Кооперативное движение в СССР в период административно-командной системы управления

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ, ЕЕ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ
1.1 Природа кооператива
1.2Административно-командная система и кооперативное движение:общие вопросы
2.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫСОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ
2.1 Социалистическиекооперативные принципы
2.2 Эффективностькооперативных принципов
3.РАЗВИТИЕ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПЕРИОД АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
3.1 Анализ основныхпоказателей кооперативного движения в годы НЭПа
3.2 Особенностидеятельности потребительской кооперации во времяВеликой Отечественной войны: аналитический обзор
3.3 Тенденции развитияпотребительской кооперации в послевоенные годы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК

/>/>/>/>ВВЕДЕНИЕ
Советские и постсоветскиеавторы в своем подавляющем большинстве оценивают деятельность потребительскойкооперации с позиций ее полезности для партии и государства, экономическиепроцессы в кооперации рассматриваются в рамках народного хозяйства, безвыделения особенностей потребительских кооперативов как особых формэкономической деятельности. Этот подход вполне оправдан, так какпотребительская кооперация в ряде стран действительно служила целям партий исозданных ими государств (и не обязательно социалистического направления), анаселение и пайщики рассматривались лишь как участники процессовгосударственного строительства.
Принципиально иной подходпросматривается в трудах дореволюционных российских кооператоров и современныхзарубежных исследователей потребительской кооперации. Их идеология, какправило, аполитична и потребительская кооперация рассматривается ими с позицийсоциально-экономической выгодности кооперативов для пайщиков, общества и, вконечном итоге, для государства.
Критическое обобщениеэтих методологических подходов к изучению генезиса и эволюции российскойпотребительской кооперации позволяет установить их плюсы и минусы и даетвозможность не только правильно охарактеризовать своеобразие исторических путейразвития, структуру и организационные формы кооперации в конкретных условияхтой или иной страны, но и, что особенно важно, оценить место и роль российскогокооперативного движения среди важнейших массовых движений современности.
Актуальность исследования.Анализ деятельности современной потребительской кооперации и выбор путей ееразвития в России невозможно проводить без знания истоков ее развития,исторического опыта возникновения, хозяйственной деятельности и причинисчезновения существовавших ранее потребительских хозяйств различных форм,явившихся прообразом современных кооперативов.
Цель курсовой работы — проанализироватькооперативное движение в СССР в период административно-командной системыуправления.
/>/>/>Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:
¾ изучить природу кооператива;
¾ проанализироватьсущность административно-командная системы
¾ изучитьсоциалистические кооперативные принципы их эффективность;
¾ проанализировать основные показатели кооперативногодвижения в
¾ годы НЭПа
¾ изучить особенностидеятельности потребительской кооперации во время Великой Отечественной войны.
¾ проанализироватьтенденцииразвития потребительской кооперации в послевоенные годы.
/>/>/>Объект исследования – кооперативное движение в данный период.
Предмет исследования –административно-командная система управления экономикой.
/>/>/>Методы исследования – анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Теоретическойи методологической базой для написания курсовой работы послужили трудыследующих авторов: Алфгани М.М. Бондаренко Н.В. Буфетова Л.П. Вахитов К.И.Вахитов К.И. Глазков В.В., Хвостов Б.Н. Макаренко А.П. и др.
Структурно работа состоитиз введения, 3-х глав, заключения и библиографического списка.

/>/>/>/>1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ, />/>/>ЕЕ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ
 
1.1 Природа кооператива
Возникновение какпотребительских так и иных кооперативов обычно связывают с развитиемкапиталистических отношений в обществе и образованием системы капиталистическойэкономики, но не раскрывают глубинных причин их появления.
Обобщим и проанализируемопыт деятельности докооперативных потребительских хозяйств.
Основой их возникновенияявлялось то, что все общество, по организации своей хозяйственной деятельности,представляло собой совокупность потребительских хозяйств.
Но на всех этапахразвития человеческого общества из него всегда выделялись отдельные сообществалюдей и организовывали свои, автономные и независимые потребительские хозяйства
Можно отметить, что всемногообразие причин их выделения из окружающего общества сводится крассогласованию целей какой-то группы людей с целями всего общества, то есть квозникновению групповых специфичных потребностей и невозможности ихудовлетворения в господствующей экономической системе.[1]
Особенностьюсуществования отдельных объединений людей являлось то, что они вынуждены былизащищать свое объединение от общества, из которого оно выделилось. Методы,применяемые для достижение своих специфических целей определяли устойчивостьсуществования выделившихся из общества потребительских объединений.
Сравнительнаямалочисленность и экономическая слабость (в период выделения) отдельныхобъединений вынуждала их применять в своей деятельности усовершенствованные иво многом отличные от других методы хозяйствования.
Так как уровень развитиятехники и технологии того времени был примерно одинаков для всех, то основныеусовершенствования хозяйственной деятельности касались ее организации: управления,участие членов, распределения доходов и т.п.
Целесообразностьизменений в хозяйствовании проверялось на практике: потребительские хозяйстваили подтверждали эффективность внесенных изменений (и тогда это хозяйствопродолжало развиваться) или доказывало их несостоятельность (в этом случаехозяйство распадалось).
