Коррекционно-воспитательное значение труда для умственного развития учащихся вспомогательной школы

Оглавление
Введение
1.Условия,влияющие на формирование навыков ручного труда при организации занятий по труду
1.1.Разработка теории формирования навыков ручного труда психологами и педагогами.Психолого-педагогические особенности
1.2.Анализ интеллектуальных умений умственно отсталых воспитанников в процессеосуществления заданий по ручному труду
2.Особенностиорганизации и методика обучения ручному труду
Заключение
Списоклитературы
Приложение1. Программа кружка по ручному труду для детей старшего возраста «Бисеринка»
Приложение2. Примерное планирование уроков на год, из опыта работы инструктора по трудуГУ РХ «Республиканский дом интернат для умственно-отсталых детей «Теремок»
Приложение3. Примерное содержание отдельных уроков из опыта работы инструктора по трудуГУ РХ «Республиканский дом интернат для умственно-отсталых детей «Теремок»

Введение
Современноепонимание проблем воспитания и обучения приобретает все более выраженнуюгуманистическую направленность. «Общие» подходы, глобальные программы уступаютместо личностно-ориентированному воспитанию, предполагающему достаточносвободный выбор ребенком интересующей его деятельности (Л.А. Венгер. А.В.Запорожец, У.В. Ульенкова).
Однойиз самых привлекательных, мотивированных сущностной потребностью ребенка,является элементарная трудовая деятельность. Будучи включенным в личную «программуразвития» (Л.С. Выготский) самостоятельный труд раскрывает ребенкуразнообразные стороны окружающего мира, позволяет овладевать различными формамипознания, оказывая существенное влияние на развитие мышления ребенка (Я.З.Неверович, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин).
Возможностидля интеллектуального развития ребенка, потенциально заложенные в данном видедетской деятельности, приобретают исключительное значение при егонедостаточности. Коррекционной педагогикой накоплен значительный опытумственного развития проблемного ребенка средствами трудового воспитания,важность которого очерчивалась, прежде всего, необходимостью подготовки этихдетей к посильному труду, возможно более успешной их адаптацией всамостоятельной жизни. Опираясь на фундаментальные психолого-педагогическиеисследования, специалисты в области дефектологии создали и обосновали программытрудового обучения и воспитания, особое место в которых отводится формированиюполноценной структуры трудовой деятельности, рассматриваемой в единствереализации в ней двух основных «линий развития»: мышления и деятельности. (Л.С.Выготский) (А.П. Розова, Г М. Дульнев, Б.И. Пинский, С.Л. Мирский).
Вместес тем решение проблемы умственного воспитания детей с интеллектуальным недоразвитиемпостоянно находится в центре внимания ученых. Благодаря специальнымисследованиям в области мышления детей с умственной недостаточностью сталоизвестно, что овладение первоначальными формами мышления происходит у этойкатегории детей весьма своеобразно и нуждается в систематическомкоррекционно-развивающем воздействии (А.А. Катаева, В.Г. Петрова, Е.А.Стребелева, Г.В. Цикото). Наиболее эффективными средствами коррекцииинтеллектуальной сферы признаны различные виды детской деятельности, позволяющиеребенку создавать модель окружающего мира, осваивать все более сложныепознавательные задачи внутри них (О.П. Гаврилушкина, Л.П. Носков, Н.Д.Соколова, Н.В. Симонова), Несмотря на значительные сдвиги в умственном развитиив процессе коррекционного обучения, как отмечают исследователи, весьмасущественные недостатки мышления оказываются трудно преодолимыми, решениеобозначенной проблемы остается весьма актуальным.
Анализ«Программы обучения и воспитания умственно отсталых детей» (2001 – 2009 гг),научно-методической литературы по проблеме умственного воспитания и проведенныхнаблюдений, позволяет утверждать, что в системе коррекционно-развивающеговоздействия на интеллектуальную сферу таких детей еще недостаточно представлени используется такой важный вид детской деятельности как ручной труд.Отсутствие научно обоснованного содержания и условий обучения ручному труду,существенно сдерживает его применение в целях коррекции интеллектуальногонедоразвития. Один из наиболее «мощных стержней» (Л.С. Выготский) организациижизни аномального ребенка оказывается незадействованным. Данное обстоятельстводает возможность говорить об актуальности и значимости нашей работы.
Цель- разработать программу обучения на занятиях по ручному труду, позволяющихсформировать основные интеллектуальные умения у детей с нарушением умственногоразвития. Для осуществления поставленной цели нами решались следующие задачи:
1.Изучить особенности интеллектуальных умений в процессе выполнения заданий поручному труду.
2.Наметить условия эффективного формирования интеллектуальных умений в процессезанятий по ручному труду.
3.Разработать и экспериментально проверить новое содержание программы по ручномутруду и методику ее реализации.
Нашеисследование базировалось на фундаментальных положениях о роли деятельности иее значении в присвоении ребенком общечеловеческих способов мышления, обобщности закономерностей развития нормальных и аномальных детей, о развивающейроли обучения, а также об особой сензитивности детства к овладению мышлениемчеловеческого типа.
Объектомисследования явились воспитанники специального детского дома для детей снарушением интеллекта ГУ РХ Республиканский дом-интернат для детей «Теремок» VIIIвида (по клиническому диагнозу умственная отсталость, олигофрения в степенидебильности).
Предметисследования — процесс коррекции умственных действий на занятиях по ручномутруду с развитием мелкой моторики.
Методыисследования: изучение литературы по проблеме исследования, индивидуальныйконстатирующий эксперимент, фронтальный обучающий эксперимент. Срезовыеконстатирующие эксперименты в процессе и по окончании обучения Наблюдения задетьми в ходе занятий и свободной деятельности.

1.Условия, влияющие на формированиенавыков ручного труда при организации занятий по труду
 
1.1Разработка теории формирования навыков ручного труда психологами и педагогами.Психолого-педагогические особенности
Основнаятеоретическая посылка состоит в научном обосновании роли и места трудовойдеятельности в умственном развитии аномального ребенка, которое, прежде всего,связано с именем Л.С. Выготского. Рассматриваются различные аспектыобозначенной Л.С. Выготским проблемы, ставшими основой педагогической стратегиив решении многообразных задач и принципов трудового обучения и воспитанияумственно отсталых детей (Т.Д. Власова, Г.М. Дульнев, Ю.В. Карвялис, Б.И.Пинский, С.Л. Мирский).
