Контрабанда: особенности квалификации по предмету преступления

ОГЛАВЛЕНИЕ                                                               
                                                                                      
Введение…………………………………………………………………… 3-4
Глава I. Понятие контрабанды…………………………………………… 5-13
Глава II. Уголовная ответственность за контрабанду: составпреступления, квалифицирующие признаки……………………………………………. 14-23
Глава III. Особенности квалификации по предмету преступления……24-33
Заключение…………………………………………………………………34-36
Списоклитературы………………………………………………………… 37

Введение.
Как известно,стремительный переход России на рыночные рельсы высветил неподготовленностьстраны, как, впрочем, и всех ветвей власти, к эффективной борьбе с ееуродливыми проявлениями в нашем обновленном обществе: терроризмом,экстремизмом, бандитизмом, коррупцией, хищениями, а также преступлениями всфере экономической деятельности.
С начала 90-х годов вРоссийской Федерации наблюдается тенденция роста числа случаев контрабанды. Еемасштабы стали настолько высоки, что они создают серьезную угрозу национальныминтересам России. Кроме того, контрабанда нередко сопряжена с незаконнымоборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия,культурно-исторических ценностей. Она способствует терроризму, создавая длянего питательную почву.
Контрабанда наносит вредвсем сферам жизнедеятельности государства. Ее общественная опасность проявляется в том, что:
— причиняетсяэкономический ущерб государствам, в том числе их внешнеэкономическойдеятельности, так как в национальные бюджеты стран не поступают установленныетаможенные пошлины и платежи на ввозимые и вывозимые товары;
— создается угроза жизнии здоровью людей в связи с контрабандным ввозом в государства наркотическихсредств и психотропных веществ, оружия и боеприпасов;
— растут доходыконтрабандистов, что способствует их дальнейшей противоправной деятельности;
— контрабанда денежныхзнаков за границу может быть использована международными террористическимиорганизациями для покупки оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, вербовкиновых членов, а также финансирования актов терроризма на территории иностранныхгосударств.
На рост контрабанднойдеятельности в РФ прямо или косвенно влияет ряд социально-экономическихфакторов, а именно: сложное экономическое положение в стране, низкий уровеньжизни населения; несоответствие мировых экспортных и внутренних цен на товары;неразвитость пограничной и таможенной инфраструктуры на новых границах,установленных между государствами бывшего СССР; низкая оснащенностьсовременными техническими средствами подразделений, осуществляющих контрольныефункции на границе России; широкое распространение коррупции, устоявшихсясвязей организованных преступных групп с государственными служащими таможенныхорганов; неурегулированность проблем взаимодействия служб таможенного контроляс органами федеральной службы безопасности в сфере борьбы  с контрабандой намеждународном уровне.
Впоследнее время охрана внешнеторговой политики приобретает особую значимость.Контрабанда — одно из наиболее серьезных посягательств на государственныеинтересы, и эффективность борьбы с ней зависит от скоординированных уголовно — правовых мер.
Актуальностьпроблемы контрабанды обусловлена тем, что данная деятельность приобрела внастоящее время в России размеры массового негативного явления, представляющегореальную угрозу важным экономическим интересам государства, и принимает всеболее организованные формы. К настоящему времени контрабанда затрагивает сферунациональной безопасности.
Настоящаякурсовая работа преследует цель осветить круг вопросов, связанных с понятием июридической природой, уголовно-правовой характеристикой) такого видаэкономического преступления как контрабанда, раскрытие ее предмета,особенностей квалификации по предмету преступления.
Реализацияпоставленной цели требует решения таких задач, как:
— изучение нормативной базы, регулирующей вопросы, связанные с контрабандой (УКРФ, ТК РФ и иные федеральные законы, Постановления Пленумов ВС РФ, актыфедеральной таможенной службы и иные источники);
— изучение монографий и научных статей исследователей данной проблемы;
— анализ проблем, связанных с квалификацией контрабанды;
— рассмотрение путей их разрешения.

Глава I. Понятие контрабанды.
Подконтрабандой следует понимать незаконное перемещение товаров, транспортныхсредств и специальных предметов (наркотических средств и психотропных веществ,оружия, боеприпасов, культурно-исторических ценностей и т.д.) через таможеннуюграницу из района, находящегося под национальной юрисдикцией одногогосударства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикциейдругого государства, либо в район или через район, не находящийся поднациональной юрисдикцией какого-либо государства, осуществляемое в любойскрытой форме [1].
Понятие«контрабанда» произошло от итальянского contra — против, bando — правительственный указ. В настоящее время общественная опасность рассматриваемогопреступного посягательства особенно возрастает. Это связано с тем, чтоконтрабанда стратегического сырья, наркотиков, оружия, культурных ценностей,валюты представляет угрозу не только экономической, но и общественной безопасностиРоссии. Именно с целью контрабанды совершаются многие крупные хищения идолжностные преступления. Выявленные факты контрабанды ядерных, радиоактивных идругих веществ и материалов в условиях, когда террористические и экстремистскиепроявления достигли своего апогея, свидетельствуют об угрозе общественнойбезопасности не только для отдельных государств, но и всему мировомусообществу. Именно поэтому борьба с контрабандой наряду с происходящимипроцессами интеграции должна стать приоритетным направлением в совместнойдеятельности правоохранительных органов всех цивилизованных государств.
Таможеннаяполитика России определяется высшими органами государственной власти иуправления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российскогогосударства.  
Общественная опасностьпреступлений, связанных с контрабандой, заключается в нанесении вредаэкономическому суверенитету и экономической безопасности государству.
Непосредственнымобъектом контрабанды являются общественные отношения, обеспечивающие интересыхозяйства в сфере финансов в части формирования бюджета от сбора таможенныхплатежей. Объекту данного преступления во всех случаях причиняется вред в видеупущенной выгоды вследствие неуплаты таможенных платежей за перемещение черезтаможенную границу РФ товаров и иных предметов и соответственно непоступлениясумм указанных платежей в бюджет.[2]
Основным признакомпреступления, как уголовно наказуемого деяния является незаконное перемещениечерез таможенную границу РФ.
Всоответствии со статьей 2 ТК РФ территория Российской Федерации составляетединую таможенную территорию Российской Федерации. Таможенная территорияРоссийской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономическойзоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерацииискусственные острова, установки и сооружения, над которыми РоссийскаяФедерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
Натерритории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии сфедеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможеннойтерритории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особыхэкономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территорииРоссийской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а такжезапретов и ограничений экономического характера, установленныхзаконодательством Российской Федерации о государственном регулированиивнешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящимКодексом и иными федеральными законами.
