Контрольная работа по Возрастной анатомии и физиологии

Контрольная работа
по дисциплине
«Возрастная анатомия и физиология»
1. Оценить физическое развитие ребенка по плану:

Фамилия, имя, отчество.

Дата рождения, точный возраст (на момент оценки).

Место проживания.

Какое учебное или воспитательное учреждение посещает, его особенности.

Период онтогенеза.

Оценка осанки и состояния стопы (приложить плантограмму).

Степень развития вторичных половых признаков.

Оценка соматометрических показателей (рост, вес, окружность грудной клетки, экскурсия грудной клетки, окружность головы; сравнение с нормами).

Оценка физического развития с помощью индексов.

Провести оценку соматометрических показателей центильным методом.

Оценка физиометрических показателей (частота сердечных сокращений, частота дыхания, артериальное давление, (при возможности – мышечная сила кисти, жизненная емкость легких); сравнить с нормами).

Оценить хронотип (по Хольдебранту).

Оценка резервных возможностей организма (проба Руфье).

Оценка психологических показателей здоровья (доминирующее полушарие, тип темперамента, тип памяти и др.). Для подростков – тип акцентуации характера.

Вывод: а) о соответствии развития ребенка возрастным нормам;

б) о состоянии здоровья ребенка;
в) группа здоровья.
16. Рекомендации.
2. Описать развитие организма ребенка в изучаемый период онтогенеза.
1. Особенности строения и функционирования систем организма:
— опорно-двигательный аппарат;
— нервная система;
— высшая нервная деятельность;
— анализаторы;
— эндокринная система;
— сердечно-сосудистая система;
— дыхательная система;
— выделительная система;
— половая система.
2. Какие общие закономерности роста и развития проявляются в изучаемый период онтогенеза.
1. Оценить физическое развитие ребенка по плану:

x x x

Дата рождения – xxx.

x x x.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (9 класс).

Период онтогенеза – подростковый.

Основные морфо-функциональные изменения.
В начале периода – интенсивный рост. Выраженные эндокринные сдвиги и изменения в деятельности нервной системы, усиление деятельностиполовых желёз, вегетативные растройства, повышение возбудимости ЦРС, ухудшение образования ус ловных рефлексов, преобладание конкретного мышления по сравнению с абстрактным; лаконичность, замедленность речи, обеднение словарного запаса. Несоответствие между предъявленными требованиями и физиологическими возможностями приводит к утомлению.
Основные критерии возрастного периода:
А) развитие абстрактного мышления;
Б) половое созревание, развитие вторичных половых признаков.

Оценка осанки и состояния стопы.

А)Оценка стопы методом плантографии.
На таком отпечатке проводится касательная к наиболее выступающим точкам внутренней части стопы АВ, отрезок АВ делится пополам (точка С), из точки С восстанавливается перпендикуляр, который пересекает отпечаток в точках D и Е. Для количественного расчета длину отрезка ДЕ делят на длину отрезка СЕ и переводят в проценты. Величина менее 60% характеризует нормальную (сводчатую) стопу, 60-69% — уплощенную, более 70% — плоскую.
Левая стопа ДЕ=49мм, СЕ=86мм. ДЕ: СЕ=49:86=0,56 или 56%. Следовательно характеризует нормальную (сводчатую) стопу.
Правая стопа ДЕ=54мм, СЕ= 88мм. ДЕ: СЕ=54:88=0,61 или 61%. Следовательно характеризует уплощенную стопу.
Б) Оценка осанки.
После осмотра спины было установлено, что у испытуемого лордическая осанка. Она характеризуется сильно выраженным поясничным лордозом, в результате чего поясничная область принимает несколько сед­лообразную форму, а таз наклонен вперед более сильно, чем при других ви­дах осанки.
7.Степень развития вторичных половых признаков.

Оволосение подмышечных впадин Ах3 (3,0)

Оволосение лобка P4 (4,4)

Рост щитовидного хряща 1 (0,6)

Изменение тембра голоса 2 (1,4)

Оволосение лица 2 (3,2)

Таким образом, исходя из стандартов полового созревания мальчиков (по Л.И. Улановой) формула
Ах3 P4 (12,6) половое созревание протекает нормально.
8. Оценка соматометрических показателей

Длина тела ДТ = 178,8 см

Масса тела МТ = 77,500 кг

Окружность грудной клетки ОГК = 95,5 см, при вдохе ОГК = 100,6 см, при выдохе ОГК = 92,3 см.

Экскурсия грудной клетки – 100,6 – 92,3 = 8,3 см

Окружность головы –59,7 см

Измерение гибкости позвоночника (подвижности позвоночного столба). Касание зафиксировано ниже уровня платформы на 15,7 см. Следовательно это высокий уровень гибкости позвоночника.

9. Оценка физического развития с помощью индексов.

Окружность плеча ОП=31,5 см;

Окружность бедра ОБ=60,7 см;

Окружность голени ОГ=37,2 см;

Рост стоя ДТ = 178,8 см;

Рост сидя ДТС = 92,3 см;

Окружность грудной клетки ОГК = 95,5 см;

Окружность головы –59,7 см.

