КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
На защитуправ и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих изпроявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственныхорганов, иных организаций, государственных должностных и приравненных к ним лицпутем предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, создающих условиядля коррупции, и коррупционных правонарушений, устранения их последствийнаправлен Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. N 165-З «О борьбе скоррупцией» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон).
В соответствии со статьей 1 Закона подкоррупцией понимается умышленное использование государственным должностным илиприравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебногоположения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправнымполучением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещанияпреимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственногодолжностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лицапутем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги,покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобыэто государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранноедолжностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения приисполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.
Согласно статье 3 Закона субъектамикоррупционных правонарушений являются:
1) государственные должностные лица;
2) лица, приравненные к государственнымдолжностным лицам;
3) иностранные должностные лица;
4) лица, осуществляющие подкупгосударственных должностных лиц или приравненных к ним лиц либо иностранныхдолжностных лиц [4].
К государственным должностным лицамотносятся, в частности, государственные служащие, а также лица, занимающиедолжности в государственных организациях и относящиеся в соответствии сзаконодательством к должностным лицам.
К лицам, приравненным к государственнымдолжностным лицам, относятся в том числе лица, постоянно или временно либо поспециальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности,связанные с выполнением организационно-распорядительных,административно-хозяйственных функций; лица, уполномоченные в установленномпорядке на совершение юридически значимых действий; государственные служащие,не относящиеся к должностным лицам; лица государственного органа или инойгосударственной организации, не относящиеся к государственным служащим,осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд,запросов и потребностей населения.
В статье 20 Закона содержится описаниеправонарушений, создающих условия для коррупции, в статье 21 Закона — описаниекоррупционных правонарушений. Совершение и тех и других правонарушений влечетза собой ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.Непосредственного перечня коррупционных преступлений не содержится ни в самомЗаконе, ни в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее — УК).
С учетом содержащихся в Законе признаковк коррупционным преступлениям можно отнести следующие:
— хищение путем злоупотребленияслужебными полномочиями (ст. 210 УК);
— легализация (отмывание) материальныхценностей, приобретенных преступным путем (если преступление совершено лицами,уполномоченными на выполнение государственных функций или приравненными к ним)(ст. 235 УК);
— вмешательство в разрешение судебныхдел или производство предварительного расследования (если преступлениесовершено из корыстной или иной личной заинтересованности) (ст. 390 УК);
— незаконное освобождение от уголовнойответственности (если преступление совершено из корыстной или иной личнойзаинтересованности) (ст. 399 УК);
— злоупотребление властью или служебнымиполномочиями (если преступление совершено из корыстной или иной личнойзаинтересованности) (ст. 424 УК);
— бездействие должностного лица (еслипреступление совершено из корыстной или иной личной заинтересованности) (ст.425 УК);
— превышение власти или служебныхполномочий (если преступление совершено из корыстной или иной личнойзаинтересованности) (ст. 426 УК);
— служебный подлог (ст. 427 УК);
— незаконное участие впредпринимательской деятельности (ст. 429 УК);
— получение взятки (ст. 430 УК);
— дача взятки (если взяткапредназначалась лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций илиприравненным к ним) (ст. 431 УК);
— посредничество во взяточничестве (есливзятка предназначалась лицам, уполномоченным на выполнение государственныхфункций или приравненным к ним) (ст. 432 УК);
— принятие незаконного вознаграждения(если вознаграждение получено служащими государственного аппарата) (ст. 433УК);
— злоупотребление властью, превышениевласти или бездействие власти (если преступление совершено из корыстной илииной личной заинтересованности) — преступление против порядка исполнениявоинской обязанности (ст. 455 УК) [9].
Наиболее распространеннымикоррупционными преступлениями являются хищение путем злоупотребления служебнымиполномочиями, взяточничество, служебный подлог, а также злоупотребление властьюили служебными полномочиями и превышение власти или служебных полномочий.
Хищение путем злоупотребления служебнымиполномочиями (ст. 210 УК) представляет собой завладение имуществом либоприобретение права на имущество, совершенные должностным лицом с использованиемсвоих служебных полномочий, и наказывается лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишениемсвободы на срок до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Хищение путем злоупотребления служебнымиполномочиями, совершенное повторно либо группой лиц по предварительномусговору, наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет слишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностьюили лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества и слишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью.
Хищение путем злоупотребления служебнымиполномочиями, совершенное в крупном размере, наказывается лишением свободы насрок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Хищение путем злоупотребления служебнымиполномочиями, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере,наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискациейимущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью.
Злоупотребление властью или служебнымиполномочиями (ст. 424 УК) представляет собой умышленное вопреки интересамслужбы совершение должностным лицом действий с использованием своих служебныхполномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенноговреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественныминтересам, и наказывается лишением права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срокдо трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью.
Злоупотребление властью или служебнымиполномочиями, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности,наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или безштрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью.
Злоупотребление властью или служебнымиполномочиями, совершенное должностным лицом, занимающим ответственноеположение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению илиприватизации государственного имущества, либо повлекшее тяжкие последствия,наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискациейимущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должностиили заниматься определенной деятельностью.
