Понятие «культурно-гигиенические навыки» и «привычки поведения», необходимость их формирования в раннем возрасте.
Ребенок с момента рождения является социальным существом, ведь уход за ним направлен на введение его в мир взрослых, хотя родители и педагоги не всегда это осознают. Одеяло, соска, пеленка и прочие предметы — объекты, с помощью которых взрослый вводит малыша в социальный мир. С помощью этих предметов происходит удовлетворение потребностей: есть ложкой, ножом, вилкой, спать в кровати, накрываться одеялом и т.д. Способом удовлетворения потребности ребенок сам не владеет и без помощи взрослого его не откроет, не обучится ему самостоятельно.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых. Психическое развитие — процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными — наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно — гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство.
Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он должен освоить предметные действия, среди которых можно выделить орудийные и соотносящие. Первые предполагают овладение предметом — орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет( ножом режут хлеб, ложкой едят суп, иголкой шьют). С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.
Режим дня, в формировании культурно-гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью — это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности — игры.
В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно — гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности — труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. «Освоение культурно-гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Если взрослому он хочет показать то, чему научился, заслужить одобрение и поддержку, дать понять, что он его уважает, уважает его требования. Принимает и придерживается их, то сверстника он пытается научить» — считают Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина.
Освоение культурно — гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Могу даже научить товарища! Буду помогать взрослым и маленькому брату! Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно — следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький, почему вода смывает пену и грязь с рук, как с помощью вилки можно разделить котлету пополам, куда пропадает сахар в чае, почему высох мокрый платок и т.д.
Первоначально ребенок замечает причинно — следственные связи с помощью взрослого, который, задавая вопросы и поясняя, обращает на них внимание малыша. Важно, чтобы вопросы и пояснения, адресованные самым маленьким, были включены в конкретную ситуацию. При этом следует опираться на опыт малыша.
В период раннего детства складывается такое личностное новообразование, как сознание своего «Я». Это выражается в том, что малыш начинает называть себя в первом лице: «Я сам». За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий. Ребенок начинает понимать, что именно он выполнил действие, именно он достиг результата, он переживает гордость за свои достижения, стремится вновь и вновь проявить свою активность и самостоятельность, показывая другим свое «Я»: я сам умею умываться, одеваться, обуваться, причесываться, сам умею есть. Пусть медленно, но сам! Хотя пока он освоил только простые действия, они дают возможность почувствовать себя взрослым, независимым.
Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки — ручки, завязывая бантик или шарфик — свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения.
Культурно-гигиенические навыки совпадают еще с одной линией психического развития — развитием воли.
Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте». Афонькина Ю.А. и Урунтаева Г.А. считают: « Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, нужно приложить волевые усилия.
С возрастом по мере овладения культурно — гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения.
Таким образом, освоение культурно — гигиенических навыков связано с этическим развитием ребенка раннего возраста.
Содержание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста (ориентироваться на программу, отражающую содержание культурно-гигиенических навыков).
Все навыки, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста, можно объединить в две большие группы:
1. Навыки личной гигиены — любить чистоту; следить за опрятностью своей одежды, обуви; пользоваться только индивидуальными предметами туалета; не есть из чужой тарелки, есть, только предварительно вымыв руки; ежедневно заниматься утренней гимнастикой; выполнять закаливающие процедуры; правильно ухаживать за зубами и полостью рта; уметь пользоваться туалетной бумагой и др.
2. Навыки культурного поведения — не кричать, а вежливо попросить то, что нужно; поблагодарить взрослого (сверстника) за удовлетворение просьбы {желания}; не мешать другим детям и взрослым за столом, на занятиях, на прогулке, в спальне при раздевании; входя в помещение с улицы, вытирать ноги; класть на место игрушки, книжки после действий этими предметами; здороваться и прощаться, уступать место старшим, а мальчики должны уступать место девочкам; проявлять заботу о младших и др.
При правильном гигиеническом воспитании ребенок к концу первого года жизни должен уметь пить из чашки, удерживая ее самостоятельно, есть корочку хлеба, выполнять активные действия и движения по просьбе взрослого при умывании, раздевании, кормлении (дай руку, дай ногу, поверни голову, открой рот)/ У ребенка постепенно закрепляется навык чистоты. Он положительно относится к общим гигиеническим ваннам, причесыванию, стрижке ногтей, пользованию при необходимости горшком.