Индексы:

ЧУЛИЦКАЯ 3хОП + ОБ + ОГ – ДТ = 3х31,5 + 60,7 + 37,2 — 178,8 =13,6 см (норма 10-0), значит упитанность немного превышает норму.

ПИРКЕ (ДТ – ДТС) / (ДТС – 100) = (178,8 – 92,3)/( 92,3 — 100) = 86,5 / 7,7 = 11,2см

БРУГШ ОГК × 100 / ДТ = 95,5 × 100 / 178,8 = 53,4 (норма 55-49), значит развитие грудной клетки в норме.

ЭРИСМАН ОГК – ½ДТ = 95,5 — ½ 178,8 = 6,1 см. (норма от +1,0 до –3,0), значит грудная клетка широкая.

ТУР ОГК — окружность головы 95,5 — 59,7 = 35,8 (от n до 2n, где n – число лет ребенка, от 15 до 30)

Весо-ростовой индекс (ВРИ) предложен для определения соматотипа ребенка (возраст 7-17 лет) по классификации Штефко-Островского. ВРИ= МТ: ДТ3, где М — масса (кг), ДТ — рост (в метрах!!!). ВРИ= МТ: ДТ3 = 77,500: 178,83 =13,5. Соглано весо-ростовому индексу подросток относится к дигестивному типу.
Индекс БрокаПри росте 175 см и выше: ДMТ=ДТ–110 = 178,8 – 110 = 68,8 см.
У людей астенического телосложения полученное значение уменьшить на 10%, у гиперстеников – увеличить на 10%. Отнесение к тому или иному типу конституции производится на основании индекса Пинье: ИП=ДТ – (М+ОГК), где ИП — индекс Пинье, ДТ – рост в см, М – масса в кг, ОГК – окружность грудной клетки в покое. У нормостеников ИП=10-30, у астеников ИП>30, у гиперстеников ИПИП=ДТ – (М+ОГК)= 178,8 – (77,500+95,5)=5,8, это меньше 10, значит подросток гиперстенического телосложения, следовательно полученное значение нужно увеличить на 10% — 68,8+6,8=75,6. Можно сделать вывод, что подросток имеет небольшой излишек массы тела.
Весо-ростовой показательВРП = МТ: ДТ=77500: 178=438 г/см, значит показатель превышает норму.
Должная масса тела(по Xрисанфовой Е.П.)
ДМТ (для мужчин)=50+(ДТ–150)×0,75+(В – 21)/4=50 +(– 150) × 0,75+(15 – 21) / 4=70,1кг.
В условиях нормы реальная масса должна составлять 90-110% от ДМТ. РМ=77,500×100/70,1=110,5, следовательно можно считать массу тела нормальной.
Показатель БонгардаДМТ = (ДТ × ОГК): 240 = (178,8×95,5): 240= 71,1 кг, (следовательно подросток обладает избыточной массой.
Индекс КетлеИК = Вес (кг) / Рост2 (м)= 77,500/1,782 = 24,4 кг/м2. Значит 77,500 – желаемая масса тела.
ВЫВОД: подросток мышечно-дигестивного типа, гиперстенического телосложения из расчётов большинства индексов имеет небольшой избыток массы тела, грудная клетка широкая.
10. Провести оценку соматометрических показателей центильным методом.

Точный возраст ребёнка 16 лет (15 лет 8 месяцев)

Длина тела – 5 «коридор», показатель развит выше среднего

Масса тела – 6 «коридор», показатель развит высоко;
Окружность груди – 6 коридор, показатель развит высоко.
в) Гармоничность развития: разность номеров «коридоров» равен 1, значит развитие — гармоническое;
г) сумма номеров «коридоров» 5+6+6=16, значит, испытуемый относится кмакросоматическому типу.
ВЫВОД: развитие ребенка выше среднего, гармоничное, макросоматический тип.
11. Оценка физиометрических показателей
1. Пульс (ЧСС) 75 — норма
2. Артериальное давление (АД) = 133/72 – наблюдается юношеская гипертония
3. Частота дыхания (ЧД) =18– норма
12. Оценить хронотип (по Хольдебранту).
ЧСС/ЧД = 75/19 = 3,9 испытуемый относится к «совам».
13. Оценка резервных возможностей организма (проба Руфье).
ЧСС1 =16, ЧСС2 = 26, ЧСС3 = 16
ПСД = (4×(ЧСС1+ЧСС2+ЧСС3) – 200) / 10 = (4×(16+26+16) – 200) / 10=3,2
ВЫВОД: оценка – «отлично», резервные возможности высокие.
14. Оценка психологических показателей здоровья

Оценка функциональной асимметрии мозга. Из получившейся компинации букв следует, что доминирует левое полушарие.

