Содержание
1. Основные операции над понятиями.
2. Выразите графически при помощи “кругов Эйлера” отношения между понятиями
“суд”, “суд первой инстанции”, “надзорной инстанции”
3. Постройте по отношению к суждению “все преступления, правонарушения” соподчиненное, противоположное, противоречащее суждение. И определите их истинность при истинности исходного суждения.
4. Осуществите вывод из посылок, определив модус данной ситуации: потерпевший имеет право давать показания во время судебного разбирательства дела, потерпевший имеет право заявлять отводы и ходатайства.
5. Сформулируете посылки и осуществите вывод индуктивного умозаключения по методу сопутствующих изменений.
6. Какой из основных формально-логических законов нарушен: “никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда, кроме случаев когда преступный характер деяния очевиден и не сомнен”
7. Постройте прямое дедуктивное доказательство тезиса “Представители всех возрастных групп имеют равные права”
1.Основные операции с понятиями
Характеристика понятия и операций над понятиями
Понятие – форма мышления, отражающая предметы в их общих существенных
признаках.
Чтобы осмысленно оперировать понятиями, правильно их использовать в
решении теоретических и практических задач необходимо уметь выявлять две
основные логические характеристики: объем и содержание понятия.
Объем понятия – это совокупность (класс) предметов, которые мыслятся в
данном понятии.
Содержание – совокупность признаков предмета (предметов), мыслимых в
данном понятии.
Операции над понятиями – это такие логические действия, вследствие
которых создаются новые понятия
Обобщение и ограничение понятия
Обобщить понятие – значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с
большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.
Например, обобщая понятие “Министерство внутренних дел Украины” мы
переходим к понятию ” Министерство внутренних дел “.
Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия,
первое относится ко второму как индивид к виду. Вместе с тем содержание
понятия, образованного в результате обобщения уменьшилось, так как мы
исключили его индивидуальные признаки. Для образования какого-либо нового
понятия путем обобщения нужно уменьшить содержание исходного понятия, т.е.
исключить его видовые (индивидуальные) признаки. Обобщение понятий не может
быть безгранично. Наиболее общими являются понятия с предельно широкими
объемами – категории, например, “материя”, “свойство”, “движение” и так
далее.
Ограничение понятий представляет собой операцию, противоположную
операции обобщения. Ограничить понятие – значит перейти от понятия с
большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию меньшим объемом, но с
большим содержанием.
Иначе говоря, чтобы ограничить понятие, нужно перейти от рода к виду:
увеличить его содержание путем прибавления видовых признаков. Например,
ограничивая понятие “юрист”, мы переходим к понятию “следователь”, которое
в свою очередь можем ограничить, образовав понятие “следователь
прокуратуры”. Пределом ограничения понятия является единичное понятие,
например, ” следователь прокуратуры старший лейтенант Иванов Петр
Иванович”.
Обобщение и ограничение не следует смешивать с мысленным переходом от
части к целому и выделением части из целого, как например час из суток.
Операция определения понятия
Часто возникает необходимость раскрыть содержание понятия, которое
употребляется в рассуждении. Так, чтобы правильно квалифицировать
преступление как мошенничество нужно знать содержание понятия
“мошенничества” (ст. 143 Завладения индивидуальным имуществом граждан или
получения права на имущество путем обмана или злоупотреблением доверия)
Логическая операция, раскрывающая содержание понятия путем перечисления
входящих в него признаков называется определением понятия или дефиницией.
Как известно содержание понятия – это совокупность существенных признаков
предмета
Как дать определение (построить дефиницию)? Определение состоит в их
последовательном перечислении.
Указание главной части содержания понятия имеет вид подведения
определяемого под ближайшее родовое понятие. Указание побочной части
фиксирует те особенные (видообразующие) признаки, которые отличают
определяемое от всех, с которыми оно соподчинено родовому понятию. Поэтому
стандартная процедура определения называется определением через ближайший
род и видообразующие признаки. Такое построение дефиниции не является
единственно возможным, но оно встречается чаще всего. также используется
генетическое определение понятия.