К 1 году 6 месяцам ребенок ест самостоятельно ложкой, понимает речь взрослого, связанную с процессами еды, туалета, и выполняет по его просьбе доступные действия, связанные с этими процессами, просится на горшок.
К 2 годам он ест самостоятельно все виды пищи, знает свое место за столом, самостоятельно садится за стол и выходит из-за стола после еды, пользуется салфеткой, отрицательно относится к неопрятному виду своей одежды, садится за стол с чистыми руками, правильно сидит за столом, раздевается и одевается при помощи взрослого, знает свой шкаф для одежды, вешалку для полотенца, спокойно относится к процессам умывания, закаливания, контролирует физиологические отправления. В этом возрасте ребенка надо учить выслушивать требования взрослого и выполнять их (принеси книгу, отнеси игрушку на место и др.).
К 3 годам эти навыки закрепляются и расширяются. Ребенок почти самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой, ест самостоятельно, не обливается, пользуется салфеткой во время еды, устраняет непорядок в одежде, почти самостоятельно одевается и раздевается, аккуратно складывает одежду, может пользоваться носовым платком, выполняет простейшие поручения, говорит «спасибо», здоровается.
Напомним, что с самого раннего возраста до 3 лет надо приучать ребенка есть только вымытые фрукты и овощи, никогда не поднимать с полу и не есть поднятую пищу, сохранять порядок в комнате, вытирать ноги у входа в помещение, принимать участие в уборке квартиры, для этого иметь детское оборудование — веник, тряпочку для мытья игрушек, лейку для поливки цветов и т, п.
Культурно-гигиенические навыки детей раннего возраста
Возраст ребенка
Культурно-гигиенические навыки
4 мес
Во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку
6 мес.
Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами
8 мес.
Ест корочку хлеба, которую держит в руке. Пьет из чашки, предлагаемой взрослым
9 мес.
Хорошо пьет из чашки. Формируется навык опрятности (спокойно относится к пользованию горшком)
12 мес.
Самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и ставит на стол)
1 год. 3 мес.
Самостоятельно ест густую пищу ложкой
1 год 4 мес— 1 год 6 мес.
Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. Обращает внимание на грязное лицо, руки
1 год 7 мес— 1 год 9 мес.
Частично раздевается с небольшой помощью взрослого
1 год 10 мес.—2 года
Частично надевает одежду. Контролирует физиологические отправления. Пользуется носовым платком. При укладывании спать складывает свою одежду
2 года —2 года 6 мес.
Ест аккуратно. Полностью одевается (без застегивания пуговиц и завязывания шнурков)
2 года 6 мес.— 3 года
Самостоятельно одевается и раздевается. Без напоминания моет руки перед едой, пользуется салфеткой по мере надобности. Благодарит после еды. Убирает игрушки на место. Полощет рот по предложению взрослого
3 года 1 мес— 4 года
Ест аккуратно. Чистит зубы и полощет рот. Аккуратно моется и насухо вытирает руки и лицо. Хорошо одевается и раздевается. Вытирает ноги перед входом в помещение. Выполняет отдельные хозяйственные поручения взрослых, собирает овощи, ягоды
Условия и методика формирования культурно-гигиенических навыков и привычек поведения детей второго и третьего года жизни.
В психологической науке навык определяется как автоматизированное действие, хотя процесс освоения обязательно связан с его осознанием. Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки, т.е. в потребность поступать определенным образом. Для успешного формирования такой потребности необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально-положительным и, наконец, чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата. Недооценка педагогом перечисленных условий может привести не только к потере детьми уже начавших закрепляться полезных привычек, но и к возникновению у них чувства неудовлетворенности.
Следует помнить также, что у ребенка очень рано, уже на первом -втором году жизни, в силу особенностей его нервной деятельности, при неправильном воспитании могут возникнуть и закрепиться вредные привычки (сосание пальцев, отказ умываться, пользоваться горшком, засыпать только при укачивании, брать пищу руками из тарелки, крошить хлеб, кричать и падать на пол, требуя желаемого, и др.).