Пределытаможенной территории Российской Федерации, а также пределы территорий,указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, являются таможенной границей.
Таможеннаяграница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, заисключением пределов территорий, указанных в пунктах 2 и 3  статьи 2 ТК РФ.[3]
Перемещение черезтаможенную границу РФ — это совершение действий по ввозу на таможеннуютерриторию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средствлюбым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях,использования трубопроводного транспорта и линий электропередач. К указаннымдействиям относятся: при ввозе товаров или транспортных средств на таможеннуютерриторию РФ и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободныхскладов на остальную часть таможенной территории РФ фактическое пересечениетаможенной границы РФ; при ввозе товаров или транспортных средств с таможеннойтерритории РФ и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной частитаможенной территории РФ на территорию свободных таможенных зон и свободныесклады-подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленноена реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары итранспортные средства.
Преступлением,предусмотренным ст. 188 УК РФ, признается хотя бы одно из следующих действий:
1) перемещение черезтаможенную границу совершенное помимо таможенного контроля;
2) перемещение черезтаможенную границу совершенное с сокрытием от таможенного контроля;
3) перемещение черезтаможенную границу совершенное с обманным использованием документов;
4) перемещение черезтаможенную границу совершенное с обманным использованием средств таможеннойидентификации;
5) перемещение черезтаможенную границу сопряженное с недекларированием;
6) перемещение черезтаможенную границу сопряженное с недостоверным декларированием.
Для более полногопонимания вопроса контрабанды необходимо рассмотреть все эти признаки вотдельности.
Перемещение помимотаможенного контроля:
Таможенный контрольпроводится должностными лицами таможенных органов РФ путем проверки документови сведений, необходимых для таможенных целей; устного опроса; полученияпояснений; таможенного наблюдения; таможенного осмотра товаров и транспортныхсредств; таможенного досмотра товаров и транспортных средств; личного досмотра;проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на нихидентификационных знаков; осмотра помещений и территорий для целей таможенногоконтроля; таможенной ревизии; а также в других формах, предусмотренныхзаконодательными актами либо не противоречащие им.
Понятие”таможенный контроль” раскрывается в п.п. 19 п. 1 ст. 11 ТК РФ, гдеуказано, что таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможеннымиорганами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РоссийскойФедерации.
Перемещениетоваров помимо таможенного контроля означает перемещение их вне определенныхтаможенными органами мест или вне установленного времени производстватаможенного оформления. Последнее производится в определенных для этого местахв регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель илиполучатель товаров либо их структурное подразделение, и во время работытаможенного органа РФ, устанавливаемых ГТК РФ. По сути, эта форма преступлениясостоит в перемещении товаров без таможенного оформления.
Перемещение ссокрытием от таможенного контроля:
Под сокрытием оттаможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, понимаетсяиспользование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров,или приданием одним товарам вид других.
Для установленияуказанного признака необходимо иметь в виду, что тайниками являются места,специально: — изготовленные, т. е функциональное назначение которых в незаконномперемещении товаров и иных предметов, например магнитные контейнеры,прикрепленные к транспортным средствам в труднодоступных местах, дополнительныеполости в автомашинах, не предусмотренные заводской конструкцией, и т.п. — оборудованные и приспособленные, т. е. подвергшиеся конструктивным изменениям,предварительная разборка и монтаж конструктивных емкостей на транспортныхсредствах, оборудование их дополнительной оснасткой, приспособлениями,вдалбливание гнезд в каблуки обуви, оборудование чемоданов двойным дном,создание тайников в ручках хозяйственных сумок и т.п. Под другими способами,затрудняющими обнаружение предметов, понимается перемещение товаров и иныхпредметов с физическим сокрытием, при котором визуальное обнаружение во времятаможенного контроля затруднено (например, в вещах, находящихся в ручной кладиили багаже, в одежде пассажира, в различных местах на транспортных средствах,среди других грузов и предметов и т.д.).
Придание одним товарамвида других — это существенное изменение внешних характерных признаковпредметов, которые позволяют отнести их к предметам иного вида.
Перемещение с обманнымиспользованием документов:
Предметом такой формыконтрабанды, как перемещение товаров с обманным использованием документоввыступают поддельные, недействительные или полученные незаконным путемдокументы, документы, содержащие недостоверные сведения. Имеются ввидудокументы, необходимые для таможенных целей: выданные таможенным органом илисоставленные с его участием (например, акты о результатах выгрузки товаров странспортных средств), а также удостоверяющие характер и объем груза,разрешения на вывоз последнего (коносаменты, накладные багажные списки,вагонные листы).
Перечень документов исведений, порядок их представления определяются таможенным комитетом РФ всоответствии с ТК РФ и иными актами законодательства РФ”. Под обманнымиспользованием документов понимается представление таможенному органу РФ вкачестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных,недействительных документов, полученных незаконным путем, содержащихнедостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам итранспортным средствам.
Поддельный документ — этодокумент, полностью изготовленный, фальшивый или подлинный, в который внесеныскаженные сведения, например, путем уничтожения части текста, внесения в негодополнительных данных и т.п.
Недействительный документ- это документ, полученный законным путем, однако по каким-либо причинамутратившим свою силу. Например, истек срок его действия.
Документ, полученныйнезаконным путем, — это документ, полученный заинтересованным лицом врезультате представления в качестве оснований для ого выдачи уполномоченному нато лицу заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов либо врезультате злоупотребления должностным лицом служебным положением илисовершения им халатных действий при выдачи этого документа.
Документ, содержащийнедостоверные сведения, — это документ, который фактически является подлинным,но в который внесены сведения, не соответствующие действительности. При этом онсохраняет признаки и реквизиты настоящего (изготовляется на официальном бланке,содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.п.),однако вносимые в него данные (текст, цифровые материалы) являются ложными.
Перемещение с обманнымиспользованием средств таможенной идентификации:
Транспортные средства,помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары итранспортные средства, подлежащие таможенному контролю, места, гдеосуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органыРФ, а также товары и транспортные средства, находящиеся под таможеннымконтролем, могут идентифицироваться таможенными органами РФ.
Идентификацияпроизводится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной илииной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб иобразцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей,изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использованиятоваросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.
