Вопрос 1. Контроль за деятельностью нотариусов. Порядок обжалованиянотариальных действия или отказа в их совершении
Исходя из Основ законодательства РФ о нотариате гл.7, даетсяопределение контроля за деятельностью нотариусов:
Статья 33. Судебный контроль за совершением нотариальныхдействий
Отказ в совершении нотариального действия или неправильноесовершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке.
Статья 34. Контроль за исполнением нотариусамипрофессиональных обязанностей
Контроль за исполнением профессиональных обязанностейнотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляютфедеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю всфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимисячастной практикой, — нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налоговогозаконодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки,предусмотренные законодательством РФ.
Проверка организации работы нотариуса проводится один раз вчетыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервыеприступившего к осуществлению нотариальной деятельности в республике в составеРФ, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве иСанкт-Петербурге, должна быть проведена через год после наделения егополномочиями нотариуса.
Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченнымна проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическимии юридическими лицами.
Законодательством республик в составе Российской Федерациимогут быть предусмотрены иные сроки проведения проверок организации работынотариуса.
В соответствии со ст.48 Конституции РФ каждому гражданинугарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи в своейстране. Эту помощь призван обеспечить и нотариат путем совершения нотариусамипредусмотренных законодательными актами нотариальных действий.
Нотариусы, совершая нотариальные действия, должны выполнятьвозложенные на них обязанности, руководствуясь Конституцией РФ, Конституциямиреспублик в составе РФ, Основами законодательства о нотариате, другимизаконодательными актами, а также правовыми актами органов государственнойвласти, принятыми в пределах их компетенции, и международными договорами.
Особенностью деятельности нотариусов является их полнаянезависимость от кого-либо при выполнении своих прямых профессиональныхобязанностей — совершении нотариальных действий. Ни президент нотариальнойпалаты, ни руководитель органа юстиции или иного органа государственной власти,ни прокурор не вправе обязать нотариуса выполнить какое-либо нотариальноедействие. Право обязать нотариуса совершить нотариальное действие, в отношениикоторого он вынес постановление об отказе, а также указать, каким образом надовыполнить нотариальное действие, по поводу которого подано заявление,предоставлено только суду. По действующему законодательству о нотариатеконтроль за совершением нотариальных действий возложен в России лишь насудебные органы (ст.33, ч.2 ст.49 Основ).
По гражданскому процессуальному законодательству судебныйконтроль за совершением нотариусами нотариальных действий осуществляется прирассмотрении исков в порядке искового производства и при рассмотрении заявленийо совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении в порядкеособого производства.
Каждый гражданин или юридическое лицо, обращающееся кнотариусу для совершения им какого-либо нотариального действия, вправерассчитывать на квалифицированное оформление нотариального акта и придание емуименно той формы, которая ему нужна. Однако, если нотариус или уполномоченноедолжностное лицо придает нотариальному акту форму, которая по каким-либопричинам не устраивает обратившегося за совершением нотариального действия, илиего не устраивает содержание нотариального акта, из-за чего обратившийсясчитает, что нотариальное действие совершено неправильно, он вправе подать в судсоответствующее заявление.
Вправе подать в суд заявление и лицо, которому нотариусотказал в совершении нотариального действия. Так, в порядке особогопроизводства рассматривается отказ нотариуса удостоверить какую-либо сделку,выдать свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супруговили свидетельство о праве на наследство, совершить исполнительную надпись падокументе, включенном в Перечень, принять в депозит денежную сумму или цепныебумаги, Принять на хранение документы и т.д.
В заявлении кроме сведений о заявителе и другихзаинтересованных лицах должны быть указаны;
наименование суда, в который подается заявление;
фамилия, имя, отчество нотариуса или должностного лица,совершившего нотариальное действие или отказавшего в его совершении;
местонахождение конторы нотариуса или организации, гдевыполняет свои обязанности но совершению нотариальных действий должностноелицо;
на нотариальное действие, но поводу которого подаетсязаявление;
нотариальное действие, по поводу которого подаетсязаявление;
в чем заключается нарушение прав или законных интересовзаявителя;
требование заявителя;
перечень прилагаемых к заявлению документов.