Важной задачей в работе с детьми второго и третьего года жизни является воспитание культурно-гигиенических навыков — опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения.
Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.
Чтобы дети могли освоить культурно-гигиенические навыки необходимо, чтобы мебель и оборудование соответствовали физиологическим установленным нормам. В групповых и других помещениях должны быть созданы все условия для успешного воспитания трудолюбия и навыков культуры поведения: наличие веников для очистки обуви перед входом в детский сад, щеток для чистки одежды в раздевальной комнате, зеркал и индивидуальных расчесок в верхних ячейках вешалок для полотенец, фартуков для дежурных по столовой и т.п.
Желание ребенка выполнять требуемое правило (есть аккуратно, мыть руки до появления пены и т. д.) во многом определяется связанным с этим действием чувством приятного или неприятного. Поэтому так важно, чтобы посуда, кусочки мыла, веники, совки, лопатки и другие вещи и инструменты были красивыми и удобными в пользовании. Атмосфера содержательной деятельности и рационального порядка — признак высокой общей культуры дошкольного учреждения. А она, в свою очередь, важное условие эффективности воспитательного процесса.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей третьего года жизни — стремление к самостоятельности.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды — нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно.
На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.
Повторяясь многократно в различных режимных процессах, такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание, умывание и т.д., доставляют ребенку радость; дети осваивают, что, как и в какой последовательности надо делать.
Для более легкого овладения определенным навыком связанные с его усвоением действия членят на несколько операций. Например, при умывании ребенок сначала засучивает рукава, затем намыливает руки, тщательно ополаскивает их, не разбрызгивая воду, и насухо вытирает.
Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому вначале следует показать необходимое действие, а затем уже упражнять в них детей.
Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.
Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время остается. Поэтому надо умело направить усилия детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения: «Посмотрите, дети, как быстро и чисто Таня вымыла руки. Теперь, Таня, покажи, как ты умеешь их вытирать» и т.п.
Другой весьма эффективный способ усвоения навыков – использование игр (с куклой, водой и т.п.). Для укрепления навыка малыша следует поощрять за удачно выполненные задания. Для освоения малышами приемов одевания можно включить в игру больших кукол с наборами одежды. Надевая на них рубашку и штанишки, сандалии, шапку, дети быстрее научатся одеваться сами. На одежде детей должны быть пришиты петельки. Это облегчит формирование навыка аккуратно содержать одежду.
Целесообразно проводить коллективные игры-занятия, игры упражнения, которые помогают воспитателю выравнивать уровень овладения навыками каждым ребенком. В эти игры-занятия можно включать разнообразные предметы, игрушки (расчески, носовые платки, столовые приборы, щетки и подставки для обуви, зеркало, картинки, фотографии, диафильмы и т.д.). Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка. Воспитатель показывает каждому малышу имитирующие действия с реальными предметами, которые в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессах.
Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях.
Выполните практическое задание: Подобрать художественное слово (не менее 10) по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 2 и 3 года жизни.
.
Конспект занятия для детей раннего возраста. Тема: «Мишка на прогулке»
/>
Цели занятия:
Образовательная: закрепить умение выбирать одежду для зимней прогулки; формировать сопровождающую речь.
Развивающая: развивать умение координировать движения с текстом стихотворения.
Воспитательная: воспитывать культурно-гигиенические навыки, чувство взаимопомощи.
Валеологическая: создать здоровьесберегающие условия для воспитанников в ходе занятия.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о зимних забавах, предметных картинок «Одежда».
Д/И: «Оденем мишку на прогулку», «Мишка просыпается».
П/И: «Снежки», «Снежный ком».
Средства и методы обучения:
Вопрос – ответ.
Физкультминутка.
Игра.
Художественное слово.
Предметная наглядность:
игрушечный мишка, кроватка, стульчик, полочка, штанишки, валенки, пальто, шапка, «Снежки» из ваты, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
/>
/>
Художественное слово – мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде. Конечно, чтобы удачно его применить, желательно, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребёнком.
Культурно-гигиенические навыки
Ростом он невелик
Этот самый зайчик,
А умоется сейчас,
Как примерный мальчик.
Под студёную струю
Сунет мордочку свою,
Чтоб она с утра была
И румяна и бела.
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится.
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы.
