РСФСР 1918 года, принятой V Всероссийским съездом Советов 10июля 1918 г.
В Конституции была сформулированаосновная задача Советского государства — уничтожение всякой эксплуатациичеловека человеком, подавление свергнутых эксплуататоров и установлениесоциалистической организации общества. В Конституции указывалось, что первымишагами на пути реализации этой задачи являются: национализация (социализация)земли и ее недр, лесов, банков, аннулирование кабальных иностранных займов,переход основных командных высот управления народным хозяйством (в том числезаводов, фабрик и рудников общегосударственного значения, железных дорог,морского и речного транспорта и т. д.) в руки Советской власти. Создание основсоциалистической экономики большевики рассматривали как решающий фактор,определявший сущность Советской Конституции. Следовательно, возникавшеесоветское право, юридической базой которого являлась Конституция РСФСР 1918 г.закрепила смену господствующего класса, каковым теперь стал рабочий класс всоюзе с трудящимся крестьянством, что и получило отражение и в системе органоввласти, и в порядке их формирования (избирательной системе), и в правовомстатусе граждан. Конституция закрепила также важнейший результат любойреволюции и социалистической в том числе — передел собственности и изменениеее форм, что нашло отражение во всей системе нового права. Все это означалопринципиальный разрыв советского права со старым дореволюционным правом. Этотразрыв справедливо подчеркивался во всей научной и учебной историко-правовойлитературе. Однако, при всей революционности нового права оно не могловозникнуть на абсолютно пустом месте, игнорируя многовековую историю права,накопленный человеческой цивилизацией уровень как общей, так и, особенно,правовой юридической культуры, юридической техники.
Таким образом, говоря опринципиальном разрыве со старым правом, следует напомнить и о проблемепреемственности советского права с предшествующими правовыми системами,использовании, накопленного человечеством опыта и правовой культуры. Но этотвопрос целесообразнее рассмотреть в заключение, опираясь на уже изложенныйфактический материал.
Основным источником возникавшегосоветского права являлись законодательные акты, именовавшиеся тогда«декретами» (по аналогии с декретами революционного конвента во временаВеликой Французской революции).
Это объяснялось, во-первых, тем,что только путем издания декретов и возможно было проведение в жизнь программыреволюционного преобразования общественных отношений и формирования основ принципиальнонового социалистического строя. Во-вторых, имела место и историческаяпреемственность. Ведь и дореволюционное российское право относилось кромано-германской («континентальной») правовой семье, где законодательный актявлялся основным источником права.
Важнейшую роль игрализаконодательные акты Всероссийских съездов Советов, имевшие конституционноезначение, такие как декреты «О мире» и «О земле», «Декларация прав трудящегосяи эксплуатируемого народа», «О федеральных учреждениях Российской Республики».Особенно велика была роль Конституции РСФСР 1918г., закрепившая конституционныепринципы построения советского государства, структуру государственногоаппарата и порядок его функционирования, правовой статус советских граждан, ихправа и обязанности. Первая советская Конституция — Конституция РСФСР 1918 г.явилась правовой базой всей формировавшейся системы советского права.
Первые годы после октября 1917 г.декреты, имевшие общегосударственное значение, кроме Всероссийских съездов Советовиздавали также ВЦИК, Совнарком и даже народные комиссариаты. Так, к примеру,декрет «О рабочей милиции» от 27 октября (10 ноября) 1917 г. издал НКВД, а«Руководящие начала по уголовному праву» от 12 декабря 1919 г. изданынаркоматом юстиции.
Всероссийское законодательстводополнялось законодательством местных советов. Советы всех уровней составлялиединую пирамиду Советов и являлись полновластными органами пролетарскойдиктатуры на местах, соответственно и их акты имели силу законов на подведомственнойтерритории. Поскольку Всероссийское законодательство не поспевало за ходом жизнии носило фрагментарный характер, то местное законотворчество восполнялопробелы в праве и решало возникавшие на практике неурегулированные всероссийскимзаконодательством вопросы.
