Конверсия продукции оборонного комплекса на примере ОАО "Станкомаш"

Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретические аспектыгосударственного регулирования конверсии ОПК
1.1 Оборонно-промышленный комплекс иорганизационные проблемы конверсии
1.2 Пути решения проблемы конверсииоборонного комплекса в России
1.3 Перспективы государственногорегулирования конверсии оборонного комплекса
Глава 2 Конверсия продукции ОАО «Станкомаш»
2.1 История ОАО «Станкомаш»
2.2 Конверсия предприятия
2.3 ОАО «Станкомаш» в реалияхнастоящего времени
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Осуществление реформ вэкономике в значительной мере зависит от того, как будут идти преобразования ввоенно-промышленном комплексе, где сосредоточен основной производственный иинтеллектуальный потенциал страны. ВПК аккумулировал в себе лучшую часть производственныхфондов, научно-технической базы, кадровых ресурсов страны.
Несмотря на то, что вразличных инстанциях неоднократно высказывались намерения провести в Россиивоенную реформу, создать профессиональную армию, принципиально обновитьвооружение и военную технику, пока принципиальных изменений ни в боеготовностиВооруженных сил, ни в перспективах развития оборонной промышленности страны непроизошло.
В развитии оборонногокомплекса, несмотря на возрастающие из года в год экспортные показатели(далекие пока от уровня 1980-х годов), можно выделить ряд серьезных проблем:
– старениепроизводственных мощностей предприятий, на реконструкцию которых не хватаетденежных средств;
– резкое увеличениесреднего возраста занятого персонала с приближением его к пенсионному;
– недостаточные объемыденежных средств, выделяемых за последние 15 лет на НИОКР оборонной тематики,что уже в ближайшее время создаст серьезные проблемы, связанные с разработкой ивыпуском в РФ вооружений и военной техники новых поколений;
Производство российскихвооружений и военной техники в последние десять лет ориентировано в первуюочередь на нужды других государств, поэтому результаты деятельности оборонныхпредприятий очень сильно зависят от наличия заказов на экспортные поставки.
Если эти проблемы небудут решены в ближайшее время, российская оборонная промышленность рискуетоказаться неконкурентоспособной в производстве военной продукции как навнутреннем, так и на внешнем рынках.
Поэтому актуальность ипрактическая значимость поставленных проблем определила выбор темы курсовойработы, ее цель, предмет исследования и задачи.
Целью данной работыявляется описание сущности конверсии оборонного комплекса, изучение актуальныхпроблем реформирования ОПК, их решения, перспективы дальнейшей конверсииоборонных предприятий России, а также рассмотрение конверсии оборонногокомплекса на примере предприятия Челябинской области.
Предметом исследования вданной курсовой работе являются проблемы развития и реформирования российскогооборонно-промышленного комплекса.
Для раскрытия данной целиопределены и последовательно решаются следующие задачи:
— определение экономическойсущности оборонно-промышленного комплекса;
— рассмотрение основныхпроблем, присущих направлению;
— выявление основныхпутей решения поставленных проблем;
— изучение современноереформирование комплекса и перспектив развития российской обороннойпромышленности.

Глава 1 Теоретическиеаспекты государственного регулирования конверсии ОПК
1.1 Оборонно-промышленныйкомплекс и организационные проблемы конверсии
Оборонно-промышленный комплекс РФ является частью экономикиРоссии и включает в себя органы государственного управления и власти,промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся обороннымиисследованиями и созданием вооружения и военной техники. Как синонимы ОПКиспользуются также термины «военная промышленность» и «обороннаяпромышленность».
ОПК включает отрасли промышленности, которые определеннопроизводят военную продукцию (например, артиллерию, ракеты, подводные лодки), атакже отрасли, выпускающие гражданскую продукцию. В процессе разработки ивыпуска вооружения и военной техники могут принимать участие предприятияразличных отраслей, для большинства из которых такая работа может являтьсянепрофильной. Таким образом, существует несколько определений ОПК, но все онисводятся к одному наиболее общему.
Оборонно-промышленный комплекс – это совокупность научных,исследовательских, испытательных организаций и предприятий (заводов)промышленности, выполняющих государственный оборонный заказ, т. е. производящихпродукцию и услуги в интересах обороны для российских силовых структур иобеспечения поставок вооружения и военной техники (ВВТ) иностраннымгосударствам в рамках военно-технического сотрудничества.
Оборонно-промышленный комплекс объединяет крупныегосударственные и частные предприятия (концерны, консорциумы, тресты и т.п.),ассоциированные в своей деятельности с другими производителями военнойпродукции, научно-исследовательскими и испытательными организациями (институтами,университетами, лабораториями, полигонами), заказывающими учреждениямивооруженных сил и органами государственного управления.
Ядро оборонно-промышленного комплекса России сегодняобъединяет более 1400 предприятий и организаций, основной деятельностью которыхявляется разработка и производство ВВТ. Эти предприятия курируются федеральнымивластями либо непосредственно (для госпредприятий), либо опосредованно черезреализацию единой государственной политики в области ОПК (для акционерныхобществ).
Производственные мощности, ранее использовавшиеся для выпускавооружения и военной техники, с той или иной степенью эффективностипереоснащаются на производство продукции двойного или чисто гражданскогоназначения. Так, в авиационной промышленности осуществляется выпускгазотурбинных установок и газоперекачивающих агрегатов, нефтепромысловогооборудования, металлорежущих станков с автоматизированными системамиуправления. В электронной промышленности производятся интегральные микросхемы,электровакуумные и полупроводниковые приборы, контрольно-измерительнаяаппаратура. Судостроительная промышленность выпускает противопожарные суда,буксиры, рыболовные судна (преимущественно на экспорт). На предприятияхракетно-космической промышленности развивается производство медицинскойаппаратуры и аппаратуры для многофункционального мониторинга окружающей среды. В составОПК в зависимости от видов деятельности входят следующие основные объекты:
— научно-исследовательские организации, занимающиесятеоретическими разработками;
— конструкторские бюро (КБ), создающие опытные образцыоружия;
— испытательные лаборатории и полигоны, где происходитиспытание оружия, только вышедшего из заводских стен;
— производственные предприятия, где осуществляется выпускоружия.
Доля промышленных предприятий в оборонном комплексесоставляет около 45%, остальные 55% приходятся на научные организации инаучно-производственные объединения, занимающиеся разработкой и модернизациейВВТ.
