Конституция Российской Федерации в системе правовых норм

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ФОРМЫ(ИСТОЧНИКИ) ПРАВА
1.1. Понятиеформ (источников) права
1.2. Видыформ (источников) права
2. ОСНОВЫКОНСТИТУЦИОННОЙ ТЕОРИИ
2.1.Конституция и государство
2.2.Определение конституции и ее содержание
2.3.Конституция Российской Федерации: особенности, свойства, функции, структура.Прямое действие конституции
3.КОНСТИТУЦИЯ РФ КАК ИСТОЧНИК РОССИЙСКОГО ПРАВА
3.1.Конституции в федеративном государстве
3.2. Охранаконституции и принцип верховенства конституции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в нашей стране заметно возрослозначение юридических знаний, повысился престиж профессиональной юридическойдеятельности. Обществу удалось, наконец, преодолеть скептическое отношение кправовым ценностям. Все больше осознается необходимость установления иподдержания режима законности, важность закона в жизни людей и государства,приоритетность прав и свобод личности и обязанность государства обеспечить ихохрану и защиту. Проводимые в нашей стране коренные преобразования в различныхсферах опираются (должны опираться) на соответствующую законодательную базу. Ееядро составляет Конституция РФ. Знание основополагающих конституционныхпринципов, содержания закрепленных прав и свобод человека и гражданина,организации государственной власти, в том числе разграничения полномочий междуветвями власти и взаимоотношений между ними, необходимо для правильнойориентации в государственно-правовой жизни нашей страны.
Конституция важна и необходима для современногогосударства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы иназначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституцияустанавливает пределы и характер государственного регулирования во всехосновных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человекоми гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силуфундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Прочность конституционного строя в решающейстепени зависит от соблюдения конституции и прямо пропорциональна законопослушностиграждан. Однако в любом обществе есть люди и организации, цели и деятельностькоторых представляют угрозу для конституции. Угроза также исходит от превышенияполномочий или злоупотребления со стороны должностных лиц или органов государства– главы государства, парламента, правительства. Нарушения конституции опаснытем, что разрушают фундамент государственности и веру людей в незыблемостьконституционных порядков. А это порождает смуту и хаос, опасностьгосударственных переворотов, ущемления прав человека.
Актуальность данной темы, наряду с вышеуказаннымиобстоятельствами, подтверждают следующие аспекты: во-первых, одним из принциповорганизации и функционирования правового государства является верховенствоконституции в системе нормативных актов; во-вторых, ее прямое, непосредственноедействие, а также спецификой предмета регулирования (образует основу устройстваобщества и государства, устанавливает содержание и гарантии прав человека).
Объектомисследования выступают конституционно-правововые отношения. Предметисследования – Конституция Российской Федерации в системе правовых норм.
Такимобразом, главная цель исследования – изучение принципа верховенстваконституции, выступающей источником российского права.
Задачи исследования:
1. Изучить признаки и формы (источники) отечественного права.
2. Провести анализ принципа верховенства Конституции РФ.
3. Проанализировать роль и место конституции в федеративномгосударстве.
Методологической базой данной исследовательской работы являются: логическийметод; исторический метод; сравнительно-правовой метод; метод наблюдения;
Теоретической основойданной работы стали труды отечественных ученых-юристов: д.ю.н. проф. Д.Н. Бахраха,д.ю.н. проф. Б.В. Россинского, к.ю.н. И.С. Викторова, Е.М. Цыгановой, А.П. Вершининаи др. Также при написании работы использовались Указы Президента РФ,Постановления Правительства РФ, Федеральные Законы, Уголовный Кодекс РФ,Гражданский Кодекс, литература юристов-теоретиков, инструктивно-методическийматериал, статьи периодической печати.

1. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА
 
1.1 Понятие форм (источников) права
Право реально существует и функционирует вопределенных формах, т.е. оно имеет свое внешнее выражение. Это его внешнеевыражение в отечественной и зарубежной юридической литературе называютпо-разному: формой или формами права, источниками или одновременно формами иисточниками права. В настоящей работе «форма права» будет рассматриваться каксиноним «источника права». Рассмотрим само понятие «форма» с точки зренияфилософии и теории права. Во-первых, форма — одна из центральных и сложнейшихкатегорий философии, во-вторых, форма предполагает наличие содержания.В-третьих, понятие формы права отличается от общефилософского его понятия.Форма в философском понимании есть способ существования, выражения ипреобразования определенного содержания [21. с. 128 — 136].
В праве категория «форма» выступает в двухзначениях:
а) правовая форма;
б) форма самого права.
Правовая юридическая форма — это вся правоваяреальность, которая известна на данный момент общественного развития. Смысловаянагрузка данного понятия охватывает правовые явления, опосредующие существующие(экономические, политические, бытовые и иные) фактические отношения. Ононаиболее приемлемо при раскрытии связи права (правового явления) с инымисоциальными образованиями, процессами и отношениями.
Форма права — это форма права каксамостоятельного явления, которая отражает лишь внешнее проявление егосодержания, соотносится только с последним. Ведущая ее роль связана с упорядочениемсодержания права, обогащением его свойствами государственно-властногохарактера.
Различают внешнюю и внутреннюю формы права.Внутренняя форма права отражает его структуру и связи. Она включает системуправа, все ее горизонтальные и вертикальные субординационные (соподчиненные)элементы. Например, если взять публичное право, то к внутренним элементамследует отнести формальную определенность; четкую закрепленность меры свободы;границы и масштабы поведения в пределах конкретной нормы; иерархическое положениепоследней в системе права; иные аспекты устройства права как системы и т.д. Всеэто, взятое в системе, следует считать внутренней формой права.
Относительно внешней формы права можно сказать,что ее раскрытие предполагает установление способов, с помощью которыхопределенными общественными силами, представляющими большинство общества, илиэкономически могущественное его меньшинство, или военную бюрократию и т.п.,провозглашается, утверждается форма выражения правовых норм. Можно сказать иболее кратко. Внешняя форма права — это объективные правила поведения,общеобязательные в данном обществе.
С момента своего возникновения право всегдавоплощается в определенные формы, оно было и остается формализованным.Следовательно, форма права — это способ внешнего выражения государствомюридических правил поведения. Следует напомнить о необходимости отличатьвнешнюю форму права от внешней формы выражения законодательства [21. с. 128 — 136].
В теории права широко известно понятие «источникправа», с помощью которого раскрываются факторы, способные вызвать к жизни иобусловить правовые нормы. Термин «источник права» в юриспруденции известен современ Тита Ливия, который Законы ХП Таблиц называл источником публичного ичастного права. Термин «источник» в данном случае подразумевает могучую системукорней, из которых развивалось пышное и жизнестойкое дерево римского права. Внастоящее время под источником права понимается совокупностьполитико-юридических обстоятельств, обусловивших появление и функционированиеправа.
Отдельные авторы источником права называют вообще«обстоятельства, питающие появление и действие права»[1]. В этой связивыделяют:
1) источник права в материальном смысле;
2) источник права в идеальном смысле;
3) источник права в юридическом (формальном)смысле.
Источник права в материальном смысле — эторазвивающиеся общественные отношения. Под источником права в идеальном смыслепонимают правовое сознание. Источники в юридическом смысле состоят из различныхформ (способов) выражения, объективизации правовых норм.