Создавая новую советскую системуправа, принципиально отличавшуюся от старого буржуазного права, советскаявласть не могла сохранить в целом всю систему дореволюционного права. Отсюда инеобходимость ее слома. Но это вовсе не означает, что отдельные нормыдореволюционного права, особенно те, которые отражали общесоциальные задачи,без решения которых не может существовать никакое человеческое сообщество (неубий, не укради и т. д.), а также нормы технического характера не могут бытьиспользованы и новой властью. Этим и объясняется, что в декрете «О суде» № 1говорилось о возможности для судов временно, впредь до изданиясоответствующих советских законов, руководствоваться законами свергнутыхправительств, но лишь постольку, поскольку они не противоречили декретамСоветской власти, революционной совести и революционному правосознанию, атакже программам минимум партий большевиков и левых эсеров (поскольку на моментиздания декрета «О суде» №1 советское правительство было двухпартийным). Клету 1918 г. ссылка на законы «свергнутых правительств» были запрещены. Но«революционным правосознанием» как суды, так и органы государственногоаппарата руководствовались в случае отсутствия соответствующих законодательныхнорм на всем протяжении гражданской войны, вплоть до кодификации советскогоправа в первой половине 1920-х гг., когда в основном завершилось формированиесистемы советского законодательства. Основным ориентиром, определившимпараметры революционного правосознания, являлись Конституция РСФСР и декретыСоветской власти.
Характерной особенностьюзаконотворческого процесса являлось участие в нем широких масс трудящихся и ихобщественных организаций. Так в подготовке Положения о рабочем контроле,Положения о ВСНХ и других аналогичных актов активно участвовали профсоюзы ииные общественные организации и даже представители предпринимателей. В основудекретов «Об уравнении в правах всех военнослужащих» от 16 декабря 1917 г. и«О выборном начале в армии» были положены проекты, выработанные Общеармейскимкомитетом при Ставке. Затем эти проекты были обсуждены и одобрены Общеармейскимсъездом. Декрет «О национализации торгового флота» согласовывался с ЦКВсероссийского союза речников и моряков торгового флота.
Аналогичная практика привлеченияпрофсоюзов и иных общественных организаций трудящихся к подготовке иобсуждению проектов нормативных актов получила распространение и на уровнеместных советов. Насколько велик был размах местного правотворчествасвидетельствует тот факт, что даже на уровне отдельных сел и деревень насельских сходах разрабатывались различные местные законопроекты, а нередко онии рассматривались в качестве источников права на местном уровне. Об этомкрасноречиво говорят документы, собранные в сборниках «Материалы НКЮ»,публиковавшиеся в первые годы после революции. Вот примеры: в селе ЧинятыЗмеиногорского уезда граждане на сельском сходе разработали и утвердили Уложениео наказаниях за грабеж, кражи, порчу имущества и даже за нарушениеобщественной тишины и спокойствия. В наказе граждан ряда сельских сходовКамышевскому народному суду говорилось о более чем 50 видах уголовныхпреступлений с мерами наказаний в виде денежных штрафов и лишения свободы. Этифакты показывают демократизм советского правотворческого процесса, участие внем самых широких масс народа, что способствовало тому, что в законодательствесоветской власти получали свое отражение интересы и нужды трудящихся.
Однако столь широкий размахместного правотворчества имел и другую сторону. Многие местные органыСоветской власти не всегда правильно понимая лозунг полновластия Советов,проявляли элементы местничества и сепаратизма и издавали акты, которые подчасне только далеко выходили за рамки их компетенции, установленной КонституциейРСФСР 1918 г., но и противоречили актам центральной власти. Это объяснялось какотсутствием опыта функционирования Советского государственного аппарата,который создавался впервые в мире, так и сепаратистскими настроениями многихработников на местах.
