Контроль за использованием и утилизацией отходов

План
Введение
1.        Контроль заиспользованием и утилизацией отходов за рубежом
2.        Контроль заобращением отходов в России
Заключение
Список литературы

Введение
Проблема использованияотходов имеет не только экологический, но и экономический аспект. При наличиисоответствующего механизма управления отходами последние могут стать одним изфакторов повышения доходов в промышленных корпорациях. Многие руководителипромышленных корпораций начинают это понимать. Значительная экономия появляетсяуже при попытках сократить образование отходов в их источнике. Но при этомособое внимание должно быть уделено контрольным функциям.
Контроль в области использованияи утилизации отходов производства и потребления играет важную роль в соблюдениисубъектами соответствующих правоотношений требований законодательства.Поскольку он осуществляется в сфере отношений, либо возникающих непосредственнопо поводу обеспечения рационального природопользования и охраны окружающейсреды, либо напрямую связанных с этим, его можно рассматривать какразновидность экологического контроля.
Отсутствие должнойорганизации сбора, транспортировки и переработки биологических отходов приводитк тому, что они вывозятся на городские полигоны и ухудшают без того напряженнуюэкологическую обстановку в регионе.
Цель контрольной работы –изучить такое явление как контроль в сфере использования и утилизации отходовпроизводства и потребления.

1. Контроль заиспользованием и утилизацией отходов за рубежом
В США предложенатрехуровневая система контроля, приемлемая для большинства промышленныхорганизаций:
а) почасовой учет материальныхпотерь на крупных операциях (с помощью компьютеров),
б) ежедневная отчетность,
в) ежемесячный отчет,выполняемый специальным подразделением и прилагаемый к общезаводскому.
В условиях строгойсистемы контроля компания сможет снизить стоимость своих отходов на 30% втечение первого года, а еще через два года — дополнительно 20%. При широкомраспространении механизма управления отходами экономия в расчете на одногожителя США может составить 800 дол. в год при одновременном улучшении качестваокружающей среды.
В Германии недавнопринята новая редакция Закона о ликвидации отходов. Заложенные в основу Законапринципы гласят: а) решению вопроса об удалении отходов должно предшествоватьрешение вопроса о возможной их рециклизации; б) к категории «отходы»должны быть отнесены лишь те вещества и продукты, которые не могут бытьповторно используемы; в) связанные с ликвидацией отходов предприятияцелесообразнее всего приватизировать при одновременном уменьшении роли в этомделе коммунальных служб; г) за рециклизацией вторичного сырья должен бытьустановлен государственный контроль. Выполнить требования нового закона, какоказалось, можно лишь крупным предприятиям, располагающим достаточнымисредствами (техническими и финансовыми) для организации рециклинга отходов. Этообъясняет трудности в проведении закона в жизнь.
Во многих случаяхсооружение по переработке отходов и его эксплуатация требует объединительной(кооперативной) политики. Такая политика проводится, например, в Австрии.
Остро стоит проблемаконтроля использования отходов в Великобритании, где 95% отходов отправляетсяна свалки, в том числе 85% опасных. Многие свалки, в частности для захоронениякоммунальных отходов, находятся в ведении государственных органов. Тем неменее, главную роль в процессе утилизации размещенных на свалках отходов играетчастный сектор. Например, в Англии и Уэльсе из 1700 лицензированных предприятийпо переработке и утилизации опасных отходов на свалках 78% находятся в частномсекторе. В 1981 г. утилизация промышленных и коммунальных отходов, размещенныхна свалках, почти целиком была сосредоточена на предприятиях частного сектора(98%).
ЗаконодательствомВеликобритании утилизация свалок рассматривается как вид землепользования,требующий специального разрешения. Получивший такое разрешение не имеет праваиспользовать занятый свалкой участок каким-либо иным способом. Оговоренные вразрешении условия землепользования находятся под строгим контролем, добитьсяхотя бы незначительных изменений в них чрезвычайно трудно.
В целом в мировойпрактике эффективных механизмов контроля за использованием отходов явнонедостаточно. По этой причине рост отходов стал почти неизбежным спутникомочень многих производств. Законодательство стран, в том числе России, уделяет недостаточноевнимание вопросам управления отходами.
Отходы, для которыхсуществует возможность утилизации, должны стать объектом особого правовогорежима. Им присваивают статус вторичных ресурсов. Это означает, что такиеотходы находятся на балансе предприятия и не подлежат списанию. На нихраспространяется положение о плате за фонды. Отсюда возникает естественноестремление предприятия использовать имеющиеся в их распоряжении отходы смаксимальной для себя выгодой: утилизировать их, продать и т.д. Четкое определениережима утилизируемых отходов, регулирование всего комплекса отношений по поводувторичных ресурсов — предмет специального закона об отходах, который необходиморазработать.