Анализнаучных исследований раскрывает, прежде всего, широкие возможностииспользования элементарной трудовой деятельности в целях коррекции личностногоразвития этих детей: формирования интереса к различным видам труда,положительного к нему отношения (Н.Г. Морозова, Э.К. Гульянц, Л.М. Саралийская,Н.Д. Соколова). Поиск же путей использования труда в целях коррекцииумственного развития детей с интеллектуальной недостаточностью опирается наработы в области изучения их познавательной деятельности — восприятия, мышленияи речи.
Висследованиях А.А. Катаевой, А.Р. Лурия, В.И. Лубовского, Е.А. Стребелевой идр. содержатся указания на то, что у этих детей с самого раннего возраста нескладываются механизмы овладения предметно-практической деятельностью, еесловесной регуляцией. Наиболее нарушенным звеном практической деятельностиявляется ориентировочное, которое, влияя на качественные параметры протеканияинтеллектуальных процессов, препятствует их развитию. Эго сказывается наособенностях деятельности восприятия, проявляется в характере становлениянаглядных и словесно-логических форм мышления.
Анализируютсяработы клинико-физиологического направления изучения умственной отсталости.Вскрываются нейрофизиологические причины, обуславливающие специфичностьмыслительных процессов детей с органическими поражениями ЦНС: инертность,тугоподвижность, косность, стереотипность (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Е.ЮМастюкова, М.Г. Блюмина). Важным условием и средством преодолениярассогласованности межфункциональных связей различных мозговых систем,налаживания зрительно-двигательной координации, восстановления и формированиятонких моторных актов рассматривается практическая деятельность ребенка, ручнойтруд.
Вместес тем исследования в области умственного воспитания детей с проблемами вразвитии содержат значительный научно-практический материал. Основнымикритериями его реализации является формирование различных видов детскойдеятельности. Особое место отводится при этом действиям по подражанию, образцуи словесной инструкции; обучению способам практической ориентировки и средствамее фиксации; овладению «функционально-знаковыми» формами отражения, «схематизированнымипреобразованиями» предметов; развитию эмоционально-волевой и речевой регуляциидеятельности (С.И. Давыдова, Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Л.Н. Кассал, А.А.Катаева, Е.А. Стребелева, Н.Д. Соколова).
Особенноостро проблема умственного воспитания встает в тех случаях, когда развитиеинтеллектуально неполноценного ребенка осложняется различными последствиямидеривации: сенсорной, эмоциональной, когнитивной (С.В. Кистяковкая, Е.О.Смирнова, А.Г. Рузская). Bowlby, M. Butter, L.Y. Yarrow). Незначительные данныеоб особенностях депривированного ребенка, страдающего умственным недоразвитием,содержат косвенные указания на то, что оно, начиная с раннего детства,происходит глубоко своеобразно и искаженно, намечается определенный разрывмежду операционально-технической стороной предметно-игровой деятельности и еесодержанием, процессом и мотивом; существенно страдает коммуникативный пландеятельности (Г.В Грибанова. Э. Кулеша, Н Д Соколова)
Стоящаяперед нами проблема использования ручного труда в качестве средства умственноговоспитания детей потребовала изучения современных подходов к детскойдеятельности и ее влияния на формирование интеллектуальных процессов в условияхнормального развития.
Всоответствии с психологической теорией деятельности процесс присвоения опытапроисходит в результате интериоризации и совершается через ряд этапов, накаждом из которых происходит новое отражение и воспроизведение действия. Этапсоставления предварительного представления о задании, материализованной формыдействия, отражение его в плане громкой речи приобретают в этой связиисключительное значение (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.С. Пантина). В детскомвозрасте, как показывают работы Л.А. Венгера, С.Л. Новоселовой, Н.Н.Поддъякова, особую роль в процессах интериоризации играют совместнаядеятельность ребенка и взрослого, действия наглядного моделирования.
Важноеместо с позиции влияния на умственное развитие ребенка отводится и анализуструктуры деятельности. Подчеркивается, что в отношения между основными еекомпонентами: мотивом, целью и процессом их осуществления — неоднозначны изависят от отношения мотива к продукту деятельности. Заинтересованность ребенкаконечным результатом предопределяет успешность овладения практическими действиями,включающими интеллектуальный план их реализации. Рассматривается содержаниеличностно-значимых мотивов трудовой деятельности детей (А.В. Запорожец, В.А.Грачева, Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин).
Вструктуре практической деятельности особое значение принадлежит ориентировочнойчасти. Тип ориентировки, сформированный у ребенка, определяет качественныестороны его мыслительного процесса, обеспечивая переход к более высокому уровнюопосредования действительности. Развернутый характер ориентировочной части, ее словеснаяорганизация, фиксация внимания на основные ориентирующие признаки объекта,включение в этот процесс перцептивных действий, общение взрослого с ребенком,-существенно усиливают полноту формирующихся образов, и самостоятельность детейпри выполнении практической части задания (З.М. Богуславская, Т.В. Ендовицкая,А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Г.И. Минская, А.Г. Рузская, Н.Н. Поддьяков и др.).
Ручнойтруд, будучи неотъемлемой частью практической деятельности, при специальнойорганизации и отборе содержания, основанном на понимании особенностей егопсихологической структуры, может явиться действенным средством умственноговоспитания аномального ребенка. Этот вид продуктивной детской деятельностинаиболее полно отвечает задаче формирования интеллектуальных умений, которыеявляются частью ее психологической структуры. Эффективность овладениядеятельностью самым тесным образом связана с уровнем их развития (Я.3.Неверович, В.Г. Нечаева).
Вцелом ряде исследований раскрывается универсальный характер интеллектуальныхумений. Показано, что они образуют «общее ядро» деятельности, которое «однаждысложившись», помогает в дальнейшем ребенку овладевать новыми видамидеятельности (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. А.В. Запорожец).
Обобщивтеоретический и научно-методический пласт исследований, посвященных изучениюпроцессов умственного развития с учетом деятельностного подхода, мы попыталисьразработать теоретическое обоснование предпринятого исследования ипредположили, что особым образом организованный ручной труд в контекстеобщеобразовательной и коррекционной работы, повседневно осуществляемой всоответствии с программными требованиями, способен оказать существенноевоздействие на интеллектуальную сферу детей с проблемами в развитии.

