Контроль качества аудиторской работы МСА №220 КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКОЙ РАБОТЫ (МСА № 220) 1. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКОЙ РАБОТЫ В глоссарии МСА определение качества аудита отсутствует, поэтому следует ознакомиться с другими официальными и научными документами для уяснения этого понятия. Международная организация по стандартизации ИСО дает общее определение качества как совокупности характеристик
объекта, относящейся к его способности удовлетворить усыновленные и предполагаемые потребности. Имеется в виду, что потребности четко установлены контрактом или регламентированной окружающей средой, а в других условиях выявляются и определяются предполагаемые потребности. Потребности могут изменяться с чтением времени; это предполагает проведение периодического анализа. Международный стандарт 50 Международной электротехнической комиссии, с которой тесно сотрудничает
ИСО, характеризует качество услуги как обобщенный эффект услуги, который определяет, в какой степени потребитель удовлетворен ею. Как видим, современное представление о качестве базируется на степени удовлетворения запросов потребителей (физических лиц, юридических лиц, общества в целом). Исходя из определения аудита следует, что аудит призван удовлетворять потребность общества в установлении объективной финансовой информации. Потребность в информации – это свойство отдельного лица, коллектива
или какой-либо системы, отображающее необходимость получения информацию соответствующей характеру выполняемых действий или работы, либо требующейся для достижения определенной цели. При изучении информационной потребности следует учитывать три взаимосвязях ных компонента: – потребителя информации (круг лиц, заинтересованных в результатах аудита, оформленных заключением); – информационный массив (информация о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, сконцентрированным выражением которой является бухгалтерская отчетность); – информационную систему (информационный массив, каналы связи между потребителями и совокупность технических средств, преобразующих и поставляющих информацию). Состав потребителей информации, содержащейся в аудиторском заключении, неоднороден, но их объединяет заинтересованность в объективности данных. В таблице №1 представлена классификация пользователей информации, заключающейся в выраженном аудитором мнении о достоверности финансовой отчетности экономических субъектов.
Ввиду отсутствия у некоторых категорий пользователей прямого доступа к информационному массиву, существует необходимость в посреднике, который мог бы предоставить им в доступном виде требуемую информацию. Роль этого информационного канала выполняет аудит. Таким образом, можно сформулировать понятие потребности в информации, являющейся результатом аудита: это свойство заинтересованных пользователей, отражающее необходимость получения информации о достоверности
бухгалтерской отчетности определенного экономического субъекта для принятия соответствуюших решений. Мнение аудитора, отраженное в заключении, должно отвечать следующим требованиям, предъявляемым к информации: – полнота (достаточность) – количество информации в заключении должно быть минимальным, но достаточным для оценки состояния аудируемого субъекта и принятия решения заинтересованным пользователем; – точность – выводы аудитора должны объективно отражать реальную степень соответствия финансовой отчетности фактическому
наличию имущества, обязательств и финансовых результатов; – полезность – аудиторское заключение касается лишь существенных аспектов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не затрагивая бесполезных для потребителей данных; – доступность – мнение аудитора представляется в виде, не нуждающемся в дополнительном осмыслении и не затрудняющем принятие решения пользователями информации; – однозначность – результаты аудита излагаются в виде, не допускающем различных толкований; – оперативность – заключение должно быть подготовлено к установленному сроку, чтобы дать возможность руководству субъекта произвести все необходимые процедуры и вовремя представить финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением заинтересованным пользователям; – предназначение (адресность) – части аудиторского заключения адресуются конкретным группам пользователей информации (исполнительному органу, акционерам (собственникам)). Очевидно, что перечисленных в таблице №1 пользователей интересует достоверность данных различных статей
финансовой отчетности проверяемого субъекта. Только информация, подготовленная с соблюдением изложенных выше принципов, максимально соответствующая действительному положению дел, может соответствовать потребностям всех категорий пользователей. Если исходить из существующего международного понимания качества услуги и определения аудита, приведенного в МСА, то следует, что потребители будут настолько удовлетворены результатами аудита, насколько мнение аудитора о достоверности проверенной бухгалтерской отчетности
соответствует объективной реальности. Итак, качество аудита можно определить как обобщенный эффект аудиторской проверки, выраженный в степени соответствия мнения аудитора потребностям заинтересованных пользователей в объективной информации, содержащейся в финансовой отчетности аудируемого лица. Критерием качества аудиторских проверок, исходя из определения контроля качества, приведенного в глоссарии МСА, являются общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности, т.е.