К заявлению, подаваемому в суд, должны быть приложенынотариальный документ и другие необходимые по требованиям гражданскогопроцессуального законодательства документы (копия заявления, квитанция обоплате государственной пошлины и т.д.).
Заявление о совершенном нотариальном действии или отказе вего совершении подается в суд по месту нахождения нотариуса (государственнойнотариальной конторы, органа, на должностного лица которого возложеносовершение нотариальных действий). Такие заявления подлежат рассмотрению тольков федеральных судах общей юрисдикции. Арбитражные суды не вправе ни приниматьтакие заявления, ни рассматривать их.
По гражданскому процессуальному законодательству для подачизаявления в суд установлен весьма ограниченный срок. Согласно н.2 ст.310 ГПКзаявления подается в суд в десятидневный срок, исчисляемый со дня, когдазаявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе всовершении нотариального действия. Но если этот срок пропущен но уважительнойпричине, он может быть восстановлен судом но просьбе лица, подающего заявление.
Правом обращения в суд с заявлением в соответствии с п.2 ст.310ГПК наделены только заинтересованные лица. К заинтересованным лицам могут бытьотнесены граждане и юридические лица, в отношении которых совершенонотариальное действие, либо получившие отказ в его совершении. Именно такоеразъяснение давал Пленум Верховного Суда применительно к норме ст.271 ГПК РСФСР1964 г., в которой, как и в ст.310 ГПК РФ 2002 г., предусматривалось, ктовправе обратиться в суд по поводу совершенного нотариального действия илиотказа в его совершении в порядке особого производства. Но приведенноеразъяснение, к сожалению, не дает полного представления о том, кто все-такиможет быть признан заинтересованным лицом и соответственно, кто может подаватьтакое заявление.
Нет единообразного подхода к определению круга лиц, обладающихправом обращения в суд с заявлением о проверке в порядке особого производствазаконности действий нотариуса или его отказа в совершении нотариальногодействия, и в судебной практике. Нередко заявления на действия нотариусовподают лица, с которых по оформленным нотариусами документам должны бытьпроизведены взыскания, например, должники по исполнительным надписямнотариусов. Вместе с тем под заинтересованными лицами, упоминаемыми в п.1 ст.310ГПК, следует понимать тех, кто непосредственно участвовал в совершениинотариального действия.
Под заинтересованными лицами, которые вправе подаватьзаявления на действия нотариуса, например, по протесту векселей, как разъясненов постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 33 и Пленума Высшего АрбитражногоСуда РФ № 14 от 4 декабря 2000 г. следует понимать «тех лиц, в отношениикоторых были совершены указанные действия:
в случае отказа в платеже — векселедатель простого векселялибо акцептант переводного;
в случае отказа в акцепте — плательщик по переводному векселю,иные обязанные но векселю лица (индоссанты, авалисты и т.д.), нрава в отношениикоторых определяются на основании совершенного протеста, а также те граждане июридические лица, по требованию которых был или должен был быть совершенпротест».
Заявление о неправильном совершении нотариального действияили об отказе в совершении нотариального действия рассматривается судом впорядке особого производства по общим правилам искового производства с темиизъятиями и дополнениями, которые содержатся в гл.27 и 37 ГПК РФ. Заявлениерассматривается с участием заявителя и других заинтересованных лиц, нотариусаили должностного лица, совершившего нотариальное действие.
Удовлетворяя заявление, суд в соответствии с гражданскимпроцессуальным законодательством выносит решение, которым либо отменяетсовершенное нотариальное действие, либо обязывает нотариуса выполнить тодействие, в отношении которого им было вынесено постановление об отказе.
Если же при рассмотрении дела, возбужденного по заявлению осовершенном нотариальном действии, возникает спор о нраве, основанный насовершенном действии, суд в соответствии с п.3 ст.310 ГПК не может прирассмотрении дела но заявлению отменить это действие. В таких случаях выноситсяопределение об оставлении заявления без рассмотрения, а лицу, подавшемузаявление, разъясняется его право обратиться с иском в суд или в арбитражныйсуд за разрешением возникшего спора. Таким же образом поступает судья и в томслучае, когда еще при приеме заявления из его содержания или из приобщенных кнему документов усматривается наличие спора о нраве подведомственного суду.
