Московский Авиационно-Технологический Институт
(МАТИ-РГТУ)
им. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО
ДОКЛАД
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
НА ТЕМУ:
КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЦИОЛКОВСКОГО
Студентки группы 3КМ-4-76
Москва 2003 г.
ПЛАН
1. ВВЕДЕНИЕ
2. АНТРОПОКОСМИЗМ ЦИОЛКОВСКОГО
3. КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЦИОЛКОВСКОГО
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Подкосмизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не толькофилософов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. В нем оказываются иЛомоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих… Связь человека икосмоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов. Так вкосмисты недолго записать, скажем, Гераклита с его вечноживущим космосом,который не создавали ни боги, ни люди и который живет сам по себе.
Естьнекое космическое веяние и дыхание в произведениях того или иного творца — иэтого оказывается достаточным, чтобы произвести его в космисты. Ощущениеглубинной причастности сознательного существа космическому бытию, мысль о человекекак микрокосме, вместившем в себя все природные, космические стихии и энергии,проходят через мировую культуру, как восточную, так и западную. В древнейшихрелигиозных и мифологических представлениях человек уже прозревал соотношения ивзаимосвязи между своим существованием и бытием Вселенной и эту свою интуициюпретворял в различные, преимущественно образные, формы. Космические символы иобразы народного бытового искусства и поэзии, микро- и макрокосмическиесоответствия выражали эту объективную идею целостности мироздания, органичнойвключенности в него жизни и сознания. Но рядом всегда существовал и болееактивный подход, являлось стремление воздействовать на мир в желательномнаправлении. Преображающая человека и мир мечта стремилась к преодолениюограниченности человека в пространстве и времени, она воплощалась в сказочные,фольклорные образы господства над стихиями — воздушные полеты, метаморфозывещества, живую и мертвую воду… С древности до конца XIX в. эта космическаятема развивалась только в мифе, фольклоре, поэзии, а также в некоторыхфилософско-утопических, фантастических произведениях ( к примеру, у Сирано деБержерака, Жюля Верна ).
Именно в России, ставшей родиной научногоучения о биосфере и переходе ее вноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины прошлого столетия вызреваетуникальное космическое направлениенаучно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в. В его ряду стоят такие философы и ученые, какВ.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров, А.В. Сухово-Кобылин и др.В философском наследии мыслителейрусского религиозного возрождения – В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева – также выделяется линия, близкая пафосу идейрусского космизма. Имеется в виду тосклонение в русской православной философии, которое Н.А. Бердяев называл «космоцентрическим,узревающем божественные энергии в тварноммире, обращенным к преображению мира» и «антропоцентрическим, обращенным к активности человека в природе иобществе». Именно здесь ставятся«проблемы о космосе и человеке», разрабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой, пословам Бердяева, в том, что «конецэтого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека».
Самозарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразнойобщественной и культурной обстановкой в России XIXв. Развитие русского космизма обязано во многомнепременному противопоставлению этого философского направления самим основамзападноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себевозможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русскогокосмизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XXв. Значительный интерес представляет нравственный,социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьмаширокий спектр воззрений — от крайне реакционных до либеральных, которыеозабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционногообщества и культуры динамичной цивилизации.
АНТРОПОКОСМИЗМЦИОЛКОВСКОГО
Избежать неправомерного и безмерногорасширения русского космизма можно, если сразу же обозначить принципиально новое качество мироотношения, котороеявляется определяющей его генетическойчертой. По мнению современного специалиста по русскому космизму, автору многихработ, посвященных жизни и творчеству Н.Ф.Федорова, С.Г.Семеновой это идея активнойэволюции, т.е. необходимости новогосознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум инравственное чувство. Поэтому возможноточнее будет определить это направление не столько как космическое, а как активно-эволюционное,находящееся в процессе роста, далеко несовершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширенииправ сознательно-духовных сил, обуправлении духом материи, об одухотворении мира и человека. Космисты сумели соединить заботу о большомцелом — Земле, биосфере, космосе сглубочайшими запросами высшей ценности — конкретного человека. Недаром такое важное место здесь занимаютпроблемы, связанные с преодолениемболезни и смерти и достижением бессмертия. Гуманизм — гуманизм не прекраснодушный и мечтательный — он основанна глубоком знании, вытекает из целей изадач самой природной, космическойэволюции. Человек для русских космистов — существо еще промежуточное,находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванноеизменить не только окружающий мир, но и собственную природу.
