Вариант второй
Задание 1. С целью изучения потребительского спроса на молочные продукты принято решение провести опрос покупателей. Для решения поставленной задачи: разработайте программу статистического наблюдения ;
2) на ее основе составьте анкету (формуляр статистического наблюдения);
3) постройте максимально возможное число разработочных таблиц (т.е. таблиц, в которые будут внесены результаты сводки и группировки данных, полученных в ходе проведения массового обследования покупателей по предложенной вами программе).
Решение.
Программа статистического наблюдения:
Цель обследования: изучение потребительского спроса на молочные продукты.
Объект наблюдения: совокупность лиц, подлежащих опросу.
Единица наблюдения: покупатель молочного продукта в гипермаркете.
Место наблюдения: отдел молочных продуктов гипермаркета «Ашан» р-на Северное Медведково.
Срок наблюдения: с 15 мая 2010 года по 17 мая 2010 года.
Способ наблюдения: опрос покупателей отдела молочных продуктов гипермаркета.
Вид наблюдения: единовременное выборочное.
В программу наблюдения войдут следующие вопросы:
-тип молочного продукта
-предпочитаемая торговая марка
-частота покупок
-средний доход
-место жительства
-возраст покупателя
-семейное положение
-пол покупателя
Формуляр статистического наблюдения.
1. Покупаете ли вы молочные продукты?
А) Да
Б) Нет
2. Какие виды молочного продукта вы предпочитаете?
А) молоко
Б) кефир
В) сметана
Г) масло
Д) сыр
Е) творог
Ж) йогурт
Г) другое_________________
3. Молочные продукты какого производителя являются для вас наиболее предпочтительными?
А) Данон
Б) Вимм-Билль-Данн
В) Эланс
Г) Юнимилк
Д) Кампина
Г) другой производитель ________________
4. Сколько раз в неделю вы покупаете предпочитаемые молочные продукты?
А) 1-2
Б) 3-4
В) Каждый день
5. Какой вид упаковки вы предпочитаете?
А) из полиэтилена
Б) из пластика
В) из стекла
Г) Тетрапак
6. К категории населения с каким доходом вы относитесь?
А) Низкий
Б) Средний
В) Выше среднего
Г) Высокий
7. Где вы проживаете?
А) Мытищинский район
Б) район Северное Медведково
В) Пушкинский район
Г) другой район____________
8. Ваш возраст?
А) до 20 лет
Б) 20-30 лет
В) 30-40 лет
Г) 40-50 лет
Д) 50-60 лет
Е) больше 60 лет
9. Каково ваше семейное положение?
А) состою в браке
Б) не состою в браке
10. Ваш пол:
А) женский
Б) мужской
По результатам обработки анкет можно составить следующие разработочные таблицы:
Структура спроса на молочные продукты по их видам
Вид молочного продукта
Кол-во человек
Доля от общего кол-ва, %
Молоко
490
19,6
Кефир
382
15,28
Сметана
307
12,28
Масло
297
11,88
Сыр
276
11,04
Творог
324
12,96
Йогурт
245
9,8
Другие продукты
179
7,16
Итого:
2500
100
Структура спроса на молочные продукты по производителям
Производитель молочного продукта
Кол-во человек
Доля от общего кол-ва, %
Данон
559
22,36
Вимм-Билль-Данн
574
22,96
Эланс
347
13,88
Юнимилк
495
19,8
Кампина
401
16,04
Другой производитель
124
4,96
Итого:
2500
100
Структура спроса на молочные продукты по частоте покупок
Виды молочной продукции
Частота покупок
1-2 раза в неделю
3-4 раза в неделю
Каждый день
Кол-во человек
Доля от общего кол-ва, %
Кол-во человек
Доля от общего кол-ва, %
Кол-во человек
Доля от общего кол-ва, %
Молоко
115