1.2Анализ интеллектуальных умений умственно отсталых воспитанников в процессеосуществления заданий по ручному труду
Дляпроведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:
-функциональные и ориентированныеигрушки и пособия для развития сенсомоторных функций,
— пособия и материалы для развитиямелкой моторики,
-кабинет труда должен быть оснащен поаналогии с домашними бытовыми условиями и разделен на зоны: учебную, кухонную,жилую. Каждая зона должна быть оснащена основным набором мебели, предметами исредствами домашнего обихода, бытовой техникой.
-оборудование для занятий трудовой,изобразительной деятельностью и музыкой,
-разнообразный материал техникиарттерапии.
Известно, чтона основе мотивации к труду, при создании благоприятных условий можноформировать навыки ручного труда .
Благоприятный,эмоциональный настрой детей вовремя занятий по труду, радость общения в труде,наслаждение испытываемое в процессе создания поделки, изготовленной для кого-тоили для чего-то – очень важны для общего развития.
Цельюконстатирующего эксперимента было выявление состояния ручного труда как особогонаправления детской трудовой деятельности. Констатирующий экспериментпроводился в два этапа. В нем принимало участие 60 воспитанников.
Напервом этапе выяснялось состояние основных компонентов ручного труда какдеятельности: ориентировочного, исполнительного, контрольного. Экспериментпроводился индивидуально, каждому ребенку предъявлялось задание изготовитьсамостоятельно с опорой на образец две поделки из бумаги (открытка, флажок) идве — из природного материала (заяц, черепаха). Было предусмотрено оказаниепомощи по ходу выполнения задания. В протоколе эксперимента фиксировалосьследующее: отношение к заданию, характер его выполнения (хаотичность,последовательность; наличие обращений к образцу, их содержание ипродолжительность; формы речевой регуляции; длительность выполнения задания;уровень самостоятельности ребенка в достижении результата деятельности). Второйэтап эксперимента был направлен на выявление особенностей состоянияинтеллектуальных умений детей, которые требуются для выполнения заданий поручному труду, ориентировки в задании, планирования, самоконтроля. В протоколеэксперимента, проводившемся так же индивидуально с каждым ребенком, отмечалось,полнота и планомерность анализа образца в соотношении с точностью сложениякомпозиции; полнота и последовательность планирования, их соответствиеисполнительскими действиям; качество готового продукта в сравнении с образцом.На этом этапе эксперимента задание состояло в изготовлении аппликации дома пообразцу.
Витоге проведенного констатирующего эксперимента нами был выявлен рядособенностей. Вне всякого сомнения, у воспитанников специального детского домак формируются личностные качества, проявляющиеся в их положительном отношении ктруду, желании сотрудничать со взрослым. Их трудовую деятельность отличаетумение осуществлять определенные трудовые усилия, направленность на результат.
Однаконаличия положительных личностных качеств недостаточно для того, чтобы ихсамостоятельная деятельность протекала успешно. Это стало очевидным уже напервом этапе эксперимента. Большинство детей не справлялось с заданиями инуждалось во вмешательстве взрослого, оказании им различных видов помощи. Былиотмечены общие специфические черты, характеризующие в целом каждый компонентдеятельности детей. Отмечался свернутый характер ориентировки, наличие в нейхаотичных действий, нецеленаправленного перебирания объектов, не носящегохарактера отбора нужных для предстоящей деятельности средств. Ориентировочнаяфаза деятельности не включала речи детей.
Дополнительныесведения о содержании ориентировки были получены в изменившихся условияхпредъявления экспериментального задания, когда ребенок был поставлен переднеобходимостью с помощью взрослого проанализировать и наметить ход предстоящегоисполнения. Изучение интеллектуальных умений выявило скудость возникающих удетей на этапе предварительного ориентирования в задании представлений:неполноту и фрагментарность в создании образа будущего объекта, в складываниипредставлений о процессе его изготовления (таблица 1,2). Указанные особенностине позволяют ребенку в дальнейшем адекватно организовывать свои практическиедействия, осуществлять их самоконтроль.
Висполнительной фазе деятельности большинство детей не смогло организовать своидействия в определенной логике. Отмечалось использование нецеленаправленныхпроб, хаотический перебор вариантов, возврат к ранее выполненным действиям и ихстереотипное повторение, застревания на отдельных операциях грубое нарушениеспособов их реализации.
Достаточносвоеобразно представала и контрольная фаза деятельности. По существу в нейотсутствовало сопоставление результатов изготовления с образцом. Дефицитарностьпредварительного ориентирования отражалась на характере протекания контрольныхдействий, они сводились к случайным обращениям к образцу, которые носилиисключительно зрительный характер сопоставления и не способствовали повышениюкачества деятельности. Готовый продукт, как правило, не сравнивался с образцом.Дети по преимуществу своих ошибок не замечали и были удовлетворены результатом.Выполненные ими поделки отличались грубыми нарушениями в передачепространственных характеристик объекта, цвета частей изделия, его общей целостности.
Речьдетей во время выполнения задания носила фиксирующий характер, крайне редковысказывания были развернутыми, не содержали информацию о его планировании,оценке, отношении к процессу деятельности и его результату.
Длительностьвыполнения заданий варьировалась от 12 минут (изготовление открытки и флажка избумаги) до 28 минут (изготовление поделок из природного материала).
Такимобразом, в результате констатирующего эксперимента нами было установлено, что впроцессе ручного труда происходит недостаточное для успешного осуществленияэтой деятельности слияние умственных действий с практическими. Интеллектуальныйпотенциал, заложенный в данном виде продуктивной деятельности, в системекоррекционно развивающего обучения не используется, возможности дляформирования мыслительных процессов, оказываются востребованными не в полноймере. В связи с этим была разработана модель обучения, суть которогозаключалась в развитии интеллектуальных умений.

2.Особенностиорганизации и методика обучения ручному труду
Вэкспериментальном обучении приняли участие 60 воспитанников. Результатыпервичного обследования по методике констатирующего эксперимента (глава вторая)позволили считать данную группу репрезентативной.