Функциональная ассиметрия головного мозга (от греч. asymmetria — несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого —оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом. Функциональная ассиметрия головного мозга свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.
ОЦЕНКА ТИПА АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА (опросник Шмишека)
Опросник предназначен для диагностики типа ак­центуации личности детей от 12 до 17 лет.
Тест содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей и состоит из 88 вопросов, на которые тре­буется ответить «да» или «нет».
Инструкция: «Вам предлагается ответить на 88 вопро­сов, касающихся различных сторон Вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте – «да», если согласны, или «нет», если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь».
Опросник Шмишека
1. Ты обычно спокоен и весел?
2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
3. Легко ли ты можешь расплакаться?
4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?
5. Такой ли ты сильный, смелый как твои одноклассники?
6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?
7. Любишь ли ты быть главным в игре?
8. Бывают ли дни, когда ты без всякой причины на всех сердишься?
9. Серьёзный ли ты человек?
10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей?
11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры?
12. Скоро ли ты забываешь, если ты кого-нибудь обидел?
13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?
14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно в прорези?
15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, кружке, спортивной секции?
16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?
17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным?
18. Зависит ли твоё настроение от домашних и школьных дел?
19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых любят тебя?
20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?
21. Тебе обычно немного грустно?
22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?
23. Тебе трудно оставаться на одном месте?
24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?
25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки в кошек?
26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висит неровно?
27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?
28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?
29. Ты — один из лучших учеников в классе?
30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?
31. Легко ли ты можешь рассердиться?
32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?
33. Умеешь ли ты веселить ребят?
34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то всё, что ты онём думаешь?
35. Боишься ли ты крови?
36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?
37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?
38. Тебе неприятно войти в пустую тёмную комнату?
39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?
40. Являетесь ли вы общительным человеком?
41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?
42. Убегали ли вы ребенком из дома?
43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?
45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
46. Сделаете ли вы первый шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?
47. Любите ли вы животных?
48. Уйдете ли вы с работы или из дома, если у вас там что-то не в порядке?
49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
53. Много ли вы общаетесь?
54. Если вы будете чем-либо разочарованы, то придете в отчаяние?
55. Нравится ли вам работа организаторского характера?
56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каж­дая вещь в доме лежала на своем месте?
62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настрое­нии, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
64. Есть ли у вас предрасположение к головной боли?
65. Часто ли вы смеетесь?
66. Можете ли вы быть приветливыми с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
68. Сильно ли вы страдаете от несправедливости?
69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, за­крыта ли дверь?
71. Пугливы ли вы?
72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на «седьмом небе», хотя объективных причин для этого нет?
73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках худо­жественной самодеятельности, в театральном кружке?
74. Тянет ли вас иногда смотреть в даль?
75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
76. Может ли ваше настроение измениться от высо­чайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
78. Переносите ли вы злость длительное время?
79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
82. Часто ли вы видите страшные сны?
83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?
84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
86. Трудно ли вам сдержать себя, если, вы разозлитесь?
87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы слово­охотливы (нет)?
88. Могли бы вы, если пришлось участвовать в теат­ральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?
Ключ к опроснику Шмишека:
При совпадении ответа на вопрос с ключом, ответу присваивается один балл.

1. Демонстративность/ демонстративный тип
«+»: 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88; «-»: 51.
Сумму ответов умножить на два.

6. Дистимность/ дистимический тип:
«+»: 9, 21, 43, 75, 87.
Сумму ответов умножить на три.

2. Застревание/ застревающий тип:
«+»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81. «-»: 12, 46, 59.
Сумму ответов умножить на два.

7. Тревожность/ тревожно-боязливый тип:
«+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82. «-»: 5.
Сумму ответов умножить на три.

3. Педантичность/ педантичный тип:
«+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83. «-»: 36.
Сумму ответов умножить на два.

8. Экзальтированность/ аффективно-экзаль­тированный тип:
«+»: 10, 32, 54, 76.
Сумму ответов умножить на шесть.

4. Возбудимость/ возбудимый тип:
«+»: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.
Сумму ответов умножить на три.

9. Эмотивность/ эмотивный тип:
«+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79. «-»: 25.
Сумму ответов умножить на три.

5. Гипертимность/ гипертимный тип:
«+»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.
Сумму ответов умножить на три.

10. Циклотимность/ циклотимный тип:
«+»-: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.
Сумму ответов умножить на три.