4,6
164
6,56
156
6,24
Кефир
143
5,72
136
5,44
102
4,08
Сметана
150
6
128
5,12
63
1,44
Масло
164
6,56
110
4,4
35
1,4
Сыр
106
4,24
119
4,76
54
2,16
Творог
120
4,8
135
5,4
35
1,4
Йогурт
85
3,4
127
5,08
90
3,6
Другие продукты
23
0,92
75
3
65
2,6
Итого:
906
36,24
994
39,76
600
24
Структура предпочтений по видам упаковки
Виды молочной продукции
Вид упаковки
Полиэтилен
Пластик
Стекло
Тетрапак
Кол-во человек
Доля от общего кол-ва, %
Кол-во человек
Доля от общего кол-ва, %
Кол-во человек
Доля от общего кол-ва, %
Кол-во человек
Доля от общего кол-ва, %
Молоко
310
12,4
177
7,08
16
0,64
197
7,88
Кефир
275
11
107
4,28
9
0,36
156
6,24
Сметана
246
9,84
68
2,72
0
0
85
3,4
Масло
54
2,16
75
3
0
0
0
0
Сыр
193
7,72
0
0
0
0
0
0
Творог
0
0
167
6,68
0
0
0
0
Йогурт
0
0
276
11,04
0
0
62
2,48
Другие продукты
22
0,88
5
0,2
0
0
0
0
Итого:
1100
44
875
35
25
1
500
20
Структура спроса молочных продуктов по категории населения в соответствии с доходом
Виды молочной продукции
Категория населения в соответствии с доходом
Низкий
Средний
Выше среднего
Высокий
Кол-во человек
Доля от общего кол-ва, %
Кол-во человек
Доля от общего кол-ва, %
Кол-во человек
Доля от общего кол-ва, %
Кол-во человек
Доля от общего кол-ва, %
Молоко
74
2,96
122
4,88
145
5,8
116
4,64
Кефир
43
1,72
98
3,92
132
5,28
107
4,28
Сметана
56
2,24
87
3,48
129
5,16
96
3,84
Масло
58
2,32
75
3
124
4,96
98
3,92
Сыр
31
1,24
64
2,56
123
4,92
110
4,4
Творог
7
0,28
54
2,16
119
4,76
121
4,84
Йогурт
6
0,24
42
1,68
117
4,68
114
4,56
Другие продукты
0
0
8
0,32
11
0,44
13
0,52
Итого:
275
11
550
22
900
36
775
31
Структура покупателей молочных продуктов по месту проживания
Место проживания
Кол-во человек
Доля от общего количества человек, %
Мытищинский район
850
34
район Северное Медведково
975
39
Пушкинский район
525
21
Другой район
150
6
Итого:
2500
100
Структура предпочтений по возрасту
Вид молоч-ной продукции
Возраст
До 20 лет
20-30 лет
30-40 лет
40-50 лет
Больше 60 лет
Кол-во человек
Доля от общего количества человек, %
Кол-во человек
Доля от общего количества человек, %
Кол-во человек
Доля от общего количества человек, %
Кол-во человек
Доля от общего количества человек, %
Кол-во человек
Доля от общего количества человек, %
Моло-ко
56
2,24
140
5,6
134
5,36
113
4,52
56
2,24
Кефир
32
1,28
124
4,96
132
5,28
94
3,76
14
0,56
Смета-на
21
0,84
131
5,24
125
5
82
3,28
15
0,6
Масло
37
1,48
113
4,52
119
4,76
64
2,56
28
1,12
Сыр
29
1,16
105
4,2
108
4,32
41
1,64
6
0,24
Творог
19
0,76
107
4,28
105
4,2
57
2,28
6
0,24
Йогурт
35
1,4
115
4,6
106
4,24
13
0,625
0
0
Другие про-дукты
6
0,24
7
0,28
5
0,2
0
0
0
0
Итого:
235
9,4
842
33,68
834
33,36
464
18,56
125
5
Структура покупателей молочных продуктов по семейному положению
Семейное положение
Кол-во человек
Доля от общего кол-ва человек, %
Состою в браке
1413
56,52
Не состою в браке
1087
43,48
Итого:
2500
100
Структура покупателей молочных продуктов по полу
Пол
Кол-во человек
Доля от общего кол-ва человек, %
Мужской
904
36,16
Женский
1596
63,84
Итого:
2500
100
Задание 2. При 5%-ном выборочном обследовании страховых организаций получены следующие данные:
N организации
Количество страховых случаев
Размер страховых выплат, д.е.
Число договоров страхования
Размер страховых взносов, д.е.