Пример
Брокер – физическое лицо, выступающее посредником в акте купли –
продажи, не осуществляющее куплю – продажу от своего имени, но получающее
оплату за проданный товар.
Дилер – физическое или юридическое лицо, которое занимается торговыми
сделками с товарами, ценными бумагами и т.д. от своего имени и за счет
собственных финансовых средств.
Из приведенных определений ясно, например, что понятия “брокер” и
“дилер” находятся в отношении несовместимости: ведь человек не может
одновременно быть и тем, и другим постольку, поскольку ему бы пришлось
обладать взаимоисключающими признаками (осуществлять продажу от своего и не
от своего имени). Конечно, в разные моменты времени, в разных сделках он
может быть дилером и брокером.
Построение дефиниции должно подчиняться ряду правил.
1) Определение должно быть соразмерным.
Иначе говоря, следует перечислять только общие существенные признаки
предметов, мыслимых в определяемом. В противном случае определение будет
несоразмерным, что является логической ошибкой.
2) Определение должно быть четким и ясным.
В определениях не должно содержаться метафор, сравнений, неизвестных
понятий. Все это чревато непониманием или нарушением закона тождества,
поэтому в научно-философском, юридическом языке или в деловом общении
недопустимо. Например, “Предприниматель – это пилигрим в мире бизнеса” или
“Бизнесмен – это человек, делающий деньги”.
Приведенные суждения будят воображение, они уместны в художественной
литературе, но в качестве строгих дефиниций недопустимы.
3) В определении не должно содержаться круга.
Это правило является частным случаем предыдущего: оно предостерегает
против определение неизвестного понятия через однородное ему или
производное от него, которое, естественно, тоже не может считаться
известным. Пример “Хулиган – человек, совершивший хулиганское действие”.
Но тот, кто не знает значения понятия “хулиган”, вряд ли знаком с
понятием “хулиганство”. Поэтому правильная дефиниция должна раскрывать
содержание искомого понятия, данное в независимых от определяемого
сравнительно простых терминах.
4) Определение по возможности не должно быть отрицательным.
То есть в определении понятия следует фиксировать наличие существенных
признаков мыслимых в нем предметов, а не их отсутствие. В противном случае
определение неинформативно. Например, суждение: “Дилер – это не абсолютный
дух” хотя и справедливо, однако практически ничего не говорит о реальном
дилере.
Однако в некоторых случаях существенной может быть фиксация именно
отсутствия признака, например: ”Несовершеннолетний – человек, не достигший
восемнадцати лет”.
Значение определения понятия играет важную роль в теоретической и
практической деятельности. Выражая в сжатом виде знания о предмете, оно
является существенным моментом в познании действительности.
Существуют операции, заменяющие определение (описание и
характеристика)
Является ли определение единственным средством выведения понятия в
оборот или его прояснения? Достаточно ли дефиниции для того, чтобы
постигнуть мыслимый в соответствующем понятии предмет?
В одном из номеров “Аргументов и фактов” помещен запрос читателя:
“Говорят, по России “гуляет” много фальшивых долларов. Может ли
неспециалист отличить настоящие купюры от подделок?”
Достаточто ли в качестве ответа привести стандартную дефиницию понятия:
“Американский доллар – денежная единица США, равная 100 центам”? Понятно,
что вопрос этот чисто риторический: определение здесь не удовлетворяет.
Поэтому редакция газеты совершенно справедливо прибегла к приему,
заменяющему его, а именно к описанию.
У нашего нового “зеленого друга” есть несколько отличительных
признаков.
Особый, плотный на ощупь, хрустящий тип бумаги.
Качество печати – очень четкие рисунки, просматриваются все тончайшие
линии. Фон неба – равномерный, не размытый, надписи – объемные.
Каждой купюре должен соответствовать портрет определенного президента,
а цифра – той сумме, которая обозначена прописью.
Само собой разумеется, что краска на банкноте должна быть стойкой и не
оставлять на пальцах черных и зеленых следов.