Приотборе содержания и методов обучения ручному труду мы учитывали не толькоданные констатирующего эксперимента, но и состав его будущих участников. Особоевнимание в связи с этим придавалось построению плана сотрудничества, в которомзанятие приобретало форму совместного проживания взрослого с детьми, задачиобучения и воспитания решались в процессе совместной деятельности педагога сего воспитанниками Обогащение эмоциональных, личностных контактов,удовлетворение потребности детей во внимании становилось необходимым условиемобучения
Всоответствии с разработанной нами методикой обучающий эксперимент проходил вдва этапа: подготовительный и основной.
Задачиподготовительного этапа определялись необходимостью создания положительногоотношения, эмоционального настроя детей к предстоящим занятиям по ручномутруду. Кроме того, было необходимо сформировать у детей представления о труде,в котором выделяются важные компоненты, цель, оборудование, процесс, результат.Особое значение придавалось роли человека, создающего конкретные продуктыгруда. Основной формой работы с детьми на данном этапе явилисьэкскурсии-наблюдения, проходившие там, где ручной труд представлен в наиболееярком и привлекательном виде, а именно в Школе народных ремесел. Завершениемподготовительного этапа стала выставка-демонстрация готовых изделий изматериала, с которым детям предстояло действовать впоследствии.
Направленностьосновного этапа обучения состояла в формировании умственных действий детей входе выполнения конкретных поделок. В качестве основного материала была избранакожа и ее заменители. Для работы предлагалось соответствующее оборудование,шило и станок-подставка с отверстиями, изготовленные нами специально длядетского труда и учитывающие необходимость их безопасного применения.
Назанятиях дети учились изготовлению шести поделок, каждая из которых быламодифицирована: для мальчиков (А) и для девочек (Б), критерием различияявлялась форма изделий — сглаженная, мягкая для девочек, строгая — длямальчиков (галстук, колье; ремень, пояс; карманчик к ремню, поясу; футляр дляочков; часы на ремешке, часы с браслетом; бантик-бабочка). Работа по каждойтеме включала пять занятий, отличающихся между собой мотивационным планом: «длясебя», «выбери, для кого хочешь», «для малышей», «друг для друга».
Первоезанятие в каждой серии по своему характеру было ориентировочно-обучающим. Напоследующих занятиях дети работали самостоятельно по образцу. На каждом занятиисоблюдалась следующая структура обучения — предварительное ориентирование,практическая часть, анализ и оценка продукта при сопоставлении с образцом,отчет о проделанной работе.
Всоответствии с основной целью обучения происходило направленное формирование удетей интеллектуальных умений: ориентировки в задании, планирования,самоконтроля. При их формировании нами был выработан определенный алгоритмпредполагающий постепенное усиление самостоятельности ребенка в ихосуществлении.
Входе предварительного ориентирования обращалось внимание полноте ипоследовательности при анализе образца и планировании процесса егоизготовления. Для формирования самоконтроля детей обучали способампрактического выполнения задания, умениям проверять последовательностьвыполнения действий, правильность способа их реализации (накладывание,прикладывание совмещение), осуществлять заключительное сравнение — оценкупродукта деятельности.
Структуройкаждого занятия серии предусматривалась возможность поэтапного присвоениявнешних действий и их отражение в плане представлений наблюдение за процессомдеятельности взрослого и посильное в нем участие; самостоятельная практическаядеятельность ребенка, направленная на изготовление поделки и фиксирование ее всопровождающей громкой речи, запечатление процесса деятельности средстваминаглядного моделирования для их использования в качестве наглядной опоры в процессеизготовления ребенком поделки, постепенное свертывание наглядных опордеятельности, переход к оперированию образами, опирающийся на использованиеречевого планирования; посильный перевод каждого ребенка на уровень выполнениязадания по образцу.
Графическиеизображения образцов, запечатление процесса изготовления поделки, создание приэтом альбомов-инструкторов, общих схем последовательности средствами наглядногомоделирования, применение натуральных полуфабрикатов обеспечивали переноспрактического опыта ребенка с учетом усложняющихся форм отражения, отнаглядно-действенных к наглядно-образным. В основу руководства детскойдеятельностью было положено использование таких видов помощи, которыеактивизировали личный опыт практической деятельности и побуждали ребенка ксамостоятельному осуществлению интеллектуальных умений.
Сцелью проверки результатов обучения были проведены контрольные срезовыеэксперименты (в ходе и по итогам обучения), показавшие его эффективность. Этопроявилось, прежде всего, в возросших возможностях детей действоватьсамостоятельно, получая в итоге практически полезный результат. Удалосьсущественно повысить уровень интеллектуальных умений, преодолев при этомхарактерный разрыв между умственным и практическим планом деятельности.
Анализинтеллектуальных умений, возникших под влиянием обучения, показал, чтозначительные сдвиги произошли в умениях детей осуществлять предварительноеориентирование в задании. Это нашло отражение в возросшем объеме устногоанализа образца и планирования предстоящих действий (таблицы 1,2) В то же времябыло отмечено, что качественные показатели вербального отражения этих уменийоказались наименее подвержены изменениям.
Таблица1Динамика развития умения анализировать образец изделия (показатели полнотыанализа и точности сложения композиции)N группы Наличие высказываний о предмете Наличие ошибок в композиции КД* РФО* РПО* КД РФО РПО о частях I 90% 1 00% 98% – – – II 80% 80% 85% 1 6% – 11% III 35% 38% 62% 41% – 30% о цвете частей I 1% – 1% – – – II – – – 5% 7% – III – – – 22% 15% – о форме частей I 1% 7,6% 1% – – – II – 9% – – – – III – 16% – 1% 1 ,7% – о пространственных отношениях объекта I – 15% – 16% 3% 7,6% II – 20% – 22% 8% 14% III – 15% – 55% 23% 33%
*КД — контрольные данные
**РФО — результаты формирующего обучения
***РПО — результаты при переносе на аппликацию «дома»
Таблица2Динамика развития умения планировать предстоящие действия (показатели полноты ипоследовательности планирования и исполнительские действия по плану)N группы Планирование Действия по плану КД РФО РПО КД РФО РПО полнота речевого планирования I 88% 72% 95% – – – II 72% 79% 85% – – – III 42% 60% 69% – – – Последовательность соответствие I 78% 72% 91% 78% 72% 91% II 38% 79% 60% 38% 79% 60% III 7% 55% 9% 5,5% 55% 9,5% Перестановки перестраивание I 10% – 4% 10% – 4% II 34% – 25% 34% – 25% III 35% 4,7% 60% 27% 4,4% 61% Пропуски восполнение I 12% 28% 5% 12% 28% 5% II 28% 21% 15% 21% 18% 12% III 58% 40% 31% 49% 34% 21%
Положительныеизменения в действиях самоконтроля выразились, прежде всего, в улучшениикачества продукта, преодолении грубых нарушений в передаче пространственныхотношений частей изделия, их цвета и целостности (таблица 1).