1
5
26000
100
50000
2
4
17900
95
42750
3
6
31580
110
52800
4
4
10800
85
41650
5
6
36244
118
51920
6
3
21485
65
30550
7
7
54500
140
84000
8
4
13980
60
34800
9
3
10750
70
36400
10
4
11540
82
40180
11
5
17450
94
49820
12
4
12485
78
39000
13
3
12400
63
30240
14
3
9900
87
43065
15
5
10100
96
48480
16
6
47420
136
78880
17
5
31800
120
70800
18
5
20608
115
64400
19
4
19800
112
67200
20
7
31250
128
78080
На основе приведенных данных:
проведите группировку страховых организаций по числу страховых случаев и постройте дискретный ряд распределения;
по каждой выделенной группе и по совокупности в целом рассчитайте:
число страховых организаций,
число договоров страхования по группе и в среднем на одну организацию,
размер страховых взносов по группе и в среднем на одну организацию,
размер страховых выплат по группе и в среднем на одну организацию.
Результаты группировки представьте в таблице. Проанализируйте показатели таблицы. Сделайте выводы.
Решение.
1) Проведем группировку страховых организаций по числу страховых случаев и построим дискретный ряд распределения:
Количество страховых случаев
Количество страховых организаций
Доля страховых организаций от их общего количества, %
3
4
20
4
6
30
5
5
25
6
3
15
7
2
10
Итого:
20
100
–PAGE_BREAK–
2) Рассчитаем по каждой группе и по совокупности в целом:
число страховых организаций,
число договоров страхования по группе и в среднем на одну организацию,
размер страховых взносов по группе и в среднем на одну организацию,
размер страховых выплат по группе и в среднем на одну организацию.
Показатель
Количество страховых случаев
Количество страховых организаций
Количество договоров страхования
Размер страховых взносов, д.е.
Размер страховых выплат, д.е.
По группе
3
4
285
140255
54535
В среднем
3
4
71
35064
13634
По группе
4
6
512
265580
86505
В среднем
4
6
85
44263
14418
По группе
5
5
525
283500
105958
В среднем
5
5
105
56700
21192
По группе
6
3
364
183600
115244
В среднем
6
3
121
61200
38415
По группе
7
2
268
162080
85750
В среднем
7
2
134
81040
42875
Итого
20
1954
1035015
447992
Итого в среднем
98
51751
22400
Таким образом, из 20 страховых организаций 30 % имеют 4 страховых случая, 25% — 5 страховых случаев, 20% — 3 страховых случая, 15% — 6 страховых случаев и 10% — 7 страховых случаев.
Самыми крупными являются вторая и третья группы, так как в них сосредоточено самое большое количество страховых организаций, поэтому эти же группы являются самыми крупными по числу договоров страхования. Наибольшее среднее количество договоров страхования соответствует группам с наибольшим количеством страховых случаев, таким образом, большее число договоров страхования соответствует большему числу страховых случаев. Такая же ситуация складывается, если посмотреть на средний размер страховых выплат: наибольший средний размер страховых взносов соответствует группам с большим количеством страховых случаев, то есть большее количество страховых случаев соответствует большему размеру страховых взносов, что обусловлено большим числом договоров страхования. Также и больший размер страховых выплат соответствует большему размеру страховых взносов, большему количеству страховых случаев и большему числу договоров страхования.
Задание 3. Имеются следующие данные о распределении вкладчиков банка по размеру вкладов:
Группы вкладчиков по размеру вкладов,
Д.е.
Численность вкладчиков,
в % к итогу
до 2000
2000 – 4000
4000 – 6000
6000 – 8000
8000 – 10 000
10 000 – 12 000
12 000 и более
2
3
8
10
15
32
30
Итого:
100
Определите:
средний размер вклада;
модальное значение признака;
уровень дифференциации вкладчиков по размеру вклада (как отношение девятого дециля к первому)
дисперсию способом моментов.
Решение.
1) В данной задаче интервалы открытые, их следует закрыть.
Средний размер вклада найдем по формулесредней арифметической взвешенной:
/>
Для этого найдем середины интервалов. Так как данная частота появления признака представлена в процентах, то следует подсчитать относительное выражение частоты, то есть частость по формуле:
/>
Поэтому формула средней арифметической взвешенной будет иметь вид:
/>
Группы вкладчиков по размеру вкладов, д.е.
Численность вкладчиков, в % к итогу,
fi
Середина интервала, д.е.,
хi
Частость,
wi
хi/>wi
Накопленные частоты,
Si
0 – 2000
2
1000
0,02
20
2
2000 – 4000
3
3000
0,03
90
5
4000 – 6000
8
5000
0,08
400
13
6000 – 8000
10
7000
0,1
700
23
8000 – 10000
15
9000
0,15
1350
38
10000 – 12000
32
11000
0,32
3520
70
12000 – 14000
30
13000
0,3
3900
100
Итого:
100
49000
1
9980
Таким образом, средний размер вклада составляет 9980 д.е.
