Конституция зарубежных стран

Содержание
1. Понятие Конституции в науке конституционного(государственного) права
2. Порядок принятия и пересмотраКонституций США, ФРГ, Франции, Испании и Греции
3. Казус
Список литературы

1. Понятие Конституции в наукеконституционного (государственного) права
Термин «конституция» (отлатинского «constituio» — установление) зародился в Древнем Риме ииспользовался для обозначения указов римских императоров.
В науке конституционного права иполитологии конституция рассматривается как важнейший политико-юридическийдокумент. Политическое значение конституции обусловливается тем, что онаоформляет общественные отношения и становится фундаментом их развития.Юридическая природа конституции связывается с тем, что свои задачи онавыполняет правовыми средствами, то есть является законом, актом, исходящим отгосударства и тем самым приобретающим общеобязательную силу.
В современном мире действует около200 конституций различных государств, 300 основных законов (конституций,уставов) субъектов федераций (в Бразилии, Германии, России, США и др.), иногдапринимаются конституции и в некоторых автономных образованиях (например,Конституция 1998г. Автономной республики Крым). Помимо общих черт, в этихконституциях имеются и различия. Поэтому необходимо уделить вниманиерассмотрению вопроса о понятии, сущности и юридических свойствах конституции.
Конституция в формальном смысле(значении) – это закон или группа законов, обладающих высшей юридической силойпо отношению ко всем остальным законам. Конституция в данном смысле — это всвоем роде закон законов. Она не может быть изменена путем издания обычногозакона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующегоизменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы наосновании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперьей соответствовать.
Материальное и формальное пониманиеконституции находятся в определенном соотношении. Вероятно, оправданно, чтобыспециальная форма выражения соответствовала предмету регулирования — ведь вконституции определяются основы общественного и государственного строя страны.Кроме того, это соотношение проявляется в следующем: все государства обладаютконституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция всмысле формальном. Британская конституция существует в первом смысле, но не вовтором: ее нормы могут быть изменены в том, же порядке и теми, же органами,которые создали действующие нормы. К конституции в материальном смыслеотносятся лишь те правовые нормы, которые регулируют указанные вышеобщественные отношения. Напротив, конституции в формальном смысле могутсодержать такие нормы, которые, казалось бы, регулируют отношения, не имеющиеконституционного характера. Однако сам факт включения тех или иных норм вформальную конституцию свидетельствует, что законодатель преследовал этимважные политические цели, и поэтому такие нормы не стоило, бы рассматривать какнетипичную случайность.
Различаются также понятия юридическойи фактической конституции. Юридическая конституция, в материальном илиформальном смысле, — это всегда определенная система правовых норм,регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическаяконституция — это сами такие отношения, то есть то, что реально существует.Например, Конституционный закон о Чехословацкой федерации 1968 годапредусмотрел создание системы конституционных судов, однако на практике допобеды антибюрократической революции 1989 года эти суды так и не были созданы.Следовательно, согласно юридической конституции они существовали, а согласнофактической — отсутствовали. До сих пор в Конституции Итальянской Республики1947 года остаются лишь мертвой буквой нормы ст. 40 (регламентация права назабастовку), 95 (организация президиума Совета министров), VI переходногоположения (упразднение органов особой юрисдикции).
Расхождение между фактической июридической конституцией — обычно результат изменения в соотношенииполитических сил, происшедшего после принятия юридической конституции, особеннокогда речь идет о формальной юридической конституции, принятие которой имеетодномоментный характер.
Важным для раскрытия понятияконституции является вопрос о ее сущности. Он стал предметом дискуссий,ведущихся с момента зарождения самой идеи конституции. В целом можно выделитьдва основных подхода к определению сущности конституции:
1) западные концепции конституции:
— представители естественной школыправа рассматривали конституцию как своего рода общественный договор, выражениеобщей воли народа (нации);
— нормативисты рассматриваликонституцию как выражение высшей правовой нормы;
— институционалисты – как статут нетолько государства, но и нации как корпоративного целого.
2) марксистская концепция, в основекоторой лежит классовый анализ конституции: конституция любого государстварассматривается как продукт классовой борьбы, как инструмент, с помощьюкоторого тот или иной класс (блок, коалиция, союз классов) закрепляет своеполитическое господство.
Конституция – это, прежде всегоюридический документ, и потому ее главными свойствами являются юридические. Онираскрывают правовую природу конституций и определяют ее место в правовойсистеме страны.
«Сущность конституции состоит втом, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в моментее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу,который она решает, — ограничение пределов вмешательства государства в жизньобщества и индивидов».
