Контрабанда и борьба с ней

Содержание
Введение
1. Контрабанда. Понятие и состав преступления
2. Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой
3. Пример
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Оперативно-розыскная составляющая российских таможенныхорганов имеет свои исторические корни. Она зарождалась и развивалась вместе сотечественной историей борьбы с контрабандой и не является для российскоготаможенного дела чем-то абсолютно новым, ранее неизвестным.
Таможенное дело в России ведет свое начало со временДревней Руси. Порядок взимания распространенной в тот период торговой пошлины — «мыта», которую можно считать предшественницей таможенной пошлины,был четко закреплен в Русской Правде Ярослава Мудрого.
Методы борьбы с контрабандой формировались и оттачивалисьлюдьми, приходящими в таможенное дело из различных сфер деятельности со своимопытом, знаниями и навыками. В эпоху Ивана Грозного уже была широкораспространена используемая Тайным Приказом практика осведомительства идоносительства. Легендарный организатор сыска Ванька Каин везде имел своихсоглядатаев. Поставленные на таможенное дело (Большую таможню, Померную избу,Мытную избу, губернские таможни) купцы, целовальники и служивые люди активноиспользовали сыскной опыт.
Во времена Петра I в таможенное дело широко вовлекалсястрелецкий и флотский люд, привнесший в методику борьбы с контрабандистами опытвойсковой разведки с использованием лазутчиков, наблюдателей, дозорных.
Учрежденные Указом Петра I (1723 г.) форпостные команды из состава воинских подразделений регулярно высылались в разъезды сзадачами воспрепятствовать контрабанде, охраны границ и задержания беглыхлюдей. Однако это не могло остановить незаконный провоз товаров, особенно послеповышения размера пошлин в 1724 г., тем более что контрабанде потворствовалипорой сами таможенные чиновники. Неизменно проявлялась закономерность:повышение тарифных ставок резко увеличивало поток контрабанды и числозлоупотреблений служебным положением в таможенной среде.
Период участия казачьих соединений втаможенно-пограничной службе принес немало полезного в совершенствованииметодики борьбы с контрабандой, которая в дальнейшем успешно развивалась ииспользовалась пограничниками и таможенниками. И все же опыт охраны границы приотсутствии единой подчиненности с течением времени показал своюнесостоятельность. Вольнонаемные объездчики и надзиратели зачастуюпотворствовали контрабанде, а то и сами перерождались в контрабандистов.Подобное наблюдалось и среди казаков.
Становилось все более ясным, что для эффективной борьбы сконтрабандой и другими нарушениями границы нужна организованная и жесткаяструктура.
С 1861 г. Пограничная стража стала комплектоватьсярекрутами, а инспекторами Министерства финансов по Пограничной страже сталиназначаться офицеры.
Как известно из истории тайных войн, доносы и доносители(осведомители) обычно входили в сферу деятельности специальных служб.
В борьбе с контрабандой, как и в любых других сферахскрытого противоборства, использовались (не могли не использоваться) и открытые(легальные), и тайные (секретные) методы и средства противодействия.
Конец XIX и начало XX в. в России характеризовалисьактивизацией революционного подполья, с одной стороны, и деятельности охранки иполицейского сыска — с другой. В Одессе, Новороссийске и других городахнеоднократно вскрывались попытки контрабандного провоза нелегальной литературыи оружия. Неизбежное в связи с этим тесное сотрудничество таможенников сорганами охранки и сыска внесло соответствующие коррективы в методику борьбы сконтрабандой.
Возрождение таможенного дела в Советской России ивозобновление механизма борьбы с контрабандой началось с переходом к новойэкономической политике. 8 декабря 1921 г. Совнарком утвердил Декрет о борьбе с контрабандой, в соответствии с которым при ВЧК была создана Центральнаякомиссия по борьбе с контрабандой. Аналогичные комиссии организовывались приособых отделах ВЧК при охране границ.
С 23 января 1922 г. пограничная служба и борьба с контрабандой были возложены на Государственное политическое управление (ГПУ). Сэтого времени и на протяжении всего советского периода истории отечественнойтаможни борьба с контрабандой со всеми сложностями и тонкостями ее глубиннойтехнологии оставалась прерогативой органов государственной безопасности.