2) Так как мода – это интервал с наибольшей частотой, то, чтобы определить модальный интервал, выбираем наибольшую частоту. Она равна 32. Следовательно, модальное значение признака находится в интервале от 10000 до 12000.
Значение моды находим по формуле:
/>
Величина интервала d равна 2000.
/>
Наиболее часто встречаются вкладчики с размером вклада 11789 д.е.
3) Найдем первый дециль. Для этого сначала находим интервал, в котором он находится, по формуле:
/>
/>
По накопленной частоте определяем интервал, в котором находится первый дециль – это интервал от 4000 до 6000. Находим значение первого дециля по формуле:
/>
/>
Найдем девятый дециль. Сначала определим интервал, в котором он находится по формуле:
/>
/>
По накопленной частоте определяем интервал, в котором находится девятый дециль – это интервал от 12000 до 14000. Находим значение девятого дециля по формуле:
/>
/>
Уровень дифференциации вкладчиков по размеру вклада как отношение девятого дециля к первому будет равен:
/>
Таким образом, 10% наименьших вкладов в 2,67 раза меньше, чем 10% наибольших вкладов.
4) Дисперсию способом моментов определим по формуле:
/>
c = 7000 д.е.
d = 2000 д.е.
/>= 9980 д. е.
Группы вкладчиков по размеру вкладов, д.е.
Численность вкладчиков, в % к итогу,
fi
Середина интервала, д.е.,
хi
xi — c
/>
/>
0 – 2000
2
1000
-6000
9
18
2000 – 4000
3
3000
-4000
4
12
4000 – 6000
8
5000
-2000
1
8
6000 – 8000
10
7000
0
0
0
8000 – 10000
15
9000
2000
1
15
10000 – 12000
32
11000
4000
4
128
12000 – 14000
30
13000
6000
9
270
Итого:
100
49000
451
/>
Задание 4. Имеются следующие данные о жилищном фонде (общей площади жилищ) по состоянию на конец года:
2002
2003
2004
2005
2006
Жилищный фонд в среднем на одного жителя, м2
16,4
16,5
16,8
17,4
17,7
Для анализа динамики обеспеченности граждан жильем рассчитайте за 2002-2006 гг. следующие показатели: 1) средний уровень ряда; 2) абсолютные приросты (цепные, базисные, средние); 3) темпы роста и прироста (цепные, базисные, средние); 4) абсолютное значение одного процента прироста (по годам).
Проведите аналитическое выравнивание ряда динамики. Изобразите фактические и выровненные данные на графике. Определите предполагаемое значение изучаемого показателя (обеспеченности граждан жильем) на 2009 г. (разными методами).
Решение.
Год
Жилищный фонд в среднем на одного жителя, м2
Абсолютные приросты
Темпы роста
Темпы прироста
Ai
t
t2
/>
/>
цепные
базисные
цепные
базисные
цепные
базисные
2002
16,4
–
–
–
100
–
0
–
-2
4
-32,8
16,26
2003
16,5
0,1
0,1
100,6
100,6
0,6
0,6
0,164
-1
1
-16,5
16,61
2004
16,8
0,3
0,4
101,8
102,4
1,8
2,4
0,165
0
0
0
16,96
2005
17,4
0,6
1
103,6
106,1
3,6
6,1
0,168
1
1
17,4
17,31
2006
17,7
0,3
1,3
101,7
107,9
1,7
7,9
0,174
2
4
35,4
17,66
Ито-го:
84,8
1,3
0
10
3,5
84,8
1) Средний уровень ряда находим по формуле средней арифметической простой:
/>
/>
Среднее значение жилищного фонда на одного человека за исследуемый период равно 16,96 м2 .
2) Цепные абсолютные приросты вычисляем по формуле:
/>
Базисные абсолютные приросты вычисляем по формуле:
/>
Базисом в данном случае является 2002 год.
Средний абсолютный прирост находим по формуле:
/>
/>
3) Цепные темпы роста находим по формуле:
/>
Базисные темпы роста находим по формуле:
/>
Средний темп роста находим по формуле:
/>
/>
Цепные темпы прироста находим по формуле:
/>
Базисные темпы прироста находим по формуле:
/>
Средний темп прироста находим по формуле:
/>
/>.
