Конституция Российской Федерации как основной закон государства

КонституцияРоссийской Федерации как основной закон государства

Содержание
Введение
1. ПонятиеКонституции
2. Основополагающие чертыКонституции Российской Федерации
Заключение
Библиографический список

Введение
С момента появленияКонституции, а то было в 1922 году в СССР, и до 1993 года, конституция котораядействует по настоящее время уже 17 лет, Конституция России играет и определяетважную роль в жизни каждого гражданина. Без Конституции нет стабильногообщества, нет демократического государства, нет четкого системы регулированиявласти
Содержание Конституциирегулирует основные принципы и черты определяет важные общественные отношениямежду тремя элементами, которые формируют четкую систему государственногоуправления и построения демократического общества, это гражданин, само обществои государство, которые, закрепляет основы общественного строя, демократическогогосударства, а также принципы организации государственного аппарата игосударственного управления. Она является основой, на котором основываетсяправовая и политическая система.
Конституция– сущность демократического порядка, так как устанавливает равноправие граждан,определенные права и свободы человека и гражданина, ограничивает произволгосударства, его должностных лиц и представителей, а также определяет сущностьвласти, той власти, которая стабильно определяет и не противоречит принципамзаконодательства. Не было бы Конституции, основного закона страны, исуществовала бы власть, то это была бы власть не демократии, не свободноговолеизъявления, а власть толпы, власть бесконтрольного государства. Чтобы этогоне было и существует Конституция, закрепляющие основы стабильности правовогогосударства. Принятие Конституции, а в последующем ее реализация, является элементомстабильности, определенности в развитии общественных отношений.
Конституция,осуществляет обобщенную регламентацию массовых и социально значимыхобщественных отношений. Регулирпование общественных отношений в основеосновного закона государства, осуществляется на основе учета интересовконкретных социально-политических ценностей, международной обстановки ивнешнеполитических приоритетов, отношение общественного мнения. Конституционныенормы содержат основу положений внутренней и вешней политики государства.
Конституциюнеобходимо определить как основной закон государства, выражающий волю иинтересы народа в целом либо отдельных социальных групп общества и закрепляющийв их интересах важнейшие начала общественного строя и государственнойорганизации соответствующей страны.
Влияниесуществование Конституции на развитие всей правовой системы государства, всегороссийского законодательства имеет особое значение. С начала 1993 года понастоящее время 2010 год законодательство РФ существенно обновилось и сталозанимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.
Конституцияотразила качественные изменения в политической системе государства. Из нееисключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нетупоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся впостроении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной частиполитической системы. В то же время закреплены институты частной собственностии свободного предпринимательства, которые типичны для экономики, основанной насвободном рыночном хозяйстве.
Конституциявстала на путь юридического равновесия и направленности всех субъектовФедерации как в отношениях друг с другом, в отношений так и в отношениях сФедерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, отнациональной принадлежности. Обязанность соблюдать Конституцию и федеральныезаконы касается всех органов государственной власти, местного самоуправления,должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечениязаконности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе.
Конституция1993 года принималась в состоянии сложной политической системы царившая в товремя в период глобального политического кризиса. Конституция создалавалась всложные годы неопределнности системы законодательной власти и исполнительностипрезидента. Система неопредленности, если ее можно назвать системойопределялась в связи с непониманием и неурегулированности системы разделениявластей[1].
Непонятностьи неопределнность системы власти и существоания принципов конституционностипредопределялся не равовыми методами или методами ситемной демократии, иприменялись методы силового воздействия и не правовыми элементами, чтокатегорично не приемлемо для демократии и становления правового государства.
Именнопринятие Конституции в 1993 году должно было явить справеливость в системеразделения властей, где должно быть представлено три ветви власти,законодательная, исоплнительная и судбная ветвь власти. При чем в первые всеветви власти независимы друг от друга.
Конституциябыла принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дняее опубликования 25 декабря 1993 года. Данная Конституция сильно имела отличияот предшествоваших Конституций, которые были приняты в СССР, имело весомезначаение для становления действительно демократического общества, обществакоторое представлено как совокупная ситема государственного устройства.Констиция 1993 года явила сущность системы разделния властей, системегосударственного управления и системе мтановления гражданского общества.
Конституция1993 года впервые представила сущность действительно правового государства,государства в котором приоритет отдан человеку, гражаднину, народу, и властьпредставлена в форме суверинетета, независимости от всех форм проявления власти.
Констиуция1993 года впервые в отличии от других предшестовавших Конституций, принялаособую правовую форму, форму конституционного строя, в отличии отсоциолистического[2].
Конституциявнесла важные изменения в систему органов государственной власти игосударственного управления в целом. Было учреждено Федеральное Собрание,коренным образом, которое преобразовало систему государственной власти и государственногоуправления, в частности, была сформирована двух палатная ситема управленияпринятия решений в форме законодательных актов из Госдуарственной Думы, имющаязначительную роль в нормотворчестве системе принятия нормативных актов и СоветФедерации я вляющимся латентным органом принятия законодательной акте на высшемуровне.
Конститция1993 года приняла урегулированную систему управления государственного строя.
ДостоинствоКонституции видят в том, что она позволяет изменять систему, не изменяя текста.В связи с этим недостатки в деятельности органов власти приписываются всецелонеудачному применению Конституции, а отнюдь не ее содержанию.

