План
1. Платёжная система как механизм перевода денежных средств. Виды платёжных систем. Централизованная система межбанковских расчётов.
В денежных системах, где функции денег как средства обращения и средства платежа выполняют полноценные металлические монеты, проблемы создания и регулирования платежной системы не возникает. Передача полноценных денег от продавца покупателю, от кредитора к должнику означает факт окончательного совершения платежа и погашения долга. При использовании же бумажных и кредитных денег появляется потребность в разработке особых правил их обращения и процедур передачи, которые должны обеспечивать однозначное признание всеми участниками расчетов факта совершения платежа и погашения долго. Формируется особая система передачи платежной информации. Значение этих правил, процедур, а также систем существенно возрастает при переходе к применению безналичных расчетов и электронных денег. В каждой стране в рамках финансовой системы создается самостоятельная платежная система. С развитием международного обмена возникают международные платежные системы, обеспечивающие проведение платежей между участниками международных рынков, находящихся в разных странах.
Платежная система — это совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам производить финансовые операции и расчеты друг с другом. Некоторые экономисты определяют платежную систему как систему обмена трансакциями и взаиморасчетов между ее участниками, реализованная с использованием пластиковых карточек, например «Виза», «Америкен экспресс» и т.д.
С позиции системности все элементы платежной системы должны находиться во взаимодействии, только в этом случае может быть достигнута эффективность ее функционирования.
Эффективность платежной системы — это своевременность и надежность передачи и учета платежных ресурсов, выделяемых на проведение платежей. При эффективном функционировании платежной системы существенно сокращаются операционные издержки, появляется возможность для лучшего управления ликвидностью в банках, и на предприятиях. Различные сбои, непреднамеренные или неожиданные задержки в платежах существенно подрывают доверие к платежной системе, экономические агенты начинают сомневаться в том, будут ли вообще произведены платежи. Все это приводит к возрастанию риска, а тем самым и повышению издержек участников платежной системы и к платежному кризису. Об этом наглядно свидетельствуют кризисы в России, когда неплатежи клиентов влекли за собой неплатежи коммерческих банков.
В качестве элементов платежной системы можно выделить:
· институты, предоставляющие услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств;
· финансовые инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денежных средств между экономическими агентами;
· контрактные соглашения, регулирующие порядок безналичных расчетов.
Элементы платежной системы тесно взаимосвязаны между собой, их взаимодействие осуществляется по определенным правилам, закрепленных в нормативно-правовых актах государства и международных соглашениях. Работа платежной системы России в целом построена согласно соответствующим правовым актам, на основе которых разработаны правила ее функционирования. Они являются едиными для любой системы и определяют совокупность процедур, которые необходимы для функционирования платежной системы и осуществления переводов денежных средств от одних экономических агентов к другим. К процедурам платежной системы относятся установленные формы проведения безналичных расчетов, стандартных платежных документов, а также различные средства передачи информации (линии связи, программное и техническое обеспечения).
Основными участниками платежной системы являются центральный банк, коммерческие банки, небанковские учреждения, включая клиринговые и расчетные центры. Они выступают в качестве институтов, предоставляющих услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств. Обеспечение бесперебойности расчетов возлагается непосредственно на центральный банк государства. Работа платежной системы тесно связана с реализацией основной цели деятельности центрального банка — обеспечением стабильности банковской системы. При этом центральный банк может выступать в качестве:
· пользователя платежной системы, т.е. осуществлять свои собственные операции;
· участника платежной системы, т.е. совершать или получать платежи от имени своих клиентов;
· лица, предоставляющего платежные услуги;
· защитника государственных интересов, т.е. выполнять функцию «регулировщика» платежной системы, осуществляя надзор за ее участниками и устанавливая общие правила их работы.
К компетенции центральных банков, как правило, относится управление рисками платежных систем. Центральный банк контролирует риск ликвидности, кредитный и системный риски в платежной системе, осуществляет регулирование ликвидности ее участников, в том числе на основе функции кредитора последней инстанции, выступает как оператор платежной системы.