Судебный контроль за деятельностью нотариусов иуполномоченных на выполнение нотариальных действий должностных лиц в той форме,которая рассмотрена в настоящем параграфе, в наибольшей степени гарантируетзащиту интересов граждан и юридических лиц при обращении их за совершениемнеобходимых для них нотариальных действий.
Осуществляется контроль за нотариальной деятельностью и прирассмотрении споров о праве, основанных на совершенных нотариальных действиях.Эта форма контроля за деятельностью нотариусов имеет свои особенности. Так,если с заявлением на действия нотариуса или на его отказ совершить нотариальноедействие может обратиться лишь лицо, которое непосредственно обращалось к этомунотариусу, то с иском о признании нотариального действия недействительным — любое лицо, считающее, что его право или законный интерес совершеннымнотариальным действием нарушены.
Рассмотрение возникшего между заинтересованными лицами спорао праве, основанного на совершенном нотариальном действии, в порядке исковогопроизводства возможно не только в суде общей юрисдикции, но и в арбитражномсуде.
Например, согласно ст.27 Арбитражного процессуальногокодекса РФ споры о признании не подлежащими исполнению исполнительных надписейнотариусов, если они возникли между юридическими лицами, гражданами,осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридическоголица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, относятся кэкономическим и рассматриваются арбитражными судами. Однако нотариус,занимающийся частной практикой, к числу граждан-предпринимателей не относится,в связи с чем, как указано в постановлении от 19 мая 1998 г. Президиума ВысшегоАрбитражного Суда РФ, «споры с участием нотариуса в качестве стороны поделу арбитражному суду неподведомственны».
Более того, один из арбитражных судов при рассмотрении спорапо иску векселедержателя к авалисту векселедателя по простому векселю, когдаответчик сослался на допущенные нотариусом при совершении протеста векселя внеплатеже нарушения порядка выполнения этого нотариального действия,установленного действующим законодательством, указал, что он не вправеоценивать ссылки сторон на нарушения порядка совершения нотариальных действий«поскольку представленные истцом акт и иные документы были составлены ссоблюдением установленных требований к их оформлению», и что в такихслучаях «арбитражный суд при оценке доводов сторон основывается нарешении, принятом судом общей юрисдикции».
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ посчитал правильнойданную позицию и, поддерживая ее в своем письме № 18 от 25 июля 1997 г. «Обзорпрактики разрешения споров, связанных с использованием векселя в хозяйственномобороте», информировал арбитражные суды о том, что в таких случаяхдействия нотариуса, допустившего нарушения при оформлении акта протеста векселяв неплатеже, подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции”. Ссылки на то,что нарушения в действиях нотариуса может установить лишь суд общей юрисдикции,но не арбитражный суд, встречаются и в различных постановлениях ПрезидиумаВысшего Арбитражного Суда РФ.
Отменяя постановление кассационной инстанции, посчитавшей,что «при совершении исполнительной надписи на банковской гарантии нотариусвышел за рамки закона, расширенно использовав Перечень документов, но которымвзыскание производится в бесспорном порядке», Президиум ВысшегоАрбитражного Суда РФ указал, что и «оценка действий нотариуса о пределахего полномочий при совершении указанных действий на конкретных документахотносится к компетенции суда общей юрисдикции».
Иски граждан о защите нарушенного или оспариваемого нрава,основанного на совершенном нотариальном действии, подаются в суд с соблюдениемвсех требований гражданского процессуального законодательства. Если, например,оспаривается нотариально удостоверенный договор об отчуждении недвижимости, тоиск подается с соблюдением правила об исключительной подсудности, т.е. в суд поместу нахождения недвижимости.
При судебном оспаривании нотариальных действий нотариусы,совершившие оспариваемые действия, привлекаются к участию в деле, как правило,в качестве третьих лиц. Например, если после смерти завещателя один из егонаследников по закону предъявляет иск к наследнику по оспариваемому завещанию опризнании этого завещания недействительным, то нотариус, удостоверившийзавещание, должен участвовать в судебном процессе в качестве третьего лица.
Рассматривая иск и решая вопрос о нраве, суд проверяетзаконность совершения оспариваемого нотариального действия: устанавливает, прикаких обстоятельствах оно было совершено, были ли допущены при этом какие-либонарушения, а если да, то кем и по чьей вине.