Наметившаясяположительная динамика развития интеллектуальных умений сказалась на протеканиисамостоятельной деятельности детей. Было отмечено, что при создании условий дляпредварительного ориентирования детей в задании, удается существенно изменитьхарактер ориентировочной фазы деятельности. Дети действуют не спонтанно ихаотично, а начинают осуществлять целенаправленный отбор необходимых средств,планируют предстоящую работу. В то же время отмечалось, что без специальнойорганизации ориентировочной фазы, спонтанное решение задач практической частиостается преобладающим.
Кположительным результатам обучения следует отнести снижение числанепродуктивных проб, пропусков отдельных операций и действий, преодолениегрубых нарушений в способах их осуществления. Под влиянием обучения произошлосущественное обогащение речи детей за счет высказываний коммуникативного,сопровождающего, фиксирующего и планирующего характера. В большинстве случаевпроцесс изготовления поделок сопровождался речью, которая была органичносвязана с действиями детей, их намерениями и отношениями.
Развивающеевлияние обучения было отмечено при наблюдении за поведением детей, как во времязанятий, так и вне их. Расширился круг общения детей за счет установления имиконтактов с воспитанниками других групп, взрослыми, сотрудниками детского домаВоспитатели отмечали существенные изменения в характере выполнения заданий попродуктивной деятельности. В свободное время воспитанники проявляли желаниесделать что-либо самостоятельно с использованием материалов и оборудования,работать с которыми они научились.

Заключение
Изучениеумственного развития ребенка показало его непосредственную связь с уровнемовладения различными сторонами деятельности. Ручной труд, являясь органичнойчастью продуктивной деятельности ребенка, содержит широкие возможности дляразвития мышления, особенно в целях обеспечения перевода внешних действийребенка к умственным действиям во внутреннем плане. Это в свою очередь создаетнеобходимые предпосылки к развитию представлений, имеющих модельную структуру.
Проведенноеисследование выполнено в русле деятельностного подхода и направлено на изучениепроцесса формирования умственных действий у детей с нарушением интеллекта входе специально организованного обучения ручному труду. Экспериментальноеизучение показало, что ранее сложившийся взгляд на эту деятельностьпреимущественно с позиции овладения операционально-техническими умениямиограничивает возможности ее использования в развитии мышления ребенка.
Входе обучения нами было показано, что при специальной организации занятий,целенаправленном отборе содержания, использовании оригинальных методическихподходов удается в значительной степени сформировать у умственно отсталого ребенкатакие умственные качества как ориентировка в задании, планирование,самоконтроль. Естественно, что их уровень соответствует возрастным ииндивидуальным возможностям ребенка и соотносится с его психическим развитием вцелом.
Результатыформирующего эксперимента подтвердили эффективность предложенной моделиобучения ручному труду. В структуре внешне задаваемой деятельности особоевнимание должно уделяться ее организации. Важное значение имеет при этомориентировочная фаза, ее длительность, развернутость, предполагающая выходребенка на самостоятельный анализ и планирование предстоящих действий.Содержание обучения должно опираться на мотивационные потребности ребенка втруде, обязательно включать его личную заинтересованность в результатах;эмоциональное удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками;удовлетворение от созданных собственными руками продуктов деятельности.

Списоклитературы
1.Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей.-М.: Аграф,1997.-128с.
2.Блинова Л.Н. «Роль образовательной среды в развитии и коррекции личности».//Человеческое измерение в региональном развитии. // Тезисы IVмеждународного симпозиума. Ч. 2. — г. Биробиджан. — С. 12.
3.Вопросы трудового обучения во вспомогательной школы. Под. ред. ДульневаГ.М. «Просвещение».М, 1965
4.Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. -М.: Просвещение,1995.- 527с.
5.Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях дляумственно отсталых детей: Кн. для учителя. -М.: Просвещение,1991. -94с.
6.Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Уч. пос. для студ. высш.пед. учеб. зав./ Гонеев Александр Дмитриевич, Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В.; Подред. В.А. Сластенина.-М.: Академия, 1999.-280с.-(Высшее образование).
7.Дефектология: Словарь-справочник/Под ред. Б.П.Пузанова.-М.: Новая школа,1996.-80с.
8.Дульнев Г.М. Труд, как средство компенсации при аномалии умственного развитияребенка., М., 1958
9.Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга дляродителей.-2-е изд.-М.: Педагогика-Пресс,1993.-48с: илл.
10.Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания иобучения с древних времён до середины XXвека.-М.: НПО»Образование»,1995.-400с: илл.
11.Занков Л.В. Психологические особенности учащихся младших классоввспомогательной школы, «Известия АПН» 1951, вып.37 (ксерокопия)
12.Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальнойпсихологии: Сборник программ нормативных курсов для высших уч. зав./Под ред.В.И.Селиверстова.-М.: Владос,2000.-176с-(Программы для вузов).
13.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями вразвитии: Учеб. пос. для студ. сред. пед. уч. зав./Под ред. Б.П. Пузанова.-М.: Академия,1998.- 144с.
14.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Уч.пос.для студентов пед. ин-ов.-М.:Просвещение, 1991.-143с.
15.Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. — М.:Просвещение, 1990.-128с.
16.Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательнойшколе-интернате: Пос.для учителей и воспитателей.-2-е изд., испр. -М.: Просвещение, 1983.-104с.
17.Обучение во вспомогательной школе: Лекции по олигофренопедагогике: Длястудентов-заочников дефектологических фак.пед.ин-ов.-М.: Просвещение,1973.-136с.
18.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития(олигофренопедагогика): Учеб. пос. для студ. дефек. фак. высших и сред, пед. уч.зав.-М.: Академия,2000.-272с.-(Высшее образование).