В 80 — 90-е годы прошлого столетия, наканунебеспрецедентного взлета в своем развитии и превращения в мощную самостоятельнуюструктуру, российские таможенные органы оказались без собственной специфической(оперативно-розыскной) методики борьбы с контрабандой.
Становление и развертывание остро востребованнойдеятельности таможенной спецслужбы происходило в конце XX в. фактически зановои небезболезненно. С трудом удавалось преодолевать исторически сложившееся истойко сохранявшееся ложное представление об оперативно-розыскной деятельностикак о чем-то искусственно привнесенном извне в таможенное дело.[1]

1. Контрабанда. Понятие и состав преступления
Согласно части 1 статьи 188 уголовного кодекса РФконтрабанда – это перемещение в крупном размере через таможенную границуРоссийской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или ссокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов илисредств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием илинедостоверным декларированием.
Положение части первой статьи 188 во взаимосвязи с частью1 статьи 16.2 и частью 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации признано несоответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение в системедействующего правового регулирования позволяет при оценке стоимости товара,перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации ипредназначенного для личного пользования, в целях определения наличия составапреступления (контрабанда) или административного правонарушения(недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафаиспользовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и встоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемоготовара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменногодекларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов (ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П). В соответствии с частью 3статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты илиих отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Объектом данного преступления является установленныйпорядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границуРоссийской Федерации.
Государственная граница Российской Федерации (далее — Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальнаяповерхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр ивоздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный пределдействия государственного суверенитета Российской Федерации.[2]
Согласно ст. 2 Таможенного кодекса РФ таможенной границейРоссийской Федерации являются пределы ее таможенной территории (территорияРоссии), а также пределы находящихся в исключительной экономической зонеРоссийской Федерации и на ее континентальном шельфе искусственных островов,установок и сооружений, особых экономических зон.
Предметом преступления, предусмотренного частью 1 статьи188 УК РФ, является любое перемещаемое через таможенную границу движимоеимущество, признаваемое товаром в соответствии с Таможенным кодексом РоссийскойФедерации (подпункты 1 — 3 пункта 1 статьи 11) и Федеральным законом «Обосновах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (пункт26 статьи 2), включая транспортные средства, отнесенные статьей 130Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам, а также иные неявляющиеся товарами предметы, для которых законодательством установленопределенный порядок и правила их перемещения через таможенную границуРоссийской Федерации (например, используемые для международных перевозоктранспортные средства, которые не обладают признаками товаров, рукопись научнойстатьи либо иной не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственностина материальном носителе, в частности полезная модель, промышленный образец).
Исходя из положений части 1 статьи 15 Федерального закона«О валютном регулировании и валютном контроле» предметом контрабанды,наряду с другим имуществом, является наличная иностранная валюта, валютаРоссийской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги вдокументарной форме.[3]
Часть 2 ст. 188 Уголовного кодекса РФ предусматриваетуголовную ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданскогооборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения ихчерез таможенную границу РФ. Такими предметами являются: 1) наркотическиесредства; 2) психотропные; 3) сильнодействующие; 4) ядовитые; 5) отравляющие;6) взрывчатые; 7) радиоактивные вещества; 8) радиационные источники; 9) ядерныематериалы; 10) огнестрельное оружие; 11) взрывные устройства; 12) боеприпасы;13) оружие массового поражения; 14) средства его доставки; 15) иное вооружение;16) иная военная техника; 17) материалы и оборудование, которые могут бытьиспользованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки,иного вооружения, иной военной техники; 18) стратегически важные сырьевыетовары; 19) культурные ценности. Понятие и содержание указанных предметовпосягательства определяются в соответствующих нормативных правовых актах.
Объективная сторона преступления выражается в действии — перемещении предметов контрабанды через таможенную границу РФ, осуществляемомследующими способами: 1) помимо или с сокрытием от таможенного контроля; 2) собманным использованием документов или средств таможенной идентификации; 3) снедекларированием или недостоверным декларированием.