Дата/время опроса: 5-6-2009_11-40-48
Ф.И.О. опрашиваемого: х х х
Пол: мужской
Дополнительные данные: учащийся
Профиль характера (личностной акцентуации)
Нумерация черт характера:
1) Демонстративность/демонстративный тип
2) Застревание/застревающий тип
3) Педантичность/педантичный тип
4) Возбудимость/возбудимый тип
5) Гипертимность/гипертимный тип
6) Дистимность/дистимический тип
7) Тревожность/тревожно-боязливый тип
8) Экзальтированность/эффективно-экзальтированный тип
9) Эмотивность/эмотивный тип
10) Циклотимность/циклотимный тип
Акцентуированные черты (черта) и типы (тип) характера:
Возбудимость/возбудимый тип
Гипертимность/гипертимный тип
Циклотимность/циклотимный тип
Возбудимость/возбудимый тип
Характерными особенностями являются: склонность к лидерству, независимость.
Главной особенностью возбудимой личности является неуживчивость, вспыльчивость, раздражительность. Вся манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями.
В области общения характерна крайне низкая терпимость, что часто может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.
Гипертимность/гипертимный тип
Характерными особенностями являются: веселость, деловитость, склонность к шуткам, изобретательность легкомысленность, оптимистичность, повышенная самооценка.
Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. Гипертим может находиться в приподнятом настроении, несмотря на отсутствие для этого каких-либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности.
Характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь смотрят оптимистически, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей. Трудности часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности и деятельности.
Циклотимность/циклотимный тип
Важнейшей особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний. При этом такие перемены являются и не редкими и не случайными.
В гипертимической фазе поведение типичное — радостные события вызывают не только радостные эмоции, но также и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность.
В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

Вывод: Развитие подростка соответствует возрастным нормам. Состояние здоровья хорошее. Проблемы с небольшим избытком веска. А так же уплощение стопы. II группа здоровья.

16. Рекомендации. Немного придерживаться диеты. Раньше ложиться спать. Выполнять гимнастику для стоп. А также регулярно измерять давление. Попить травяной сбор на основе валерианы, пустырника, боярышника. Посетить подросткового врача или кардиолога.
2. Описание развития организма ребенка в подростковый период онтогенеза.
Для определения стадий половой зрелости используют схему Таннера:

Ранний подростковый период (1-2 стадия половой зрелости) у девочек обычно начинается в возрасте между 10-13 годами и продолжается в течении 6-12 месяцев; у мальчиков – между 10,5 и 15 годами и продолжается в течение 6-24 месяцев.

Средний подростковый период (3-4-я стадия половой зрелости) у девочек начинается в возрасте 11-14 лет и продолжается в среднем 2-3 года; у мальчиков – в возрасте 12-15,5 лет и продолжается в течение 6-36 месяцев.

Поздний подростковый период (5-я стадия) – наступает в возрасте 13-17 лет, а у мальчиков – в 14-16 лет.