1. ПонятиеКонституции
Конституцияв любом государстве — это правовой акт высшей юридической силы, основной законгосударства, определяющий признак государственной власти, юридический элементгосударственной и общественной жизни, главный источник национальной системыправа. Конституция на высшем уровне определяет общественные отношения,связанные с организацией власти, правами и свободами человека и гражданина,обязанностями, формами правления и государственного устройства.
Конституцияэто сущность проявления правового государства, система укрепления единениявласти, и отрицание произвола и проявления другой нестандартной формы власти,незаконной власти, например власти толпы. Основной принцип Конституцииукрепление и единение системы демократии в руках централизованной системы, ведьдемократия в современном обществе предоставлена в руках народа черезпредставительные органы государственно власти. Как и в других предшествовавшихКонституциях, Конституция 1993 года определяет не только государственнуюсистему управления политической власти, но и регулирует системунегосударственных форм, к примеру, социальных, духовных, культурных связей иструктур. И самое главное и определяющее к чему стремится нынешняя Конституция,это к становлению гражданского общества. Ни одна Конституция, не обошла системуурегулирования как было отмечено выше связей социокультурных и духовных. Нормыконституции, как и право в целом определяет образующее воздействие на различныеэлементы общественной жизни — государственно-политическую, экономическую,социальную и духовную.
Конституция- это Основной закон государства, определяющие и отражающий волю народу, ведьнарод является главенствующей структурой становления демократического общества изакрепляющий основы государственного строя, определяющие права и свободычеловека, и гражданина[3].
Конституцияопределяет политическую форму государственного устройства, учреждает системугосударственных органов и в целом систему государственного управления.
Конституциязакрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека игражданина, организацию и систему государственной власти и управления,устанавливает правопорядок и законность. Конституционные элементы — определяющиедля деятельности государственных органов, политических партий, общественныхорганизаций, должностных лиц и граждан.
Основополагающийпринцип действия Конституции, является соответствие принятие нормативно-правовых актов действующих на территории России, а также обеспечение и единоеприменение Закона, при определении и разрешении дел о соответствии Конституциифедеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации,Государственной Думы, Правительства РФ, различных нормативно- правовых актовсубъектов Федерации. Необходимость соблюдения Конституции признана практическивсеми политическими силами, а это неизбежно влечет за собой повышение значенияи ответственности всех государственных правотворческих органов.
НормыКонституции обычны по отношению к другим правовым нормам. В первые Конституциястраны, стала не просто основным Законом государства, но гарантом защиты своихправ при обращении в суд, кА было отмечено выше Конституция 1993 годаопределила систему разделения властей, на три ветви власти, и судебная властьстала независимой, как и остальные ветви власти, поэтому защита прав в судеможет служить определяющий момент регулирования государственного управления вцелом
Определяяважные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие нормыобщества, политическую форму его существования, конституция служит правовойбазой для настоящего законодательства.
Конституционныенормы определяют и сохраняют свою нормативность и высшую юридическую силу поотношению к нормам настоящего законодательства.
Основнойзакон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества Конституцииобусловлены двумя обстоятельствами.
Во-первых,в силу содержания положений Конституции, она не подвержена постояннымизменениям, во-вторых, четкая процедура по внесению в нее изменений идополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. В связи с этим,все другие законы и правовые предписания властных структур государства должнысоответствовать конституции — их правовой основе. Те из них, которыепротиворечат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.
Конституцияявляется уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющимсуверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступаетправовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляетосновные права, свободы и обязанности человека и гражданина, формугосударственного устройства, систему институтов государственной власти иместного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционногостроя, создаёт баланс институтов государственной власти.

