Контрольная работа по Контролю и ревизии 2

Мичуринский государственный аграрный университет

Шифр № 07002
Контрольная работа №_______
По: «Контроль и ревизия»
за Vкурс на тему:
___________________________________

Студента-заочника: Беспаловой М. С.

Факультета: заочного

Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Дата отправки работы в университет _________________

1. Виды финансового контроля.

 

Финансовый контроль можно разделить (как это и практику­ется в экономически развитых странах) на две взаимодействую­щие, но самостоятельные составляющие: государственный фи­нансовый контроль и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль — это способ реализа­ции финансовой политики государства, он способствует созда­нию условий для финансовой стабилизации. В Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. № 1095 сказано, что государственный финансовый контроль в Россий­ской Федерации включает контроль за исполнением федераль­ного бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным российским законодательством разграничением функ­ций и полномочий возлагается на Счетную палату РФ, Централь­ный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной вла­сти, а также на иные органы, осуществляющие контроль за по­ступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Не реже одного раза в год соответствующие контрольные финансовые органы проводят комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах испол­нительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назна­чению, а также доходы, полученные от их использования, подле­жат возмещению по предписаниям соответствующих органов го­сударственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный контроль проводится самим предпри­ятием, его экономическими службами за финансово-хозяйст­венной деятельностью своего предприятия, его филиалов и до­черних предприятий и подразделяется на оперативный (текущий) и стратегический.

Аудиторский контроль, возникший в Российской Федерации с конца 80-х гг., — это независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), имеющие любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством (кроме акционерного общества открытого типа).

Основными задачами аудиторского контроля являются сле­дующие:

установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяй­ственных операций нормативным актам;

проверка платежно-расчетной документации, налоговых дек­лараций и других финансовых обязательств и требований прове­ряемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги.

Финансовый контроль, кроме того, можно классифицировать по времени проведения, по субъектам контроля, по сферам финансо­вой деятельности, по форме проведения и методам проведения.

По времени проведения финансовый контроль можно разде­лить на:

предварительный — в ходе обсуждения и утверждения про­ектов законов о бюджете и других проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам;

текущий — в ходе рассмотрения отдельных вопросов ис­полнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий и рабо­чих групп законодательных органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления в ходе пар­ламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

последующий — в процессе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

По субъектам контроля финансовый контроль классифициру­ется на:

президентский;

контроль представительных органов власти и местного самоуправления;

контроль исполнительных органов власти;

контроль финансово-кредитных органов;

ведомственный контроль;

внутрихозяйственный;

аудиторский.

Поскольку в подсистеме государственных финансов различа­ют государственный кредит, государственное страхование, пенси­онное обеспечение, бюджетное финансирование, налогообложе­ние, формирование общенациональных страховых резервов и фондов, то и финансовый контроль в зависимости от ведомства, к компетенции которого относится управление этими финансо­выми отношениями, т. е. в соответствии со сферой финансовой деятельности, делится на:

бюджетный;

налоговый;

валютный;

кредитный;

страховой;

инвестиционный;

контроль за денежной массой.

По форме проведения финансовый контроль бывает: обязатель­ный (внешний) и инициативный (внутренний).

По методам проведения финансовый контроль можно классифицировать на:

проверки — на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются некоторые вопросы финансовой деятельности, намечаются меры по устранению обнаруженных нарушений;

обследования — охватывают более широкий спектр финан­сово-экономических показателей экономического субъекта, чем проверки; определяется финансовое состояние и перспективы развития обследуемого экономического субъекта;

надзор — осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на прове­дение какого-либо вида финансовой деятельности;

анализ финансовой деятельности — предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности для определения общей оценки результатов финансо­вой деятельности, финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, а также эффективности его использования;

наблюдение (мониторинг) — предполагает постоянный кон­троль кредитными организациями предприятий-клиентов по по­воду использования ими полученной ссуды, а также за их финан­совым состоянием;

ревизия — предполагает полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

Финансовый контроль со стороны органов исполнительной власти, органов местного самоуправления осуществляют:

Министерство финансов РФ;

Федеральное казначейство;

финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

главные распорядители;

распорядители бюджетных средств.

Государственный финансовый контроль включает контроль за:

исполнением федерального бюджета и бюджетов федераль­ных внебюджетных фондов;

организацией денежного обращения;

использованием кредитных ресурсов;

состоянием государственного внутреннего и внешнего долга;

состоянием государственных резервов;

предоставлением финансовых и налоговых льгот и пре­имуществ.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъ­ектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудитора­ми, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодей­ствия, в том числе и с правоохранительными органами.
2. Порядок проведения инвентаризации.
Федеральным законом № 129-ФЗ, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ установлено, что организации обязаны проводить инвентаризацию:

Статья 12. Инвентаризация имущества и обязательств.

1. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

2. Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на увеличение финансирования (фондов);

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на уменьшение финансирования (фондов).

Инвентаризация ТМЦ — это проверка их фактического наличия в натуральном выражении. Инвентаризация проводится в целях проверки реальных количественных и стоимостных остатков товаров на соответствие с данными бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации выявляют, сопоставляя фактические остатки товаров, указанные в инвентаризационной описи, с остатками по данным бухгалтерского учета на момент проведения инвентаризации.

В ходе инвентаризации проверяется и документально подтверждается наличие ТМЦ, соответствие розничных цен в торговом зале, визуально оценивается товарный вид, упаковка, наличие ценников и этикеток. Инвентаризации могут подвергаться все группы товаров (полная инвентаризация) или выборочные группы товаров (выборочная инвентаризация). Полная инвентаризация производится по указанию руководителя Компании или планово. Выборочная инвентаризация проводится по решению и распоряжению директора магазина. Инициатива по проведению инвентаризации, согласно договору о коллективной материальной ответственности, может исходить от сотрудников трудового коллектива магазина. Материально ответственные сотрудники вносят предложения о порядке урегулирования выявленных недостач, излишков и потерь товаров.

Необходимые условия при проведении инвентаризации:

• выявлены все ошибки при приемке или при оприходовании товара;

• по факту присутствуют минимальные остатки по проверяемым наименованиям;

• во время инвентаризации в торговом зале присутствует минимальное количество покупателей;

• присутствует обученный персонал, работающий в нужную смену;

• желательно присутствие менеджера по группе инвентаризируемого товара;

• в момент инвентаризации компьютерная техника и оборудование исправны;

• инвентаризация проводится во время и сроки при которых материальные затраты Компании минимальны.

• не проводятся работы с базой данных учетной программы;

Процедура проведения инвентаризации состоит из нескольких этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП– подготовительный.

• – подготовка товаров к проведению инвентаризации;

• – подготовка документов, необходимых для проведения инвентаризации;

• – формирование списка сотрудников для проведения инвентаризации;

• – определение сроков проведения и видов инвентаризуемых товаров;

В день, предшествующий инвентаризации, сотрудники магазина приводят в порядок товарные группы подлежащие инвентаризации. Для сканирования ТСД товары должны иметь этикетки со штрих-кодом. В торговом зале и местах хранения производят расстановку товара по ассортименту. Директор магазина после снятия отчётов отделов о продажах создаёт в учётной программе документы «Инвентаризационная опись» отдельно по каждой группе или сводный. (ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ ОПИСЬ по форме ИНВ-3 от 18 августа 1998г) За отделом, производящим инвентаризацию закрепляется опытный продавец или менеджер по группе товаров. Определяются сотрудники магазина, проводящие инвентаризацию. Директор магазина проверяет по базе данных, все ли приходно-расходные документы, касающиеся проверяемой товарной группы или конкретного товара закрыты.

ВТОРОЙ ЭТАП –выявление и проверка фактического наличия товаров,

а также составление инвентаризационных описей.

Продавцам ставится задача посчитать количество единиц товара вручную или путем сканирования на ТСД. Сотрудник, работающий с учётной программой принимает информацию о товаре на ТСД или документ «Сверка наличия», заполненный вручную и вводит данные фактического остатка в учетную программу.

Во время инвентаризации все операции по приему и отпуску товаров по инвентаризуемой группе должны быть прекращены. Товары, фактически поступившие после начала инвентаризации, – оприходованы после даты инвентаризации.

Просчитанный товар, не подлежит продаже с момента начала его пересчета до особого разрешения директора магазина.

В ходе инвентаризации в учётной программе составляются документы «Инвентаризационная опись», в которые заносятся сведения о фактическом наличии и реальности остатков товаров. Документы «Инвентаризационная опись» являются первичными учетными документами для бухгалтерского учета. Поэтому задача сотрудников на этом этапе – наиболее полно и точно внести данные, а затем правильно и своевременно оформить материалы инвентаризации. Инвентаризационные описи можно заполнять как от руки, так и с использованием средств компьютерной техники. В любом случае, в них не должно быть помарок и подчисток. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, количества и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку, после которой подписываются все материально ответственные лица отдела. Кроме того, в конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку товаров в их присутствии, об отсутствии претензий и принятии перечисленного в описи товара на ответственное хранение. Если инвентаризация имущества происходит в связи со сменой материально ответственных лиц, работник, принявший имущество, расписывается в получении, а работник, сдавший это имущество, – в его сдаче.

ТРЕТИЙ ЭТАП – это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета:

Выявляются расхождения в учетной программе с фактическими остатками. Директор магазина совместно с сотрудниками, проводившими инвентаризацию определяются причины расхождений, при необходимости сверяется движение ТМЦ за период с момента предыдущей инвентаризации.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП– оформление результатов инвентаризации.