Особое развитие идея множественности значенияпонятия формы получила у Г.Ф. Шершеневича. Он писал, что «различные формы, вкоторых выражается право, носят издавна название источников права» и считаетсяэтот термин «малопригодным ввиду своей многозначности»[2]. Аргументируя своюпозицию, он приводил целую классификацию разночтения термина «источник права».Дискуссии о форме права за последние двести лет не изменились. Сторонникипсихологической школы предложили различать объективную и интуитивную формыправа. В ХVП-ХIХ вв. наблюдаетсяусиление дискуссии о соотношении естественного и позитивного (законодательного)права. В XX веке естественноправовая доктрина приобрела форму концепции оправах и свободах человека [10. с. 77 — 82].
Форма становится единой для всех сфер права — объективированное закрепление получают все правила поведения в актах и иныхисточниках. Она в идеале характеризуется рядом особенностей. Ими являются:
— обусловленность существующимсоциально-экономическим базисом;
— обслуживание политической власти;
— подчинение интересам народа;
— утверждение принципа приоритета правовогозакона;
— наличие демократических процедур подготовки ипрохождения нормативных актов в правотворческом процессе.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие«источник права» — это синоним понятия формы права, поэтому чаще всего в теорииправа эти два синонима используются в единcтве: «форма (источник)права».
На основе сказанного изучаются виды источниковили форм права. Понятие «источник (форма) права» имеет также и информационноезначение. Например, с помощью этого понятия определяется направление поисканеобходимого правила поведения для руководства им, применения его и т.д.
1.2 Виды форм (источников) права
Древней или первой формой (источником) правасчитается правовой обычай. Примерами таких источников могут служить Салическаяправда у германцев, Русская и Польская правда у славян, Компиляции Юстиниана наВостоке. Обычное право свои истоки берет из обычаев, которые складывалисьтысячелетиями, закрепляя полезный опыт человечества. Примерами обычаев могутслужить так называемые левират и сугорат, т.е. обязанность брата поддерживатьвдову умершего брата вплоть до женитьбы на ней, обязанность сестры умершей женызаменить ее. Безусловно, такие обычаи имели экономические, социальные икультурно-этические предпосылки. До настоящего времени у многих народовСеверного Кавказа, Италии, Испании, Латинской Америки, Ближнего Востоказначительное число вопросов, связанных с брачно-семейными отношениями,наследованием, межличностными, межродовыми и межплеменными тяжбами, решается наоснове обычаев. Основной поддержкой обычаям служит этническая культура илиэтнокультурная сфера[3].
Таким образом, обычное право берет свои истоки изобычаев и состоит из тех образцов поведения, которые выдерживают испытаниевременем и получают признание человечества как полезный опыт. Со временем,правовой обычай вытесняется иными, более совершенными формами права, преждевсего, нормативно-правовыми актами. Нормативно-правовой акт содержит в себенормы (правила поведения), установленные или признанные государством.Неотвратимость их функционирования гарантирована государственным принуждением.Следует отметить, что понятие «акт» в теории права употребляется в двоякомсмысле[4]: акткак действие и акт как материальный (письменный, электронный) носительинформации, документ. В этом смысле нормативно-правовой акт и обозначается какисточник права.
Следует отличать нормативно-правовой акт отактов, нормы которых не носят нормативный характер и рассчитаны лишь наоднократное действие. Их принято называть актами применения права илиправоприменительными актами. Нормативно-правовые акты следует отличать отнормативных актов (инструкции, которые определяют правила обращения сэлектротехникой, с конструкторскими наборами и т.д.), которые не являютсяправовыми, ибо содержат технические, а не правовые нормы. Большинство ученых,специализирующихся в теории государства и права, формируя понятиенормативно-правового акта в разных редакциях, сходятся в том, что его сущностьопределяется тем, что он является не только письменным документом, принятым ссоблюдением установленных процедур компетентным государственным органом дляустановления, изменения или прекращения нормы права, содержащей правило общегохарактера, распространяющееся на определенный круг лиц [10. с. 77 — 82].
Итак, нормативно-правовой акт — это документ,зафиксированный в соответствующих носителях, принятый с соблюдениемустановленных процедур компетентным государственным органом, устанавливающий,изменяющий или прекращающий нормы права, содержащие правила общего характера,адресованные во времени и пространстве определенному кругу лиц. Понятие«нормативно-правовой акт» охватывает великое многообразие правовых норм,регулирующих бесчисленное множество связей, пронизывающих человеческоеобщество.
Все нормативно-правовые акты находятся междусобой в системной связи, обладают определенной юридической силой. Юридическаясила нормативно-правового акта зависит не только от места и положения органа,но и от компетенции, которой он наделен государством. По определеннымоснованиям нормативно-правовые акты классифицируются на соответствующие виды.По содержанию акта, по органу и процедуре принятия могут быть выделены: 1)закон; 2) подзаконный нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт имеетсвою структуру (преамбулу, разделы, части и т.д.). Правовые нормы в различныхнормативно-правовых актах излагаются разными способами — от полногосоответствия правовых норм статьям до изложения нормы права в разных статьях идаже в разных нормативно-правовых актах. Так, в уголовном правеуголовно-правовая норма соответствует статье Уголовного кодекса, а вгражданско-правовых — не всегда. Нормативно-правовой акт является наиболеераспространенным, более того, считается наиболее классическим и перспективнымдля цивилизации XXI века. Как известно, нормативно-правовые акты классифицируются поотраслевому принципу или, если сказать по-другому, по их принадлежности кконкретным отраслям права (конституционные, административные, уголовные,финансовые и т.д.) [35. с. 542 — 544].
Другим основанием деления нормативно-правовыхактов служат субъекты, их издавшие. По этому основанию эти акты можнораспределить по следующим группам: акты органов государства; акты органовместного самоуправления; санкционированные государством акты общественныхорганизаций; акты непосредственной демократии (например, референдум). Этуклассификационную группу актов можно дифференцировать на более конкретные,узкие группы. К таковым можно отнести акты парламента, областной Думы (законодательногособрания области), правительства, администрации области, министерства,управления, муниципального органа и т.д. Ведущим или, как его еще называют,центральным основанием классификации нормативно-правового акта являетсяюридическая сила. Она помогает определить место, значение, функциональную силу,верховенство, уровень подчиненности акта. Иерархическая субординация актазависит от конституционного положения и компетенции органа, его издавшего.
Структура системы законодательных актов любогогосударства признает деление ее на два больших блока — на законы и подзаконныенормативно-правовые акты. В последнем отражается принцип верховенства закона, атакже собственное его содержание.
Закон — это принимаемый в установленномКонституцией (Основным Законом) порядке и обладающий высшей юридической силойнормативно-правовой акт в пределах своего функционирования (общественный игосударственный строй, принципы организации деятельности государственногоаппарата, хозяйственное и культурное развитие общества, уголовная политика ит.п.). Высшая юридическая сила закона с точки зрения его юридического качества,как отмечает академик В.В.Лазарев, означает:
а) все другие правовые акты должны вытекать иззакона и не противоречить ему; если же таковые возникнут, то будет действоватьзакон, а не несогласующийся с ним нормативно-правовой акт;
б) закон не подлежит утверждению каким-либо иныморганом, он может быть изменен или отменен только органом, его принявшим;
в) законы уступают только общепризнанным нормаммеждународного права.