Платежная система включает три основных расчетных процесса:
· инициирование платежа — процесс, при помощи которого хозяйствующий субъект поручает обслуживающему его банку перевести денежные средства другому хозяйствующему субъекту. Инициирование платежа осуществляется с помощью платежных инструментов;
· процесс передачи и обмена платежными инструментами между банками — участниками платежной системы;
· процесс расчета между банками-участниками, которые списывают (зачисляют) денежные средства со счетов своих клиентов.
При расчетах наличными деньгами в качестве платежного инструмента выступают сами наличные деньги. Расчеты происходят непосредственно между плательщиком и получателем. Роль банков сводится к обслуживанию оборота наличных денег: выдача их из касс банка, зачислению на счета, инкассации, хранению и т.п. Центральный банк осуществляет выпуск наличных денег в обращение, устанавливает правила совершения операций с ними, прогнозирует потребность оборота, регулирует покупюрный состав налично-денежной массы и т.п. Обращение наличных денег происходит во внебанковском обороте, правила расчетов наличными деньгами по своей сути сводятся к правилам совершения кассовых операций.
При безналичных расчетах все платежи совершаются в рамках банковской системы. Для их проведения предприятию в коммерческом банке открывается расчетный или текущий счет, на котором хранятся его свободные денежные средства. При осуществлении безналичного платежа деньги должны списываться со счета плательщика и зачисляться на счета получателя — другого предприятия. Если счета плательщика и получателя находятся в одном банке, то в нем происходит простое перемещение средств по счетам. Если же их счета открыты в разных банках, то средства переводятся их одного банка в другой, т.е. осуществляются межбанковские расчеты. Для проведения расчетов между самостоятельными банками используются корреспондентские счета.
Корреспондентский счет — это счет, который один банк (банк-респондент) открывает в другом банке (банке-корреспонденте) для совершения по этому счету операций, предусмотренных договорами между ними. Счет, который ведет банк-корреспондент, носит название ЛОРО. На балансе банка-респондента он называется НОСТРО. Основные записи делаются по счету ЛОРО. Они являются решающими для обеспечения своевременности расчетов. Операции по счету НОСТРО проводятся по методу зеркальной бухгалтерии. Расчетные операции по указанным счетам осуществляются при условии обеспечения ежедневного равенства их остатков и отражаются в балансах банка-респондента и банка-корреспондента одной календарной датой (число, месяц, год) — датой перечисления платежа (ДПП). Корреспондентские счета открываются коммерческими банками друг другу по взаимной договоренности. В Центральном банке РФ корреспондентские счета коммерческих банков открываются в обязательном порядке. Каждый банк имеет один корреспондентский счет в расчетном подразделении Центрального банка РФ. К расчетным подразделениям Банка России относятся годовые расчетно-кассовые центры и расчетно-кассовые центры.
Любые взаимодействия участников платежной системы построены на определенных договорных отношениях. На основании договора открывается корреспондентский счет в расчетной сети Банка России и корреспондентские счета в других банках и кредитных организациях. Договором, как правило, определяются порядок открытия и ведения счета, порядок проведения операций по последнему (в том числе и сроки прохождения платежей), права и обязанности сторон, их ответственность. В нем фиксируются платежные реквизиты сторон. Кроме того, договором предусматриваются стоимость оказания сторонами тех или иных услуг, срок его действия, порядок изменения, расторжения, урегулирования споров. Договора корреспондентского (субсчета) и банковского (для физических лиц) счетов служат основой функционирования платежной системы России.
Если банк-резидент открывает счет в банке-нерезиденте, то он подписывает с банком-корреспондентом не договор, а тарифы по операциям, т.е. свое согласие на условия банка-корреспондента, согласно которым оказываются платежные услуги. Все их взаимоотношения в дальнейшем регулируются только в рамках данной тарифной политики контрагента при условии, что это не противоречит международным и внутренним правилам государства банка-корреспондента.
В зависимости от организации межбанковских расчетов выделяют различные виды платежных систем.
Для того чтобы определиться с характерными моделями, используемыми в системах перевода средств, необходимо выделить основные отличия между ними, например, такие как:
· операторов системы (центральный банк или частная организация);
· механизм расчета (валовые или чистые расчеты);
· кредитный механизм (с предоставлением или без предоставления кредита участнику его расчетов в течение рабочего дня).