«Конституцию как нормативный правовой акт, занимающийсамостоятельное и особое место в правовой системе современного демократическогогосударства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:
1) особый субъект, который устанавливает конституцию или отимени которого она принимается;
2) учредительный, первичный характер конституционныхустановлений;
3) всеохватывающий характер конституционной регламентации,т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые онараспространяет;
4) особые юридические свойства: верховенство, высшаяюридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формыохраны и др».
Конституция – важный политическийдокумент. Она выражает политический и социальный компромисс между различнымисилами, достигаемый в процессе политической борьбы. В этом смысле она являетсяитоговым документом, закрепляющим итоги этой борьбы и вместе с тем отражающимдостигнутую ступень развития общественных отношений, которые служат предметомее регулирования. Конституция определяет участников политического процесса ирамки, в которых протекает этот процесс. Многие современные исследователи наЗападе проводят различие между политической и социальной конституцией. Подполитической конституцией понимается, прежде всего, та часть ее содержания,которая относится к организации и формам осуществления государственной власти.Это главная часть, ядро любой конституции, что, кстати, находит отражение дажев официальном названии некоторых основных законов.
Любая конституция являетсяидеологическим документом, ибо отражает определенную систему взглядов и идей.Конституция является также мировоззренческим документом, оказывающим большоевлияние на духовную жизнь общества, способствующим распространению иутверждению определенных политических и правовых идей, представлений,ценностей. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признаннымв обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья и др.) икак бы убеждает человека: если тебе дороги эти ценности, следуй тому, чтозаписано в основном законе. И с другой стороны, если уважаешь закон, уважай иотраженные в нем общечеловеческие ценности. Тем же, кто не уважает ни того, нидругого, в случае нарушения конституции грозят соответствующие санкции.
Таким образом, конституция – этоосновной закон государства, закрепляющий основы организации государственнойвласти и правовое положение личности. Сущность и содержание конституциипроявляются в совокупности свойств (юридических, политических, идеологических),характеризующих ее качественное своеобразие как одного из элементовполитической системы общества.
2. Порядок принятия и пересмотраКонституций США, ФРГ, Франции, Испании и Греции
Конституция США — основной закон США, имеющий высшуююридическую силу. Конституция США была принята 17 сентября 1787 года наКонституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии ратифицирована всемитринадцатью существовавшими тогда американскими штатами. Считается первой вмире конституцией в современном понимании.
«Конституция США — сравнительнократкий документ. Принята Конвентом 17 сентября 1787 года. В ней содержитсяприблизительно 7 тысяч слов. Она состоит из преамбулы, а также из семи довольнопространных статей, обозначенных римскими цифрами. Большинство статей делитсяна разделы».
Конституция США — «жесткий»,трудноизменяемый документ. Для ее изменениянеобходимо выполнить сложную процедуру. Во-первых, предложение о внесении поправоквыдвигается, если это сочтут необходимым две трети от общего числа членов обеихпалат Конгресса либо созванный по требованию законодательных собраний двухтретей штатов специальный Конвент (ст. V Конституции). Во-вторых, дляратификации поправок установлен еще более сложный порядок — они утверждаютсязаконодательными собраниями трех четвертей штатов или конвентами в трехчетвертях штатов, смотря по тому, какой из этих двух способов ратификациипредложит Конгресс. После принятия поправки XVIII (1919 г.) Конгресс стал устанавливать срок для ратификации. Если за установленный срок поправка нератифицирована, то она считается отвергнутой. Впрочем, Конгресс может продлитьвремя ратификации.
В принятии поправок юридическиучаствуют только законодательные органы федерации и штатов или специальноизбранные для этого конвенты. Единственное исключение составляла процедурапринятия поправки в марте 1861 г., которая не была впоследствии ратифицирована.Она была подписана главой исполнительной власти — Президентом Дж. Бьюкененом. ПодписьПрезидента не имела и сейчас не имеет какого-либо юридического значения; этообстоятельство находится в известном противоречии с существующейзаконодательной процедурой, при которой промульгация принятого Конгрессом билляявляется завершающей стадией законотворчества.
По своему содержанию поправки неотличаются особым разнообразием. Поправки XVIII и XXI о регулировании ввоза иперевозки спиртных напитков на территории США (о введении и упразднении «сухогозакона») в некоторой мере представляют исторический интерес. Несколькопоправок, дополняя друг друга, касаются института президентской власти (XX, ХХП и XXV), поправки XV, XIX, XXIV и XXVIсвидетельствуют о постепенной эволюции активного избирательного права. Билль оправах и поправки XI, XIII и XVI остались неизменными со времени принятия.