Правящей партии большевиков иорганам центральной Советской власти приходилось вести упорную борьбу противсепаратизма, за внедрение в работу местных органов Советской власти, исоответственно, в процесс законотворчества принципа демократическогоцентрализма. Существенную роль в этом сыграло Постановление Чрезвычайного VI Всероссийскогосъезда Советов «О точном соблюдении Законов», в котором предписывалось всеморганам и должностным лицам, а также и гражданам точно и неуклонно соблюдатьпостановления, положения и распоряжения, издаваемые центральной советскойвластью. Меры, отступающие от законов центральных органов РСФСР или выходящиеза их пределы, допускались лишь в том случае, если они были вызваны экстреннымиусловиями гражданской войны с контрреволюцией. Но в этих случаях требовалосьнемедленное сообщение о подобных мерах в Совет Народных Комиссаров, с копиейдля заинтересованных центральных ведомств, с объяснением причин таких действийи лиц, ответственных за принятие подобных мер.
В дальнейшем был упорядочен ипроцесс нормотворчества в Центральных органах советской власти.Постановлением «О советском строительстве» VIII Всероссийскогосъезда Советов от 29 декабря 1920 г. устанавливалось, что законодательные акты,имеющие общегосударственное значение, имеют право издавать лишь Всероссийскиесъезды Советов, ВЦИК, его Президиум и СНК.
Более точно была разграниченазаконодательная компетенция ВЦИК и СНК. Декреты, касающиеся установления общихнорм политической и экономической жизни, а также вносящие коренные изменения всуществующую практику государственных органов, обязательно рассматриваются иутверждаются ВЦИК, причем законопроекты такого рода публикуются и рассылаютсяместным органам Советской власти для предварительного обсуждения и выявления ихмнения не позднее, чем за две недели до обсуждения соответствующегозаконопроекта и его утверждения ВЦИК. Такой порядок позволял законодателюучитывать мнения и интересы местных органов власти и населения. Совет НародныхКомиссаров издавал декреты общегосударственного характера по вопросам нетерпящим отлагательства, а также по военным и иностранным делам и делам,влекущим обязательства для РСФСР. Причем Президиуму ВЦИК представлялось правоотменять постановления СНК с представлением соответствующего доклада наближайшей сессии ВЦИК.
Устанавливался более эффективныйпорядок контроля за законотворческой деятельностью местных органов советскойвласти. Так, акты местных съездов Советов могли быть отменены лишь вышестоящимисъездами, их исполкомами, ВЦИК и его Президиумом, а постановления местныхисполкомов, также и СНК.
Таким образом, уточнялось понятиедекрета как источника права, а также разграничивались законодательные акты какисточники права общегосударственного и местного уровня. Вместе с тем в связи сфрагментарностью советского законодательства и наличием существенных пробеловв праве роль источника права играло революционное правосознание.
§ 2. Проблема равноправия граждан
Одной из важнейших своих задачСоветская власть считала ликвидацию таких пережитков феодально-крепостническихпорядков, как сословные и религиозные привилегии и ограничения прав,национальное угнетение и бесправие женщин.
В России вплоть до Октябрьскойреволюции 1917 г. все подданные империи делились на четыре сословия: дворянство,духовенство, городское сословие (мещане) и крестьянство. Дворянство,духовенство и верхний слой городского населения (купечество и так называемые«почетный граждане» — буржуазия и буржуазная интеллигенция) имели рядсословных привилегий, в частности право свободного передвижения по стране ивыбора места жительства, свободного выезда за границу и возвращения обратно, адворянство — также получения высших орденов империи. Они имели также своисословные учреждения — дворянские собрания, игравшие существенную роль вместном управлении, дворянские и купеческие клубы, банки, учреждения опеки ит. д. Крестьянство и низшие слои мещанства были ограничены в ряде своих прав(права передвижения и выбора места жительства, выезда за границу и т. д.). Дляцарской бюрократии были введены военные и гражданские чины, разделенные на 14классов, дававшие их обладателям немалые привилегии. Верхушка бюрократии,армейский генералитет сплошь состояли из дворянства. Тем более, что получениечина полковника в армии, капитана 1-го ранга на флоте и действительногостатского советника в гражданской службе давало право для недворян на вступлениев дворянское сословие. Сословный характер государственного аппарата иофицерского корпуса подчеркивался и сугубо сословной наградной системой иобращением солдат к офицерам и людей из низших сословий к чиновникам: «вашеблагородие» к младшим офицерам и чиновникам до VII класса, «вашевысокоблагородие» к старшим офицерам и чиновникам VI класса и «вашепревосходительство» к генералам и чиновникам от IV класса и выше.