На основе этих юридических качеств можно выделитьряд признаков закона. К основным из них относят такие: а) принимаются толькоорганом законодательной власти или посредством референдума; б) процедура егоподготовки и принятия определяется Конституцией и регламентом палат парламентаконкретного с устоявшимися демократическими традициями государства; в) правовойзакон выражает волю и интересы народа; г) по отношению к другимнормативно-правовым актам обладает высшей юридической силой; д) регулируетнаиболее важные, приоритетные общественные отношения; е) порядок изменения иотмены осуществляется по более сложной схеме, нежели подзаконные нормативныеакты.
Законы подразделяются на две большие группы — конституционные и федеральные. К первым относятся законы, регулирующие вопросыобщественного и государственного устройства (Конституция РФ, Закон обизбирательном праве, Закон о Конституционном суде, Закон об основных принципахместного самоуправления Российской Федерации и другие). Среди законов по своейзначимости и юридической силе особое место отводится конституциям государств, втом числе и Конституции Российской Федерации[5]. Особоеместо в системе права занимают нормативные акты (указы) президентской власти[6]. Они являютсяактами исполнительной власти и носят подзаконный характер. Президентскиенормативные указы могут в соответствии с Конституцией приостанавливать иликорректировать законы лишь в условиях военного или чрезвычайного положения. Кподзаконным нормативным актам относятся постановления и распоряженияправительства, нормативные акты отдельных ведомств (распоряжение министраиностранных дел, инструкция Министерства образования и т.п.). Нормативно-правовыеакты но своему качественному содержанию подразделяются на законы, указы,постановления, инструкции, распоряжения, договоры, приказы[7].

2. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ ТЕОРИИ
 
2.1 Конституция и государство
Первые конституционные акты или конституции всовременном смысле этого слова (Великобритания, США, Франция) не случайнопоявились в XVII—XVIII вв., хотя государство возникло намного раньше. Именно тогдачеловечество осознало высшую ценность личной свободы и в связи с этимнеобходимость обуздать государство, заставив его подчиняться каким-то заданнымправилам. Представления о конституции были разработаны раньше (в частности,Аристотелем), но они вращались в основном вокруг вопросов о рациональномустройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии исправедливости. Но даже в этом ограниченном понимании основные законы непривились в древних государствах. Во времена Римской империи этим терминомназывались императорские указы, а в средневековье — акты о феодальныхвольностях.
Демократические революции XVII—XVIII вв. были вызваныпотребностью не просто переустройства власти, а, главным образом, нахожденияоптимального соотношения между властью и свободой. Поэтому как английскаяконституционная система, так и писаные конституции США и Франции в первуюочередь решали именно эту задачу. В США это было сделано с определенной «осечкой»,ибо создатели Конституции, принятой в 1787 г., попытались обойтись без разделао правах и свободах граждан, посчитав достаточным английский принцип «что незапрещено, то дозволено». Но народ быстро заставил законодателей поправитьположение, вследствие чего спустя два года был принят Билль о правах (первые 10поправок к Конституции). Таким образом, конституция является элементомопределенной философии государства, и эта философия основывается на пониманииопасности ничем не ограниченной власти государства для свободы и благополучиячеловека. Эта опасность ясно проявлялась в абсолютизме феодальных монархий, идемократические антифеодальные революции выдвинули требования о принятииконституций как раз для того, чтобы сокрушить этот абсолютизм [3. с. 16 — 25].
С тех пор прошло много лет, и может показаться,что угроза для свободы со стороны государства вроде бы исчезла. Но это не так,хотя за последние два столетия демократия существенно окрепла. Не говоря уже отом, что в XX в. многие народы, добившиеся демократии, попали под гнеттоталитаризма, являющегося своеобразным аналогом неограниченного абсолютизма,тенденция злоупотребления властью объективно присуща любому государству — дажесамому демократическому. Поэтому любое цивилизованное общество нуждается вконституции и создании режима ее неуклонного соблюдения. Противоречие «государство— конституция» неизбежно, но не опасно, если общество находит в себе силы дляего преодоления на разумных началах, без насилия.
К числу важнейших функций конституции относитсязакрепление преемственности в развитии государственности (в англосаксонскихстранах это понятие более точно определяется через термин «континуитет», т.е.непрерывность, преемственность государственной власти), тем самым конституцияподчеркивает незыблемость государственности, несмотря ни на какие революции,государственные перевороты или перестройки. В нынешней российской Конституцииэта функция выражена в двух аспектах — в преамбуле говорится о сохраненииисторически сложившегося государственного единства и о возрождении сувереннойгосударственности России. Первый аспект, страдающий некоторой неясностью,следует, по-видимому, понимать как неделимость территориального пространства,на котором исторически сложилось Российское государство. Второй — как признаниефактической утраты Российским государством своей суверенности в годы вхожденияв состав СССР и стремление восстановить ее. Преамбула не имеет нормативногозначения, а значит, каких-либо прямых правовых последствий ее формулировки непорождают, хотя морально-политическое значение ее деклараций весьма велико.
В конституциях почти всегда подчеркивается, чтоони принимаются народом или от имени народа. В Конституции США, например,использована формула «Мы, народ Соединенных Штатов Америки…», ФРГ — «немецкийнарод… принял в силу своей учредительной власти настоящий Основной Закон»,Франции — «французский народ одобрил… Конституционный закон». РоссийскаяКонституция заимствует этот подход — ее преамбула, содержащая ряд принципиальноважных положений, построена как длинная, но единая грамматическая фраза: «Мы,многонациональный народ Российской Федерации,… принимаем КонституциюРоссийской Федерации». Тем самым подчеркивается главный источник учредительнойконституционной власти — народ, а Конституция как бы юридически связывает народи государство, выражает правомерность власти над людьми [3. с. 16 — 25].
Конституции также обычно закрепляют народный суверенитет,тем самым признавая, что никто, в том числе и государственная власть, не вправеотнять у народа верховного права самому решать свою судьбу. Тут естественноеправо получает позитивное закрепление. Впервые принципы национальногосуверенитета были определены французской Декларацией прав человека и гражданина1789 г., а затем они были заимствованы многими другими государствами.Конституция Италии, например, в первой же статье утверждает, что «суверенитетпринадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах,установленных Конституцией». В Конституции Российской Федерации этот вопрос решентакже однозначно: «Носителем суверенитета и единственным источником власти вРоссийской Федерации является ее многонациональный народ» (ч.1 ст.3). Из подобногорода формулировок вытекает право народа на свержение тиранической власти, еслиона нарушает его естественные права и основывается на насилии. В этомподлинный, хотя и скрытый, смысл принципа народного суверенитета.
В XX в. конституции стали играть еще одну важную роль— противодействия возросшему радикализму, планам революционного переустройстваобщества. Коммунистическое учение откровенно поставило вопрос о захвате властис целью обобществления средств производства, ликвидации свободы предпринимательстваи других прав и свобод человека, если они мешают авторитарному пониманиюравного распределения благ, социальной справедливости, классовой демократии. Ноясно, что такое «переустройство» невозможно без насилия и ликвидации правовогогосударства, что и подтвердил коммунистический эксперимент в России и рядедругих стран. Над демократическим обществом постоянно висит опасность правогорадикализма, т.е. фашизма. Идеи национальной исключительности и популистскогоравенства оборачиваются, как это было в Германии, Италии и ряде других стран,установлением жесткой диктатуры и массовым уничтожением людей. Правыйрадикализм, одеваясь в тогу патриотизма, объективно враждебен инакомыслию, ончреват в случае прихода его сторонников к власти замораживанием в конечномсчете производительных сил, войной, полным отказом от общечеловеческих понятийо духовности и демократии. Эта опасность, хотя и в разной степени, существует всовременной России, ФРГ, Франции и других государствах.