Стимулы к использованиюотходов могут быть и чисто рыночного свойства. В ряде работ, например,предлагается метод стимулирования утилизации отходов, основанный на ценовомподходе. Исходная позиция не вызывает сомнений: нужно установить оптовые ценына отходы таким образом, чтобы обеспечить большую рентабельность производства готовойпродукции из отходов, чем из природного сырья. В связи с этим предлагаетсяустановить цены на отходы с учетом эксплуатационных расходов на их утилизацию итак называемой ущербоемкости. Последняя определяется как среднеотраслевойнормативный предотвращенный экономический ущерб, причиняемый в процессепроизводства единицы продукции или услуг. Предполагается, что чем выше будетнормативная трудоемкость, тем выше должна быть цена на отходы. Возможно, чтоторговать отходами по так называемым директивным ценам будет выгодно. Но ктопожелает их купить? К тому же расчет ущербоемкости требует хорошо развитойинформационной базы. В результате назначаемые на отходы цены все равно будутнедостаточно обоснованными. Целесообразнее было бы установить более высокие платежиза пользование свалками. Нет необходимости заранее их рассчитывать. На первыхпорах их можно назначить произвольно, а затем корректировать в зависимости отреакции предприятий. Если они начнут искать способы утилизации отходов ивводить соответствующие технологии, то цель будет достигнута. В противномслучае платежи за пользование свалками необходимо увеличить. В ряде странработает именно этот механизм.
/>
2. Контроль за обращениемотходов в России
Контроль в сфереиспользования и утилизации отходов производства и потребления представляетсобой специфическую деятельность государственных органов, общественныхобъединений и граждан, направленную на выявление и устранение нарушенийдействующего законодательства об отходах. Данная организационно-правовая меравыполняет ряд функций. В их числе: предупредительная, заключающаяся в том, чтосубъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения имиправовых экологических требований, самостоятельно проявляют активность висполнении требований законодательства и предупреждении нарушений;информационная, суть которой заключается в том, что в процессе контролясоответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию оприродоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов;карательная, которая проявляется в применении к нарушителям правовыхэкологических требований предусмотренных законодательством санкций. Исходя изэтого, считаем, что экологический контроль в сфере использования и утилизацииотходов производства и потребления направлен на предупреждение, выявление иустранение нарушений требований законодательства об охране окружающей среды вцелом и законодательства об отходах в частности.
В соответствии сдействующим законодательством контроль в сфере использования и утилизацииотходов производства и потребления подразделяется на несколько видов взависимости от субъектов, его осуществляющих.
Так, ст. 25, 26, 27Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (89-ФЗ от30.12.2008) устанавливают, что в Российской Федерации в рассматриваемой сфереосуществляется государственный, производственный и общественный контроль.
На схеме показаны всенаправления обращения с отходами (в том числе и с ТБО).

/>
Несмотря на значимостьтаких видов экологического контроля, как производственный, муниципальный иобщественный, все же наиболее важным и действенным следует признатьгосударственный экологический контроль. Применительно к теме нашегоисследования — государственный контроль в области использования и утилизацииотходов производства и потребления.
Государственный контрольза деятельностью в области обращения с отходами осуществляют специальноуполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения сотходами в соответствии со своей компетенцией и органы исполнительной властисубъектов РФ.
Государственный контрольза деятельностью в области обращения с отходами включает в себя:
·       контроль завыполнением экологических, санитарных и иных требований в области обращения сотходами;
·       контроль засоблюдением требований к трансграничному перемещению отходов;
·       контроль засоблюдением требований пожарной безопасности в области обращения с отходами;
·       контроль засоблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,возникающих при обращении с отходами;
·       контроль засоблюдением требований и правил транспортирования опасных отходов;
·       контроль завыполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов вхозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
·       контроль задостоверностью предоставляемой информации в области обращения с отходами иотчетности об отходах;
·       выявлениенарушений законодательства Российской Федерации в области обращения с отходамии контроль за принятием мер по устранению таких нарушений;
·       привлечение вустановленном порядке виновных индивидуальных предпринимателей и юридическихлиц к ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков овозмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде и здоровью человекав результате нарушения законодательства Российской Федерации в областиобращения с отходами.
Проведение проверкиорганов местного самоуправления, коммунальных служб:
·       организацияпорядка обращения с отходами на подведомственных территориях поселковых,сельских, городских, районных администраций;
·       порядок сбораотходов и соблюдение норм и правил по обращению с отходами. Организацияраздельного сбора отходов по видам, обеспеченность площадками и контейнерамиили другими емкостями для раздельного размещения отходов, пунктов приемавторичных ресурсов от населения;
·       наличиеразработанной программы или мероприятий по обращению с отходами и еевыполнение;
·       наличие объектовразмещения отходов на подведомственной территории;
·       наличиеразрешений на размещение, захоронение отходов, выданного ДПР;
·       наличие лицензиина осуществление природоохранной деятельности в части обращения с отходами;
·       наличие фактовнесанкционированного размещения отходов, принятые меры по их ликвидации.
Проведение проверокюридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
·       наличиеразрешения (лицензии) на размещение, захоронение отходов и условия егодействия. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.Утвержденные нормативы образования отходов и лимитов размещения, суммарныйобъем (масса) образования отходов (т/год, шт/год, куб.м/год);
·       токсичные отходы1,2,3,4 классов опасности, нетоксичные отходы (наименование и количество);
·       отходы,перерабатываемые на собственном объекте наименование отходов, количество,методы переработки);
·       отходы, переданныедругим объектам на переработку;
·       отходы,полученные от других объектов;
·       отходы,переданные на хранение, переработку, размещение на другие объекты (всобственные хранилища, на общегородские полигоны и т.п.);
·       наличие паспортаотходов, характеристика отходов, инструментальные анализы. Перечень источниковобразования отходов, условия сбора и хранения, заключение о невозможности инецелесообразности обезвреживания, утилизация отходов, перспективы ихиспользования;
·       ведение учета,предоставление отчетности по обращению с отходами. Сроки и достоверностьпредставления экологической информации, декларируемых видов отходовинспектируемого объекта (инвентаризация отходов, Госстатотчет 2-ТП);
·       порядокосуществления производственного экологического контроля за обращением сотходами;
·       наличиеситуационной схемы расположения структурных подразделений, мест временного ипостоянного хранения отходов, объектов размещения отходов (полигонов, хранилищ,накопителей, отвалов, принадлежащих предприятию). Расчет предельного количествахранения отходов на предприятии. График вывоза отходов;
·       наличие объектовразмещения отходов, производств, технологий, установок по переработке,обезвреживанию и уничтожению отходов, строительства, реконструкции,консервации, ликвидации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов.Материалы земельного отвода. Проекты. Заключение государственной экологическойэкспертизы;
·       наличие лицензиина осуществление природоохранной деятельности в части обращения с отходами;
·       наличиедокументов на транспортирование опасных отходов, транспорта по перевозкеотходов, санитарных паспортов на транспорт. Способы обработки транспорта(мойки), место ее проведения, наличие лицензии на перевозку отходов утранспортной организации;
·       наличиеразрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;
·       плановыемероприятия по снижению объемов образования отходов и степени их опасности,вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источникасырья и достижению лимитов размещения отходов;
·       мероприятия попредупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении сотходами. Журнал регистрации возникновения аварийных ситуаций. Действия ваварийных ситуациях, схема предоставления экологической информации в случаевозникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами;
·       правила(инструкции) экологической безопасности при обращении с отходами, техникибезопасности, пожарной безопасности при сборе, транспортировке и храненииотходов и т.п.
Производственный контрольв области обращения с отходами
·       Юридические лица,осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют иосуществляют производственный контроль за соблюдением требованийзаконодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
·       Порядокосуществления производственного контроля в области обращения с отходамиопределяют юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения сотходами, по согласованию со специально уполномоченными федеральными органамиисполнительной власти в области обращения с отходами.
Общественный контроль вобласти обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединенияв порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Государственный кадастротходов и паспортизация опасных отходов
·       Министерствоприродных ресурсов ведет кадастр отходов, включающий федеральныйклассификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещенияотходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживанияотходов различного типа. Индивидуальные предприниматели и юридические лица,осуществляющие деятельность в области обращения с отходами обязаны вустановленный срок предоставлять информацию в МПР, включающую сведения опроисхождении, количестве, свойствах, классе опасности отходов, условиях иконкретных объектах их размещения, технологиях использования и обезвреживанияотходов.
·       Организация иведение государственного кадастра бытовых отходов осуществляется МПР совместнос Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальномукомплексу.
Доминирующее положениегосударственного контроля обусловлено, по нашему мнению, несколькими факторами.Во-первых, государственный контроль осуществляется от имени государства иявляется одной из функций государственного управления в области охраныокружающей среды и регулирования природопользования, а потому представляетсобой одно из направлений деятельности государства в рамках его экологическойфункции. Во-вторых, государственный контроль носит надведомственный характер, ипри осуществлении данного вида контроля используются как собственныегосударственно-властные полномочия реализующих его органов, так и возможностьиспользования полномочий правоохранительных органов.
Общие правовые основыорганизации и осуществления государственного контроля в области использования иутилизации отходов производства и потребления содержатся в Конституции РФ,законодательных актах, регулирующих статус Президента РФ, Правительства РФ иорганов исполнительной власти субъектов РФ, в Федеральных законах «Обохране окружающей среды», «Об отходах производства ипотребления» и иных законодательных и подзаконных актах.
Государственныйэкологический контроль, как известно, подразделяется на общий и специальный. Корганам, осуществляющим общий государственный контроль, относятся Президент РФ,Правительство РФ, правительства (администрации) исполнительной власти субъектовРФ. В рамках своих полномочий в области охраны окружающей среды субъектыданного вида контроля осуществляют контрольную деятельность самого общего, нопри этом очень значимого характера. Так, Президент Российской Федерации,являясь гарантом Конституции, прав и свобод человека, а значит, и гарантомобеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, осуществляет своиконтрольные полномочия как лично, так и посредством Контрольного управленияПрезидента РФ и его территориальных подразделений и т.д. ПравительствоРоссийской Федерации в соответствии со ст. 18 Федерального конституционногозакона «О Правительстве Российской Федерации» обеспечивает проведениеединой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспеченияэкологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан наблагоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;организует деятельность по охране и рациональному использованию природныхресурсов, регулированию природопользования и т.д.
Одной из распространенныхформ контроля Президента и Правительства РФ, как и соответствующих структур науровне субъектов РФ, является заслушивание отчетов руководителей специальноуполномоченных органов исполнительной власти.
Что касается специальногогосударственного экологического контроля, то он представляет наибольшийинтерес. Именно в его рамках решаются задачи и достигаются цели данной функциигосударственного управления, поскольку он осуществляется непосредственноорганами, созданными для этого и наделенными специальными полномочиями.
Федеральная служба поэкологическому, технологическому и атомному надзору была образована УказомПрезидента РФ от 20 мая 2004 г. №649, внесшим изменения в вышеупомянутый УказПрезидента РФ 9 марта 2004 г. №314. Первоначально мартовским Указом былобразован один контрольный орган — Федеральная служба по надзору в сфереэкологии и природопользования в системе МПР России, а уже затем «экологияи природопользование» были разделены и образованы две контрольно-надзорныеслужбы. Таким образом, в настоящее время имеется сразу два органа государственногоэкологического контроля, отделенных от использования природных ресурсов. Это,безусловно, хорошо, хотя бы на фоне того, что в последние годы функциигосударственного экологического контроля и функции по управлениюприродопользованием были сосредоточены в одном государственном органе. Однако, ужесейчас наблюдаются дублирование и неразбериха функций. Предпочтительнее иметьодин контрольный орган, отделенный от министерств и агентств, использующихприродные ресурсы, хотя это и связано со многими неудобствами становления новойнезависимой организации.

Заключение
Завершая работу можноприйти к выводу, что организация учета и контроля на всех стадиях обращения сотходами — основа системы управления отходами.
Контроль и учет в областииспользования и утилизации отходов должен осуществляться в соответствии с законодательнымиактами.
Указанный контроль долженосуществляться на государственном, производственном и общественном уровнях.
Государственный контрольза деятельностью в области обращения с отходами включает в себя контроль:
·          за выполнениемэкологических, санитарных и иных требований в области обращения с отходами;
·          за соблюдениемтребований пожарной безопасности в области обращения с отходами;
·          за соблюдениемусловий осуществления деятельности по обращению с отходами на основаниисоответствующих лицензий;
·          за соблюдениемтребований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих приобращении с отходами;
·          за соблюдениемтребований и правил транспортирования опасных отходов;
·          за достоверностьюпредоставляемой информации в области обращения с отходами и отчетности оботходах;
·          нарушенийзаконодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и принятиямер по устранению таких нарушений.

Список литературы
1.        Вяльцев А.В.,Семенова Е.В. Логистика устранения отходов на предприятии: зарубежный опыт иориентиры для России // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 5.Экономика. Вып. 3 (№19). — 1999
2.        Дарулис П.В.Отходы областного города. Сбор и утилизация. – Смоленск, 2000
3.        Иванов В.В. Рыноквторичных ресурсов // Материалы 4-го научно-методического семинара «Программысокращения отходов: разработка и внедрение». — 24-25 февраля 2000
4.        Инженернаяэкология и экологический менеджмент. — М.: Логос, 2002
5.        Комментарий кЗакону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». — М.: НОРМА, 2001
6.        Майорова Е.И.Бутузов А.Ю. Экология и экологическое законодательство Москвы. — М.: ЮНИТИ.2003
7.        Трофимец С.С.Обращение с отходами: вопросы государственного контроля // Экологическое правоРоссии. – 2007. — № 1.
8.        Экологическиеаспекты развития и размещения производительных сил. — М., 1992