К привилегиям и ограничениям правпо сословному признаку добавлялись привилегии по национальному и религиозномупризнакам. Россия — государство многонациональное. В нем проживало более станаций, народностей и этнических групп. Причем русские составляли лишь 43,3 %всего населения. Большинство народов, входивших в Российскую Империю, были втой или иной мере ограничены в политических и гражданских правах.Государственным языком признавался только русский язык. Родными языками былозапрещено пользоваться в государственных учреждениях, суде, учебныхзаведениях. Привилегии и ограничения прав по национальному признаку теснопереплетались с ограничениями прав по религиозному признаку.
Православная религия являласьгосударственной. Официальным главой православной церкви, согласно Основнымзаконам Российской империи 1906 г., был царь. Именно он своими указамиутверждал в должности членов высшего органа церковного управления — Святейшегоправительствующего синода. И от его имени работу Синода контролировалназначенный императором обер-прокурор. Для других христианских религий(католической, протестантской и т. д.), а также иных религий (иудейской,мусульманской, буддийской и т. д.) существовали различные (причем для каждой свои)ограничения прав. Для иудейской, к примеру, «черта оседлости» (по реке Днепр, квостоку от которой запрещалось селиться за исключением лиц некоторыхпрофессий), запрет на приобретение земли в собственность, квоты дляпоступления в высшие учебные заведения, на государственную службу и т. д.Причем ограничениям прав по религиозному признаку придавалось такое значение,что в паспортах и иных личных документах фиксировалась не национальная (этническая)принадлежность подданных, а их вероисповедание. При переходе иноверца вправославие все перечисленные выше ограничения прав отпадали. Исключениембыли «бродячие инородцы» (кочевники), где критерием для ограничения прав былане религиозная или этническая принадлежность, а «бродячий» (кочевой) образжизни. Фиксировалась в паспортах также сословная принадлежность (точнее самипаспорта для лиц привилегированных сословий были иными).
Церковь осуществляла также рядгосударственных функций, имевших непосредственное отношение к правам иобязанностям российских подданных. Так, приходские священники вели книги актовгражданского состояния, то есть не только проводили религиозные церемонии, нои регистрировали рождения, браки, смерти. Именно в архивах приходских церквейхранились документы, имевшие важнейшее значение для гражданского,наследственного права. Брачно-семейные споры, в том числе разводырегламентировались церковными правилами и рассматривались не государственными,а церковными судами (епархиальными консисториями). Вся сфера просвещения контролироваласьцерковью. Это означало, что во всех учебных заведениях, в том числе средних ивысших, обязательно изучался «закон божий». А «законоучители» — священникивходили в состав ученых советов. Церковь контролировала содержание учебных программи учебников. Для чиновников и военнослужащих обязательна была религиознаяприсяга. При поступлении на учебу, на государственную службу, бракосочетании,получении паспорта, следующего чина, ордена обязательным было предоставлениесправки об исповеди от приходского священника. В случае, если на исповедисвященник узнает о совершенном или готовящемся государственном преступлении,он обязан был в нарушение тайны исповеди сообщить об этом в жандармскоеуправление. Таким образом, справка об исповеди являлась своеобразнымсвидетельством о политической благонадежности.
