Контрольная работа по Административному праву 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Юриспруденция»

КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ
Выполнил

Студент 1 курса, поток 1 О.Н. Лесечко
Проверил

К.ю.н. И.П. Бакулина
Тюмень, 2010

Задание №1

Каково соотношение понятий «Ничтожные акты управления» и «Оспоримые акты управления», в чем их отличие?
Акты управления являются формой деятельности исполнительной власти. Под формами управления чаще всего понимают «виды действий органов управления с точки зрения их внешнего выражения».

При таком подходе различают правовыеи неправовые формы осуществления государственной власти.Правовой является деятельность, которая непосредственно влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического оформления. Среди правовых форм выделяются принятие административных актов (решений), заключение договоров, совершение иных юридически значимых действий.

Неправовыми формами деятельности исполнительной власти считаются организационные действия и материально-технические операции. Главная их особенность состоит в том, что эти действия непосредственно юридических последствий не влекут.

Правовые акты – важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности. Акты государственной администрации – это особый вид подзаконных, официальных юридических актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащих односторонние властные волеизъявления и влекущих юридические последствия.

Акты государственного управления классифицируются по разным критериям. Это позволяет лучше понять их юридические особенности. Универсальным является разделение актов управления в зависимости от их юридических свойств на виды: нормативные, индивидуальные (ненормативные) и смешанные.

Нормативные акты – основной вид актов управления. Они устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы; определяют правила поведения, носят общий характер, регламентируют общественные отношения в определенных сферах, не имеют конкретного адресата, предназначены для многоразового использования. Им присуща стабильность, в их предписаниях могут содержаться нормы административного, гражданского, трудового, земельного, экологического и других отраслей права (кроме конституционного, уголовного и уголовно-процессуального). Нормативные акты, принятые органами исполнительной власти, являются наиболее распространенными источниками права.

Индивидуальные акты издаются для решения конкретных управленческих дел, касаются конкретных действий, фактов, адресуются конкретным лицам, основываются на нормативных актах и являются единовременными, поскольку исчерпываются единовременным применением.

Смешанные акты управления – это те, в которых наряду с нормативными есть и не нормативные предписания. Это разделение актов управления в зависимости от их юридических свойств.

Действует классификация актов управления по издавшим их субъектам. По данному критерию различают три группы актов управления:

1. изданные Президентом и Кабинетом Министров;

2. другими центральными органами исполнительной власти;

3. местными органами исполнительной власти.

В литературе можно встретить весьма интересные мнения по проблеме требований к актам управления. К таким требованиям, по мнению Д. Н. Бахраха и С. Д. Хазанова, относятся: 1) целесообразностьадминистративного акта, его полезность с точки зрения публичных интересов (научная обоснованность, соответствие реальной обстановке, своевременное принятие, комплексность в решении вопроса, квалификация и профессионализм должностных лиц); 2) законность (наличие компетенции у его автора; соответствие акта закону по существу; соответствие цели закона; принятие его в установленный законом срок, соблюдение процессуальных правил издания административного акта); 3) организационно-технические требования(здесь же приводятся требования к культуре оформления акта: лаконичность, соблюдение грамматических норм и правил, структура документа и т. д.). В качестве основных требований к актам управления В. М. Манохин выделяет следующие: 1) требования, относящиеся к разработке и принятию актов управления; 2) требования к вступлению их в действие; 3) требования к содержанию и форме акта управления.

Главным требованием, относящимся к акту управления, является его законность, причем имеется в виду соблюдение не только материальных, но и процессуальных административно-правовых норм в процессе подготовки, принятия и исполнения акта управления. Однако требования к правовому акту управления могут и не носить юридического характера, а касаться формальной стороны акта управления как юридического документа (например, соблюдение правил русского языка). Законность правовых актов управления должна обеспечиваться, т. е. на всех этапах их подготовки и принятия должны создаваться условия для их действия и достижения соответствующих целей управления. Иными словами, акт управления должен издаваться на основе закона и во исполнение требований законодательных актов. Если акт управления не соответствует закону, то он должен быть отменен в рамках существующих процедур. Понятие «законность правовых актов управления» конкретизируется следующими требованиями.

1. Правовой акт должен соответствовать положениям законов и быть направлен на достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель, принимая тот или иной закон. Административный акт не может противоречить Конституции РФ, международным договорам, конституциям и уставам субъектов Федерации, действующему законодательству, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, законодательным актам субъектов Федерации.