По своему отраслевому составу ОПК делится на несколькоосновных отраслей:
1. Производство ядерного оружия
2. Авиационная промышленность
3. Ракетно-космическая промышленность
4. Производство стрелкового и артиллерийского оружия
5. Военное судостроение
6. Бронетанковая промышленность
7. Радиоэлектронная промышленность
Снижениеуровня вооруженного противостояния в мире вызвало к жизни интенсификациюпроцесса конверсии оборонного производства.
Сейчас более80% основных фондов российских оборонных предприятий полностьюамортизировано.Средний возраст работающих в ОПК приближается к 50 годам.Основные средства в обновление фондов вкладывают сами предприятия. Сегодняобщая загрузка предприятий ОПК составляет менее 30%, доля гособоронзаказа приэтом составляет 25-30% от общей загрузки.
Частичная илиполная переориентация предприятий (производственных мощностей,научно-технического потенциала и трудовых ресурсов) с военных на гражданскиенужды представляет собой конверсию. Практически конверсия означает сокращениепроизводства вооружения и военной техники и увеличение выпуска товаров и услугдля удовлетворения нужд населения и общества в целом. С целью производстваконкурентоспособной гражданской продукции для внутреннего и внешнего рынкаиспользуются высокие технологии оборонного комплекса.
Такимобразом, конверсия стала реальным процессом передачи новых технологий изоборонной сферы в гражданские отрасли производства. Поскольку предполагалось,что конверсия охватит все сферы экономики и общественной жизни, то требовалосьрешить проблему формирования и реализации эффективной российской программыконверсии, в рамках которой ОПК был бы способен выпускать большое количестворазличных товаров, в т.ч. наукоемкой продукции гражданского назначения. Этобеспрецедентная по масштабам задача. В результате проведения конверсии удельныйвес гражданской продукции в общих объемах промышленного производства оборонныхпредприятий существенно увеличился и по данным Минэкономразвития РФ составляетболее 80%, а в Федеральной службе по атомному надзору РФ – 90% .
Организационнаяструктура отечественной военной промышленности, объем производства которойзанимал большую долю от общего объема промышленного производства, довольноблизка к корпоративной. Многие предприятия создавались и функционировали всоставе конкретных технологических цепочек. Это создает реальные предпосылкидля межотраслевой интеграции и образования многоотраслевых объединений типакорпораций. Для многих предприятий военно-промышленного комплекса образованиекорпораций является условием выживания – сохранения кадров, научныхподразделений, социальной инфраструктуры, получения заказов,материально-технического обеспечения и сбыта готовой продукции.
За короткий срок, наоснове конверсионных технологий, в отрасли было создано много новых образцовпродукции, отличающихся оригинальностью конструкторских и технологическихпроработок. Однако в силу тяжелейшего финансового положения предприятий ОПК иснижения покупательной способности во многих случаях оказалось невозможнымреализовать на должном уровне проекты по организации массового производства новыхтехнологий и продукции.
Конверсия неможет рассматриваться как процесс, связанный только с экономией финансовых,материальных, трудовых и других ресурсов. Она требует значительных затрат настроительство и реконструкцию цехов, участков, модернизацию и заменуоборудования, расширение и техническое перевооружение производства, а также напереподготовку кадров, выплату выходных пособий и т. д. Решение этой задачипредполагает использование методов государственного управления в сочетании срыночными методами.
Поэтому дляобеспечения устойчивости процесса конверсии был создан по инициативе российскойобщественности, поддержанной руководством ОПК, Министерства обороны изаинтересованными зарубежными организациями Международный фонд конверсии (МФК).Фонд имеет статус международной независимой неправительственной организации,пользуется поддержкой федеральной и региональных администраций России, имеетобширные контакты и представительства в ряде стран и состоит членом Ассоциациинеправительственных организаций ООН.
Наряду снекоторыми позитивными результатами конверсии отдельных предприятий ОПК, в этомпроцессе имеются существенные недостатки. В частности, анализ осуществляемойодновременно с приватизацией конверсии оборонного производства. Анализпоказывает, что обвальный характер ее проведения поставил под угрозусуществование ОПК России как такового, в связи с чем основные усилиягосударства в сложившейся ситуации должны быть направлены на обеспечениевыживания этого комплекса. При этом надо учитывать градообразующий характернекоторых предприятий ОПК, а также необходимость сохранения уникальныхтехнологий, которые не могут быть использованы в настоящее время внароднохозяйственных целях, но утрата, которых нанесет непоправимый ущербнациональным интересам.
К числу основныхпричин, делающих конверсию оборонного производства болезненно трудной,относятся, прежде всего, недостаточность финансирования, несовершенство формуправления конверсионными программами и недостаточная эффективность измененияформ собственности предприятий ОПК. Кроме того, большие задержки с утверждениемпрограмм развития систем вооружения и государственного оборонного заказа непозволяют руководителям отраслей и предприятий своевременно определяться снаправлениями развития собственного производства, нормированием размеровмобилизационных мощностей и, следовательно, выбором путей конверсиипредприятий.
Попыткиподдержать ОПК путем массовой конверсии предприятий и их приватизации не далижелаемых результатов. Однако многие аналитики признают, что сокращение объемапроизводства ОПК было вызвано недостаточной эффективностью воздействияэкономических механизмов и государственного регулирования, медленной адаптациейОПК к требованиям современной экономики, их подавленной инвестиционнойактивностью из-за нехватки бюджетного финансирования и кризиса платежей.
Несвоевременноеи неполное финансирование государственных программ (своеобразная «конверсиясверху») привело к значительным убыткам, поставив многие оборонныепредприятия на грань банкротства. Что же касается «конверсии снизу»,то в условиях затяжного кризиса она для многих предприятий ОПК оказаласьнепосильной.
В опаснойзоне возможного банкротства, по оценкам специалистов, оказалось до 25% предприятий ОПК. Подобная ситуацияне могла не отразиться на возможностях выполнения возложенных на ОПК задач пообеспечению безопасности страны. Проведенный сравнительный анализ концепцийконверсии за рубежом и в России показывает следующее:
1. Общиеэкономические условия конверсии оборонной промышленности России кардинальноотличаются от зарубежных. Если в России эти условия характеризуются постояннымухудшением, связанным с сокращением экономического потенциала страны примерновдвое, что по сути дела отражает глобальное поражение в «холодной войне»с Западом, то в так называемых странах-победителях экономические условияостаются в целом нормальными, и проблемы конверсии сводятся к адаптации военнойпромышленности к уменьшению государственных военных заказов.