2.Основополагающие черты Конституции Российской Федерации
Основныечерты определяют Конституцию как специфический нормативный акт, определяющееважное воздействие на общественные отношения. Конституция регулирует основныесферы жизнедеятельности всего общества в целом. Данные положения и определяютсяв характерных чертах Конституции 1993 года.
Характернойчертой Конституции РФ 1993 г. является ее определяющий характер, образующийся вобществе в свою очередь общественными отношениями. Конституция отражаетпереходный характер российского общества, противоречивый способ егосуществования. В ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаиваетсямногонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция,свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм,признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство,основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статусместною самоуправления и т.д.
Кроме того,характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является наличие в нейосновополагающих положений, являющие основой других нормативно- правовых актовиздаваемых на территории страны. Конституция содержит нормы, регулирующие наиболееважные общественные отношения и служащие правовой основой для текущегозаконодательства. По своему содержанию нормы Конституции предельно абстрактны, таккак имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях — демократичность.
Также характернойчертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено встатье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы ненуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает имдействительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.
ДляКонституции 1993 года определяется незыблемость и обеспечение прав и свободчеловека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что«признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст.2). При этом особо подчеркивается, что«человек, его права и свободы являются высшей ценностью». ВКонституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина всоответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права(статья 17).
Необходимотакже отметить, что основные черты Конституции характеризуют ее связь как юридическогодокумента с общественным развитием демократического общества, ее начало воздействияобщественных отношений отражается на характере конституции и воздействияконституции на общественные отношения, при этом определяется роль конституции вреальных процессах жизни страны. Основными чертами Конституции РФ можно назватьосновополагающий характер, народность, реальность, стабильность. Подчеркнем,что мы называем эти характеристики, понимая, что в чем-то они могут оставатьсяидеалами, к которым надо стремиться. И пусть каждый читатель делает выводы сам- и относительно того, что существует и чего нет в жизни, и насчет собственнойроли в укреплении авторитета Конституции.
Основополагающийхарактер Конституции РФ заключается в том, что она определяет важныеобщественные отношения, являясь базой движения общества по пути историческогопрогресса. Кроме того, данная черта Конституции проявляется и в том, чтоконституционное регулирование носит обобщающий характер. Его задачи — во-первых, раскрыть и закрепить самое главное в общественных отношениях;во-вторых, использовать минимум норм для этого; в-третьих, в отобранных нормахясно и четко отразить суть общественных отношений, чтобы эти нормы давалинаправление и определяли принципиальное содержание их последующей регламентациив актах текущего законодательства.
Даннаячерта конституций достаточно понятна при абстрактном разговоре об их сути, ноее не так легко реализовать при подготовке и принятии конкретных основныхзаконов. Что включить в конституцию, что оставить за ее бортом — эти вопросырешаются не только с объективных позиций общественно-политического развитиясоответствующей страны, но и субъективных позиций тех, кто эту конституциюподготавливает и принимает. Иначе говоря, здесь общие суждения о предметеконституционного регулирования превращаются в постулаты (главы, статьи)конституции. И тем самым рождается определенный результат в оценке общественныхотношений с точки зрения возможности их отражения в конституции и попадания илинепопадания в круг так называемых конституционных отношений.
Одной изосновополагающих черт является народность Конституции РФ.
Эту чертуконституций связывают с тем, что они выражают интересы народа. Если говоритьболее конкретно, народность конституции обусловливается следующими факторами.
Во-первых,именно сам народ создает объективные предпосылки появления новых конституций,т.е. закрепляемые в конституциях общественные отношения — результатдеятельности народа.
Во-вторых,народность конституций выражается также и в том, что народ можетнепосредственно участвовать в разработке и (или) принятии нового основногозакона. И данное положение приемлемо для отечественных конституций.
ДляКонституции 1993 года характерно проявление народности принятие ее путемреферендума, всенародным голосованием. Референдум состоялся 12 декабря 1993 г.В нем приняло участие 58187755 зарегистрированных избирателей, или 54,8%. Запринятие Конституции проголосовало 32937630 избирателей, или 58,4% избирателей,принявших участие в голосовании.
Как одну изосновных черт конституций реальность связывают прежде всего с тем, что основныезаконы соответствуют фактически существующим общественным отношениям. В этомсмысле реальность Конституции РФ заключается в том, что она должна отвечатьпотребностям общества, интересам граждан РФ. Конечно, никакого автоматизма здесьнет. Реальность Конституции обеспечивается организаторской работой прежде всегогосударства и его органов, но в немалой степени также и общественныхобъединений, включая многочисленные политические партии. Организаторские усилиядолжны привести в действие всю совокупность компетентных органов и лиц,реализующих конституционные предписания, соизмеряющих с ними свою деятельность.
Стабильностькак одна из основных черт конституции — это длительность ее действия безвнесения существенных изменений. Стабильность конституции основывается нанезыблемости самого социального строя, в условиях которого она принимается икоторый оформляет. Устойчива формация — стабильна и конституция; находитсяформация в стадии создания, переживает переходный период — скорее можно ожидатьизменений конституции. Может происходить и более нежелательное явление — конституция останется незыблемой на бумаге, а общественные отношения уйдутдальше, а то и получат основу в актах неконституционного уровня. Состабильностью перед конституцией стоит вечная проблема динамизма. Избежатьизменений конституции в принципе нельзя, весь мировой опыт показывает, чточерез это приходится проходить государствам при любых системах. Однакодинамическое начало в конституционном регулировании должно содействовать тому,чтобы конституция была не только законом на бумаге, но и актом прямогодействия. Следовательно, динамизм, выполнив свою роль, помогает вновь заложитьстабильность в конституцию, т.е. обеспечить дальнейшее ее более или менеедлительное действие без изменений. Разумеется, все должно быть в меру.