1. Особенности строения и функционирования систем организма:
А) Опорно-двигательный аппарат.
В старшем школьном возрасте завершается половое созревание, что сопровождается резким уменьшением интенсивности прироста размеров тела. В 15-16 лет начинаются окостенение верхних и нижних поверхностей тел позвоночников, грудины и срастание её с рёбрами.
Дальнейшее развитие мышечной системы за счёт увеличения диаметра мышечного волокна. Нарастает масса мышечной ткани; совершенствуется система энергообеспечения мышечной деятельности. Увеличивается мышечная сила. Значительный прирост мышечной силы отмечается у мальчиков 15-16 лет. Появляется способность к выполнению длительной интенсивной нагрузки.
Совершенствование координации движений в этом возрасте происходит уже не столько за счёт биологически обусловленных изменений, сколько в результате тренировки.
К опорно-двигательному аппарату относятся скелет и мышцы, объединённые в единую костно-мышечную систему.
Скелет образует структурную основу тела и в значительной мере определяет его форму и размер. Основными частями скелета являются скелет туловища, состоящий из позвоночного столба и грудной клетки, скелет верхних и нижних конечностей и скелет головы – череп.
Рост и развитие костей. Молодые кости растут в длину за счёт хрящей, расположенных между их концами и телом. Развитие скелета у мужчин заканчивается к 20-24 годам.
Позвоночный столб. Усиление темпов роста позвоночника отмечается в 7-9 лет и в период полового созревания, после завершения которого, прибавка в росте позвоночника очень невелика.
Начинающееся ещё во внутриутробном периоде окостенение, продолжается и в подростковый период. Окостенение происходит в виде пластинок, которые сливаются с телом позвонка после 20 лет. Процесс окостенения отдельных позвонков завершается с окончанием ростовых процессов – к 21-23 годам.
Грудная клетка образует костную основу грудной полости. Она защищает сердце, лёгкие, печень и служит местом прикрепления дыхательных мышц и мышц верхних конечностей. Форма грудной клетки существенно изменяются с возрастом. К 12-13 годам грудная клетка приобретает ту же форму, что у взрослого. На форму грудной клетки влияют физические упражнения и посадка.
Скелет конечностей. Ключицы относятся к стабильным костям, мало изменяющимся в онтогенезе. Лопатки окостеневают в постнатальном онтогенезе, процесс этот завершается после 16-18 лет. Окостенение свободных конечностей начинается с раннего детства и заканчивается в 18-20 лет, а иногда и позже. Тазовая кость состоит из трёх костей, сращение которых начинается с 5-6 лет и завершается к 17-18 годам. В подростковом возрасте происходит постепенное срастание крестцовых позвонков в единую кость – крестец.
Череп. У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. С возрастом, особенно с 13-14 лет, лицевой отдел растёт более энергично и начинает преобладать над мозговым. Рост головы наблюдается на всех этапах развития ребёнка, наиболее интенсивно он происходит в период полового созревания.
Мышечная масса и сила мышц. У подростков в 15 лет мышечная масса составляет 32,6% массы тела. Наиболее быстро масса мышц нарастает в возрасте от 15 до 17-18 лет. Рост поперечника мышечных волокон и внутри мышечных соединительных волокон продолжается до 20-25 лет и во многом зависит от уровня двигательной активности и тренированности.
Наиболее интенсивно мышечная сила увеличивается в подростковом возрасте. В 13-14 лет четко проявляются половые различия в мышечной силе, показатели относительной силы мышц девочек значительно уступают соответствующим показателям мальчиков. Сила мышц, осуществляющих разгибание туловища, достигает максимума в 16 лет.
Особенности быстроты, точности движений и выносливости. Быстрота движения характеризуется как скоростью однократного движения, так и частотой повторяющихся движений. Скорость однократных движений увеличивается особенно интенсивно в младшем школьном возрасте, приближаясь в 13-14 лет к уровню взрослого. К 16-17 годам темп увеличения этого показателя снижается.
С возрастом увеличивается максимальная частота повторяющихся движений. Частота движений в единицу времени у мальчиков достигает высоких показателей в 15 лет, после чего ежегодный прирост снижается. Точность же воспроизведения мышечного напряжения невелика у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она повышается лишь к 11-16 годам.
В течение длительного периода онтогенеза формируется и одно из важнейших качеств — выносливость. К 14 годам мышечная выносливость составляет 50-70%, а к 16 годам – около 80% выносливости взрослого человека.
Б) Нервная система (совокупность связанных между собой нейронов).
Нервная система у подростков в 15-16 лет завершает своё развитие; сформированы нервные центры и периферическая нервная система, хорошо регулируются двигательные функции, в том числе – мелкая моторика.
В) Высшая нервная деятельность (совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие целостного организма с внешней средой)
Возрастные особенности условных рефлексов.
Некоторые изменения условнорефлекторной деятельности отмечаются в подростковом возрасте. Начинающееся половое созревание характеризуется повышенной активностью гипоталамуса. Это вызывает изменение баланса корково-подкоркового взаимодействия, следствием чего является усиление генерализованного возбуждения и ослабление внутреннего торможения. В сравнении с предыдущей возрастной группой в подростковом периоде затрудняется образование временных связей. Уменьшается скорость образования условных рефлексов как на первосигнальные, так и на второсигнальные раздражители. Особенности высшей нервной деятельности подростков требуют внимательного к ним отношения, продуманной организации учебно-воспитательного процесса.
Нейрофизиологические механизмы восприятия и их возрастные особенности.
Структурно-функциональное созревание лобных областей продолжается в подростковом возрасте и определяет совершенствование системной организации процесса восприятия. Заключительный этап развития воспринимающей системы обеспечивает оптимальные условия для адекватного реагирования на внешние воздействия.