Осуществление церковью указанныхвыше государственных функций ставило в зависимость от нее всех подданныхимперии, формально причисленных к православию независимо от степени ихрелигиозности (понятия «атеист» в законе не предусматривалось) и, в том числе,использование ими своих политических и гражданских прав.
Требовала решения и проблемабесправия женщин. По дореволюционному Российскому праву женщина вообще нерассматривалась как самостоятельная личность. Ее социальный статус определялсяпо отцу или мужу (дочь чиновника такого-то, или жена купца такого-то). Поэтомузамужняя женщина вписывалась в паспорт мужа и должна была за ним следовать. Онопределял место жительства семьи, распоряжался семейным имуществом, даже вслучае раздельного имущественного режима в браке, жена без согласия мужа немогла отчуждать лично ей принадлежащего имущества или принять от кого-либонаследство. Муж определял судьбу детей и при разводе по закону они оставались сотцом. В случае раздельного проживания супругов (даже кратковременного) дляжены требовался от полиции отдельный вид на жительство, выдававшийся списьменного согласия мужа, которое могло быть им в любой момент аннулировано. Вэтом случае жена обязана была немедленно вернуться в дом мужа. А при отказесделать это добровольно, могла быть препровождена в дом мужа полициейпринудительно.
В сельской общине земельный пайполагался лишь на мужчин, а женщинам был не положен. Поступить на работуженщина могла лишь с согласия мужа, а ее зарплата была значительно нижезарплаты мужчин на такой же труд.
Характерно, что в годы I мировой войныразрешено было принимать женщин на работу в госаппарат, но только наканцелярскую работу и на должности не выше восьмого класса, но без праваприсвоения классных чинов и награждения орденами и медалями за выслугу лет,положенных чиновникам — мужчинам.
Еще более трудным и унизительнымбыла положение женщин восточных регионов империи. Шариат и адаты (обычноеправо) узаконивали многоженство, куплю и продажу невест (калым), выдачу замужмалолетних и т. д. Обычай затворничества отгораживал от внешнего мирамусульманку.
Не следует думать, что российскоезаконодательство, определившее правовой статус женщин, было уникальным.Ограничения гражданских и семейных прав женщин были в той или иной степениприсущи всем европейским странам, не говоря уж о странах Востока. Многие изподобных ограничений действуют в ряде стран и в настоящее время.
После Февральской революции 1917г. буржуазное Временное правительство предприняло ряд робких и нерешительныхпопыток отменить привилегии и ограничения прав по сословным, национальным ирелигиозным признакам. Так, в «обращении к гражданам» от 7 марта 1917 г. и впостановлении «О свободе совести» от 14 июля 1917 г. провозглашалась отменанациональных и религиозных ограничений. Но эта мера практически осталась набумаге, поскольку за церковью по-прежнему осталось исполнение государственныхфункций. В августе 1917 г. министерство юстиции подготовило проект постановленияоб отмене гражданских чинов и связанных с ними привилегий, но Временноеправительство так и не решилось его утвердить. Практически было лишь отмененотитулование офицеров и чиновников («ваше благородие» и т. д.). Единственнымреальным достижением можно считать разработанное Юридической комиссиейположение «О выборах в Учредительное собрание», которое установило всеобщее,равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. По этому «Положению»избирательным правом наделялись и женщины. Правда, в данном случае членыЮридической комиссии последовали той практике, которая уже сложилась в Россиипосле Февраля явочным порядком на выборах в Советы рабочих и солдатскихдепутатов, где женщины-работницы голосовали на равных основаниях с мужчинами.Участие в выборах женщин было закреплено в решениях Всероссийского совещанияСоветов в апреле 1917 г. С формально-юридической точки зрения именно в указанном«Положении» женщины впервые официально получили право голоса. Таким образом,Россия оказалась первой страной, наделившей женщин избирательным правом. ВоФранции и Германии женщины получили избирательное право в 1919 г., вВеликобритании в 1918 г., но лишь начиная с 30-летнего возраста и замужние. Авсе остальные совершеннолетние женщины лишь в 1928 г. В США женщины сталиучаствовать в выборах с 1920 г.