19.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей истудентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.:Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
20.Обучение уч-ся I-IVкл. вспомог. школы: Пос.для учителя/Под ред. Петровой В.Г.-2-еизд., перераб.-М.: Просвещение,1982.-285с: ил.
21.Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психическогоразвития уч-ся вспомог. школы.- М.: Педагогика, 1985.-128с.
22.Психологические проблемы коррекционной работы во вспомог. школе / Под ред. ШифЖ.И., Петровой В.Г., Головиной Т.Н.; Науч. — исслед. ин-т дефектологииАкад.пед.наук СССР.-М.: Педагогика, 1979.-176с.
23.Словарь-справочник по дефектологии (справочные материалы Смирнова А.Н.Корекционно — воспитательная работа вспомог.школы/ Под ред. Замского Х.С.-2-еизд., перераб.-М.: Просвещение, 1965.-140с.
24.Специальная дошкольная педагогика и психология: Сборник программнормативныхкурсов для высших уч. зав./Под ред. В.И. Селиверстова.-М.:ВЛАДОС,2001.-335с.-(Программы для вузов).

Приложение1Программакружка по ручному труду для детей старшего возраста «Бисеринка»
Цель кружка: обеспечение речевого благополучиядетей с умственной отсталостью через виды ручного труда.
Задачи:
·          совершенствоватьречевую культуру через ознакомление с техникой бисероплетения;
·          содействоватьвыработки гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма;
способствоватьформированию у воспитанников качеств успешной творческой личности черезсоциализацию в делах детского дома-интерната.
Разрабатываяпрограмму, попытались сделать ее более эффективной благодаря подбору интересныхдля детей тем кружковых занятий, включающих изготовление индивидуальных изделийи коллективные работы, позволяющие использовать их в играх как подарки, дляоформления интерьера детских уголков. «Бисеринка»” предоставляет детямвозможность овладеть традиционной техникой бисероплетения. При планированииработы кружка мы учли план коллективно-творческих дел, планирование познавательногоблока, что помогло поддерживать и развивать положительную мотивацию детскойдеятельности и удовлетворить познавательный интерес к различным объектам иявлениям.
Использованиебисера положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитиимелких мышц кисти, развитии воображения, фантазии, памяти, способностиорганизовывать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это всвою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.
Календарно-тематическоепланирование
Месяц
№ п/п
Тема
Количество часов
Программное содержание, материал к занятию, практическое применение октябрь 1 Презентация кружка «Бисеринка» 1
Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Способствовать формированию и удовлетворению познавательного интереса к бисеру разных фактур. Способствовать “погружению” детей в удивительное царство бисера.
Материал к занятию: разнообразные изделия из бисера. 2 Приглашение в мир бисера и красоты 1
Предоставить детям возможность увидеть разнообразие бисера разных фактур, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи.
Материал к занятию: разноцветный бисер отличный по форме и размеру. 3 «Поясок для куклы» 2
Способствовать развитию умения нанизывать бисер на льняную нить, предварительно сделав узелок на конце нити.
Материал к занятию: бисер, льняная нить.
Украсить платье куклы пояском. 4 «Листочек осени» 1
Формировать представление о том, что веревочка пластична, может менять форму по желанию детей. Вызвать желание поэкспериментировать с веревочкой и сделать из нее осенний листочек.
Материал к занятию: бисер желтого и красного цвета, льняная нить.
Участие в выставке “Дары царицы Осени”. ноябрь 5 «Украшение для себя(подвеска)» 2
Поощрять желание детей сделать своими руками забавную поделку для мамы, порадовать мам. Способствовать развитию умения нанизывать бисер на нить, предавать нужную форму веревочке и соединять концы деталей.
Материал к занятию: льняная нить, бисер. декабрь 6 «Снежинка на елочку» 2
Поощрять интерес детей к изготовлению изящной поделки – снежинки, развивать умение выполнять детали разные по размеру и соединять их между собой. Способствовать воспитанию чувств удовлетворения от выполненной работы.
Материал к занятию: льняная нить, бисер.
Участие в выставке «Зимушка-зима». 7 «Царство льда и холода» (коллективное панно) 3
Расширять и уточнять знания детей о животных крайнего севера и Тундры и приспособленности к среде обитания. Вызвать у детей желание изготовить панно коллективно, используя различные материалы (ткань, бисер, нитки).
Участие в выставке «Новогодняя мозаика». январь 8 «Колечко на пальчик» 2
Насыщать детскую жизнь новыми впечатлениями, стимулировать детское творчество. Закреплять навык соединения концов веревочки из бисера, образуя из нее колечко. Поощрять дружеские взаимоотношения между детьми, желание оказывать друг другу помощь.
Материал к занятию: бисер, льняная нить.
Использовать колечко как элемент костюма к досугу «Рождественские посиделки». 9 Браслет в подарок для именинников 2
Вызвать у детей желание порадовать своим подарком именинников. Поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми. Закреплять навыки бисероплетения. Способствовать развитию творческого отношения к труду.
Материал к занятию: леска, бисер.
Досуг «Тайна пропавшего пирога». февраль 10 Изготовление валентинок 2
Вызвать желание сделать своими руками валентинки. Совершенствовать навыки плетения из бисера. Развивать эстетический вкус.
Материал к занятию: леска, бисер.
Подарки для любимых. 11
Подарок для папы
(кораблик) 2 Вызвать у детей желание порадовать своих пап, стимулировать познавательный интерес детей – нить из бисера может принимать любую форму благодаря своей пластичности. Побуждать детей составлять из 2-х частей кораблик, по желанию использовать бисер разного цвета и размера. Материал к занятию: льняная нить, бисер разных фактур. Подарок к 23 Февраля. март 12 Изготовление подарков к 8 Марта – «Брошка для мамы» 2
Предоставить детям возможность проявить свои творческие возможности для изготовления подарка для мамы. Развивать ранее полученные навыки бисероплетения. Пробуждать эстетический вкус.
Материал к занятию: леска, бисер.
Подарить брошь маме(воспитателю) на празднике «Мамин день приходит к нам с весною». 13 Нарядный пояс для куклы Веснянки 2
Вызвать желание сделать своими руками пояс для куклы Веснянки. Развивать умение выполнять детали из бисера разной формы и цвета. Способствовать воспитанию чувства удовлетворения от выполненной работы.