Если нотариус при совершении оспариваемого нотариальногодействия выполнил все требования действующего законодательства и не допустилпри этом никаких ошибок в своей профессиональной деятельности, то признаниенотариального действия недействительным не влечет лично для него никакихпоследствий. Однако, если нотариальное действие будет признано недействительнымв связи с тем, что оно противоречит законодательству, к нотариусу,занимающемуся частной практикой, впоследствии может быть предъявлен иск овозмещении причиненного ущерба’.
В случаях, когда при рассмотрении требований о признаниинедействительными совершенных нотариальных действий будут установленыкакие-либо нарушения законности нотариусами либо существенные недостатки в ихдеятельности, суды, по правилам ст.226 и 368 ГПК РФ, могут выносить частныеопределения и направлять их в органы юстиции либо в нотариальные палаты.
В судебной практике России нередки споры о признаниинедействительными нотариально удостоверенных договоров, завещаний, свидетельство нраве на наследство. При рассмотрении таких споров ошибки и упущениянотариусов, допущенные ими при совершении оспариваемых нотариальных действий,не остаются без внимания. Данное обстоятельство обязывает нотариусов стремитьсяточно соблюдать при совершении нотариальных действий все требованиядействующего законодательства. Ведь правовая помощь, оказываемая нотариусом, недолжна быть источником конфликтов, не должна нарушать чьих-либо нрав и законныхинтересов, затрагиваемых совершаемым нотариальным действием, а нотариальный актможет подтверждать и закреплять лишь бесспорный факт.
Для нотариусов, которые придерживаются этих правил,неукоснительно соблюдают все требования действующего законодательства ибеспристрастно совершают нотариальные действия, не преследуя при осуществлениисвоей деятельности лишь цели извлечения прибыли, спор в суде — это конфликтмежду сторонами, в результатах разрешения которого нотариус не может бытьзаинтересован. Однако нотариусы должны участвовать в рассмотрении и таких дел,ибо решение суда по делу, в котором оспаривается какой-либо нотариальный акт,может повлиять на права или обязанности нотариуса по отношению к одной изсторон.
Нотариусы при осуществлении своих публично-правовых функцийоказывают гражданам и юридическим лицам колоссальную юридическую помощь.Например, количество совершенных в 1999 г, нотариальных действий в России«в общей сложности составило 32 миллиона. Это на 11 млн. больше, чем в1998 г.». При этом в одной лишь Москве за 1999 г. было совершено 8 млн.400 тыс. нотариальных действий (за 1998 г. их было совершено 5 млн. 400 тыс.).Вполне естественно, что такой значительный рост числа выполняемых нотариальныхдействий влияет и на рост числа судебных дел по заявлениям о совершенныхнотариальных действиях или об отказе в их совершении.
Существуют и другие виды контроля за нотариальнойдеятельностью.
1) Контроль за соблюдением налогового законодательства. Налоговыморганам в соответствии с ч.1 ст.34 Основ законодательства о нотариатепредоставлено право осуществлять контроль за соблюдением нотариусами налоговогозаконодательства. В порядке и в сроки, предусмотренные законодательством РФ,они контролируют деятельность нотариусов в трех направлениях.
Во-первых, налоговые органы осуществляют постоянный контрольза правильностью взимания государственной пошлины (оплаты по тарифу) за всесовершаемые нотариальные действия. Во-вторых, налоговые органы контролируютвыполнение нотариусами возложенной на них законом обязанности своевременносообщать в налоговые органы о стоимости имущества, полученного в дар или понаследству гражданами, доходы которых в соответствии с законом от 12 декабря 1991г. подлежат налогообложению. В-третьих, налоговые органы контролируютсвоевременность подачи нотариусами, занимающимися частной практикой, декларацийо доходах, а также достоверность указанных в них данных.
Рассмотрим, каким образом осуществляется налоговыми органамиконтроль за соблюдением нотариусами налогового законодательства.
Для того чтобы налоговые органы имели возможностьконтролировать правильность взимания государственной пошлины (оплаты потарифу), нотариусы в соответствии с ч.3 ст.34 Основ законодательства онотариате обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведениепроверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими июридическими лицами. Осуществление налоговыми органами контроля за соблюдениемнотариусами закона РФ «О государственной пошлине» согласно его ст.7регулируется Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» и другимизаконодательными актами.