Бездействие должностного лица (ст. 425УК) представляет собой умышленное вопреки интересам службы неисполнениедолжностным лицом действий, которые оно должно было и могло совершить в силувозложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительствомпреступлению либо повлекшее невыполнение показателей, достижение которыхявлялось условием оказания государственной поддержки, либо причинение ущерба вкрупном размере или существенного вреда правам и законным интересам гражданлибо государственным или общественным интересам, и наказывается штрафом, илилишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью со штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, илилишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью.
Бездействие должностного лица изкорыстной или иной личной заинтересованности наказывается лишением правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью соштрафом или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и слишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью.
Бездействие должностного лица,занимающего ответственное положение, либо повлекшее тяжкие последствия,наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискациейимущества или без конфискации и с лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью.
Превышение власти или служебныхполномочий (ст. 426 УК) — умышленное совершение должностным лицом действий,явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе,повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам изаконным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, инаказывается лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до трех летс лишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью.
Превышение власти или служебныхполномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности,наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или безштрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью [9].
Превышение власти или служебныхполномочий, совершенное лицом, занимающим ответственное положение, либоповлекшее тяжкие последствия, а равно умышленное совершение должностным лицомдействий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему послужбе, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либоприменением оружия или специальных средств, наказывается лишением свободы насрок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и слишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью.
Служебным подлогом (ст. 427 УК)признается внесение должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложныхсведений и записей в официальные документы, либо подделка документов, либосоставление и выдача заведомо ложных документов, совершенные из корыстной илииной личной заинтересованности, при отсутствии признаков более тяжкогопреступления и наказывается штрафом, или лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью, или исправительнымиработами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок, илилишением свободы на срок до двух лет.
Служебный подлог, совершенный с цельюискажения данных государственной статистической отчетности, наказываетсялишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет слишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью, или лишением свободы на тот же срок с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Получение взятки (ст. 430 УК) — этопринятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либоприобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно всвязи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительствопо службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо завыполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых имлиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить сиспользованием своих служебных полномочий, и наказывается лишением свободы насрок до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Получение взятки повторно, либо зазаведомо незаконное действие (бездействие), либо путем вымогательства, либогруппой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере наказываетсялишением свободы на срок от шести до десяти лет с конфискацией имущества и слишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью.
Получение взятки, совершенное лицом,ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 УК, либов особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающимответственное положение, наказывается лишением свободы на срок от восьми допятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Дача взятки (ст. 431 УК) наказываетсяисправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шестимесяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы насрок до пяти лет.
Дача взятки повторно, либо за заведомонезаконное действие (бездействие), либо в крупном размере наказывается ограничениемсвободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет.
Дача взятки лицом, ранее судимым запреступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 УК, наказывается лишениемсвободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или безконфискации.
При этом лицо, давшее взятку,освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело местовымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявилоо содеянном.
Посредничество во взяточничестве (ст.432 УК) представляет собой непосредственную передачу взятки по поручениювзяткодателя или взяткополучателя и наказывается штрафом, или арестом на срокдо шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишениемсвободы на срок до четырех лет [9].
Посредничество во взяточничестве,совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либопри получении взятки в крупном размере, наказывается арестом на срок от трех дошести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишениемсвободы на срок до шести лет.
Посредничество во взяточничестве,совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430,431 и 432 УК, либо при получении взятки в особо крупном размере, наказываетсялишением свободы на срок от трех до семи лет.
При этом виновный в посредничестве вовзяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки освобождается отуголовной ответственности, если он после совершения преступных действийдобровольно заявил о содеянном.
Принятие незаконного вознаграждения (ст.433 УК) представляет собой принятие работником государственного органа либоиной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имуществаили другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенноев пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие(бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгодуимущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг егослужебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательствомоплаты труда и наказывается лишением права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок додвух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срокдо трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
Принятие незаконного вознаграждения,совершенное повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц попредварительному сговору, либо в крупном размере, наказывается ограничениемсвободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишениемправа занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью.
Принятие незаконного вознаграждения,совершенное в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок оттрех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишениемправа занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностьюили без лишения.
Центральной фигурой коррупции являетсядолжностное лицо, а применительно к большинству коррупционных преступлений — это одно из условий уголовной ответственности.