Для дальнейшего анализапричин возникновения кооперативов нужно понять, что кооперативные принципы непоявились из ничего, они обоснованы многовековым опытом, пренебрежение которымприводит к отрицательному результату.
В 19 веке происходиткоренное и принципиальное изменение форм хозяйствования: развиваютсяпредпринимательские частные предприятия и акционерные общества, которые, какболее прогрессивные формы, повсеместно заменяют потребительские формыхозяйствования.
Этот период во многомпоходит на современный период развития российского общества: разрушаетсясистема социальных и экономических отношений, происходит резкое расслоениеобщества не по социальным, а по экономическим признакам.[2]
Усовершенствованиетехнологий и возросшая на предпринимательских производствах производительностьтруда нарушает установившееся социальное и экономическое равновесие: возрастаетбезработица, резко снижается уровень жизни для групп людей, по тем или инымпричинам не приспособившихся к произошедшим переменам.
Невозможностьудовлетворения своих (в первую очередь экономических и социальных) потребностейв условиях исторически сложившегося капиталистического общества вынудилообратится к проверенному веками способу выживания: созданию потребительскихобществ — кооперативов, противостоящих предпринимательским хозяйства.
Новый всплеск выделенияпотребительских хозяйств из господствующей капиталистической экономическойсистемы происходил на качественно ином уровне, который определил отличиякооперативов от ранее существовавших самостоятельных потребительских хозяйств:[3]
¾ социальной базойкооперативов является подавляющая часть общества а не отдельные группы людей;
¾ изменяютсяприоритеты целей и методов их достижения. На первое место выходят экономическиеи социальные мотивации, оттесняя мотивации религиозные, сословные икорпоративные;
¾ усиливаютсядемократические начала, как результат демократизации всего общества и измененияприоритетов целей;
¾ усовершенствованиеметодов хозяйствования в кооперативах происходит путем слияния в качественноновые формы проверенных веками методов ведения потребительских хозяйств иновых, предпринимательских методов.
Кооператив имеет двоякую природу (рис. 1.):
¾ по своим целям — это потребительское хозяйство:
¾ по методамдостижения целей — это предпринимательское хозяйство;
¾ по способамраспределения прибыли — это потребительское хозяйство.
С правовой точки зрениявыделение кооперативов из других видов хозяйственных объединений (какпредпринимательских, так и потребительских) обосновано следующим:существовавшая до распространения предпринимательских хозяйств системахозяйствования в той или иной степени носила потребительский характер.Выделяющиеся из нее отдельные хозяйства укладывались в существующую систему какее составные элементы, основанные на религиозных, сословных или корпоративныхпринципах, придерживались принятых в системе методов хозяйствования и, вконечном итоге, сливались с системой.
/>

Рисунок 1 — Социально-экономическая модель кооператива
Кооперативы, выделившиесяиз предпринимательской системы хозяйствования, принципиально отличались от неецелями хозяйствования и поэтому остаются обособленными.
Возникновение различныхвидов предпринимательских хозяйств, зачастую основанных на кооперации,потребовало введения нового термина — «кооператив», который выделяетэтот вид объединения людей из хозяйств предпринимательского направления иподчеркивает присущий только кооперативу первоначальный смысл хозяйственногосотрудничества: сотрудничество с целью удовлетворения жизненных потребностей,но, в отличие от докапиталистических потребительских хозяйств, напредпринимательских основах.[4]
1.2Административно-командная система и кооперативное движение: общие вопросы
Административно-команднаяэкономика – хозяйство, в котором господствует государственная формасобственности и основные, а также менее значимые экономические решенияпринимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательныхдля выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Методы и механизмытоварного производства и рыночной экономики не применяются или применяются вограниченном, а иногда и в искажённом виде. Централизованная бюрократическаясистема управления использует в основном нерыночные рычаги выполнениядирективных заданий и решений.
Для административно-командной системы характерно директивное планированиеиз Центра, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им плановымизаданиями. Административно-командная система опирается на не демократическуюполитическую систему, на тоталитарные/авторитарные режимы, противоречитдемократическим принципам управления, не приемлет свободный рынок, конкуренцию,предпринимательство.[5]
Четвертый этап в историиотечественного предпринимательства был самый длительный и драматичный. Онохватил период, длившийся около 60 лет — с конца 20-х годов до второй половины80-х годов. Это был период безраздельного господства административно — командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательствопрактически было изгнано (если не считать остатковиндивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение,переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этогосектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и сбольшей для себя опасностью все же продолжала свое существование.
 Уйдя “в тень”,предприниматели пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляциюпод вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочиеорганизовывали частное производство предметов хозяйственного обихода, запасныхчастей и изделий. На протяжении десятилетий “теневики” весьма успешноконкурировали с государственным сектором. Например, государство производилоновую технику, но не обеспечивало ей соответствующую инфраструктуру. На этойоснове развивался частный автосервис, другие виды услуг. Конкурентоспособности “теневого”бизнеса способствовала его ориентация на спрос, гибкость производства, высокийоборот капитала.[6]
 Трудностигосударственной экономики невольно способствовали активизации теневиков. Неслучайно последние десятилетия были годами резкого увеличения масштабов теневойэкономики. Если в начале 60-х годов ее годовой объем в стране исчислялся вразмере 5 млрд. рублей, то к концу 80-х годов эта цифра составляла уже 90 млрд.рублей. По имеющимся расчетам, в настоящее время в сфере нелегального сектораэкономики задействовано около 30 млн. человек, что составляет более 20% общейчисленности занятых в народном хозяйстве. В 80-е годы стали наблюдатьсянекоторые новые явления, направленные на повышение трудовой активности. Былпоставлен вопрос о формировании нового экономического мышления, составнойчастью которого называлась социалистическая предприимчивость.

2 ОСНОВНЫЕПРИНЦИПЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ
 
2.1 Социалистическиекооперативные принципы
Аналогомцелей и принципов первых кооперативов в коллективистской экономике являютсяцели и принципы коммунистических общин и созданных властью потребительскиххозяйств.
Коммунистическаяобщина — это независимаяорганизация свободных людей, добровольно объединившихся с целью социальнойзащиты и удовлетворения своих потребностей с помощью “идеально устроенного”совместно владеемого и демократически управляемого предприятия, основанного насобственности его организатора.
Организованноевластью потребительское хозяйство (кооператив) — это организация людей, объединенных властью сцелью проведения ее политики и решения ее экономических задач, а такжеудовлетворения экономических и социальных потребностей членов хозяйства спомощью контролируемого властью предприятия.[7]
Рассмотримэволюцию кооперативных принципов в СССР.
Имеющийсяматериал можно разделить на три взаимосвязанные группы:
¾ теоретическиеработы и внутрипартийные документы, которые отражают истинные кооперативныецели;
¾ решенияправительства, в которых эти цели декларируются в том виде, которого требуетобстановка;
¾ разъяснения кправительственным документам, которыми исполнителям предписываются действия длявыполнения решений правительства, причем эти разъяснения часто противоположныпо смыслу самим решениям.
Такаяпрактика принята руководителями всех государств, но общественный менталитет вынуждаетих руководство придерживаться общественной морали. В отличие от других стран, вРоссии такие методы считались естественными еще со времен крестьянских общин(официальный и неофициальный старосты).
Государственнымраспределением продуктов по классовым признакам не только регулировалсясоциальный состав общества, но потребительская кооперация наряду с идеологией ирепрессивными органами была основой управления страной и служила “пряником” вбуквальном смысле этого слова для привлечения на сторону большевиков различныхслоев населения.
Отсюда рольпотребительской кооперации в Советской России:[8]
¾ для населениястраны — единственный источник планомерно организованного получения продуктов итоваров;
¾ для государства — средство управления обществом.
Так, уже наэтапе создания кооперации в СССР установились приоритеты целей: потребительскаякооперация служит государству, а ее члены рассматриваются как участники этогопроцесса: “Целью — (кооперации) — является организация всего населения в единуюсеть потребительных коммун, способных с наибольшей быстротой, планомерностью,экономией и с наименьшей затратой труда распределять все необходимые продукты,строго централизуя весь распределительный аппарат”.
Завершившийсяв 1937 г. первый этап коллективизации означал завершение строительствасоветской кооперации.
Тогда жесформулированы принципы социалистической кооперации. Приведем некоторые из них:
¾ деятельностькооперативов протекает в соответствии с экономическими законами социализма;
¾ экономическоеразвитие кооперативов осуществляется на основе планирования;
¾ кооперативыработают в тесном сотрудничестве и взаимодействии с социалистическойпромышленностью;
¾ развитиекооперации осуществляется с использованием организационной, финансовой иматериально-технической помощи социалистического государства;
¾ кооперациянеуклонно повышает степень обобществления кооперативной собственности,приближая ее к государственной в целях образования единой коммунистическойсобственности.
Можноотметить, что в этой редакции социалистических кооперативных принциповполностью проигнорированы права членов, все принципы направлены наогосударствление кооперации.
Измененияустава в 1985 г. направлены на централизацию приема в кооператив: решение оприеме в кооператив и исключении из него принимает правление.
В 1988 г. вышел закон “О кооперации в СССР”, который подвел итоги ее развития: “Основным в деятельностикооперации является удовлетворение потребностей народного хозяйства и населенияв продовольствии, товарах народного потребления развитие трудовой и социальнойактивности членов кооператива, рост их материального благосостояния, культурногоуровня и профессионального мастерства”.[9]
Несмотря нато, что потребительская кооперация СССР строилась на особых, взаимоисключающихдруг друга принципах (5 из 11 принципов не устойчивы), социально-экономическаямодель указывает на ее высокую устойчивость: потребительская кооперацияявлялась частью государственной структуры и ее устойчивость определяласьустойчивостью самого государства (рис.2.)/>
Потребительская кооперация в СССР  

Хозяйствоустойчиво
цель –удовлетворение потребностей государства и всего населения
/>

Рисунок 2 — Социально-экономическаямодель устойчивости потребительского кооператива в командно-административной системеуправления экономикой
Завершаяанализ, можно отметить, что взяв за основу социальные принципысоциалистов-утопистов и хозяйственные принципы военных поселений начала 19 векав переработке В.И. Ленина, большевики сохранили их без изменений до конца 20века, что остановило развитие российской кооперации на 75 лет, а само развитиекооперативных принципов в СССР как бы специально ориентировано на то, чтобыподтвердить высказывание К. Каутского “… государство представляет собой самоесильное препятствие для кооперативного движения”.[10]
/>/>/>/>/>/>
2.2 Эффективность кооперативных принципов
Особенностьюкооперативов являются отличные от предпринимательских хозяйств цели и принципыих деятельности. Мировой опыт кооперативного движения показывает, чтокооперативы могут существовать и достигать своих целей только в том случае,если они придерживаются принципов МКА, которые определяют хозяйство как“кооператив”.