Демократическая конституционная законностьпризвана сдерживать притязания левого и правого радикализма, обеспечиваяобществу уверенность в прочности гарантий свободы и равенства. Конституция неможет запретить образ мышления и законную деятельность левых и правых радикалов— это было бы само по себе отказом от демократии, но она может и должна создатьтакой правовой климат, который послужит барьером для антидемократическихпереворотов.

2.2 Определение конституции и ее содержание
Конституция — прежде всего юридический документ,основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качествеона составляет предмет науки конституционного права. Но в то же время — этополитический документ, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействиена политические отношения в обществе. Однако это уже область политологии.Некоторые ученые полагают, что конституция выполняет и определеннуюидеологическую функцию, хотя это скорее свойственно тоталитарному государству. Суммаценностей, лежащих в основе конституции демократического правового государства,находится как бы за пределами идеологического плюрализма. Конституция — внеидеологии, она только необходимое условие для выражения любой идеологии; еслиона и выражает какую-то определенную, универсальную идеологию, то это —философия свободы и правового государства.
Под конституцией (термин происходит от латинскогоconstituio — установление) понимаютосновной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот законзакрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантииправ и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношенияорганов государственной власти и управления (форму правления). Конституцияочерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений счеловеком и обществом. В мировой конституционно-правовой теории нет единоговзгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран являют собой весьмапеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия иуровня конституционного правосознания. В Великобритании, например, вообще нетписаного основного закона, вследствие чего порой трудно определить, имеют ли теили иные акты конституционное значение (формально такого различия междузаконами может и не быть). В США Конституция действует более двух столетий и адаптируетсяк меняющимся условиям с помощью судебных толкований — тогда ее содержаниевыходит за рамки собственно конституционного текста. В Италии, ФРГ конституциибыли приняты после второй мировой войны с учетом новейшегосоциально-политического опыта, поэтому их содержание весьма широкое. В бывшихсоциалистических странах (СССР, Польша и др.) конституции были подчиненыидеологическим целям правящих компартий, а в развивающихся государствах этиакты в основном заимствуют модели развитых стран, часто не соответствующие местнымусловиям [3. с. 34 — 42].
В то же время для мировой конституционной теориии практики характерна определенная унификация представлений о содержаниисовременной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ниу кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любойстране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, чтоустройство государственной власти может быть демократическим и эффективнымтолько при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитетвоплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщегоизбирательного права, и т.д. Другими словами, мировое сообщество как бы сложилоопределенную модель демократического государства, соответствующего принципамсовременной цивилизации. Эта модель указывает, что непременно должно бытьвключено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционногозаконодательного регулирования или вообще лишним. В демократическом обществесоздаваемый конституцией механизм власти — это всегда компромисс, поскольку вобщественной жизни участвуют или ведут борьбу за власть различные политическиесилы. Этот компромисс, хотя и вынужденный для многих, но все же добровольный,выражает общую заинтересованность решать проблему власти и свободы на основезакона, а не применения силы. Конституция поэтому не может действовать винтересах только одного, пусть даже могущественного, класса, она воплощаетгражданское согласие и противостояние насилию. Поиски компромисса допустимы присоздании механизма власти, но не при определении первейшей цели конституции —охраны прав и свобод человека.
Конституции тесно связаны с общественнымустройством той или иной страны и в свою очередь на него влияют. В тоталитарномобществе эта связь выражена непосредственно в самом тексте конституции, котораязакрепляет государственное руководство обществом и все основные идеологическиеустановки правящей партии в отношении экономической и политической систем.Идеология, таким образом, приобретает силу основного закона, а мешающие ейправа человека отвергаются. В демократическом обществе ничего подобного быть неможет. Гражданское общество тем и отличается от государственно организованного,что оно строится на основе свободы и инициативы людей и их объединений, ненуждающихся в тотальном государственном регулировании.
Иногда самой структурой конституции, т.е.расположением глав, подчеркивается степень значимости тех или иных основныхинститутов. Например, во Франции в 1958 г. при переходе от парламентаризма кпрезидентской форме правления в Конституции главы «Президент» и «Правительство»поместили перед главой «Парламент», ясно указав тем самым на перемещение центратяжести в государственном механизме в сторону президентской власти. Аналогичноерасположение глав и явно с той же целью видим в действующей КонституцииРоссийской Федерации.
Как правило, конституции начинаются с преамбул,которые носят торжественно-декларативный характер и не имеют юридической силы.В преамбулах часто фиксируются цели и функции государства, подчеркиваютсяисторическая преемственность государственности, ответственность перед Богом инародом, нравственные основы конституции и т.д. — они как бы предопределяютдальнейшее содержание конституции.
В Конституции Российской Федерации с формальнойточки зрения преамбулы нет, но содержится введение, состоящее из несколькихпринципиальных положений. Они объясняют причины и цели принятия ОсновногоЗакона. Среди них утверждение прав и свобод человека, гражданского мира исогласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства,возрождение суверенной государственности, утверждение незыблемости еедемократических основ, обеспечение благополучия и процветания России. Этовведение фиксирует также общность судьбы многонационального народа России,верность общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов,почитание памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру вдобро и справедливость, а также ответственность за свою Родину перед нынешним ибудущим поколениями и осознание себя частью мирового сообщества. Этонравственно-политические воззрения российского народа, которые обусловливаютпринятие данной Конституции [3. с. 34 — 42].
В заключительных разделах конституций обязательносодержатся нормы о порядке изменения основного закона и некоторые переходныеположения, подчас весьма важные. Таким образом, структурный анализ конституциис элементами логического анализа помогает уяснению воли законодателя.
2.3 Конституция Российской Федерации: особенности,свойства,
функции, структура. Прямое действие конституции
Конституция в юридическом смысле рассматриваетсякак основной закон государства, который учреждает политическую формусуществования общества, систему государственных органов и местного самоуправления,порядок их формирования и принципы функционирования, определяет фундаментальныеправа и свободы человека и гражданина.
По способу организации и выраженияконституционных норм, то есть по форме, конституции делятся на писаные инеписаные. Неписаные конституции представляют собой собрание законов, судебныхрешений, обычаев, доктрин, обладающих высшей юридической силой по отношению ковсем остальным законам, и не составляют единый писаный акт. Писаные конституцииотсутствуют в Великобритании, Израиле, Новой. Зеландии.
Традиционно современные конституции принимаютсяна референдуме, хотя текст конституции разрабатывает обычно парламент,учредительное собрание или правительство. В истории были и дарованныеконституции, когда основной закон был пожалован обществу монархом (например,японская Конституция 1689 г.). Появление конституций означало радикальноеизменение в соотношении сил государства и гражданского общества.Конституционное государство было призвано служить обществу, гарантировать праваи свободы гражданам. Конституция отличается от обычных законов, которыепринимаются парламентом. Прежде всего, конституция устанавливает основыорганизации общества и государства, закрепляет фундаментальные права человека игражданина. Затем эти принципы развиваются в других отраслях права. Регулируяосновополагающие общественные отношения конституция призвана гарантироватьстабильность обществу возможности учитывать социальные интересы различныхгрупп, устанавливать такое устройство государства и общества, которое признаетсябольшинством населения в качестве справедливого. По этой причине конституциюотличает усложненная процедура внесения поправок и изменений. По способувнесения изменений в конституцию выделяют гибкие (изменения путем принятияобычных законов), жесткие (изменения путем установления квалифицированногобольшинства в обеих палатах парламента или повторного голосования парламентачерез определенный срок) и смешанного типа (изменения различных частейконституции либо жестким, либо гибким способом).