Средства идентификациимогут изменяться или уничтожатся только таможенными органами РФ или с ихразрешения, за исключением случаев, если существует реальная угрозауничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортныхсредств. Таможенному органу РФ незамедлительно сообщается об изменении,удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательствасуществования реальной угрозы. Под обманным использованием средств таможеннойидентификации понимается использование поддельного либо подлинного средстваидентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.
Средства таможеннойидентификации представляют собой наложение пломб, печатей, нанесение цифровой,буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставление штампов,взятие проб и образцов, описание товаров и транспортных средств. Средстватаможенной идентификации могут изменятся или уничтожатся только таможеннымиорганами, за исключением случаев реальной угрозы уничтожения, безвозвратнойутраты или существенной порчи товаров и транспортных средств.
Перемещение,сопряженное с недекларированием:
Недекларирование товаровили транспортных средств заключается в незаявлении по установленной,письменной, устной или иной форме достоверных сведений о товарах и транспортныхсредствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенныхцелей.
Товары и транспортныесредства, перемещаемые через таможенную границу РФ подлежат декларированиютаможенному органу РФ.
Декларированиепроизводится путем заявления по установленной форме(письменной, устной, путемэлектронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортныхсредствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых длятаможенных целей.
Форма и порядокдекларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей,определяются государственным таможенным комитетом РФ.
В соответствии с ТК РФпод недекларированием товаров и транспортных средств, перемещаемых черезтаможенную границу РФ, понимается незаявление по установленной письменной,устной или иной форме достоверных сведений о товарах и транспортных средствах,их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В отношении отдельныхвидов предметов законом устанавливаются специальные правила перемещения, несводящиеся к декларированию и зависящие от правового режима перемещаемоготовара.
Декларированию подлежаттовары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ,товары и транспортные средства, режим которых изменяется, а также другие товарыи средства в случаях, определяемых законодательными актами.
Перемещение,сопряженное с недостоверным декларированием:
Недостоверноедекларирование товаров или транспортных средств заключается в незаявлении поустановленной, письменной, устной или иной форме достоверных сведений либозаявлении недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, ихтаможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Под недостовернымдекларированием товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможеннуюграницу РФ, понимается заявление недостоверных сведений о товарах итранспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых длятаможенных целей.
При этом недостоверноедекларирование не дает основания для освобождения от таможенных платежей илизанижения их размера. Если же лицо заявляет в декларации и в иных документах,необходимых для таможенных целей, недостоверные сведения о таможенном режиме,таможенной стоимости либо стране происхождения товаров и транспортных средствили заявляет иные недостоверные сведения, дающие основания для освобождения оттаможенных платежей или занижения их размера, то эти действия следует признатьне как недостоверное декларирование, а как действия, направленные нанеправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение, т. едействия предусмотренные ст. 282 ТК РФ.

Глава II. Уголовная ответственность законтрабанду:
составпреступления, квалифицирующие признаки
Рассмотримсубъект данного преступления: им может быть признано физическое вменяемое лицо,достигшее 16-летнего возраста, вне зависимости от его гражданства. Субъектомконтрабанды могут являться граждане РФ, иностранные граждане, лица безгражданства, а также бипатриды (лица с двойным гражданством).
Непривлекаются к уголовной ответственности за контрабанду по УК РФдипломатические представители и члены их семей, если они проживают вместе суказанными представителями и не являются российскими гражданами, а также иныеграждане, которые согласно действующим законам и международным договорамнеподсудны по уголовным делам судам Российской Федерации. Вопросы уголовнойответственности этих лиц за контрабанду решаются дипломатическим путем.
Вп. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ как один из квалифицирующих признаковсостава контрабанды предусмотрен специальный субъект — должностное лицо.Очевидно, что при раскрытии понятия «должностное лицо» нужно исходитькак из примечания к ст. 285 УК РФ, так и из соответствующих положений ТК РФ идействующего федерального законодательства. Под должностным лицом в смысле ч. 3ст. 188 УК РФ понимаются лица, в служебные обязанности которых в моментсовершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований,установленных Таможенным кодексом РФ и иными нормативно — правовыми актами РФпо таможенному делу. Хотя есть и другое мнение, когда под должностным лицом врамках указанной статьи понимаются также и должностные лица другихгосударственных органов и учреждений [4].
Необходимо, чтобы должностное лицоиспользовало при совершении контрабанды свое служебное положение.
Переходяк рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическомпонятии субъективной стороны состава преступления. Под субъективной стороной вуголовном праве принято понимать внутреннее, психическое отношение лица ксовершаемому им деянию. К признакам, образующим субъективную сторонупреступления, относятся вина, мотив и цель. Вина является основным признакомсубъективной стороны состава преступления и входит в предмет доказывания покаждому уголовному делу. Представляется очевидным, что субъективная сторона вст. 188 УК РФ характеризуется виной лишь в форме прямого умысла по отношению кперемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации, когда лицоосознает общественную опасность совершаемых действий и желает совершить именноэти действия. Тем не менее, есть и другие точки зрения по этому поводу:например, С.Ю. Сучков считает, что «контрабанде присуща строгоопределенная и ярко выраженная цель, направленная не только на незаконноеперемещение товаров и иных предметов через таможенную границу, но и обязательнона их вывоз на территорию иностранного государства для реализации на внешнемрынке (продажи, обмена и т.д.), либо такой же ввоз с территории иностранногогосударства на таможенную территорию России для реализации их на внутреннемрынке. При отсутствии такой цели… деяние не подпадает под признакисубъективной стороны состава контрабанды» [5]. С этим утверждением едвали можно согласиться. Контрабанда — преступление с формальным составом, ееобъективная сторона включает только деяние по перемещению товаров и иныхпредметов через таможенную границу. Достижение какого-то иного преступногорезультата помимо непосредственного перемещения через границу не требуется дляпризнания этого преступления оконченным и уголовно наказуемым. Таким образом,субъективная сторона контрабанды характеризуется виной лишь в форме прямого умысла.
Любое преступление имеетопределенный объект. В уголовном праве принята классификация объектов повертикали и горизонтали. По вертикали выделяют следующие виды объектов: общий,родовой, видовой и непосредственный [6]. С определением первыхтрех видов объектов не возникает никаких сложностей, но, чтобы правильноквалифицировать то или иное уголовно наказуемое деяние, нужно уметь установитьего непосредственный объект, поскольку именно по данному виду объектовОсобенная часть УК РФ делится на отдельные статьи.