Для более подробного рассмотрения этих понятий обратимся к классификации платежных систем, представленной в таблице 1.
По иерархии, или степени подчинения, различают системы централизованные, где каждая группа участников низшего уровня устанавливает взаимоотношения с одним из участников высшего уровня, а последние подчиняются единому центру, и децентрализованные, где отдельные связи между участниками могут формироваться независимо от всех остальных. К централизованной системе можно отнести систему расчетов Банка России, а к децентрализованной — систему межбанковских расчетов посредством установления прямых корреспондентских отношений между кредитными организациями, клиринговую систему межбанковских расчетов, внутрибанковскую (межфилиальную) систему расчетов.
По условиям приема участников различают системы с равными требованиями и одинаковым доступом для всех участников, а также системы, в которых устанавливаются ограничения (например по величине собственного капитала и объему платежей участника). Например, в расчетно-кассовых центрах Банка России всем кредитным организациям корреспондентские счета открываются на равных условиях, а в негосударственных клиринговых учреждениях участниками могут быть, как правило, только крупные и стабильные кредитные организации.
По порядку резервирования средств различают платежные операции, которые производятся только после предварительного депонирования денежных средств участниками расчетов на отдельных счетах и без предварительного их депонирования. Так, в системе расчетов Банка России операции проводятся только при наличии средств на корреспондентском счете кредитной организации. В системах межбанковских расчетов, основанных на клиринге, в начале их осуществления участники клиринга могут иметь нулевое сальдо по счету.
По способам получения окончательного платежа (механизм расчетов) различают системы брутто-расчетов, или расчетов на валовой основе, и системы нетто-расчетов, или расчетов на чистой основе. Системы, с помощью которых расчеты по межбанковским платежам осуществляются очередными проводками по каждой отдельной операции и затем суммируются одна за другой, называются системами брутто-расчетов. К ним относятся расчеты между учреждениями Банка России, прямые расчеты между кредитными организациями.
По размерам сумм и срочности платежей различают системы, в рамках которых платежи производятся на равных условиях независимо от суммы и срока платежа, и системы перевода крупных и мелких сумм денежных средств, а также срочных платежей. В РФ все существующие системы межбанковских расчетов не разграничиваются по размерам проводимых платежей. Для быстрого перевода денежных средств применяется электронная форма расчетов с помощью систем банковских телекоммуникаций.
По возможности предоставления кредита различают системы предусматривающие автоматическое прекращение расчетных операций при временном недостатке денежных средств на счетах участников расчетов, и системы, в рамках которых существует возможность предоставления кредита участнику расчетов при недостаточности средств на относительно короткий срок (в основном это кредиты в виде овердрафта по счету). Как правило, условия предоставления кредитов на завершение окончательных расчетов оговариваются в договорах о корреспондентских отношениях между участниками системы расчетов.
Таким образом, платежную систему можно определить как особый принятый в стране порядок и процедура перевода финансовых средств между банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями. Платежной системой также является совокупность инструментов и методов, применяемых для перевода денег, осуществления расчетов и урегулирование долговых обязательств между участниками. Платежная система имеет сложную структуру и состоит из таких элементов, как определенные финансовые инструменты, институты и контрактные соглашения. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Платежные системы можно классифицировать по иерархии, условиям приема участников, порядку резервирования средств и ряду других критериев. Подобная классификация поможет быстрее определиться с характерными моделями, используемыми в системах перевода средств.
Наиболее точно оценить любую платежную систему и ее особенности можно лишь в сравнении с другими платежными системами. В основе классификации платежных систем по видам лежат различные признаки, среди которых: форма собственности, способ завершения расчетов или технология, состав участников, порядок участия и др.