Специфика Конституции Российской Федерации 1993г. обусловлена тем, что она открывает новый этап в конституционном развитиинашей страны. В Российской Федерации было несколько конституций. Первая из нихбыла принята в 1918 г. Она законодательно закрепляла итоги Великой Октябрьскойсоциалистической революции. В сфере государственного строительства учреждалосьгосударство диктатуры пролетариата. Правами и свободами наделялись лишьтрудящиеся классы, а остальное население было лишено этих прав. Затем, послеобразования в 1922 г. Советского Союза, конституции РСФСР лишь повторялиположения союзных конституций. Так, были приняты Конституции РСФСР 1925 г.,1937 г. и 1978 гг. Несмотря на провозглашение РСФСР суверенным государством вэтих конституциях, на практике Россия не обладала полным суверенитетом.
В построении системы государственной власти иуправления Конституции РСФСР исходили из принципов, противоположныхобщепринятым принципам правового государства: верховенство прав человека,разделение властей, парламентаризм. Вместо этого провозглашались принципыклассовости в предоставлении прав и полновластия Советов. Однако на практикевласть была тесно связана с политикой большевистской партии [3. с. 46 — 53].
Конституция Российской Федерации 1993 годаявляется Основным законом суверенного российского государства, принятым навсенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Она впитала основные достиженияпередовой правовой науки. Однако, будучи принятой в условиях жесткогополитического противоборства законодательной и исполнительной властей, она нелишена недостатков и, вероятно, в дальнейшем будет нуждаться в изменениях идополнениях. Одной из особенностей Конституции РФ 1993 г. является еегуманистическая направленность. Права и свободы человека и гражданиназакреплены в ней в качестве высшей ценности. Их признание, соблюдение и защитаявляются главной обязанностью государства. Кроме этого Конституция РФ 1993 г.закрепила смешанную форму правления — президентско-парламентскую, с заметнымакцентом властных полномочий в сторону исполнительной власти: президента,премьер-министра и правительства. Конституция РФ выполняет ряд важных функций.
Прежде всего, политическая функция Конституциисостоит в том, что она определяет правила политической борьбы и обеспечиваетполитическим силам равные условия в борьбе за государственную власть.Государство не вмешивается в дела гражданского общества и его организаций:политических партий, общественных организаций, объединений.
Правовая функция выражается в том, что, выступаяядром правовой системы, Конституция устанавливает общие правовые принципы,которые являются исходными для различных отраслей права. Обладая высшейюридической силой, Конституция обеспечивает надлежащее правовое регулированиеобщественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренненепротиворечивых актов государства.
Наконец, гуманистическая функция Конституцииопределяется тем, что в ней нашли отражение общепризнанные нормы иобщечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека. На государствовозложена обязанность обеспечения достойных условий существования человека.
Как Основной закон Конституция 1993 г. имеетправовые признаки (свойства), которые отличают ее от иных нормативно-правовыхактов: Конституция обладает юридическим верховенством, ей присуща высшаяюридическая сила по сравнению с другими нормативно-правовыми актами, которые недолжны ей противоречить; закрепляя основополагающие принципы организациигосударства и общества, а также правовой статус личности, Конституция являетсябазой текущего законодательства; текущее законодательство лишь конкретизируетосновные начала, закрепленные в Конституции; отличительным признакомКонституции является прямое действие ее норм, которые не требуют никакогодополнительного законодательного разъяснения или дополнения (прямое действиеконституции наиболее важно для защиты прав и свобод граждан); Конституциюхарактеризует особый порядок принятия и изменения.
Она была принята на референдуме. В обычномпорядке могут вноситься изменения в гл. 3 — 8. За них должны проголосовать неменее 2/3 от общего числа депутатов обеих палат Федерального Собрания. Предложениео пересмотре гл. 1, 2, 9 должно быть поддержано 3/5 голосов от общего числачленов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Затем созываетсяКонституционное Собрание, которое решает, изменять Конституцию или нет [3. с.46 — 53].
Конституция РФ состоит из преамбулы, двухразделов, 9 глав, 137 статей. Содержание преамбулы Конституции не имеетправового характера, В ней выражены намерения о целях принятия конституции.Среди них следует отметить приверженность демократии, правам человека,возрождения российской государственности. Наиболее значимой является главапервая, закрепляющая основы конституционного строя. Под ними понимаютсяосновополагающие принципы устройства общества и государства, реализация которыхгарантирует создание демократического, правового государства. Эти принципыимеют более высокую юридическую силу в рамках самой Конституции. Глава втораяустанавливает права и свободы человека и гражданина. Наряду с ними закрепляютсяи конституционные обязанности. Значение этой, главы состоит в том, что ее нормыи принципы воспрещают издание законов и актов, умаляющих и ограничивающих праваи свободы человека, признанных высшей ценностью.
Поскольку Россия является федеративнымгосударством, глава третья определяет федеративное устройство, принципывзаимоотношений между субъектами, предметы ведения и полномочия субъектов ифедерации. Глава четвертая посвящена институту президентства. В нейустанавливаются компетенция и полномочия Президента Российской Федерации. Главыпятая, шестая, седьмая соответственно посвящены устройству законодательнойвласти (Федерального Собрания — парламента РФ), исполнительной власти(Правительства РФ), судебной власти. Глава восьмая определяет полномочияорганов местного самоуправления. Наконец, глава девятая определяет порядоквнесения поправок и изменений в Конституцию РФ.

3. КОНСТИТУЦИЯ РФ КАК ИСТОЧНИК РОССИЙСКОГО
ПРАВА
 
3.1 Конституции в федеративном государстве
Федеративному государству свойственнаконституционная система, состоящая из федеральной конституции и конституцийсубъектов федерации. Каждая федерация является объединением государственныхобразований, которые обладают определенными признаками государства, и преждевсего — правом принимать свои конституции. Принятие конституций субъектамифедерации не является свидетельством их полного суверенитета — сам по себе фактвхождения в федеративный союз означает отказ от основных суверенных прав (вобласти обороны, финансов, внешних сношений). Поэтому конституционная теория ипрактика в федеративных государствах не рассматривает субъекты федерации каксуверенные государства и не признает право их выхода из федерации, аконституции этого и не закрепляют. Исключение составляла советская федерация, вкоторой союзные республики рассматривались как суверенные государства с правомвыхода, что в практической жизни значения не имело, но юридическиспособствовало распаду СССР.
Ныне в Российской Федерации также возниклоположение, когда конституции ряда ее субъектов (Республики Татарстан,Башкортостан, Марий Эл) закрепили суверенитет своего государства, а конституциясамопровозглашенной Чеченской Республики — Ичкерии объявила государство нетолько суверенным, но и равноправным субъектом в системе мирового содружестванаций. Однако, если рассматривать такое положение не с политической, а сюридической точки зрения, то станет ясным противоправный характер попытокобосновать суверенный характер субъектов Российской Федерации. Ни один из нихне имеет корней государственной независимости и никогда не обладал правомвыхода из Российской Федерации. Конституции этих республик в данном случаезакрепили положение, которое в его полном значении нельзя квалифицироватьиначе, как юридически несостоятельное [23. с. 3 — 5].