В условияхреформации российского кооперативного движения применение современныхкооперативных принципов в самом движении и мера их использования в деятельностьотдельного взятого конкретного потребительского кооператива сдерживаетсяотсутствием в России опыта работы кооперативных предприятий, основанных на этихпринципах:[11]
¾ содержаниепринципов известно ограниченному кругу кооператоров, в основном ученым,преподавателям и руководителям достаточно высокого ранга. Остальные членыкооперативов или не подозревают о наличии принципов или считают ихтеоретическими изысками, не имеющих к деятельности их кооперативов никакогоотношения;
¾ отсутствуетединая трактовка кооперативных принципов и механизма их взаимодействия приработе российских кооперативов;
¾ отсутствуюткритерии оценки самих принципов. Они принимаются как эмпирическая данность, вто время как каждый принцип обеспечивает положительный эффект от своегоприменения только при реализации в нем всей необходимой и достаточнойсовокупности факторов, которые зависят от конкретной социально-экономическойситуации;
¾ в формулировкахМКА принципы приведены как обобщенный конечный результат теоретическихисследований и практической деятельности ученых и кооператоров входящих в негостран. Содержание самих принципов изложено в самом общем виде и можеттрактоваться неоднозначно, что затрудняет их использования для решенияконкретных проблем российского кооперативного движения.
Все этопозволяет сделать вывод о том, что для обоснованного реформирования российскойпотребительской кооперации наряду с пропагандой принципов МКА необходимоуточнить содержание каждого принципа в российской действительности и оценитьего эффективность в условиях перехода от управляемой из центра коллективистскойэкономической системы к децентрализованной капиталистической.[12]
Подэффективностью кооперативного принципа понимается такая совокупность ивзаимосвязь образующих его факторов, которая обеспечивает стабильное достижениеположительного эффекта от его применения в деятельности потребительскогокооператива и их союзов.
потребительская кооперациясоциалистический

3. РАЗВИТИЕКООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПЕРИОД АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯЭКОНОМИКОЙ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
 
3.1 Анализ основныхпоказателей кооперативного движения в годы НЭПа
Многообразиекооперативных хозяйственных форм в этот период сложилось потому, что,во-первых, доминирующий в Советской России мелкотоварный уклад(сельскохозяйственное производство, мелкие промышленность, торговля и сферауслуг) получил наибольшую свободу. Во-вторых, крестьяне, ремесленники, средниегородские слои как никогда раньше тянулись к взаимопомощи, просвещению икультуре. Они поняли, что сами могут организовать свой труд и получить доходпрямо пропорционально его эффективности. В-третьих, советская кооперацияразвивалась на фундаменте опыта, материальных ресурсов кадров дореволюционногокооперативного движения.
К началу 1921 г. от исторически сложившегося кооперативного аппарата распределениясохранился лишь остов -система технических, складских и перевалочных пунктов вруках областных союзов, их районных отделений и ЕПО.[13]
Торговатьбыло нечем, большинство потребительских обществ фактически бездействовало.Многие кооперативные управляющие и специалисты погибли на гражданской войне,эмигрировали либо скрывались от карательных органов советской власти.Кооперация понесла и огромные материальные потери. Сельскохозяйственнаяпродукция страны сократилась более чем на треть.
И тем неменее на этом фоне материально-техническая база потребительской кооперации (46тыс. магазинов и распределительных пунктов) могла показаться довольно мощной вотсутствие частной и государственной торговой сети. Но как только частномупредпринимателю развязали руки в прямом и в переносном смысле, положениекардинально изменилось. Лавина частнокапиталистических торговых заведенийзахлестнула рынок уже в первые месяцы нэпа, а через год ( в конце 1922г.) ихчисло выросло до 527 тыс., или 94% к общему количеству торговых предприятий встране. Кооперативная же сеть к концу 1922г. насчитывала 23,7 тыс. торговыхпредприятий — 4% общего количества торговых точек в стране. За год в условияхсвободной конкуренции кооперативная сеть сократилась вдвое.
Однаковесной 1921 г. Ленин и его окружение не предвидели такой радикальной перегруппировкиразличных экономических сил на рыночном поле сражения за выбор пути развитиястраны. Явно не желая расставаться с утопическим идеалом натуральногопродуктообмена и всеобщей уравниловки, они планировали перейти отпринудительного «продуктообмена». Предполагалось, что большая часть излишковсельхозпродукции, оставшихся у крестьян после уплаты продналога, будетобмениваться через потребительские кооперативы на промышленные товары илизакупаться при их посредничестве на денежные знаки. За счёт прямогонатурального товарообмена и намечалось до минимума свести рыночные отношения.