2. Правовой акт управления должен основываться на конституционном и дополнительном договорном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, между федеральными органами исполнительной власти и соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ; акты органов местного самоуправления также должны издаваться в рамках установленных предметов ведения и полномочий.

3. Правовой акт управления должен учитывать также положения нормативных актов вышестоящих органов исполнительной власти, т. е. он не должен им противоречить, а, наоборот, развивать и обеспечивать их реальное действие.

4. Акт управления должен издаваться при соблюдении нормативно установленного порядка его подготовки, издания, государственной регистрации (если это требуется), вступления в силу и опубликования; в данном случае речь идет о соблюдении условий, положений и требований управленческого процесса. Правовой акт управления может быть принят и введен в действие при условии соблюдения процедуры подготовки и рассмотрения проекта акта, его принятия и опубликования; при издании коллегиальным органом должны соблюдаться правила коллегиального обсуждения, принятия решения, специального голосования (соблюдения требований при вынесении самого решения). От качества административно-процессуального правового регулирования административных актов в итоге зависит их обоснованность, целесообразность, важность и полезность в процессе обеспечения публичных интересов. Административно-процессуальные нормы (нормы управленческого процесса) играют большую роль в установлении правового режима административных актов, т. е. ими устанавливается сама процедура подготовки, обсуждения (коллегиальное обсуждение, участие экспертов и т. д.), принятия (сроки, формы, виды и т. д.) и исполнения актов управления (контроль за исполнением, возможность внесения в акт управления изменений и дополнений и т. д.). Чем лучше процессуальные формы подготовки и исполнения акта управления, тем большего социального эффекта он достигает, тем эффективнее и обоснованнее он является. Процессуальные требования и правила разработки и принятия правовых актов управления обусловливают в итоге правильность и эффективность административных актов.

5. Правовой акт управления издается уполномоченным органом исполнительной власти или должностным лицом только в пределах предоставленной им компетенции; правовой акт управления не должен ограничивать либо нарушать предусмотренную в законодательных и иных нормативных актах компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы публичного управления; в случае нарушения требования юридической обоснованности административного акта возникает формальное несоответствие положений законов и самого акта управления, а также опасность нарушения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Право принимать административные акты имеют только те субъекты управления, которым поручено это делать или которым предоставляется такая возможность законодательством (или возлагается такая обязанность). Требования наличия компетенции субъекта управления в вопросах издания административного акта некоторыми авторами считается главнейшим, так как нормы о компетенции определяют подведомственность дел, объектов и полномочия субъектов публичного управления.

6. Правовой акт управления должен быть юридически обоснованным, т. е. иметь четкие основания для его издания, а также цели и задачи, которые нужно выполнить, средства, которые необходимы для реализации актов управления; следует предусматривать и последствия принятия акта управления, а также возможные сложности в его осуществлении. При необходимости проекты правовых актов управления должны рассматриваться специалистами, экспертами, специальными коллегиальными образованиями.

7. Правовой акт управления не должен ограничивать либо нарушать гарантированные действующим законодательством права и законные интересы граждан, общественных объединений, негосударственных коммерческих организаций.

8. Должна соблюдаться установленная форма акта управления со всеми его реквизитами (разумная структура акта и его грамотная разбивка на конкретные части, разделы, главы, параграфы, пункты и т. п.; хороший стиль изложения, ясность, четкость и лаконичность текста; отсутствие слов и терминов, допускающих двусмысленное толкование или понимание акта; правильное грамматическое оформление; отсутствие других ошибок; наличие подписей, регистрационного номера, даты принятия; публикация на специальных бланках, содержащих все необходимые атрибуты; четкие печати; установление срока исполнения и ответственных за исполнение, а также механизма контроля). Соблюдение формальных требований к акту управления не следует недооценивать, так как от этого зависит дальнейшее действие принятого административного акта. В литературе называют такого рода требования организационно-техническими», «культурой оформления административного акта».

9. В случае если это необходимо, нормативные акты управления должны пройти государственную регистрацию.