Сосуществование федеральной конституции иконституций субъектов федерации всегда порождает вопрос об их соотношении. Всамой общей форме он решается на основе верховенства федеральной конституции иобязанности конституций субъектов федерации соответствовать ей. Но при этоместь ряд конкретных вопросов, требующих ответа. Это, прежде всего, вопрос оразграничении компетенции федеральных органов государственной власти исоответствующих органов субъектов федерации. Он решается путем установленияисключительной компетенции как федерации, так и ее субъектов, а также — ихсовместной компетенции. Фактически это означает, что конституционная системафедеративного государства утверждает полный суверенитет союза и ограниченный(остаточный) суверенитет субъектов. При этом конституции субъектов федерацииустанавливают свою систему органов государственной власти, судебную систему,систему органов местного самоуправления.
Конституции субъектов Российской Федерациитеоретически призваны выразить особенности национальной государственности, ноони все же не содержат чего-либо принципиально национального (кроме, пожалуй,названий законодательных органов, закрепления того или иного языка в качествегосударственного, государственной символики). Многие из этих конституцийпринимались под сильным давлением националистических сил, главным образомстремившихся воплотить в них национальный суверенитет. При этом ряд конституцийоказался в противоречии с федеральной, вследствие чего процесс созданияконституционной системы Российской Федерации пока нельзя считать завершенным.
Различия между конституциями в известной мереобъясняются тем, что они были приняты в различное время. Так, конституцииКабардино-Балкарии, Карелии, Чувашии, Мордовии, Марий Эл были приняты в конце70-х гг., хотя затем изменялись и дополнялись. В начале 90-х гг. принималиськонституции Татарстана, Саха (Якутия), Чечни и Тывы. После принятия КонституцииРФ (1993 г.) были приняты конституции в Адыгее, Башкортостане, Бурятии,Дагестане, Ингушетии, Коми, Калмыкии, Северной Осетии-Алании, Удмуртии.
Конституции республик, как и уставы другихсубъектов РФ, закрепляют права и свободы граждан практически в том же объеме,что и Конституция РФ, так что смысл такого закрепления, имея в виду действиефедеральной Конституции на всей территории Российской Федерации, не особенновелик. Он, однако, объясним, когда дело заключается в установлениидополнительных гарантий конституционных прав или в их расширении, но этовстречается крайне редко — гораздо чаще устанавливаются непредусмотренныефедеральным законодательством и международными обязательствами Россииограничения избирательных прав граждан (например в Республике Калмыкия),свободы передвижения и выбора места жительства (Республика Саха — Якутия,Ставропольский край, Ростовская область), искусственное сужение перечняобъектов, которые могут находиться в собственности физических лиц. Уставаминекоторых субъектов РФ предусматривается возможность ограничения прав и свободграждан этих территорий областными законами, хотя регулирование прав и свободчеловека и гражданина находится в исключительном ведении Российской Федерации,т.е. они могут быть ограничены только федеральным законом в соответствии со ст.55 Конституции РФ.
Субъектами РФ принято много нормативных актов,определяющих правовой статус личности, но в результате возникли различныестандарты по вопросам, касающимся депутатской неприкосновенности, занятияпредпринимательской деятельностью, регистрации приобретенных в собственностьжилых помещений и др.
Во многих конституциях и уставах необеспечивается равноправие граждан независимо от национальности, местажительства и других обстоятельств. В них, в частности, права и свободы человекаи гражданина увязываются с гражданством или особым статусом жителя, устанавливаютсяограничения на передвижение и выбор места жительства, устанавливаетсяпредельный возрастной ценз для глав администраций (55 или 60 лет), цензоседлости для избирательного права (свыше года), иммиграционные квоты и т.д.,хотя регулирование прав и свобод, в том числе гражданства, относится кисключительному ведению Российской Федерации [23. с. 3 — 5].
В подавляющем большинстве конституций и уставовзакрепляется признание верховенства Конституции РФ. Однако часто положения оверховенстве и приоритете конституций, уставов, законов и иных нормативныхправовых актов субъекта РФ на его территории формулируются без учета положенийКонституции РФ о верховенстве и действии Конституции РФ и федеральных законовна всей территории Российской Федерации без каких-либо ограничений.
Конституции по-разному определяют статусреспублики. Так, в Конституции Республики Северная Осетия-Алания закреплено,что эта республика является «государством, добровольно входящим в составРоссийской Федерации», а в конституциях республик Башкортостан, Бурятия,Дагестан, Калмыкия, Коми, Ингушетия, Саха (Якутия) — что они являютсясубъектами Российской Федерации. Конституцией Республики Тывы устанавливаетсявхождение этой республики в состав Российской Федерации на основе Федеративногодоговора, но провозглашается право на выход из состава Федерации по итогамвсенародного референдума. Республика Татарстан идет дальше, определяя себя как«суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное сРоссийской Федерацией — Россией на основе Договора о взаимном делегированиипредметов ведения и полномочий». Кроме Ингушетии и Калмыкии, все республикиконституционно закрепили статус суверенных государств. Некоторые республикизакрепили положение, согласно которому их отношения с Российской Федерациейстроятся на делегировании части своих полномочий в пользу Федерации (Бурятия,Башкортостан, Саха (Якутия)). Встречаются весьма радикальные положения оратификации федеральных законов (Ингушетия, Саха), о возможностиприостановления действия Конституции РФ и федеральных законов на территорииреспублики (Башкортостан).
Основные законы (уставы) других субъектов РФ(краев, областей и др.) менее претенциозны. Они закрепляют равноправие всехсубъектов РФ, подчеркивая этим, что ничем не отличаются от республик, но вотличие от республик не закрепляют государственный суверенитет или статусгосударства. Встречаются, правда, формулировки, закрепляющие статуссамостоятельного государственного образования (Ставропольский край) илигосударственно-территориального образования в составе Российской Федерации(Оренбургская область). В разных формах уставы краев и областей декларируютотсутствие права выхода из Российской Федерации, почти все закрепляютверховенство Конституции РФ на своей территории.
Определенной спецификой отмечены уставы городовМосквы и Санкт-Петербурга. Они обладают статусом субъектов РФ как «городафедерального значения», хотя данное понятие в отношении Санкт-Петербурганикакими правовыми актами не раскрывается. В отличие от других субъектов РФ,законодательные и исполнительные органы этих городов являются одновременноорганами государственной власти субъекта РФ и органами городского (местного)самоуправления, что и закрепляется в их уставах.
Почти во всех конституциях и уставах в разделах оразграничении предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти субъекта РФ и федеральными органами государственной власти имеютсяотклонения от соответствующих положений Конституции РФ. Так, частоустанавливается верховенство субъекта РФ в отношении национальных богатств, егоисключительная собственность на землю и ее недра, воды, леса, растительный иживотный мир, другие природные ресурсы, находящиеся на его территории. СубъектыРФ относят к своему ведению право осуществлять финансовое, банковское,валютное, денежно-кредитное регулирование. Вместо осуществления международных ивнешнеэкономических связей к ведению субъекта РФ нередко относят международныеи внешнеэкономические отношения и соответствующие договоры и т.п.