Уже в«первом круге» потребительская кооперация потерпела катастрофическое поражение.Такой исход можно было предвидеть заранее.
Во — первых, товарные фонды, предоставленные Наркомпродом потребительской кооперациидля обмена на сельскохозяйственные излишки, составляли лишь около половиныпотребного. Во — вторых, потребительской кооперации предписывалосьпридерживаться твёрдого обменного эквивалента между сельскохозяйственной ипромышленной продукцией в соотношении 3:1 в пользу изделий промышленности. В — третьих, ассортимент индустриальных и кустарных изделий государственнойпромышленности был крайне ограничен и лишь наполовину соответствовалдействительным нуждам крестьян. Работать же по государственному заданию привсех несовершенствах этой системы диктовала необходимость: сама потребительскаякооперация не имела денежных средств и вообще не могла бы существовать, если быотошла в сторону.
ДекретомСовнаркома «О потребительской кооперации» от 7 апреля 1921 г. потребительская кооперация была освобождена от подчинения Наркомпроду. Кооперациипредоставлялось право самостоятельного обмена, закупок, сбыта излишковразличных продуктов сельского хозяйства, кустарных и ремесленных изделий,организации своих промышленных предприятий. Восстанавливались вступительныевзносы, паи, выборность в органы управления. В целом этот декрет положил началореанимации потребительской кооперации.[14]
Собственнодобровольные объединения рабочих и служащих государственных предприятий дляобмена промышленных изделий на продукты питания стали стихийно возникать ещё в 1920 г. Весной 1921 г. это движение приняло массовый характер. Другими словами, добровольныепотребительские общества на промышленных предприятиях, т. е. Фактически прежняярабочая кооперация, являлись, как тогда писали, пионерами восстановленияпотребительской кооперации по всей стране. Они активизировали «торговуюдеятельность своих партнёров- сельских потребительских обществ, пробудилисамодеятельность крестьян, их заинтересованность в работе своих кооперативов.
Если ДПОблагодаря предоставленным свободам и подгоняемые нуждой создавались снизу, то«верхи» и организационная структура потребительской кооперации не претерпели поапрельскому декрету сколько — нибудь значительных изменений. Аппаратпотребительской кооперации, громоздкий и недостаточно гибкий, не в состояниибыл с нужной быстротой реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
Привычкак регламентированной сверху донизу распределительной работе и полный отказ отхозяйствования, основанного на учёте издержек и доходов, привели почти кполному исчезновению экономически рационального мышления и собственнойхозяйственной инициативы в руководящих звеньях кооперативной системы. К тому женадо учитывать, что опытные кооператоры, которые в период «военного коммунизма»вынужденно или по собственной воле ушли из потребительской кооперации, не очень- тот спешили в неё возвращаться, хотя она испытывала острейшую нужду вспециалистах, способных мыслить и действовать экономически.
Этойситуацией и воспользовалась частная торговля. В результате число мелкихторговцев быстро росло, государственная же промышленность не получаласельскохозяйственного сырья в нужном ей количестве. И хотя положение населения,хотя опять же благодаря растущей активности частной торговли, несколькоулучшилось, однако экономическая ситуация в целом к концу 1921г. малоотличалась от периода продовольственного кризиса 1920 г./>/>/>/>[15]
Уже 26июня 1921 г. Совнарком своим декретом « О средствах кооперации» снял сбюджетного финансирования все кооперативные организации и установил для нихимущественную ответственность по их обязательствам. Отныне Народный комиссариатфинансов (Наркомфин) мог предоставлять кооперации срочные ссуды только наоснове определения кредитоспособности, что означало смертный приговор длямногих слабых потребительских обществ.
Вавгусте 1921 г. правительство прекратило выдавать потребительской кооперациипособия на организационные расходы. При ликвидации всех расчётов междупотребительской кооперацией и Наркомпродом был установлен долг Центросоюза в 5млн. твёрдых довоенных рублей. Правда, выплаты долга были отсрочены до конца 1924 г., но затем кооператорам пришлось выплачивать этот долг.
Осенью изимой 1921 — 1922 гг. потребительской кооперации удалось заготовить около 30млн. пудов продовольствия и сырья и несколько улучшить снабжение центральныхгородов хлебом и мясом. Однако заготовленное составило приблизительно 5%товарооборота страны. В основном снабжение городов продовольствием взял в своируки частник.
Ужеосенью 1921 г. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) — своего рода Госплан,стал сокращать заказы Центросоюзу от государственных органов на заготовки продовольствияи сбыт промышленной продукции. Госбанк урезал кредитование.
В то жевремя РКП (б) продолжала требовать от потребительской кооперации выполнения«политической задачи»- обуздать на рынке мелкий капитализм и в конце концоввытеснить частника из товарооборота.
7 апреля 1921 г. партия и государство обязали кооперацию ограничить и уничтожить толькочто разрешённую частную торговлю. Этот политический лозунг содержался во всехпартийных решениях периода нэпа, касающихся потребительской и промысловойкоопераций.[16]
Декретомот 10 июля 1921 г. кооперация освобождалась от предварительного контроля состороны рабоче — крестьянской инспекции.