Это свидетельствует о ежегодном увеличении жилищного фонда на 1,9%.
4) Абсолютное значение одного процента прироста вычисляем по формуле:
/>
5) Так как абсолютные приросты практически постоянны, то следует применять метод аналитического выравнивания ряда динамики по прямой:
/>
Параметры />и />находим по методу наименьших квадратов из системы уравнений:
/>
Так как />= 0, то система уравнений принимает вид:
/>
Отсюда находим:
/>
/>
Уравнение тренда имеет вид: />. Подставляя в это уравнения значения t, находим выровненные уровни />.
Фактические и выровненные уровни жилищного фонда представлены на графике:
/>
Предполагаемое значение обеспеченности граждан жильем на 2009 г. Вычислим с помощью следующих методов:
1) метод точечного прогноза
Подставим в уравнение тренда значение t в 2009 г., т. е. t=5:
/>
Уровень жилищного фонда на одного жителя к 2009 г. составит 18,71 />.
2) метод интервальных оценок
Вероятностные границы интервала прогнозируемой обеспеченности граждан жильем определим по формуле:
/>, где />
Число уровней ряда n=5, а число параметров адекватной модели тренда m=2. Число степеней свободы равно: />
По таблице Стьюдента находим коэффициент доверия при доверительной вероятности, равной 0,95, />3,1825.
Рассчитаем средние квадратические отклонения от тренда:
Год
yi
/>
/>
/>
2002
16,4
16,26
0,14
0,0196
2003
16,5
16,61
-0,11
0,0121
2004
16,8
16,96
-0,16
0,0256
2005
17,4
17,31
0,09
0,0081
2006
17,7
17,66
0,04
0,0016
Итого:
84,8
84,8
0
0,067
Найдем />:
/>
Определим вероятностные границы интервала, зная точечную оценку прогнозируемого значения обеспеченности граждан жильем />:
/>
/>
Следовательно, с вероятностью, равной 0,95, можно утверждать, что обеспеченность граждан жильем в 2009 г. составит не менее чем 18,23 м2, но и не более чем 19,19 м2.
продолжение
–PAGE_BREAK–
Задание 5. Имеются следующие данные:
Товары
Товарооборот магазина в октябре, д.е.
Рост цен в октябре по сравнению с июнем, %
А
Б
В
6500
6100
11900
+5,1
+6,4
+8,3
Определите:
1) общий индекс цен;
2) общий индекс физического объема реализации с учетом того, что товарооборот октября возрос на 14% по сравнению с июнем.
Решение.
Товары
Товарооборот магазина в октябре, д.е.
Рост цен в октябре по сравнению с июнем, %
/>
/>
A
6500
+5,1
1,051
6184,586108
Б
6100
+6,4
1,064
5733,082707
В
11900
+8,3
1,083
10987,99631
Итого:
24500
22905,66512
Индекс цен рассчитаем с учетом того, что в товарообороте участвуют различные товары, с помощью агрегатного индекса цен Пааше:
/>, где числителем является общий товарооборот магазина в октябре.
Зная, что индивидуальный индекс цен можно рассчитать по формуле:
/>, то, выразив отсюда />, можем преобразовать формулу индекса цен:
/>
/>
Общий индекс цен равен 106,96%, что означает, что в среднем цены на товары возросли на 6,96%.
2) Общий индекс физического объема реализации продукции найдем из индексной системы:
/>
Так как товарооборот октября возрос на 14% по сравнению с июнем, то есть />, а />, то индекс физического объема реализации продукции равен:
/>
Таким образом, при увеличении товарооборота на 14% в октябре по сравнению с июнем физический объем товарооборота возрос на 6,58%.
Задание 6.
Назовите показатели рядов динамики с постоянной и переменной базой сравнения, поясните методику их расчета.
Решение.
При изучении рядов динамики перед статистикой стоят следующие задачи: охарактеризовать интенсивность развития явления от периода к периоду (от даты к дате), а также среднюю интенсивность развития за исследуемый период, изучить сезонные колебания, выявить основную тенденцию в развитии явления, осуществить прогноз развития на будущее.
Для изучения интенсивности изменения уровней ряда во времени исчисляются следующие показатели динамики:
абсолютные приросты;
коэффициенты роста;
темпы роста;
темпы прироста;
абсолютные значения одного процента прироста.