Понятие формы собственности применительно к платежным системам отражает правовой статус ее собственника и оператора, то есть показывает, кому принадлежат права распоряжения и управления системой. В государственных системах собственником и оператором выступает центральный банк, выполняющий одновременно и роль участника системы, как, например, в Беларуси, Франции, ФРГ, США и многих других странах. В частных системах собственником и оператором системы выступает группа крупных коммерческих банков в лице банковских ассоциаций и клиринговых палат, где центральный банк выполняет функцию расчетного агента последней инстанции, не являясь фактически ее участником (например, в Канаде). Смешанная платежная система находится либо в совместной собственности коммерческих банков и центрального банка, либо действует на основе разделения функций собственника и оператора между центральным банком и частными агентами (Бельгия, Великобритания).
Под сферой распространения здесь понимается обширность системы платежей отдельной страны. Так, локальные системы функционируют для отдельных регионов и связаны в основном с обслуживанием розничных и мелкооптовых сделок. Межнациональные платежные системы создаются для проведения платежей между странами. Такой системой является Европейская система центральных банков (TARGET) для расчетов в евро между странами Европейского союза. Коммерческие банки этих стран имеют доступ к данной системе через центральные банки.
При оценке способа завершения расчетов принципиальное значение имеет не столько способ проведения расчетов, который может быть валовым, то есть в полной сумме или на нетто-основе с учетом встречных требований и обязательств, сколько время достижения окончательного расчета. Расчет может производиться в режиме дискретного времени, то есть один или несколько раз в течение дня, и в режиме реального времени. Последний вариант предусматривает расчеты в течение всего дня, при этом предполагается их высокая скорость, гибкость и надежность, чему гарантией — прямое участие центрального банка. Такой порядок завершения расчетов по крупным и срочным платежам преобладает в национальных и межнациональных платежных системах.
Различие между одноуровневыми и двухуровневыми платежными системами заключается в наличии ассоциированных участников. В одноуровневой системе все участники (как банки, так и небанковские институты) являются прямыми и имеют счет у расчетного оператора системы. Расчетным агентом в системах с валовыми расчетами в режиме реального времени обычно выступает центральный банк, а в системах на базе нетто-расчетов в режиме дискретного времени — центральный банк или клиринговая палата. В двухуровневых системах присутствуют как прямые участники, в состав которых входят только банки, так и ассоциированные. Последние (банки и небанковские институты) вправе проводить расчеты только через прямых участников, открывая счета в нескольких банках первого уровня, которые таким образом становятся расчетными агентами для банков второго уровня.
Универсальность платежной системы связана с наличием в ней взаимосвязанных подсистем, которые позволяют осуществлять платежи самого разного характера и размера с учетом интересов как прямых, ассоциированных, так и косвенных участников. Данный критерий отражает исторически сложившуюся ситуацию, в которой мелкие и прочие платежи осуществляются посредством расчетных, клиринговых палат, а расчетные центры по обработке только крупных платежей специализируются на определенном рынке, например товарном, фондовом, валютном.
Использование тех или иных инструментов в платежной системе зависит от многих факторов, например, от способа расчетов, универсальности системы, технической инфраструктуры, доли безналичных платежей в системе розничного оборота. Так, для валовых расчетов в режиме реального времени электронный расчетный документ обязателен, при расчетах на клиринговой основе используются как бумажные носители платежа, так и электронные. Особое место среди инструментов занимают платежные карточки, которые используются и в международных, и во внутренних платежных системах. Функционирование международных систем предполагает заключение банками различных стран договоров с владельцами системы и получение права на осуществление операций по эмиссии, эквайрингу, безналичным расчетам с использованием корреспондентских счетов, открытых в банках-нерезидентах. Внутренние частные системы включают эмиссию банками собственных банковских пластиковых карточек, осуществление эквайринга по ним. Происходит не только увеличение объема платежей при их помощи, но и распространение на их основе дополнительных видов услуг, новых тенденций в применении, например, совмещение логотипов нескольких систем на одной карточке, их стандартизация, внедрение карточек с предоплатой и информацией о платежеспособности пользователя. Для платежной системы Беларуси широкое внедрение платежных карточек в оборот — одно из приоритетных направлений в совершенствовании ее платежной системы.