16августа 1921 г. Декретом «О сельскохозяйственной кооперации» сельхозкооперациявыделилась из организационной структуры Центросоюза.
22августа 1921 г. X Международныйкооперативный конгресс в Базеле признал Центросоюз единственным правомочнымпредставительством всего кооперативного движения Советской России.
8февраля 1922 г. Центросоюз с разрешения ВЦИКа и Совнаркома учредил в Москвебанк потребительской кооперации — Покобанк.
27января 1923 г. собрание учредителей Покобанка преобразовало его воВсероссийский кооперативный банк — Всекобанк.
11ноября 1923 г. 38-е собрание уполномоченных Центросоюза приняло постановление опереходе к добровольному членству. Собрание торжественно отметило 25 — летиеЦентросоюза с участием руководителей Совнаркома, общественных организаций имногочисленных иностранных делегатов. Но окончательное добровольное членство впотребительской кооперации было разрешено правительством 20 мая 1924 г. декретом ЦИК и Совнаркома.
1922 — 1923 гг. характеризовались главным образом стремлением к продвижению кооперациив деревню и к потребителю в целом. Валовой оборот потребкооперации за 1922 — 1923 гг. достиг 853 червонных рублей, чистый же товарооборот всей кооперативнойсистемы (за исключением внутреннего товарооборота между отдельными звеньямисистемы ) был равен 520 млн. червонных рублей. Продуктов сельского хозяйствареализовано через систему потребкооперации почти на 105 млн. червонных рублей.
На 1октября 1923 г. 19224 потребительских общества объединили 5,26 млн. человек ирасполагали 26660 магазинами и лавками.
1923 — 1924 гг. Центросоюз и правительство приняли меры по укреплению положенияпотребительской кооперации. Проведена перерегистрация членов, в результате чегоувеличился приток паевых взносов и активность пайщиков в работе кооперации.
Потребительскаякооперация внесла весомый вклад в кинофикацию. В 1923 — 1930 гг. ейпринадлежало две трети кинопередвижек и 6 — я часть станционных установок,действовавших в стране. Многие фильмы знакомили зрителей с кооперативнойжизнью, её успехами и проблемами.
Кооперативныеорганизации имели 14 тыс. радиотрансляционных установок, более 540 тыс.телефонных точек, более 30 тыс. репродуктов.
Веласьпросветительская работа и среди детей. Кооператоры проводили с ними игры,экскурсии, беседы, ставили спектакли. Школьные потребительские кооперативы присодействии потребительской кооперации обеспечивали детей учебниками, книгами,школьно — письменными принадлежностями, питанием. Они прививали школьникамнавыки кооперативной работы, готовили кадры организаторов кооперативного движения.[17]
В конце20-х годов сложилась система подготовки и переподготовки кооперативныхработников, включавшая краткосрочные курсы (1,5-3 месяца), вечерние курсы безотрыва от производства (3 мес.-1 год), долгосрочные курсы (6 месяцев-1 год),курсы — съезды сроком от 5 дней до 2 недель для руководящих работников,кооперативные школы, кооперативные техникумы и кооперативные отделенияпромышленных техникумов, кооперативные вузы.
К концу 1926 г. кооперативный сектор уже преобладал в стране- 52,2% товарооборота принадлежало кооперативам:38% — потребительским, 11,6 -сельскохозяйственным и 2,6% — промысловым.Кооперативная сеть насчитывала 109 тыс. торговых предприятий 3 — 5 — горазрядов. Следует пояснить, что в период нэпа торговые предприятия делились на5 разрядов. К первому разряду относились разносчики, ко второму — ларьки, ктретьему — маленькие магазины, к четвёртому — крупные магазины оптово — розничной торговли, к пятому — оптовые базы и крупнейшие универмаги.[18]
В 1927 г. 63,3% городского муниципального жилого фонда находились в пользовании жилищно — аренднойкооперации. Причём в Москве кооператоры распоряжались 70% жилой площади, вЛенинграде — 87,4%. Ускоренными темпами развивалась жилищно — строительнаякооперация двух видов — рабочая и общегражданская.
В конценэпа потребкооперация во всех отношениях — численном, хозяйственном иорганизационном — значительно окрепла. На этот период её относительно свободноевнутреннее самоуправление заканчивается. В последующие годы партия иправительство целиком овладевают и командуют всеми участками её хозяйственнойдеятельности и внутренней жизни.[19]
3.2Особенностидеятельности потребительской кооперации во время Великой Отечественной войны:аналитический обзор
Деятельностьпотребительской кооперации претерпела значительные изменения навосстановительном этапе Великой Отечественной войны, охарактеризованномзарубежными экономистами как «фаза расширения» (1943-1945 гг.). В 1943 году СНКСССР разработал план мероприятий по восстановлению хозяйства каждой изосвобождаемых областей по ведущим отраслям промышленности, по транспорту,сельскому хозяйству, по восстановлению жилья. Пленум Сталинградского обкомаВКП(б), состоявшийся 21-22 января 1943 года, принял постановление, определившеепервоочередные задачи восстановления города и области. 10 февраля IX сессияобластного Совета депутатов трудящихся обсудила мероприятия по восстановлениюхозяйств освобожденных районов Сталинградской области.[20]
В апреле 1943года было принято постановление ГКО «О первоочередных мероприятиях повосстановлению хозяйства Сталинграда и Сталинградской области». СНК СССР и ЦКВКП(б) в постановлении от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах повосстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации»предложил комплекс мер помощи населению, пережившему оккупацию, с учетом того,что особые сложности представляла организация общественного питания и снабжениянаселения па освобождаемой территории. Во время оккупационного режима иотступления были разрушены хлебозаводы, пекарни, столовые, торговая сеть.