Нейрофизиологические механизмы внимания и их формирование с возрастом.
В начале подросткового периода нейроэндокринные сдвиги, связанные с началом полового созревания, приводят к изменению корково-подкоркового взаимодействия, ослаблению корковых регулирующих влияний на активационные процессы – ослабляется внимание, нарушаются механизмы произвольной регуляции функции. К концу подросткового периода с завершением полового созревания нейрофизиологические механизмы внимания соответствуют таковым взрослого.
Физиологические механизмы памяти.
Механизмы памяти претерпевают значительные изменения с возрастом. Память, основанная на хранении следов возбуждения в системе условных рефлексов, формируется на ранних этапах развития. По мере структурно- функционального созревания мозга происходит значительное усложнение системы памяти. Это может привести к неравномерному и неоднозначному изменению показателей памяти с возрастом. Так, в младшем школьном возрасте объём памяти достоверно возрастает, а скорость запоминания уменьшается, увеличиваясь затем к подростковому возрасту. Созревание высших формаций с возрастом определяет постепенность развития и совершенствования словесно-логической абстрактной памяти.
Г) Анализаторы.
Восприятие как сложный системный процесс приёма и обработки информации осуществляется на основе функционирования специальных сенсорных систем или анализаторов. Среди сенсорных систем организма различают зрительную, слуховую, вестибулярную, вкусовую, обонятельную системы, а так же соматосенсорную систему, рецепторы которой расположены в коже и воспринимают прикосновение, давление, вибрацию, тепло, холод, боль в соматосенсорную систему также поступают импульсы от проприорецепторов, воспринимающих движения в суставах и мышцах.
Зрительный анализатор.
Форма глаза шаровидная у взрослых диаметр составляет 24 мм, у новорождённых 16 мм. В центре радужки имеется круглое отверстие – зрачок. Величина зрачка изменяется, отчего в глаз может попадать большее или меньшее количество света. К 12-13 годам быстрота и интенсивность зрачковой реакции на свет такие же, как у взрослого.
Глаз способен приспосабливаться к чёткому видению предметов, находящихся на расстоянии. Эту способность глаза называют аккомодацией. С возрастом аккомодация изменяется. В 15-16 лет ближайшая точка ясного видения находится на расстоянии 8 см, средняя величина аккомодации (в диоптриях) 12,0
Острота зрения отражает способность оптической системы глаза строить четкое изображение на сетчатке. В возрасте от 10 до 15 лет острота зрения повышается от 0,98 до 1,15 %
Глубинное зрение совершенствуется с возрастом. Оно позволяет ощущать рельефные изображения предметов, видеть глубину и определять расстояние предмета от глаза при рассматривании предметов левым и правим глазом. В 15-16 лет этот показатель практически как у взрослого.
Световая и цветовая чувствительность значительно увеличивается в возрасте от 4 до 20 лет и после 30 лет начинается снижаться. Различие цветов по цветовому тону, круто возрастая к 10 годам, продолжает увеличиваться до 30 лет, затем медленно снижается к старости.
Слуховой анализатор.
Слуховой анализатор – это второй по значению анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности человека. Его особая роль у человека связана с членораздельной речью. Пороги слышимости заметно изменяются с возрастом. Наименьшая величина порогов слышимости, т.е. наибольшая острота слуха, свойственна подросткам и юношам 14-19 лет. изменяются с возрастом и пороги слышимости речи. У детей 6-9 лет порог слышимости 17-24дБА для высокочастотным слов и 19-24 для низкочастотных. У взрослых – 7-10 дБА для низкочастотных слов. У детей по сравнению со взрослыми острота слуха на слова понижена больше чем на тон.
Д) Эндокринная система.
В регуляции функций организма важная роль принадлежит эндокринной системе. Органы этой системы – железы внутренней секреции – выделяют особые вещества, оказывающие существенное и специализированное влияние на обмен веществ, структуру и функцию органов и тканей. К железам внутренней секреции относятся гипофиз, эпифиз, поджелудочная железа, щитовидная железа, надпочечники, половые, паращитовидные или околощитовидные желёзы, вилочковая железа.
Гипотоламо-гипофизарной системе принадлежит важнейшая роль в регуляции активности всех желёз внутренней секреции. Гипофиз – небольшое образование овальной формы, расположенное у основания мозга в углублении турецкого седла основной кости черепа. Структура и функция гипофиза претерпевают существенные изменения с возрастом. У новорождённого масса гипофиза 0,1-0,15 г, к 10 годам она достигает 0,3 г. В период, предшествующий половому созреванию, значительно усиливается секреция гонадотропных гормонов, достигающая максимума в период полового созревания.
Щитовидная железа располагается впереди гортани и состоит из двух боковых долей и перешейка. Гормон щитовидной железы тироксин содержит до 65% иода. Тироксин — мощный стимулятор обмена веществ в организме; он ускоряет обмен белков, жиров и углеводов, активизирует окислительные процессы в митохондриях, что ведёт к усилению энергетического обмена.
В процессе онтогенеза масса щитовидной железы значительно возрастает – с 1 г в период новорожденности до 10 г к 10 годам. С началом полового созревания рост железы особенно интенсивен, в этот же период возрастает функциональное напряжение щитовидной железы, о чём свидетельствует значительное повышение содержания суммарного белка, который входит в состав гормона щитовидной железы. Увеличение содержания тироидных гормонов отмечается к 10 годам и на завершающих этапах полового созревания (15-16 лет).
Надпочечники – парный орган; располагаются они в виде небольших телец над почками. Надпочечные железы уже с первых недель жизни характеризуются бурными структурными преобразованиями. Развитие коры надпочечников интенсивно протекает в первые годы жизни ребёнка. К 7 годам её ширина достигает 881 мкм, в 14 лет она составляет 1003,6 мкм. Главным гормоном мозгового вещества является адреналин, он составляет примерно 80% гормонов, синтезируемых в этом отделе надпочечников. Он ускоряет кругооборот крови, усиливает дыхание, расширяет бронхи; увеличивает распад гликогена в печени, выход сахара в кровь; усиливает сокращение мышц, снижает их утомление и т.д.