Дальнейшее развитие НПС Беларуси должно происходить с учетом общих тенденций, характерных для платежных систем в условиях глобализации и интеграции рынков, роста денежных потоков. Наиболее важными представляются следующие направления:
— расширение возможности управления платежами со стороны банков путем повышения оперативности осуществления сделок с кредитно-денежными ресурсами на финансовых рынках;
— внедрение в платежный оборот современных технологий платежа с использованием электронных платежных инструментов;
— создание в системе BISS функционального комплекса для осуществления международных валютных расчетов через центральные зарубежные банки, который должен работать параллельно с другими международными сетями для обмена финансовыми сообщениями;
— унификация основных правовых, операционных и технологических параметров платежной системы для перспективного интегрирования с платежными системами стран СНГ, государств Европейского союза (зоны евро);
— повышение экономических и эксплуатационных характеристик платежной системы.
2. Оценка кредитоспособности предприятия–заёмщика: российские и международные методики.
Банки развитых капиталистических стран применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в зависимости от характера Заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на сальдовых, так и оборотных показателях отчетности клиентов.
Американская методика.
Так ряд американских экономистов описывает систему оценки кредитоспособности, построенную на сальдовых показателях отчетности.
Американские банки используют четыре группы основных показателей:
1. ликвидности фирмы;
2. оборачиваемости капитала;
3. привлечения средств
4. показатели прибыльности.
К первой группе относятся коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия (Кпокр).
Коэффициент ликвидности Кл — соотношение наиболее ликвидных средств и долговых обязательств.
Ликвидные средства складываются из денежных средств и дебиторской задолженности краткосрочного характера.
Долговые обязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного характера, по векселям, неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным обязательствам.
Кл прогнозирует способность Заемщика оперативно в срок погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала. Чем выше Кл тем выше кредитоспособность.
Коэффициент покрытия Кпокр — соотношение оборотного капитала и краткосрочных долговых обязательств.
Кпокр — показывает предел кредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить долг. Если Кпокр менее 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным. Пример расчета данного коэффициента представлен в приложении 1 в таблице 1.
Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группе отражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста Кпокр. Например, при увеличении значения этого коэффициента за счет роста запасов и одновременном замедлении их оборачиваемости нельзя делать вывод о повышении кредитоспособности Заемщика. Пример расчета данного коэффициента представлен в приложении 1 в таблице 2.
Коэффициенты привлечения (Кпривл) образует третью группу оценочных показателей. Они рассчитываются как отношение всех долговых обязательств к общей сумме активов или к основному капиталу; показывают зависимость фирмы от заемных средств. Чем выше коэффициент привлечения, тем хуже кредитоспособность заемщика. Пример расчета данного коэффициента представлен в приложении 1 в таблице 3.
С третьей группой показателей тесно связаны показатели четвертой группы, характеризующие прибыльность фирмы. К ним относятся :
1. доля прибыли в доходах (отношение чистой прибыли к валовой);
2. норма прибыли на активы (чистая прибыль на сумму активов);
3. норма прибыли на акцию.
Если растет зависимость фирмы от заемных средств, то снижение кредитоспособности, оцениваемой на основе Кпривл, может компенсироваться ростом прибыльности. Пример расчета данного коэффициента представлен в приложении 1 в таблице 4.
Французская методика.
Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает 3 блока [26]:
1) оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;
2) оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками;
3) использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.
При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:
-характер деятельности предприятия и длительность его функционирования;
-факторы производства:
а) трудовые ресурсы руководителей, управленцев и персонала (образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости (должно быть в пределах 70 %);
б) производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций);
в) финансовые ресурсы;
г) экономическая среда (на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга).
В активе баланса при анализе выделяются три составные части:
— иммобилизованные активы,
— оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие),
— денежная наличность (касса, деньги на счете в банке, ценные бумаги).
Пассив баланса делится на постоянные ресурсы, кредиторскую задолженность и денежную наличность (учет векселей и др.). На основе счета результатов деятельности определяются следующие показатели (расчет представлен в таблице 2.1.):
Таблица 2.1.