В 1943 году,после исторической победы под Сталинградом, областным союзом потребительскихобществ был принят ряд постановлений, регламентирующих работу потребительскойкооперации области в новых условиях целью которых было наиболее скорейшеевосстановление народного хозяйства. В мартовском 1943 года постановленииПрезидиума Сталинградского ОПС говорилось: «Кооперативному хозяйству районов,освобожденных от немецких оккупантов, нанесен.огромный ущерб. В целяхбыстрейшего восстановления кооперативного хозяйства освобожденных районовПрезидиум ОПС постановил: обязать правления РПС обсудить вопрос об оказаниипомощи освобожденным районам в первую очередь семенным материалом, поголовьемскота, транспортом, весоизмерительными приборами». [21]
Постановления«О мероприятиях по развертыванию работы Райпотреб-союзов и Сельпо восвобожденных Красной армией районах от немецких захватчиков от 2 января 1943 г., «О штатах Административно-Управленческого персонала Сталинградского облпотребсоюза» от 17марта 1943 г., прежде всего, коснулись организации управления в системе.«Обязать начальников
Штатныйсостав районных союзов потребительских обществ в годы войны был унифицирован иопределялся централизованными планами.
РаспоряжениемСНК СССР от 20 апреля 1943 г. были утверждены типовые штаты РПС и заготконтор.Было предусмотрено 3 варианта штатов РПС в зависимости от количестваобъединенных ими сельпо и суммарного товарооборота сельпо.
РПС,объединявший от 6 до 10 сельпо с общим товарооборотом от 6 до 10 млн. руб. вгод, мог дополнительно к названным должностям, иметь в своем штате должностьинструктора, а РПС, объединявший от 11 до 15 сельпо с общим товарооборотом от11 до 15 млн. руб. в год — также должность бухгалтера; наконец, наиболеекрупные РПС, объединявшие более 15 сельпо, могли дополнительно иметь должностьстатистика. Одновременно был утвержден типовой штат заготконтор с единообразнымсоставом сотрудников независимо от объема деятельности конторы: 1) директорконторы, являющийся одновременно заместителем председателя правления РПС, 2)инструктор; 3) старший бухгалтер.
В началевойны произошло значительное сокращение товарооборота государственной и кооперативнойторговли. С 1943 г. розничный товарооборот страны постепенно возрастал: в 1943 г. он достиг 8,4 млрд. руб. (на 8% больше в сравнении с 1942 г.), в 1944 г.— 11,9 млрд. (на 53% в сравнении с 1942 г.) и в 1945 г. — 16 млрд. руб. (в 2 раза больше, чем в 1942 г.). Розничный товарооборот 1945 г. достиг 89,0% уровня довоенного 1940 г. (в ценах соответствующих лет).
Наряду снормированным снабжением населения с 15 апреля 1944 года в крупных городах былавведена коммерческая торговля — свободная продажа продовольственных, а впоследующем — и непродовольственных товаров по более высоким ценам.[22]
Коммерческаяторговля в годы войны играла положительную экономическую роль, будучи одним изсредств регулирования соотношения спроса и предложения в условиях значительногоотставания объема рыночных фондов от платежеспособного спроса населения,предоставляя возможность рабочим и служащим более высокооплачиваемых категорийприобретать товары по коммерчсским ценам, учитывающим соотношение денежной итоварной масс в стране, и улучшая тем самым снабжение этой группы населения,коммерческая торговля одновременно отвлекала часть платежеспособного спроса отколхозного рынка и благодаря этому способствовала снижению рыночных цен.
Резкоесокращение в первые два года войны, а затем постепенное увеличение рыночныхфондов предметов потребления, мероприятия по мобилизации местных товарныхресурсов, организация с 1944 г. коммерческой торговли — все это отразилось вдинамике розничного товарооборота.[23]
Системойпотребительской кооперации в конце войны было запланирована организациясобственных предприятий оптовой торговли — баз продовольственных и промышленныхтоваров.
В 1944 г. кооперативные организации начали укрупнять производство и объединять мелкие мастерские ипредприятия в промышленные комбинаты. Объединяя несколько различных производствпод более квалифицированным руководством и оснащая производство болеесовершенным оборудованием, промкомбинаты добивались улучшения качества своейпродукции и повышения производительности труда.
В военныегоды организация подсобного хозяйства получила широкое развитие в системепотребительской кооперации. Это было обусловлено нарушением транспортныхсвязей, срывом поставок продукции, с одной стороны, и необходимостью претворятьв жизнь социальную миссию — обеспечивать детские дома, фронтовиков,эвакуированных жителей.