К числу действий, непосредственно направленных на вывозтоваров или иных предметов, помимо подачи таможенной декларации относятся иныепредусмотренные Таможенным кодексом РФ действия с указанными товарами илипредметами до фактического пересечения ими таможенной границы (вход или въездфизического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенногоконтроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска черезГосударственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможеннойтерритории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либоорганизациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки запределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица,непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границытоварами и транспортными средствами вне установленных в соответствии сзаконодательством Российской Федерации мест).
Контрабанда, сопряженная с незаконным оборотомнаркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих,ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационныхисточников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств,боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иноговооружения, квалифицируется по совокупности с преступлениями,предусматривающими ответственность за совершение указанных деяний (ст. ст. 218,220, 222, 228, 228.1, 228.2, 234, 355 УК РФ).
Обязательным признаком контрабанды, предусмотренной ч. 1ст. 188 УК РФ, является крупный размер перемещаемых товаров или иных предметов.Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ крупным размером признается стоимостьнезаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации товаровили иных предметов в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей.
Для квалификации деяния по ч. 2 ст. 188 УК РФ не имеетзначения размер предметов, перемещаемых контрабандным путем.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной ввиде прямого умысла. Лицо осознает, что перемещает через таможенную границупредмет контрабанды указанными способами, и желает этого.
Субъект преступления общий — вменяемое физическое лицо,достигшее возраста шестнадцати лет.
Квалифицирующий признак — совершение преступлениядолжностным лицом с использованием своего служебного положения либо сприменением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
К должностным лицам, в частности, относятся лица,обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля,осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные наосновании ст. 386 Таможенного кодекса РФ от определенных форм таможенного контроляи использующие свое служебное положение для совершения контрабанды.
Контрабанда, совершенная должностным лицом сиспользованием своего служебного положения, не требует дополнительнойквалификации по ст. 285 УК РФ.
По пункту «в» части 3 ст. 188 УК РФ квалифицируетсясовершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например,с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль,с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров илииных предметов через таможенную границу Российской Федерации. В том случае,если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный контроль,либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянноеследует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п.«в» ч. 3 ст. 188 УК РФ и соответствующими статьями главы 16 УК РФ опреступлениях против жизни и здоровья.
В тех случаях, когда контрабанда признается совершеннойорганизованной группой, по ч. 4 ст. 188 УК РФ квалифицируются действия всехучастников организованной группы, а не только тех, кто непосредственноперемещал товары или иные предметы контрабанды через таможенную границуРоссийской Федерации (например, действия участников организованной группы,которые приобрели товар за границей в целях его ввоза на таможенную территориюРоссийской Федерации, содействовали его незаконному перемещению в пунктетаможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные притаможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторовконтрабандного груза).[4]
2. Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой
Федеральная таможенная служба (ФТС России) являетсяуполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим всоответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработкегосударственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю инадзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля испециальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями иадминистративными правонарушениями.[5]
Приказом Федеральной таможенной службы от 07.02.2005 г. №90 утвержден перечень подразделений ФТС России и должностей в них, которыезанимают сотрудники, участвующие в оперативно-розыскной деятельности. Данныйперечень включает в себя региональное таможенное управление по борьбе стаможенными правонарушениями. Которое, делится на несколько отделов по борьбе сконтрабандой, такие как:
Отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды;
Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;
Отдел по борьбе с контрабандой сырьевых товаров ипреступлениями в кредитно-финансовой сфере.
Следующее управление в данном перечне это Главноеуправление по борьбе с контрабандой, который в свою очередь также делится наотделы.
Таможенные органы отнесены законодательством кправоохранительным органам, так как они правомочны пресекать неправомерныедеяния и привлекать виновных к ответственности. Под содержаниемправоохранительной деятельности принято понимать охрану законности иправопорядка, защиту прав и свобод человека, борьбу с преступлениями и инымиправонарушениями. Правоохранительный характер деятельности этих органовобусловлен их соответствующими функциями, регламентированными п. 6 ст. 403 ТКРФ: они ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административнымиправонарушениями в таможенной сфере, пресекают незаконный оборот через границупредметов, запрещенных к перемещению, оказывают содействие в борьбе смеждународным терроризмом.