Описание состоит в том, чтобы полно и точно указать адресату
интересующие его признаки предмета, создать его наглядный образ.
Описание выходит за круг чисто логических операций, оно апеллирует
скорее к чувственному восприятию конкретного предмета. Описание не
объективно, оно имеет субъективную направленность, то есть строится с
учетом того, что нужно конкретному потребителю информации (тогда как
определение стремится к объективности, независимости от учета интересов
того или иного субъекта).
Характеристика – операция, заменяющая определение тогда, когда оно
невозможно или не требуется. Характеристика состоит в том, что
перечисляются отличительные признаки или параметры предмета, имеющие
значение для адресата. Характеристика, в отличие от описания, не
направленна на создание наглядного образа мыслимого предмета. Она может
быть использована тогда, когда этот образ вообще не существует.
Сейчас мы предложим вам не традиционное определение рекламы, а скорее
перечень ее важнейших черт, пишут известные специалисты по рекламе
Ч.Сэндидж, В.Фрайбургер и К.Ротцолл.
Она не претендует на беспристрастность.
Она обращается со своими специфическими призывами в рамках оплаченного
места или времени и при этом четко указывает личность заинтересованной
стороны.
Она многофункциональна. Она может (и не перестает) стимулировать трату
денег или их накопление, цели высокие или низкие, что-то платное или
бесплатное и т.д., и т.п. от имени самых разных источников, для самых
разных аудиторий и по самым разным причинам.
4.Это феномен, способный принести потрясающий успех или
катастрофический провал и часто действующий в обстановке конечной
неопределенности .
Характеристика, как и описание часто используются в рекламных
объявлениях. Какой из этих приемов выбрать – зависит от адресата рекламы.
Если вы хотите воздействовать, например, на детей – потенциальных
покупателей “марсов” и “сникерсов”, то целесообразно использовать описание
(“… и толстый, толстый слой шоколада!”). Если же вы ставите своей целью
убедить органы власти выдать лицензию на продажу этих же сладостей, то
следует дать их характеристику (перечень ингридиентов, срок годности и
т.п.).
Специфическим видом криминологического описания сегодня остается
словесный портрет.
Фрагмент криминологической характеристики преступности несовершен-
нолетних приведен ниже.
1993 г. в Украине зарегистрированы 26075 преступлений, совершенных
подростками, и 11853, в которых они принимали участие. Итого 37928, т.е.
14,2% всех раскрытых в этом году преступлений.
Среди выявленных лиц, повинных в нарушении Уголовного кодекса,
несовершеннолетние составили 13%. Ежегодный прирост, начиная с 1973 г., в
среднем составил +5,2%. Ежегодный прирост общего количества лиц, виновных в
совершении преступлений за этот же период, зафиксирован показателем +2,8%.
Значит, прирост детской преступности почти вдвое превышает прирост всей
преступности .
Достаточно ясно, что общая дефиниция понятия “детская преступность” хотя и
вполне уместна при рассмотрении вопроса, однако в силу своей
универсальности и объективности она не способна дать представление о здесь-
и-теперь происходящем явлении, причем в интересующем именно криминолога
ракурсе. Следовательно, использование характеристики вполне оправдано.
Операция деления понятия
При изучении какого либо понятия встает задача раскрыть его объем, то
есть распределить предметы, которые мыслятся в понятии на отдельные группы.
Так, чтобы лучше понять что такое “сделка” (действие гражданина или
организации, направленное на установление, изменение или прекращение
гражданских прав и обязанностей). Следует разделить сделки на виды:
многосторонние, двусторонние и односторонние.
Логическая операция, раскрывающая объем родового понятия путем
перечисления соответствующих ему видовых понятий называется Делением.
Термин “деление понятия” описывает два взаимосвязанных процесса:
мысленное деление объема родового понятия на подклассы, а также соотнесение
родового и вводимых для описания образовавшихся подклассов видовых понятий.
Логическая операция, состоящая в ряде последовательных актов деления,
называется классификацией.