Материал к занятию: льняная нить, бисер.
Использовать для оформления уголка природы. апрель 14 Панно «Весенние цветы» (коллективное). 2
Способствовать развитию умения продумывать вместе с воспитателем содержание своей работы, композиционное расположение. Побуждать детей передавать яркий образ цветущего луга. Закреплять навыки бисероплетения. Воспитывать творческое отношение к труду.
Материал к занятию: льняная нить, бисер.
Использовать для оформления уголка природы. 15 «Сказочные птицы» 2
Побуждать детей применять навыки бисероплетения при изготовлении сказочной птицы. Стимулировать развитие способности детей передавать яркий образ птицы, отражая основные части строения птицы и особенности формы тела.
Материал к занятию: леска, бисер.
Использовать для оформления уголка природы. май 16 «Салют Победы» (панно коллективное) 2
Побуждать детей всем вместе продумывать содержание своей работы: композиционное расположение, цвет, последовательность. Предоставить возможность выбора различных материалов для осуществления своего замысла (бумага разной структуры, нитки, бисер разновидный по цвету, размеру).
Участие в городской выставке «Этот день Победы порохом пропах». 17 По замыслу 2
Предоставить каждому ребенку возможность проявить творчество, выдумку. Обеспечить каждому ребенку успех при реализации поставленной цели.
Материал к занятию: бисер, льняная нить.
Участие в городском конкурсе «День защиты детей».

Приложение2
Примерноепланирование уроков на год из опыта работы инструктора по труду ГУ РХ«Республиканский дом интернат для умственно-отсталых детей «Теремок»
1 Вводнаячасть «Предметы природного и рукотворного мира»
2 Вводныйурок в раздел «Путешествие в Бумажную страну»: «Что нужно знать о бумаге».
3 Работа сбумагой. Аппликация из обрывных кусочков.
4, 5 Вводныйурок в раздел «Пластилиновая сказка»: «Что надо знать о глине и пластилине».
6 Вводныйинструктаж в раздел «Экскурсия в природу».
7 Работа сприродным материалом. Аппликация.
8,9 Работа спластилином. Лепка предметов из отдельных частей.
10 Работа спластилином. Лепка предмета из шаровидных частей.
11 Работа сбумагой. Полуобъемная аппликация из смятой бумаги.
12 Работа сприродным материалом и пластилином. Аппликация из гороха и пластилина.
13 Работа сбумагой. Складывание из бумаги.
14 Работа сбумагой. Складывание из бумаги.
15 Работа сбумагой. Складывание из бумаги.
16 Работа сбумагой. «Учимся работать с ножницами»
17 Работа сбумагой. Вырезание квадратов по короткой вертикальной линии.
18 Работа сбумагой. Вырезание треугольников по короткой наклонной линии.
19, 20, 21Работа с бумагой. Складывание из бумаги.
22 Работа сбумагой. Вырезание и конструирование.
23 Работа сбумагой. Вырезание по длиной линии и конструирование.
24 Работа спластилином. Лепка предметов шаровидной и овальной формы пластическим способом.
25 Работа спластилином. Лепка предметов конической формы пластическим способом.
26 Работа сприродным материалом. Конструирование из шишки и пластилина.
27 Работа сбумагой. Криволинейное вырезание. Плоскостная аппликация.
28 Работа сбумагой Криволинейное вырезание. Полуобъемная аппликация.
29 Работа сбумагой. Вырезание предметов округлой формы. Плоскостная аппликация.
30 Работа сбумагой. Вырезание по кривой линии(круг). Объемное конструирование.
31 Работа сбумагой. Вырезание по кривой линии(овал). Плоскостное конструирование.
32,33 Работас бумагой. Складывание фигурок.
34 Работа сбумагой. Складывание фигурок.
35 Вводныйурок в раздел «Мир ниток».
36,37 Работас нитками. Сматывание ниток.
38,39 Работас пластилином. Лепка предмета из отдельных частей.
40 Работа сбумагой. Симметричное линейное вырезание. Плоскостное конструирование.
41 Работа снитками. Плетение.
42 Работа сбумагой. Симметричное линейное вырезание из бумаги, сложенной пополам.
43 Работа сприродным материалом и пластилином. Конструирование из пушистой травы.
44,45 Работас нитками. Шитье и вышивание .
46,47 Работас пластилином. Лепка многодетальных изделий конструктивным способом.
48 Работа бумагойПредметное симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Аппликация.
49 Работа сбумагой. Складывание фигурки.
50 Работа сбумагой. Складывание фигурки.
Полуобъемнаяаппликация.
51 Работа сбумагой. Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Объемноеконструирование.
52,53 Работас бумагой. Складывание фигурок.
54 Работа сбумагой. Симметричное вырезание орнамента из бумаги, сложенной пополам.
55 Работа сприродным материалом (горох) и пластилином.
56,57 Работас пластилином. Лепка многодетальных изделий конструктивным способом.
58 Работа сбумагой. Симметричное предметное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз.Коллективная аппликация.
59 Работа сбумагой Симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной несколько раз.
60,61 Работас бумагой. Тиражирование деталей. Полуобъемная аппликация
62 ,63 Работас природными материалами. Конструирование из разных материалов (еловая шишка,крылатки клена, Пластилин).
64,65 Работас пластилином. Лепка многодетальных предметов конструктивным способом.
66 Работа сбумагой. Объемное конструирование на основе конуса.
67 Работа сбумагой. Объемное конструирование на основе цилиндра.
68,69 Работас нитками. Вышивание по проколам.

Приложение3
Примерноесодержание отдельных уроков из опыта работы инструктора по труду ГУ РХ«Республиканский дом интернат для умственно-отсталых детей «Теремок»
Вводныйурок в раздел «Пластилиновая сказка».
Тема:«Что надо знать о пластилине» и «Как работать с пластилином».
Изделие:Аппликация «Яблоко».
Задачи:Знакомство с физическими свойствами пластилина, определение цвета пластилина.Изучение правил обращения с пластилином, инструментами. Обучение приемуразмазывания пластилина по поверхности.
Формированиеумения повторять за учителем анализ образца и планировать ход работы. Развитиемышечной системы, пространственной ориентировки.