Родоначальником всей космической мысли вРоссии был только в последние годы раскрывающийся во всем многообразиитворчества мыслитель второй половины ХIX века Николай Николаевич Федоров. Всоветское время имя Федорова было предано забвению, хотя до революции к егоидеям обращались самые видные из русских философов и деятелей культуры. Так,большое влияние оставили встречи и беседы с Федоровым на творчество Л.Н.Толстогои В.С.Соловьева; большие статьи с разбором философской концепции Федороваоставили Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков. Уже после смерти философа в начале ХХ векавышло двухтомное собрание его избранных трудов, озаглавленное федоровскимиучениками “Философия общего дела”. Мизерный тираж в несколько сот экземпляровсразу же сделал труды Федорова библиографической редкостью, однако и это нестало препятствием для распространения идей мыслителя. Так, сильнейшеевпечатление произвели работы Федорова на калужского учителя К.Э.Циолковского,чье философское наследие во многом перекликается с федоровскими идеями.
Достаточно взять для примера работу Циолковского“Будущее Земли и человечества”. В ней он ярко воображает наглядные картинысамого процесса будущего преобразования планеты. Тут мы найдем немало активноосуществляющихся федоровских проектов: и метеорическую регуляцию, и широкоеиспользование солнечной энергии, и усовершенствование растительных форм.“Солнечная энергия теряется очень незначительно, проходя через тонкийпрозрачный покров оранжерей. Мы избавлены от ветров, непогод, туманов, смерчейи их разрушительного действия. Мы не имеем вредителей для растений и человека.Растения утилизуют более 50% солнечной энергии, так как разумно подобраны иимеют самые лучшие условия для своего существования”. Причем Циолковскийсчитает, что для выполнения всех своих грандиозных будущих задач человечестводолжно умножиться в тысячу и более раз.
Только тогда оно сможет стать абсолютным хозяиномпочвы, океана. воздуха и самого себя. В своей работе Циолковский разворачиваетширокий фронт многомиллионных трудовых армий, основной массированный ударкоторых направляется на экваториальную область для ее хозяйственного освоения.Он входит во все детали борьбы с экваториальными стихиями, вплоть до постепеннопередвигающейся тонкосетчатой ограды, в пространстве которой истребляется дикаятропическая фауна и флора и культивируется полезная человеку.
В “Философии общего дела” мы не найдем такойнаучно-фантастической увлеченности, гипнотизирующей своим единственно возможнымвоплощением грядущего. Федоров вырабатывает лишь основную схему, план “общегодела”, ставит в общей принципиальной форме главную задачу человечеству. И вэтом смысле он более философ, чем Циолковский, для которого характерна особаяхудожественно-образная детализация предвосхищающей мечты.
Циолковский признает существующей и действующей воВселенной одну субстанцию и одну силу — материю в ее бесконечном превращении.Материи свойственно усложняться в своем развитии. В отличие от Федорова,Циолковский признает широчайшее распространение жизни в космосе, в разныхформах ( до крайне невероятных ) и на различных ступенях ее развития, вплоть досамых совершенных, высокосознательных и бессмертных ее представителей. У негосознательная жизнь буквально кишит во Вселенной. Не говоря уже о бесчисленныхпланетах, разумные существа живут в эфире, окружают солнца, звезды. Жизнь дляЦиолковского возникает и продолжается в любых условиях. Сознательная жизнь неимеет никаких пределов и развивается даже без всяких условий: без атмосферногодавления, без кислорода, без пищи, довольствуясь только солнечными лучами.