Однако, хотя женщины и получилиизбирательное право, все другие ограничения в области их гражданских исемейных прав сохранились.
Советская власть с первых днейсвоего существования взяла решительный курс на ликвидацию привилегий иограничений прав граждан по признакам сословной, национальной, религиознойпринадлежности и по признакам пола. Уже декретом ВЦИК и СНК «Об уничтожениисословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 г. аннулировались всеюридические нормы, действовавшие ранее в России и закреплявшие правовоенеравенство людей; отменялись бывшие сословия, гражданские чины и связанные сними привилегии, а также сословные (дворянские и купеческие) организации иучреждения. Для всего населения устанавливалось одно общее наименование —граждане Российской республики.
В «Декларации прав народовРоссии» от 2 ноября 1917 г. Советское правительство провозгласило отменунациональных и религиозных привилегий и ограничений и тем самым утвердилопринцип равноправия граждан независимо от их расовой, национальной ирелигиозной принадлежности. Но гарантией подлинного равноправия независимо отрелигиозной принадлежности должно было стать лишение церкви государственныхфункций, прежде всего, в такой важнейшей сфере, касавшейся непосредственногражданских и семейных прав граждан как ведение книг актов гражданскогосостояния. 18 декабря 1917 г. был опубликован декрет СНК «О гражданском браке,о детях и о ведении книг актов гражданского состояния», в котором говорилось:«Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки». Далее декретгласил: «церковный брак наряду с обязательным гражданским, является частнымделом брачащихся». Лишение церкви всех государственных функций было завершенодекретом СНК от 20 января (2 февраля) 1918 г. «Об отделении церкви отгосударства и школы от церкви». В декрете устанавливалась свобода каждогогражданина исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, т. е. бытьатеистом. Декрет запрещал указывать в официальных актах, в том числе и вличных документах граждан (паспортах и т. д.) их религиозную принадлежность.Церковь лишалась всех государственных функций. «Действия государственных ииных публично-правовых установлений, — говорилось в декрете, — несопровождаются никакими религиозными обрядами и церемониями». Упраздняласьтакже религиозная присяга. Поскольку школа отделялась от церкви, то церковьлишалась и права контроля за содержанием учебных дисциплин, права церковнойцензуры. Прекращалась также преподавания религиозных вероучений во всехучебных заведениях.
Все церковные и религиозныеучреждения подчинялись положениям об обществах и союзах, лишались привилегий игосударственного финансирования. Поскольку церковь представляла собой фактическиотрасль государственного управления, то она финансировалась государством ицерковная иерархия получала оклады содержания. Так, сельский приходскийсвященник получал в среднем 170 руб. в месяц. Для сравнения напомним, чтосельский учитель получал всего 25 — 30 руб. в месяц. Полицейские надзиратели идругие низшие полицейские чины от 60 до 90 руб. Младшие офицеры (до командирароты) от 75 до 120 руб. Высшие церковные иерархи получали огромные оклады,превышающие оклады министров, губернаторов и командующих армиями. Такпетербургский митрополит получал 21,5 тыс. руб. в месяц. Имущество церквиобъявлялось всенародным достоянием (национализировалось). Однако органы властиобязаны были передавать в бесплатное владение общинам верующих молитвенныездания и предметы культа, необходимые для богослужения. Церковные и религиозныеучреждения не могли применять по отношению к верующим меры принуждения.
Отделение церкви от государствапревратило ее из отрасли государственного управления, каковой она была прицаризме и даже при Временном правительстве, когда ею управлял чиновник(обер-прокурор Святейшего Синода), в самоуправляющееся религиозноеобъединение. Именно в условиях революции после двухсотлетнего синодальногоуправления впервые собрался выборный орган церковного управления православнойцеркви — поместный собор, который избрал главу православной церкви — патриарха.