2. Конверсиядля России – это, по существу, ликвидация ее оборонной промышленности, в товремя как конверсия для Запада – это приспособление военной промышленности кновым условиям передела сфер влияния и повышение эффективности. Не случайно,что термин «конверсия» был принят именно в России, на Западе жеиспользуют термин «адаптация».
3. В Россиипредполагалось использовать имеющийся научно-технический потенциал ипроизводственные мощности оборонных отраслей в качестве базы для развитиягражданских отраслей промышленности и экономики, хотя известно, что 60% этогопотенциала в силу специфики оборонных технологий нельзя использовать вгражданской сфере. На Западе предпочтение отдавалось созданию новых мощностейпри использовании военных технологий двойного назначения.
4. Проблемаприватизации предприятий оборонной промышленности на Западе также ставитсясовершенно иначе, чем в России. Если в России приватизация выражала идеювсеобщей приватизации и поиска «эффективных собственников», то наЗападе она отражает в первую очередь идею экономии государственных средств и потомуже идею повышения эффективности. Можно выделить две взаимосвязанные неотложныесистемы мер, реализация которых в ОПК обеспечила бы общее сокращение издержекпроизводства и существенно расширила бы его финансовые возможности:
– oсовершенствование институциональной структуры предприятий ОПК и их управления,основанных на выборе приоритетных направлений;
– oстимулирование экспорта оружия, в котором воплощается сохраняющаяся еще большаячасть интеллектуального и производственного потенциалов ОПК, особенно в сферевысоких технологий.
Приватизацияпредприятий военно-промышленного комплекса требует особого государственногорегулирования, в первую очередь в решении вопросов управления собственностьютех предприятий, которые должны находиться в прямом государственном управлении.Кроме того, принципиальное значение имеет представление государственныхинтересов в акционерных обществах путем закрепления за государством пакетовакций или владения «золотой акцией». Это соответствует мировойпрактике сочетания государственных и частных интересов при реализации оборонныхпрограмм.
К настоящему времени восновном уже сформирована организационная структура гражданского сектораоборонного комплекса, начата реализация новых приоритетов в его развитии.Такими приоритетами в организационной сфере являются:
формированиенациональных научных центров по важнейшим (прорывным) технологиям;
созданиефинансово-промышленных групп, технопарков и технополисов, основанных наиспользовании технологий двойного на значения;
образование транснациональныхкомпаний, новых производств на основе прорывных и конкурентоспособныхтехнологий (в том числе и в других странах) как форм участия в мировомразделении труда;
переход в полном объемек государственной контрактной системе размещения заказов для нужд государства;
нормативно-правовоеобеспечение экономического механизма, соответствующего особенностям организациии экономики военно-промышленного комплекса.
Реконструкция иструктурная перестройка предприятий военно-промышленного комплекса, перевод ихна выпуск гражданской продукции, оптимальное использование ихнаучно-технического потенциала – ключевой вопрос развития корпоративногоуправления в России, определяющий его судьбу в будущем.
конверсияперепрофилирование реорганизация оборонный

1.2 Пути решенияпроблемы конверсии оборонного комплекса в России
Выделимследующие основные положения государственного регулирования процессовоборонного производства и конверсии.
1. По своемусодержанию государственное регулирование оборонного производства и конверсиипредставляет собой совокупность мероприятий, направленных на организацию истимулирование военно-экономической деятельности производителей обороннойпродукции с целью наиболее полного удовлетворения военно-экономическихпотребностей страны в мирное время и в условиях войны.
2. Всовременных условиях государственное регулирование оборонного производства иконверсии, остается ведущим фактором, но оно должно быть более динамичным,гибким и квалифицированным.
3.Целесообразно на основании концепций национальной безопасности и строительстваВС РФ, Закона об Обороне, применительно к современным политическим иэкономическим условиям, провести глубокий социально-экономический сравнительныйанализ всех существующих и действующих руководящих документов по развитиюоборонного производства и конверсии.
4.Сложившаяся крайне тяжелая ситуация в оборонном секторе экономики вызываетнеобходимость ликвидации параллелизма и дублирования во всех силовых структурахгосударства, незамедлительного создания оптимальной системынормативно-правового и нормативно-технического обеспечения, комплексногоподхода и эффективных механизмов государственного регулирования оборонногопроизводства и конверсии, совершенствования финансовой системы обеспечениявоенных программ, а также мобилизационной подготовки народного хозяйства вусловиях сокращения ассигнований на оборону.
5. Всегодняшних условиях экспорт оружия является  однимиз способов выживания оборонной промышленности, важным источником поступлениятвердой валюты, необходимой для проведения экономических реформ и решенияострых социальных проблем.
6. В рамкахвоенной реформы целесообразно создание в силовых структурах экономическихподразделений с возложением на них задач обоснования и выработки экономическиэффективного механизма реализации всех принимаемых государственных программ.
Для решенияактуальных проблем оборонного производства и конверсии необходимо :
1. Ускоритьразработку комплекса программных документов, определяющих ближайшие задачи иперспективы производства вооружении военной техники (ВВТ) для ВС России, программ- развития оборонно-промышленного потенциала своевременно и официально довести докаждого предприятия в части, его касающейся. Это обеспечит руководителямпредприятий и коллективам ясность в оценке перспективы и облегчит выработкуэкономической стратегии, позволит формировать политику и определять конкретныепланы их действий в области производства оборонной продукции и конверсии.
2.Разработать всесторонне обоснованные формы перестройки механизма управленияоборонно-промышленным комплексом на федеральном уровне, включая пересмотрфункций и структур организаций, занимающихся оборонным производством,конверсией и утилизацией ВВТ. Провести независимую оценку уровня иперспективности технологий и конструкторских разработок в области фундаментальныхисследований, НИОКР, опытного и серийного производства ВВТ (хотя бы выборочно).
3. Четко и однозначнозафиксировать положение, декларируемое в «Основных положениях военнойдоктрины РФ», о том, что структура и состав ВС РФ должны соответствоватьэкономическим возможностям страны.
4. В связи созначительным сокращением оборонного производства и невозможностьюгосударственной финансовой поддержки всех оборонных предприятий целесообразнона их базе вне зависимости от ведомственной принадлежности и формысобственности после предварительного обследования их квалификации (проведенияконструкторско-технологического и финансово-хозяйственного аудита) создатьгосударственный комплекс предприятий высоких технологий, способный решатьзадачи разработки и изготовления современных образцов ВВТ по контрактам сгосударственным заказчиком.