У Циоковского Вселенной свойственна такая организация,при которой она под руководством совершеннейших, подобных богам существ объединяетмежду собой ближайшие группы солнц, млечные пути, эфирные острова.
Для Циолковского человек — один из немногих далекоотставших меньших братьев тех высокоорганизованных сознательных существ,которые преобладают в космосе.
Напрашивается сравнение. Для Федорова человеческаяличность — высшая ценность и, следовательно, такая же ценность — ее бесконечнаяжизнь, причем развитое нравственное чувство личности требует спасения всехпогибших, возвращения всех утраченных. Для Циолковского иначе: смерти, главноговрага федоровского человека, не существует. По-настоящему существуют толькоатомы-граждане, что составляют мозг совершеннейших существ во Вселенной.
Но Федоров и Циолковский схожи в одном, внеобходимости и возможности выхода человека в космос и космическом расселениичеловечества. Замечательно точны слова Циолковского: “Сначала неизбежно идут:мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет, и уже в конце концовисполнение венчает мысль”. Сам он решительно приступает ко второму этапу этой последовательности,выводит ставшую теперь знаменитой формулу конечной скорости движения ракеты,посвящает свое научное творчество техническому обоснованию ракеты как покаединственного целесообразного снаряда для космических путешествий. Свою веру вреальность полетов за пределы земной атмосферы Циолковский основывал нарасчетах для условий жизни в невесомости, что ныне является обычной практикойкосмонавтики. Циолковский также писал о будущем человеке, «животномкосмоса», прямо ассимилирующем в своем питании солнечные лучи и элементарныевещества среды и могущем быть бессмертным.
КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЦИОЛКОВСКОГО
Космическаяфилософия К.Э.Циолковского ощутимо повлияла на современную цивилизациюпосредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР.Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизмеобразцов целостной философско-мировоззренческой системы.
ВзглядыЦиолковского о сущности философии навеяны эпохой Просвещения. Он считал, чтофилософия — «вершина научного знания, его венец, обобщение, науканаук». Все предшествующие философские системы казались Циолковскому«странными» и их терминология ненужной, говоря, что «трудносвязать мою философию с другими». Однако в космической философииобсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые с«космической точки зрения». Также традиционны были и представленияЦиолковского о структуре философского знания: философия «состоит изметафизики, гносеологии и этики. Первые два отдела служат подготовкою для этикиили научных основ нравственности. Иногда эту подготовку не отделяют от этики.Так отчасти делаю и я». Тем не менее Циолковский дополнил философскоезнание ещё одним разделом — социологическим, т.е. построением схем«идеального строя жизни».
Вфилософско-мировоззренческой концепции Циолковского можно выделить три основныхэтапа.
Первыйэтап (1898-1914 гг.) охватывает работы: «Научные основания религии»(1898г.), наиболее фундаментальный философский труд Циолковского «Этикаили естественные основы нравственности» (1902-1903гг., исправлено в1914г.), «Нирвана» (1914г.). На этом этапе основным был принцип,сформулированный Циолковским впоследствии (1934г.): «Судьба существазависит от судьбы Вселенной». Под «существом» подразумевается нетолько человек. «Простейшее существо», согласно космической философии- «атом-дух». Совокупность «атомов-духов» образуетсубстанциональную основу мира. Космос — иерархия существ, включая и человека.Сам космос тоже «живое существо», «причина» и«воля» которого в строгих рамках определяет поведение человека идругих «существ» космоса.