Анализируя ст. 188 УК РФ,а также Таможенный кодекс РФ и другие нормативно — правовые акты, раскрывающиеотдельные положения данной статьи, можно прийти к выводу, что в качественепосредственного объекта контрабанды следует рассматривать установленныйпорядок перемещения товаров или иных предметов через таможенную границуРоссийской Федерации, а точнее — охраняемые уголовным законом общественныеотношения в сфере таможенного дела, обеспечивающие установленный порядоктоварооборота через таможенную границу России. Существуют и другие точкизрения, в соответствии с которыми под непосредственным объектом контрабандыпонимаются экономические интересы России в части формирования бюджетапосредством таможенных платежей и монополия внешнеторговой деятельности .[7]
Вэтом случае за рамками состава контрабанды остаются факты транзитного перемещениячерез таможенную территорию Российской Федерации наркотиков, оружия и другихтоваров, что недопустимо.
Рассмотримособенности объективной стороны состава контрабанды. Объективная сторона любогопреступления представляет собой уголовно — правовую характеристику его внешнихпризнаков, к каковым относятся общественно — опасное деяние, общественно — опасные последствия, причинная связь между деянием и последствиями, место,время, обстановка и способ совершения деяния, орудия или средства егосовершения. Для контрабанды объективная сторона характеризуется перемещениемчерез таможенную границу России товаров и иных предметов в крупном размерепосредством одного или нескольких из пяти альтернативных способов: помимотаможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманнымиспользованием документов или средств таможенной идентификации, сопряженным снедекларированием, сопряженным с недостоверным декларированием. Данные способысовершения контрабанды мы рассмотрели выше.
 Указанноеопределение объективной стороны не вызывает затруднений, когда товары или иныепредметы ввозятся в Российскую Федерацию. Контрабанда всегда рассматриваетсякак оконченное преступление, так как пересечение границы извне легкоассоциируется с состоявшимся въездом в страну, а следовательно, и со ввозом,перемещением товаров или иных предметов на ее территорию как оконченнымдеянием. Гораздо сложнее определить момент окончания данного преступления,когда речь идет о контрабанде из России за границу. По общим правилам определениястадии оконченного преступления перемещение через границу следует признаватьсостоявшимся лишь после фактического ее пересечения, а установить такой фактможно лишь тогда, когда преступник пересек пространство таможенного контроля иоказался за его пределами либо даже на территории другого государства.
Даннуюточку зрения поддерживают многие таможенники и отдельные ученые, которые,строго следуя формулировке уголовного закона, квалифицируют контрабанду какоконченное преступление только при фактическом пересечении таможенной границы.Следовательно, если лицо, подавшее декларацию, будет при таможенном досмотреизобличено в попытке вывезти товары незаконным способом, то его действия должнырассматриваться как покушение на контрабанду. Сторонники данной позиции исходяттакже из того, что согласно разъяснению в п. 4 Постановления Пленума ВерховногоСуда СССР от 03.02.78 N 2 «О судебной практике по делам оконтрабанде» это преступление следует считать оконченным с моментафактического незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Однако всоответствии с ТК РФ перемещением через таможенную границу товаров или иныхпредметов при их вывозе из Российской Федерации признается подача таможеннойдекларации или иное действие, непосредственно направленное на реализациюнамерения вывезти товары или иные предметы. Поскольку признак контрабанды«перемещение через таможенную границу» носит бланкетный характер,необходимо обратиться к Таможенному кодексу РФ, в котором, как видим,применительно к вывозу с территории России товаров или иных предметов дана небуквальная, а ограничительная интерпретация.
Такимобразом, при вывозе предметов контрабанды с таможенной территории РоссийскойФедерации момент окончания преступления переносится на более раннюю стадиюразвития умышленного преступного деяния, а действия лица, направленные нареализацию намерения незаконно вывезти товары после подачи им таможеннойдекларации, следует рассматривать как оконченное преступление. Такой точкизрения на определение понятия «перемещение через таможенную границу»применительно к уголовно — правовым отношениям придерживаются многие правоведы,исследовавшие эту проблему.[8] Этот вывод непротиворечит положениям ТК РФ и в тех случаях, когда контрабанда осуществляетсялюбым способом при вывозе товаров на территории свободных таможенных зон и насвободные склады, а также и при ввозе с этих зон и складов на остальную частьтаможенной территории Российской Федерации.
Объективнаясторона преступлений, предусмотренных ч.1, 2 ст.188 УК, совпадает полностью, заисключением размера перемещаемых ценностей.
Составконтрабанды формальный: для его наличия не требуется констатации наступлениявредных последствий, доказывания причинной связи между ними и соответствующимидействиями.
Кобязательным признакам объективной стороны контрабанды относятся:
— действия в виде перемещения товара или иного предмета (либо действия, непосредственнонаправленные на реализацию намерения вывезти или ввезти предметы контрабанды,например, подача фальшивой декларации);
— место совершения действия — таможенная граница Российской Федерации;
— один (или несколько) альтернативных способов перемещения через таможеннуюграницу товаров и иных предметов: помимо таможенного контроля, с сокрытием оттаможенного контроля, с обманным использованием документов или средствтаможенной идентификации, сопряженные с недекларированием или недостовернымдекларированием.
Понятиеперемещения через таможенную границу сформулировано в законе (ст. 11 ТК РФ).Перемещение может осуществляться путем фактического пересечения таможеннойграницы, включая пересылку по почте, использование линий электропередачи, трубопроводов;либо путем совершения действий, направленных на реализацию намерения вывезтиили ввезти товары или иные предметы (подача таможенной декларации, отгрузкатоваров зарубежному партнеру и др.).
Перемещениетоваров и иных предметов составляет основу противоправного деяния и придает емуисключительно активный характер, т.е. форму действия.
Понятия«перемещение через таможенную границу» и «пересечение таможеннойграницы» не являются синонимами. Перемещение товаров через таможеннуюграницу РФ в таможенном законодательстве выражается не только в фактическомпересечении таможенной границы РФ (при ввозе товаров или транспортных средствна таможенную территорию РФ), но и в подаче таможенной декларации илисовершении иного действия, непосредственно направленного на реализациюнамерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства(при вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ)[9].
Местомсовершения контрабанды является таможенная граница РФ. Таможенную границуобразуют пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободныхтаможенных зон и свободных складов. При этом таможенную территорию РФсоставляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды ивоздушное пространство над ними. Таможенная территория РФ включает в себя такженаходящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственныеострова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает исключительнойюрисдикцией в отношении таможенного дела.