5. Создать изаконодательно закрепить систему, обеспечивающую сохранение пакета акций зароссийскими юридическими лицами и недопущение использования процессаприватизации предприятий ОПК для подрыва экономического и оборонного потенциалаРоссии.
6.Разработать комплексную, желательно международную, программу содействияконверсии, обратив особое внимание на информационное и методическое обеспечениеконверсии военного производства и создание службы международного маркетинга, атакже подготовку специалистов в этой области.
7. Повыситьроль заказчиков вооружения вплоть до введения единого Государственногозаказчика ВВТ. При этом все средства на заказы ВВТ должен распределять единыйГосударственный заказчик, а вся ответственность в последующем за созданиевысококачественной продукции должна быть возложена на видовых заказчиков. Этопозволит предотвратить дублирование разработок и производства однотипноговооружения.
8. Определитьсистему приоритетов между видами ВС РФ и родами войск, а внутри видов и родов –между образцами ВВТ, оставив только перспективные образцы с необходимыми поусловиям решения боевых задач тактико-техническими характеристиками илиприоритетные по экспортным соображениям.
9. Обеспечитьцелевое финансирование не предприятия, а заказа.
10. Цельюпривлечения внебюджетных средств создать программу предоставления услуг силамии средствами Государственных заказчиков, в основном Минобороны РФ (совместноеиспользование аэродромов, аренда линий связи, предоставление измерительнойаппаратуры, предоставление услуг космическими средствами, аренда сооружений,приватизация промышленных предприятий и др.).
11. Изучитьопыт привлечения отечественного и иностранного капитала для инвестиций вразработку и производство вооружения, конверсию военного производства.
12. Создатьединый федеральный орган управления, координирующий вопросы реализациивоенно-технической политики.
1.3Перспективы государственного регулирования конверсии оборонного комплекса
Российскийоборонно-промышленный комплекс (ОПК), являясь наиболее высокотехнологичным в национальнойэкономике, и в то же время определяющим оборонный потенциал государства, до сихпор находится в кризисном состоянии, за исключением некоторых положительныхтенденций, относящихся главным образом к авиастроительной и судостроительнойотраслям. Основные количественные и качественные показателисоциально-экономического положения ОПК определяют его как стагнирующую отрасль,даже на фоне существенного общего прироста объемов производимой продукции иуслуг. Для оценки текущего состояния целесообразно проанализировать несколькоосновных показателей функционирования оборонно-промышленного комплекса, аименно:
а) промышленноепроизводство;
б) федеральный бюджет игосударственный оборонный заказ;
в)финансово-экономическое состояние;
г) социально-экономическоеположение и кадровый потенциал.
Промышленноепроизводство. Темпы роста производства в ОПК в последние докризисные годы был вышеобщепромышленных. По официальной информации, общий объем производства продукцииОПК возрос на 15,1%. Удельный вес продукции гражданского назначения составил41,3% (2007 г.)
Нельзя не отметитьрекордный объем экспорта вооружений и военной техники: по оценкам, он достиг5,4 млрд. долл., причем доля экспорта вооружений в общем экспорте российскоймашиностроительной продукции составила в 2007 г. порядка 50%, а в дальнеезарубежье – более 70%.
Традиционно тяжелоеположение сохраняется в промышленности боеприпасов и специальной химии. Большаячасть предприятий находится на грани банкротства или уже попала под этунеприятную процедуру. Только несколько предприятий, главным образом патронных,сумели выйти на внешние рынки со своей продукцией. Остальные в силу своейспецифики (производство ручных гранат, мин и т. п.) перепрофилированию неподдаются и вынуждены к тому же поддерживать мобилизационные мощности.Формально Управление по промышленности боеприпасов Федерального агентствапромышленности получает очень солидные ассигнования, но практически все онипредназначены для финансирования процесса уничтожения запасов химическогооружия.
Федеральный бюджет игосударственный оборонный заказ. Следует отметить, что, хотя решение Советабезопасности РФ о финансировании национальной обороны в 2007 г. в целом быловыдержано, однако, не были соблюдены пропорции между текущим содержанием ифинансированием гособоронзаказа из-за роста денежного содержания военнослужащихи произошедшего сокращения численности Вооруженных сил. Так, если в 2001 г. насодержание войск шло 70% бюджета, а на развитие только 30%, то в 2007 этосоотношение составляло 60% и 40%. По прогнозам Министерства обороны, наоптимальный уровень – 50% на содержание, 50% на развитие армии – ведомствовыйдет к 2012 г. В целом расходы федерального бюджета на гособоронзаказ 2007года составили 148 млрд. рублей.
Финансово-экономическоесостояние ОПК. Финансово-экономическая ситуация на отдельных предприятиях ОПКскладывается по-разному, устойчивость предприятий, в основном, по-прежнемусильно зависит от наличия или отсутствия экспортных контрактов, размера ГОЗ,выделения бюджетных средств. Негативное воздействие на работу комплексаоказывают большие значения дебиторской и кредиторской задолженностей, чтоухудшает расчетно-платежную дисциплину, увеличивает количество убыточныхпредприятий и снижает рентабельность производства. Основным источникомфинансирования остаются собственные средства предприятий и организаций (около65% от общего объема инвестиций), при этом государственные инвестициисоставляют около 12,5% от общего объема инвестиций, предназначенных дляфинансирования гособоронзаказа и федеральных целевых программ «Реформированиеи развитие оборонно-промышленного комплекса», «Национальнаятехнологическая база», «Развитие гражданской авиационной техники»,Федеральная космическая программа России и «Электронная Россия».Источниками привлечения сторонних инвестиций для предприятий остаютсярегиональные кредиты, кредиты банков, а также фондовый рынок.
Для России проблемаэкономического роста имеет чрезвычайно важное значение. Подъем производства,его стабильные и достаточные темпы необходимы для решения тяжелых социальныхпроблем, развития научно-технического прогресса, повышения уровняконкурентоспособности российской продукции на мировом рынке. При этом следуетиметь в виду, что именно сокращение государственного потребления, особенновследствие значительного «урезывания» военных расходов и свертываниявоенного производства, явилось одним из главных факторов сокращения общегообъема производства в нашей стране в начале 1990-х годов. В связи с этим, можносделать вывод, что именно ОПК России способен стать тем локомотивом, которыйсможет обеспечить полномасштабный экономический рост. Развитие производстваотечественной высокотехнологичной продукции военного назначения может датьсущественный толчок для инновационного «прорыва» к необратимому экономическомуросту России, стать предпосылкой качественного изменения состояния национальнойэкономики.