Деление и классификация – по сути однородные операции, различающиеся
лишь количественно (числом актов деления). Но если в случае деления понятия
акцент обычно делается на одном из параллельных процессов – на установлении
соотношения “родовое понятие – видовые понятия”, то в случае классификации
– на втором, а именно на подразделении исходного класса на все более мелкие
подклассы (объемы видов и “видов видов”…). Поэтому обычно говорят
“деление понятия”, но “классификация предметов” (например, бабочек или
законов).
В структуре логического деления есть три элемента: делимое (родовое
понятие), члены деления (видовые понятия), основание деления.
Основание деления – признак (или совокупность признаков), по которому
проводится деление.
В зависимости от характера основания логическое деление делится на
виды: дихотомическое и деление по видоизменению признака.
Деление понятия (классификация) должно подчиняться ряду правил.
1) Деление должно быть соразмерным.
Иначе говоря, объединение объемов членов деления должно давать объем
делимого понятия. Нарушение данного правила – несоразмерное деление
(некоторые члены не указываются).
Если нет возможности или необходимости перечислять все члены деления,
то процедура корректно “закрывается” выражениями типа “и так далее”, “и
тому подобное” и им подобным, а также троеточием.
2) Деление должно проводиться по одному основанию.
Нарушение этого правила будет состоять в том, что процесс деления ведут
по одному основанию, а продолжают/заканчивают по другому, Например:
студенты делятся по половому признаку на мужчин и женщин. По национальному
признаку – русские, украинцы, узбеки. Но нельзя смешивать и делить на
мужчин, женщин и узбеков.
3) Члены деления должны исключать друг друга.
Иначе говоря, в результате деления должно получить несовместимые
(точнее, соподчиненные) понятия. Причиной нарушения этого правила бывает
нарушение предыдущего.
4) В ходе классификации деление должно быть непрерывным.
Это значит, что в процессе деления исходного родового понятия следует
переходить к его ближайшим видовым, не пропуская (“не перескакивая”) их. В
противном случае возникает ошибка – “скачок в делении”. Типичный ее пример:
“Живые существа делятся на растения, млекопитающих животных и не
млекопитающих животных ”
При операциях над классами понятий используются такие операции как
сложение, умножение и деление.
Сложение (объединение)- состоит в объединении двух или нескольких
классов в один класс, состоящий из элементов слагаемых классов. Например,
объединяя класс “суверенное государство” -(А) и “несуверенное государство”
– (не-А) получим класс “государство” (В), включающее и “суверенное
государство” и “несуверенное государство”.
Умножение (пересечение) – состоит в отыскивании элементов общим для
двух или нескольких классов (множеств). Так, в результате умножения
множеств, находящихся в понятиях “депутат”(В) и “юрист” (А), получаем новое
множество “юристов-депутатов”(С).
Отрицание (дополнение к классу) – дополнение к классу А называется
класс не-А, который при сложении с А образует универсальную область. Так
исключая множество адвокатов из универсального класса юристов, образуем
дополнение: множество юристов-неадвокатов.
2. Задание: Выразите графически при помощи “кругов Эйлера” отношения между понятиями “суд”, “суд первой инстанции”, “надзорной инстанции”.
Отношения между понятиями определяются в зависимости от объемов и
изображаются в виде круговых схем (кругов Эйлера).
Если объемы двух понятий имеют общие элементы, понятия называются
совместимыми. В противном случае они несовместимы. В нашем примере мы имеем
дело с совместимыми понятиями, поэтому рассмотрим их более подробно. К
совместимым понятиям относятся тождественные (их объемы полностью
совпадают, см. рис. 1а), подчиненные (объем одного из них – видового –
является частью объема другого – родового, рис. 1б), пересекающиеся (объемы
этих понятий совпадают лишь частично, рис. 1в).
Рис.1.
Понятия “несовершеннолетний” и “лицо, не достигшее восемнадцатилетнего
возраста” являются тождественными понятие “злостное хулиганство” находится
в подчинении к понятию “хулиганство” (ст.206 УК Украины), первое из них
является видовым по отношению ко второму – родовому. Понятия “хулиган” и
“пьяница” находятся в отношении пересечения.