Навтором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский основное внимание уделяет другимпроблемам, отличным от Космоса:
1) изложению«научного» понимания библейских текстов;
2) проблемам общества будущего, разрешаемым всоциально-утопическом духе («Горе и гений», 1916г.; «Идеальныйстрой жизни», 1917г. и др.);
3) проблемам строения и жизни человеческого тела(«Человек. Свойства человека», 1917г.). Циолковский подчёркиваетнесовершенство социальных отношений, несправедливость в обществе и др. Проблемыкосмизма затрагиваются в работах: «Первопричина» 1918г.,«Социология (фантазия). Приключения атома» 1918г. и некоторых других.
Натретьем этапе (1923-1935 гг.) Циолковский разрабатывает так называемый«активно-эволюционный» принцип космизма. Его смысл состоит вследующем: «Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. отчеловечества и других космических цивилизаций, их преобразовательнойдеятельности». Этот принцип обосновывается во многих статьях и брошюрах:«Живая Вселенная» (1923г.), «Монизм Вселенной»(1925-1931гг.), «Будущее Земли и человечества» (1928г.),«Космическая философия» (1935г.) и многих других. Интересно, что«активно-эволюционный» смысл принципа космизма сосуществует уЦиолковского с более традиционным смыслом этого принципа: «Судьба существазависит от судьбы Вселенной». Всё это создаёт сложности при пониманиикосмической философии на завершающем этапе её становления.
Важнейшимипринципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научнойкартины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма,монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.
Принцип атомистическогопанпсихизманапрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковскийговорил, что «Я не только материалист, но и панпсихист, признающийчувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым отматерии». Все тела Вселенной «имеют одну и ту же сущность; одноначало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, субстанция, атом видеальном смысле)», что очень сходно с философией Платона.«Атом-дух» («идеальный атом», «первобытный дух»)по Циолковскому, «есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова.Животное есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как иВселенная. Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет.Есть только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое,неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее».Следовательно, «атом-дух» — это элемент метафизической субстанции,лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.
Принцип монизмавыражаетединство субстанциональной основы мира, образуемой «атомами-духами».«Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны бытьодинаковы».
Этоозначает:
1) единство материального и духовного начал Вселенной;
2) единство живой и неживой материи: «материя едина,так же ее отзывчивость и чувствительность»;
3) единство человека и Вселенной, т.е. его участие вкосмической эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертиидуши;
4) выводимость этических норм из метафизики космоса.
Принцип бесконечностираспространялся Циолковским и на мир как целое, и насвойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц вещества, ина структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы космическойэволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на отсутствиепределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по Циолковскому,бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную иерархиюкосмических структур — от атомов до «эфирных островов» разного уровнясложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной множествакосмосов намного опередила своё время, и теперь она нашла своё развитие вквантовой космологии.
Принципы самоорганизации и эволюциитакже являются ключевыми для метафизики космическойфилософии и вытекающей из неё научной картины мира. «Всё живо», т.е.способно к бесконечной самоорганизации и эволюции. Циолковский был не согласенс толкованием космической эволюции как неуклонной деградации, и его несогласиенашло своё выражение в принципах самоорганизации и эволюции. Ритмическиеизменения Вселенной в метафизике космической философии очень близки бесконечнымциклам эволюции. Эти принципы приобретают в контексте космической философииследующие значения:
1) эволюция как периодические трансформации, в ходекоторых возникают и разрушаются бесчисленные союзы «атомов-духов»,образующих космические структуры разных уровней;
2) самоорганизация как возникновение сложных (в томчисле, живых) структур из более простых;
3) эволюция и самоорганизация как «глобальныйэволюционизм» (эти процессы могут быть спонтанными или направлятьсяразумом).