Поджелудочная железа – находится с двенадцатипёрстной кишкой. Гормон был назван инсулином. Инсулин действует главным образом на углеводный обмен, оказывая на него влияние, противоположное адреналину.
Половые железы – вырабатывают половые гормоны. Мужские половые гормоны (андрогены) вырабатываются особыми клетками семенников. Они выделены из экстрактов семенников, а так же их мочи.
Истинным мужским половым гормоном является тестостерон и его производное— андростерон. Они обусловливают развитие полового аппарата и рост половых органов, развитие вторичных половых признаков: огрубение голоса, изменение вторичных половых признаков: огрубение голоса, изменение телосложения – шире становятся плечи, увеличиваются мышцы, усиливается рост волос на лице и теле. Половые гормоны в течение всей жизни оказывают мощное влияние на формирование тела, обмен веществ и половое поведение.
Е) Сердечно-сосудистая система.
Сердечно-сосудистая система состоит из сердца и двух кругов кровообращения – большого и малого.
Сердце представляет собой полый мышечный орган, расположенный слева в грудной клетке. Размер сердца и его масса изменяются с возрастом. Сердечно-сосудистая система продолжает развиваться и растёт вместе с увеличением размеров тела. Наиболее интенсивно растёт сердце на первом году жизни, а к 16 годам оно увеличивается в 11 раз. В 16 лет сердце мальчиков опережает в массе сердце девочек.
Частота сердечных сокращений обычно изменяется по пульсу, поскольку каждый выброс крови в сосуды приводит к изменению их кровенаполнения, распоряжению сосудистой стенки, что ощущается в виде толчка. Частота сердечных сокращений в 15 лет равна 76 раз мин., ударный объём сердца 41,4 (в см3 ). Скорость движения крови с возрастом замедляется, что связано с увеличением длины сосудов, а в более поздние периоды со значительным снижением эластичности кровеносных сосудов. В 15-16 лет кровь совершает полный кругооборот, т. е. проходит большой и малый круги кровообращения в за 19 с.
По мере роста и развития сердечно-сосудистой системы изменяются и её реакции у детей и подростков на физическую нагрузку. В ответ на большую нагрузку (двухминутный бег, 180 шагов в минуту) у тренированных школьников 15 лет количество крови, выбрасываемое за 1 мин, достигает такого объёма, которое позволяет обеспечить кислородом работающие органы. При большой нагрузке особенно ярко проявляются различия в реакциях сердечно-сосудистой системы тренированного и нетренированного школьника.
У юных спортсменов (16-18 лет) после дозированной физической нагрузки (20 приседаний за 30 с или 60 подскоков) частота сердечных сокращений увеличивается на 60-70%. Максимальное артериальное давление повышается на 25-30%, а минимальное давление снижается на 20-25%; пульс возвращается к исходной частоте через 1,0-1,5 мин. Такая реакция расценивается как благоприятная.
Е) Дыхательная система.
Дыхание – необходимый для жизни процесс постоянного обмена газами между организмом и окружающей средой.
Дыхательная система человека включает: воздухоносные пути, к которым относятся полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи: лёгкие – состоящие из бронхиол, альвеолярных мешочков и богато снабженные сосудистыми разветвлениями; костно-мышечную систему, обеспечивающую дыхательные движения: к ней относятся ребра, межрёберные и другие вспомогательные мышцы, диафрагма. Воздухоносные пути и дыхательный путь начинаются носовой полостью. Объём носовой полости с возрастом увеличивается в 2,5 раза.
Следующее звено воздухоносных путей – гортань. Наиболее интенсивно гортань растёт на 1-3-м годах жизни и в период полового созревания. В период полового созревания появляются половые различия в строении гортани. У мальчиков образуется кадык, удлиняются голосовые связки, гортань становится шире и длиннее, чем у девочек, происходит ломка голоса.
От нижнего края гортани отходит трахея. Длина её увеличивается в соответствии с ростом туловища, максимальное роста трахеи отмечено в возрасте 14-16 лет. Окружность трахеи увеличивается соответственно увеличению объёма грудной клетки. Трахея разветвляется на два бронха, правый из которых более короткий и широкий. Наибольший рост бронхов происходит в первый год жизни и в период полового созревания.
Лёгкие у детей растут главным образом за счёт увеличения объёма альвеол. К концу периода полового созревания объём лёгких увеличивается в 20 раз.
Обмен газов между атмосферным воздухом, находящимся в альвеолах, происходит благодаря ритмическому чередованию актов вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений с возрастом уменьшается в 15-16 лет она составляет примерно 17-18 раз в мин. Объём вдыхаемого воздуха у подростка – 350 мл, а жизненная ёмкость лёгких в 15 лет – 260 мл.
Ж) Выделительная система. Органы выделения играют важную роль в сохранении постоянства внутренней среды, они удаляют из организма продукты обмена, которые не могут быть использованы, избыток воды и солей. В осуществлении процессов выделения участвуют лёгкие, кишечник, кожа и почки.
Почки. Основная роль в выделительных процессах принадлежит почкам, которые выводят из организма воду, аммиак, мочевину, мочевую кислоту, восстанавливая постоянство осмотических свойств крови. Через почки удаляются некоторые ядовитые вещества, образующиеся в организме или принятые виде лекарств.
С возрастом меняются количество и состав мочи. В подростковом возрасте мочи отделяется до 2 литров в сутки.
У новорожденных реакция мочи резкокислая, с возрастом она становится слабокислой.
У новорожденных детей повышена проницаемость почечного эпителия, отчего в моче почти всегда обнаруживается белок. Позже у здоровых детей и взрослых белка в моче быть не должно
Старшие дети, как и взрослые, могут произвольно задерживать и вызывать мочеиспускание. Это связано с установлением корковой, условнорефлекторной регуляции мочеиспускания.