Что же касается нашего задания, согласно законодательства о
судоустройстве Украины (Конституция Украины, Закон Украины о
судоустройстве) суды первой инстанции – это суды, которые рассматривают
дело и решают её своим приговором, решением или постановлением. Судом
первой инстанции может выступать любой суд. Суд второй инстанции
(кассационный суд) – это суды, которые проверяют по жалобе или заявлению
правильность решения дела судом первой инстанции, если судебное решение не
приобрело законной силы (ними могут выступать только суды второй и третьей
инстанции). А суды надзорной (третьей) инстанции проверяют правильность
судебных решений, которые приобрели законную силу, ними могут быть президии
областного и приравненного к нему суды, судебные коллегии, а также Пленум
Верховного Суда Украины.
Следовательно, графически это будет выглядеть так:
Где H – “суд”
Е – “суд первой инстанции”
G – “суд надзорной инстанции”
Здесь изображен типичный пример совместимых подчиненных понятий, где
объем понятия, видового (G) и (Е) – является частью объема другого –
родового (Н). А между собой эти понятия (G и Е) являются соподчиненными
3. Постройте по отношению к суждению “все преступления – правонарушения” соподчиненное, противоположное, противоречащее суждение. И определите их истинность при истинности исходного суждения.
К несовместимым понятиям (обозначены K и L) относятся соподчиненные
родовому понятию M (рис. а), противоположные (рис. б) и находящиеся в
отношении противоречия, противоречивые (рис. в).
Понятия “совершеннолетний” (U) и “несовершеннолетний” (R) находятся в
отношении противоречия. В нашем случае соответственно: “все преступления –
не правонарушения”. (Ложное суждение)
Понятия “абсолютно честный” (P) и “абсолютно нечестный” (Q) –
противоположности (в спектре соподчиненных понятию “человек” (M) они
занимают крайние позиции). Т. е. остается некоторое множество, к которому
относится категория “не – абсолютно честный” или “не – абсолютно
нечестный”. На нашем примере: “не все преступления – правонарушения”.
(Ложное суждение).
А понятия “проступки” (K) и “преступления” (L) соподчинены родовому –
“правонарушение” (M). (Истинное суждение)
Базисную роль в определении логического значения сложного суждения
играет таблица истинности (в ней a, b – исходные простые суждения, русские
буквы и, л обозначают, соответственно “истина”,”ложь”).
|A |B |a ( b |a ( b |a ( b |a ( b |
|И |И |И |и |л |и |
|И |Л |Л |и |и |л |
|Л |И |Л |и |и |и |
|Л |Л |Л |л |л |и |
4. Осуществите вывод из посылок, определив модус данной ситуации:
“Потерпевший имеет право давать показания во время судебного разбирательства дела, потерпевший имеет право заявлять отводы и ходатайства”
То понятие, которое обще для обоих посылок, называется средним
термином, обозначается М. В данном примере это “потерпевший”
Кроме среднего термина в большей посылке присутствует больший термин
(Р = ”показания” ), а в меньшей – меньший термин (S = ”ходатайства”).
Стандартными элементами посылок и заключения является также кванторы и
связки.
Логическая форма силлогизма в нашем случае имеет вид:
М(S
M(P
S(P
Виды силлогизма, различающиеся положением среднего термина в посылках,
называются его фигурами.
Известно четыре фигуры простого категорического силлогизма.
I II III IV
M(P P(M M(P P(M
S(M S(M M(S M(S
S(P S(P S(P S(P
По характеристике кванторов и связок – обе посылки общеутвердительные.
Виды фигур силлогизма, различающиеся по качеству – количеству своих посылок
и заключений, называются модусами.
В третьей фигуре есть модус, у которого посылки такого качества –
количества ААI.
В принципе можно построить 64 модуса во всех четырех фигурах. Однако
доказано, что не все из них правильные
Таблица правильных модусов
I II III IV
AAA AEE AAI AAI
AII AOO EAO AEE
EAE EAE IAI IAI
EIO EIO OAO EAO
AII EIO
EIO
Зная квантор, связку и термин заключения, находим искомое заключение:
Часть, заявляющих отводы и ходатайства, дают показания
Правильность решения можно проверить с помощью круговых схем (кругов
Эйлера).