Многие конституции и уставы проявляют явноенепонимание принципа разделения властей, распространяющегося не только нафедеральную власть, но и на систему органов государственной власти субъектовРФ. Так, во многих из них не только отдается приоритет законодательному(представительному) органу государственной власти субъекта РФ в законодательномпроцессе, но и сам процесс кадрового формирования органов исполнительной властиотносится к полномочиям законодательного (представительного) органагосударственной власти. Руководители органов исполнительной власти субъектов РФиногда наделяются полномочиями, которыми они не могут обладать согласноКонституции РФ, например, правом введения на территории или в отдельныхместностях субъекта РФ чрезвычайного положения или правом помилования. Внарушение принципа разделения властей субъекты РФ закрепляют правоустанавливать подотчетность руководителя органа исполнительной власти субъектаРФ (президента или главы республики, главы администрации) законодательному(представительному) органу государственной власти субъекта РФ, право утверждатьосвобождение от должности заместителей руководителя органа исполнительнойвласти и других должностных лиц руководителем органа исполнительной властисубъекта РФ, право депутатов, а также постоянных комиссий, являющихсяструктурными подразделениями законодательного (представительного) органа,осуществлять контроль за соблюдением законности на территории субъекта РФ.Председатель законодательного (представительного) органа государственной властисубъекта РФ нередко наделяется несвойственными этой должности функциями иполномочиями (вручать государственные награды и премии, дипломы о присвоенийпочетных званий и др.).

3.2 Охрана конституции и принцип верховенстваконституции
Прочность конституционного строя в решающейстепени зависит от соблюдения конституции и прямо пропорциональназаконопослушности граждан. Однако в любом обществе есть люди и организации,цели и деятельность которых представляют угрозу для конституции. Угроза такжеисходит от превышения полномочий или злоупотреблений со стороны должностных лици органов государства — главы государства, парламента, правительства. Нарушенияконституции опасны тем, что разрушают фундамент государственности и веру людейв незыблемость конституционных порядков. А это порождает смуту и хаос,опасность государственных переворотов, ущемления прав человека. Демократическоегосударство поэтому обязано обеспечивать соблюдение конституции и охранять ееот любых нарушений. Наиболее грубые и опасные нарушения наказываются вуголовном порядке. Практически в любой стране предусматриваются такие составыпреступления, как «заговор с целью захвата власти», «призывы к насильственномусвержению государственного строя» или просто «неуважение к конституции» [14. с.3 — 17].
Однако высшие гарантии безопасности конституциизаложены в самом ее тексте. В Конституции Российской Федерации говорится: «Органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица,граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации изаконы» (ч. 2 ст. 15). Обязанность здесь закреплена в самой общей форме, скореекак общий принцип всей государственности, без установления ответственности заее невыполнение. Но именно с этого начинается установление режима конституционнойзаконности и всего правопорядка. Государство и граждане как бы договариваютсястроить отношения между собой на основе Конституции, принимая на себяопределенные обязанности, и прежде всего — соблюдать Конституцию.
Целям охраны Конституции служит положение (ч. 5ст. 13): «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, целиили действия которых направлены на насильственное изменение основконституционного строя». Тем самым гарантируется деятельность только техобъединений, которые признают конституционные порядки. Конкретные требованиясоблюдать конституцию, обращенные к отдельным гражданам, могут показаться нестоль значительными. В Конституции РФ, например, установлены всего три основныеконституционные обязанности граждан (платить налоги, охранять природу, защищатьОтечество — ст. 57-59), в то время как она закрепляет десятки прав и свободграждан. В других странах упоминания о конституционных обязанностях часто ивовсе нет (США, Великобритания и др.). Вряд ли можно предположить, что простыеграждане в состоянии каким-либо образом, кроме как через участие в выборах,обеспечивать соблюдение конституционных норм, касающихся механизма власти. Нотребования к гражданам соблюдать конституцию все же не сводятся к ихконституционным обязанностям, а имеют более широкое конкретное содержание,которое вытекает из общего смысла, роли и функций конституции. От каждогогражданина требуется:
— уважать конституционные права других граждан;
— подчиняться правовым актам, изданнымконституционными органами государственной власти, а также вошедшим в законнуюсилу судебным решениям и приговорам;
— уважать конституционные порядки, ни при какихусловиях, кроме необходимой самообороны, не применяя насилия.
Эти минимальные требования законопослушанияабсолютно необходимы для жизнеспособности любой конституции, они должнырассматриваться как добровольно принятые на себя обязательства граждан охранятьконституцию и ее порядки. Они, как видим, носят пассивный характер, ибопредполагают только воздержание от тех или иных действий против конституции. Однимиз принципов организации и функционирования правового государства являетсяверховенство конституции в системе нормативных актов, ее прямое,непосредственное действие.
Конституция государства занимает особое место всистеме законов. Она является основным (высшим) законом государства и обладаетверховенством на всей его территории. Конституционная законность есть реальнодействующая система конституционализма, обеспечивающая полное действиеконституции. Конституционная законность означает следующее.
1. Правовой характер самой конституции какосновного закона государства. Иными словами, конституция своим содержанием (привсем его возможном разнообразии) должна выражать принципы демократии, свободы исправедливости, закреплять права и свободы человека и гражданина, прежде всегоотраженные в международных стандартах и нормах, воплощать принципы (требования)правового государства.
2. Верховенство конституции в правовой системегосударства, т.е. конституция имеет высшую юридическую силу. Все законы и иныеакты органов государственной власти и органов местного самоуправления издаютсяна основе и в соответствии с конституцией. Законы и подзаконные (в том числеведомственные) акты, противоречащие конституции, не имеют юридической силы. Так,согласно статье 15 (часть 1) Конституции РФ «Конституция РФ имеет высшуююридическую силу… Законы и иные правовые акты, принимаемые в РоссийскойФедерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
3. Принципы и нормы конституции имеют прямоедействие. Правоприменительная практика всех государственных органов должнасоответствовать конституции. Все должностные лица независимо от их ранга иположения ответственны за нарушение ее принципов и норм [9. с. 3 — 17].
Согласно статье 15 (часть 2) КонституцииРоссийской Федерации «органы государственной власти, органы местногосамоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдатьКонституцию Российской Федерации и законы». Однако если судебные или иныеправоприменительные органы обнаруживают, что закон или отдельные его положенияне соответствуют Конституции, то они непосредственно применяют нормыКонституции. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 декабря 1995 года«О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществленииправосудия» отмечает, что суд, разрешая дело, применяет непосредственноКонституцию, если придет к выводу, что федеральный закон, действовавший натерритории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ либо принятыйпосле вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей.
4. Конституция действует на всей территориигосударства. В условиях федеративного устройства государства федеральнаяконституция действует во всех субъектах (членах) федерации, конституциисубъектов федерации — на всей их территории. Спорным оказался вопрос о действииустава края или области, в состав которого входят автономные округа, натерритории указанных округов, так как автономные округа согласно действующейКонституции РФ являются равноправными субъектами Российской Федерации (ст. 5).Однако вхождение автономного округа в состав края или области является условиемраспространения устава края или области на всю ее территорию, в том числе натерриторию автономного округа.
Принципы верховенства конституции,конституционной законности не реализуются автоматически. Их действие может бытьнарушено умышленно либо в силу правоприменительной ошибки. Для предотвращения иликвидации таких «сбоев» существует система правовых средств охраны конституции(например, институт конституционной ответственности в виде импичмента главыгосударства). Специфическим институтом обеспечения и охраны действия принципаверховенства конституции является конституционный контроль. Судебныйконституционный контроль означает специализированный механизм охраныконституции как нормативного правового акта высшей юридической силы [14. с. 3 — 17].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституция — это фундамент конституционногоправа, а следовательно, только часть его. Каждая норма основного законаобрастает другими нормами из различных источников.