Показатели финансовой деятельности предприятия
Показатель
Формула
Метод определения
Выручка от реализации (В)
Валовый коммерческий доход
ВД = В — Стмц и ги
Выручка о реализации минус стоимость приобретенных ТМЦ и готовых изделий
Добавленная стоимость (ДС)|
ДС=ВД — Рэ
ВД минус эксплуатационные расходы (административные, на субподрядчиков)
Валовый эксплуатационный доход (ВЭД)
ВЭД=ДС — Рзп — Нзп
ДС минус расходы на зарплату, минус налоги на зарплату, минус оплата отпусков
Валовой эксплуатационный результат (ВЭР)
ВЭР=ВЗД — Кр% + Двлж — Отчриск
ВЭД минус уплата процентов за кредит плюс доход от вложения средств в другие предприятия и минус отчисления в фонд риска
Прибыль, которая может быть использована для самофинансирования (СФ)
СФ=ВЭР — Праб — Нпр
ВЭР минус прибыль, распределяемая между работниками предприятия, и минус налоги на прибыль
Чистая прибыль (ЧП)
П=СФ+Дслуч — Рслуч — Анедв
СФ плюс или минус случайные доходы (расходы) минус амортизация недвижимости
Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, для оценки соотношения сальдовых показателей и, во-вторых, для расчета коэффициентов кредитоспособности на основе оборотных показателей. Предметом анализа являются такие пропорции, как соотношение долгосрочной задолженности и собственных средств, соотношение стабильных собственных ресурсов и суммыактивов, динамика затрат и убытков по сравнению с темпами роста производства и т.д. Данные отчетности фирмы сопоставляются с данными сводного баланса, который составляется на основе баланса однородных предприятий. Одним из основных направлений анализа данных баланса является определение банковского риска.
Показатели состояния денежной наличности оцениваются с учетом уровня развития предприятия, его рентабельности и потребности в оборотных средствах. Последнее изучается на основании показателей скорости оборота остатков сырья и готовой продукции на складе, а также
сроков расчетов с поставщиками.
В качестве одного из вариантов частной методики оценки кредитоспособности клиента коммерческим банком можно привести методику Credit Line. Эта методика представляет собой систему оценки, построенную на 5 коэффициентах [24]:
K1 = ВЭД / ДС;
K2 = Финансовые расходы / ДС;
K3 = Капиталовложения за год / ДС;
K4 = Долгосрочные обязательства / ДС;
K5 = Чистое сальдо наличности / Оборот.
Каждый из показателей оценивается в пределах четырех баллов и определяется общий итог в баллах. Сумма баллов определяет уровень кредитоспособности клиента.
Учитываются также и данные картотеки банка Франции. Эта картотека имеет четыре раздела. В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса и каждой группе присваиваются литеры от А до К. Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношении предприятий. Эта котировка основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которыми клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.
Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет клиентов коммерческих банков на три группы, которым присваиваются шифры 7, 8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года. Шифр 8 дается при временных затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ставят под серьезную угрозу платежеспособность предприятия. Шифр 9 означает, что платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.
Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены, и предприятия, векселя и ценные бумаги которых не могут быть переучтены в Банке Франции.
Методика определения класса кредитоспособности заемщика
В основе определения класса кредитоспособности Заемщика лежит критериальный уровень показателей и их рейтинг.
Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются основанием отнесения Заемщика ко II классу, выше средних — к I и ниже средних к III.
Рейтинг и значимость показателя в системе определяется экономистом индивидуально для каждого Заемщика в зависимости от политики данного коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности его баланса, положения на ссудном рынке. Например, высокая доля краткосрочных ресурсов, наличие просроченной задолженности по ссудам и неплатежей поставщикам повышают роль коэффициента ликвидности, который оценивает способность предприятия к оперативному высвобождению денежных средств. Втягивание
ресурсов банка в кредитование постоянных запасов, заниженность размера собственных средств повышают рейтинг показателя обеспеченности собственными средствами. Нарушение экономических границ кредита, закредитованность клиентов выдвигают на первое место при оценке кредитоспособности уровень коэффициента покрытия.
Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности. I класс присваивается при 100-150 баллах, II класс — при 151-250 баллах и III класс — при 251-300 баллах.
