« … Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье …»
К.Д.Ушинский.
Краеведение, если рассматривать его с точки зрения географии, представляет собой всестороннее изучение обучающимися родного края, в том числе его природы, населения и хозяйства. Географическому краеведению уделяется огромное внимание на уроках географии в нашем лицее. Анализируя содержание современного курса школьной географии, хотелось бы отметить, что краеведение пронизывает его, начиная с пятого класса (землеведение) и заканчивая одиннадцатым классом (экономическая география регионов мира). И в этом смысле можно говорить уже о географическом подходе (принципе) в обучении географии. Осуществление этого подхода включает не только комплексное ознакомление со своим городом и регионом в целом, но и постоянное использование полученных краеведческих знаний на уроках, а также установление ассоциативных связей краеведческих знаний с изучаемым материалом. В данном случае ясно видны общедидактические научные принципы доступности и наглядности обучения – от известного к неизвестному, от близкого к далекому. Очень важно еще и то, что многие общегеографические понятия могут быть сформированы самими обучающимися на основе собственных наблюдений за объектами и явлениями в окрестностях лицея, в пределах города, на территории Ростовской области.
Обучающиеся лицея изучают краеведение с помощью различных форм, среди которых есть и очень интересные, пользующиеся популярностью среди учеников. Частыми гостями на уроках географии бывают ученые ЮФУ – популяризаторы краеведения, авторы многих пособий по географии Ростовской области, среди них Зоя Михайловна Тимофеева, Виктор Николаевич Алексенко. Но хотелось бы выделить также и внеклассные учебные экскурсии, научно-исследовательские экспедиции. Во время их проведения, а также подготовки к ним, у обучающихся формируются эти самые краеведческие знания и умения.
За годы работы в лицее сложилась целая система из различных учебных экскурсий, тесно связанная с содержанием программы школьной географии. Начиная с пятого класса, рассматривая каждый раздел курса, можно организовывать и проводить экскурсии в природу. Например, в близкорасположенные к лицею зоопарк и ботанический сад ЮФУ при изучении животного и растительного мира (биосферы). Или в богатый своими интересными образцами минералов и горных пород минералогический музей геолого-географического факультета ЮФУ при изучении литосферы. Не менее интересна и познавательна экскурсия на метеорологическую станцию и гидрологический пост при изучении атмосферы и гидросферы. И таких примеров экскурсий можно приводить огромное множество. В старших классах при изучении экономической географии часто проводятся экскурсии на различные предприятия города и области. Среди которых есть и промышленные («Водоканал», «Аква-Дон», «Аксинья», «Глория Джинс» и др.), и сельскохозяйственные (страусинная ферма), и транспортные. Посещение обучающимися предприятий повышает их понимание отраслевой структуры региона, специализации хозяйства Ростовской области.
Кроме того, есть практический опыт в организации и проведении летних комплексных научно-исследовательских экспедиций геоэкологической направленности как в различных районах Ростовской области (Миллеровском, Шолоховском, Егорлыкском), так и за ее пределами (Павловский и Апшеронские районы Краснодарского края, Республика Адыгея, Белгородская область). Хотелось бы коротко остановиться на некоторых из них.
Первый опыт проведения школьных экспедиций появился летом 2002 года, когда несколько ребят (Задорожний В., Осыченко Е., Лянзберг А., Скрипченко В., Соколов М., Кемулария Ш., Молчанов А., Сергеев С.) из 7-9 классов смогли принять участие в работе геологической секции школьной экспедиции на севере Ростовской области, организованной Областным экологическим центром учащихся.
Под руководством учителей и педагогов дополнительного образования, а также ученых около сотни детей, разбившись по нескольким секциям (геология, этнография, ботаника, зоология, энтомология, орнитология и др.) изучали особенности природы Миллеровского района. Главная ценность таких экспедиций в том, что полевые исследования проводились непосредственно на природе (реки Калитва и Лозовая, гора Меловая, лесхоз Калитвенский, балки Копанянская и Красный Яр). По завершению исследований, наблюдений и экскурсий проводились камеральные работы. Они включали в себя систематизацию, оформление собранного материала, составление гербариев и коллекций горных пород, полезных ископаемых и образцов древних флоры и фауны. Работа нашей секции носила палеогеографический характер, т.к. основные исследования были нацелены на изучение меловых обнажений по берегам рек Калитва и Лозовая, у слободы Терновая, села Ольховый Рог, поселка Дегтево. Юными геологами под руководством учителей были совершены пешеходные походы по маршрутам с. Ольховый Рог – сл. Терновая – п. Дегтево, Калитвенский лесхоз – х. Ключковка – п. Дегтево. Везде, где были обнаружены выходы меловых обнажений, школьники изучали их на наличие органических останков древней флоры и фауны. В результате экспедиций были изучены практически все обнажения горных пород мелового периода в районе Калитвенского лесхоза, по берегам рек Калитва и Лозовая. Была собрана коллекция горных пород и полезных ископаемых Миллеровского района, а также органических останков древней флоры и фауны мезозоя, преимущественно мелового периода. Ребята работали не только в рамках программы геологической секции. Совместно с обучащимися из секций этнографии были изучены особенности обычаев коренных жителей севера Ростовской области, донских казаков и украинцев, их уклада жизни. Для этого были совершены автобусные экскурсии в город Миллерово и станицу Вешенскую. С энтомологами проводилась дневная и ночная ловля насекомых сачками и ловушками. С ботаниками из поселка Веселого был составлен гербарий степной и околоводной растительности. Такие экспедиции проходили дважды в год (июнь и август) на протяжении трех лет (с 2002 по 2004 г.).