Одновременно с упразднениемсословий и аннулированием правового неравенства по национальному ирелигиозному признакам шел процесс ликвидации правового неравенства женщин. Ужедекрет «О земле» установил право пользования землей независимо от пола, тоесть тем самым узаконил выделение земельного пая в общинах не только на мужчин(как это было раньше), но и на женщин. Декрет о равной оплате за равный трудустановил нормы оплаты женского труда такие же, как и за труд мужчин. Тем самымправа женщин были в основном уравнены с правами мужчин в производственнойсфере. Декреты «О разводе», «О браке, детях и ведении книг актов гражданскогосостояния» в основных чертах уравняли права женщин с правами мужчин вбрачно-семейной сфере. Окончательно равенство прав женщин с мужчинами былозакреплено в первых советских кодексах — Трудовом кодексе и Кодексе законов обактах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятыхв 1918 г., о чем более подробно будет сказано далее в главах, посвященныхконкретным отраслям права.
Отменив ограничения прав попризнакам бывшей сословной, национальной и религиозной принадлежности и попризнакам пола, советская власть ввела такие ограничения по признаку социальнойпринадлежности. Эти ограничения впервые были провозглашены в «Декларации правтрудящегося и эксплуатируемого народа», а затем подтверждены в КонституцииРСФСР 1918 г. В конституции подчеркивалось, что «власть должна принадлежатьцеликом и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству— Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». И, следовательно,«эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти» (ст. 7).
Опыт истории показывает, что вовсех революциях, контрреволюциях и гражданских войнах лица из числа техсоциальных сил, которые выступали против революции (или, наоборот, противпобедившей контрреволюции), лишались политических, а нередко и гражданскихправ. Так было в годы революции XVII в. в Англии, когда «кавалеры»(сторонники короля) лишались не только права участвовать в выборах в парламент,но и своей собственности. И, наоборот, когда после реставрации монархии в 1660г. волна репрессий, конфискаций имущества и ограничений прав обрушилась набывших участников революции. Так было во времена Великой Французской революции,когда политических и гражданских прав были лишены «аристократы» и духовенство,отказавшееся присягать на верность республике. А после реставрации Бурбонов,наоборот, ограничениям прав и репрессиям подверглись участники революции. Также было и во времена гражданской войны в США в 60 —70-е гг. XIX в. Достаточновспомнить XIV поправку кКонституции США, где в п. 3 говорилось, что ни одно лицо не может заниматьдолжность гражданскую или военную, если оно «участвовало в мятеже или восстаниипротив Соединенных Штатов либо оказывало поддержку их врагам». Не сталаисключением и русская революция. Поэтому полноправными гражданами поКонституции РСФСР являлись лишь трудящиеся. Нетрудовые элементы были ограниченыв правах, прежде всего политических. Поскольку важнейшим из политических правбыло право избирать и быть избранным в органы власти, то критерии ограничения вправах содержались в ст. 65 Конституции, определявшей категории населения,лишавшихся избирательных прав. Это лица, прибегавшие к наемному труду с цельюизвлечения прибыли, жившие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, прибыль спредприятий, поступления с имущества и т. д.), а также монахи и духовные лицаразличных религий, бывшие служащие и агенты полиции, корпуса жандармов иохранных отделений, члены бывшего царствовавшего в России дома, лица,осужденные за корыстные и порочащие преступления. Таким образом, в основулишения политических прав были положены социально-экономические и моральныекритерии, а не только социальное происхождение как таковое. Это важноподчеркнуть поскольку значительное число старых специалистов (инженеров,ученых, врачей, офицеров, генералов и т.д.), в том числе и выходцев избуржуазии и дворянства, служило в советских учреждениях, в Красной армии,правоохранительных учреждениях, даже в ВЧК. В этой связи можно напомнить, чтосам глава Советского правительства В.