Правильность взимания государственной пошлины (оплаты потарифу) за каждое совершаемое нотариусом нотариальное действие, должностноелицо, уполномоченное на проведение проверки, определяет по записям в реестререгистрации нотариальных действий, в соответствующих графах которого имеютсяданные о том, какое именно нотариальное действие совершил нотариус и в какомразмере он взыскал за это государственную пошлину (оплату по тарифу). Если женотариальное действие совершено бесплатно, то должностное лицо, осуществляющеепроверку, также контролирует, вправе ли был нотариус освободить обратившееся кнему лицо от уплаты государственной пошлины (оплаты по тарифу) за совершениеэтого нотариального действия.
Для своевременного изыскания налогов с имущества,полученного в дар или по наследству, нотариусы в соответствии с п.5 ст.85Налогового кодекса РФ обязаны в течение пяти дней после выдачи свидетельства онраве на наследство или удостоверения договора дарения направлять справки вналоговые органы о стоимости такого имущества. Выполнение этой обязанностиналоговые органы контролируют также по записям в реестрах регистрациинотариальных действий, сверяя имеющиеся у них данные по полученным отнотариусов соответствующим справкам с данными реестра о том, кому были выданыза проверяемый период свидетельства о нраве на наследство и кому было подаренокакое-либо имущество по нотариально удостоверенным договорам.
Контроль за доходами нотариусов, занимающихся частнойпрактикой, налоговые органы осуществляют по имеющимся у нотариусов документам.Так, каждый нотариус, занимающийся частной практикой, должен вести специальнуюкнигу для учета своих доходов и расходов. Независимо от размера доходовнотариусы обязаны в соответствии с Законом РФ «О подоходном налоге сфизических лиц» ежегодно декларировать свои доходы. Подоходный налог снотариусов взыскивается налоговыми органами в порядке, установленном ч. IVэтого закона для индивидуальных предпринимателей, хотя деятельность нотариусовне является предпринимательской.
При осуществлении контроля за доходами нотариусов,занимающихся частной практикой, налоговые органы проверяют не только своевременностьподачи ими декларации о доходах, но и правильность определения самих доходов.Контролируя правильность декларируемых доходов, налоговые органы проверяют унотариусов документы, подтверждающие и доходы, и расходы нотариусов. В качестведокументов, по которым определяются расходы, нотариусы, как правило,предъявляют платежные поручения с отметкой банка об исполнении, выписки банкасо счета нотариуса о списании средств по платежным поручениям, корешкиприходных кассовых ордеров, чеки контрольно-кассовых машин, товарные чеки и т.д.
В состав затрат нотариуса включаются:
1) арендная плата за использование помещения под офис;
2) оплата всех видов ремонта помещения конторы;
3) оплата коммунальных услуг;
4) расходы па оплату труда персонала конторы;
5) обязательные отчисления в государственные внебюджетныефонды;
6) расходы по изготовлению печати, штампов, используемыхнотариусом;
7) расходы по приобретению канцтоваров, бумаги, поизготовлению бланков;
8) расходы по приобретению нормативных документов, юридическойлитературы;
9) оплата услуг связи.
В связи с тем, что для осуществления публично-правовыхфункций нотариусы, занимающиеся частной практикой, за счет взысканной платы потарифу за совершенные ими нотариальные действия несут и другие значительные расходы,между нотариусами и налоговыми органами нередко возникают разногласия в частивключения тех или иных расходов в состав затрат нотариуса. Если эти разногласияне удается урегулировать, нотариусам приходится обращаться за защитой своихправ в суд.
2) Контроль за соблюдением правил нотариальногоделопроизводства. Делопроизводство каждым нотариусом в РФ ведется в своейконторе или государственной нотариальной конторе по одним и тем же стандартам.Оно должно быть организовано самим нотариусом таким образом, чтобы всеизготавливаемые им документы отвечали предъявляемым требованиям, содержали всепредусмотренные утвержденными формами реквизиты, были в обязательном порядкезарегистрированы.
Каждый нотариальный акт должен быть зарегистрирован вреестре совершаемых нотариусом нотариальных действий. Номер, под которым онзарегистрирован в реестре, дата совершения действия, указанные в нотариальномакте, должны совпадать с датой и номером, указанными в самом реестре.