Вч. 3 ст. 188 УК РФ содержатся особо квалифицирующие признаки контрабанды:
1)( п. «а» — утратил силу);
2)совершение контрабанды должностным лицом, использующим свое служебное положение(п. «б»);
3)применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (п.«в»).
Необходимоотметить, что контрабанда, совершенная должностным лицом с использованиемсвоего служебного положения представляет повышенную общественную опасность.
Должностнымлицом, совершающим контрабанду с использованием своего служебного положения,следует считать такое лицо, служебное положение которого обязывает осуществлятьсоответствующие действия по контролю перемещаемых через таможенную границутоваров и давать на это разрешение. Таковыми могут признаваться лица, осуществляющиеоперативно — распорядительные или властные полномочия. В соответствии сТаможенным кодексом РФ к таким лицам относятся: начальник таможни и егозаместители; инспектора; другие должностные лица, осуществляющие таможенноеоформление и проводящие таможенный контроль, проводящие таможеннуюидентификацию товаров или транспортных средств. Контрабанда, совершеннаядолжностным лицом с использованием своего служебного положения, может бытьсовершена также и другими должностными лицами, не связанными непосредственно свыполнением указанных выше функций, но использующими свое служебное положениедля незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Имимогут быть должностные лица, которые по долгу службы имеют возможностьпересекать таможенную границу или осуществлять контроль, надзор за перемещениемгрузов, а также должностные лица, освобожденные в силу ст. 188 Таможенногокодекса от определенных форм таможенного контроля и пользующиеся этим дляконтрабандного перемещения товаров через таможенную границу.
Согласност. 188 ТК РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ иследующих вместе с ним членов его семьи. Освобождаются от таможенного досмотраличный багаж депутатов Государственной Думы и Совета Федерации и членовПравительства РФ, если эти лица пересекают таможенную границу в связи с исполнениемсвоих депутатских или служебных обязанностей.
Дляпривлечения к ответственности по п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФнеобходимо, чтобы контрабанда была совершена лицом с использованием толькослужебного положения. Незаконное перемещение должностным лицом через таможеннуюграницу товаров и иных ценностей без использования своего служебного положенияне может рассматриваться как квалифицирующий контрабанду признак.
Вданном случае понятия «должностное лицо» и «служебные полномочия»должны находиться в прямой зависимости друг от друга. Например, приосуществлении контролируемой поставки должностное лицо использует своеслужебное положение, злоупотребляет предоставленным ему правом перемещатьотдельные товары и транспортные средства без таможенного контроля.
 Должностноелицо — представитель таможенных органов, оказавшее содействие другому лицу внезаконном перемещении через таможенную границу РФ предметов контрабанды,подлежит ответственности за соучастие в этом преступлении (ст. ст. 33, 188 УКРФ) и за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).
Вслучае, если должностное лицо совершит указанное преступление при условииприменения к нему насилия, его уголовная ответственность исключается.
Подприменением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, следуетпонимать любое физическое или психическое насилие независимо от того, повлеклооно причинение вреда здоровью потерпевшего или нет.
Насилие к лицу, осуществляющемутаможенный контроль, может выражаться в причинении потерпевшему легкого вредаздоровью, вреда средней тяжести, простого и квалифицированного тяжкого вредаздоровью (ч.1, 2 ст.111 УК).
 Однакоубийство и причинение тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствахсоставом данного преступления не охватываются и образуют совокупностьпреступлений, предусмотренных ст. 105 (ч. ч. 3, 4 ст. 111) и ч. 3 ст. 188 УКРФ.
Наиболееопасной формой контрабанды считается контрабанда, совершенная организованнойгруппой. Преступление признается совершенным организованной группой, если оносовершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одногоили нескольких преступлений (часть 3 ст. 35 УК РФ). В соответствии с ч. 4 ст.188 УК РФ такая контрабанда наказывается лишением свободы на срок от семи додвенадцати лет со штрафом.
Распределениеролей среди участников группы и ее устойчивость — основные признакиорганизованной группы. При этом ответственность по ч. 4 ст. 188 несут не толькоте лица, которые непосредственно перемещали товар или иной предмет контрабандычерез таможенную границу, но и все другие участники организованной группы(которые, например, приобретали его с целью доставления за пределы таможеннойтерритории страны или получали его после ввоза на нее, содействовалинезаконному перемещению в пункте таможенного контроля или вне его).
Как мы ужеотметили ранее, ст.188 УК РФ содержит квалифицированные и особоквалифицированные виды контрабанды, где предусмотрена повышенная уголовнаяответственность для должностных лиц и участников организованной группы.
Но следуетсогласиться с мнением Трусова К.Ю.[10], что в статью 188 УК РФследовало бы добавить и такой квалифицирующий признак как совершениепреступления группой лиц по предварительному сговору, так как зачастуюконтрабанда совершается не одним лицом или организованной группой, а группойлиц по предварительному сговору. Однако ст.188 УК не предусматривает в качествеквалифицирующего признака «группа лиц по предварительному сговору».Необходимость данного квалифицирующего признака обусловлена тем, что отсутствиев диспозиции ст.188 указанного квалифицирующего признака влечет выпадение изквалификации действий преступников их совместных и целенаправленных действий насовершение преступления и, как следствие, смягчение наказания

Глава III. Особенности квалификации попредмету преступления.
Объектом контрабанды, пообщепризнанному мнению, является неприкосновенность таможенной границы, апредметом — любые товары или иные предметы, имеющие денежную оценку, какуказанные, так и не указанные в ст. 188 УК РФ.
Дляуголовно — правовой характеристики контрабанды большое значение имеет анализпризнаков предмета этого преступления.
Втеории уголовного права предметом преступления признаются материальные объекты,вещи (предметы), в которых проявляются определенные свойства охраняемыхуголовным законом общественных отношений и на которые непосредственно воздействуетлицо, совершающее преступление. Если объект преступления — категорияабстрактная, недоступная для непосредственного восприятия, то предмет всегдаматериален, доступен для восприятия человеком. Предметы контрабандыотправляются и перевозятся, перемещаются в пространстве, переходят из владения,пользования, распоряжения одних лиц к другим и т.д.