Наличие функции по ведению борьбы с контрабандой, инымипреступлениями обусловлено положениями УПК РФ (ст. 151, 157), в соответствии скоторыми на таможенные органы возложена борьба с контрабандой (ст. 188 УК РФ) ииными преступлениями, предусмотренными ст. 189, 190, 193, 194 данногоуголовного закона.
Вместе с тем таможенные органы:
взаимодействуют с МВД России и ФСБ России по вопросамборьбы с контрабандой (ст. 28 Закона РФ «О Государственной границеРоссийской Федерации»).[6]
Федеральным законом от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «Офедеральной службе безопасности» возложены обязанности на органы федеральнойслужбы безопасности разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другимигосударственными органами меры по борьбе контрабандой.
Сотрудники таможенных органов могут быть привлечены квыполнению специальных заданий по выявлению, предупреждению и пресечениюконтрабанды и иных правонарушений в сфере таможенного дела.
Безусловно, что прежде всего данные задания имеют цельборьбы с таможенными преступлениями как наиболее общественно опаснымиправонарушениями в сфере таможенного дела. Именно поэтому законодатель называетв статье контрабанду (ст. 188 УК РФ), которая является достаточнораспространенным и особо опасным таможенным правонарушением. [7]
3. Пример
По приговору Приморского краевого суда от 26 мая 2009 г. К., Г., Л. и Я. осуждены за контрабанду в крупном размере, совершенную организованнойгруппой, сопряженную с недекларированием. Кроме того, К. осужден за незаконноепересечение Государственной границы Российской Федерации в составеорганизованной группы.
В кассационных жалобах осужденные просили приговоротменить, дело направить на новое судебное рассмотрение, считали, что выводсуда о совершении контрабанды не соответствует фактическим обстоятельствамдела.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ12 ноября 2009 г. приговор оставила без изменения, а кассационные жалобы — безудовлетворения, указав следующее.
Виновность осужденных в совершении преступлений в мае — июне 2008 г. полностью подтверждается совокупностью исследованных в судебномзаседании доказательств, которым дана в приговоре объективная оценка.
Доводы жалобы Я. о том, что 31 мая 2008 г. он не знал о содержимом мешков, опровергаются его показаниями на предварительном следствии,оглашенными по его просьбе в связи с отказом от дачи показаний в суде, в которыхон пояснял, что по просьбе Г. в конце мая 2008 г. помог ему на границе перебросить пакеты с трепангами через колючую проволоку в сторону Китая,за что получил 3 тыс. рублей.
Из показаний Г. и Л. также видно, что все участникисовершенного 31 мая 2008 г. преступления были осведомлены об их общей цели — незаконной переброске пакетов с трепангами через заградительный забор награнице с Китаем. Доводы стороны защиты, не оспаривавшей фактические обстоятельствасодеянного в ночь на 22 июня 2008 г., но утверждавшей, что действия виновныхдолжны быть квалифицированы как покушение на контрабанду, не основаны назаконе.
По смыслу ст. 188 УК РФ контрабанду следует считать оконченнымпреступлением с момента пресечения действий, непосредственно направленных навывоз товаров или иных предметов, если такие действия совершалисьпротивоправными способами. К их числу относятся действия с указаннымипредметами до фактического пересечения ими таможенной границы, в том численепосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы стоварами вне установленных в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации мест.
Таким образом, действия осужденных, действовавшихорганизованной группой, правильно квалифицированы судом как оконченноепреступление — контрабанда.
Вопрос о размере контрабанды тщательно исследовался всудебном заседании, в том числе с учетом доводов защиты. Вывод суда о крупномразмере контрабанды является обоснованным. Заключение эксперта, исследовавшегопредмет контрабанды и определившего его стоимость, всесторонне проверено всудебном заседании.
Утверждение в кассационной жалобе об ошибочности выводовсуда об организующей роли К. опровергается материалами дела.
Из установленных в судебном заседании фактическихобстоятельств видно, что именно К. создал преступную группу и руководил ею приподготовке преступлений и их совершении.
Выводы суда о виновности осужденных обоснованны исоответствуют фактическим обстоятельствам дела. Квалификация содеянногоявляется правильной.