5. Сформулируйте посылки и осуществите вывод индуктивного умозаключения по методу сопутствующих изменений
Этот метод применяется тогда, когда нет возможности разделить и
отдельно исследовать обстоятельства, входящие в спектр возможных причин:
они встречаются только во взаимной связи.
В таком случае, однако, остается возможность регистрировать изменение
силы проявления возможных причин (или целенаправленно их варьировать) и
сопоставлять с полученными данными поведение следствия в это же время.
Пример
Замечено, что политическая активность людей во всем мире,
выражающаяся, прежде всего, в массовых собраниях и шествиях, возрастает и
спадает примерно с периодом в 11-12 лет. Что является причиной этого
явления? Можно выдвинуть ряд предположений, например – глобальное изменение
климата на Земле, изменение положения нашей планеты по отношению к
созвездию Альфа Центавра, изменение числа пятен на Солнце и т. п. Но
сопоставление поведения первых двух возможных причин с изменением
политической активности человечества не обнаружит синхронности (факта
сопутствия изменений). Что касается последнего фактора, то эту материю
трактует статья А. Кузнецова из “Аргументов и фактов”.
“Солнечный ветер” меняет нашу жизнь.
Природу этого явления открыл наш соотечественник А.Л. Чижевский (1897-
1964) – основатель науки гелиобиологии. В его трудах, мало известных
широкой публике, показано, что политическая активность человечества
испытывает периодические спады и подъемы, совпадающие с изменением
солнечной активности.
Примерно с интервалом в 11,5 года количество темных пятен на Солнце
намного увеличивается (в 10 и более раз по сравнению с годами спокойного
Солнца), в результате чего усиливается поток заряженных частиц от Солнца к
Земле. Этот поток электронов, протонов и других элементарных частиц
называется солнечным ветром и вызывает на Земле магнитные бури, полярные
сияния, технические аварии и многое другое…
Некоторые нейрофизиологи предполагают, что возмущения магнитного поля
во время магнитных бурь воспринимаются непосредственно мозгом (минуя органы
чувств), и это может привести к неспровоцированному психическому
возбуждению. Сильнее всего магнитные бури чувствуют люди легко возбудимые.
Выборы народных депутатов РСФСР происходили весной 1990 г. во время
максимума солнечной активности. Это, по-видимому, повлияло и на
баллотирующихся, и на избирателей. В результате избранными оказалось много
пассионариев, которые не умеют логически мыслить, зато “хочут” и могут
подраться…
Приведенный фрагмент демонстрирует выявление причины исследуемого
следствия сначала чисто феноменологически – на основании регистрации
синхронности изменений двух процессов: увеличение числа пятен на Солнце –
рост политической активности, и наоборот. Уже затем может быть построено
сущностное объяснение найденной таким методом связи: в приведенном случае
оно опирается на понятия электромагнитного поля, магнитный бурь и т.д.
Синхронность изменений двух процессов не всегда фиксирует наличие
причинно-следственной их связи: так, циклическое изменение количества
солнечных пятен не является непосредственной причиной политической
активности (в этом случае оба явления суть следствия некоторой более
глубокой общей причины, а именно солнечной активности). Поэтому решение
задачи обнаружения причины логическим методом разумно сочетать с иными,
вскрывающими, прежде всего, механизм порождения причиной своего следствия.
В противном случае может случиться ошибка “после этого, следовательно по
причине этого”.
Если изменение только одного элемента из спектра возможных причин
всегда сопровождается синхронным изменением исследуемого следствия (имеется
сопутствие в их изменениях), то этот элемент, видимо, является
действительной причиной. 6. Какой из основных формально-логических законов нарушен: “Никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда, кроме случаев когда преступный характер деяния очевиден несомнен”
В данной ситуации трудно говорить о нарушении
Мышление, претендующее на правильность, должно подчиняться множеству
правил. Наиболее общие и важные из них принято называть законами логики. Их
выделено четыре: закон тождества, закон противорения (непротиворечия),
закон исключенного третьего и закон достаточного основания.