Как результат работы геологической секции, стали выступления участников экспедиции на различных краеведческих и экологических конференциях и публикация тезисов докладов в научных сборниках.
Следующим этапом проведения научно-исследовательских экспедиций, была совместная работа с геолого-географическим факультетом РГУ (ныне ЮФУ), имеющим хорошую базу практики «Никель» в Адыгее, расположенную в живописной горной местности на берегу реки Белой. Экспедиция носила этнографический характер, ребята занимались сбором местных сказаний и легенд, посещая многие интересные природные объекты региона (Большую Азишскую пещеру, плато Лаго-Наки, водопады Руфабго, Хаджохскую теснину и другие). Одним из руководителей адыгейской экспедиции была Святец Наталья Николаевна, отличный организатор и ответственный педагог. К ребятам, которые участвовали в донских экспедициях ранее, присоединились и новички: Добронравова Жанна, Сабельник Анастасия, Мулышкина Екатерина, Осинкова Анастасия, Ананченко Елизавета. В течение двух недель экскурсии и походы были ежедневными. Маршруты проходили вдоль горных рек Белой, Сюк, Руфабго к водопадам по ущельям и лесным тропам. Ребята смогли подняться на некоторые небольшие вершины Западного Кавказа у плато Лаго-Наки и спуститься под землю, изучая одну из красивейших кавказских пещер – Большую Азишскую. И хотя обучающиеся не занимались изучением своего родного донского края, экспедиция носила явно выраженный краеведческий характер. Ведь нельзя изучать Ростовскую область в отрыве от других субъектов Российской Федерации, тем более, что и наш регион, и Кубань, и Адыгея вместе входят в один экономический район, в один федеральный округ. Поэтому немаловажно знать взаимные связи этих регионов (природные, экономические, историко-культурные и др.).
После адыгейской экспедиции были еще многодневные поездки по Ростовской области (хутор Кавалерский Егорлыкского района) и Краснодарскому краю. Отличие их от экспедиций, проводимых раннее, было в том, что они были самодеятельными. Приходилось самостоятельно решать организационные вопросы, транспортные проблемы, когда ранее этим занимались различные учреждения: ОбЭЦУ, РГУ. Но это не помешало провести все планируемые исследования на местности, и они принесли массу полезного детям. Так, было проведено изучение экологического состояния небольшой степной реки Кавалерки на границе донского и кубанского краев. После проведенных экспедиций результаты были представлены и отмечены на различных конференциях и семинарах, в том числе «Отечество» и Донской Академии Наук Юных Исследователей, тезисы докладов были опубликованы в различных научных сборниках.
Одна из последних и интереснейших экспедиций проходила в Белгородской области. Она была посвящена подвигу выпускника нашей школы Андрея Антоновича Бельгина – Героя Советского Союза – в Курской битве и погибшему в окрестностях села Крутой Лог. Для меня, как географа, как преподавателя – организатора ОБЖ, эта поездка была особо продуктивной и полезной. Как и для тех девяти ребят, которые приняли в ней участие. Обучающиеся нашего лицея посетили несколько городов белгородчины: Белгород, Шебекино, Строитель, познакомились с их историей, современным развитием. Побывали в Прохоровке, на третьем ратном поле России. Наладили сотрудничество с учеными Белгородского экологического центра, Советами Ветеранов Великой Отечественной войны, научными сотрудниками музея – диорамы «Курская битва». Собрали интересный материал и выступили с ним на городском этапе конференции «Отечество». Непосредственную помощь в организации поездки нам оказал Белгородский областной центр детского туризма и экскурсий.
В заключение хотелось бы рассказать о перспективах краеведческих экскурсий и экспедиций, которые, несмотря на увеличение использования различных электронных пособий на уроках, нужных и, безусловно, повышающих наглядность изучаемого материала, будут оставаться одними из ведущих форм географического краеведения. Ни один видеофильм, ни одна заметка или статья не могут передать той объективной обстановки, которая сложилась в том или ином районе нашей области. Поэтому так важно опираться на собственные впечатления и опыт. Можно много раз слышать, например, о целебных свойствах лечебной грязи озера Пеленкина близ Азова, но это озеро так и останется, как и тысячи озер России все-таки «известным неизвестным» до тех пор, пока сами не увидим его берега. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – такова русская поговорка, как никакая другая, подчеркивает значимость краеведческих и страноведческих экскурсий и экспедиций. И это касается не только обучающихся, но и их обучаемых. Географ без поездок, без практического «поля» не может быть высококлассным специалистом. Это, конечно, немного субъективно, можно привести того же Канта, практически не выезжавшего всю свою жизнь из родного Кенигсберга, но учитель – «домосед» уподобляется жюльверновскому Паганелю, который блестяще знал теорию, а на практике смог перепутать один материк с другим. Ростовская область, вопреки мнению многих, очень богата различными интересными природными и историко-культурными объектами. Знакомство обучающихся с ними повысит их патриотизм, любовь к родному краю, а значит можно говорить о том, что в будущем они станут жителями страны с устойчивой гражданской позицией.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bibliofond.ru
Дата добавления: 05.02.2013