Заключение
 
С принятиемконституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый этапгосударственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральныйОсновной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократическихпреобразований в России, в том числе и в сфере федеративных отношений.
КонституцияРФ 1993 года – полная конституция, признающая основные права и свободы человекаи предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовойхарактер. Главная проблема — реализовать этот потенциал, обеспечив адекватнуюинтерпретацию Конституции в контексте развития России, ее государственной иобщественной жизни.
Конституцияявляется фундаментом системы права, главным системообразующим фактором базойдля кодификации и систематизации законодательства. На основе КонституцииРоссийской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочениевсей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм.Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституцииобеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правовогогосударства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция РоссийскойФедерации — бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантиястабильности политического и общественного строя, это генеральное соглашениемежду всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, офундаментальных правилах, по которым живет страна.
Такимобразом, можно сделать вывод: юридическая природа Конституции РФ проявляется вее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику еенормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции РФ характеризуетопределенный аспект ее содержания как сложного, многопланового правовогофеномена.

Библиографическийсписок
 
1.    Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-Ппо делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // «Российскаягазета» от 14 декабря 1995 г.
2.   ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 18.07.2003 г. № 13-П по делу о проверкеконституционности статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26б 251 и 253 ГПКРоссийской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуреРоссийской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания — КурултаяРеспублики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан иВерховного Суда Республики Татарстан // Российская газета, 29.07.2004.
3.    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «Онекоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации приосуществлении правосудия».// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.
4.    Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулированиев современной России: проблемы и перспективы//«Журнал российского права».-2003.-N 11.
5.    Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность:2-е изд. — М.: РЮИД, «Сашко», 2000.
6.    Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. длявузов.- 6-е изд. изм. и доп. – М.: Норма, 2009.