В реестрах регистрации нотариальных действий должны бытьотражены все те сведения, необходимость которых предусмотрена установленнымиМинистерством юстиции РФ требованиями. Совершенно недопустимо, чтобы в реестреоставались незаполненные строки и тем более свободные порядковые номеранотариальных действий. Поэтому в случае выявления ошибок в нумерациинотариальных действий нотариус обязан составить соответствующий акт и приобщитьего к реестру.
Все запросы нотариуса, его сообщения в различныеорганизации, письма и адрес граждан должны быть зарегистрированы в журналеисходящей корреспонденции, а все поступившие по почте письма, документы и т.д.- в журнале входящей корреспонденции.
Обязательность соблюдения всеми нотариусами правилнотариального делопроизводства предопределяет необходимость постоянного контроляза этим со стороны государства. Государственный контроль за исполнением правилнотариального делопроизводства всеми российскими нотариусами возложен на органыюстиции республик в составе Российской Федерации, областей, краев, городовМосквы и Санкт-Петербурга. Однако, если в отношении нотариусов, работающих вгосударственных нотариальных конторах, органы юстиции такой контрольосуществляют самостоятельно, то в отношении нотариусов, занимающихся частнойпрактикой, — совместно с нотариальными палатами (ч.2. ст.9 Основзаконодательства о нотариате).
Проверка ведения дел нотариусом, работающим вгосударственной нотариальной конторе, осуществляется обычно специалистом понотариату органа юстиции, а нотариусом, занимающимся частной практикой, — специально созданной комиссией, в состав которой входят работники органаюстиции и аппарата нотариальной палаты. По возможности, в состав комиссии могутвключаться и нотариусы, как работающие в государственных нотариальных конторах,так и занимающиеся частной практикой. Такие проверки проводятся один раз занесколько лет работы нотариуса. Поэтому проверки предполагают и ознакомление снотариальными актами, реестрами, другими книгами, находящимися в архивахнотариусов.
Проверка архива нотариуса обязательна при осуществленииконтроля за соблюдением правил нотариального делопроизводства. Ведь ведениеархива нотариусами по правилам делопроизводства — такая же их профессиональнаяобязанность, как и совершение нотариальных действий. При проверке архива должноконтролироваться наличие в нем всех архивных материалов. В случаях отсутствиякаких-либо документов проверяется наличие соответствующих запросов на этидокументы, а также записей об отправлении их в книге учета.
Особое внимание при проверке исполнения правил нотариальногоделопроизводства уделяется соответствию удостоверительных надписей панотариальных актах установленным формам и состоянию реестров. Проверяются такженаличие в делопроизводстве нотариуса тех специальных книг, в которыхдополнительно ведется учет отдельных совершенных им нотариальных действий,правильность ведения этих книг, состояние архива.
По результатам проверки составляются акты, в которыхотражаются обнаруженные ошибки, упущения и даже небрежности (в записях вреестре).
3) Контроль за исполнением нотариусами профессиональныхобязанностей. В соответствии со ст.34 Основ законодательства о нотариате заисполнением всеми нотариусами РФ своих профессиональных обязанностей долженосуществляться контроль. Такой контроль с учетом особенностей деятельности нотариусов,когда в отношении совершаемых ими нотариальных действий по правилу ст.33 Основдопускается лишь судебный контроль, когда по действующему законодательствугарантируется тайна совершаемых нотариусами нотариальных действий, когдавозможность вторжения в деятельность нотариусов кого-либо строгорегламентируется законом и т.д. возможен за организацией их работы.
Контроль за исполнением профессиональных обязанностейнотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляюторганы юстиции. Все проблемы, возникающие с исполнением ими своихпрофессиональных обязанностей, решаются в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации и республик в составе РФ о труде.
Контроль за исполнением профессиональных обязанностейнотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют нотариальные палаты.Причем контрольные функции должна выполнять каждая нотариальная палата субъектаРоссийской Федерации независимо от количества ее членов. Однако действующимзаконодательством не предусмотрено, каким образом нотариальные палаты должныосуществлять контроль за исполнением нотариусами — членами палат, своихпрофессиональных обязанностей. В аппарате крупных нотариальных палат существуютотделы (секторы) контроля за исполнением нотариусами профессиональныхобязанностей, которые ведут повседневный контроль за организацией работынотариусов.