Согласно статье 4 УК к должностным лицамотносятся:
1) представители власти — депутаты всехуровней; государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенцииотдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, неподчиненных им по службе; лица, состоящие на государственной службе (не толькогосударственные служащие), которые также обладают властными полномочиями поотношению к не подчиненным им по службе лицам (например, работники органоввнутренних дел, сотрудники государственных контролирующих и надзорных органов,судебные исполнители и др.);
2) представители общественности,наделенные полномочиями представителей власти (например, члены добровольныхнародных дружин, народные заседатели, общественные контролеры, внештатныесотрудники правоохранительных органов и др.);
3) лица, постоянно или временно либо поспециальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнениеморганизационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей,- лица, которые в силу занимаемой должности наделены полномочиями поосуществлению руководства коллективом (у которых в подчинении имеются другиелица): директора, начальники, заведующие каких-либо организаций либо ихподразделений, а также их заместители независимо от вида и формы организации(учреждения, предприятия), а также лица, которые выполняют обязанности,связанные с управлением или распоряжением имуществом (государственным,общественным, частным) или денежными средствами, учетом и контролем за отпускоми реализацией материальных ценностей (например, заведующий складом, магазином,базой, мастерской, главный бухгалтер и др.);
4) лица, уполномоченные в установленномпорядке на совершение юридически значимых действий (например, нотариус,адвокат, врач как член врачебной комиссии или выдающий листки временнойнетрудоспособности, преподаватель учебного заведения, уполномоченный напринятие различных экзаменов, и др.);
5) должностные лица иностранныхгосударств, члены иностранных публичных собраний, должностные лицамеждународных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи идолжностные лица международных судов [9].
УК, определяя перечень лиц, относящихсяк должностным лицам, не выделяет понятие «государственное должностноелицо», как это предусмотрено Законом. По смыслу уголовного закона лицоможет быть должностным вне зависимости от формы собственности организации, вкоторой оно занимает соответствующую должность.
В УК предусмотрена самостоятельнаякатегория должностных лиц: должностные лица, занимающие ответственноеположение, к которым относятся, например, руководители правоохранительныхорганов и их заместители, руководители налоговых органов и их заместители и др.Совершение некоторых преступлений (получение взятки, злоупотребление властьюили служебными полномочиями, превышение власти) такими должностными лицамипризнается обстоятельством, отягчающим ответственность.
Проблема борьбы с коррупцией требуетособого и постоянного внимания со стороны государства, поскольку это опасноеявление порождает такие негативные последствия, как социальное неравенство,тотальное разрушение морально-этических устоев общества, недоверие населения кгосударственной власти и ее институтам.
Внедряясь в различные сферы экономики иобщества, приобретая новые криминологические характеристики, коррупцияоказывает деструктивное влияние на устойчивое социально-экономическое развитиегосударства и поэтому является серьезной угрозой его национальной безопасности.
Борьба с коррупцией должна носитьсистемный, комплексный характер, охватывая все сегменты общественной жизни, впервую очередь систему государственного управления и экономику. Она не можетбыть ограничена лишь мерами уголовно-правового характера, важную роль играютмеры профилактического характера, заключающиеся в совершенствованиигосударственного регулирования и контроля в сферах деятельности, подверженныхкоррупционным рискам [8, с.97].
Принятые государством в последнее времямеры позволили значительно усилить антикоррупционную направленностьзаконодательства, определить основные направления и формы предупреждениякоррупции.
Указом Президента Республики Беларусь от7 мая 2007 г. N 220 утверждена Государственная программа по борьбе с коррупциейна 2007 — 2010 годы, с изменениями и дополнениями, которая направлена нарешение следующих основных задач:
— снижение уровня преступности,связанной с коррупцией;
— повышение эффективности деятельностигосударственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, по предупреждению,выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, введение объективныхкритериев оценки их деятельности в данной сфере;
— усиление прокурорского надзора игосударственного контроля за надлежащим выполнением государственными органами ииными организациями антикоррупционных мероприятий;
— создание эффективного механизмапрофилактики коррупции;
— дальнейшее совершенствованиезаконодательства по вопросам борьбы с коррупцией на основе практики его примененияи с учетом положений международных антикоррупционных документов;
— углубление научных исследований,направленных на разработку практических рекомендаций в сфере борьбы скоррупцией;
— созданиеатмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях [10].
Такимобразом, в Республике Беларусь создана законодательная база для борьбы скоррупционными преступлениями, которая носит системный характер.
Список использованнойлитературы
1. Васильчиков И.С. Преступления в сфере экономики. Р-н-Д.:Феникс, 2007. — 214 с.
2. Гуценко.К.Ф.Голов К.Ф. Уголовный процесс западных государств.М.: Зерцало, 2002. — 528 с.
3. Есаков Г.А., Крылова Н.Е. Уголовное право зарубежных стран. М.:Проспект, 2009. — 336 с.
4. Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 165-З «О борьбес коррупцией» // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО«Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн.,2010.
5. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. М.: Норма, 2006. –336 с.
6. Ситникова А.И.Преступления в сфере экономической деятельности: Учебное пособие. М.: Ось-89,2005. — 80 с.
7. Соловьев А., Башкирова В.Крупнейшие мировые аферы: искусство обмана и обман как искусство. М.: Эксмо,2009. — 272 с.
8. Трунцевский Ю.В.Экономические и финансовые преступления. М.: Юнити, 2008. — 288 с.
9. Уголовный Кодекс Республики Беларусь. // КонсультантПлюс:Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовойинформации Республики Беларусь. – Мн., 2010.
10. Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 220 «Обутверждении Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2007 — 2010гг.» // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр»,Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн., 2010.