При оценке кредитоспособности клиента коммерческого банка рекомендуется использовать не только основные, но и дополнительные показатели. В их числе могут быть показатели, характеризующие обрачиваемость запасов или средств в расчетах, долю ликвидных активов в общей сумме оборотных средств или соотношение ликвидных активов I класса и задолженности, уровень неплатежей за истекший период, эффективность производственного потенциала, доходность и прибыльность партнеров (например, кредитоспособность заказчика), среднюю продолжительность строительства, равномерность распределения дохода.
Одинаковый уровень показателей и сумма баллов достигаются влиянием разных факторов. Так, увеличение общего размера ликвидных средств за счет товарно-материальных запасов далеко не всегда создает прочную гарантию возврата ссуд. Рост остатков годовой продукции, не имеющей широкого потребителя или связанной с транспортными затруднениями, не гарантирует своевременного возврата ссуды. Рост Кл и Кп может объясняться сокращением долговых обязательств. Заключение о кредитоспособности клиента будет зависеть от причины этого сокращения. Если, например, задолженность по краткосрочным ссудам уменьшилась из-за срыва поставок сырья, то нельзя рост коэффициента оценивать как укрепление финансового положение клиента. Анализ факторов, изменивших уровень соответствующих коэффициентов и показателей, должен являться обязательным элементом оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка. В качестве основных направлений этого анализа можно выделить:
· Анализ влияния ликвидных средств в целом и их элементов на коэффициенты
ликвидности и покрытия;
· оценку изменения коэффициента покрытия под влиянием изменения
товарно-материальных запасов;
· изучение изменения структуры долговых обязательств и ее воздействия на
коэффициенты ликвидности и покрытия;
· Анализ факторов, определивших рост или снижение показателя
обеспеченности собственными средствами;
· оценку показателя обеспеченности собственными средствами с позиции
достаточности собственных средств клиента.
Анализ факторов изменения уровня коэффициентов и показателей кредитоспособности позволяет более точно определить класс кредитоспособности, а также выработать условия по данному классу.
Не рекомендуется повышать класс кредитоспособности клиента банка или оговаривать условия кредитования по данному классу при:
— улучшении коэффициента ликвидности только за счет роста дебиторской задолженности или остатков готовой продукции;
— повышения коэффициента покрытия за счет роста остатков готовой продукции, не обеспеченной договорами на сбыт, или труднореализуемых остатков сырья и незавершенного производства;
— ухудшении структуры ликвидных средств;
— фактическое наличие собственных оборотных средств в размере менее постоянной минимальной потребности в них;
— росте показателя обеспеченности собственными средствами малых производственных структур за счет фондов, связанных с рисковой деятельностью предприятия;
— улучшения показателя обеспеченности производственной деятельности договорами за счет заключения договоров с некредитоспособными покупателями и поставщиками;
— сокращение долговых обязательств банку в связи с не поставками кредитуемого сырья.
В последние десятилетия в западных банках разрабатываются методы оценки качества потенциальных заемщиков с помощью разного рода статистических моделей. Цель состоит в том, чтобы создать стандартные подходы для объективной характеристики заемщика, найти числовые критерии для разделения будущих клиентов на надежных и ненадежных, подверженных риску банкротства. Примером такой модели может служить «модель Зета», разработанная группой американских экономистов в конце 1970-х гг. и применяемая банками в кредитном анализе. Модель предназначена для оценки вероятности банкротства фирмы. Значение ключевого параметра «Z» определяется с помощью уравнения, переменные которого отражают некоторые характеристики анализируемой компании: ее ликвидность, скорость оборота капитала и т.д. Если значение коэффициента превышает определенную пороговую величину, то фирма зачисляется в разряд надежных, если же оно ниже критической величины, то значит, финансовое положение такого предприятия внушает опасения и выдавать кредит ей не рекомендуется.
Расчет «Z-счета» (Е. Альтмана) осуществляется по следующей формуле:
Индекс кредитоспособности по модели Альтмана = 3.3 * [(прибыль до выплаты налогов, процентов) \ (всего активов)] + 1,0 * [(выручка от реализации) \ (всего активов)] + 0,6 * [(собственный капитал) \ (привлеченный капитал)] + 1,4 * [(накопленная реинвестированная прибыль) \ (всего активов)] + 1,2 * [(чистый оборотный капитал) \ (всего активов)].