Повседневный контроль заключается в рассмотрениинотариальной палатой обращений граждан и юридических лиц по вопросамдеятельности конкретных нотариусов, представлений уполномоченных органов,поступивших в палату или переданных из отдела юстиции. В связи с поступающимизаявлениями, жалобами, представлениями нотариальная палата по правилу,закрепленному в ч.1 ст.28 Основ, может истребовать от нотариуса представления сведений,касающихся его профессиональной деятельности, а в необходимых случаях — личныхобъяснений.
Так, осуществляя повседневный контроль, нотариальные палатырассматривают обращения и жалобы, связанные с отказами в принятии заявлений дляоткрытия наследственных дел, затягиванием сроков выдачи свидетельств о нраве нанаследство, отказами в возмещении расходов на похороны.
Кроме повседневного контроля за исполнением нотариусамипрофессиональных обязанностей должны проводиться и плановые проверки организацииих работы. По правилу, закрепленному в ч.2 ст.34 Основ, проверка организацииработы каждого нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверкаорганизации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлениюнотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения егополномочиями. При таких проверках не может оцениваться «правильностьсовершения соответствующего нотариального действия с точки зрения применениязаконодательства, когда оно допускает его различное толкование». Контрольза правильностью совершения нотариальных действий осуществляет только суд.
Для проведения плановых проверок организации деятельностисоздаются специальные комиссии. В одних нотариальных палатах эти комиссиисоздаются из числа нотариусов — членов нотариальной палаты для проведениякакой-либо одной проверки. В других нотариальных палатах образованы постоянные«комиссии профессиональной чести нотариусов».
Однако организации постоянных проверок деятельностинотариусов нотариальные палаты стали уделять внимание после того, какГенеральная прокуратура РФ в своем представлении № 7/2-1-17-99 от 24 августа1999 г. указала, что со стороны Федеральной нотариальной палаты отсутствуетдейственный контроль за выполнением нотариальным и палатами субъектов РФ требованийзаконодательства о контроле за профессиональной деятельностью нотариусов. Попостановлению собрания представителей нотариальных палат субъектов РФ «Омерах по исполнению представления Генеральной прокуратуры РФ от 24 августа 1999г. „Об устранении нарушений Основ законодательства РФ о нотариате“ всемнотариальным палатам было предложено „сформировать квалифицированныйаппарат палат, способный эффективно выполнять контрольные функции“.
При осуществлении проверок комиссии руководствуютсяправилами проведения комплексной проверки нотариусов и регламентом проведенияэтих проверок, утверждаемыми правлением. По результатам всех провероксоставляются соответствующие акты. Акты о проверке профессиональнойдеятельности нотариусов во многих нотариальных палатах рассматриваются назаседаниях правлений.
В особых случаях проводятся и внеплановые проверкипрофессиональной деятельности нотариусов. Основания для таких проверок могутбыть самые разные: сообщения средств массовой информации, правоохранительныхорганов, различных организаций и т.д.
Задача
В нотариальную контору обратился Дубровин с просьбойудовлетворить договор купли-продажи принадлежащего ему мотоцикла. Проверяядокументы продавца и покупателя, нотариус установил, что Дубровин являетсянесовершеннолетним, и отказал в удовлетворении договора, предложив явиться сродителями. Дубровин к моменту обращения в нотариальную контору находился взарегистрированном браке, поэтому, считает он, не должен действовать с согласияродителей и вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему имуществом,тем более что имеет удостоверенное нотариусом согласие жены на отчуждениемотоцикла.
Нотариус не принял во внимание изложенные Дубровиным факты иотказал в удостоверении договора.
Правильно ли поступил нотариус?
Список использованной литературы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ(принят ГД ФС РФ 21.10 1994) (ред. от 05.02.2007).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая)» от 26.01.1996N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 26.01.2007).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть третья)” от 26.11.2001N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 03.06.2006, с изм. от 29.12.2006).
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 05.12.2006).
6. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993N 4462-1) (ред. от 30.06.2006).
7. Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 «Об утверждении методическихрекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусамиРоссийской Федерации».
8. Вергасова Р.И. Нотариат в России: Учебное пособие. — М.: Юристь, 2003. — 363с.