Оборудование:Иллюстративный материал. Коробка с пластилином; подкладные доски, тряпочки длявытирания рук.Ходурока:
1.        Работас иллюстративным материалом. Знакомство с персонажем Толстячком – Пластивичком,с помощью которого организуется работа по формированию представлений о глине ипластилине как о поделочных материалах, а также знаний о предметах, сделанныхиз глины. Определяется их функциональная значимость в жизни человека.Происходит знакомство с физическими свойствами глины (сухая глина – твердая,размоченная – мягкая) и пластилина (холодный пластилин – твердый, теплый –мягкий, липкий, вязкий). У детей формируются умения узнавать и называть цветапластилина.
2.        Знакомствос приемом размазывания пластилина по поверхности листа. Повторение пройденногопо вопросам учителя: «Что такое аппликация из бумаги?», «Как ее сделать?».Указывается на сходность практических действий при работе с бумагой ипластилином. Объясняется технология выполнения аппликации из пластилина:отщипнуть от бруска пластилина небольшой кусочек, приложить его к поверхности иразмазать большим или указательным пальцем; аналогичные движения выполняются повсей площади контурного рисунка.
3.        Анализаппликации из пластилина «Яблоко» проводится по вопросам учителя: «Какойпредмет изображен?» (Яблоко); «Из каких частей состоит яблоко?» (само яблоко,два листочка); «Какого цвета яблоко?» (справа – желтое, слева – красное);«Какого цвета листочки?» (зеленого).
4.        Обучениедетей ориентировке в пространстве дидактических листов, на которых располагаютсяграфические изображения.
5.        Выполнениепрактического задания по иллюстрации- заготовке, наклеенной на картон. Дети поуказанию учителя отщипывают кусочек желтого пластилина и постепенно заполняютлевую часть контурного рисунка. Затем красный пластилин размазывают на правойчасти рисунка. Зеленым пластилином заполняется левый листочек, а потом иправый. Проводится работа по формированию пространственной ориентировки.Отрабатываются понятия, содержащие пространственную характеристику (слева,справа, наверху, середина).
6.        Оценкакачества работы (проводится по вопросам учителя).
Тема:Аппликация из обрывной бумаги
Изделие:«Осеннее дерево»
Задачи:Повторение ранее усвоенных знаний о бумаге. Формирование представлений офизических свойствах бумаги (разрывается, обрывается и т.д.) в процессепредметно практических действий. Обучение приему разрывания бумаги на две частипо линии сгиба. Развитие координации правой и левой кистей рук, точности иплавности движений. Обучение приему обрывания кусочков цветной бумаги. Обучениеприему наклеивания обрывных кусочков на основу.
Оборудование:Цветная бумага, иллюстрация – заготовка, на которой дети выполняют практическоезадание, клей, кисточка для клея, тряпочка для вытирания рук.
Ходурока:
Повторениепутем ответа на вопросы учителя о физических свойствах бумаги (плотная, тонкая,мягкая, жесткая и т.д.
Беседапо иллюстративным материалам:       
1.  Выполнениезаданий по разрыванию листа бумаги по линии сгиба и без нее.
2.  Тренировочноедвижение по обрыванию бумаги.
3.  Разборпонятия «аппликация из обрывной бумаги» (если оторвать от листа цветной бумагинебольшие кусочки и наклеить их на белый или цветной картон, получитсяаппликация). Учитель анализирует аппликацию «осеннее дерево» Определяетсясостояние природы. Изучается строение дерева(ствол, крона, листочки). Особоевнимание уделяется технологии изготовления обрывной аппликации. Пальцамиобрываются небольшие кусочки (от 1,5до2см.) от листа цветной бумаги инаклеивается на предварительно проклеенный небольшой участок внутри контурногоизображения.
4.  Организациярабочего места.
5.  Практическаяработа с иллюстрацией- заготовкой. Выполнение изделия по инструкции и показуприемов работы. Учитель объясняет, что необходимо заполнить свободные меставнутри контура в иллюстрации – заготовки оборванными кусочками зеленой, желтойи оранжевой бумаги.
6.  Оценкакачества работы (проводится по вопросам учителя).
Тема:Аппликация из засушенных листьев по образцу
Изделие:«Птица или бабочка»
Задачи:Закрепление представления о деревьях; развитие воображения; закрепление понятия«аппликация», формирование умения повторять за учителем анализ образца,выполнение аппликации по инструкции учителя и предметно – операционному плану;формирование представления о направлении, положении и пространственных связяхчастей, развитие умения ориентироваться на плоскости листа; обучение приемамприклеивания природного материала на поверхность. Воспитание навыковиспользования графических изображений на листах дидактического материала.
Оборудование:Иллюстративный материал, листочки для бабочки- два одинаковых больших и дваодинаковых маленьких листочка вяза, дин удлиненный ивовый; для птички – одинцелый лист вяза, один лист вяза, разрезанный пополам, и три удлиненных листочкаивы. Белый или цветной картон, кисточка для клея, клей ПВА, тряпочка.Ходурока:
1.Работа с иллюстративным материалом. Беседа на тему «Фантазируй вместе с нами».Оказывается природа – самая большая фантазерка. Присмотрись внимательно в лесук старым пням, сухим корням и веткам. Некоторые из них напомнят птиц, зверей идаже человека. Давай для начала поиграем в угадайку: «внимательно посмотри накартинку и скажи что ты узнаешь в этих сучках? (человечек, собачка, птичка).
2.Ориентировка в здании. Учитель предлагает посмотреть в учебнике, что можносделать из засушенных листочков и цветочков. Засушенные листочки или цветочкиможно наклеить на белый или цветной картон и сделать аппликации на разные темы,например:»бабочка или птица». Дети отвечают на вопрос: «что такое аппликация?».При этом следует особое внимание обратить на взаимное расположение деталей(туловища и крыльев).
3.Выполнение изделия по инструкции с опорой на предметно – операционный план.Детям выдается белый или цветной картон, на котором нарисована линиякомпозиционного центра. Эта линия служит основным ориентиром для начала работынад аппликацией. Природный материал (листочки вяза или ивы) промазываетсяклеем, накладывается на поверхность картона и проглаживается ладонью черезвспомогательный лист тонкой белой бумаги. Оценка качества работы (проводится повопросам учителя)