Предметомнеквалифицированного вида контрабанды (ч. 1 ст. 188 УК РФ) являются товары ииные предметы. Согласно п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ под товаром понимаетсялюбое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая,тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключениемтранспортных средств, указанных в подпункте 5 пункта 1 ст. 11 ТК РФ (т.е. любыхтранспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров,включая контейнеры и другое транспортное оборудование). При решении вопроса обуголовно наказуемой контрабанде необходимо иметь в виду, что стоимость перемещаемыхтоваров должна превышать двести пятьдесят тысяч рублей (примечание к ст. 169 УКРФ). Это обусловлено тем, что  обязательным условием ответственности по ч.1ст.188 УК является крупный размер перемещаемых товаров и иных предметов.
Предметомконтрабанды могут быть товары как отечественного, так и зарубежногопроизводства. Под иными предметами понимаются любые имеющие стоимость предметы,за исключением указанных в части 2 ст. 188 УК РФ. В частности, таковыми могутбыть валюта России — находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые изобращения, но подлежащие обмену рубли в виде банкнот или монеты, ценные бумагив валюте России, а также иностранная валюта, т.е. денежные знаки в видебанкнот, казначейских билетов и монеты, являющиеся законным платежным средствомв иностранном государстве или группе государств (в том числе изъятые или изымаемыеиз обращения, но подлежащие обмену), и ценные бумаги в иностранной валюте[11];ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, а также лома такихизделий; сырье, не относящееся к категории стратегически важного товара, вотношении которого установлены специальные правила перемещения через таможеннуюграницу страны; гладкоствольное охотничье оружие, а также патроны к нему;холодное оружие, не являющееся боевым; газовое оружие; дикие и домашниеживотные; предметы искусства; книги, журналы, фотоальбомы и др.
Немогут рассматриваться в качестве предмета данного преступления такие предметы,стоимость которых не поддается денежной оценке, например продукты интеллектуальнойсобственности — рукописи литературных произведений, изобретения, письма и т.п.Вместе с тем некоторые предметы, не являющиеся товарами и поэтому не имеющиецены, могут признаваться предметом данного преступления, если их денежнаяоценка (стоимость) может быть установлена с помощью соответствующей экспертизы,например антикварные вещи, не относящиеся к категории культурных ценностей.Такой вывод следует из абзаца «г» п. 3 Постановления ПленумаВерховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. N 2 «О судебной практике поделам о контрабанде» (с изменениями от 5 сентября 1978 г., 6 декабря 1979г.)[12]. Поэтому нельзя признатьправомерным утверждение некоторых авторов о том, что к иным предметамотносятся, например, документы, не являющиеся имуществом[13].
Неявляется предметом контрабанды печатная, фото-, кинопродукция антигосударственногосодержания, т.е. содержащая призывы к насильственному изменению конституционногостроя, также направленная на возбуждение национальной, расовой или религиознойвражды. Однако, если незаконное перемещение через таможенную границу произведенийсоответствующего содержания производится в коммерческих целях, содеянноеобразует состав контрабанды.
Предметомконтрабанды не может выступать информация (научно-технического, военного, иногохарактера), если она зафиксирована на тех или иных материальных носителях — письменных документах, чертежах, фотографиях, аудио-, видеокассетах, дискетах,в том числе такая, которая может служить для создания оружия массовогопоражения, вооружения и военной техники, при отсутствии признаков преступленияпротив основ конституционного строя и безопасности государства (ст. ст. 275,276 УК РФ) образует состав преступления ст. 189 УК РФ[14].
Предметомквалифицированного вида контрабанды (ч. 2 ст. 188 УК РФ) являются:
а)наркотические средства — вещества растительного или синтетического происхожденияи лекарственные препараты, содержащие наркотические вещества, которые оказываютспецифическое (стимулирующее, возбуждающее, угнетающее, галлюциногенное)воздействие на центральную нервную систему, включенные Постоянным комитетом поконтролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ в Переченьнаркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролюв Российской Федерации (далее — Перечень наркотических средств), утвержденныйПостановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 (в ред. от 17.11.04)(опиум, морфий, героин, кокаин и др.)[15] в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, международными договорами РоссийскойФедерации, в том числе с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.;
б) психотропные вещества- природные или синтетические вещества, оказывающие стимулирующее или депрессивноевоздействие на центральную нервную систему человека и включенные в Переченьнаркотических средств. Психотропные вещества предусматриваются Списками ВенскойКонвенции о психотропных веществах 1971 г.; они оказывают преимущественноевлияние на психику человека и могут иметь форму антидепрессантов,нейролептиков, психостимулирующих и седативных средств, транквилизаторов и т.д.
в)сильнодействующие вещества — вещества, оказывающие опасное для здоровья и жизнилюдей действие при их приеме в значительных дозах и при наличии медицинскихпротивопоказаний к употреблению. Список сильнодействующих веществ утверждаетсяПостоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве России. Перечень ихприведен в Списке № 1 от 10.07.01, которым сюда отнесены аминазин, бромазепам,клофелин, теофедрин, метилэфедрин и др.;
 г) ядовитые вещества — вещества, оказывающие токсическое (отравляющее) воздействие на организмчеловека и могут привести к смерти, перечень которых утверждается Постояннымкомитетом по контролю наркотиков при Минздраве России. Ядовитые веществаперечислены в Списке № 2 (зарин, змеиный яд, метиловый спирт, очищенныйпчелиный яд, синильная кислота, цианистый калий и др.);
д)отравляющие вещества — химические реагенты и их соединения, воздействующие нацентральную нервную систему человека или органы дыхания и даже в незначительномколичестве вызывающие их поражение, но не относящиеся к химическому оружию (аммиак,хлор и др.);
е)взрывчатые вещества – химические соединения или механические смеси веществ, которыеобладают способностью к быстрому самораспространяющемуся химическомупревращению, взрыву без доступа кислорода воздуха (тротил, аммониты, пластиты,порох,  твердое ракетное топливо и др.) ( п. 5 Постановления Пленума ВерховногоСуда Российской Федерации от 12.03.02 N 5 «О судебной практике по делам охищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывныхустройств»)[16];
ж)радиоактивные вещества – представляют собой вещества в любом агрегатномсостоянии, содержащие радионуклиды с активностью, на которые распространяютсятребования федеральных норм и правил — радий, уран, плутоний, кобальт-60,стронций (понятие их дано в в Положении о гос. учете и контроле радиоактивныхвеществ и радиоактивных отходов в РФ, утв. Министром РФ по атомной энергии11.10.99);
 з) радиационныеисточники — (определены в ФЗ от 21.11.95 «Об использовании атомной энергии») –это не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты,оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества илигенерируется ионизирующее излучение;
и) ядерные материалы –понятие их также дано в ФЗ «Об использовании атомной энергии». К ним законотносит материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся(расщепляющиеся) ядерные вещества;
к)огнестрельное оружие — оружие, конструктивно предназначенное для механическогопоражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счетэнергии порохового или иного заряда (ст.1 ФЗ «Об оружии» от 13.12.96).[17]Постановление Пленума ВС РФ №5 от 12.03.02 предлагает понимать подогнестрельным оружием все виды боевого, служебного и гражданского оружия, вт.ч. изготовленные самодельным способом, конструктивно предназначенные дляпоражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счетэнергии порохового или иного заряда (к ним относятся винтовки, карабины,пистолеты и револьверы, охотничьи и спортивные ружья, автоматы и пулеметы,минометы, гранатометы, артиллерийские орудия и авиационные пушки, а также иныевиды огнестрельного оружия независимо от калибра; не относится к огнестрельномуоружие газовое и пневматическое, сигнальные, стартовые, строительно-монтажныепистолеты и револьверы);
 л) взрывные устройства — устройства, состоящие из взрывчатого вещества и специального устройства (запал,детонатор, взрыватель и др.), конструктивно предназначенного для инициированиявзрыва. Имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся квзрывчатым веществам и взрывным устройствам (п.5 Пост. Пл. ВС РФ №5 от12.03.02).;
м)боеприпасы — предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные дляпоражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибнойзаряды либо их сочетание (артиллерийские снаряды и мины, боевые ракеты,авиабомбы и др.);
н)оружие массового поражения Согласно ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле»[18] под оружием массовогопоражения понимается ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) итоксинное оружие. При определении оружия массового поражения следует такжеисходить из понятия, сформулированного ООН в 1948 году и включающего«оружие, действующее атомным взрывом, оружие, действующее при помощирадиоактивных материалов, смертоносное химическое и биологическое оружие илюбое разработанное в будущем оружие, обладающее характеристиками, сравнимымипо разрушительному действию с атомным и другим упомянутым выше оружием».
 Кхимическому оружию массового поражения относятся специально созданные ипомещенные в средства хранения и доставки высокотоксичные химическиесоединения, пригодные для военного применения с целью поражения живой силыпротивника. Такое оружие характеризуется высокой токсичностью, вызывающейсмертельное или тяжелое поражение живой силы противника, разностороннимтоксическим действием (влияет на различные органы человека или животного),быстротой действия, повышенной проникающей способностью через обмундирование икожу, а также дыхательные пути, отсутствием органолептических характеристик(бесцветностью, отсутствием запаха), трудностями к распознаванию.
Кбиологическому оружию массового поражения относятся специально созданные ввоенных целях и заражающие людей и животных возбудителями заболеваний бактериальные(холера, чума, проказа и т.п.) и патогенные (например, геморрагическаялихорадка, энцефалиты, оспа и т.д.) культуры (рецептуры), а также помещенные вособые средства доставки типа выливных авиационных приборов, генератороваэрозолей различных типов базирования, в ракеты тактического назначения,артиллерийские снаряды, мины и тому подобные технические сооружения, а такжепутем использования переносчиков возбудителей болезней (клещей, комаров, крыс,хомяков, мышей и др.).
Поддругими видами оружия массового поражения следует понимать ядерное и все другиевиды оружия, которые обладают соответствующими характеристиками оружиямассового поражения [19];
о) средства доставкиоружия массового поражения представляют собой ракеты и беспилотные летательныеаппараты, способные доставлять оружие массового поражения (ст.1 ФЗ от 18.07.99№ 183-ФЗ «Об экспортном контроле»;
п) иное вооружение  ииная военная техника – ФЗ от 19.07.98 3114-ФЗ «О военно-техническомсотрудничестве РФ с иностранными государствами» дает понятие и относит к нимкомплексы  различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения,в т.ч. средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также др.специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженныхсил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующиеизделия к приборам, системы связи и управления войсками, вооружением и военнойтехникой, средства защиты от оружия массового поражения, и др.;
р)материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружиямассового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военнойтехники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения черезтаможенную границу РФ — это сырье, лабораторное и промышленное оборудование, атакже технологии, которые могут служить для разработки, изготовления ииспытания оружия массового поражения любого вида или средств его доставки;
т) стратегически важныесырьевые товары определяются Правительством РФ в специальных перечнях, к нимобычно относят нефть, нефтепродукты, черные, цветные и редкоземельные металлы,лес, лесоматериалы, пшеницу твердых и мягких сортов, икру, ценные породы рыб иводных животных, лекарственное сырье растительного и животного происхождения ит.п.;
у)культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правилаперемещения через таможенную границу РФ В соответствии со ст. 7 Закона РФ от15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»[20]таковыми признаются следующие категории предметов:
— исторические ценности, связанные в том числе с историческими событиями в жизнинародов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а такжеотносящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных,политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы,искусства);
— предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
— художественные ценности, в том числе картины и рисунки целиком ручной работы,оригинальные скульптурные произведения, оригинальные художественные композициии монтажи, художественно оформленные предметы культового назначения (иконы ит.п.), гравюры, эстампы, литографии, произведения декоративно-прикладногоискусства, изделия традиционных народных художественных промыслов;
— составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятникови памятников монументального искусства;
— старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный,научный и литературный);
— редкие рукописи и документальные памятники;
— архивы (в том числе фото-, фоно-, кино-, видеоархивы);
— уникальные и редкие музыкальные инструменты;
— почтовые марки и иные филателистические материалы;
— старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
— редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес длятаких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
— другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное,научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охранукак памятники истории и культуры.
Чтокасается предметов контрабанды, предусмотренных ч. 2 ст. 188 УК, необходимо,прежде всего, подчеркнуть, что их конкретизированный («поименный»)перечень является исчерпывающим. Перемещение этих предметов через таможеннуюграницу связано с соблюдением специальных правил. Размер перемещения (стоимостиперемещенных предметов) применительно к ч. 2 ст. 188 в законе не оговаривается.Признаки, конкретные свойства, порядок оборота включенных в этот переченьнаркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих,радиоактивных или взрывчатых веществ; вооружения, взрывных устройств,огнестрельного оружия и боеприпасов, ядерного, химического, биологического идругих видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которыемогут быть использованы при создании оружия массового поражения; стратегическиважных сырьевых товаров; культурных ценностей определяются в Федеральныхзаконах и во множестве других нормативных правовых актов, включая УказыПрезидента РФ, постановления Правительства РФ и др., а также влексикографических источниках. Нельзя не отметить, что это создает значительныетрудности для правоприменения.

Заключение.
Итак, цельпоставленная нами во введении, достигнута. Мы раскрыли понятие и юридическуюприроду такого вида преступления как контрабанда, проанализировали проблемы,связанные с особенностями квалификации по предмету преступления.
Предметомконтрабанды являются любые товары или иные предметы, имеющие денежную оценку,как указанные, так и не указанные в ст.188 УК РФ. Не могут рассматриваться вкачестве предмета данного преступления такие объекты материального мира,стоимость которых не поддается денежной оценке, например, продуктыинтеллектуальной собственности – рукописи литературных произведений,изобретения, письма и т.д. Не является предметом контрабанды печатная, фото-кинопродукция антигосударственного содержания (за исключением случаев, когдаданная продукция производится в коммерческих целях); информация,зафиксированная на тех или иных материальных носителях.
Наркотическиесредства, психотропные и сильнодействующие вещества являются особым предметомквалифицированного вида контрабанды.
Контрабандаимеет уникальный объект – неприкосновенность таможенной границы РФ, неповторяющийся в иных составах, предусмотренных УК РФ.
Субъектомданного преступления может быть признано физическое вменяемое лицо, достигшее16-летнего возраста, вне зависимости от его гражданства, то есть и граждане РФи иностранные граждане, и апатриды, и бипатриды.
В ч.3 ст.188УК РФ предусмотрен специальный субъект – должностное лицо, использующее присовершении контрабанды свое служебное положение.
Что касаетсясубъективной стороны контрабанды, то она характеризуется наличием вины только вформе прямого умысла по отношению к перемещению товаров через таможеннуюграницу Российской Федерации.
Объективнаясторона любого преступления представляет собой характеристикуобщественно-опасного деяния, общественно-опасных последствий ипричинно-следственной связи между ними, а так же место, время, обстановку испособ совершения деяния, орудия или средства его совершения.
Контрабандасовершается одним из следующих способов: помимо таможенного контроля, ссокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов илисредств таможенной идентификации, сопряженным с недекларированием илинедостоверным декларированием.
Составконтрабанды формальный, не требующий наступления вредных последствий. Онавсегда рассматривается как оконченное преступление. При этом момент окончаниясовпадает с моментом фактического пересечения таможенной границы (при въезде) ис момента подачи таможенной декларации или совершения иного действия,направленного на реализацию намерения вывезти товары или иные предметы (привъезде).
Отметим, чтов ст.188 УК РФ предусмотрены квалифицированные и особо квалифицированные видыконтрабанды, предусмотрена повышенная уголовная ответственность для должностныхлиц и участников организованной группы.
Таким образом,контрабанда представляет собой незаконное перемещение товаров, транспортныхсредств и специальных предметов (наркотических средств и психотропных веществ,оружия, боеприпасов, культурно-исторических ценностей и т.д.) через таможеннуюграницу из района, находящегося под национальной юрисдикцией одногогосударства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикциейдругого государства, либо в район или через район, не находящийся поднациональной юрисдикцией какого-либо государства, осуществляемое в любойскрытой форме.
В заключениерассматриваемого вопроса можно отметить, что в современных условиях назреланеобходимость привлечения более пристального внимания мирового сообщества кпроблеме понимания юридической сущности контрабанды и объединения усилий вразработке эффективных мер борьбы с правонарушениями, связанными сконтрабандой. Государствам необходимо разработать единый унифицированныйдоговор, в котором давалось бы общее определение контрабанды, классифицируемойкак международное правонарушение. Помимо этого должны быть разработаны общиеподходы государств к борьбе с данным явлением.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция РФ.Официальный текст. 12.12.1993.
2. Уголовный кодексРоссийской Федерации. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.
3. Таможенный кодексРоссийской Федерации. – М.: Омега-Л, 2006.
4. ФЗ РФ «Овывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.93 N4804-1 /«Российскаягазета», N 92, 15.05.1993
5. ФЗ РФ «Оборужии» от 13.12.96 / «Российская газета», N 241, 18.12.1996.
6. ФЗ РФ «Обэкспортном контроле» от 18.07.99 N183-ФЗ /«Российская газета», N146, 29.07.1999.
7. ПостановлениеПравительства РФ от 30.06.1998 N 681 / «Российская газета», N 134,17.07.1998.
8. БюллетеньВерховного Суда РФ. 1996. N 2.
9. БюллетеньВерховного Суда РФ. 2002. N 5.
10. Вакуленко А.В. «Опонятии «Контрабанда» в законодательстве РФ и международном праве». / Закон иправо. 2004.  №9.
11. Гармаев Ю.П.Должностные преступления в таможенных органах. М.: ООО Издательство«Юрлитинформ», 2002.
12. Гаухман Л.Д.,Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998.
13. Дорожков С.«Уголовно-правовая характеристика контрабанды». / «Законность». 2004. № 1.
14. Диканова Т.А.,Осипов В.Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием грязных денег. М.,2000.
15. Душкин С., РусовС. «Особенности квалификации таможенных преступлений» / «Законность». 2002. №8.
16. ЗдравомысловБ.В. Уголовное право Российской Федерации. М., 2000.
17. Комментарий кУголовному кодексу РФ / Отв. ред. В.И. Радченко. М.: Вердикт, 1996.
18. Комментарий кУголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. Ред. В.М. Лебедева – 3-еизд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004.
19. Комментарий кУголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М.Лебедева. М.: Норма-Инфра-М, 1998.
20. Лысенко Г.П.Таможенные споры // Арбитражная практика. 2002. N 2.
21. МалиновскийА.А. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. М., 1999.
22. Никулин С.И.Комментарий к УК РФ. М., 1996.
23. Погосян Т.Ю.Уголовное право: Особенная часть. М., 1999.
24. Сучков С.Ю.Ответственность за контрабанду по УК РФ // Юридическая практика: Информац.бюллетень Центра права спец. юр. ф-та СПбГУ. 1996. N 4 (7).
25. Трусов К.Ю.«Статья 188 УК нуждается в корректировке». / «Законность». 2004 г. № 5.
26. Уголовнаяответственность за преступления в сфере экономики. М.: Учебно-консультационныйцентр «ЮрИнфоР», 1996.