Закон тождества: “Всякая мысль в пределах данного рассуждения должна
оставаться тождественной себе”.
Формально-логическая запись закона:
Р ( Р,
где Р, прежде всего, понятие и суждение.
Закон тождества фиксирует требование относительной устойчивости мысли,
ведь в противном случае она превратится в постоянно изменяющуюся аморфную
активность, неспособную привести к устойчивым правильным результатам.
Типичны два нарушения закона тождества, две ошибки: подмена понятия и
подмена тезиса.
Закон противоречия (непротиворечия). Закон противоречия гласит: ”Два
несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными, хотя бы одно
из них необходимо ложно”.
Закон противоречия применим только в том случае, если относительно всех
входящих в поле анализа форм мышления выполняется закон тождества. Это
означает, что должны совпадать субъекты и предикаты суждений, эти суждения
должны соответствовать одному и тому же моменту времени, рассматриваться в
одном и том же отношении и проч.
Закон исключенного третьего и его нарушение. два несовместимых суждения
не могут быть одновременно истинными. Нарушение закона исключенного
третьего состоит в утверждении одновременной ложности двух контрадикторных
суждений и в поисках третьего истинного. Однако “третьего не дано”(tertium
non datur).
Наш случай мы можем рассмотреть с двух точек зрения. Первый – когда
данная формулировка выступает как логическая аксиома, и вторая часть ее
является дополнением первой, мы можем только предположить о нарушении
закона тождества в части “очевиден и несомнен”. При определении данной
трактовки может произойти подмена понятий. Т. е. одни субъекты толкования
будут вкладывать в понятие “очевиден и несомнен”, а другие совершенно иное.
Понятие “очевиден и несомнен” размыто и может иметь многозначность.
С другой сторны, если условно разделить данный тезис на две отдельные
части: “Никто не может быть признан виновным в совершении преступления
иначе как по приговору суда” и, вложив такое содержание во вторую часть “…
случаи, когда преступный характер деяния очевиден и несомнен доказывание
виновности в суде не требуется”, мы могли бы смело утверждать о нарушении
закона противоречия.
Постройте прямое дедуктивное доказательство тезиса “Представители всех возрастных групп имеют равные права”
Все доказательства по своей структуре и по общему содержанию мысли
делятся на прямые и косвенные.
Прямое доказательство осуществляется посредством необходимого
логического выведения из логического основания (системы истинных
аргументов) истинного тезиса. Оно может быть построено, например, в виде
категорического силлогизма (здесь посылки – аргументы, а заключения –
тезис). Доказательство может быть построено в виде вывода логики
высказываний.
При прямых доказательствах задание состоит в том, чтобы найти весомые
аргументы, из которых логично вытекает тезис. В построении прямого
доказательства можно выделить два связанных между собой этапа: поиск тех,
признанных обоснованных суждений, которые являются убедительными
аргументами для доказательства тезиса; установление логической связи между
найденными аргументами и тезисом. Первый этап считается подготовительным, а
под доказательством понимается дедукция, которая связывает подобные
аргументы и доказательственный тезис.
Так как права охраняются законом, а закон распространяется на всех и
все перед ним равны, следовательно, представители всех возрастных групп
равны перед законом.
Список литературы
1. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону. Изд.
“Феникс”, 96 г., 320 с.
2. Тягло А. В. Логика критического мышления (в конспектном изложении),
-Х., Харьковский институт управления. 96 г., 72 с.
3. Тягло А. В. Логика с элементами курса критического мышления. -Х,
Изд. УВС “Основа”, 1998, 152 с.
4. Івін О. А. Логіка: навчальний посібник для факультативних курсів.
К.: “АртЕк”, 1996. -232 с.
5. Доказательство и понимание. Монография. М. В. Попович, С. Б.
Крымский и др. -К., изд. “Наукова думка”, 1986, 298 с.
———————–
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]