Катя умывается,
Солнцу улыбается.
Кто не умывается
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается –
Никак не называется.
(П.Синявский)
Нос, умойся, кран, откройся,
нос умойся!
Мойся сразу оба глаза!
Мойтесь уши,
Мойся шейка, шейка мойся хорошенько.
Мойся, мойся, обливайся,
грязь смывайся.
(Э.Мошковская)
Стрижкина книжка
Неподстриженная грива –
Это очень не красиво.
Значит, Лёве нужно снова
К парикмахеру идти.
И капризничает львёнок
Изо всех своих силёнок.
Как же трудно было Лёву
До салона довести!
А в салоне красоты
Всё блестит от чистоты,
И флакончики с шампунем
Пахнут лучше, чем цветы.
Здесь кудрявят хохолки,
Завивают чёлки,
Красят лаком ноготки
Модной собачёнке.
Здесь ужасно интересно,
И плаксивый Лёва
В парикмахерское кресло
Влез почти без рёва.
Львёнок в зеркало глядится –
До чего же он оброс!
– Вы желаете побриться? –
Задают ему вопрос.
И сказала мама-львица:
– Нам пока что рано бриться.
Мы хотим, чтоб львёночку
Подстригли головёночку.
И уже внутри машинки
Электричество жужжит!
А у львёнка – ни слезинки,
Львёнок даже не дрожит.
Гребешок не колется,
Ножницы не щиплются –
Только с Лёвиной макушки
Завитушки сыплются.
Ай да львёнок! Ай да Лёва!
Пять минут – и всё готово.
И красавец Лёвушка,
И совсем не рёвушка.
(П.Синявский)
Мы картинки разные
Сами рисовали,
Их над полотенцами
Сами прибивали.
Полотенце Олино
Саша не возьмёт:
С птичкой он не спутает
Синий самолёт.
Знает свой кораблик
Боря-новичок,
Миша – земляничку,
Машенька – волчок.
У Серёжи – яблоко,
У Володи – груша.
А картинку с вишнями
Выбрала Катюша.
Бабочка у Игоря,
Заяц – у Наташи…
Мы совсем не путаем
Полотенца наши.
Мы за стол садимся кушать
Никого не будем слушать.
Буду молча я жевать,
Никого не отвлекать.
А когда наемся я
Будет рада вся семья.
Суп для силача
Если ты не хочешь супа –
Поступаешь очень глупо,
И не станешь ни по чём
Настоящим силачом.
(П.Синявский)
Прогулка
Я куклу Наташу
Катаю в коляске
Спать уложу —
И закроются глазки.
Как быстро её ветерок убаюкал!
Кататься в коляске
Полезно для кукол.
(А.Барто)
Чтобы быть большим и сильным,
Умным, добрым и красивым,
Надо кушать всё подряд –
Взрослые так говорят!
Ну, теперь за дело дружно
Убирать игрушки нужно.
Культура деятельности
Берегите игрушки
У коляски нет колёс,
У ежа отклеен нос,
Стали чёрными цыплята,
А из мишки лезет вата.
Были новыми игрушки,
А сейчас они старушки.
Так давайте поскорей,
Взяли кисточки и клей,
Нитки, катушки
И вылечим игрушки.
(Э.Успенский)
Культура общения
Новичок
В сад пришёл к нам новичок,
Мы зовём его Молчок:
Он молчит, не ест, не пьёт,
Песен с нами не поёт.
А потом, глядишь, привык:
С нами вместе — скок да прыг.
Говорит, и ест, и пьёт,
И танцует, и поёт…
(А.Бродский)
Кто поможет
Кто поможет Вите встать?
Оленька и Митя,
Коля и Нина
Толя и Зина
Все помогут, да? Да!
(М. Ивенсен)
Список литературы
1. Голицина Н.С Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. — Скрипторий 2003, 2007.
2. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. — СПб., 2007.
3. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. — М.: издат. центр «Академия», 1998.
4. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. — М.: Сфера, 2007.
5. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. — М: ТЦ Сфера, 2006. — (Программа развития).
6. Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 — 2004. с.56
7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. — М.: Просвещение, 1997.
8. Чулкова Н. Поможем Чебурашке. // Дошкольное воспитание №5 -1991. с. 11.