Идеяпервопричины (причины) космоса как считал Циолковский «не может убедить ине имеет вида научной истины. Но я не могу лично обойтись без первопричины,всемогущей и благостной к своему созданию». По словам Циолковского всё,что для нашего ума безначально и бесконечно, то для первопричины конечно, даженуль, т.е. для неё мир мог иметь начало. Всемогущая и нежно любящая своётворение первопричина находится вне Вселенной и может её уничтожить по своейволе. Причина «безмерно выше космоса» и несоизмерима со своимтворением, т.к. создаёт вещество и энергию, что «космос сам не в силахделать». Проникновение в свойства причины приводит к неожиданным выводамэтического значения, которые «не могут не иметь благотворного влияния напоступки человека и других сознательных». Её доброта, счастье, мудрость имогущество бесконечны и отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:
1) «удовлетворение любознательности и вытекающееотсюда спокойствие»;
2) «смирение перед причиной»;
3) «чувство благодарности за не кончающеесявозрастающее счастье»;
4) «могущество причины не принесёт нам зла и вбудущем».
Основныеидеи космизма находят также своё отражение в рассуждениях Циолковского о«воле Вселенной». Если всё вокруг «порождено Вселенной. Она — начало всех вещей», то «от неё всё и зависит. Человек или другоевысшее существо и его воля есть только проявление воли Вселенной». Вконтексте «живой Вселенной» метафизика человеческой судьбы состоит втом, что смерти нет. В процессе возникновения и распада союзов«атомов-духов» смерть «сливается с рождением». Новая жизнь«хотя и разрушима, но новое разрушение сольётся с новым совершеннымрождением… Разрушения или смерти будут повторяться, бесчисленное множествораз, но все эти разрушения есть не исчезновения, а возникновения».Согласно космической философии «души хотя и нет», жизнь в ритмахэволюции Вселенной «непрерывна, счастлива, могущественна, никогда непрекращалась и никогда не прекратится», т.к. во временно мёртвом вещественет субъективного ощущения времени. Такой подход к судьбе человека в космизмехарактерен только для Циолковского и является очевидной альтернативой«активно-эволюционного подхода». В соответствии с идеями космизмаЦиолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции. Человечеству предстоит«идти вперёд и прогрессировать — в отношении тела, ума, нравственности,познания и технического могущества. Впереди его ждёт нечто блестящее,невообразимое». По истечении тысячи миллионов лет «ничегонесовершенного… на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чемунеизбежно приведёт наш разум и его сила». Космическое бытие человечествапо Циолковскому «может быть подразделено на четыре основных эры:
1. Эра рождения,в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлитсянесколько миллиардов лет.
2. Эра становления.Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу.Длительность этой эры — сотни миллиардов лет.
3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность — очевидно, сотни миллиардов лет.
4. Эра терминальнаязаймёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество…сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. изкорпускулярного вещества превратиться в лучевое. Что такое лучевая эра космоса- мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем”.
Циолковский называл себя «чистейшимматериалистом». Он действительно признавал существующий во Вселенной однусубстанцию и одну силу — материю в ее бесконечном превращении: «Этимиявлениями синтеза и анализа совершается вечный круговорот материи — тообразующий солнца, то разлагающий их в эфир и очень разреженные, невидимыемассы… Но кроме этого колебательного, или повторяющегося (периодического),движения возможно общее усложнение материи, так что периоды несколькоотличаются друг от друга, именно все большею и большею сложностью вещества.Есть ли конец этому усложнению и не начнется ли снова упрощение — неизвестно». У космистов христианской ориентации, начиная с Федорова, заоснову бытия берется направленная линия развития (кстати, более отвечающаясовременным физическим представлениям). При их онтологической предпосылке(вере) мир должен иметь начало, быть направленным или получить сознательноенаправление, стремиться к некоей совершенной точке, которая уже в свою очередьраспустит концентрические лучи нового бытия (сверхжизнь и сверхсознание,вечность). Это, безусловно, эволюционная, (в биологическом плане),историческая, архетипически высказанная в христианской модели мира.Циолковский, принимая кругооборот, как самый общий тип развития, все жепризнает в нем огромные отрезки восходящего, усложняющегося развития, но споследующим «разложением», «упрощением», возвратом в болееэлементарную форму и опять — новым витком еще большего усложнения, и так добесконечности. Циолковский представлял себе Вселенную единым материальнымтелом, по которому бесконечно путешествуют атомы, покинувшие распавшиесясмертные тела, атомы, которые и есть неразрушимые «первобытныеграждане», примитивные «я». Настоящая блаженная жизнь для них начинаетсяв мозгу высших, бессмертных существ космоса, притом что огромнейшие промежутки«небытия», нахождения в низшем материальном виде, как будто и вовсене существуют. Гарантией достижения бессмертного блаженства для мозговых атомовстановится уничтожение в масштабах Земли и космоса несовершенных форм жизни,подверженных страданию, куда эти атомы могли бы попасть.