На совместном заседанииГосударственного совета Российской Федерации, Совета безопасности и Совета приПрезиденте Российской Федерации по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 года были одобрены «Основы политики Российской Федерации в областиразвития науки и технологий на период до 2012 года и дальнейшую перспективу»,утвержденные Президентом РФ. Ядро этой политики – формирование национальнойинновационной политики государства и механизмов ее реализации на базе развитияинновационных технологий. В документе особо отмечается значение инновационныхтехнологий военного производства ОПК России для экономического роста нашего государства.
При этом в качествеключевых направлений реализации политики, в частности, названы:
— совершенствование нормативно-правовой базы инновационнойдеятельности, обеспечивающих «диффузию» новых научно-техническихзнаний и инновационных технологий из оборонно-промышленного комплекса в «гражданские»отрасли экономики страны;
— повышение эффективности функционирования национальнойинновационной системы, позволяющей распространять и внедрять новые знания,технологические и управленческие нововведения ОПК России в масштабахнациональной экономики;
— совершенствование механизмов государственного содействия вреализации инновационных проектов, предусматривающих стимулирование разработоквысоких технологий в военном производстве и их коммерциализацию в ходевнедрения в другие отрасли национального хозяйства нашего государства;
– коммерциализациятехнологий двойного назначения, то есть передача (трансферт) на коммерческихусловиях (с выплатой владельцу вознаграждения в той или иной форме) ранеесозданной или создание на паритетных основах новой интеллектуальнойсобственности (результатов научно-технической деятельности, знаний,технологий);
— государственная поддержка и регулирование процессов конверсиивоенного производства;
— разработка соответствующей нормативно-правовой базы;
— совершенствование государственных контрольных механизмов в направленииусиления их возможностей по селективному и оперативному выявлению,предупреждению и пресечению несанкционированных передач (продаж) технологийдвойного назначения, исходя из требований:
а) сохранениягосударственной и коммерческой тайны,
б) нераспространениятехнологий военного и двойного назначения, которые могут быть использованы длясоздания оружия массового уничтожения или являются особо важными дляорганизации эквивалентного межгосударственного обмена технологиями, в)обеспечения гарантированной защиты прав владельцев интеллектуальнойсобственности;
— профессиональная подготовка и переподготовка руководящих кадроввысшего и среднего звена заказывающих органов, предприятийвоенно-экономического комплекса, формирование новой категории специалистов — менеджеров по анализу рынков высокотехнологичной продукции и услуг.
Анализ сегодняшнеговнутреннего состояния оборонно-промышленного комплекса России, потенциалавоенного производства дает возможность выявить основные проблемы, решениекоторых может определить перспективы участия ОПК в качественном изменениисостояния национальной экономики Российской Федерации. К ним относятся:
— накопленное неудовлетворительное финансово-экономическоесостояние большинства предприятий оборонно-промышленного комплекса;
— высокая доля государственной собственности при слабом контроле заее использованием со стороны органов государственного управления;
— дезинтеграция технологически связанных военных производств инаучно-исследовательских организаций, реализующих НИОКР обороннойнаправленности;
— прогрессирующее физическое и моральное старение паркапроизводственного и научного оборудования предприятий, организаций и учрежденийОПК, не восполняемого в достаточном для поддержания современноготехнологического уровня объеме;
— «старение» и ухудшение качественного состояния(понижение квалификации) научных и производственных кадров на предприятияхвоенного производства;
— неэффективное (с точки зрения долгосрочной перспективы)использование доходов от экспортных контрактов на поставку ВВТ за рубеж;
— низкая (по сравнению с передовым мировым уровнем)конкурентоспособность значительной части имеющихся производственных мощностей итехнологий предприятий военного производства для использования в «гражданском»секторе экономики.
Решение проблемыинтеграции предприятий военного сектора национального хозяйства России врыночную экономику, имеющей, в частности, технико-экономический ивоенно-экономический аспекты, связано с разработкой и внедрением технологийдвойного назначения, а также развитием интеграционных процессов в управлениивоенной и «гражданской» экономикой, и в их взаимосвязи.
Немало предприятий ОПКсегодня не только выживают, но и развиваются за счет серийных поставок новейшейтехники на экспорт. Так, в последнее время авиастроительными предприятиямиИркутска, Новосибирска были изготовлены на экспорт несколько десятков самолетовфронтовой авиации различных типов и модификаций, в то время как для ВВС Россииновые самолеты практически не поставлялись. Вполне естественно, что при такомположении рост промышленного производства будет сдерживаться, а цена образцовВВТ расти.
Одна из центральных задачгосударства в нынешних условиях –обеспечить управляемость государственнойсобственностью через создание эффективных организационно -правовых форм прямогоучастия государства в управлении такими структурами: холдингами,финансово-промышленными корпорациями, концернами. А также путей косвенноговоздействия на корпорации через трастовые инвестиционные и лизинговые компании. Холдинг – одна из современных формуправления корпорацией. Она заключается в том, что компании, производящиевостребованную рынком продукцию для усиления конкурентоспособности объединяютсявокруг управляющей компании. Вновь созданная интегрированная структура в силуповышения общего стратегического потенциала и оперативно-тактическоймобильности становится более конкурентоспособной, а, следовательно,инвестиционно-привлекательной, в том числе и для международных институтов.
Возможностигосударственного регулирования ценообразования на продукцию ОПК в настоящеевремя сводятся к установлению тарифов на продукцию и услуги естественныхмонополий, расчету потребности финансирования. Объем финансирования и,следовательно, стартовые возможности закупок ВВТ, цена продукции,соответственно, ее серийность определяются на основе прогнозирования основныхмакроэкономических показателей экономики. Сейчас Министерство обороныфинансирует более 150 НИОКР финальных образцов вооружений по федеральнымцелевым программам. Но почти все они финансируются на 15-20% от плана. Врезультате сроки сдачи новой техники переносятся, а средства расходуютсянеэффективно. Из 29 холдингов, создание которых было предусмотрено, программойреформирования оборонно-промышленного комплекса, образовано только три.
