Понятие и сущность организационной структуры и структуры управления информационно – консультационной службы, организационное построение информационной службы
Статус Консультационная служба АПК России создается как государственная информационно- консультационная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и местных органов управления агропромышленным производством. Консультационная служба (КС) предназначена для обслуживания сельских товаропроизводителей всех форм собственности.
Цель КС – повышение рентабельности и конкурентоспособности хозяйств и предприятий, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, обеспечение продовольственной и экологической безопасности, развитие культурной и социальной сфер села с минимальными общественно-необходимыми затратами.
Средства достижения цели – активное содействие производителям и переработчикам сельхозпродукции в принятии и осуществлении ими обоснованных решений, повышение уровня их профессионального и культурного уровня на базе современных информационных технологий, ускорение научно-технического прогресса и структурной перестройки в АПК с учетом комплексного развития и обеспечения социального и экологического благополучия регионов.
Методы достижения цели: консультирование по эффективному управлению хозяйством, маркетинговому, финансовому и инвестиционному анализу, оптимизации использования всех видов ресурсов с учетом экологических требований; доведение до сельских товаропроизводителей объективной и постоянно обновляемой информации по различным аспектам производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, включая новые технологии и методы ведения хозяйства; содействие сельхозпроизводителям в осуществлении инновационной деятельности, поиска инвесторов и партнеров по созданию новых, развитию и реконструкции действующих производств; активное содействие формированию и развитию продовольственных рынков; стимулирование мотиваций сельхозпроизводителей к проведению анализов динамики и прогнозированию развитию хозяйства, принятию и реализации эффективных решений оценке их эффективности; выявление, обобщение и распространение среди товаропроизводителей передового опыта хозяйственных и организационных решений; изучение и прогнозирование проблем АПК, отдельных типов хозяйств, видов производств и продовольственных рынков, с целью своевременного информирования о них органов управления всех уровней, общественности, аграрной науки и самих товаропроизводителей, а также производителей материально-технических средств для села, инициируя успешное решение выявленных проблем и актуализацию тематики фундаментальных и прикладных научных исследований, опытных и конструкторских разработок; формирование и развитие устойчивых обратных связей сельских товаропроизводителей с аграрной наукой и предприятиями ресурсного обеспечения и агросервиса, коммерческими и финансовыми структурами; выявление и интеграция знаний и информации из различных, (в том числе, международных), источников, поиск новых источников знаний и оперативная ориентация аграрной науки на проведение прикладных исследований с целью выработки практических рекомендаций по проблемам сельских товаропроизводителей.
Пользователи. Консультационная служба должна обеспечить агрознаниями и коммерческой информацией производителей сельхозпродукции всех форм собственности, в том числе 11,5 тысяч акционерных обществ открытого и закрытого типа, ТОО и смешанных товариществ, более 8 тысяч колхозов и совхозов, около 2 тысяч сельскохозяйственных кооперативов, 2 тысячи подсобных предприятий и организаций, 287 тыс. крестьянских хозяйств, 14,4 млн. личных подсобных хозяйств сельского населения и приусадебных участков горожан, 13,5 млн. садовых и 7,8 млн. огородных участков. Кроме того пользователями КС могут быть научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, учебные заведения от ВУЗов и институтов повышения квалификации до СПТУ сельскохозяйственного профиля, коммерческие структуры, включая агросервисные, торговые и финансовые организации, производители материально-технических ресурсов для села, общественные организации и органы государственной власти всех уровней.
Структура. Консультационная служба АПК является элементом системы государственного управления сельским хозяйством, создается в рамках Министерства сельского хозяйства и продовольствия России, территориальных сельхозорганов субъектов Федерации и районных администраций и, соответственно, имеет трехуровневую иерархическую структуру, включая федеральный, региональный и районный уровни.
По функциональному принципу структура Российской информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей всех форм собственности состоит из пяти основных компонентов:
1) Службы консультантов, организованной в виде трехуровневой системы информационно-консультационных центров на федеральном, региональном и районном уровнях, интегрированной с держателями информации и базирующейся на компьютеризированную систему сбора, переработки, хранения и доведения информации до сельских первичных товаропроизводителей в доступном для понимания и использования виде;
2) Отраслевой телекоммуникационной компьютерной сети;
3) Центра подготовки кадров.
4) Пресс-Видеоцентра;
5) Выставочного центра.
Руководство созданием Информационно-консультационной службы АПК осуществляет Департамент науки и технического прогресса Минсельхозпрода России.
Методологическое, проектное и научное обеспечение развития и стабильного функционирования КС осуществляют Центральный НИИ инновационных проблем и маркетинга в АПК и созданный в его составе Головной информационно-консультационный центр (ГИКЦ) с привлечением координируемых им научно-исследовательских организаций Минсельхозпрода России и Россельхозакадемии.
Создание Консультационной службы в регионах производится на основании совместных приказов Минсельхозпрода России и Администрации соответствующего субъекта Федерации. Региональный ИКЦ создается во исполнение указанного приказа распоряжением Администрации или регионального органа управления сельским хозяйством.
Службы КС подчинены руководителю сельхозоргана, в составе или при котором они созданы. Руководитель ИКЦ, как правило, является его заместителем. В функциональном и методическом плане ИКЦ подчиняются вышестоящим центрам КС.
Рисунок 1 – Структура ИКС Федеральный уровень ИКС образуют: Головной информационно-консультационный центр Консультационной службы АПК (ГИКЦ), являющийся организационной структурой, обеспечивающей разработку и реализацию проектных решений по развитию и функционированию Консультационной службы АПК Минсельхозпрода России на федеральном, региональном и районных уровнях. ГИКЦ решает задачи методологического управления региональными информационно-консультационными центрами во взаимодействии с подразделениями Минсельхозпрода России и органами управления сельским хозяйством в регионах. Участвует в организации и формировании информационного пространства АПК Минсельхозпрода России и реализации информационных технологий, обеспечивающих доступ первичных сельских товаропроизводителей и других предприятий агробизнеса к современным научным знаниям и коммерческой информации в форме, доступной для усвоения этих знаний и применения их на практике, а также оказывают им непосредственную методическую и консультационную помощь, осуществляет экспертизу баз данных в системе Минсельхозпрода России; Главный вычислительный центр Минсельхозпрода России, ведущий информационно-компьютерное обслуживание аппарата Минсельхозпрода России, осуществляет создание и руководит функционированием Открытой компьютерной сети передачи информации, формированием и программно-технической поддержкой федеральных баз и банков данных, а также выполняет задачи Федерального центра коммутации сообщений. ГВЦ разрабатывает, согласовывает с ГИКЦ и региональными центрами ИКС технические решения по созданию системообразующей части ОРКС и компьютерных средств, используемых в консультационных службах АПК, организует их закупки и осуществляет консультации местных органов управления АПК по приобретению дополнительных компьютерных средств и по подключению к федеральным и местным телекоммуникационным сетям во взаимодействии с ОРКС, а также проводит техническую политику по формированию программного обеспечения отрасли. ГВЦ организует обучение кадров системных и прикладных программистов для работы с программными продуктами, используемыми в ИКС, осуществляет регистрацию и сертификацию баз данных и программных продуктов в системе Минсельхозпрода России; Пресс-видеоцентр Минсельхозпрода РФ осуществляет создание документальных и учебных видеофильмов, подготовку видеоинформации для Россиских каналов телевидения ( в т.ч “Новости сельскохозяйственного рынка”), прием со спутников отечественных и зарубежных телепередач по тематике МСХ, перевод в необходимых случаях зарубежных телепередач и приобретенных видеофильмов на русский язык, транскодирование и перепись получаемых видеоматериалов, сбор всемирной видеоинформации на видеокассетах в рамках межгосударственных соглашений “О видеообмене по сельскому хозяйству”, создание и ведение Национальной видеотеки сельского хозяйства, а также тиражирование и распространение видеофильмов по учебной тематике, международным и российским новостям сельского хозяйства для ИКС. Пресс-видеоцентр осуществляет издание ряда газет, тематических обзоров, бюллетеней, пресс-релизов, информационных листков, брошюр, оперативных публикаций сведений о выставках, ярмарках и т.п.;
Региональный уровеньобразуют региональные информационно-консультационные центры (ИКЦ). На ИКЦ возлагаются объединенные функции консультирования и информационного обслуживания районных служб и товаропроизводителей областной ориентации. Они осуществляют сбор и обобщение рыночной информации, проводят маркетинговые обобщения и оказывают помощь хозяйствам в организации сбыта продукции путем расширения их участия в ярмарках, выставках, поиска для них партнеров и т.п. Однако специфические функции консультантов, как правило, выполняют специализированнные подразделения, формируемые в структуре ИКЦ. В зависимости от местных условий возможны и другие варианты создания ИКЦ, отражающие специфику конкретной территории.
Районный уровеньконсультационной службы составляют подразделения консультантов, создающиеся непосредственно в структуре районных управлений сельского хозяйства. В зависимости от реальных финансовых возможностей районных и региональных администраций, устанавливающих бюджет соответствующих райсельхозуправлений, информационно-консультационные службы района организуются в форме:
-информационно-консультационного центра, оснащенного компьютерной техникой, подключенного к системе передачи данных и обеспечивающего всем товаропроизводителям своего района информационно-консультационное обслуживание в соответствии с предусмотренной в ИКС программой; -консультационного центра или пункта (ИКП), не обеспеченного компьютерной техникой и оказывающего товаропроизводителям консультационную помощь на основе собственного опыта, использования имеющейся в пункте нормативно-справочной и методической литературы ИКС, печатных изданий других организаций, оперативных сводок и прогнозной информации ценового мониторинга. Порядок подготовки ответов консультантами всех (районных, региональных и федерального) уровней на запросы товаропроизводителей, сводится к следующему:
-если ответ не подготовлен консультантом ИКЦ, то к подготовке ответов на конкретной основе привлекаются отраслевые специалисты районного уровня агропромышленных формирований, местных научных и других учреждений, физические лица; -если ответ не подготовлен на районном уровне, то запрос передается в региональную консультационную службу. Здесь к подготовке ответа на запрос подключаются отраслевые специалисты ИКЦ, при необходимости они также на контрактной основе привлекают к подготовке специалистов и сотрудников областных агропромышленных объединений (управлений, департаментов и т.п.) НИУ и ВУЗов регионального уровня; -запрос может остаться без ответа и на региональном уровне, тогда он передается в ГИКЦ федерального уровня, где ответ готовится силами своих специалистов или с привлечением сотрудников и ученых по интересующему вопросу из организаций и учреждений федерального уровня на контрактной основе.
Формирование организационной структуры Консультационной службы АПК производится в соответствии с действующим распределением полномочий между федеральными органами государственной власти, субъектами Федерации и местными органами.
Головной информационно-консультационный центр и другие компоненты федерального уровня Консультационной службы созданы в соответствии с приказами Минсельхозпрода России. Организация Консультационной службы в регионах производится на основании совместных приказов Минсельхозпрода России.
Организация Консультационной службы в регионах производится на основании совместных приказов Минсельхозпрода России и Администрации соответствующего субъекта Федерации. Региональный ИКЦ создается во исполнение указанного приказа распоряжением Администрации или регионального органа управления сельским хозяйством. Этим или последующими приказами региональных органов управления производится назначение руководителя региональной ИКС и определения порядка организации районных информационно-консультационных служб, выбор районов первой очереди, а также решение других организационных вопросов, включая финансирование, материальное обеспечение и взаимодействие создаваемых (реорганизуемых) служб с другими организациями и будущими клиентами.
Службы КС подчинены руководителю сельхозоргана, в составе или при котором они созданы. В функциональном и методическом плане ИКЦ подчиняются вышестоящим центрам ИКС. В случае возложения функций регионального (районного) ИКЦ на коммерческую или другую, не находящуюся в непосредственном подчинении соответствующими органу управления АПК организацию руководителем ИКС для осуществления властных полномочий по распоряжению информационными ресурсами, осуществлению контроля за качеством и направленностью консультационной деятельности, назначается руководитель данного сельхозоргана или его заместитель.
Групповые дискуссии – планирование, подготовка, организация и проведение дискуссий.
Быстрое развитие и распространение интеллектуальных информационных технологий, прежде всего Интернета, открываeт новые возможности и горизонты исследования различных сторон экономических и социальных отношений и общения людей.
Вместе с тем, как показывает опыт, “всемирная паутина” (World Wide Wев или WWW) буквально на глазах превращается в электронные джунгли, в которых поиск профессиональной информации становится весьма трудоемким и сложным делом. Понимание данного факта медленно, но неуклонно ведет к поиску путей преодоления указанных трудностей. В результате начинают появляться публикации, фактически выполняющие функции общих и тематических библиографических указателей всемирной паутины.
Между тем, в науке разработки подобного рода в ближайшее время могут и должны стать важной составляющей исследовательского поиска, дискуссий разного рода. Связано это с тем, что полноценное оперирование в Интернете имеет комплексное, многоцелевое назначение. Как минимум, в науке оно позволяет решать задачи в следующих областях:
– Обеспечивать общий и профессиональный доступ к информационным ресурсам Интернета, включающим в себя, наряду с печатными работами и разного рода публикациями, еще и архивы, первичную документацию, базы, и банки данных.
– Способствовать обмену и распространению научной информации о выполненных исследованиях и разработках путем их публикации в Интернете, установлению ссылок на них на серверах и сайтах, рассылке информационных сообщений и т.п.
– Рассматривать собственно Интернет в качестве объекта исследования в самых различных предметных областях гуманитарного и социального знания (“История Интернета”, “Экономика Интернета”, “Социология Интернета”, “Язык Интернета”, “Искусство Интернета” и т.п.).
По нашим оценкам, сегодня в российской гуманитарной науке и образовании (суммарно) рассматриваемого уровня оперирования в Интернете достигло менее 1% работников основного звена Надежным индикатором в данном случае служит фактически штучная наличность как корпоративных (кафедральных и отдельских), так и персональных профессиональных сайтов гуманитариев в русскоязычном Интернете.
Программа Internet Relay Chat дает возможность одновременно общаться нескольким абонентам.
С помощью IRC Вы имеете возможность организовать что-то наподобие большой дискуссии с большим количеством приглашенных. Участники образуют группы и будут общаться между собой. Вы можете переходить от группы к группе. Иногда можно поговорить с кем-либо наедине, то есть выйти из общей беседы и продолжить ее вдвоем. Про Internet иногда говорят, что это какой-то “хаос”, который однако работает. Если считать это правдой, то Internet Relay Chart или IRC – это хаос в миниатюре. В “беседе” IRC в один день может произойти более 15000 разговоров. Каким же образом организовано IRC? Что позволяет Вам при наличии многих пользователей, которые одновременно общаются, не быть похожими на болельщика, кричащего своему другу с другой стороны стадиона? IRC – это программа, которая поддерживает “живое” общение (при помощи клавиатуры) со множеством людей со всего Internet (со всего мира !) одновременно (в режиме реального времени). Это очень похоже на радио на коротких волнах и также использует понятие channel (канал, волна). То, что Вы напечатаете, будет видно всем, находящимся с Вами на одной волне.
Система организована таким образом, что Вы не общаетесь со всеми на свете одновременно. Разговоры делятся на небольшие группы, которые называются каналами. В IRC может быть любое количество каналов, на канале – любое количество участников. Некоторые каналы существуют постоянно, например, где каждый может говорить с другим в любое время почти обо всем; некоторые – создаются и исчезают по мере необходимости. Каждый может присоединиться к каналу, который уже существует или настроить еще один свой. Вы можете создать свой личный канал лично для себя и еще для нескольких человек.
На каждом канале есть хотя бы один оператор (модератор), который отвечает за сопровождения канала. Главным человеком на канале является первый оператор. Он может передавать авторские привилегии другим лицам, которые могут передавать их третьим и т.д. Вот и все, что касается организации работы в системе IRC.
Как попасть в IRC? Попасть в IRC можно двумя путями: 1) при помощи telnet пользоваться услугами общедоступного клиента, работающего в некоторой системе. Это не очень хорошо, потому что такие клиенты часто исчезают и появляются, и тем самым лишают Вас стабильности. Лучший способ получить информацию о таких клиентах – это прочитать новости в телеконференции alt.irc. На этой телеконференции также имеется документ, из которого Вы можете узнать актуальную информацию об IRC. 2) установить личную программу-клиент на своем личном компьютере.
Оценка эффективности деятельности отдельных работников информационно – консультационной службы
На сегодняшний день управление человеческими ресурсами организации становятся ключевым направлением в области консалтинга. Человеческие ресурсы – это единственное, фундаментальное конкурентное преимущество организации и поэтому важнейшей задачей становятся анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, отношений руководства, управление производственными и социальными конфликтами и стрессами, управление трудовой мотивацией и т.д.
С начала рыночных реформ фирмам стало понятна необходимость оценки и формирования творческой атмосферы в коллективе для повышения эффективности работы персонала и привлечение для решения этих проблем сторонних, независимых специалистов- консультантов по кадровым вопросам.
Конечно, можно иметь отдел внутри самой организации и в случае необходимости поручать решение подобных вопросов своим специалистам. Но, как показывает практика, это невыгодно в силу следующих причин:
§ В свой внутрифирменный отдел надо постоянно вкладывать деньги, даже если нет работы. Тогда, как сторонний консультант получает деньги за выполнение конкретного заказа.
§ Сторонний консультант независим и от начальства, и от каких- либо людей внутри организации (неформальных лидеров и т.п.).
Существует целый ряд причин преимуществ использования независимых консультантов, но также имеются и свои недостатки:
§ Недоверие сотрудников к стороннему консультанту
§ Необходимость заниматься сбором всей информации о фирме и т.д.
Кадровый консалтинг оценивает управление людьми. Приглашённые специалисты с помощью интервью, тестов, наблюдений, выявляют недостатки, информируют руководство, какие ошибки имеют место в расстановке кадров, после чего разрабатывают конкретные рекомендации.
В последнее время появилась тенденция поручать консультантам не только давать полезные советы, но и претворять их в жизнь. Тем самым повышается ответственность консультантов и уверенность в принятии правильного решения у руководителя.
Следует отметить, что в начале существовала тенденция звать консультанта, когда надо было сократить штат сотрудников, кого- то уволить. В данном случае на консультанта перекладывалась ответственность за увольнения, а руководитель оставался в глазах своих подчинённых хорошим. Сейчас эта тенденция практически исчерпала себя, отчасти из- за изменения мотивации у руководителей и из- за повышения качества образования и культуры самих консультантов. Кадровый консалтинг выступает как возможность поиска резервов внутри своей компании.
Один из руководителей, пользующийся услугами независимого консультанта, делится своим впечатлением: «Специалист со стороны не только обнаружит кадровые проблемы, но и предложит как минимум два решения для каждой». (Е.Алиференко, начальник службы по работе с персоналом).
Теперь посмотрим, что говорят сами консультанты: «Нас нередко приглашают тогда, когда не могут решиться на изменения и нуждаются в поддержке своего решения», «Обычно руководители зовут нас тогда, когда чувствуют клубок проблем в коллективе». Ну что же, консультанты по управлению человеческими ресурсами не строят иллюзий насчет своей работы, и устанавливают цены на оказываемые услуги.
Пригласить консультанта стоит денег, причем хороших. Так, тестирование и оценка одного сотрудника обходится от 180$, а час доклада о результатах проделанной работы будет стоить $ 100-400. Наиболее дорогая услуга – анализ работы менеджеров, от 100$ до 500$. Другими словами, работа кадрового консультанта может стоить 1000$ в день.
Конечно, привлечение специалиста со стороны подходит только для достаточно больших и солидных компаний. Если в вашей фирме работает 10 человек, то звать консультанта будет слишком дорого, да и не имеет смысла.
В таком случае существует внутрифирменный консалтинг. Практически каждая организация нанимает человека, контролирующего и отвечающего за работу всех сотрудников фирмы. Это менеджер по кадрам, администратор. Названий может быть много, но работа всегда одна- сосредоточить усилия работников на выполнение задач, намеченных стратегией предприятия, обеспечить эффективное использование интеллектуальных и физических возможностей работников, реализацию их потенциала, повышение качества жизни, исходя из требований корпоративной культуры, содействовать укреплению трудовых соглашений в духе сотрудничества и улучшения морального климата, способствовать достижению взаимной выгоды отдельных работников профессиональных и социальных групп предприятий. Это задача внутрифирменного консалтинга. Консалтинг нацелен на человека, от степени включённости которого в деятельность фирмы зависит конечный результат. Обеспечение максимального сближения надежд предприятия и интересов работника, связанных с профессиональной деятельностью.
Я полагаю, будет полезно ознакомиться с опытом Японии в управлении человеческими ресурсами. «Система пожизненного найма», когда для работников предприятия их фирма важна также как семья, если не больше, когда для человека, работающего в организации, весь мир, вся жизнь сосредоточены на функционировании одной единственной кампании, от эффективности которой зависит его жизнь, благополучие, психическое состояние.
В российской действительности такого не существует, конечно, можно вспоминать советскую эпоху, когда каждый ощущал себя главным винтиком большой машины, именуемой государством, причем если что- то сломается –полетит всё. Но это совсем другая история, в которой консалтинга с консультантами не было точно. Было бы полезно заимствовать методы японского управления человеческими ресурсами и применить их на нашу практику, как это сделали американцы.
Как я говорила выше, администратор выполняет функции кадрового консультанта. Это может быть один человек, целая группа или отдел компании, в зависимости от размера организации. Задача консультантов помочь генеральному менеджеру фирмы в том, чтобы обеспечить сотрудничество управленцев среднего и низового звеньев, гарантировать понимание возрастающего значения службы персонала, эффективности решения конкретным подразделением проблем управления человеческими ресурсами.
Российская практика свидетельствует, что службы персонала играют важную роль при принятии решений высшим руководством, обеспечивая совместные решения линейного и штатного менеджеров. Следует знать, что в настоящее время нет четкого разграничения между линейной и штатной ответственностью. От деятельности менеджера по персоналу зависит эффективность работы фирмы. Если же менеджер не владеет необходимыми знаниями и опытом в данной области, без привлечения со стороны специалистов- консультантов не обойтись. Можно заметить, что задачей экспертов по кадрам, привлекаемых со стороны, является обычно не решение частных вопросов, а разработка предложения и содействия во внедрении кардинальных, радикальных инноваций.
Наиболее важным и перспективным мне показался « метод кафе», применяемый консультантами в своей работе для выявления индивидуальных особенностей персонала фирмы. Представляет собой своего рода меню, в котором персоналу предлагаются для свободного выбора определенные услуги в качестве вознаграждения за труд. Это могут быть деньги, фирменные блага, льготный рабочий режим, возможности повышения уровня образования, разного рода услуги. Все это предусматривается бюджетом фирмы. Таким образом, составляется система предпочтений работника и кадровые консультанты предлагают эту систему действий, чтобы без любых дополнительных издержек повысить эффективность системы стимулирования труда путем целенаправленной ориентации предоставляемых услуг на запросы служащих.
Что касается процесса «омолаживания» коллектива, который также рекомендуется консультантами, то на сегодня можно перечислить по пальцам фирмы, стремящихся брать на работу молодых специалистов и отправляющих на заслуженный отдых сотрудников ровно по достижению пенсионного возраста. Как правило, чтобы устроиться на хорошую работу надо, чтобы кто- то замолвил за вас словечко, а когда приходит время идти на пенсию, это происходит только по причине сокращения кадров или по состоянию здоровья, то уже лет через 5-10 после реального пенсионного возраста. Это, что касается наших предприятий. На совместных или иностранных представительствах дело обстоит совсем наоборот. Используются тесты, которые выявляют ваши способности и на их основании вы принимаетесь на работу или нет.
Можно много говорить о рекомендациях, которые дают кадровые консультанты, о методах, ими применяемыми, но об этом и так уже много написано. Однако надо помнить, что кадровый консалтинг зародился в России не так давно и, как любое дитя, потихоньку растет, умнеет, развивается, совершенствуется.
Принципы и формы финансирования информационно-консультационной службы.
1. Общие положения[1]
1.1. Информационно-консультационная служба для сельских товаропроизводителей (в дальнейшем именуемая Служба) субъекта Российской Федерации является структурным подразделением министерства (управления, департамента) сельского хозяйства и продовольствия республики (края, области, автономного образования), организована на основании приказа министерства (управления, департамента) сельского хозяйства и продовольствия республики (края, области, автономного образования по согласованию с Департаментом науки и технического прогресса Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (в дальнейшем именуемым Департамент).
1.2. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, конституцией и законами республики в составе Российской Федерации, уставом края, области, автономного образования, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, приказами и указаниями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, министерства (управления, департамента) сельского хозяйства и продовольствия республики (края, области, автономного образования), а также настоящим положением.
1.3. Служба непосредственно организует и направляет работу соответствующих структурных подразделений в управлениях сельского хозяйства и продовольствия района и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Минсельхозпродом России, органами управления агропромышленным производством, в том числе комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, другими органами исполнительной власти, государственными службами субъекта Российской Федерации, научно-исследовательскими и учебными организациями, предприятиями и другими субъектами агропромышленного производства, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.4. Службу возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от нее руководителем министерства (управления, департамента) сельского хозяйства и продовольствия республики (края, области, автономного образования) по согласованию с Департаментом.
1.5. Структура и численность Службы определяется штатным расписанием, утверждаемым в установленном порядке по согласованию с Департаментом.
1.6. Служба финансируется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, платы за определенные информационно-консультационные услуги, предоставляемые по индивидуальным заказам, за счет проведения программ, реализуемых на условиях совместного финансирования с другими организациями, а также других источников, предусмотренных законодательством РФ.
Интеграция программ по финансированию информационно-консультационных услуг.
Прежде всего необходимо отметить, что программа в целом не решает ни одной крупной проблемы структурной перестройки сельского хозяйства: кредиты выданы под множество мелких программ.
Значительные суммы кредитных средств направлены на оплату консультационных услуг и закупку оргтехники практически во всех разделах, в том числе в такой тяжелой отрасли, как угольная, проектом МБРР 4059-0-RU предусматривается 25 млн. долл. США. Проект «содействия осуществления приватизации» на сумму 105,3 млн. долл. США предусматривает только финансирование консультационных услуг и закупку офисного оборудования, предназначенного для фонда «Российский центр приватизации». [2]
Проект «Постприватизационная поддержка предприятий» (ЕБРР е-509) предусматривает 28,5 млн. долл. США для общественно-государственного фонда «Российский центр приватизации» на консультационные услуги и оргтехнику. На те же цели той же организации в проекте «Реструктуризация предприятий» (МБРР 4184-0-RU), на консультационные услуги предусмотрено еще 85 млн. долл. США, таким образом, только для этого фонда на закупку оргтехники и консультационные услуги предусматривается 218,8 млн. долл. США.
По разделу «Промышленность, энергетика и строительство» предусматриваются значительные закупки технологического оборудования, при этом, многие предприятия — получатели иностранных кредитов под государственные гарантии, находятся в тяжелом финансовом состоянии (предприятия угольной отрасли, фирма «Русский дизель» г. Санкт-Петербург, АО «КамАЗ» и т.д.). Возникает вопрос, предусмотрены ли средства на оплату таможенных платежей и монтаж данного оборудования, тем более, что эти предприятия уже имеют задолженность по ранее взятым на себя кредитным обязательствам.
Эта программа, по нашему мнению, должна рассматриваться исключительно как составляющая федерального бюджета как в части поступлений (доходов) по тем суммам реального использования кредитов на текущий период, так и по расходам в части погашения безусловных обязательств РФ по средствам, полученным в текущем году, за счет соответствующих расходных статей бюджетов последующих лет (когда наступает срок погашения кредита и уплаты процентов), которые в свою очередь должны покрываться определенными доходами.
Здесь просматривается две серьезные проблемы.
Первая. Насколько цели расходования кредитных средств сегодня отвечают общим принципам развития экономики страны и принципам принятого бюджета. Необходимо всегда четко понимать, что кредитные деньги — те же бюджетные ресурсы, направление использования которых определяется сегодня, а отнесение их на расходные статьи автоматически произойдет при рассмотрении бюджетов будущих периодов.
Вторая. Насколько автоматическая нагрузка расходов бюджетов будущих лет (в части сумм, обязательных к платежам по погашению долгов) позволительна в принципе. Или, иными словами, где та критическая величина привлекаемых сегодня кредитных средств, которая может привести к бюджетному кризису в будущем?
На сегодняшний день необходимо получить четкое обоснование по определению лимитов внешнего заимствования с разбивкой по датам погашения и видам заимствования, которые установить как контрольные цифры при рассмотрении программы в целом, перейдя, затем, к конкретному изучению направлений использования средств. Что же касается конкретного использования кредитов, то здесь совершенно очевидна необходимость проведения четкого раздела на две составляющих:
· Средства, используемые на проекты, дающие после реализации источники погашения, позволяющие в полном объеме расплатиться с государством (бюджетом), а ему, в свою очередь — с кредитором. В данном случае речь идет о том, что государство выступает как своего рода «коммерческий банк», привлекая кредитные ресурсы (или предоставляя гарантии по кредитам) от разных зарубежных организаций и передавая эти деньги местным заемщикам, то есть федеральный бюджет оценивает и берет на себя риск неплатежа конкретного юридического лица в России. Это лицо, в свою очередь, изначально декларирует возможность возврата долга. Типичный пример — поставка технологического оборудования для промышленных предприятий.
· Средства, которые изначально планируется гасить за счет не связанных с данным кредитованием доходов бюджета будущих периодов. Это, в какой-то мере, «завуалированное» финансирование дефицита федерального бюджета, что, по нашему мнению, в определенной степени допустимо в рамках использования, например, поступлений от «внешних облигационных займов» на «утвержденные бюджетные расходы» (например, погашение задолженности по зарплате «бюджетникам»). Беспокоят другие статьи, не утвержденные бюджетом текущим, но ведущие к прямым расходам по бюджетам будущих периодов, тем более, что там это произойдет автоматически. Таких примеров можно привести множество. Причем, что интересно, в представленных документах рассматриваемые два направления «грамотно» перемешаны. По нашему мнению, указанные виды «кредитования» являются скрытой формой протаскивания не утвержденных текущим бюджетом расходов через рассматриваемую Программу.
Список использованной литературы
1. www.cosulting.ru
2. http://www.nasled.ru/pressa/isdaniya/rusway/33.htm
3. http://dbase.aris.ru/N/KOI/VISTAV/V_SH/1-6.html
4. Посадский А.П. “Консультационные услуги в России” учебное пособие М-1995
5. Уткин Э.А. “Консалтинг” учебник для ВУЗов М-1998
[1] http://dbase.aris.ru/N/KOI/VISTAV/V_SH/1-6.html ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЕ СУБЪЕКТА РФ
[2] http://www.nasled.ru/pressa/isdaniya/rusway/33.htm