Современныйкосмизм представляет собой программу становления человечества и космическаяфилософия Циолковского может рассматриваться как перспективный вариантосуществления такой программы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы еще разподчеркнуть общие родовые черты космического, активно-эволюционногонаправления философского и научного поиска, осуществленного в России за последнеестолетие. Прежде всего это понимание восходящего характера эволюции, роста вней разума и признание необходимости нового, сознательно-активного ее этапа,получающего различные названия — от «регуляции природы» до ноосферы.У религиозных космистов высшая цель движения носит название Царствия Божьего,Царствия небесного. Утверждается и несовершенство, «промежуточность»нынешней, еще кризисной, требующей дальнейшего роста природы человека, новместе — и высокое его достоинство, преобразовательная роль в мироздании. И врелигиозной ветви русского космизма, в центральной его теме богочеловечества,торжествует идея творческого призвания человека. Возникает новый взгляд начеловека как не только на исторического социального деятеля, биологический илиэкзистенциальный субъект, но и на существо эволюционирующее, творческисамопревосходящее, космическое.
Самой науке, точнее, грандиозному синтезунаук, объединенных во всеобщую космическую науку о жизни, дается новоенаправление развития. Ведь пока наука, основная созидательная сила современногомира, работает с равным циничным успехом и на разрушение. За это во многом ответствентот фундаментальный выбор, который господствует в современном мире с егофактическим обожествлением нынешней природной данности человека, его естественныхграниц, выбор, не дерзающий их раздвигать, т.е. идеал человека, пробующего иутверждающего себя во все измерения и концы своей природы, в том числе темные и«демонические», признающиеся одинаково правомочными, идеал,отказывающийся от императива эволюционного восхождения. Ноосферный, космическийидеал должен быть раскрыт в такой конкретности, чтобы он мог увлечьдействительно всех. Высшим благом нельзя признать просто исследование ибесконечное познание неизвестно для чего и лишь для созидания временного,материального комфорта живущим. Высшим благом может быть только жизнь, причемжизнь в ее духовном цвете, жизнь личностная, сохранение, продление, развитиеее.
Сила космистов в том, что обосновали инравственную и объективную необходимость активной эволюции, ноосферы.Ноосферное направление избрано самой эволюцией, глубинным законом развитиямира, выдвинувшим разум как свое орудие. Научными фактами, эмпирическими обобщениямиВернадский доказывает нам: работать против эволюции, против нового и объективно-неизбежного,сознательного, разумного ее этапа, преобразующего мир и природу самогочеловека, неразумно и бесполезно.
Течение русского космизма имеет значениеобщечеловеческое, оно дает глубокую теорию, поразительные предвосхищения,глядящие не только в современные, но и в значительно более далекие времена. Внаши дни, озабоченные поисками принципиально нового типа мышления, котороемогло бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русскихкосмистов приобретает особую притягательную силу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Циолковский К.Э.Грезы о земле и небе. Тула,1986
2. Фёдоров Н.Ф.Сочинения, М., 1982.
3. Фёдоров Н.Ф.Философия общего дела, Т.2, М., 1913.
4. Циолковский К.Э.Очерки о Вселенной, М., 1992.