На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации. Лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности, материально ответственные лица привлекаются к материальной ответственности согласно коллективного договора о материальной ответственности.

Результат инвентаризации:

• 2 экз. – «Сверка наличия», с подсчетом количества товаров продавцами. При подсчёте с помощью ТСД (терминала сбора данных) документ не оформляется. Заверяется подписями сотрудников проводивших инвентаризацию. Оригинал – в бухгалтерию. Ксерокопия в магазин.

• 2 экз. – Итоговый документ «Инвентаризационная опись» с подписями материально ответственных лиц. Заверен подписями сотрудников проводивших инвентаризацию.

• 2 экз. – Документ «Списание ТМЦ». Прилагается к «Инвентаризационной описи». Заверен подписями сотрудников проводивших инвентаризацию.

• 2 экз. – Документ «Оприходование ТМЦ». Прилагается к «Инвентаризационной описи» Заверен подписями сотрудников проводивших инвентаризацию.

• 2 экз. – Приложение: Реестр документов «Инвентаризационная опись», «Оприходование ТМЦ», «Списание ТМЦ». Составляется в случае полной инвентаризации.

ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП – сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета

Выявленные суммы излишков и недостач ТМЦ в сличительных ведомостях указываются в количественном и стоимостном выражении по розничным ценам, сложившимся на дату инвентаризации. При составлении документов списания и ввода остатков ТМЦ необходимо учитывать пересортицу ТМЦ, а также суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы. Бухгалтерия учитывает разницу в стоимости товаров и взыскивает с материально ответственных лиц согласно договору о коллективной материальной ответственности.

ПРИМЕЧАНИЯ:

Время проведения и продолжительность инвентаризации. Определяется исходя из объёмов товарных групп, количества сотрудников участвующих в инвентаризации, возможности проведения инвентаризации в рабочее магазина.

Ассортимент для проверки. Проводить инвентаризацию по всему ассортименту или по его части, — зависит от количества наименований товара, количества персонала, участвующего в инвентаризации и степени автоматизации данного процесса.

Подготовка к инвентаризации. Ассортимент изолируется от покупателей. По возможности склад перестает отгружать товар проверяемого ассортимента. При проведении выборочной инвентаризации нужно убедиться в отсутствии проверяемого ассортимента в других частях торгового зала, местах возможного хранения брака. Должны быть учтены возможные «недовозы» товара со склада Компании. Весь персонал должен быть информирован о возможных проблемах, возникающих во время проведения инвентаризации.

Подсчет. Должен быть осуществлен подсчет всех товарных единиц (одна за другой). Категорически запрещается производить подсчёт по наименованиям в поиске недостающих единиц. На складе (в подсобном помещении) рекомендуется соблюдать строгое закрепление мест хранения за определенными товарами. Это уменьшает количество административных ошибок.

В случае, если инвентаризация проводится в рабочее время, подсчитанный товар может сразу поступать в продажу.

Распределение работы между проверяющими. Определить количество товарных групп для каждого сотрудника. Все товарные единицы зоны должны быть просканированы и подтверждены.

Контроль и подтверждение инвентаризации. Убедитесь, что итоговое число товарных единиц соответствует проверенному количеству. Т.е. убедитесь, что весь товар вошел в инвентаризацию. Убедитесь в том, что все товарные единицы были просканированы, а также в том, что подсчет был осуществлен корректно — все товарные единицы были подсчитаны только один раз. Подтвердите итог инвентаризации.

Сверка несоответствий. По окончании пересчета магазин работает в нормальном режиме и начинается бухгалтерская фаза, т. е. по сличительным ведомостям составляется список несоответствий между фактическим и учетным количеством. Несоответствия по возможности устраняются.
Если инвентаризация выборочная, она повторяется до тех пор, пока не будет проверен весь ассортимент. Затем составляется полная «Инвентаризационная опись». Таким образом, достигается полная картина о состоянии товара в магазине. После этого надо пересчитать те позиции, по которым выявлены несоответствия.

Как показывает практика, серия выборочных инвентаризаций позволяет поддерживать товарный учет на высоком уровне. Однако полная инвентаризация необходима, т. к. отдельные ошибки могут остаться неучтенными.

Порядок проведения инвентаризации утверждается руководителем Компании. Доводится до всех сотрудников, участвующих в инвентаризации. Это директор магазина, продавцы, бухгалтерия.

Плюс методики в том, что согласуются действия сотрудников на каждом этапе работ.

Каждый знает ЧТО делает и за ЧТО отвечает. Данная методика определяет и порядок проведения выборочных инвентаризаций, которые необходимы для устранения пересортицы товаров, имеющих разницу в стоимости.

Формы документов стандартные. Приведены в четвертом этапе.
Применение данной методики в нашей Компании позволило проводить полную инвентаризацию магазина с ассортиментом в 6500 наименований без закрытия торгового зала. Инвентаризации проводились по группам товаров ежедневно за час-полтора после снятия продаж.
Примечание. Для планирования времени инвентаризации и инвентаризируемых групп товаров — распечатывались остатки по группам (в штуках), составлялся график инвентаризации.
3. Ревизия расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Действующая система социального страхования и обеспечения включает в себя формирование соответствующих внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования), обеспечивающих их функционирование и финансирование гарантированных социальных выплат. Для этого хозяйствующие субъекты осуществляют обязательные платежи в виде единого социального налога в соответствии с Налогового кодекса РФ, а также сборов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве согласно соответствующему Федеральному закону «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Контроль и ревизия указанных расчетов направлены на выявление соблюдения действующего законодательства по взиманию этих платежей, правильности их исчисления и своевременности погашения, а также назначения и выплаты, установленных пособий по социальному страхованию.

Основным источником контрольных данных по этим операциям служат записи по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Сопоставляя фактически начисленные суммы по социальному страхованию с уточненной суммой единого социального налога, определенной в порядке, изложенном предыдущем параграфе, а также с установленным размером, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве (для сельскохозяйственных организаций — в размере 2% от начисленных сумм оплаты труда работников за отчетный период) контролеры выявляют полноту и своевременность их уплаты. При этом следует иметь в виду, что сельскохозяйственные организации, перешедшие на специальные налоговые режимы, освобождаются от уплаты единого социального налога, за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Поскольку базой для начисления единого социального налога, взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и взносов по обязательному пенсионному страхованию являются суммы начисленной оплаты труда работников хозяйства за отчетный период, контрольному изучению следует подвергать, прежде всего, все выплаты по основной и дополнительной оплате труда, предусмотренные положением об оплате труда в данном хозяйстве, включая премии и другие стимулирующие выплаты, принимаемые в расчет этой базы. Вместе с тем выявляются выплаты, необоснованно включенные в такие расчеты и приведшие к излишнему начислению указанных платежей.

Тщательной проверке подлежат исчисление и возмещение социальных пособий, проводимые за счет средств социального страхования. К ним относятся пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, на детей малообеспеченным семьям и на погребение. Указанные пособия выдаются в установленных размерах (в процентах от среднего заработка — первые два вида пособий или в твердых суммах — остальные пособия). Для этого наряду с записями по счетам 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» привлекаются Данные учета личного состава работников, карточек индивидуального учета их доходов, больничные листки о временной потере трудоспособности, расчетно-платежные ведомости.

При необходимости применяют такие приемы контроля, как очный опрос отдельных лиц, письменные запросы учреждений здравоохранения, органов социального обеспечения и социального страхования. В ходе этой проверки контролеры должны установить реальность каждой операции, связанной с выплатой пособий,  правильность определения количества дней нетрудоспособности применения соответствующих норм возмещения, исчисления среднего заработка и суммы пособий. Как правило, в крупных и средних хозяйствах при плановых ревизиях и проверках контроль расчетов по социальному страхованию и обеспечению осуществляется выборочным методом, для чего рекомендуется подвергнуть контрольному изучению отдельные виды пособий по выборочной совокупности работников хозяйства. И лишь при выявлении фактов нарушения действующего законодательства правильность начисления и выплат указанных сумм следует проверить сплошным методом.

После проверки правильности определения единого социального налога, страховых взносов и выплат пособии контролеры устанавливают полноты и своевременность перечисления причитающихся платежей и правильность зачета сумм по социальному обеспечению и социальному страхованию, Наряду с этим выявляется своевременность погашения задолженности органам социального обеспечения и социального страхования путем сверки дат перечисления страховых взносов по платежным поручениям и установленных сроков указанных платежей. По обнаруженным суммам уплаченных пени и штрафов за просрочку указанных платежей выявляются причины и виновные лица, что находит отражение в общем акте ревизии или отчете о результатах проверки. Однородные нарушения, связанные с неправильным определением облагаемого фонда заработной платы, исчислением среднего заработка, применением норм возмещения и расчетом социальных пособий, систематизируются в специальных ведомостях, прилагаемых к вышеупомянутым обобщающим документам, а в последних отмечаются лишь итоговые суммы по этим фактам.
Список используемых источников:
1. Федеральный Закон №129-ФЗ от 21 ноября 1996г. «О бухгалтерском учете».
2. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль: Учебное пособие. – М., 2003г.

3. Пошерстник Н.В., Мейксин М.С., Пошерстник Е.Б. Самоучитель по бухгалтерскому учету.- СПб.:«Издательский дом Герда», 2001 г.

4. Финансовый контроль Грачева Е.Ю. 2004.

5.Организация системы государственного финансового контроля: Бурцев В. Дашков и К. 2005 Бурцев В. В 2005.