Это неизбежно, но при этом возникает опасность,что конституционные положения могут как бы раствориться в море конституционногоправа, потерять свой приоритет.
Чтобы этого не произошло, определенным нормамконституции или всей конституции законодатель придает статус прямого инепосредственного действия, что позволяет заинтересованному субъекту требоватьзащиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционнуюформулировку. Такое прямое действие конституции наиболее важно для защиты прави свобод граждан.
Даже в тех странах, где об этом нет упоминания втексте конституции, прямое действие давно признается судебной практикой. ВРоссии о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданинаговорится в ст.18 Конституции, а о прямом действии Конституции — в ч.1 ст.15.
Прямое и непосредственное действие фактическипредусматривается и в других нормах Конституции РФ. Например, не требуетникакого дополнительного разъяснения или дополнения норма Конституции о том,что Президент Российской Федерации вносит законопроекты в Государственную Думу(п. г ст. 84). В других случаях, однако, для применения конституционной нормытребуется принятие закона — обычного или конституционного.
Верховный Суд РФ постановлением от 31 октября1995 г. разъяснил судам, что при рассмотрении дел следует оценивать содержаниезакона или иного нормативного акта и во всех необходимых случаях применятьКонституцию РФ в качестве акта прямого действия. Суд, разрешая дело, применяетнепосредственно Конституцию, в частности:
а) когда закрепленные нормой Конституцииположения, исходя из ее смысла не требуют дополнительной регламентации и несодержат указания на возможность ее применения при условии принятия федеральногозакона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина идругие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральныйзакон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силуКонституции РФ, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральныйзакон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится впротиворечии с соответствующими положениями Конституции;
г) когда закон либо иной нормативный правовойакт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РоссийскойФедерации и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон,который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Исходя из изложенного в работе материала, можносделать следующие выводы. Как Основной закон Конституция 1993 г. имеет правовыепризнаки (свойства), которые отличают ее от иных нормативно-правовых актов:
— Конституция обладает юридическим верховенством,ей присуща высшая юридическая сила по сравнению с другими нормативно-правовымиактами, которые не должны ей противоречить;
— закрепляя основополагающие принципы организациигосударства и общества, а также правовой статус личности, Конституция являетсябазой текущего законодательства; текущее законодательство лишь конкретизируетосновные начала, закрепленные в Конституции;
— отличительным признаком Конституции являетсяпрямое действие ее норм, которые не требуют никакого дополнительногозаконодательного разъяснения или дополнения (прямое действие конституциинаиболее важно для защиты прав и свобод граждан).

Список источников илитературы
1.      БабаевВ.К. Теория государства и права: Учеб. – М.: «Юристъ», 2001, 488 с.
2.      БабичИ.Л. Особенности правовой практики на Северном Кавказе (На примереКабардино-Балкарии) // Государство и право. 2003. С. 14-20.
3.      БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации – М.: НОРМА ИНФРА-М, 2001, 800с.
4.      БарановВ.М. Формы (источники) права//Общая теория права. Курс лекций — Н. Новгород,1993. С. 249.
5.      БобраковИ.А. Уголовное право. Общая часть: курс лекций – Брянск: Юридический институтМВД России. 2001, 168 с.
6.      ВенгеровА.Б. Теория государства и права. М.: Юридическая литература, 1998. 586 с.
7.      ВитрукН.В. Конституционное правосудие: учеб. пособие – М.: Закон и право, ЮНИТИ,1998, 585 с.
8.      Государственноеправо Российской Федерации: Учеб./под ред. О.Е.Кутафина – М.: Юридическаялитература, 2001, 428 с.
9.      ДавыдоваМ.Л. О юридической силе нормативно-правовых предписаний: основные научныеконцепции //Журнал российского права. 2003. №10. С. 75-84.
10.    Емелин А.С. Историягосударства и права России. Изд-во «Щит и меч», 2001. — 229 с.
11.    Зорькин В.Д. Россия и ееКонституция//Журнал российского права. 2003 № 11. С. 3-7
12.    Иванов С.А. Федеральныйзакон и нормативный указ Президента России: проблемы взаимооотношений и пути ихсовершенствования // Государство и право. 2003. № 2. С. 101-103.
13.    Исаев И.А. Историягосударства и права России. – М.: Юристъ. 2005, 485 с.
14.    Колдин В.Я. Перспективыразвития законодательства// Вестник Московского Университета серия «Право» №62006, С. 3 – 17.
15.    Конституция РоссийскойФедерации (с изменениями на 25.03.2004 г.). Принята на всенародном референдуме12 декабря 1993 г. – М.: ИС «Кодекс». 2005.
16.    Конституция РоссийскойФедерации. Комментарий/под общ. ред. Б.Н. Топорина – М.: Юридическаялитература, 1994, 246 с.
17.    Комментарий к КонституцииРФ/ под общ. ред. Э.П. Григониса. – СПб.: Питер, 2002. – 208 с.;
18.    Конституционное правоРоссии (конспект лекций). – М.: Изд-во «ПРИОР», 2000. – 160 с.;
19.    Кузнецов И.И. Историягосударства и права России. М.: Амалфея, 2000. — 528 с.
20.    Левина М.И.Конституционный проект Европейского Союза//Право и политика. 2004. С. 34-45
21.    Малахов В.П. Основыфилософии права: учеб. пособие. – М.: Академический проект. 2005, 374 с.
22.    Макуев Р.Х. Теориягосударства и права: Учеб. – М.: Изд-во ОРАГС. 2005, 684 с.
23.    Мартышин О.В. Несколькотезисов о перспективах правового государства в России. // Государство и право,2006, № 6 С. 3 – 5.
24.    Марченко М.Н. Теориягосударства и права. 2-е издание. Моск. университет, 2004. С. 511.
25.    Морозова Л.А. Основыгосударства и права — М.: Юристъ, 2000, 360 с.
26.    Никитин А.Ф., СувороваН.Г. Право и политика – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, 196 с.
27.    Основы государства иправа: учеб. пособие/под ред. акад. О.Е. Кутафина – 7-е изд. перераб. и доп. –М.: Юристъ, 2000, 467 с.
28.    Патюлин В.А. Государствои личность в СССР / М.: изд-во «Просвещение» 1974, — 364 с.;
29.    Российская юридическаяэнциклопедия – М.: ИНФРА-М, 1999. – 1110 с.
30.    Рудинский Ф.М. Наука правчеловека и проблемы конституционно права – Тверь: ЗАО «ТФ МИР», 2006, 1234 с.
31.    Судебная система России:Учеб. пособие. М.: Дело, 2000. — с. 336.
32.    Теория права игосударства/ под ред. проф. Г.Н. Манова: учебник для вузов. – М.: БЕК, 2002. –336 с.
33.    Теория государства иправа: учеб. для вузов/ответ. ред. дюн проф. В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2005. – 496 с.
34.    Шершеневич Г.Ф. Общаятеория права. Вып. 1. М., 1910. С. 368.
35.    Юридическийэнциклопедический словарь/отв. ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект. 2006,1036 с.
36.    Яценко В.Н. Закон иподзаконный правовой акт: соотношение понятий // Журнал российского права.2003. №2. С. 89-96