3. По материалам статистических сборников, периодической печати приведите данные о средней процентной ставке по ипотечным кредитам в России и в других странах. Объясните динамику.
Ушедший 2010-й вполне можно назвать годом реанимации ипотеки. После комы, в которую ипотека впала в 2009-м, объем выданных кредитов увеличился в два раза, и по прогнозам экспертов должен составить около 350 млрд руб. В 2011 году эксперты ожидают увеличения объемов выдачи до 500 млрд руб. Однако выйти на докризисный уровень по этому показателю банкам удастся не раньше 2012 года.
Удвоить выдачу ипотечных займов банки смогли, смягчив условия кредитования. Пожалуй, главным достижением стало снижение ставок по кредитам. В крупнейших госбанках (Сбербанке и ВТБ 24) к концу года можно было получить займ под 9-9,5% годовых в рублях и 7,5% в иностранной валюте. «За 2010 год банк трижды снижал ставки по жилищному кредитованию», — отметила директору управления розничного кредитования Сбербанка Наталья Карасева. Этому примеру последовали и ВТБ 24, DeltaCredit и некоторые другие банки. Позитивным для рынка стало и распространение плавающих ставок. «У ВТБ 24 по специальным ипотечным программам переменные ставки начинаются от 8% годовых в рублях», — рассказал вице-президент, начальник управления разработки кредитных продуктов и партнерских программ департамента ипотечного кредитования ВТБ24 Георгий Тер-Аристокесянц.
Кроме ставок в ушедшем году снижались и требования к первоначальному взносу. Большинство банков снизили первоначальный взнос только до 20% (ВТБ 24, банки «ДельтаКредит», Росбанк, Сбербанк, ЮниКредит Банк, «ЖилФинанс» и некоторые другие). А до 10% первоначальный взнос отважился снизить лишь Сбербанк (для работников материнской компании). Банк «Россия» предлагает ипотеку на приобретение готового жилья с 10% взносом всем желающим.
Увидел рынок и первые результаты работы страховой компании АИЖК — за время работы с ее участием было застраховано 400 кредитов, благодаря чему заемщикам удалось снизить первоначальные взносы до 10%.
«Мы полагаем, что объем выдачи ипотечных кредитов в 2010 году превысит 350 млрд руб., а объем рынка жилищного кредитования составит 1,3 трлн руб.», — полагает Георгий Тер-Аристокесянц. В Росбанке уверены, что при дальнейшем снижении ставок Банком России, тенденция снижения ставок на ипотечном рынке продолжится. «Хотя развитие этого направления зависит не только от условий банковского кредитования, но и от динамики строительства и ввода в эксплуатацию нового жилья, роста доходов населения, общей экономической ситуации», — полагает Наталья Карасева.
«По нашим прогнозам, в следующем году ипотечный рынок вырастит в полтора раза до 500 млрд руб.», — уверена зампред правления DeltaCredit Лора Файнзилберг. На докризисные же уровни выдачи ипотеки (в 2008 году объем выдачи достиг исторического максимума — 655 млрд руб.), по общему мнению экспертов, рынок может вернуться лишь в 2012 году.
Список использованной литературы
Ветрова А.В. Кредитное бюро: проблемы и решения // Банковское дело — 2000 г. — №11 — с. 12 — 16.
Вешкин Ю.Г., Банковские системы зарубежных стран курс лекций /Ю.Г. Вешкин, Г.Л. Авагян .-М.: Экономист 2004. — 400 с.
Видяпин К. Н. Экономическая теория./ Ташкент: издательство ташкент-ского финансового института, 2002 — 256 стр.
Давыдов С. В. Перемены в банковской отрасли. // «Финансо-вый контроль» №2, 2004, стр. 18
Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Классификация банковских кредитов и методов кредитования // Финансы и кредит. — 2002. -№1. — С.3-5
Жарковская Е.П., Арендс И.О. Банковское дело: Курс лекций. — М.: Омега-Л, 2007. — 399 с.
Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / под ред- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 600 с.