Международные стандарты аудита. Таблица 1. Пользователи информации, содержащейся в аудиторском заключении Категории пользователей информации, содержащейся в аудиторском заключении Перечень заинтересованных пользователей Примерные области принятия решений Внутренние пользователи Учредители Участники Собственники Исполнительный орган Управленческий персонал Внутренние аудиторы Другие работники Управление активами и капиталом; реорганизация, реструктуризация, ликвидация, смена исполнительного органа и др. Совершенствование системы внутреннего контроля, введение бухгалтерского учета и составления отчетности; исправление недостатков, отмеченных аудиторами Продолжение или прекращение трудовых отношений с аудируемым лицом Внешние пользователи Поставщики и подрядчики Покупатели и заказчики
Кредитные организации Прочие кредиторы (заимодавцы, вкладчики, держатели ценных бумаг) Продолжение или прекращение договорных отношений с аудируемым лицом Пересмотр условий договоров на расчетно-кассовое обслуживание; выдача кредитов, возмещение ранее выданных кредитов и процентов за пользование ими Выдача и возврат займов, приобретение и погашение ценных бумаг, прочее кредитование или погашение ранее образовавшейся задолженности
Спонсоры Выделение или прекращение финансовой помощи, фантов и т.п. Инвесторы Выделение или сокращение инвестиций Аудиторские фирмы (аудиторы) Выбор данного экономического субъекта в качестве возможного клиента; определение объема аудита; приоритетных направлений проверки Актуарии и биржевые специалисты Оценка, покупка и продажа ценных бумаг аудируемого лица
Органы статистики Полнота и достоверность принимаемой отчетности Профессиональные союзы Защита интересов работников аудируемого лица Средства массовой информации Публикация финансовой отчетности размещение рекламы и освещение отдельных сторон деятельности аудируемого лица Государственные органы Выдача и аннулирование лицензий, разрешений, предоставление льгот, дополнительная проверка аудируемого
лица, судебные разбирательства и др. Организация работы по обеспечению качества аудиторских услуг со стороны Международной федерации бухгалтеров В 1999 г. Совет МФБ утвердил Положение о международной бухгалтерской практике, в котором были определены мероприятия по совершенствованию контроля организаций – членов МФБ за качеством деятельности аудиторских фирм. Согласно этому Положению члены МФБ, являющиеся саморегулируемыми организациями, обязаны продемонстрировать программы, гарантирующие соблюдение аудиторами стандартов профессиональной деятельности. Эти программы должны: – обеспечивать контроль за соблюдением стандартов качества профессиональной деятельности; – предусматривать систему непрерывной профессиональной подготовки, нацеленную на изучение методов и процедур контроля качества; – помогать в осуществлении программы проверки качества профессиональной
деятельности. Программа МФБ предусматривает создание объединения фирм, участвующих в оказании аудиторских услуг в международном масштабе. Это мероприятие было проведено в конце 2000 г. Крупнейшие аудиторские фирмы мира учредили Форум фирм МФБ, о котором уже шла речь выше. Фирмы – члены Форума должны соблюдать определенные требования, в том числе: – обеспечивать соответствие уровня услуг всеобщему стандарту качества
Форума фирм; – подвергать обязательному контролю качество своей работы с помощью внешних проверяющих (под ними подразумеваются фирмы – члены Форума). Независимый Совет по общественному надзору должен следить за соблюдением МФБ и Форумом фирм интересов общества. Политика и процедуры контроля качества аудита Политика и процедуры контроля качества согласно МСА 220 «Контроль качества аудиторской работы» должны
реализовываться на уровне аудиторской фирмы в целом и на уровне отдельных проверок и обеспечить проведение всех проверок в соответствии с МСА, национальными стандартами или практикой. Характер, сроки и сфера применения политики и процедур зависят от: • размера фирмы; • ее расположения; • организационной структуры; • соотношения затрат и результатов и других факторов. Цели политики качества, принятые аудиторской фирмой, обычно включают следующее: 1. Профессиональные требования – определены «Кодексом этики профессиональных бухгалтеров»: независимость, честность, объективность, конфиденциальность, нормы профессионального поведения. 2. Навыки и компетентность – сотрудники должны владеть техническими стандартами и соблюдать их, а также выполнять обязанности с надлежащей добросовестностью. 3. Поручение заданий – работа должна быть поручена сотрудникам соответствующей квалификации.
4. Делегирование полномочий – осуществление надзора и проверки работы на всех уровнях, чтобы обеспечить уверенность в соответствии выполненной работы стандартам качества. 5. Консультирование – проведение консультаций с компетентными специалистами. 6. Принятие и сохранение клиентов – оценка потенциальных и анализ существующих клиентов с целью соблюдения принципа независимости и определения честности руководства клиента.