Таким образом, ОПК покаеще не справляется со своей первейшей функцией – обеспечениемобороноспособности страны на базе новейших и высокоточных технологий. Дляускорения возрождения оборонно-промышленного комплекса и превращения его внаучно-техническую и технологическую базу национальной экономики необходиморазработать и принять на федеральном уровне систему мер по стимулированиюинновационного развития ОПК. В этой системе целесообразно предусмотреть:
— введение 5-летнегоморатория на процесс банкротства предприятий ОПК;
— реструктуризациюзадолженности предприятий ОПК перед бюджетом с амнистией по пеням и штрафам;
— проведениереструктуризации основных фондов предприятий ОПК с консервацией неработающихмощностей и освобождением их от всех видов налога на эти мощности;
— предельно точноерегулирование затрат, относимых на себестоимость продукции, под контролемналоговых органов (налоговое администрирование);
— ревизию ценэкономических монополистов, включая транспортные тарифы и цены на тепло- иэлектроэнергию;
— восстановление в полноймере воспроизводственной функции амортизационных отчислений, включая контрольза правильностью начисления и целевым использованием амортизационного фонда, учитываемогона отдельном специальном счете в банке;
— значительное расширениеучастия государства в финансировании научных исследований иопытно-конструкторских разработок за счет средств федерального и региональныхбюджетов;
— расширение деятельностибанков по долгосрочному инвестиционному кредитованию закупок оборудования длямодернизации российской промышленности и увеличению экспортных поставокинновационных товаров, производимых в масштабах, превышающих потребностивнутреннего рынка.
Реализация предложенныхмер будет способствовать ускорению технологической модернизации ОПК ироссийской экономики в целом, укреплению оборонного, научно-технического иэкономического потенциала страны.

Глава 2 Конверсияпродукции ОАО «Станкомаш»
2.1 ИсторияОАО «Станкомаш»
ОАО «Станкомаш»– уникальное предприятие. Благодаря собственному металлургическому производствузамкнутого цикла, включающему выплавку стали, литье, свободную ковку иштамповку, имеет большие возможности по выпуску разнообразной продукции.
Потребностьстроительства завода крупного станкостроения в правительстве зародилась еще в1930 году, когда принималось решение о строительстве на Урале 16 гигантскихмашиностроительных предприятий. А уже в 1935 году были выпущены первые дватокарно-винторезных станка СО-1, названных так в честь Серго Орджоникидзе. В1937 году заводу было присвоено его имя, и в это же время начался выпусктокарно-винторезных станков 1Д62.
В июле 1941года на станкостроительном впервые в Челябинске была выплавлена перваямартеновская броневая сталь, началось изготовление корпусов и башен для танков,а также направляющих для пусковых установок к «катюше», бронебойных ифугасных снарядов. В военные годы на территории было организовано два завода –№78 и №200.
Впослевоенные годы началось освоение мирной продукции: нефтяных буровыхустановок и культиваторов для сельского хозяйства, прокатных станов. Продолжалоразвиваться станкостроение, танковое и снарядное производство. В 50-е годырешением правительства страны на предприятии были основаны два специальныхконструкторских бюро оборонного профиля. В 1953 году было создано конструкторскоебюро, работавшее над проблемами создания и изготовления авиационного иракетно-артиллерийского вооружения. Период конверсии сказался на творческомпотенциале бюро, но основные направления деятельности были сохранены, и внастоящее время СКБ под руководством лауреата Государственной премии УгловаВалерия Михайловича успешно занимается разработкой и производством мишенныхкомплексов, авиационных ракет для ВВС и ПВО, а также производством корпусовракетных двигателей для РЗСО. Начата подготовка производства для организациивыпуска еще трех видов специальной продукции.
С 1956 годасоздано второе специальное конструкторское подразделение – бюро по разработке ипроизводству средств преодоления минных полей. ОАО «Станкомаш» сталголовным разработчиком и первым в стране производителем данного видаспециальной продукции.
В 1957 годузаводы №78 и №200 были объединены под общим названием «Станкостроительныйзавод имени Серго Орджоникидзе». Вскоре был освоен выпуск минных трапов,твердотопливных стартовых двигателей, корпусов тактической ракеты «Луна»,метеорологических ракет, пусковых установок.
В 1971 годупредприятие награждено орденом Ленина, а в 1985 году — орденом ОктябрьскойРеволюции.
В 1977 годузавод переименован в ПО «Завод им. С. Орджоникидзе», а в 1994-м –вАООТ «Станкомаш», в 2000 году за ряд проведенных научныхисследований, разработку и производство инженерных средств преодоления минныхполей заводу присвоено новое имя – ОАО «Федеральныйнаучно-производственный центр „Станкомаш“.
2 октября 1999 года распоряжениемправительства Российской Федерации от 2.11.99 года №1545-р ОАО „Станкомаш“ присвоен статус федерального научно-производственного центра поразработке средств преодоления минных полей. Имеющаяся на заводе документация итехнический потенциал завода позволили получить сертификаты соответствия всистеме Российского стандарта. Заканчиваются работы по сертификации продукциипо европейским стандартам, что позволит увеличить рынок нефтяного оборудованияза счёт поставок в зарубежные страны. В 2004 году подтверждены международныесертификаты ИСО 9001 на систему качества выпускаемой продукции для ТЭК.Сертификаты дают право широкого выхода на внутренние и зарубежные рынки.
Преодолевсложное экономическое положение начала 90-х годов „Станкомаш“сохранил высоко — квалифицированные инженерные и рабочие кадры. Сегодня „Станкомаш“располагает тремя проектно-конструкторскими бюро, имеет лицензии напроектирование и производство нефтепромыслового и горно-шахтного оборудования,а также сертификат на систему качества по стандарту ИСО, открывающий путь намеждународный рынок.
Специализируясьна выпуске запорной устьевой арматуры на давление от 21 до 70 Мпа. и проходныхсечениях от Ду50 до Ду80, завод выпускает также фонтанную арматуру (АФ, АФК,АИК, АФКЭ, АФЭН, АИЗ), колонные обвязки (ОКК1, ОКК2, ОККЗ, ОКО, КГ) в различномисполнении, в т.ч. и коррозийно-стойкие, центраторы обсадных колонн, корпусныеэлеваторы, задвижки для буровых насосов ЗПРМ1. Производство горно-шахтногооборудования сосредоточено, в основном, на изготовлении лебедок типов ЛШВ1 4У1,ЛШВ25У, 1ЛШМ с тяговым усилием от 1,5 до 15 т.
Все это имногое другое оборудование поставляется более чем 30 крупным потребителям вРоссии и СНГ, началась поставка фирмам дальнего зарубежья. По объему поставокоборудования для ТЭК завод входит в первую пятерку предприятий России. Хорошимспросом в СНГ и в мире пользуются серийно выпускаемые заводомтокарно-винторезные станки модели 1 К62Д с длиной обрабатываемого изделия 1,1,5 и 2 м. Малыми сериями выпускаются станки меньших габаритов:токарно-винторезный ТВ-250 и настольный сверлильно-фрезерный модели НСФ-1.
2.2Конверсия предприятия
Одним извидов „гражданки“, которую завод стал выпускать сразу же в первыйпослевоенный год (с мая 1946г.) стали нефтяные буровые установки. Впоследствии,в связи с восстановлением специализированных предприятий, потребность впроизводстве этой продукции отпала. Однако, опыт не пропал даром. Опираясь насохранившиеся наработки, спустя почти пятьдесят лет, в июне 1992 года, в периодобвальной конверсии оборонных предприятий, „Станкомаш“ одним изпервых в России освоил производствонефтепромыслового оборудования (НПО)для обустройства нефтяных и газовых скважин. Имея необходимыйпроизводственно-технический, финансовый и кадровый потенциал, предприятие вкратчайшие сроки вошло в первую пятерку производителей НПО в России. Его доля вобщероссийском объеме производства фонтанной арматуры в отдельные периодыдоходила до 30-40%.
Продукция заводаположительно зарекомендовала себя при длительной эксплуатации на нефтегазодобывающихпредприятиях известных крупнейших нефтяных компаний Лукойл, Роснефть, ТНК ВР, Сургутнефтегаз,и др.
Практическини один значительный тендер по нефтегазопромысловому оборудованию не проходитбез участия ФНПЦ „Станкомаш“. Сегоднязавод выпускает фонтанную и нагнетательную арматуру, широкий спектр задвижек,обвязки обсадных колонн и многое другое – всего более 80-ти наименований. Это устьеваяарматура, позволяющая эксплуатировать скважину в фонтанном и нагнетательномрежимах, а также в режиме откачивания рабочей среды с помощью электропогружныхи штанговых насосов; запорная арматура типа ЗПУ, ЗМС, ЗПМ, ЗПРМ всех типоразмеров,применяемых на нефтегазопромысловых предприятиях; монтажные и запасные части,предназначенные для монтажа обвязок обсадных колонн на устье, соединенияфонтанной арматуры и обвязок между собой, для центрирования обсадных колонн прибурении (центраторы всех типоразмеров, манифольды, вентили, ключи и многоедругое). Уверенный и успешный вход предприятия в число лучших производителейНПО объясняется целенаправленной и последовательной политикой предприятия вданной области.
Основной инаиболее важной задачей, поставленной руководством завода перед специалистами,стало качество продукции. Большая часть узлов изготавливается цельнолитыми,корпусные детали – штампованными или цельноковаными, что значительно повышаетнадежность и срок службы изделия, а также снижает стоимость продукции. Качествотакого оборудования ориентировано на суровые условия Западной Сибири и Севера исоответствует мировым стандартам.
На достижениетакого результата работает тот факт, что разработку, опытное производство ивнедрение в серию было поручено конструкторскому отделу, обладающемувысокоинтеллектуальными и квалифицированными инженерными кадрами с хорошимнаучным и творческим потенциалом. Специалисты-разработчики военно-инженернойтехники прошли специальное обучение особенностям создания нефтепромысловогооборудования, изучили опыт предприятий, специализирующихся в этой отрасли,установили устойчивые связи с соответствующими институтами.
Завод такжеимеет возможность вести широкий научно-исследовательский поиск, проводя полный циклотработки всех разрабатываемых изделий.
Еще в 2000году сертифицирована в российской системе ГОСТ Р и международной системе TUVCERT система качества производства нефте — и газопромыслового оборудования.Получены сертификаты соответствия и Разрешение Гостехнадзора России наизготовление оборудования с рабочим давлением до 70МПа. Вся техническаядокументация, материалы и производимые изделия подвергаются нормоконтролю итехническому контролю, как на предприятии, так и представителями заказчика.Специалисты завода постоянно работают над совершенствованием технологическихпроцессов и конструкций НПО с целью повышения надежности и долговечностипродукции. В настоящее время доля нефтепромыслового оборудования в общем объемевыпускаемой предприятием продукции равна примерно 40%, а в общем объемепроизводства фонтанной арматуры в России составляет до 8%. Определенноеснижение доли предприятия в общероссийском масштабе по сравнению с 90-ми годамипрошлого столетия обусловлено тем, что на рынке НПО появилось значительноеколичество новых предприятий, работающих в данном направлении. Кроме того, ценына продукцию ОАО „ФНПЦ “Станкомаш» относительно высоки, чтосвязано с использованием качественных материалов и рядом других сопутствующихобстоятельств.
Передпредприятием встала новая задача: снижение трудоемкости и материалоемкости засчет использования прогрессивных методов производства заготовок для деталейфонтанной арматуры при сохранении высокого качества продукции.
Сейчас заводускоренно наверстывает внедрение новой техники. Действуют две установкиэлектронно-лучевой сварки. Лазерный комплекс Херб-25 с программным управлениемдля вырезки деталей из обширной номенклатуры материалов позволил отказаться отизготовления дорогостоящих штампов. Ряд деталей сложной конфигурации полируетсяэлектролитно-плазменным методом. Разработаны и внедрены программы нарезаниярезьбы на деталях нефтегазового оборудования на станках с ЧПУ и на особоточныхтипа «Батресс». Антикоррозийная защита нефтяного оборудования,работающего в агрессивных средах, производится по техпроцессам, составляющимноу-хау заводских специалистов.
Металлургическоепроизводство обеспечивает собственную потребность предприятия, а такжепоставляет заказчикам слитки, литье, штамповки, поковки и другие виды заготовокиз углеродистых и высоколегированных сталей.

2.3 ОАО «Станкомаш»в реалиях настоящего времени
Внастоящее время на Станкомаше трудятся более двух тысяч человек. Соотношениепродукции военного и гражданского назначения составляет 60 на 40%. Руководствопредприятия с сожалением констатирует, что объем гособоронзаказа 2007-2008годах был сокращен в 2 раза. Последние годызавод активно развивал производство гражданской продукции, освоив выпуск более100 наименований оборудования для нефте — и газодобычи, а также горно-шахтногооборудования. Продукция цеха, где производят фонтанную арматуру для добычинефти и газа, поставляется не только на российский рынок, но и в Казахстан,Туркменистан, Белоруссию и Украину. Однако в текущем году в связи со спадомэкономической активности и спроса, предприятие вынуждено было сократить на 20%объем производства этого вида продукции, то же касается и производствагорно-шахтного оборудования. Комплекс проблем, которые испытывают предприятияоборонно-промышленного комплекса существуют и на Станкомаше. Тяжелым бременемдля предприятия являются огромные долги в размере 2,4 млрд. рублей, которыесформировались в основном еще в 90-ые годы.
РуководствоЧелябинской области и главный акционер предприятия ФГУП ГНПП «Тула-СПЛАВ»считают, что единственным способом спасти предприятие в рамках антикризисныхмер станет процедура финансового оздоровления, решение о введении которой былопринято на недавнем собрании акционеров. В настоящее время решается вопрос обопределении кандидатуры внешнего управляющего и формируется программа работы наследующий год. В рамках процедуры финансового оздоровления предприятие, котороезанимает значительную территорию в центре Челябинска сможет выгодно избавитсяот излишних производственных мощностей и земли. Втечение нескольких лет распродавались непрофильные активы «Станкомаша»с целью расчетов с кредиторами. В марте 2009 года долги «Станкомаша»вновь стали горячей темой для обсуждения. Тогда предприятие было названо вчисле главных неплательщиков Челябинскрегионгаза – энергетики отключилипредприятие.
22 июля 2009 года Арбитражный суд Челябинской области принял к производствузаявление ОАО «ФНПЦ „Станкомаш“» о признании его банкротом.Арбитражный суд Челябинской области 28 сентября 2009 года принял решение ввести на «Станкомаше» процедуру банкротства.
Ксожалению выйти на нормальную деятельность с такими долгами перед налоговымиорганами, газовиками, энергетиками, различными фондами предприятие не могло,так как все счета закрыты. Нужен был мораторий на счета, либо реструктуризациязадолженности. При введении процедуры наблюдения появляются новые условия,предприятие сможет вновь проводить платежи. Перспективы предприятия далеко нерадостные: уже в последние годы существования СССР страна стала отставать отзарубежных производителей оружия в области производства высокоточного оружия,систем управления огнем, средств радиоэлектронной борьбы. После распада Союзаситуация ухудшилась. Инженерные средства разминирования и комплексы для учебныхстрельб, боеприпасы для ПВО и ВВС оказались не нужны. В отсутствие оборонногозаказа «Станкомаш» стал перебиваться случайными заказами.Производство некоторых видов нефтепромыслового и газодобывающего оборудования,а также токарно-винторезных станков и оборудования для железной дороги смоглолишь отсрочить процедуру банкротства. В настоящее время даже крупный госзаказвряд ли кардинально исправит ситуацию, поскольку к финансовым проблемампредприятия добавился дефицит сотрудников соответствующей квалификации. Сейчасобъем производства «Станкомаша» в общем промышленном производствеЧелябинской области ничтожен. В условиях дальнейшего ухудшения состояния ОПКРоссии не находится явных способов финансового оздоровления предприятия.

Заключение
В Россиисуществуют серьезные проблемы социально — экономического развития страны,которые полностью перешли на оборонный комплекс, а именно:
– резкоесокращение оборонных расходов и финансового обеспечения конверсионныхпроцессов;
– деградацияосновных фондов оборонного комплекса;
– спаднаукоемких отраслей промышленности, утечка умов и резкое снижениенаучно-технического потенциала;
– распадсложившихся кооперационных связей;
– нарушениефункционирования крупных стратегически важных для России систем вооружения,потеря вооружения на территории ближнего и дальнего зарубежья;
– системаперспективного планирования развития Вооруженных Сил РФ и обеспечения ихвооружением и военной техникой практически перестала функционировать, многиенормативные акты и документы по вопросам функционирования оборонного комплексане удовлетворяли изменившейся ситуации в стране и т.п.
Такимобразом, существующая система управления развитием оборонного комплекса,базирующаяся на сложившихся в государстве законодательных, экономических,организационных и других отношениях, практически перестала удовлетворять новымэкономическим и политическим условиям. Возникли серьезные противоречия между объективнымипотребностями государства в военной и гражданской продукции и финансовой базойих удовлетворения.
На примеренынешних проблем ОАО «Станкомаш» можно рассмотреть глубину кризисаоборонного комплекса и необходимость направления средств государственногобюджета на реформирование и модернизацию отрасли.
Список использованнойлитературы
1. Астахов А.А. Проблемы ценообразованияна продукцию оборонного назначения./А.А. Астахов// Финансы. -2007.-№7. С.11-13.
2. Бажанов В.А. Цирулис К.Н. Экономикавоенной реформы./В.А. Бажанов// ЭКО.2008 г..-№12. с.21-29.
3. Гельвановский М. К идентификации исамоидентификации российского оборонного комплекса./ М. Гельвановский// РЭЖ.-2009.-№5. С.37-43.
4. Данилкин В.А. «О подходах креорганизации „оборонки“/. В. А. Данилкин., В.Н. Калашников// „ЭКО“.2008.-№ 12. С.130-137
5. Мадякин Ф.П., Тихонова Н.А. Конверсия ивысокие технологии.-М.: Инфра-М,2004.
6. Паничев Н. Загубим машиностроение — утратим суверенитет страны // Российская Федерация сегодня 2007, №16. С.40-41.
7. Пикулькин А.В. Управлениеоборонно-промышленным комплексом // А.В Пикулькин,. Система государственногоуправления.- Москва, 2004.- C. 378-384.
8. Пискунов А. Оборонное наследство. Дарили бремя? // Российская Федерация сегодня. 2007,№ 4. С.3.
9. Птичкин С. Валютный заказоборонки/С.Птичкин//Российская газета.- 2005 г. -8 февраля. №24(3693).
10. Российский статистический ежегодник.М: Госкомстат России,2005.
11. Сабинина А.Л. Распределение дохода отреализации военной техники на основе теории компенсационных отношений./А.Л.Сабинина / /Вопросы экономики.- 2006.-№ 21 (163). -С. 62-65.
12. Сабинина А.Л. Структура жизненногоцикла продукции военного назначения как фактор повышения уровня ееконкурентоспособности/А.Л. Сабинина // Экономический анализ: теория и практика.2004 г. -№5. С.40-47.
13. Соколов А.В, Состояние и тенденцииразвитие российской оборонной промышленности/А.В.Соколов// ЭКО — 2008 -№4.С.110-134.
14. Хайтбаев В.А. К вопросу обособенностях реформирования отечественного ОПК// ЭКО. 2007 г..- № 3. с.62-29.
15. Хайтбаев В.А. Промышленность боеприпасови специальной химии: логистизация, проблемы и перспективы развития. Саратов:Изд-во СГАПС,2005.
16. Юшкевич П.П. особенности конкурсногоразмещения государственного оборонного заказа /П.П. Юшкевич // Закон.-2008.-№5. С.62-66.