И. Ленин, нарком иностранных дел Г.В.Чичерин, нарком государственного призрения A.M. Коллонтай былипотомственными дворянами. Соответственно, выходцы из буржуазии и дворянства,служившие советской власти не лишались политических прав, и не ограничивались вгражданских правах. В этой связи следует подчеркнуть, что в соответствие ст.23 Конституции Советская власть «лишает отдельных лиц и отдельные группы лицправ, которые они используют в ущерб интересам социалистической революции».Отсюда вытекают два вывода. Первый из них: лишение прав не обязательно связанос прошлой социальной принадлежностью. И, второй вывод: права и свободы должныиспользоваться в интересах социалистической революции и социалистическогостроительства. Этот вывод имел принципиальное значение и повлек развитие впоследующем законодательстве, особенно конституционном. Впрочем и в рядеконституций Запада тоже закреплялся сходный принцип, состоявший в том, чтоправа граждан могут использоваться лишь в интересах устранения злоупотребленийв рамках существующего строя. В этой связи достаточно вспомнить текст I поправки кКонституции США, в которой говорится о праве граждан собираться мирно и безоружия, но лишь для обращения к правительству с петициями об устранениизлоупотреблений. Иными словами, цель подобных собраний — прекращениезлоупотреблений и укрепление таким образом существующего строя. Только в 1969г. Верховный суд США расширительно истолковал эту норму Конституции ипредоставил гражданам право выражать на такого рода собраниях свободно своивзгляды, за исключением призывов к общественным беспорядкам, совершениюуголовных преступлений и призывов к насильственному свержению существующегостроя.
Комментируя ст. 23 КонституцииРСФСР 1918 г. глава Советского правительства В.И. Ленин подчеркивал, чтосвергнутые эксплуататоры сами поставили себя вне Советов, выступив с оружием вруках против Советской власти и развязав (при поддержке иностранныхинтервентов) в стране гражданскую войну. «Вопрос о лишении эксплуататоровизбирательного права, — писал Ленин, — есть чисто русский вопрос, а не вопросо диктатуре пролетариата вообще». В Программе РКП{6), принятой VIII съездом партиибольшевиков в разгар гражданской войны в 1919 г., говорилось, что ограничениеправ свергнутых эксплуататоров — временная мера, и соответственно тому, как«будет исчезать необходимость в этих временных мерах, партия будет стремитьсяк их сужению и полной отмене».
Как уже говорилось выше, четкиекритерии, кто пользуется правами в полном объеме, а кто их лишается, былиразработаны применительно к избирательному праву, но они практическиотносились ко всему комплексу политических прав, а в ряде случаев (как этобудет подробнее показано далее) выходили за рамки только политических прав.Особенно это относилось к гражданскому, земельному, уголовному праву.
§ 3. Гражданская война в России,ее особенности и влияние на развитие права
Советское право (особенно совторой половины 1918 г. и до начала 1921 г.) развивалось под знакомразвернувшейся в стране ожесточенной гражданской войны. Отдельные ее вспышкиначались уже с Октября 1917 г.
Лидеры российской контрреволюции,а также; контрреволюционно настроенная часть старого офицерского корпуса игенералитета первоначально делали ставку на казачьи мятежи против Советскойвласти. Казачьей верхушке, спекулируя на сословных предрассудках, удалосьвовлечь в ряды мятежников значительную массу казаков и захватить большуютерриторию на Дону и Северном Кавказе, что способствовало вторжению на Доннемецких войск. Однако, казачьи мятежи носили в основном локальный характер ине могли представлять смертельной опасности для Советской власти.
Полномасштабная гражданская войнав стране началась лишь с мая-июня 1918 г. с мятежа чехословацкого корпуса.Именно вмешательство иностранных войск явилось сигналом к ее началу. И в этомсостоит ее главная особенность. Для того, чтобы современному читателю былапонятна истинная суть дела, поскольку в нынешней учебной (и не только вучебной) историко-правовой и исторической литературе о многих фактахумалчивается, следует эти факты напомнить.