7. Мониторинг – определение эффективности политики и процедур контроля качества. Для обеспечения соблюдения профессиональных требований руководитель аудиторской фирмы должен: – назначить персонал, ответственный за разрешение этических вопросов; – довести до сведения всех сотрудников фирмы политику и процедуры, применяемые в отношении профессиональных этических принципов; – своевременно оповестить сотрудников о клиентах, по отношению к которым применяется политика независимости; – следить за соблюдением
персоналом этических принципов. В отношении навыков и компетентности задачи руководства аудиторской фирмы следующие: – разработать и проводить программу по привлечению квалифицированного персонала; – установить требования к квалификации принимаемых на работу сотрудников и квалификационные должностные характеристики для персонала всех уровней; – проводить работу с вновь принятым персоналом по ознакомлению с политикой и процедурами фирмы, касающимися требований к навыкам и компетентности сотрудников; – разработать требования к непрерывности профессионального образования и довести их до сведения персонала; – информировать работников об изменениях в законодательстве, нормативных актах, стандартах, внутрифирменных материалах, касающихся технической политики и процедур фирмы; – обеспечивать потребность фирмы в сотрудниках, обладающих специальными знаниями; – регулярно проводить оценку работы сотрудников и доводить до них результаты оценки; – назначить лиц, принимающих решения относительно продвижения сотрудников.
В области поручения заданий действия руководства аудиторской фирмы должны быть следующими: – обеспечить планирование кадровых потребностей фирмы, ее подразделений, а также отдельных проверок; – определить круг лиц, ответственных за назначение персонала для проведения аудита; – утверждать графики проведения аудита и назначения персонала. В отношении делегирования полномочий руководство аудиторской организации должно обеспечить: – проведение процедур для планирования проверок; – принятие мер для поддержания внутрифирменных
стандартов качества при проведении аудита; – обучение персонала непосредственно на рабочем месте в процессе аудиторской проверки. Для выполнения требований по консультированию необходимо: – определить сферы консультаций и поощрять использование персоналом консультаций из авторитетных источников; – назначить консультантов и определить их полномочия; – определить требования к документации, в которой будут отражаться результаты консультаций. Принятие и сохранение клиентов обеспечивается с помощью следующих процедур: – разработка
методики оценки потенциальных клиентов и процедур утверждения клиентов; – проведение оценки клиентов по наступлении различных событий с целью определения возможности дальнейшего сотрудничества. Проведение мониторинга предполагает: – составление внутрифирменной программы с указанием: объема работ, критериев отбора договоренностей об аудите для проверки, сотрудников, привлеченных к мониторингу; – осуществление проверки соблюдения политики и процедур, направленных на обеспечение качества аудита; – информирование соответствующих сотрудников о результатах проведенных мероприятий по мониторингу; – определение необходимых изменений в политике и процедурах фирмы по контролю качества. Руководство аудиторской фирмы должно быть уверено, что политика и процедуры контроля качества доведены до сведения персонала, понятны всем и применяются на практике. В отношении отдельных аудиторских проверок: аудитор должен выполнять те процедуры контроля качества,
которые являются надлежащими применительно к данной проверке. Работники аудиторской фирмы, наделенные контрольными функциями, анализируют компетентность ассистентов, выполняющих порученную им работу, чтобы получить уверенность в том, что работа выполняется с надлежащей добросовестностью и на достаточном профессиональном уровне. Руководство работой ассистентов предусматривает информирование их о следующих вопросах: • обязанности
ассистентов; • цели выполняемых ими процедур; • характер бизнеса субъекта; • возможные проблемы в области учета и аудита. До ассистентов аудитора указания по проведению аудита доводятся с помощью сметы затрат времени, общего плана и программы аудита. Персонал, выполняющий обязанности по надзору, во время аудита должен: – контролировать ход аудита (определять степень соответствия ассистентов уровню порученных им заданий, следить за соблюдением плана и программы аудита); – оценивать значимость возникающих в ходе
аудита вопросов и вносить изменения в документацию по планированию аудита; – устранять расхождения в профессиональных суждениях сотрудников, при необходимости используя консультации. Проверка работы ассистентов осуществляется компетентным специалистом в следующих направлениях: • корректировка и выполнение общего плана и программы аудита; • документальное оформление процедур и их результатов; • урегулирование и отражение существенных моментов в выводах аудитора; • достижение целей аудиторских процедур; • внесение поправок в финансовую отчетность клиента по результатам аудита; • соответствие выводов результатам выполненной работы и мнению аудитора. В высших органах аудита, проводящих проверки государственного сектора, могут существовать дополнительные к МСА 220 требования по поводу политики качества. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Грюнинг X Коэн М. Международные стандарты финансовой отчетности: практическое
пособие. ICAR Publishing, 2002. 2. Международные стандарты учета (проекты, комментарии к ним и материалы обсуждений.Ч. I-VIII / Под ред. проф.В.Г. Гетьмана. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2003. 3. Панкова СВ. Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита // Международный бухгалтерский учет. 2002. № 1. 4. Панкова
СВ. Международные стандарты аудита: Учеб. Пособие. – М.: Экономисть, 2004. – 158 с.