10. Должен соблюдаться порядок опубликования и вступления в силу правовых актов управления, который устанавливается соответствующими органами в различных положениях. В них могут быть кардинально установлены сроки вступления акта управления в силу, действующие одинаковым образом для всех такого рода актов; могут быть предусмотрены и иные сроки вступления в силу. Акты управления должны быть опубликованы в соответствующих изданиях, о чем, как правило, говорится в соответствующих правовых актах, посвященных процедуре их опубликования и вступления в силу. Одним из важнейших требований является своевременное доведение административных актов до исполнителей и общественности, заинтересованных лиц. В дальнейшем они должны быть включены в принятый документооборот и делопроизводство.

Если при издании и исполнении актов управления требования, предъявляемые к ним, не выполняются, то законность административных актов может быть поставлена под сомнение. Тогда возникает потребность в приведении акта управления в соответствие с требованиями законов.

В науке административного права акты, не соответствующие требованиям законности, считаются дефектными. Их делят на ничтожные и оспоримые. Несоблюдение требований может повлечь за собой признание акта управления ничтожным, юридически несостоятельным, т. е. не подлежащим исполнению с момента его издания. Акты признаются ничтожными, если:

есть прямое указание закона;

грубо нарушена подведомственность дел (в таком случае можно говорить об административном самоуправстве);

нет законного основания (заявления, представления и т.д.) для принятия акта;

нарушен срок давности;

акт предписывает совершение преступления и т.д. и т.п.

В остальных случаях правовой акт управления считается оспоримыми вопрос о его отмене решается в рамках процедуры административного или судебного обжалования участниками административно-правовых отношений либо прокурором. На него распространяется презумпция законности, т.е. Он считается законным, если в установленном порядке официально не будет установлено иное. Не исключено, что акт в целом или частично будет признан не соответствующим закону, отменен или изменен и даже аннулирован, то есть признан ничтожным, не породившим никаких юридических последствий для тех, кому он адресован. А для должностного лица, издавшего незаконный акт, последствия могут наступить самые неприятные – вплоть до освобождения от должности и уголовной ответственности.
Задание № 2

З/>аполните карту сравнительного анализа.

Виды

Признаки

Доставление нарушителя

Административ-ное задержание

Административ-ный арест

Фактическое основание

Административ-ное правонарушение

Административ-ное правонарушение

Административ-ное правонарушение

Нормативное основание

ст.27.2 КоАП РФ

ст. 27.3 КоАП РФ

ст. 3.9 КоАП РФ

Срок

п.2 ст.27.2 КоАП:

доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

п.1 ст.27.5 КоАП: не должен превышать три часа. Исключение: п.2 ст.27.5 КоАП: в отношении лиц по делу об адм.правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ, об адм.правонарушении, совершенном на внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в иключит. экономич.зоне РФ, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

п.3 ст.27.5 КоАП: в отношении лица по делу об адм.правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

п.1 ст.3.9 КоАП: до пятнадцати суток, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористи-ческой операции до тридцати суток.

Цель

п.1 ст.27.2 КоАП: составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административно-го правонарушения, если составление протокола является обязательным.

п.1 ст.27.3 КоАП: кратковременное ограничение свободы физического лица для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

ст. 3.1КоАП: предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушите-лем, так и другими лицами.

Процессуальное оформление

п.3 ст.27.2 КоАП:

о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административномправонарушении или в протоколе об административном задержании

ст.27.4 КоАП: протокол об административном задержании

п.1 ст. 3.9 КоАП: постановление судьи районного суда

Задание №3

Полуянов по постановлению народного судьи районного суда был привлечен к административной ответственности за неуважение к суду и подвергнут наказанию в виде административного ареста на 5 суток. Административный арест Полуянов отбыл полностью.

В соответствии с постановлением Председателя областного суда, постановление народного судьи было отменено и производство по делу об административном правонарушении прекращено.

Полуянов обратился в суд с иском к управлению юстиции администрации области о взыскании в его пользу 5 тыс. рублей в возмещение морального вреда, причиненного неправомерным арестом и опровержении порочащих его честь и достоинство сведений об аресте.

Каким должно быть решение по данному иску? Обоснуйте его.

Решение:

Прежде всего Полуянов должен был обратиться в коллегию по гражданским делам, а не предъявлять иск к управлению юстиции администрации области.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Далее согласно статье 1070 ГК РФ, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Оснований для опровержения порочащих честь и достоинство сведений об аресте Полуянова нет, так как в задаче не говорится о том, что сведения о его аресте были опубликованы в СМИ.
Список литературы

Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Консультант Плюс: Высшая школа — Выпуск 13. Весна 2010.

Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник. М.: НОРМА, 2000. – С.269-296.