Перечисленные показатели динамики можно исчислять с переменой или постоянной базой. При этом принято называть сравниваемый уровень отчетным, а уровень, с которым производится сравнение, — базисным. Для расчета показателей анализа динамики на постоянной базе каждый уровень ряда сравнивается с одним и тем же базисным уровнем. В качестве базисного выбирается либо начальный уровень в ряду динамики, либо уровень, с которого начинается какой-то новый этап развития явления. Исчисляемые при этом показатели называются базисными.
Для расчета показателей анализа динамики на переменной базе каждый последующий уровень ряда сравнивается с предыдущим. Вычисленные таким образом показатели анализа динамики называются цепными.
Важнейшим статистическим показателем анализа динамики является абсолютный
прирост (сокращение), т.е. абсолютное изменение, характеризующее увеличение или уменьшение уровня ряда за определенный промежуток времени. Абсолютный прирост с переменной базой называют скоростью роста.
Абсолютный прирост (цепной) рассчитывается по формуле:
/>
Абсолютный прирост (базисный) рассчитывается по формуле:
/>,
где />— уровень сравниваемого периода; />— уровень предшествующего периода;
/>— уровень базисного периода.
Цепные и базисные абсолютные приросты связаны между собой: сумма последовательных цепных абсолютных приростов равна базисному, т. е. общему
приросту за весь промежуток времени.
Для оценки интенсивности, т. е. относительного изменения уровня динамического ряда за какой-либо период времени исчисляют темпы роста(снижения).
Интенсивность изменения уровня оценивается отношением отчетного уровня к базисному.
Показатель интенсивности изменения уровня ряда, выраженный в долях единицы,
называется коэффициентом роста, а в процентах — темпом роста.
Эти показатели интенсивности изменения отличаются только единицами измерения.
Коэффициент роста (снижения
) показывает, во сколько раз сравниваемый уровень больше уровня, с которым производится сравнение (если этот коэффициент больше единицы) или какую часть уровня, с которым производится сравнение, составляет сравниваемый уровень (если он меньше единицы). Темп роста всегда представляет собой положительное число.
Коэффициент роста:(цепной)
/>
Коэффициент роста: (базисный)
/>
Темп роста (цепной):
/>
Темп роста (базисный):
/>
Итак, />
Между цепными и базисными коэффициентами роста существует взаимосвязь (если базисные коэффициенты исчислены по отношению к начальному уровню ряда динамики): произведение последовательных цепных коэффициентов роста равно базисному коэффициенту роста за весь период, а частное от деления последующего базисного темпа роста на предыдущий равно соответствующему цепному темпу роста.
Относительную оценку скорости измерения уровня ряда в единицу времени дают показатели темпа прироста (сокращения).
Темп прироста (сокращения) показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения, и вычисляется как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню, принятому за базу сравнения. Темп прироста может быть положительным» отрицательным или равным нулю, выражается он в процентах и долях единицы (коэффициенты прироста).
Темп прироста (цепной):
/>
Темп прироста (базисный):
/>
Темп прироста (сокращения) можно получить и из темпа роста, выраженного в процентах, если из него вычесть 100%. Коэффициент прироста получается
вычитанием единицы из коэффициента роста:
/>; />
При анализе динамики развития следует также знать, какие абсолютные значенияскрываются за темпами роста и прироста. Сравнение абсолютного прироста и темпаприроста за одни и те же периоды времени показывает, что при снижении(замедлении) темпов прироста абсолютный прирост не всегда уменьшается, вотдельных случаях он может возрастать. Поэтому, чтобы правильно оценитьзначение полученного темпа прироста, его рассматривают в сопоставлении споказателем абсолютного прироста. Результат выражают показателем, которыйназывают абсолютным значением (содержанием) одного процента прироста ирассчитывают как отношение абсолютного прироста к темпу прироста за тот жепериод времени, %:
/>
Абсолютное значение одного процента прироста равно сотой части предыдущего (или базисного) уровня. Оно показывает, какое абсолютное значение скрывается за относительным показателем — одним процентом прироста. В тех случаях, когда сравнение производится с отдалением периода времени, принятого за базу сравнения, рассчитывают так называемые пункты роста, которые представляют собой разность базисных темпов роста, %, двух смежных периодов. В отличие от темпов прироста, которые нельзя ни суммировать, ни перемножать, пункты роста можно суммировать, в результате получаем темп прироста соответствующего периода по сравнению с базисным.