Заключение
Таможня, по сути, является связующим звеном междуотечественной и мировой экономикой. Несмотря на сложности историческогоразвития различных государств, таможня была и остается их «неотъемлемыминститутом государственности»[8]
Активность контрабандной деятельности зависит от внешнихи внутренних факторов.
К внешним факторам, представляющим угрозу экономическойбезопасности России и способствующим контрабанде, относятся:
— преобладание сырьевых товаров в российском экспорте,потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;
— зависимость России от импорта многих видов продукции, втом числе стратегического значения, продовольственных товаров;
— недостаточный экспортный и валютный контроль инезамкнутость таможенной границы;
— неразвитость современной финансовой, организационной,транспортной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособностироссийского экспорта и рационализации структуры импорта.
К внутренним факторам, представляющим угрозуэкономической безопасности и способствующим контрабанде, относятся:
— унаследованная от прошлого структурная деформированностьнациональной экономики, ее низкая конкурентоспособность, вызванная отсталостьютехнологической базы большинства отраслей, высокой энерго- и ресурсоемкостью;
— вытеснение отечественных товаропроизводителей, особеннопроизводителей потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежнымифирмами;
— высокий уровень отраслевого лоббизма при принятииуправленческих решений;
— несовершенство правового законодательства, монопольноеположение и недобросовестность действий многих экономических субъектов на рынкахРоссии, их низкая правовая, финансовая и договорная дисциплина;
— криминализация экономики и коррупция в областиуправления экономикой, массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов,незаконный перевод финансовых средств за границу.
С какими трудностями приходится сталкиваться таможенныморганам в борьбе с контрабандой? Прежде всего, есть проблемы кадровые. Всреднем в каждой таможне шесть оперработников. При этом один из них выполняетобязанности по секретному делопроизводству, другой — по борьбе с контрабандойнаркотиков, еще один — с экономическими правонарушениями, особо опасными видамиконтрабанды — флоры, фауны, оружия и так далее. То есть обычно по какому-тонаправлению «рабочий штык» один. Понятно, что шестью оперативникамиполностью перекрывать субъект Федерации невозможно.[9]

Список используемой литературы
1. «Таможенный кодекс таможенного союза»(приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятомуРешением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010);
2. «Таможенный кодекс Российской Федерации» от28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009);
3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 01.07.2010, с изм. от13.07.2010);
4. «Кодекс Российской Федерации об административныхправонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред.от 01.07.2010, с изм. от 13.07.2010);
5. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «ОФедеральной службе безопасности» (принят ГД ФС РФ 22.02.1995) (ред. от25.12.2008);
6. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «ОГосударственной границе Российской Федерации» (ред. от 31.05.2010);
7. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459«О Федеральной таможенной службе» (ред. от 15.06.2010);
8. Приказ ФТС РФ от 07.02.2005 N 90 «Об утвержденииПеречней подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей вних, которые занимают сотрудники, участвующие в оперативно-розыскнойдеятельности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.02.2005 N 6349) (ред. от29.07.2009);
9. «Комментарий к Таможенному кодексу РоссийскойФедерации» (постатейный) (под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной)(«НОРМА», 2004);
10. «Комментарий к Уголовному кодексу РоссийскойФедерации» (постатейный) (Бриллиантов А.В., Долженкова Г.Д., Иванова Я.Е.и др.) (под ред. А.В. Бриллиантова) («Проспект», 2010);
11. «Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ „О службе в таможенных органах Российской Федерации“ (постатейный)(Трунина Е.В.) (»Юстицинформ”, 2010);
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010N 15-П
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от27.05.2008 N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде»;
14. Определение Верховного Суда РФ от 12.11.2009 N56-О09-64 Действия осужденных, совершенные организованной группой, правильноквалифицированы судом как оконченное преступление – контрабанда;
15. Статья: Из истории становления и развитияоперативно-розыскного дела в российских таможенных органах (Юн Э.И.)(«История государства и права», 2007, N 22);
16. Карташов Г.А. Основы таможенного дела: Курс лекций.Вып. 1. Н. Новгород, 1998.;
17. Статья: ВАС РФ «вскрыл» двойное дноконтрабанды («Московский бухгалтер», 2008, N 13);