Конституция ФРГ официально называетсяОсновным законом, принята в 1949году как временная (есть конституции каждой изземель).
Основной закон создавался ипринимался вскоре после. Второй мировой войны, инициатором которой, как ужеотмечалось, явилась гитлеровская Германия. Разработчики Основного законастремились подчеркнуть миролюбивый характер нового германского государства, егоприверженность международному праву и стремление к международномусотрудничеству.
Закон об изменении Основного законануждается в одобрении 2/3 членов Бундестага и 2/3 голосов Бундесрата.Недопустимо изменение Основного закона, затрагивающее разделение Федерации наземли, принципиальное участие земель в законодательстве или принципы, заложенныев ст. 1 и 20. Можно сделать вывод, что по способу конфигурации Основной законФРГ является жестким.
Конституционный контроль осуществляетФедеральный конституционный суд.
КонституцияФранции 1958 г. по способу конфигурации является «особо жестокой»,так как для пересмотра требуется проведение 2-ух шагов — принятие поправок и ихратификация. Проект пересмотра Основного закона согласно ст. 89 должен бытьодобрен палатами парламента в схожей редакции. При данной процедуре палаты — Национальное собрание и Сенат — находятся в равных критериях. После принятияпоправок требуется их обязательная ратификация, которая быть может осуществлена2-мя методами: или на референдуме (основная процедура), или в Конгрессе — насовместном заседании парламентских палат большинством в 3/5 голосов. Правовыбрать метод ратификации принадлежит Президенту республики. Но для ратификациив Конгрессе требуется, чтоб создателем пересмотра выступало Правительство, а нечлены парламента, Процедура ратификации в Конгрессе предусмотрена для внесенияв Конституцию незначительных поправок, когда проведение референдуманецелесообразно.
Пародоксальнымбудет то, что с 1958 г. практика ратификации в Конгрессе стала основнойпроцедурой принятия поправок, в то время как по смыслу ст. 89 Конституциинормой должен быть референдум. Большая часть принятых поправок к Конституциибыло одобрено в Конгрессе.В Конституцию 1958 г. Не один раз вносились поправки. Все они приняты по инициативе Правительства. Некие поправки внесли глубочайшиеконфигурации в дела меж органами гос власти и в базы политической системы.Предметом этих поправок были: изменение порядка избрания Президента республикиметодом всеобщих выборов, включение в Конституцию норм Маастрихского контракта,расширение права запроса Конституционного совета. Предмет остальных поправокносил быстрее технический характер: предоставление способности африканскимгосударствам оставаться членами Общества; совмещение парламентских каникул сошкольными и др.
Ныне действующая Конституция Испании(исп. Constitución española) была принята на референдуме,состоявшемся 6 декабря 1978 года. Конституция 1978 года была положительнопринята большинством населения Испании и во многом аналогична конституциямдругих западных стран.
На содержание испанской Конституцииоказали влияние принятые ранее конституционные акты ряда европейскихдемократических государств. В частности, Конституция Италии 1947 г. и Основной закон ФРГ 1949 г. оказали влияние на разделы испанской Конституции об автономныхобразованиях, о правах и свободах граждан, о Конституционном суде; шведскаяКонституция 1975 г. и Конституции других скандинавских стран — на правовое положениеглавы государства — Короля и на институт народного защитника (омбудсмана), и т.д.
По порядкуизменения Конституции испанская Конституция относится к разряду так называемых «жестких»конституций. Инициатива пересмотра Конституции осуществляется в соответствии сразделом Х «О конституционной реформе». Право законодательнойинициативы принадлежит Правительству, конгрессу депутатов и ассамблеямрегиональных автономных объединений. Проекты изменений Конституции должны бытьприняты обеими палатами Генеральных кортесов (парламента) большинством в трипятых состава каждой палаты. Если согласия между палатами по поправкам к Конституциине достигнуто, то при условии, что Сенат (верхняя палата) примет указанный текстабсолютным большинством своих членов, Конгресс депутатов (нижняя палата) можетпринять его двумя третями голосов. Одобренный Генеральными кортесами проектреформы выносится на референдум для ратификации, если на то будет ходатайство втечение 15 дней после его одобрения одной десятой числа голосов любой из палат.
Если вноситсяпредложение о полном пересмотре Конституции или частичном ее пересмотре,затрагивающем вводный раздел, главу вторую «Права и свободы», частьпервую раздела I «Об основных правах и публичных свободах» или разделII «О короне», необходимо одобрение большинством двух третей числачленов каждой палаты, после чего Генеральные кортесы распускаются. Вновьизбранные палаты могут одобрить проект новой Конституции большинством в дветрети голосов каждой палаты, после чего проект передается для его утвержденияна референдум. Во время войны, а также при предусмотренных ст. 116 Конституциисостояний угрозы, чрезвычайного или осадного положения инициатива реформыКонституции не может быть предпринята.
КонституцияГреции была разработана правительством, принятапарламентом 9 июня 1975 года, вступила в силу 11 июня 1975 года. Принятиеконституции произошло после падения военной диктатуры «черных полковников»и восстановления гражданского правления в стране. С момента провозглашениянезависимости в 1821 году до 1973 года в стране действовало еще 10 конституций.
Процедурапересмотра конституции Греции предусматривает две стадии — внесение изменений иих ратификацию, причем обе стадии проводятся при различных составах Палатыдепутатов. Другими словами, между внесением поправок и их утверждением должныпройти всеобщие выборы (ст. 110). Хотя сами квалифицирующие требования кчисленности голосов на каждом этапе процедуры изменения не слишком высоки (изменения принимаются 3/5 голосов всех членов парламента в двухголосованиях с перерывом не более месяца и утверждаются в парламенте следующегосозыва), однако, учитывая, что они должны быть достигнуты в различныхсоставах Палаты депутатов и что конституция может пересматриваться только раз впять лет (п. 6 ст. 110), она принадлежит не только к числу «жестких»,но и весьма малоподвижных. Часть ее положений — о некоторых правах и свободах,о форме правления и о принципе разделения властей — как основа строения структурыгосударственной власти не подлежит пересмотру.
3. Казус
Новорожденный ребенок, который послевступления в силу Акта о гражданстве Великобритании (1981г.) был найденподкинутым на территории Соединенного Королевства, в целях пункта 1, если недоказано иного, будет считаться родившимся в Соединенном Королевстве послевступления в силу акта, и родившимся от родителя, который в момент рожденияпостоянно проживающее в Соединенном Королевстве лицом.
В случае в момент рождения ребенкаего отец или мать является гражданином Великобритании ребенок приобретаетгражданство по принципу право крови. Основанием приобретения гражданстваребенка является гражданство его отца или матери.
В случае если в момент рожденияребенка его отец или мать постоянно проживает в Соединенном Королевстве ребенокприобретает гражданство по принципу права почвы. Основанием в данном случаеявляется фактическое проживание на территории Великобритании отца или материребенка.

Список литературы
Нормативные правовые источники
1   Конституция США (статьи 6 и 7).- Конституции зарубежных государств. / Сост. Проф. В.В.Маклаков.М.: Юрид.лит. 1996. 417с.
2   КонституцииГреции (разделы 2 и 4 части 4),     Испании (раздел 10 и переходные положения),Франции (раздел 16) и ФРГ ( ст. 79, 144 — 146), Акт о гражданстве 1981 года(Великобритания). Норма. 1996. 676с.
Научные источники
1   Конституционное(государственное) право зарубежных стран. Общая часть/Под ред. Б.А. Страшуна.М.: Норма. 2006. 676с.
2   Мишин А.А.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Белые альвы.2006. 432с.
3   Иностранноеконституционное право/Под ред. В. В. Маклакова. М.: Юрист. 1996. 490с.
4   Конституционноеправо зарубежных. Учебник для вузов/Под ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М.Энтина. М.: Норма. 1999. 752с.
5   Мишин А. А.,Власихин В. А. Конституция США: политико- правовой комментарий. М.: Наука.1985. С.114-146.
6   Вступительныестатьи к Конституциям Греции, Испании, США, Франции и ФРГ.- В кн.: Конституциизарубежных государств. М.: Юрид.лит. 1996. 417с. Конституции государствЕвропейского Союза/Под ред. Л. А. Окунькова. М.: Норма. 1997. 802с. США:Конституция и законодательные акты. М.: Универс. 2003. 724с.
7   Невинский В. В.Немецкие граждане в зеркале основополагающих принципов Конституции ФРГ.Барнаул: изд. Алт. ун-та. 1994. С.5-23.
8   Невинский В. В.Новеллы конституционного законодательства ФРГ// Журнал российского права. 1998.№ 4-5. С.121-129.
9   Ковалев А. М.Современное состояние Конституции Республики во Франции// Государство и право.2007. № 2. С.137-145.
10  Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право: Учебник. М.: Юрист,2001. 442с.
11  Смоленский М. Б. Конституционноеправо зарубежных стран. М.: Феникс, 2006. 346с.
12  Сравнительное конституционноеправо/Под ред. А.И. Ковлера, В.Е. Чиркина, Ю.А. Юдина. М.: Юрист, 1996. 512с.