Кожа. Кожа состоит из эпителиальной и соединительной тканей, содержащих осязательные тельца, нервные волокна, кровеносные сосуды, потовые и сальные железы. Потовые железы кожи выделяют воду, соли, органические вещества, их усиленная деятельность наблюдается при напряжённой мышечной работе и повышении температуры окружающей среды.
Одной из основных особенностей кожи детей и подростков является то, что поверхность её у них относительно больше, чем у взрослых. На 1 кг массы тела у подростков 15 лет приходится 378 см2 поверхности кожи.
В течении жизни общее количество потовых желёз не меняется, увеличиваются их размеры и секреторная функция. Изменяется секреторная деятельность сальных желёз с возрастом. После рождения секреция сальных желёз затухает, её усиление вновь происходит в период полового созревания и связано с нейроэндокринными изменениями.
З) Половая система. Половые железы и связанные с ними признаки пола, закладываясь во внутриутробном периоде, формируются на протяжении всего периода детства и определяют половое созревание. Сроки наступления полового созревания и его интенсивность различны и зависят от многих факторов: состояния здоровья, характера питания, климата, бытовых и социально-экономических условий.
В период полового созревания происходят глубокие изменения организма. Изменяются взаимоотношения эндокринных желёз и прежде всего гипоталамо-гипофизарной системы. Активируются структуры гипоталамуса, нейросекреты которых стимулируют выделение тропных гормонов гипофиза.
Как у мальчиков, так и у девочек выделяют 5 стадий полового созревания.
I стадия – предпубертат. Характеризуется отсутствием вторичных половых признаков.
II стадия – начало пубертата. У мальчиков небольшое увеличение размеров яичек. минимальное оволосение на лобке. Волосы редкие и прямые. Усиливается выделение половых гормонов, активизируется функция надпочечников.
III стадия – у мальчиков дальнейшее увеличение яичек, начало увеличения полового члена, в основном в длину. Волосы на лобке становятся темнее, грубее, начинают распространяться на лонное сочленение. Активизируется функция половых желёз. У мальчиков усиленная секреция соматотропина определяет ускоренный рост.
IV стадия. У мальчиков увеличивается в ширину половой член, изменяется голос, появляются юношеские угри, начинается оволосение лица, подмышечное и лобковое оволосение. На этой стадии усиленно выделяются андрогены и эстрогены. У мальчиков сохраняется высокий уровень соматотропина, определяющий значительную скорость роста.
V стадия – у мальчиков окончательно развиваются половые органы и вторичные половые признаки.
В период полового созревания, особенно на II-II стадии, когда резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы – ведущего звена эндокринной регуляции, все физиологические функции претерпевают значительные изменения.
За интенсивным ростом костного скелета и мышечной системы подростков не всегда поспевает развитие внутренних органов – сердца, лёгких, желудочно–кишечного тракта. Сердце опережает в росте кровеносные сосуды, вследствие чего кровяное давление повышается и затрудняет прежде всего работу самого сердца. В то же время бурная перестройка всего организма, происходящая в период полового созревания, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к сердцу. А недостаточная работа сердца приводит нередко к головокружениям, посинению и похолоданию конечностей у мальчиков. Отсюда головные боли, и быстрая утомляемость, и периодические приступы вялости; нередко у подростков наблюдается обморочное состояние из-за спазмов мозговых сосудов. С окончанием периода полового созревания эти нарушения обычно исчезают бесследно.
Существенные изменения на этом этапе развития в связи с активацией гипоталамуса претерпевают функции центральной нервной системы. Изменяется эмоциональная сфера. Эмоции подростков подвижны, изменчивы, противоречивы: повышенная чувствительность нередко сочетается с черствостью, застенчивость – с нарочитой развязностью, проявляются чрезмерный критицизм и нетерпимость к родительской опеке. В этот период иногда наблюдается снижение работоспособности, невротические реакции, раздражимость, плаксивость.
В этот период интенсивно формируется личность подростка, возникает чувство взросления, изменяются отношения к представителям противоположного пола.
У мальчиков в период полового созревания может происходить непроизвольное извержение семени – поллюция. Чаще всего поллюция происходит во сне. Первая поллюция происходит в 15-16 лет. Посредством поллюций организм освобождается от избытка семенной жидкости и полового напряжения. Это весьма целесообразная и естественная реакция организма, создающая физиологические условия для полового воздержания.
2. Какие общие закономерности роста и развития проявляются в изучаемый период онтогенеза.
Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям.
В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают в разные сроки жизни.
Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. наибольшей интенсивностью рост ребёнка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т.е. в 11-15 лет. С наступлением полового созревания длина тела увеличивается на 7-8 и даже на 10 см. в 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.
Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раз, длина туловища – 3 раза, длина руки – в4 раза, длина ноги – в 5 раз.
Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет ¼ длины туловища, у ребёнка 2 лет – 1/5, 6 лет – 1/6, 12 лет – 1/7 и у взрослых – 1/8. с возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.
Неравномерность роста – приспособление, выработанное эволюцией. Развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост – к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребёнка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Однако периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами дифференцировки.
Наряду с типичными для каждого возрастного периода характеристиками имеются индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы.