Конъюнктура рынка как основа прогнозирования деятельности предприятия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательноеучреждение
высшего профессионального образования
Курсовая работа
На тему: «Конъюнктура рынка какоснова прогнозирования деятельности предприятия»
По дисциплине «Организация иэкономика предприятия в сфере коммерции»
2009 год

Содержание
 
Введение
1. Сущностьконъюнктуры рынка и значение ее изучения
2.Система показателей конъюнктуры и источники конъюнктурной информации
3.Использование конъюнктурных обзоров при составлениипрогнозов развития предприятия
3.1Краткая характеристика предприятия
3.2Определение направлений ценовой политики
3.2.1 Разработка ценовой политикиОАО «РЖД»
3.3Прогнозирование товарооборота
3.4Прогнозирование изменений экономического потенциала
3.4.1 Планирование будущейдеятельности ОАО «РЖД»
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
К числунаиболее важных задач, которые призвана решать статистика рынка, относитсяизучение рыночной конъюнктуры. Причем эта задача является актуальной как намакроуровне, так и на микроуровне. Ни одна фирма, крупная или малая,занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать безоценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговоерешение принимается на базе конъюнктурных оценок.
Конъюнктурарынка, или рыночная конъюнктура — это конкретная экономическая ситуация,сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.
Главная цельизучения конъюнктуры рынка — определить характер и степень егосбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Сутьдействия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения кравновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходитпод постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обуславливаетналичие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка.
Общая цель рыночныхисследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболееполное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаютсяпредпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии сэтим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношенияспроса и предложения, т.е. конъюнктуры рынка.
Рассматриваются триуровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой итоварный.
Комплексный подход кизучению конъюнктуры рынка предполагает:
– использованиеразличных, взаимодополняющих источников информации;
– сочетаниеретроспективного анализа с прогнозом покупателей, характеризующих конъюнктурурынка;
– применение совокупностиразличных методов анализа и прогнозирования.
Основной характеристикойконъюнктуры рынка является степень сбалансированности спроса и предложения. Онапроявляется в поведении цен, скорости оборачиваемости товаров. Эта оценкапозволяет определять тип конъюнктуры. Типы конъюнктуры разделяют наблагоприятный или неблагоприятный.
Задача конъюнктурныхисследований состоит в определении степени воздействия отдельных факторов наформирование конъюнктуры в определённый момент времени. Решить такую задачувозможно, если вести исследование конъюнктуры с учетом новых явлений,возникающих в сфере производства. Для того, что бы представлять ситуацию,происходящую на рынке, недостаточно знать изменения цен, биржевых индексов,движение запасов и колебания других показателей. Исследование рыночнойконъюнктуры требует знаний закономерностей развития экономики, взаимодействий рынковв воспроизводственном процессе
Прогноз рынка – это научное предвидение перспектив развития спроса, товарного предложения и цен, выполненное в рамках определенной методики, на основе достоверной информации, с оценкой его возможной ошибки.
Прогноз рынка базируется на учете закономерностей и тенденций его развития, основных факторов, определяющих это развитие, соблюдении строгой объективности и научной добросовестности при оценке данных и результатов прогнозирования.
В общем виде разработка прогноза рынка имеет четыре этапа:
·  установление объекта прогнозирования;
·  выбор метода прогнозирования;
·  процесс разработки прогноза;
·  оценка точности прогноза;

1. Сущность конъюнктуры рынка изначение ее изучения
рынок конъюнктурапрогнозирование
Конъюнктура рынка – этосовокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность нарынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения натовары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.
Слово конъюнктурапроизошло от латинского «conjungi», означающего соединение, совокупностьусловий, ситуацию. Это слово вошло во многие языки, в их экономическую икоммерческую лексику. Употребляется оно в таких сочетаниях, какобщехозяйственная конъюнктура, конъюнктура рынка. Исследование конъюнктурыстроится на систематизации, обработке и анализе экономических показателей ииной информации, характеризующей состояние экономики. Состав показателей и инойинформации определяется целями конкретного исследования, будь то анализдлительных тенденций развития отрасли, изменения ее технико-экономическиххарактеристик или анализ ситуации на рынке за относительно короткий отрезоквремени или на определенный момент.
Процесснакопления данных о конъюнктуре является не разовым, а длительным систематическиммероприятием. Только в этом случае можно надеяться, что для проведения анализаисследователь будет располагать достаточным объемом исходных материалов.Детальный анализ конъюнктуры предопределяет не только изучение уже сложившихсяв течение длительного периода тенденций. Как обязательный элемент исследования,он должен включать глубокое рассмотрение новых явлений и процессов на рынке с цельюдолжного их учета при проведении конкретного анализа и при построении прогнозаразвития конъюнктуры. Особую сложность при этом представляет определениезначимости, силы воздействия отдельных факторов на развитие экономическихпоказателей и конъюнктуры в целом, выявление ведущих факторов, оказывающихрешающее влияние на происходящие на рынке изменения.
Изучение конъюнктурырынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественныхпоказателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данныйпериод времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретногоисследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке заопределённый период времени, изменение технико-экономических характеристикпроизводства.
Все конъюнктурообразующиефакторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на:
– постоянные
– временные;
– циклические;
– нециклические.
К постоянно действующимфакторам относится государственное регулирование экономики, научно-техническийпрогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.
Факторы, воздействующиена конъюнктуру периодически, называются временными. Это, например, стихийныебедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.
В развитии рынков можетпоявляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезоннымизменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаровна рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре,колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.
Факторы нециклическогохарактера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров.Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любоготовара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими ихпричинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства иобращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.
Под видами конъюнктуры понимаютцену, спрос, предложение, наличие ресурсов. Цена, спрос, предложениеспособствуют установлению равновесия на рынке.
Спрос – это отношение между ценой товара иего количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести.
Закон спроса – чем ниже цена товара, тем большееего количество покупатели хотят и в состоянии приобрести.
Факторы спроса ипредложения
1) Изменение объемаспроса (предложения)
2) Изменение функцииспроса (предложения)
Определенные условия, прикоторых приобретаются товары:
1. Располагаемый доход
2. Цены товаров, которыеобслуживают сходную потребность, так называемых товарозаменителей.
3. Цены товаров,увеличивающих удовлетворение или выгоду от потребления данного товара.
4. Условие ожиданияизменения цен в будущем
5. Численность населения
6. Вкусы и предпочтенияпотребителей
Согласуется спредпосылкой о поведении индивидуума, что означает, что потребители стремятсямаксимизировать чистый доход или выигрыш от потребления товаров.
Зависимость спроса от егофакторов называется функцией спроса.
Неценовые факторы,влияющие на изменение спроса:
1. Изменение в полезностивещи
2. Изменение доходов (можнобольше купить за такую же цену)
3. Изменение цены натоварозаменители (при снижении цен спрос переключается)
Конфигурации кривойспроса и закономерности потребительского поведения.
Эффект дохода –показывает, как изменяется реальный доход потребителя при изменении цен, данныйдоход показывает за счет какого понижения цены на товар человек стал богаче.
Эффект замещения –демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и зависимостьюспроса потребителей.
Взаимодействие эффектадохода с эффектом замещения возникает в ситуации с нормальными товарами, тоесть товарами, спрос на которые увеличивается при увеличении доходовпотребителя.
Эффект дохода и эффектзамещения действуют в противоположных направлениях, с одной стороны изменениецен на низкокачественные товары будет вести к увеличению спроса на них (эффектзамещения), с другой стороны из-за эффекта дохода потребитель станет богаче, абогатый человек не будет приобретать низкокачественные товары.
Если низкокачественныетовары занимают незначительное место в общем объеме потребительского дохода, тоэффект замещения больше эффекта дохода и потребитель покупает большееколичество низших товаров.
Но в экономической теорииможет возникнуть ситуация, когда понижение цены на товар приводит к понижениюспроса на него и наоборот. Такой эффект называется эффектом Гиффена. «ПарадоксГифена» заключается в том, что с ростом цены на какой либо товар первойнеобходимости, лица с низким уровнем доходов увеличивают его закупки,отказываясь от других видов потребления и сводя свое потребление в основном кпотреблению данного товара. «Эффект Веблена» предполагает понижение спроса напрестижные товары в силу падения цен на них.
В нормальных условияхсуществует зависимость между ценой и величиной спроса, которая приводит котрицательному наклону кривой спроса.
Предложение – это количество товара, котороепродавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени.Объем предложения – это максимальное количество товара, которое продавцы готовыпредложить на рынке в единицу времени, при определенных условиях:
1. Цена данного товара.
2. Цены на исходныересурсы .
3. Цены на другие товары
4. Наличие необходимыхресурсов.
5. Характер применяемойтехнологии.
6. Инфляционные ожидания.
7. Налоги и дотации.
8. Природно-климатическиеусловия.
9. Количество продавцов.
2.Система показателей конъюнктуры и источники конъюнктурной информации
При изучении конъюнктурырынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать количественнуюоценку различным изменениям, которые происходят в экономике исследуемойотрасли.
Методы исследованияконъюнктуры любого товарного рынка, хозяйства или отрасли разрабатываются наоснове показателей, которые могут помочь в определении направления развитияпроизводства, торговли и финансов в будущем. При этих исследованиях проводитсяоценка соотношения предложения и спроса за необходимый отрезок времени,изучение колебаний цен, продажи товаров и услуг, товарных запасов, оценкаустойчивости развития рынка.
Методы исследованияконъюнктуры любого товарного рынка, хозяйства или отрасли разрабатываются наоснове показателей, которые могут помочь в определении направления развитияпроизводства, торговли и финансов в будущем. При этих исследованиях проводитсяоценка соотношения предложения и спроса за необходимый отрезок времени,изучение колебаний цен, продажи товаров и услуг, товарных запасов, оценкаустойчивости развития рынка.
Количественное состояниеконъюнктуры может быть оценено с помощью следующих групп показателей :
· Показатели сферыпроизводства
Измеряется объём идинамика производства в целом, размер инвестиций, уровень занятости, размерызаработной платы, данные о заказах;
· Показателивнутрирегиональной торговли.
Платёжеспособный спрос,размеры реализации товаров в кредит, данные о розничной и оптовой торговле;
· Показателимежрегиональных и внешнеэкономических связей.
Объёмы, динамика,географическое распределение межрегиональных связей, объёмы импорта и экспорта,объемы грузоперевозок;
· Показателикредитно-денежного обращения.
К этой группе оценкиотносятся курсы акций и других ценных бумаг, процентные ставки, размерыбанковских депозитов, валютные курсы.
Изучение конъюнктурырынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественныхпоказателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данныйпериод времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретногоисследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке заопределённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.
Дляреализации поставленных перед изучением конъюнктуры рынка задач строитсясоответствующая система показателей, характеризующих ее проявления:
1. Предложениетоваров (продуктов и услуг): в целом и в распределении по отдельным товарам,продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночногопроцесса), регионам характеризуют показатели:
1.1. объем,структура и динамика предложения;
1.2.производственный и сырьевой потенциал предложения;
1.3.эластичность предложения.
2. Покупательскийспрос на товары (продукты и услуги): в целом и в распределении по отдельнымтоварам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам характеризуютпоказатели:
2.1. спрос вдифференциации по следующим признакам: степени удовлетворения, векторуизменения, формам образования, покупательским намерениям, состоянию рынка иместу покупки;
2.2.потребительский потенциал (в целом и по отдельным товарам и услугам): емкостьрынка средств производства, емкость рынка предметов потребления и емкость рынкауслуг;
2.3.эластичность спроса.
3. Пропорциональностьрынка характеризуют показатели:
3.1.соотношение спроса и предложения;
3.2.соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг;
3.3. товарнаяструктура товарооборота (продажи, услуг):
3.4. разделрынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами;
3.5.структура продавцов по формам собственности;
3.6.структура покупателей (оптовых — по формам собственности, розничных — посоциально-демографическим и другим потребительским признакам);
3.7.региональная структура рынка.
4. Тенденцияразвития рынка характеризуют показатели:
4.1. темпыроста, векторы и параметры трендов продажи, цен и товарных запасов, инвестицийи прибыли.
5. Колеблемость,устойчивость и цикличность рынка характеризуют показатели:
5.1.коэффициенты вариации продажи, цен и товарных запасов во времени и впространстве (экономическом и географическом);
5.2.параметры моделей сезонности развития и цикличности развития рынка.
6. Региональныеразличия состояния и развития рынка характеризуют показатели:
6.1.региональная вариация соотношения спроса и предложения и других пропорцийрынка;
6.2.региональная вариация уровня спроса (в расчете на душу населения)
6.3.региональная вариация темпов динамики параметров развития рынка.
7. Деловаяактивность характеризуется показателями:
7.1. портфельзаказов, его состав, заполненность и динамика;
7.2. число,размер, частота и динамика сделок;
7.3. степеньзагруженности производственных (торговых) мощностей.
8. Коммерческий(рыночный) риск оценивается показателями:
8.1.инвестиционный риск;
8.2. рискпринятия маркетинговых решений;
8.3. рискслучайных рыночных колебаний.
9. Масштаб(размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции характеризуют показатели:
9.1. число фирм,выступающих на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности,организационным формам и специализации;
9.2. общийобъем реализации товаров (продуктов и услуг) на рынке и распределение фирм поразмеру (объему сбыта и продажи);
9.3. уровеньприватизации: число и доля приватизированных предприятий, их организационныеформы, их доля в общем объеме рынка;
9.4. разделрынка (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продажи);
9.5. долямалых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.
Данная системапоказателей включает в себя не только специфические показатели конъюнктуры, нои ряд показателей статистики рынка из других блоков. Хотелось бы еще разподчеркнуть связь или корреспонденцию конъюнктурных показателей с характеристикамимаркетингового исследования. Особенностью показателей конъюнктуры являетсяиспользование в их качестве параметров статистических моделей, отражающихтенденции и цикличность рынка.
Результаты анализапрогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными иплановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры,направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся ипредотвращение возможных диспропорций и могут быть предоставлены в видеразличных аналитических документов.
Основной характеристикойконъюнктуры рынка является степень сбалансированности спроса и предложения. Онапроявляется в поведении цен, скорости оборачиваемости товаров. Эта оценкапозволяет определять тип конъюнктуры, Типы конъюнктуры различают наблагоприятный или неблагоприятный. При благоприятной конъюнктуре достигаетсясбалансированность спроса и предложения, цены удерживаются на стабильномуровне. При неблагоприятной конъюнктуре спрос отстает от предложения, чтоприводит к росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости товаров, наблюдаютсязатруднение в сбыте товаров.
Успех конъюнктурныхисследований зависит от скорости получения объективной и полной информации опричинах, характере и размере колебаний соответствия спроса и предложения наразличных рынках.
Главные требования кинформации – оперативность и достоверность. Информация состоит из трёх этапов:
– Определение кругапоказателей;
– Разработка схемыпередачи информации во времени и пространстве;
– Объём и формапредставления информации.
Сбор информации –важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источникаинформации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемыхпроцессах. При исследовании используются различные виды информации, полученныеиз различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую,специальную.
Общая информация включаетданные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отраслиили данного производства. Источниками ее получения являются данные государственнойи отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.
Коммерческая информация –это данные, извлекаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбытавырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационногообмена. К ним относятся:
– заявки и заказыторговых организаций;
– материалы службизучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (материалы одвижении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры,предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).
Специальная информацияпредставляет данные, полученные в результате специальных мероприятий поизучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли ипромышленности, экспертов, выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а такжематериалы научно-исследовательских организаций.
Специальная информацияимеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получитьдругим путем. Поэтому при изучении конъюнктуры рынка особое внимание надоуделять получению обширной специальной информации.
3.Использование конъюнктурных обзоров при составлении прогнозов развитияпредприятия
 
При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития, по крайней мере на один – два квартала, но не более чем на полтора года, то есть прогнозирование.
Прогноз рынка – это научное предвидение перспектив развития спроса, товарного предложения и цен, выполненное в рамках определенной методики, на основе достоверной информации, с оценкой его возможной ошибки.
Прогноз рынка базируется на учете закономерностей и тенденций его развития, основных факторов, определяющих это развитие, соблюдении строгой объективности и научной добросовестности при оценке данных и результатов прогнозирования.
В общем виде разработка прогноза рынка имеет четыре этапа:
1. Установление объекта прогнозирования;
2. Выбор метода прогнозирования;
3. Процесс разработки прогноза;
4. Оценка точности прогноза.
Установление объекта прогнозирования – важнейший этап научного
предвидения. Например, на практике часто идентифицируют понятия продажи и спроса, поставок и товарного предложения, рыночных цен и цен реализации.
В определенных условиях такие замены возможны, но с соответствующими
оговорками и последующей корректировкой результатов прогнозных расчетов.
Выбор метода прогнозирования зависит от цели прогноза, периода его
упреждения, уровня детализации и наличия исходной (базисной) информации. Если прогноз возможной продажи товара делается для определения перспектив развития розничной торговой сети, то могут применяться более грубые, оценочные методы прогнозирования. Если же он выполняется для обоснования закупки конкретных товаров на ближайший месяц, то должны использоваться более точные методы.
Процесс разработки прогноза заключается в проведении расчетов,
выполняемых либо в ручную, либо с использованием ЭВМ с последующей
корректировкой их результатов на качественном, профессиональном уровне.
Оценка точности прогноза выполняется путем расчета его возможных ошибок. Поэтому результаты прогноза практически всегда приводятся в интервальном виде.
Прогнозы рынка классифицируются по нескольким признакам:
По времени упреждения выделяются: краткосрочные прогнозы (от нескольких дней до 2 лет); среднесрочные прогнозы (от 2 до 7 лет); долгосрочные прогнозы (более 7 лет). Естественно, что они различаются не только периодом упреждения, но и уровнем детализации и применяемыми методами прогнозирования.
По товарному признаку различают прогнозы рынка: конкретного товара, виды товара, товарной группы, комплекса товаров, всех товаров.
По региональному признаку делают прогнозы рынка для: конкретных потребителей, административных районов, крупных регионов, страны, всего мира.
По сущности применяемых методов выделяют группы прогнозов, основой которых являются:
Экстраполяция ряда динамики — емкость рынка;
Интерполяция ряда динамики – нахождение недостающих членов динамического ряда внутри его;
Коэффициенты эластичности спроса;
Структурное моделирование – представляет собой статистическую таблицу,
содержащую группировку потребителей по наиболее существенному признаку, где для каждой группы приведена структура потребления товаров. При изменении структуры потребителей изменяется и среднее потребление (следовательно, изменяется и спрос) этих товаров. На этой основе построен один из методов прогнозирования;
Экспертная оценка. Этот метод используется на рынках новых товаров, когда базисная информация не успела сформироваться, или на рынках традиционных товаров, которые долгое время не исследовались. Он основан на опросе экспертов – достаточно компетентных специалистов.
Экономико-математическое моделирование;
Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций и могут быть предоставлены в виде различных аналитических документов.
Сводный обзор, или доклад — основной документ с обобщающими показателями рынка, товаров народного потребления. Анализируется динамика общеэкономических и отраслевых показателей, особые условия конъюнктуры. Проводится ретроспектива и дается прогноз показателей конъюнктуры, освещается наиболее характерные тенденции, выявляются взаимосвязи конъюнктуры отдельных рынков.
Тематический (проблемный или товарный) обзор конъюнктуры. Документы, отражающие специфику конкретной ситуации или отдельно какого-либо рынка. Выявляются наиболее актуальные проблемы, типичные для ряда товаров, либо проблема конкретного товарного рынка.
Оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация. Документ, содержащий оперативную информацию, которая является своего рода “сигналом”, об отдельных процессах конъюнктуры рынка. Основными источниками оперативной информации являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки специалистов. 3.1 Краткаяхарактеристика предприятияОткрытоеакционерное общество «Российские железные дороги»
 
Полноефирменное наименование организации: Открытое акционерное общество«Российские железные дороги».
Сокращенноефирменное наименование: ОАО «РЖД»
Наименованиеорганизации в течение времени его существования не менялось.
Основнойгосударственный регистрационный номер юридического лица: 1037739877295
Датарегистрации: 23.09.2003
Наименованиерегистрирующего органа: межрайонная инспекция МНС России № 39 по г. Москве
Главными целямидеятельности организации являются обеспечение потребностей государства,юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах,осуществляемых обществом, а также извлечение прибыли.
ОАО «РЖД» был созданпутем приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта,осуществленной в соответствии с законодательством Российской Федерации оприватизации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом №29-ФЗ от27 февраля 2003 года «Об особенностях управления и распоряжения имуществомжелезнодорожного транспорта». Учредителем единого хозяйствующего субъектавыступила Российская Федерация, решение об учреждении единого хозяйствующегосубъекта было принято Правительством Российской Федерации. Уставный капиталсформирован путем внесения в него имущества предприятий железнодорожноготранспорта, подлежавших реорганизации.
Миссияорганизации состоит в эффективном удовлетворении рыночного спроса натранспортные услуги, повышении конкурентоспособности, достижении финансовойустойчивости и социальной ответственности бизнеса.
Видыхозяйственной деятельности:
· грузовыеперевозки
· пассажирскиеперевозки в дальнем и пригородном следовании.
Основныенаправления развития ОАО «РЖД».
Генеральнымнаправлением развития Российских железных дорог является формированиевысокоэффективного Холдинга, расширение рыночного потенциала и рост егокапитализации, повышение инвестиционной привлекательности и усилениеконкурентных преимуществ на стратегически значимых рынках как в России, так иза рубежом. Основным инструментом этого является продуманная диверсификациябизнеса ОАО «РЖД».
Стратегическимирынками ОАО «РЖД» являются:
1)перевозки грузов на внутреннем рынке;
2)перевозки грузов на международном рынке для обеспечения спроса предприятий-экспортеровроссийской продукции;
3)оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта иреализация транзитного потенциала российской транспортной системы;
4)железнодорожные перевозки населения в дальнем следовании;
5)перевозки в пригородном сообщении с учетом социального заказа региональныхорганов управления на регулируемой основе, а также предоставлениеальтернативных высококачественных услуг на условиях свободного ценообразования.
Одним изосновных рисков для ОАО «РЖД» является прекращение роста или падение объемовперевозок грузов, которое приведет к снижению нормы операционной прибыли исокращению источников для обновления основных фондов и эффективного развитияпроизводственной базы компании. Основными причинами падения объемов перевозокОАО «РЖД» могут стать ухудшение макроэкономической ситуации в России и падениеспроса на товары российского экспорта, а также обострение конкуренции вотдельных сегментах рынка перевозок между различными видами транспорта.
Контактнаяинформация
Местонахождения: 107174 Россия, Москва, Новая Басманная, 2
Местонахождения постоянно действующего исполнительного органа
107174Россия, г. Москва, Новая Басманная, 2
Адресдля направления корреспонденции
107174Россия, г. Москва, Новая Басманная, 2
Телефон:(495) 262-10-02, 262-13-63, 262-98-09
Факс: (495)262-90-95, 262-98-04
Адресэлектронной почты: [email protected]Определение направлений ценовой политики
Ценовая политика — важныйэлемент стратегии предприятия. Она влияет на его рентабельность,жизнеспособность и финансовую стабильность. В долгосрочном периоде от ценовойполитики зависит вся деятельность производственно-сбытового комплекса. Ценоваяполитика очень многогранна, она включает в себя множество аспектов и должна рассматриватьсяв комплексе всей деятельности фирмы.
Цена продукции или услуги- один из основных факторов, определяющих выбор покупателя, поэтому ценоваяполитика тесно связана с позиционированием товара на рынке. Цена — один изэлементов рыночной стратегии предприятия, который постоянно взаимодействует состальными: цена продукции влияет на восприятие рынком качеств товара и отдачуот рекламы, а реклама и система распространения, в свою очередь, воздействуютна результативность ценовой политики.
Эффективноефункционирование экономики страны невозможно без создания конкурентоспособногопроизводства. В свою очередь, конкурентоспособность тесно связана с реализациейкомплексной ценовой политики на предприятии. Таким образом, очевидна важностьпроблемы ценовой стратегии и ценообразования и на макроуровне, и на уровнеотдельного предприятия для его эффективного функционирования. Посколькурыночная экономика современной России представляет собой уникальное явление, неимеющее аналогов в других странах, прошедших длительный эволюционный путьразвития рыночного хозяйства, необходимо определить особенности применениямирового опыта ценообразования в современной российской экономике, понятьперспективы развития и предложить те теоретические рекомендации, которые могут бытьиспользованы российскими предприятиями. Это предопределяет актуальностьисследования данной проблемы.
Как бы эффективно неприменялись неценовые методы в маркетинге, правильное определение цены иполитики в ценах на продукты компании остается решающим показателем успеха всеймаркетинговой деятельности. Цена, если она неправильно определена, окажетрешающее воздействие на процесс покупки товара.
Дляустановления цены необходимо оценить и учесть факторы влияющие на цену:
· расходыпокупателя;
· доход продавца;
· условияконкуренции.
Ценоваяполитика предприятия может строиться:
· отиздержек(«должны находится точка безубыточности, как нижний предел цены») ;
· от спроса («чем выше спрос на продукцию,тем выше цена») ;
· отконкуренции(«предлагается иметь цены примерно на 3-10% ниже, чем конкурентные»);
· отполитики ” снятия сливок” (целесообразно использовать подобную политикуценообразования для модных товаров, находящихся на определенном этапе своегоразвития);
· отполитики проникновения на рынок, если предприятие крупное и ориентируется на покупателей сосредними доходами.
Управлениеценами может осуществляться с помощью системы скидок и возврата части оплаты.Например, при покупке товара на определенную сумму покупатель может спустянекоторое время получить часть денег затраченных на покупку товара, илиполучить на эту сумму определенное количество товара из представленногоассортимента.
Приразработке ценовой политики целесообразно осуществить следующие шаги, провеститак называемые мероприятия:
· Анализ цен;
· Установлениецелей и направлений ценообразования;
· Окончательныйвыбор ценовой политики.
1. Дляанализа цен необходимо иметь следующую информацию:По ценовым нормам.
· Ясны ли ценовыенормы;
· Нет ли правовыхпроблем в отношении регулирования цен;
· Учитывается лихарактеристика потребителей;
· Обоснована лидифференциация цен (одни и те же товары в разных магазинах могут иметь разныецены);
· Согласованы лиценовые нормы с ценовой системой предприятия;
· Учтена литенденция изменения уровня цен на товары;
· Какова готовностьк борьбе с вновь выступающими конкурентами.По ценообразованию.
· Учтена лигибкость спроса при установлении цены;
· Какосуществляется ценообразование на новую продукцию;
· Учтены лиотрицательные стороны ценообразования и средние издержки плюс прибыль, еслитакое ценообразование применено;
· Учтена ли реакцияконкурентов на цену данной продукции.По управлению ценами.
· Приводит лискидка к сокращению операционных расходов;
· Правильны линормы скидки.
· Практикуется ли дифференциацияцен ( по регионам, по группам клиентов, по временам года).2. Установление целей и направлений ценообразования.
· Целиценообразования: Прибыль; Выручка; Поддержание цен; Противодействиеконкуренции;
· Направление ценообразования:По уровню цен; По ценовой системе; По регулированию цен.3. Окончательный выбор ценовой политики.
Ценообразованиевключает процесс выбора метода ценообразования и сам процесс ценообразования .Выбор метода ценообразования.
· Ценообразованиепо затратному принципу (средние издержки плюс прибыль );
· Ценообразованиепо нацеленной прибыли (фирма ставит цель по прибыли, которую она собираетсядостичь, и цены устанавливает с учетом достижения этой цели);
· Ценообразование,основанное на спросе на продукцию;
· Ценообразованиепо максимальной прибыли, основанное на анализе точки самоокупаемости;
· Психологическоеценообразование: авторитетная цена, обычная цена, округлая цена.
Хотя фирмаопределяет условные цены согласно своей ценовой политике, ей приходитсярегулировать цены в зависимости от потребления и конкуренции и одновременноподдерживать условные цены. Указанное осуществляется с помощью:
· Скидок и возвратачасти оплаты;
· Функциональнойскидки торговцам;
· Скидки, зависящиеот количества покупаемой продукции;
· Скидки припокупке за наличные деньги;
· Скидки настимулирование сбыта;
· Сезонных скидок.
Такимобразом, стимулирование сбыта и ценообразование являются одним из наиболеесущественных элементов маркетингового комплекса.
Через ценыреализуются конечные коммерческие цели, определяется конкурентоспособность иэффективность деятельности структуры фирмы, при этом, стимулирование сбытаобеспечивает эффективную реализацию товаров, а, следовательно, и получениезапланированной прибыли. 3.2.1Разработка ценовой политики ОАО «РЖД»1.Анализ цен.Ценовые нормы ясны. Правовых проблем в отношениирегулирования цен не наблюдалось. Характеристика потребителей при установлениицен учитывается, так как имеются льготы для определенных групп потребителей.Тенденция изменения уровня цен на услуги учтена, с каждым годом происходитповышение цен на определенный процент, с учетом индексов. Нормы скидкиправильны. Практикуется дифференциация цен по группам клиентов и по временамгода.
2. Установление целейи направлений ценообразования.
Цель ценообразования –получение прибыли. Направление ценообразования – по ценовой системе.3.Окончательный выбор ценовой политики.
Так как целью ОАО «РЖД»является не только получение прибыли, но и обеспечение потребностейгосударства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работахи услугах, то ценообразование на данном предприятии основывается по затратномупринципу. Ведь главное – окупить расходы на оказание услуг, а прибыль идет наразвитие и модернизацию.
Правлением Федеральной службы потарифам РФ принято решение об индексации тарифов на перевозки пассажиров ибагажа в дальнем следовании с 1 января 2009 года:
Таблица 1
Сезонныеизменения тарифов на проезд на 2009 год
Тип вагона
Размер индексации Общий ·  12% (по отношению к 2008 г.) Плацкартный ·  12% (по отношению к 2008 г.)
Купейный, СВ:
·  с 01.01.2009
·  с 01.04.2009
·  с 01.07.2009
·  8% (по отношению к 2008 г.)
·  3% (по отношению к 01.01.2009 г.)
·  3,5% (по отношению к 01.04.2009 г.)
В 2009 году продолженапрактика применения различных индексов тарифов в зависимости от календарногопериода. Например, 2/3 годового периода (263 дня) стоимость проездапассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах непревысит среднегодовой уровень тарифов, и только в течение 1/3 года(102 дня) тариф на проезд будет выше среднегодового.
 
Таблица 2.
Изменение тарифов на перевозки пассажиров в дальнемследовании в 2009 годуПериоды Количество дней Индекс тарифа на перевозки
в плацкартных,
общих вагонах
в вагонах СВ,
купейных вагонах 1 января — 11 января 11 1,00 1,00 12 января – 19 февраля 39 0,85 0,85 20 февраля – 5 марта 14 0,90 0,90 6 марта – 9 марта 4 1,10 1,10 10 марта – 28 апреля 50 0,90 0,90 29 апреля 1 1,10 1,10 30 апреля – 1 мая 2 1,20 1,20 2 мая – 8 мая 7 1,10 1,10 9 мая – 10 мая 2 0,45 0,45 11 мая – 10 июня 31 1,00 1,00 11 июня – 16 июля 36 1,05 1,00 17 июля – 31 августа 46 1,20 1,00 1 сентября – 30 сентября 30 1,00 1,00 1 октября – 24 декабря 85 0,90 0,90 25 декабря – 26 декабря 2 1,04 1,04 27 декабря – 28 декабря 2 1,15 1,15 29 декабря – 30 декабря 2 1,20 1,20 31 декабря 1 1,00 1,00
 
Льготы на проезд в пригородных поездах для граждан
Перечень граждан, имеющихправо на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг:
1. Инвалиды ВеликойОтечественной войны.
2. Участники ВеликойОтечественной войны.
3. Ветераны боевыхдействий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3Федерального закона «О ветеранах».
4. Военнослужащие,проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебныхзаведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.41 г. по03.09.45 г. не менее 6 месяцев, военнослужащие, награжденные орденами илимедалями СССР за службу в указанный период.
5. Лица, награжденныезнаком «Жителю блокадного Ленинграда».
6. Лица, работавшие впериод Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны,местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений,военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловыхграниц действующих фронтов.
7. Инвалиды.
9. Дети-инвалиды.
10. Лица, подвергшиесявоздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С 1 января 2009 годаоформление проезда граждан — получателей социальных услуг в пригородномсообщении производится на основании устного заявления гражданина припредъявлении следующих документов:
· документа,удостоверяющего личность;
· удостоверения,подтверждающего льготный статус;
· справки ополучении социальных услуг.
Льготыдля школьников и студентов на проезд в пригородном и дальнем сообщении:
1. По 15 мая 2009 года впригородных поездах и поездах дальнего следования обучающимся в государственныхи муниципальных образовательных учреждениях по очной форме по программамначального общего, основного общего, среднего общего образования (школьникам)предоставляется 50% скидка.
2. По 15 июня 2009 года впригородных поездах обучающимся (студентам) в государственных и муниципальныхобразовательных учреждениях по очной форме обучения по основнымпрофессиональным образовательным программам начального, среднего и высшегопрофессионального образования предоставляется 50% скидка на проезд.
С 1 февраля 2009 годапредоставляется скидка в размере 50% от полной стоимости проезда нажелезнодорожном транспорте пригородного сообщения следующим категориям учащейсямолодежи:
— обучающимся вгосударственных и муниципальных образовательных учреждениях по очной формеобучения по программам начального, основного, среднего общего образования.3.3 Прогнозирование товарооборота
Одним из основныхэкономических показателей хозяйственной деятельности предприятия, во многомопределяющим степень достижения цели предпринимательской активности, являетсятоварооборот – процесс обмена товара на деньги.
Прогнозированиетоварооборота предприятия осуществляется преимущественно на основе анализарезультатов его хозяйственной деятельности, при этом динамика общего,отраслевого товарооборота не учитывается. Предлагаемая методика позволяетпрогнозировать товарооборот предприятия с учетом изменений общего отраслевогообъема товарооборота в разрезе по товарным группам. Основные принципы построения моделиоценки динамики товарооборота предприятия.
Определение тенденцииизменения, оценка прироста товарооборота и анализ его структуры дают информациюо перспективности направления деятельности предприятия. Методикапрогнозирования товарооборота предприятия включает проведениерасчетно-аналитической работы по определению и оценке ряда показателейэкономической деятельности предприятия. Эти показатели можно использовать дляпрогнозирования деятельности фирмы и построения стратегии на конкурентныхрынках. Так, показатели структуры и динамики розничного товарооборота, позволяютоценивать изменения показателя товарооборота по каждой товарной группе.Показатели доли каждого предприятия на анализируемом рынке, то есть его вкладав общий товарооборот позволяет судить об увеличении или уменьшении степениприсутствия каждого торгового предприятия на рынке. Важное значение имеют такжеследующие индикаторы:
– влияния индекса цен ииндекса физического объема на общий розничный товарооборот;
– прогнозного значенияобщего объема розничного товарооборота;
– инвестиционногопотенциала предприятий, характеризующего способность торгового предприятияаккумулировать финансовые средства для развития бизнеса, увеличения масштабовдеятельности.
Исходными данными дляразработки плана товарооборота торгового предприятия являются результатыэкономического анализа предшествующих периодов хозяйственной деятельности,состояние материально – технической базы, материалы изучения спросапотребителей и степень его удовлетворения, индекс цен и другие параметры,характеризующие процессы развития товарного рынка.
В план товарооборотавключаются такие показатели, как:
— объем продажи товаров,или услуг;
— прочий расход товаров,включая естественную убыль;
— запасы товаров на начало и конецпланируемого периода;
— поступление товарных ресурсов.
Приведенные показателиисчисляются в денежном выражении. Используя балансовый метод, при планированиидостигают взаимной увязки показателей, обеспечивая их равенство:
 
Т + Зк = П – В + Зн
Где, Т – продажатоваров в плановом периоде;
Зк – ожидаемый запас товаров на конец плановогопериода;
П – поступление товаров в плановомпериоде;
В – прочее выбытие товаров в плановомпериоде;
Зн – запас товаров на начало плановогопериода.
При стабильном развитиинациональной экономики действенным инструментом планирования служит использованиединамических экономико — математических моделей, точность которых во многомзависит от темпов изменения товарооборота. Модели имеют общий вид:
 
yt+1 = f(yt)
в зависимости отсложившейся тенденции развития товарооборота применяют модели: линейные, степенные,логарифмические.
В современных условияхведения хозяйственной деятельности использовать подобные модели могут толькодостаточно крупные предприятия, стабильно и длительное время работающие напотребительском рынке.
При планированиитоварооборота по кварталам или месяцам большое значение имеют измерениесезонных колебаний показателя за предшествующие годы и расчет на этой основеиндекса сезонности (отношение среднего оборота одноименных месяцев иликварталов к среднему месячному или квартальному обороту за весь период). Индекссезонности показывает степень отклонения объема товарооборота, какого либомесяца от среднегодового значения показателя.
Товарооборот ОАО «РЖД»
Эффективным с точкизрения обеспечения контроля за работой подразделений является установлениеплана товарооборота по отделам и секциям. Разрабатывают план товарооборота занесколько месяцев до окончания отчетного периода (в октябре – ноябре). Поэтомуиспользуют данные об ожидаемой реализации товаров, для чего к известномуфактическому объему товарооборота за 9 или 10 месяцев года, предшествующегоплановому, прибавляют уточненные плановые показатели оставшегося периода.Основой прогнозирования является предположение, что закономерность, действующаявнутри анализируемого ряда динамики, выступающего в качестве базыпрогнозирования, сохраняется и в дальнейшем. Изучение общей тенденции развитияможно осуществить, применяя специальные методы анализа рядов динамики.Конкретное использование данных методов зависит от характера исходной информациии предопределяется задачами анализа. Возможности широкого использования ванализе современных электронных программ позволяют выбрать наиболее адекватнуюмодель
Так как компания ОАО«РЖД» является торговым предприятием по предоставлению услуг транспортнойперевозки грузов и пассажиров, то основными объемными показателями,характеризующими конъюнктуру, являются грузооборот и пассажирооборот.
 
Таблица 3
ОбъемныепоказателиНаименование показателя 2007 г. I полугодие 2008 г. 2008 г. I полугодие 2009 г. Грузооборот, млрд ткм 2312,6 1230,9 2423,8 1055 Пассажирооборот, млрд пасс.-км 174,1 84,9 175,9 75,3
Таблица 4
Прогнозирование товарооборота на 1 и2 полугодие 2010 года
Наименование показателя
I полугодие 2010 г.
II полугодие 2010г. Грузооборот, млрд ткм 1170 1890 Пассажирооборот, млрд пасс.-км 90,6 94,9
Основой прогнозированиятоварооборота предприятия является предположение о том, что в его реализациидействуют следующие закономерности. Прогнозируемый прирост общего товарооборотабудет распределяться между предприятиями неравномерно, а в зависимости от ужезанимаемых ими долей рынка. Любое предприятие может увеличить или уменьшитьсвою долю на рынке, что во многом зависит от его финансово-инвестиционного потенциала.
Прогнозирование общегорозничного товарооборота является фундаментом для составления внутрифирменногопрогноза.3.4Прогнозирование изменений экономического потенциала
Одним из наиболеекомплексных показателей, применяемых для изучения конъюнктуры, является уровеньэкономического роста. Но в большинстве случаев представляют интерес не текущиепоказатели экономического роста, а возможность прогноза дальнейшего егоизменения.
Именно вопрос о будущихпоказателях роста в экономике относится к ключевым для построения прогнозовизменения экономической конъюнктуры, а отличие между оценочными и фактическимипоказателями часто указывает на эффективность макроэкономической политики иинфляционные тенденции в экономике.
В отличие от другихпоказателей конъюнктуры, большинство из которых можно получить с помощьюиспользования методов национального счетоводства, оценить потенциальный ростможно лишь приблизительно, используя различные аналитические подходы.
Создателям всех моделейпришлось учитывать недостаток данных, трудности в определении меры влияниякаждого фактора, необходимость расчета производительности факторов,неопределенность нахождения скорости внедрения новых технологий.
К основнымисследовательским подходам, используемым при оценке потенциала экономическогороста, можно отнести следующие:
1. Производственнаяфункция — взаимосвязанное отношение комбинации капитала, труда и технологии при выпускеВВП. Преимущество производственной функции в том, что она может объяснитьдинамику изменений показателей роста и наглядно сравнить уровни роста в разныхстранах, исследуя изменения во влиянии факторов капитала и труда.Ограниченность этого подхода в трудности количественного определения ролитехнологического прогресса (или роста общего фактора производительности, ОФП),который уже по своей природе не может быть точно измерен. Косвенные методыоценки ОФП подвержены значительному влиянию циклических факторов, чтозатрудняет определение скачка в производительности, вызванного появлением новыхтехнологий.
2. ‘Структурные’векторные авторегрессивные (ВАР) модели — объясняют изменения в выпуске в терминах долгосрочногопредложения и краткосрочных отклонений от его уровня. Они определяютэкономический рост как увеличение выпуска продукции, не вызванное ростоминфляции, рост под воздействием инфляции связывают с воздействием циклическогоспроса. Модели не в состоянии при объяснении изменений экономического ростараскрыть влияние факторов, лежащих в их основе.
3. Трендовыйанализ — используетсядля оценки потенциала роста, учитывая только данные по выпуску продукции, иосновывается на допущение, что рост — величина постоянная и изменяется онастрого периодически. Трендовые методы легко применить, располагая минимумомданных. Однако они не могут соотносить изменения в росте с наблюдаемымиэкономическими событиями. Кроме того, его оценки высоко чувствительны к даннымпрошлых изменений.
Следует отметить, чтоприменение этих методов может дать различные результаты. Для каждогопредприятия целесообразно использовать собственную методологию с учетомнациональной специфики, а комбинацию методов применять для получения некоторогодиапазона оценок потенциального роста.
Новая системапланирования и прогнозирования на предприятии должна строиться на основепроблемно-программного принципа. Исходя из этого, разработанынаучно-технические основы развития экономического потенциала. Обоснованиенеобходимости, структуры, целевых задач к системам управления позволяетразрабатывать программу как предплановый документ, направленный на приведение вдействие резервов предприятия, повышения эффективности производства.3.4.1 Планированиебудущей деятельности ОАО «РЖД»
В конце2008 года под воздействием мирового финансового кризиса макроэкономическаяситуация в России значительно ухудшилась, что было обусловлено:
–снижением мировых цен на нефть и другие экспортные товары (во второй половинегода цены на нефть снизились почти на 70 %, на металлы – на 45 %);
–значительным сокращением внешнего спроса на основные статьи российскогоэкспорта (профицит торгового баланса, достигавший летом 2008г. 10-12 % ВВП, кконцу года составил 1 % ВВП);
–избыточной зависимостью финансового сектора российской экономики от внешнейсреды.
Врезультате этого, темп прироста ВВП в 2008г. составил 5,6 % против 8,1 % в 2007году. Замедление происходило в течение всего года – от 8,5 % в I квартале, 7,5% во II квартале, 6,2 % в III квартале до 1,1 % в IV квартале. Наибольшееухудшение произошло в строительстве, на транспорте и в промышленномпроизводстве. При этом прирост промышленного производства также замедлился и поитогам 2008г. составил +2,1 % (против +6,3 % в 2007г.), при этом в ноябре идекабре произошел спад – на 8,7 % и 10,3 % соответственно.
Динамикамакроэкономических показателей во много обусловила сокращение потенциальнойгрузовой базы железнодорожного транспорта. При этом следует положительноотметить, что сформировавшаяся под влиянием финансово-экономического кризисанизкая ценовая конъюнктура товарно-сырьевых рынков уменьшила ценовое давлениена железнодорожную отрасль, являющуюся крупным потребителем металлургической инефтяной продукции.
Основныенаправления развития экономического потенциала организации:
Генеральнымнаправлением развития Российских железных дорог является формированиевысокоэффективного Холдинга, расширение рыночного потенциала и рост егокапитализации, повышение инвестиционной привлекательности и усилениеконкурентных преимуществ на стратегически значимых рынках как в России, так иза рубежом. Холдинг «РЖД» будет развивать как традиционные для железнодорожноготранспорта виды бизнеса, так и новые, перспективные бизнесы, направленные намаксимизацию прибыли (например, туристический бизнес, логистика, рекламныеуслуги). При этом ключевой задачей развития холдинга «РЖД» будет являтьсяразвитие железнодорожной инфраструктуры в соответствии со Стратегией развитияжелезнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.
В сфередальних пассажирских перевозок ключевой задачей является создание Федеральнойпассажирской компании — дочернего общества ОАО «РЖД», повышения эффективностиработы за счет ценовой гибкости, роста качества услуг, оптимизации затрат иактивов. В сфере пригородных пассажирских перевозок будет продолжено созданиедочерних обществ совместно с субъектами Российской Федерации. Одним изважнейших направлений развития рынка пассажирских перевозок является развитиескоростного и организация высокоскоростного пассажирского движения.
Внутристраны потенциальными конкурентами могут стать трубопроводный и автомобильныйтранспорт. Запуск в эксплуатацию и вывод на проектную мощность крупныхтрубопроводов на направлениях массовых перевозок грузов по железной дорогепланируется за пределами 2010 года… Прогноз развития рынка грузовых перевозокпозволяет уверенно прогнозировать сохранение достаточно высоких темпов ростаобъемов грузовых перевозок. Объем и структура пассажирских перевозок напрямуюзависит от роста реальных располагаемых доходов населения и конкурентнойпозиции ОАО «РЖД» на рынке перевозок. С учетом прогнозируемого роста реальныхрасполагаемых доходов населения, увеличения в потребительских расходах долиуслуг и повышения транспортной подвижности населения ожидается стабильный ростотправления пассажиров на 1,9-2,1% ежегодно.
Наиболеезначительным фактором, оказывающим влияние на деятельность и стратегическоеразвитие организации является реализация Программы структурной реформы нажелезнодорожном транспорте на 2006-2010 годы. В соответствии с Планоммероприятий по реализации Программы разработана и в мае 2007 года одобренаПравительственной комиссией по вопросам развития промышленности, технологий итранспорта Целевая модель рынка железнодорожных транспортных услуг. Модельуточняет логику и ход структурных преобразований до 2010 года — в нейопределена структура рынка к концу третьего этапа, его основные участники,основы их взаимодействия и принципы регулирования. Создание дочерних обществпозволяет для каждой сферы деятельности сформировать собственную четкую стратегиюразвития, повысить требования к эффективности, создать новую систему мотивацииперсонала и увеличить прозрачность деятельности.
Внастоящее время федеральным органом исполнительной власти, уполномоченнымосуществлять регулирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки вовнутригосударственном и международном сообщениях, а также на регулируемыепассажирские перевозки, является Федеральная служба по тарифам. Ежегодно наосновании предложений по прогнозу финансового плана и инвестиционной программыОАО «РЖД» ФСТ России готовятся предложения по индексации уровней тарифов нагрузовые перевозки и дальние пассажирские перевозки, которые утверждаютсяПравительством РФ. Тарифы на пригородные перевозки устанавливаются посогласованию с субъектами Российской Федерации.
Заключение
 
Методы исследованияконъюнктуры любого товарного рынка, хозяйства или отрасли разрабатываются наоснове показателей, которые могут помочь в определении направления развитияпроизводства, торговли и финансов в будущем. При этих исследованиях проводитсяоценка соотношения предложения и спроса за необходимый отрезок времени,изучение колебаний цен, продажи товаров и услуг, товарных запасов, оценкаустойчивости развития рынка.
При изучении конъюнктурырынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать количественнуюоценку различным изменениям, которые происходят в экономике исследуемойотрасли. Основной характеристикой конъюнктуры рынка является степеньсбалансированности спроса и предложения. Она проявляется в поведении цен,скорости оборачиваемости товаров.
При изучении конъюнктурырынка ведутся систематические наблюдения за всеми экономическими показателями,изменение которых показывает сдвиги в соотношении спроса и предложения, а такжепозволяет анализировать причины этих изменений. После переработки информациисоставляется аналитический документ, который называется конъюнктурный обзор. Процесснакопления данных о конъюнктуре является не разовым, а длительнымсистематическим мероприятием.
Напряженнаяработа ОАО «РЖД» в течение первого полугодия 2009 года и реализацияантикризисных мероприятий явились ключевыми факторами в обеспечении финансовойстабильности и устойчивости компании, а также достижении положительной динамикиосновных финансово-экономических показателей. В частности, объем доходов отосновной деятельности за 6 месяцев 2009 года составил 483,1 млрд. руб. Зарассматриваемый период прибыль от прочих видов деятельности составила более 3,0млрд. руб., а убыток от прочих доходов и расходов — 10,0 млрд. рублей. Врезультате, чистый убыток за I полугодие 2009 г. уменьшился до 13,7 млрд. руб.,при первоначальном прогнозе 32,3 млрд. руб. Необходимо отметить, что благодаряпредпринятым Компанией усилиям по поддержанию доходной базы и оптимизациииздержек уже во втором квартале была получена прибыль в размере 3,3 млрд. руб.
Наряду сдостижением основных ключевых показателей работы Компании по грузообороту ипассажирообороту и доходным поступлениям, ОАО «РЖД» удалось обеспечитьмаксимально эффективное финансовое управление ликвидностью холдинга.
Так, всвязи с ухудшением мировой конъюнктуры, финансовая стратегия ОАО «РЖД» направляетсяна поддержание финансовой устойчивости, сокращение доли заимствований виностранной валюте, поиск новых источников финансирования и развитиесотрудничества с международными организациями.
В целом, основнойхарактеристикой конъюнктуры рынка является степень сбалансированности спроса ипредложения. Так как она проявляется в поведении цен, скорости оборачиваемоститоваров, можно определить тип конъюнктуры ОАО «РЖД». Таким образом, компанияОАО «РЖД» имеет благоприятную конъюнктуру, так как достигаетсясбалансированность спроса и предложения, а цены удерживаются на стабильномуровне.
Списокиспользованной литературы
1) Борисов Е.Ф.,Петров А.А., Стреликов Ф.Ф. Экономика: Справочник – М.: Финансы и статистика,1997
2) Экономическийанализ торговой деятельности: учебное пособие – М.; Издательство «Дело исервис», 2000
3) Предприятие всфере сервиса. Управление прогнозируемыми процессами: Учебное пособие. ЕрохинаЛ.И., Башмачникова Е.В. – М.: Флинта МПСИ, 2005
4) Скляренко В.К.,Прудников В.М., Акуленко Н.Б., Кучеренко А.И. Экономика предприятия: Учебноепособие- М.: ИНФРА – М, 2007
5) Экономика предприятия:Учебник для вузов/ под ред. акад. В.М. Семенова – Питер, 2007
6) Экономикаторгового предприятия: Торговое дело: Учебник/ под ред. Л.А. Брагина – М.;ИНФРА – М, 2008
7) Сайт ОАО «РЖД» www.rzd.ru