Такимобразом, мы видим, что потребительская кооперация во время ВеликойОтечественной войны показала себя как система, обладающая свойствами адаптациии, в определенной степени, самодостаточности в изменяющихся условиях внешнейсреды. В то же время нельзя не отметить, что отход от таких кооперативныхпринципов, как экономическое участие членов потребительского общества в егодеятельности, автономия и независимость кооперативов в военные годы был связанс выполнением системой потребительской кооперации своей социальной миссии —обеспечения наиболее нуждающихся слоев населения товарами первой необходимости.[24]
3.3/>/>/>Тенденции развитияпотребительской кооперации в послевоенные годы
Впослевоенные годы основным направлением деятельности системы потребительскойкооперации продолжало оставаться начатое в 1943 г. восстановление хозяйства, особенно материально-технической базы системы потребительскойкооперации, разрушенной войной. Система потребительской кооперации быланацелена на организацию питания сельских жителей, выпуск товаров народногопотребления, обеспечение товарами и услугами населения. По окончании войны былвыработан пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства страны.В соответствии с решениями правительства предполагалось расширить производствопредметов широкого потребления, увеличить товарооборот, при этом постепенноперейдя с карточной системы распределения к свободной торговле.
Правительствоподдерживало развитие производственной и торговой деятельности предприятийпотребительской кооперации.9 ноября 1946 г. было принято постановление «О развитии кооперативной торговли в городах и посёлках продовольственными ипромышленными товарами, и об увеличении производства продовольствия и товаровширокого потребления кооперативными предприятиями», в котором былиопределены основные направления по деятельности кооперации в послевоенные годы.[25]
Меры,принятые правительством, дали свои результаты. В 1945 году по стране былооткрыто около 25 тыс. магазинов и торговых палаток; в 1946 г. — 40 тыс., в 1947 г. — более 60 тыс. К концу 1947 г. в стране насчитывалось 256 магазинов и89,3 тыс. палаток. Количество предприятий общественного питания возросло с 73,4тыс. на конец 1945 г. до 82,1 тыс. к концу 1947 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Административно-команднаяэкономика – хозяйство, в котором господствует государственная формасобственности и основные, а также менее значимые экономические решенияпринимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд,обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Методыи механизмы товарного производства и рыночной экономики не применяются илиприменяются в ограниченном, а иногда и в искажённом виде. Централизованнаябюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычагивыполнения директивных заданий и решений.
Многообразиекооперативных хозяйственных форм в этот период сложилось потому, что,во-первых, доминирующий в Советской России мелкотоварный уклад(сельскохозяйственное производство, мелкие промышленность, торговля и сферауслуг) получил наибольшую свободу. Во —вторых, крестьяне, ремесленники, средниегородские слои как никогда раньше тянулись к взаимопомощи, просвещению икультуре. Они поняли, что сами могут организовать свой труд и получить доходпрямо пропорционально его эффективности. В-третьих, советская кооперацияразвивалась на фундаменте опыта, материальных ресурсов кадров дореволюционногокооперативного движения.
Целью курсовой работы являлсяанализ кооперативного движения в СССР в период административно-команднойсистемы управления.
Для достиженияпоставленной цели были решены следующие задачи:
¾ изучена природа кооператива;
¾ проанализирована сущностьадминистративно-командная системы
¾ изучены социалистическиекооперативные принципы их эффективность;
¾ проанализированы основные показатели кооперативногодвижения в годы НЭПа
¾ изучены особенностидеятельности потребительской кооперации во время Великой Отечественной войны.
¾ проанализированытенденцииразвития потребительской кооперации в послевоенные годы.
Такимобразом, задачи работы решены, цель достигнута.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.  Арсенина П.Б. Теория кооперации. –СПб.: ПИТЕР, 2007. – 452 с.
2.  Бондаренко Н.В. История и теориякооперации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 428 с.
3.  Буфетова Л.П. История экономики.Учебное пособие. Часть 1. — Барнаул: Академия экономики и права. Алтайскоеотделение, 2008. – 112 с.
4.  Вахитов К.И. История потребительскойкооперации России (1 часть). – М.: ИНФРМ-М., 2007. – 90 с;
5.  Вахитов К.И. Потребительскаякооперация СССР. Учебник для кооперативных техникумов. М.: Экономика, 2007. –540 с.
6.  Глазков В.В., Хвостов Б.Н. Кредитнаякооперация. – М.: Сорекс, 2008 – 95 с.
7.  Макаренко А.П., Крашенинников А.И.Теория кооперации, М. Астрель, АСТ, 2008. – 120 с.
8.  Макерова Н.Я. История потребительскойкооперации в СССР. – М.: Наука, 2007. – 300 с.
9.  Прокопович С.Н. Что дал России НЭП.Взгляд со стороны. М.: Новое знание, 2007. – 500с.
10. Фишгендер А.Потребительская кооперации в годы НЭПа. Цетросоюз. М.: Наука, 2008. – 340 с.
11. Хейсен М.Л.История кооперации в России. – М.: Ориенталь, 2006. – 400 с.
12. Шмелёв Г.И.Алфгани М.М. Что может кооператив: (о формах кооперативов в потребительскойсфере США.) // Советская потребительская кооперация. — 2006.- № 4. — с. 54 — 55.